- Семинар Ребенок с расстройствами аутистического спектра в семье
- Спикеры семинара
- Приглашение
- Психологическое развитие детей с ограниченными возможностями
- Эмоциональное развитие
- Моторное развитие
- Ограничения и поддержка
- Условия окружения
- Коррекционно-педагогическая помощь
- Формирование психологических достижений детей с ТМНР
- Ориентировочно-поисковая активность
- Предметные действия
- Предметная деятельность
- Познавательная деятельность
- Коррекционно-педагогическая помощь
- Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
- Тема: Использование информационных технологий в обучении детей с ТМНР**.
- Социальная адаптация
- Публикация «Социальная адаптация детей с ТМНР» размещена в разделах
- Сенсомоторное развитие
Семинар Ребенок с расстройствами аутистического спектра в семье
Уважаемые родители и специалисты, работающие с детьми с расстройствами аутистического спектра! Мы рады пригласить вас на наш важный семинар, который будет проводиться в формате онлайн на базе АСУСОН ТО Детский психоневрологический дом-интернат.
Ссылка для регистрации: здесь
На этом семинаре мы обсудим основные принципы воспитания и взаимодействия с детьми с расстройствами аутистического спектра в семейной среде. Мы рассмотрим эффективные стратегии и методы, которые помогут вам лучше понять и поддерживать развитие особого ребенка.
Спикеры семинара
Спикеры семинара поделятся своими знаниями и опытом, а также ответят на ваши вопросы. Вы узнаете о том, как создать поддерживающую и стимулирующую среду для вашего ребенка, как развивать коммуникативные навыки и укреплять взаимоотношения в семье.
Приглашение
Мы приглашаем всех родителей и специалистов, работающих с детьми с расстройствами аутистического спектра, присоединиться к нам. Вместе мы сможем создать благоприятную среду для развития и счастливого будущего каждого ребенка.
Мы ждем Вас на нашем семинаре!
Педагогическая характеристика детей с ТМНР
В настоящее время термин тяжелые множественные нарушения развития используется в отношении тех детей, у кого имеет место органическое поражение головного мозга различной этиологии и степени тяжести, недоразвитие познавательной деятельности в сочетании со среднетяжелыми и тяжелыми сенсорными и/или двигательными нарушениями. Тяжесть неврологического состояния определяет характер первичных нарушений и вторничных социальных отклонений в развитии, а также их структуру и своеобразие, в том числе ход психического развития. При любом сочетании нарушений может наблюдаться наличие или отсутствие динамики психического и социального развития.
Поэтому максимально раннее оказание педагогической помощи открывает для детей с тяжелыми множественными нарушениями развития перспективы более успешной реализации познавательного потенциала и социализации. При своевременном создании специальных средовых условий и особым образом организованной коррекционно-педагогической помощи, а также правильном процессе воспитания дети демонстрируют определенную динамику психического и социального развития.
### Особенности поведения детей с ТМНР
Следует отметить, что у детей с ТМНР наблюдаются такие особенности поведения:
- Чрезмерная возбудимость
- Короткие и пассивные периоды бодрствования
- Трудности переключения или успокоения
Отклонения в функционировании головного мозга в сочетании с нарушением работы анализаторов приводят к тому, что у ребенка отсутствуют психологические ответы на воздействие разных внешних стимулов (зрительных, слуховых, тактильных). Обычного сенсорного воздействия недостаточно, для того чтобы вызвать ответную активность в виде изменения мимики, движения конечностей, остановки взора.
Часто двигательные проявления возникают внезапно, отличаются хаотичностью и стереотипностью, не имеют внешней направленности, быстро угасают или, напротив, вызывают общее возбуждение. Отсутствие интереса к изучению окружающей среды, ограничение двигательной активности, наличие пассивности приводит к значительной задержке психического развития.
### Потребность в общении и двигательные навыки
Для детей с ТМНР характерен низкий интерес к внешним стимулам и быстро истощаемая потребность в общении с близкими взрослыми на протяжении всего раннего возраста. Регулярное практическое взаимодействие детей с внешней средой способствует постепенному накоплению большого объема информации для запоминания.
Двигательные навыки у детей с ТМНР формируются по-разному:
- Одни долго не могут контролировать движения головы, самостоятельно изменять положение
- Другие начинают садиться не раньше второго года жизни
- Некоторые значительно позже перемещаются в пространстве
- Часть детей только в дошкольном возрасте овладевают навыком самостоятельной координированной ходьбы.
