- Кто такой руководитель, какие задачи он выполняет и какие навыки ему нужны
- Анна Кузьмина
- Должности руководителей
- Роль и статус
- Зачем нужны руководители
- Почему важен руководитель:
- Planning.
- Motivation.
- Organization.
- Функция контроля
- Функции управления
- Навыки руководителя
- Важность навыков для руководителя
- Развитие навыков руководителя
- Значение технического образования
- Курсы для руководителей в Skillbox
- Роли и функции руководителя
- Изучение менеджмента в Skillbox Media
- Особенности регистрации несчастных случаев и профессиональных заболеваний
Кто такой руководитель, какие задачи он выполняет и какие навыки ему нужны
Рассказываем, чем руководитель отличается от лидера, как он организует работу коллектива и чему нужно научиться, если вы хотите карьерного роста.
Анна Кузьмина
Кандидат экономических наук, доцент Электротехнического университета ЛЭТИ. 10 лет опыта в маркетинге и связях с общественностью в IT, СМИ, диджитал- и ивент-агентствах, телекоммуникациях в должностях от специалиста до PR-директора.
Руководители необходимы любому бизнесу. А чтобы научиться руководить, нужно разобраться в функциях руководителя и освоить соответствующие навыки.
В этом материале Skillbox Media рассказываем главное о руководителях — знать это полезно всем, кто планирует карьерный рост.
Должности руководителей
Руководитель — это человек, который управляет частью работы организации. Например, финансами, логистикой, продажами, кадровой политикой. Руководитель принимает управленческие решения: решает, как и что нужно делать, чтобы компания достигла целей.
Роль и статус
У любого руководителя в подчинении есть сотрудники. Например, на уровне топ-менеджмента руководители — это директор по производству, директор по развитию, генеральный директор и его заместители. На уровне среднего и линейного менеджмента это руководители службы, рабочей группы, лаборатории, отдела.
Руководитель, начальник и лидер
Русский язык привыкли использовать слова начальник и руководитель как синонимы. Начальник или руководитель — это человек, занимающий какую-то должность, наделённый полномочиями и имеющий в подчинении штат сотрудников.
Лидер — не то же самое, что руководитель и начальник. Лидер — человек, способный повести команду за собой. У него может не быть формальной власти, но он способен влиять на коллектив.
Зачем нужны руководители
Иногда подчинённым кажется, что всю работу они выполняют самостоятельно, а руководитель — лишнее звено с завышенной зарплатой. Возможно, иногда так и происходит. Но чаще всего без руководителей компания просто не сможет работать.
Почему важен руководитель:
- Руководитель имеет системное представление о целях и задачах фирмы.
- Руководитель делает все, чтобы работа была эффективной.
The manager controls employees. Few employees are responsible and autonomous — most of them need control. Without it, employees can work poorly or not work at all.
The manager has more expertise in his field. He can suggest a way to solve a problem that the employee has not encountered before.
Without a manager, the team will not work cohesively. This means that it will not be able to achieve its goals — and the company will earn less money than it could, or even cease to exist.
The managers tasks depend on the position, industry, company size, its organizational and legal form, organizational structure, and other factors. But there are four functions that all managers perform. These are planning, motivation, organization, and control — in management, they are called basic functions.
Planning.
This is setting goals and creating a plan of action to achieve them, as well as allocating resources — such as personnel, information, and material.
The manager develops an action plan for both the long and short term. Usually, the higher the uncertainty in the external environment, the shorter the planning horizon. In the USSR, a medium-term horizon, the five-year plan, was common. Nowadays, companies often use a short-term planning horizon — up to five years.
To develop a plan, the manager can use various tools and methodologies. For example, the SMART method to define goals, and the SWOT analysis method to understand what influences the company or direction and how they can be developed.
Motivation.
Motivation, in general, is the internal drive of a person to perform an action to satisfy their needs. Speaking of motivation as a managers function, it is the urge to get employees to do the work.
To be successful, a manager must understand which specific incentives work on employees. Some value bonuses, others recognition, and others the opportunity to leave work early to pick up their child from daycare. When the manager knows the priorities of his employees — which reward is most valuable to them — he can motivate the team.
Managers have always been interested in motivation. Professor of the Yale School of Management, Victor Vroom, American psychologists Frederick Herzberg and David McClelland put forward their motivation theories. The most popular is Abraham Maslows theory of motivation.
Organization.
Within this function, two directions of action are distinguished: organizational design and organization of the work process. Organizational design is the creation of the framework of the organization: establishing the hierarchy and authorities of departments, schemes of their interaction. Organization of the work process — setting tasks and equipping employees with the resources they need to perform these tasks.
Функция контроля
Контроль — это проверка результатов работы и сравнение с ожиданиями и поставленными целями. Вот что относится к функции контроля:
- определение желаемого результата (эталона);
- проверка результата работы;
- сравнение с эталоном;
- в случае отклонения — анализ причин и корректирующие действия.