Психологическое развитие детей с ограниченными возможностями
Есть категория детей, у которых психическая активность выражена крайне слабо. В таких случаях взрослому приходится длительное время стимулировать и поддерживать реакции ребенка на различные внешние воздействия. Это приведет к повышению качества безусловно-рефлекторных реакций и появлению зоны ближайшего психического развития в виде начатков становления условнорефлекторных реакций.
Эмоциональное развитие
В раннем возрасте у детей чаще отмечаются положительные эмоции на воздействие знакомых и приятных сенсорных стимулов в минуты эмоционального общения с матерью. В старшем возрасте появление дифференцированных эмоций и способов информирования взрослых о том, что с ними происходит, свидетельствует о зарождении у детей определенного психологического отношения к сенсорному воздействию.
Моторное развитие
Только в дошкольном возрасте эти дети овладевают навыком произвольного изменения положения тела в пространстве и более качественным управлением движением рук. Они выполняют целенаправленные изолированные моторные акты без зрительного контроля с целью извлечения звука из предмета.
Ограничения и поддержка
Дети с такими ограниченными возможностями часто остаются на уровне безусловно-рефлекторной и условно-рефлекторной активности, несмотря на медикаментозную терапию и активное включение родителей в процесс ухода, воспитания и обучения. Это связано с тяжелыми сочетанными нарушениями развития и нестабильным неврологическим состоянием ребенка.
Условия окружения
Специальные условия среды должны окружать ребенка постоянно, чтобы он мог постепенно накапливать опыт развивающего взаимодействия со средой. Родители таких детей должны ощущать поддержку общества и получать дополнительную помощь специалистов психологопедагогической службы и социальных педагогов.
Коррекционно-педагогическая помощь
Программа коррекционно-педагогической помощи может быть реализована как в домашних условиях, так и в учреждениях, где оказывается медицинская и социальная помощь, осуществляются реабилитационные мероприятия. Для определения актуальных психологических возможностей ребенка родители должны обратиться за помощью к специалистам психолого-педагогической службы.
Все эти меры способствуют повышению педагогической компетентности семьи и сохранению семейной формы воспитания для детей с ограниченными возможностями.
Формирование психологических достижений детей с ТМНР
Название каждого из четырех периодов обучения отражает психологическое достижение возраста и способ усвоения общественного опыта ребенком в процессе взаимодействия со взрослыми:
Ориентировочно-поисковая активность
Содержание коррекционно-педагогической работы должно быть направлено на развитие эмоциональной отзывчивости и чувственной сферы для преобразования ощущений в восприятие стимулов окружающей среды.
Предметные действия
Преобразование способности имитации в навык копирования социальных действий с предметами, жестово-мимических и речевых способов коммуникации.
Предметная деятельность
Развитие навыка подражания для усвоения культурно-исторического опыта с помощью социальных знаков-жестов.
Познавательная деятельность
Основные усилия взрослых должны быть направлены на формирование наглядно-действенного мышления у детей.
Коррекционно-педагогическая помощь
Помощь детям с ТМНР должна быть постоянной и оказываться на протяжении всего раннего и дошкольного детства, так как эти возрастные периоды являются наиболее сенситивными этапами психического развития.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Школа-интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья №1, корпус 2 городского округа Электросталь Московской области
Тема: Использование информационных технологий в обучении детей с ТМНР**.
Проблема обучения детей с ограниченными возможностями здоровья становится актуальной в связи со значительным увеличением численности данной группы в обществе с одной стороны, а с другой, появляющимися новыми возможностями для их адаптации в обществе. Как социальная группа в обществе дети с ограниченными возможностями здоровья нуждаются, главным образом, в создании реальных условий для получения качественного образования, начиная со школы, и далее получении профессионального образования с последующим трудоустройством и адаптацией в обществе. В социальном государстве право на достойную жизнь и свободное развитие гарантируется каждому независимо от его способности трудиться, участвовать в общественно важном труде.
Современное развитие общества невозможно себе представить без информационно — коммуникационных технологий. Бесспорно, что владеть компьютером должен каждый образованный человек.
Процесс обучения и воспитания детей с ТМНР подчинен основной цели – социализации детей этой категории и их интеграции в обществе. Развитие детей обеспечивается лишь тогда, когда обучение на уроке строится на основе наглядности и практической деятельности с реальными предметами. Богатейшие возможности в достижении этих целей предоставляет продуктивное использование в процессе обучения и воспитания информационных и коммуникационных технологий (ИКТ).
Информационные технологии используются в подготовке, моделировании, конструировании и передаче информации обучающемуся посредством компьютера и мультимедийных средств.
Решающую роль в формировании знаний играет использование разнообразного наглядного материала, так как специфика учащихся с ТМНР такова, что большую часть информации они воспринимают и запоминают с помощью или зрительных, или аудиальных, или кинестетических представлений.
Современное образование требует от учителя дифференциального подхода к обучению и, соответственно, полимодального преподнесения информации, то есть: учитель = аудиал + визуал + кинестетик. Поэтому, необходима перестройка педагога на многосенсорное преподавание и учет ведущей модальности ученика.
Применение презентаций в обучении красочно оформленных, игровые моменты, элементы мультипликации позволяют визуально насыщать урок, делают его ярким, запоминающимся, воздействуют сразу на несколько видов памяти, стимулируют ребенка к активной работе на уроке. Так же в компьютерной презентации при изучении нового материала педагог может акцентировать внимание ребят на значимые моменты, создать наглядные образцы в виде схем, таблиц.
Интерактивность компьютерных технологий позволяет педагогу более успешно адаптировать учебный материал под особенности ребят с ТМНР.
Использование компьютера, во время урока, повышает уровень наглядности в работе учителя, а также возможность представлять учащимся результаты своей работы. Мультимедиа – совокупность всех видов информации (графической, звуковой, видео).
Компьютер оказывает неоценимую помощь учителю. Чаще всего необходимо ребенку объяснить и показать последовательность операций, которые дети в дальнейшем будут выполнять. Объяснить ученику можно, а вот как показать? Для этого педагог использует компьютер или проектор.
Возьмём, к примеру, такую тему, как «Дикие животные». Как объяснить ребенку с ТМНР, активное восприятие которого нарушено, а социальный опыт крайне беден, что заяц меньше медведя? Предметные картинки, используемые педагогом, подчас не могут передать реального размера животных. Для этого мы используем возможности компьютера. Самое элементарное, что можно сделать, вывести на экран картинки, изменив предварительно их размер.
Или, как педагогу объяснить ученику, что существуют такие природные зоны и климатические пояса, как тропический, полярный, пустынный; что на нашей планете существует много стран, каждая из которых имеет свою культуру, свои достопримечательности? Или как рассказать о жителях морей и океанов; или о таких природных явлениях, как извержение вулкана, наводнение, ураган?
Можно, конечно, показать несколько сюжетных картинок, но многие из них не отражают даже реального размера объектов. А главное, они не отражают объекты и явления в движении, развитии, в своем звучании. На помощь педагогу опять же приходят современные средства информационных технологий: мультимедиа-проектор, компьютер, проекционный экран, музыкальный центр. Применение видеофильмов и мультимедиа технологий дают детям более полную, достоверную информацию об изучаемых явлениях и процессах, а так же дают возможность повысить степень активности детей и вовлекают в процесс восприятия информации большинство чувственных компонентов.
При такой форме подачи информация представляется не статичной неозвученной картинкой, а динамичным видео- и звукорядом, что значительно повышает эффективность усвоения материала.
Мультимедийная презентация в программе Microsoft Mouse Mischief (несколько мышей) как раз и даёт учащемуся возможность, и увидеть, и услышать, и самому почувствовать, а учителю в должной мере осуществить дифференциальный подход.
Microsoft Mouse Mischief – одно из средств активизации познавательной активности учащихся, она стимулирует и развивает мышление, память, воображение, внимание, но не будем забывать о том, что работа с компьютером вызывает у ребенка массу положительных эмоций. Таким образом, использование ИКТ становится неотъемлемой частью работы современного учителя с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
Но, используя в своей работе ИКТ, необходимо помнить об опасностях работы на компьютере:
• нагрузка на зрение
• высокочастотные электромагнитные поля
• электростатическое поле высокой напряженности
Правильная организация обучения даёт возможность предотвратить перегрузки и усталость у школьников, а также помогает детям осознать важность сохранения здоровья. В системе образования накоплен определённый опыт реализации здоровьесберегающих технологий.