Руководитель следит, чтобы всё шло по плану, и принимает меры, если что-то не получается. Например, перераспределяет задачи и ресурсы, оптимизирует процессы или корректирует планы.
При контроле важно точно определить ожидаемый результат и донести это до сотрудника. Если этого не сделать, сотрудника легко демотивировать. Он не поймёт, чего от него ожидают и какой результат будет хорошим, а какой — плохим.
Функции управления
Анри Файоль в 1916 году назвал пять функций руководителя: к четырём базовым он добавил функцию координации. Современные исследователи часто включают в этот список ещё одну — функцию коммуникации.
Профессор менеджмента Генри Минцберг выделяет руководителя. Они делятся на три категории: межличностные, информационные и связанные с принятием решений.
Например, в роли связующего звена руководитель отвечает за отношения с внешним окружением фирмы — их нужно установить и поддерживать. В роли предпринимателя — ищет идеи и ресурсы для их реализации, следит за их воплощением в жизнь.
Навыки руководителя
Руководители должны обладать разными навыками. Роберт Кац считает, что навыки руководителя делятся на технические, концептуальные и межличностные:
- Технические — те, что относятся к работе.
- Концептуальные — навыки системного мышления.
- Межличностные — навыки коммуникации.
Таким образом, руководитель играет важную роль в организации, обеспечивая выполнение поставленных целей и эффективную работу персонала. Мастерство владения управленческими навыками поможет ему успешно руководить коллективом и достигать успеха в работе.
Важность навыков для руководителя
Важность этих навыков подтверждают другие эксперты и исследования. Например, согласно исследованию Ancor, руководители считают, что для успеха бизнеса нужны софт-скиллы: навыки переговоров, коммуникативные навыки, критическое мышление и другие.
Развитие навыков руководителя
Все эти навыки можно развить. Сделать это можно самостоятельно или получив формальное образование. Например, руководитель может окончить:
- бакалавриат специальности и магистратуру по менеджменту;
- технический специалитет;
- программу среднего специального технического образования и тренинги или курсы по менеджменту.
Значение технического образования
Техническое образование нужно, чтобы получить хард-скиллы — разобраться в специфике направления, которым предстоит руководить. Курсы, программы MBA или образование по направлению Менеджмент нужны, чтобы развить концептуальные и межличностные навыки, научиться управлять персоналом, ресурсами, процессами.
Курсы для руководителей в Skillbox
Есть ли курсы для руководителей в Skillbox? Получить нужные навыки можно на курсе Skillbox Эффективный руководитель. Он подходит тем, кто планирует карьерный рост, тем, кто недавно получил повышение, и руководителям с опытом.
На курсе учат работать с тем, с чем руководители сталкиваются каждый день. Ставить цели и задачи, прогнозировать результаты, анализировать данные и принимать решения, работать с вовлечённостью и мотивацией сотрудников, выстраивать операционную стратегию и так далее. Все эти навыки можно закрепить на практике — в курсе 42 практических задания, которые будут проверять кураторы и преподаватели: основатели компаний и руководители.
Роли и функции руководителя
- Руководитель — человек, который управляет частью работы организации. Он решает, что и как делать, чтобы компания достигла поставленных целей.
- Без руководителя компания не сможет работать или будет работать менее эффективно. Руководитель знает, как и кому делегировать задачи, может помочь сотрудникам в решении проблем, системно видит компанию.
- Руководитель выполняет разные функции. Базовые — планирование, мотивация, организация и контроль. Также руководитель может искать идеи или заниматься текучкой.
- Руководителям нужны три группы навыков: технические, концептуальные и межличностные. Получить их можно самостоятельно, в вузе, на курсах или на программах MBA.
Изучение менеджмента в Skillbox Media
Каждый руководитель — менеджер: он управляет людьми, процессами и ресурсами. Менеджмент — обширная академическая дисциплина. В Skillbox Media есть статья о менеджменте, с которой можно начать изучать тему. Из неё вы узнаете, какие есть направления в менеджменте, и поймёте, какое может подойти вам.
Также в Skillbox Media есть отдельные статьи о разных направлениях менеджмента. Это материалы про управление изменениями, проектное управление, управление персоналом, операционный менеджмент. Прочитайте статьи, чтобы подробнее узнать о каждом направлении.
Мотивировать сотрудников нужно не только деньгами. Прочитайте статью о мотивации персонала, чтобы узнать, какие ещё методы работают и почему деньги — не самое важное.
Курс Skillbox «Эффективный руководитель» подойдёт тем, кто хочет занять руководящую должность. На нём изучают основы менеджмента, учат создавать презентации и аргументировать позицию, помогают на практике освоить управление командами, ресурсами и процессами.
Вы научитесь разрабатывать стратегию, ставить цели, создавать бизнес‑процессы и комфортный климат в команде. Найдёте точки роста в своей компании, сможете претендовать на повышение или масштабировать бизнес.
Узнать про курс
Делаю презентации и получаю 220 000 рублей в месяц
На рынке полно клиентов, готовых платить за слайды, которые убеждают заключать сделки на миллионы рублей. Можно работать удалённо на себя или в штате компании. Как это делать, показываем на курсе «Мастер презентаций».
Доля работающих во вредных и/или опасных условиях (РФ), Росстат[1]. Работа во вредных условиях приводила к смерти 190 тыс. ежегодно[2]. Спад после 2014 г. объясняется тем, что закон 426-ФЗ приравнивает выдачу СИЗ к улучшению условий труда, и тем, что методики оценки условий труда стали менее строгими[3]
Охрана труда не тождественна технике безопасности, производственной санитарии или гигиене труда. Охрана труда по своей сути представляет набор обязательных для исполнения работодателями мероприятий, таких как обучение по охране труда, проведение медосмотров, обеспечение молоком и профилактическим питанием "вредников", обеспечение работников спецодеждой по установленным нормам, предоставление льгот и компенсаций за вредные условия труда. Охрана труда не занимается вопросами обеспечения безопасности производственного процесса, продукции, сырья и поэтому не может служить интересам сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой (производственной) деятельности. Охрана труда, как система мероприятий управляется единственным органом исполнительной власти — Минтрудом в рамках его полномочий. Фактически охрана труда является частью социально-трудовых отношений. Таким образом в состав системы охраны труда входят следующие направления производственной безопасности:
Производственная санитария определяется как система организационных мероприятий и технических средств, предотвращающих или уменьшающих воздействие на работающих вредных производственных факторов.
Гигиена труда характеризуется как профилактическая медицина, изучающая условия и характер труда, их влияние на здоровье и функциональное состояние человека и разрабатывающая научные основы и практические меры, направленные на профилактику вредного и опасного воздействия факторов производственной среды и трудового процесса на работающих.
Электробезопасность — состояние защищённости работника от вредного и опасного воздействия электротока, электродуги, электромагнитного поля и статического электричества.
Пожарная безопасность — состояние защищённости личности, имущества общества и государства от пожаров.
Промышленная безопасность — состояние защищённости жизненно важных интересов личности и общества от аварий на опасных производственных объектах и последствий указанных аварий. В свою очередь охрана труда, электробезопасность, промышленная безопасность, пожарная безопасность являются составными частями
Безопасность жизнедеятельности — наука о комфортном и безопасном взаимодействии человека с техносферой.
Управление безопасностью труда — организация работы по обеспечению безопасности, снижению травматизма и аварийности, профессиональных заболеваний, улучшению условий труда на основе комплекса задач по созданию безопасных и безвредных условий труда. Основана на применении законодательных нормативных актов в области охраны труда.
Управление профессиональными рисками — Методы управления людьми и организациями, позволяющие снизить риски травмирования или заболевания работающих, включая ограничение, снижение, передачу и устранение риска[14].
| Терминология | |
| ———————————————————— | —————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————- |
| ЕИСОТ | Единая общероссийская справочно-информационная система по охране труда |
| Охрана труда | система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия; |
| Условия труда | совокупность факторов производственной среды и трудового процесса, оказывающих влияние на работоспособность и здоровье работника; |
| Работник | физическое лицо, вступившее в трудовые отношения с работодателем; |
| Работодатель | организация (юридическое лицо), представляемая её руководителем или иным лицом (по оформленной нотариусом доверенности), либо физическое лицо, с которым работник состоит в трудовых отношениях; |
| Организация | предприятие, учреждение либо другое юридическое лицо независимо от форм собственности и подчинённости; |
| Вредный производственный фактор | производственный фактор, воздействие которого на работника может привести к его заболеванию; |
| Опасный производственный фактор | производственный фактор, воздействие которого на работника может привести к его травме; |
| Рабочее место | место, в котором работник должен находиться или в которое ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя; |
| Рабочая зона | пространство высотой до 2 м над уровнем пола или площадки, на которых находятся места постоянного или временного пребывания работающих в процессе трудовой деятельности; |
| Средства индивидуальной и коллективной защиты работников | технические средства, используемые для предотвращения или уменьшения воздействия на работников вредных или опасных производственных факторов, а также для защиты от загрязнения; |