Смена динамических поз, реализация специальных упражнений и таблиц, снимающих зрительное утомление, смена динамических пауз, применение различных игровых технологий.
Формирование у детей тонко координированных зрительно-ручных движений облегчается на фоне активизации функционального состояния организма, в том числе общего чувства равновесия и координации. При этом одним из наиболее эффективных методов такой активизации является периодическая смена поз, в частности перевод детей из позы сидя в позу стоя, проведение некоторых видов заданий, сидя на ковре (на коленях, «по-турецки», лежа на животе с прогибанием позвоночника, что позволяет снизить однообразную нагрузку на позвоночник).
А как же использовать зрительно-пространственную активность в режиме школьного урока? Достигается это за счёт максимального удаления от глаз ребёнка учебного дидактического материала. Предъявляемый дидактический материал может быть маленьких размеров (раньше это запрещали использовать). Дети всматриваются вдаль и тем самым снимают напряжение с глазных мышц.
Способствует расширению зрительно-двигательной активности и проведение физкультминуток для глаз с помощью расположенных в пространстве ориентиров. Физкультминутки выполняются через 10-15 минут напряжённого зрительного труда.
Оксана Чатарова Социальная адаптация детей с ТМНР
Социальная адаптация
— взаимодействие двух взаимно адаптирующихся структурно сложных систем – личности и социальной среды. Эти системы находятся в сложном взаимодействии: личность адаптирует к себе социальную среду, а социальная среда в определенной мере адаптирует к себе личность.
Публикация «Социальная адаптация детей с ТМНР» размещена в разделах
— это постоянный процесс и результат активного приспособления человека к условиям меняющейся социальной среды. Хотя социальная адаптация идет непрерывно, этот процесс обычно связывается с периодами кардинальных изменений в жизни и деятельности ребёнка и его окружения. Центральным аспектом социальной адаптации является принятие ребёнком социальной роли.
Социальная адаптация – это форма взаимодействия субъекта с социальной средой, активное приспособление личности к её условиям, требованиям социума. Так же данный процесс можно назвать интеграцией субъекта в общество, следствием которого является достижение развития самосознания, выработка ролевого поведения, формирование способности к самообслуживанию и самоконтролю, создание адекватных связей с окружающим социумом.
По мнению А. М. Царева (руководитель Федерального ресурсного центра по развитию системы комплексного сопровождения детей с нарушениями интеллекта, с ТМНР и Член совета Министерства образования и науки Российской Федерации по вопросам образования лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов) тяжелое и множественное нарушение является специфическим состоянием психофизического развития человека в результате органического поражения центральной нервной системы, при котором комплекс в значительной степени выраженных нарушений интеллекта, сенсорных и двигательных функций, коммуникации и поведения серьезно затрудняют становление самостоятельности человека в процессе жизнедеятельности.
В разных сочетаниях у детей с ТМНР наблюдаются : опорно-двигательные нарушения (ДЦП разной формы и степени тяжести); тяжелые нарушения речи (не сформированность языковых средств); нарушения функций анализаторных систем (зрения, слуха, тактильной чувствительности); повышенная судорожная готовность (эписиндром); расстройства эмоционально-волевой сферы (нарушения регуляции поведения.
Важнейшей особенностью, характерной для лиц с тяжелыми множественными нарушениями развития, как отмечают многие исследователи А. Я. Абкович, И. Ю. Левченко, Э. В. Самарина, Т. Н. Симонова, А. М. Царев, является необходимость постоянной интенсивной поддержки в самообслуживании, выполнении предметных действий, передвижении, что ограничивает для них возможность вхождения в социум и пользования достижениями цивилизации. Современные исследователи отмечают, что ограничение возможностей ребенка может быть минимизировано или преодолено при создании специальных условий (И. Ю. Левченко, В. И. Лубовский, Н. Н. Малофеев, Н. М. Назарова, Т. Н. Симонова, А. М. Царёв). Таким образом, при организации педагогической помощи детям с ТМНР происходит изменение ведущей задачи: основными направлениями обучения детей с ТМНР становятся самообслуживание, ориентировка на собственном теле и в окружающей обстановке, коммуникация, предметно-практическая, бытовая и трудовая деятельность.