| Производственная деятельность | совокупность действий людей с применением орудий труда, необходимых для превращения ресурсов в готовую продукцию, включающих в себя производство и переработку различных видов сырья, строительство, оказание различных услуг. |
| Авария | разрушение сооружений, оборудования, технических устройств, неконтролируемые взрыв и/или выброс опасных веществ, создающие угрозу жизни и здоровью людей (ГОСТ 12.0.006-2002). |
| Аварийная ситуация | ситуация, которая может привести к поломке деталей и травмированию работающего (ГОСТ 12.2.009-99). |
| Безопасное расстояние | наименьшее расстояние между человеком и источником опасного и вредного производственного фактора, при котором человек находится вне опасной зоны (ГОСТ 12.0.002.80) |
| Пожарная безопасность | состояние объекта, при котором исключается возможность пожара, а в случае его возгорания предотвращения воздействия на людей опасных факторов пожара и обеспечивается защита материальных ценностей; |
| Безопасность | состояние, при котором риск для здоровья и безопасности персонала находится на приемлемом уровне (ГОСТ Р 12.0.006-2002) |
| Безопасность производственного оборудования | свойства производственного оборудования соответствовать требованиям безопасности труда при монтаже (демонтаже) и эксплуатации в условиях, установленных нормативно-технической документацией (ГОСТ 12.0.002.80). |
| Безопасные условия труда | состояние условий труда, при котором воздействие на работающего вредных и(или) опасных производственных факторов исключено либо уровни их воздействия не превышают установленных нормативов. |
| Профессиональный риск | вероятность причинения вреда здоровью в результате воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов при исполнении работником обязанностей по трудовому договору или в иных случаях, установленных настоящим Кодексом, другими федеральными законами. Порядок оценки уровня профессионального риска устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда с учётом мнения Российской трёхсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (ТК РФ). |
| Система управления охраной труда | часть общей системы управления, которая способствует управлению рисками в области охраны труда, связанными с деятельностью предприятия. Она включает организационную структуру, планирование, ответственность, практическую деятельность, процедуры, процессы и ресурсы для разработки, внедрения, осуществления, анализа и поддержания в рабочем состоянии политики предприятия в области ОТ. |
| Давление звуковое(E. Sound pressure) | Переменное давление, избыточное над равновесным, возникающее при прохождении звуковой волны в жидкой или газообразной среде. (Терминологический словарь по строительству. М.: Рус. яз., 1986) |
| Датчик системы безопасности (safety system sensor) | Устройство или совокупность устройств системы безопасности, выполняющие измерение условий протекания процесса. Примечание — Например передатчик, преобразователь, переключатель процессов, переключатель направлений. |
| Действия при аварийной ситуации (emergency operation) | Все действия и функции, направленные на предотвращение или устранение аварийной ситуации. |
| Журнал учёта опасностей | Документ, в котором регистрируют все действия по управлению функциональной безопасностью, выявленные опасности, ответственных лиц, принятые и утверждённые решения или же указывают ссылки на связанные с этим процессом документы. Примечание — Журнал учёта опасностей иногда называют протоколом угроз. |
| | Эта статья описывает ситуацию применительно лишь к одному региону, возможно, нарушая при этом правило о взвешенности изложения. Вы можете помочь Википедии, добавив информацию для других стран и регионов. |
| ———————————————————————————————————————— | ——————————————————————————————————————————————————————————————————————- |
Государственные нормативные требования охраны труда устанавливают правила, процедуры и критерии, направленные на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности
В соответствии с российским законодательством (ст.212 ТК РФ) обязанности по обеспечению безопасных условий и ОТ возлагаются на работодателя, конкретно — на первое лицо предприятия. Каждый работник обязан (ст. 214 ТК РФ):
Соблюдать требования ОТ;
Правильно применять средства индивидуальной и коллективной защиты;
Проходить обучение безопасным методам и приёмам выполнения работ, инструктаж по ОТ, стажировку на рабочем месте и проверку знаний требований ОТ;
Немедленно извещать своего непосредственного руководителя о любой ситуации, угрожающей жизни и здоровью людей, о каждом несчастном случае, происшедшем на производстве, или об ухудшении состояния своего здоровья, в том числе о проявлении признаков острого профессионального заболевания или отравления;
Проходить обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры.
Кроме обязанностей, каждый работник имеет права и гарантии права на безопасные и здоровые условия труда, которые сформулированы в российском законодательстве.