Дети с тяжелыми множественными нарушениями развития (ТМНР) – особая группа лиц, имеющих различные сочетания с разной степенью выраженности сенсорных, двигательных, интеллектуальных нарушений, вариативность которых не позволяет обучать таких детей по типовым адаптированным основным образовательным программам и создает необходимость индивидуального подхода к организации их обучения.
Несмотря на стойкие ограничения жизнедеятельности, все дети с ТМНР имеют определенный потенциал развития независимости и самостоятельности. В случае гиперопеки, когда за ребёнка принимаются решения и выполняются все действия, даже те, которые он может выполнить сам, – его потенциальные возможности оказываются невостребованными и возрастают ограничения жизнедеятельности, вплоть до полной зависимости от ухода, ребёнок становится полным иждивенцем. Если же поддерживается инициативность, доступная активность ребёнка в социальной коммуникации, в созидательной деятельности, а помощи при этом оказывается столько, сколько необходимо, и самостоятельности предоставляется столько, сколько возможно, то у ребёнка даже с самой тяжелой инвалидностью развивается интерес к жизни, стремление проявлять свою социальную активность и самостоятельность в решении жизненных задач. Создание ситуаций, когда появляется мотив и включается активная ориентировочная деятельность, способствуют формированию независимости. Именно поэтому важно пожизненное обучение и поддержка приобретенных навыков,
Отечественные исследователи указывают, что основная задача при воспитании и обучении детей с ТМНР – социализация, подготовка к самостоятельной жизни.
Интеграция в общество детей с ТМНР не может происходить так же, как у их нормально развивающихся сверстников. Имеющийся дефект приводит к нарушению связей с социумом, культурой, как источником развития. Поэтому такой ребенок не всегда в состоянии адекватно воспринять социальные нормы и требования. Психологическая поддержка и педагогическая работа, как правило, в определенном возрасте — основное, в чем нуждаются дети и подростки, отстающие в развитии.
Таким образом, в современной социально-экономической ситуации вопросы социальной адаптации детей с ТМНР (соответственно, с особыми образовательными потребностями, в частности, важна их социальная компетентность, наряду с профессиональными умениями определяющая возможность трудоустройства приобретают особую актуальность.
Успех интеграции в значительной степени зависит от овладения социально-бытовой компетентности ребёнка, его способности самостоятельно организовывать свой быт. Поэтому подготовить каждого ребенка к самостоятельной, независимой от помощи окружающих, жизни является главной задачей родителей и специалистов. Весь процесс обучения и воспитания ребенка с ТМНР должен быть направлен на то, чтобы обеспечить его социальную адаптацию в обществе.
Необходимость обучения самообслуживанию детей с ТМНР обусловлено тем, что лишь небольшая их часть попадает в дошкольном возрасте в образовательные организации, где им оказывается квалифицированная коррекционная помощь, в том числе проводится работа по формированию навыков самообслуживания. Обучение навыкам самообслуживания позволяет расширять представления и знания детей об окружающих вещах, обогащать их сенсорный опыт, развивать тонкую моторику, зрительно-моторную координацию и подражание, учить ребенка ориентировке на образец и соблюдению определенной последовательности действий.
Социально-бытовые навыки, в частности навыки самообслуживания, являясь первой предметной деятельностью, мотивированной, предсказуемой и четко регулируемой, играют важную роль на первоначальном этапе обучения детей с ТМНР. Их обследование позволяет определить актуальный уровень развития таких детей и определить зону их ближайшего развития.
Навыки самообслуживания являются также первой предметно-практической деятельностью, осуществляемой сначала руками матери, а впоследствии самим ребенком, на базе которой формируются высшие психические функции, конкретно у него потенциальные возможности.
Для ребёнка, имеющего тяжёлые нарушения психики и интеллекта, социализация представляет собой сложнейший комплексный процесс. Трудности социализации обычно состоят в неспособности самостоятельно организовать своё участие в жизни общества, кроме того, поведение особого ребёнка не вписывается в стандартные рамки, непонятно окружающим и не принимается ими. В настоящее время общество приходит к пониманию ценности каждого человека, независимо от его состояния здоровья. Уровень развития ребёнка зависит от его потенциальных способностей. И важно для любого ребёнка как можно полнее реализовать имеющийся у него потенциал. Основная работа с такими детьми должна быть направлена на овладении навыками самообслуживания, общения, приспособление к ежедневной жизни людей, к стилю жизни в обществе. Расширение запаса знаний и представлений об окружающем мире, развитие сенсорных функций, формирование пространственных и временных представлений, коррекция их нарушений у детей с ТМНР будет происходить более оптимально, если работать по таким основным направлениям, как:
– создание развивающей среды;
– развитие коммуникативных навыков, в том числе средствами АДК;
– развитие двигательной активности;
– формирование навыков самообслуживания и бытовых навыков;
– развитие игровой деятельности.