Гарантии права работника на труд в условиях, соответствующих требованиям ОТ, состоят, в частности, в том, что:
Государство гарантирует работникам защиту их права на труд в условиях, соответствующих требованиям ОТ;
Условия труда по трудовому договору должны соответствовать требованиям ОТ;
На время приостановления работ вследствие нарушения требований ОТ не по вине работника за ним сохраняется место работы и средний заработок;
При отказе работника от выполнения работ при возникновении опасности для его жизни и здоровья, работодатель обязан предоставить работнику другую работу на время устранения такой опасности. Если предоставление другой работы невозможно, время простоя оплачивается в соответствии с действующим законодательством;
В случае не обеспечения работника средствами защиты по нормам работодатель не в праве требовать от работника выполнения трудовых обязанностей и обязан оплатить простой;
Отказ работника от выполнения работ из-за опасности для его жизни и здоровья, либо от тяжёлых работ и работ с вредными или опасными условиями труда, не предусмотренных трудовым договором, не влечёт за собой привлечение его к дисциплинарной ответственности;
В случае причинения вреда жизни и здоровью работника при исполнении трудовых обязанностей осуществляется возмещение указанного вреда в соответствии с действующим законодательством;
| | Этот раздел нужно проверить на соответствие критериям взвешенности изложения. Возможно, содержание статьи нарушает принцип взвешенного изложения, представляя малозначимые мнения и факты так же, как и более важные, либо уделяет слишком много места описанию какого-то одного аспекта темы в ущерб другим, не менее существенным. Пожалуйста, улучшите её в соответствии с правилами написания статей. |
| ————————————————————————————————————————— | ————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————- |
| | Этот раздел нужно проверить на соответствие критериям взвешенности изложения. Возможно, содержание статьи нарушает принцип взвешенного изложения, представляя малозначимые мнения и факты так же, как и более важные, либо уделяет слишком много места описанию какого-то одного аспекта темы в ущерб другим, не менее существенным. Пожалуйста, улучшите её в соответствии с правилами написания статей. |
| ————————————————————————————————————————— | ————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————- |
В России государственный контроль и надзор за соблюдением требований охраны труда осуществляется федеральной инспекцией труда при Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации и федеральными органами исполнительной власти (в пределах своих полномочий).
Федеральная инспекция труда контролирует выполнение законодательства, всех норм и правил по охране труда. Государственный санитарно-эпидемиологический надзор, осуществляемый органами Министерства здравоохранения Российской Федерации, проверяет выполнение предприятиями санитарно-гигиенических и санитарно — противоэпидемических норм и правил. Государственный энергетический надзор при Министерстве топлива и энергетики Российской Федерации контролирует правильность устройства и эксплуатации электроустановок. Государственный пожарный надзор контролирует выполнение требований пожарной безопасности при проектировании и эксплуатации зданий и помещений.
Другими надзирающими органами являются: федеральный горный и промышленный надзор, федеральный надзор Российской Федерации по ядерной и радиационной безопасности, государственная инспекция безопасности дорожного движения, органы юстиции и т. д.
Особенности регистрации несчастных случаев и профессиональных заболеваний
Исторически сложилось так, что в СССР и РФ в системе охраны труда сильно искажена «обратная связь» — учёт профзаболеваний, несчастных случаев и даже несчастных случаев со смертельным исходом. На основе марксистско-ленинского подхода к неблагоприятным изменениям здоровья при трудовой деятельности как последствиям эксплуатации трудящихся при капитализме в 1930-х на государственном уровне было принято решение об уменьшении числа несчастных случаев и профзаболеваний в социалистическом СССР до нуля:
В 1936 г. 16-я партийная конференция ВКП(б), принявшая программу развития СССР на многие годы, в части совершенствования системы оказания медицинской помощи населению страны в первом пункте постановления, посвящённого этой теме, прописала необходимость решения задачи ликвидации профессиональных заболеваний, а во втором — резкого снижения производственного травматизма. И началась «борьба». Производственный травматизм в 1937 г. по отношению к 1936 г. на большинстве предприятий снизился на 43-55 %. Данные о первично поставленных диагнозах «профессиональное заболевание» и «производственный травматизм» стали секретными. Из пятилетки в пятилетку общая численность первично поставленных диагнозов «профессиональное заболевание» сокращалась на 23-25 %.
…
| Отличия в регистрируемом числе несчастных случаев со смертельным исходом | | | | |
| ———————————————————————— | ———- | —- | ———- | ——————————— |
| Годы | Росстат | ФСС | Роструд | Максимальное расхождение данных |
| 2001 | 4368 | 5755 | 6194 | 1826 |
| 2002 | 3920 | 5715 | 5865 | 1945 |
| 2003 | 3536 | 5180 | 5185 | 1649 |
| 2004 | 3292 | 4684 | 4924 | 1632 |
| 2005 | 3091 | 4235 | 4604 | 1513 |
| 2006 | 2881 | 3591 | 4301 | 1420 |
| 2007 | 2966 | 3677 | 4417 | 1451 |
| 2008 | 2548 | 3238 | 3931 | 1383 |
| 2009 | 1967 | 2598 | 3200 | 1233 |
| 2010 | 2004 | 2438 | 3120 | 1116 |
| Соотношение между зарегистрированными несчастными случаями с и без смертельного исхода | | | |
| ————————————————————————————— | ———————— | ———————- | ———————————————————— |
| Годы | Всего несчастных случаев | Со смертельным исходом | Отношение числа всех н/с к числу н/с со смертельным исходом |
| 2000 | 45 958 | 4548 | 10,1 |
| 2001 | 100 790 | 5755 | 17,5 |
| 2002 | 124 667 | 5715 | 21,8 |
| 2003 | 112 107 | 5180 | 21,6 |
| 2004 | 101 036 | 4684 | 21,57 |
| 2005 | 90 965 | 4235 | 21,5 |
| 2006 | 88 235 | 3591 | 24,6 |
| 2007 | 85 012 | 3677 | 23,1 |
| 2008 | 77 364 | 3238 | 23,9 |
| 2009 | 64 660 | 2598 | 24,9 |
Существенное отличие сведений для РФ по отношению числа несчастных случаев со смертельным исходом к числу случаев утраты трудоспособности показывает, что большая часть несчастных случаев без смертельного исхода — не регистрируется.
В частности, работникам, занятым на работах с вредными и опасными условиями труда, устанавливается оплата труда, повышенная не менее чем на 4 % по сравнению с тарифными ставками (окладами), установленными для аналогичных видов работ с нормальными условиями труда.
Установить минимальный размер повышения оплаты по каждому классу условий труда должно Минздравсоцразвития России (п. 2 постановления № 870). Но до сих пор этого не сделано. Поэтому до принятия соответствующих документов размер доплат можно рассчитывать на основании Типового положения об оценке условий труда на рабочих местах и порядке применения отраслевых перечней работ, на которых могут устанавливаться доплаты рабочим за условия труда, утверждённого постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 03.10.86 № 387/22-78 (далее — Типовое положение). Об этом говорится в информации Минтруда России от 01.10.2012. Косвенно такой вывод можно сделать также из Определения Верховного суда РФ от 01.11.2012 № АПЛ12-651.
Лица, виновные в нарушении требований ОТ, невыполнении обязательств по ОТ, предусмотренных договорами и соглашениями, трудовыми договорами (контрактами), или препятствующие деятельности представителей органов госнадзора и контроля за соблюдением требований ОТ, а также органов общественного контроля, несут дисциплинарную, административную, гражданско-правовую и уголовную ответственность в соответствии с законодательством РФ.
Различают следующие виды дисциплинарных взысканий:
Замечание;
Выговор;
Увольнение по соответствующим основаниям.
К административным взысканиям за нарушение требований ОТ относятся административный штраф и дисквалификация.
Уголовная ответственность за нарушение требований охраны труда предусматривает следующие виды наказаний:
штраф;
лишение права занимать определённые должности и заниматься определённой деятельностью;
исправительные работы;
лишение свободы на определённый срок.
Министерство труда Российской Федерации от 17.12. 2002 года постановлением № 80 утвердило Методические рекомендации по разработке государственных нормативных требований охраны труда. Данным документом установлен порядок разработки, согласования, утверждения, учёта, издания, распространения, отмены правил и инструкций по охране труда, установлены требования к их построению, содержанию, оформлению и обозначению, порядок их проверки, пересмотра и обеспечения ими предприятий, а также надзор и контроль за их соблюдением.
Правила по охране труда не исключают действия стандартов Системы стандартов безопасности труда (ССБТ), строительных и санитарных норм и правил, а также правил, норм безопасности, утверждённых федеральными надзорами России, и не должны противоречить этим документам.
Правила по охране труда — нормативный акт, устанавливающий требования по охране труда, обязательные для исполнения при проектировании, организации и осуществлении производственных процессов, отдельных видов работ, эксплуатации производственного оборудования, установок, агрегатов, машин, аппаратов, а также при транспортировании, хранении, применении исходных материалов, готовой продукции, веществ, отходов производств и т. д.
Правила по охране труда могут быть межотраслевого и отраслевого назначения. Межотраслевые правила по охране труда утверждаются Министерством труда Российской Федерации, а отраслевые правила — соответствующими федеральными органами исполнительной власти по согласованию с Министерством труда Российской Федерации.
Правила по охране труда утверждаются на определённый срок действия или без ограничения этого срока.
Инструкция по охране труда — нормативный акт, устанавливающий требования по охране труда при выполнении работ в производственных помещениях, на территории предприятия, на строительных площадках и в иных местах, где производятся эти работы или выполняются служебные обязанности.
Инструкции по охране труда могут быть типовыми (отраслевыми или межотраслевыми) и для работников предприятий (для отдельных должностей, профессий и видов работ).
Типовые инструкции утверждаются федеральными органами исполнительной власти после проведения предварительных консультаций с соответствующими профсоюзными органами.
В качестве типовой инструкции данной отрасли может быть использована типовая инструкция другой отрасли для работников соответствующих профессий (видов работ) с согласия федерального органа исполнительной власти, утвердившего указанную инструкцию.
Инструкции по охране труда могут разрабатываться как для работников по должностям (директор, главный бухгалтер, экономист, менеджер по персоналу и др.), отдельным профессиям (электросварщики, станочники, слесари, электромонтёры, уборщицы, лаборанты, доярки и др.), так и на отдельные виды работ (работа на высоте, монтажные, наладочные, ремонтные работы, проведение испытаний и др.). В соответствии с судебной практикой целесообразно организовать разработку инструкций по должностям согласно утверждённому работодателем штатному расписанию.