Каждому ребёнку необходимо помочь обрести максимально возможную независимость в рамках удовлетворения основных жизненных потребностей, овладеть необходимыми умениями, позволяющими обслуживать себя и проявлять бытовую самостоятельность.
Каждый ребёнок с тяжёлыми и (или) множественными нарушениями психофизического развития наделён особыми способностями, имеет свой собственный темп и ритм развития, но вместе с тем имеет и большое количество ограничений. Многие из детей затрудняются свободно передвигаться, самостоятельно удовлетворять личные потребности, приобретать опыт деятельности, подражать социальному поведению, инициировать и поддерживать социальное взаимодействие. У детей могут быть нарушены эмоциональные, когнитивные, коммуникативные способности, средства самовыражения. Они зачастую недостаточно чётко воспринимают и осознают себя, другого человека, предметы окружающего мира. Их интерес к какой-либо деятельности быстро угасает. Задача специалистов состоит в выявлении альтернативных путей развития деятельности ребёнка, которые позволяют в некоторой мере компенсировать его ограничения.
Формирование бытовой самостоятельности является одним из таких путей и осуществляется на протяжении длительного времени, требует особых усилий, терпения и настойчивости со стороны, как самих детей, так и людей, оказывающих им помощь и поддержку.
Социальная адаптация и личный успех в современном обществе дается человеку с определённым уровнем работоспособности и здоровья. Все знают, что интеграция в общество человека с ограниченными возможностями сложна. В настоящее время в коррекционной педагогике формируются принципиально новые подходы к развитию, обучению, оздоровлению и социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья.
Акцент в новых подходах делается на комплексное сопровождение детей возрастных этапах обучения — это система взаимодействия субъекта образовательного процесса, направленная на оптимизацию социализации и индивидуализации развития личности в образовательном учреждении.
Для более успешной социальной адаптации детей с ТМНР были выдвинуты принципы, на основании которых должна строиться работа.
1. Принцип совместной деятельности подразумевает, что обучение детей происходит исключительно совместно с взрослым и под его контролем.
2. Принцип связи с жизнью – все формируемые умения и навыки должны носить прикладной характер и быть связанными с повседневной жизнью и конкретными ситуациями.
3. Принцип опоры на ранее усвоенные знания и умения. Развитие и углубление имеющихся у детей навыков происходит на основе уже имеющегося опыта.
4. Принцип опоры на ведущую деятельность и сохранные сенсорные функции подразумевает, что формирование навыков самообслуживания идет с опорой на ведущий вид деятельности ребенка, основывается на неповрежденных или менее поврежденных системах организма.
Таким образом, сложная структура нарушения предполагает поиск новых путей и средств для достижения наибольшего эффекта в контексте психолого-педагогической помощи детям. Положение осложняется тем, что выделение какой-либо одной методики при работе с названной категорией детей невозможно в принципе. Но при этом существуют единые принципы работы, которых необходимо придерживаться при формировании навыков самообслуживания. Они, в свою очередь, являются одной из базовых предпосылок дальнейшего развития и наиболее успешной социальной адаптации.
Опыт работы с детьми ТМНР показывает, что при наличии системы педагогической помощи и реализации специальных условий социализация лиц с ТМНР может проходить достаточно успешно. Большое значение имеет время начала обучения. Психолого-педагогическое сопровождение с раннего возраста при условиях согласованной деятельности специалистов и родителей и акценте на формировании навыков социального поведения способствуют развитию субъектной активности ребенка, имеющего тяжелые множественные нарушения развития.
Осваивая различные социальные роли (сын, ученик, покупатель, зритель и т. д., ребенок получает важный опыт разнообразных отношений и становится более самостоятельным. Очень важно, чтобы любые ситуации обучения были не только специально организованными, но и естественными, жизненными! Благодаря
этому у детей формируются идеи и представления о мире и об их собственной жизни; у них рождаются ответы на простые вопросы: откуда берется еда, зачем нужно учиться читать, зачем мне дают краски/карандаши, зачем нужно причесываться, умываться и т. д.