Типовая инструкция для работников должна содержать следующие разделы:
общие требования охраны труда (включая должностные обязанности работника);
требования охраны труда перед началом работы;
требования охраны труда во время работы;
требования охраны труда в аварийных ситуациях;
требования охраны труда по окончании работы.
При необходимости в инструкцию можно включать дополнительные разделы.
Для вводимых в действие новых производств допускается разработка временных инструкций для работников. Временные инструкции должны обеспечивать безопасное ведение технологических процессов и безопасную эксплуатацию оборудования.
Инструкции для работников всех должностей утверждаются руководителем предприятия после согласования с соответствующим профсоюзным органом (или иным выборным органом) и службой охраны труда, а в случае необходимости и с другими заинтересованными службами и должностными лицами по усмотрению службы охраны труда.
Инструкции могут быть выданы работникам на руки под расписку в личной карточке инструктажа для изучения при первичном инструктаже, либо вывешены на рабочих местах или участках, либо храниться в ином месте, доступном для работников.
Изучение инструкций для работников обеспечивается работодателем. Требования инструкций являются обязательными для работников. Невыполнение этих требований должно рассматриваться как нарушение трудовой дисциплины.
Работа с персоналом по охране труда является одним из основных направлений производственной деятельности, обеспечивающей безопасность, надёжность и эффективность работы предприятия, и направлена на решение следующих основных задач:
обеспечение соответствия квалификации лиц, принимаемых на работу, требованиям, характеристикам и условиям производства;
формирование необходимых знаний и навыков работника перед допуском к самостоятельной работе, в том числе специальных, необходимых для допуска работника к обслуживанию оборудования и/или выполнению работ, подконтрольных органам государственного надзора;
сохранение необходимых знаний и навыков, развитие производственных навыков в процессе трудовой деятельности;
совершенствование знаний и навыков при изменении производственных условий;
постоянный и систематический контроль профессиональных знаний и навыков работника в процессе его трудовой деятельности;
изучение и применение передовых безопасных приёмов производства работ, воспитание у персонала ответственности за соблюдение правил, норм и инструкций по охране труда.
Трудовой кодекс РФ определил, что аттестация рабочих мест — это оценка условий труда на рабочих местах в целях выявления вредных и опасных производственных факторов и осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда.
Закон 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» регулирует проведение специальной оценки условий труда.
Оценка условий труда заключается в измерениях вредных факторов, которые воздействуют на работника в ходе трудовой деятельности, и не требует от работодателя улучшать условия труда.
Возможность этого закона эффективно влиять на условия труда была подвергнута сомнению специалистами.
Отсутствовал серьёзный контроль и за качеством аттестации (предшественнице спецоценки), и даже за самим её проведением. С 01.09.2008 до 01.01.2013 о проведении аттестации отчиталось 2 % хозяйствующих субъектов.
Не охватываются все виды вредных и опасных производственных факторов. В ряде случае аттестующие организации вообще ничего не меряют, а за умеренную плату выдают документы о приемлемых условиях труда — без выезда на предприятие.
Качество подготовки экспертов может быть недостаточным. Аттестация экспертов состоит в ответах на вопросы, а наличие навыков измерений не проверяется.
Рабочие должны использовать эффективные СИЗ, но оценка их эффективности на рабочих местах при реальном применении невозможна. Снижение класса вредности при выдаче «эффективных» СИЗ противоречит основному принципу охраны труда, требующему обеспечивать рабочих в первую очередь эффективными средствами коллективной защиты.
Авторы предложили отменить статьи 6 и 7 Закона 426-ФЗ, и поручить квалифицированному НИИ разработать перечни вредных факторов для их идентификации для разных видов производств, технологий работ и используемых материалов.
Основные требования, которые должно выполнить предприятие:
Создать службу охраны труда;
Разработать и утвердить на предприятии положения, инструкции и иные акты по охране труда;
Организовать проведение инструктажей по вопросам охраны труда;
Обеспечить обучение и проверку знаний по вопросам охраны труда;
Позаботиться о проведении медицинских осмотров;
Обеспечить работников средствами индивидуальной защиты, мылом, молоком, солёной водой и прочее;
Провести аттестацию рабочих мест;
Наладить учёт несчастных случаев.
До принятия Закона об охране труда 1970 г. в США не было ни одного общегосударственного нормативного документа, регулирующего правовую сторону обеспечения здоровых и безопасных условий на рабочих местах (за исключение ряда законов о безопасности на угольных шахтах). Тем не менее, профессиональные заболевания и травмы регистрировались, проводилась их статистическая обработка, проводились научные исследования в области промышленной безопасности, гигиены и санитарии, медицины труда, токсикологии и профессиональных заболеваний. Отсутствие специализированных нормативных документов не препятствовало рабочим обращаться к врачам и затем в суды, и порой выигрывать судебные иски к работодателям (что наносило им как прямой, так и косвенный экономический и моральный ущерб — за счёт выплат компенсаций и ухудшения репутации). Однако страдали не только рабочие и предприниматели, но и общество в целом.