Общение со сверстниками очень важно для любого ребенка. Для того чтобы научиться взаимодействовать с другими детьми детям с ТМНР обычно нужны специально созданные взрослыми структурированные среды. В таких средах дети учатся замечать других детей, ждать своей очереди, делиться и отстаивать границы, подражать другим.
Одна из важнейших целей воспитания ребенка — помочь ему достичь как можно большей самостоятельности в повседневной жизни. Некоторым детям для этого достаточно подобрать специальные приспособления, например, инвалидную коляску, альтернативные системы коммуникации или материалы, напечатанные шрифтом Брайля. Однако многие дети, имеющие множественные нарушения развития, могут стать самостоятельными только ценой огромных физических усилий, применения творческого подхода и терпения со стороны всех, кто занимается воспитанием, обучением и реабилитацией детей с ТМНР. Важно создавать условия, благоприятные для успеха воспитанника.
Независимо от тяжести нарушений ребенок должен принимать участие в групповых занятиях. Они позволяют ему получить непосредственную обратную связь на свое поведение от сверстников и взрослых, запускают механизмы подражания и саморегуляции, помогают усвоить правила очередности. Важным моментом является также и создание среды для свободного взаимодействия детей друг с другом. (9 – слайд)
Коммуникативное развитие ребенка в общении со сверстниками и взрослыми является прямой предпосылкой его успешной социализации и социальной интеграции.
1. Нурмуратова, А. К. Социализация учащихся с ментальными нарушениями в условиях коррекционной школы: проблемы и решения / А. К. Нурмуратова, Б. Ж. Культаева. — Текст : непосредственный // Педагогика: традиции и инновации : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, июнь 2014 г.). — Т. 0. — Челябинск : Два комсомольца, 2014. — С. 100-102. — URL : ( дата обращения: 08.04.2023).
2. Доклад «Применение различных форм и методов коррекционной работы, направленных на социальную адаптацию в обществе детей со сложной структурой дефекта» Учитель начальных классов Тарасова О. С.
3. Переверзева, М. В. Роль формирования навыков самообслуживания у детей с тяжелыми множественными нарушениями развития на первоначальном этапе обучения / М. В. Переверзева // Преодоление. – 2016. – №1. – С. 24 – 29.
5. Маллер А. Р., Цикото Г. В. Воспитание и обучение детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью / А. Р. Маллер, Г. В. Цикото. — М., 2000.
6. Воспитание и обучение детей и подростков с тяжелыми и множественными нарушениями развития: (программно-методические материалы) / (Бгажнокова И. М., Ульянцева М. Б., Комарова С. В. и др.); под ред. И. М. Бгажноковой. – М. : Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2007. 239 с. ;
7. Бгажнокова И. М. Воспитание и обучение детей и подростков с тяжелыми и множественными нарушениями развития Программно-методические материалы/ Под ред. И. М. Бгажноковой. – М. : Владос, 2007.
Сенсомоторное развитие
Сенсомоторика (от лат. sensus – чувство, ощущение и motor – двигатель) – взаимокоординация сенсорных и моторных компонентов деятельности.Это умение управлять движением и эмоциями, это согласованность глаз и движения, слуха и движения.У детей с интеллектуальной отклонениями наблюдается инертность психики, нарушения движения и речи, отсутствует формирование целостных восприятий предметов и явлений окружающей среды. Поэтому необходимо создание условий, которое позволит активизировать процессы мышления у таких детей.Игровые упражнения на развитие тактильно-двигательного восприятия положительно влияют на развитие мелкой моторики рук, координацию движений пальцев рук, совершенствуют зрительные и двигательные анализаторы детей, обогащают сенсорный опыт, способствуют развитию концентрации внимания. Так же эти упражнения обладают колоссальным значением для развития психики ребенка. Предназначены они для детей:
Игра: «Найди шарик, игрушку и т.д.».Задача данной игры, научить ребенка находить игрушку, предмет.Для этой игры необходимо подготовить:
Ребенку предлагают опустить руку (руки) в ёмкость с крупой и найти нужную игрушку, например шарик. После того, как ребенок находит предмет, ему предлагается поиграть с ним. Например, покатать, переложить из одной руки в другую, положить в определенное место или подать взрослому. Для более продуктивного процесса игры, можно предложить ребенку дать описание игрушки (какая игрушка: маленькая или больная, какого цвета, мягкая или твердая и т.д.), рассказать стих о предмете, который был найден, составить о нем рассказ.Данная игра позволит формировать не только сенсорномотроные функции, но и развить фантазию, расширить словарный запас.
Игра: «Веселые крышки».Задача игры сформировать умение у ребенка определять цвет, форму, размер, развить мелкую моторику, путем откручивания и закручивания крышек на горлышки от бутылок.Для этого необходимо подготовить:
Ребенок должен откручивать и закручивать крышки разного диаметра, зрительно определять по схеме их заданное местоположение и цвет. Например:а) открути все большие крышки;б) найди маленькую красную крышку и прикрути её.Для более продуктивного процесса игры следует предложить крышки с разным способом снятия их с горлышка бутылки (откручивание, снятие при надавливании и т.п.). Таким образом, расширяются бытовые знания ребенка.
Игра: «Волшебные макарошки».Задачи данной игры формировать у ребенка умение находить одинаковые и различные предметы, развивать мелкую моторику путем нанизывания макаронных изделий на шнур.Для игры необходимо подготовить:
Ребенку можно предложить следующие виды упражнений: сортировка и шнуровка.А) Разложить несколько видов макаронных изделий по разным емкостям.Б) Путем нанизывания макарон на шнурок, сделать бусы.Для более продуктивного процесса игры можно предложить задание по раскрашиванию макарон одного вида определенным цветом. В продолжение предлагаем придумать рассказ о том, кому предназначается данное украшение (любимой кукле, медвежонку) и как его будут использовать (на какой праздник будет наряжаться персонаж).
Игра: «Найди фигурке место».Задача данной игры уметь определять схожесть и различие предметов по цветовому и геометрическому принципу.Для этой игры необходимо подготовить:
Предложите ребенку соотнести геометрические фигурки по форме, по цвету. Возможен вариант игры по передвижению фишек по полю. Например, фишку «Синий квадрат» поставить на зеленый треугольник. Таким образом, развиваем абстрактное мышление.
Игра: «Найди домик пуговке».Задача данной игры сформировать умение определять цветовое и геометрическое различие.Для этого необходимо подготовить:
Попросите ребенка разложить его любимые мелочи (пуговицы, бусинки и др.) по цвету (размеру и т.д.). Можно усложнить задание взяв нитку и предложив нанизывать одинаковые по размеру, цвету или форме пуговицы на нить. Таким образом играя, ребенок будет развивать мелкую моторику и закреплять знания о цвете, форме, фактуре.
Игры: «Забавные прищепки».Задача данной игры расположить прищепку необходимого цвета в необходимом месте на фигуре.Для этого необходимо подготовить:
Игра «Ёжик и ёлка»
Игру можно разнообразить дополнительными заданиями. Например, солнышко потеряло свои желтые лучики, помогите ему их найти; тучка потеряла капельки, рыбки – плавники и .т.п. В ходе игры следует побуждать ребенка называть цвет выбранных прищепок, сравнивать/обозначать различия/классифицировать словами «такой» — «не такой».
Игра «Покорми птенца».Задача данной игры прищепкой взять мелкий предмет прищепкой и положить его в «рот» птенца.Для этого необходимо подготовить:
1. Дать ребенку прищепку и сказать, что прищепка – это мама-птичка, и что ей нужно покормить птенцов в гнезде.
2. На стол насыпать «корм» (резинки, кусочки шнурка, ниток для вязания и т.д.).
3. Показать ребенку, как прищепка может открывать «клюв», захватывать «червячка» и класть в «клюв» импровизированному птенцу или в «гнездо» (коробочку, или какую-то посудину).
Игру можно наполнить уточнениями, «птенец» хочет синих «червячков», ребенок должен взять прищепкой синий предмет и положить его в «рот»/«гнездо» птенца и т.п.
Игры с прищепками можно сопровождать чтением стихов или беседой, например:
Уважаемые родители!Помните:При работе с мелкими деталями и материалами необходимо находиться вместе с ребенком, чтобы предотвратить попадание предметов в детский организм.
Составитель: педагог дополнительного образования Н.А. Михеева.