В 1934 году был принят первый закон, регулировавший отношения предпринимателей и наёмных работников (Waish-Healey Public Contracts Act), однако он распространялся лишь на тех работодателей, которые выполняли заказы правительства на сумму свыше 10000 долларов; и он не оказал серьёзного воздействия на предпринимателей.
Принятие упомянутого закона и появление дополнительного государственного контроля за работодателем сразу привело к значительному снижению числа случаев профессиональных заболеваний, травматизма, и несчастных случаев со смертельным исходом.
Статья Чарльза Диккенса о необходимости ограждения подвижных частей машин для предотвращения травм рабочих, 1855 год
Первый закон, который по крайней мере пытался регулировать отношения работодателя и рабочего, и обязанности первого в отношении безопасности и санитарии на рабочих местах, был принят в Великобритании в 1795 году The Health and Morals of Apprentices Act (как следствие вспышек эпидемий, вызванных страшными условиями жизни и работы на первых фабриках в начале промышленной революции). Принятие этого закона, который (формально) являлся вмешательством государства в частную жизнь предпринимателей, не встретило никакого противодействия со стороны последних. Причина в том, что в законе отсутствовал хоть какой-то механизм контроля за его выполнением; и — как и ожидали предприниматели — он оказался совершенно неэффективным.
Публикации в газетах об ужасных условиях жизни и работы детей на фабриках, изменение общественного мнения, и агитация наиболее гуманных работодателей, привели к принятию в 1819 году нового закона — о ткацких фабриках (Act for the Regulation of Cotton Mills and Factories). Это закон, и последующие поправки к нему также оказались совершенно неэффективными — по той же причине: полное отсутствие механизма контроля государства за соблюдением закона работодателем. Позднее в прессе появились публикации об ужасных условиях труда рабов в США, и параллели с условиями на английских фабриках становились очевидны. Часть газетных статей, обращавших внимание на условия работы детей, и травматизм (из-за отсутствия ограждения на ременных передачах) была написана Чарльзом Диккенсом. В газетах печатались карикатуры на алчных работодателей, и статьи соответствующего содержания.
В 1833 году была учреждена должность королевского инспектора, имевшего право контролировать условия труда. Возраст, с которого дети могли начинать работать, был ограничен 13 годами; запрещалась ночная работа лиц моложе 18 лет; и рабочая (неделя) ограничивалась 48 часами. Недостатки первых законов попробовали учесть — теперь инспекторы имели драконовские полномочия, и имели право на полицейские меры в отношении нарушителей. Закон имел серьёзные недостатки, но его принятие стало большим шагом вперёд. В новом законе 1864г уже были требования к проветриванию (общеобменной вентиляции), а в законе 1878г — к местным отсосам (для удаления пыли от источников её образования).
В законе 1901 года описывались не только требования, но и методы их выполнения. Также документ содержал требования, ограничивавшие воздействие на рабочих некоторых промышленных токсических веществ (аналог ПККрз). Первым вредным веществом, использование которого было запрещено, стал жёлтый фосфор (при производстве спичек у детей возникали уродливые отклонения — «фосфорная челюсть»).
С начала 20-го века происходило бурное развитие медицины профзаболеваний, и науки в области охраны труда. В 1937 году был разработан и принят довольно подробный закон с требованиями охраны труда, а штат правительственных инспекторов включал в себя 30 человек. Вторая мировая война затормозила развитие в этой области.
Позднее, в 1950-60-е годы стали больше внимания уделять химическим веществам, использовавшимся в промышленности, и в фабричной инспекции был создан химический отдел; а в 1966 году — секция промышленной гигиены.
Раздорожный А. А. Охрана труда и производственная безопасность: Учебно-методическое пособие — Москва: Изд-во «Экзамен», 2005. — 512 с. (Серия «Документы и комментарии»)
ГОСТ 12.0.230-2007 Система стандартов безопасности труда. Межгосударственный стандарт системы управления охраной труда Общие требования. МКС 13.100 ОКСТУ 0012. Дата введения 2009-07-01.
Методические рекомендации по разработке государственных нормативных требований охраны труда (утв. постановлением Минтруда РФ от 17.12.2002 № 80).
«Порядок обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций» (утв. постановлением Минтруда РФ и Минобразования РФ от 13.01.2003 № 1/29
Конвенция МОТ о безопасности и гигиене труда и производственной среде (№ 155; 1981) и протокол к ней (2002)
Энциклопедия по охране и безопасности труда Архивная копия от 19 декабря 2010 на Wayback Machine МОТ
«Охрана труда». Раздел Х Трудового кодекса России Архивная копия от 10 февраля 2010 на Wayback Machine
Каталог по безопасности жизнедеятельности Архивная копия от 22 марта 2022 на Wayback Machine