Забить и найти эксперта по ЭКОНОМИКЕ
Татьяна Николаевна Таряник
Эксперт по предмету «Экономика»
Социальная политика — это политика государства, направленная на повышение качества и уровня жизни населения, смягчение различных противоречий между субъектами экономики, а также предотвращение социальной напряженности на экономической почве.
Федеральное
государственное бюджетное образовательное
учреждение
Российская
академия народного хозяйства и
государственной службы
при Президенте
Российской Федерации
Факультет финансов
и банковского дела
на тему: «Основные
направления социальной политики
государства в России»
1.
Теоретические аспекты социальной
политики государства 3
1.1 Сущность и
основные задачи социальной политики 3
1.2 Основные
направления социальной политики 7
Рассмотрим
политику государства в формировании
доходов. 7
2.
Социальная политика России на современном
этапе развития 13
2.1 Динамика основных
социальных показателей 14
2.2 Институты
социальной политики в России 18
- Основные направления социальной политики
- Введение
- 1 Сущность и основные задачи социальной политики
- РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
- (В редакции федеральных законов от 11. 2011 № 200-ФЗ, от 21. 2011 № 329-ФЗ, от 03. 2012 № 231-ФЗ, от 29. 2012 № 280-ФЗ, от 07. 2013 № 102-ФЗ, от 30. 2013 № 261-ФЗ, от 28. 2013 № 396-ФЗ, от 22. 2014 № 431-ФЗ, от 05. 2015 № 285-ФЗ, от 03. 2015 № 303-ФЗ, от 28. 2015 № 354-ФЗ, от 15. 2016 № 24-ФЗ, от 03. 2016 № 236-ФЗ, от 28. 2016 № 505-ФЗ, от 03. 2017 № 64-ФЗ, от 01. 2017 № 132-ФЗ, от 28. 2017 № 423-ФЗ, от 04. 2018 № 133-ФЗ, от 03. 2018 № 307-ФЗ, от 30. 2018 № 382-ФЗ, от 06. 2019 № 5-ФЗ, от 26. 2019 № 228-ФЗ, от 26. 2019 № 251-ФЗ, от 16. 2019 № 432-ФЗ, от 24. 2020 № 143-ФЗ, от 31. 2020 № 259-ФЗ, от 26. 2021 № 155-ФЗ, от 30. 2021 № 471-ФЗ, от 06. 2022 № 44-ФЗ, от 01. 2022 № 90-ФЗ, от 07. 2022 № 379-ФЗ, от 28. 2022 № 569-ФЗ, от 29. 2022 № 591-ФЗ, от 06. 2023 № 12-ФЗ, от 18. 2023 № 70-ФЗ, от 13. 2023 № 258-ФЗ, от 10. 2023 № 286-ФЗ)
- Создание условий для занятости населения
- Социальное обслуживание в России
- Проблемы социальной политики России
- Роль социальной политики
- Направления социальной политики РФ
Основные направления социальной политики
Специфику социальной политики отражают ее основные направления:
«Направление социальной российской политики» 👇
Социальная защита населения включает в себя систему мер, направленных на защиту всех граждан России от экономической и социальной деградации во время безработицы или при потере работы, при резком снижении заработной платы.
Социальная политика государства построена на основе следующих принципов:
Введение
В последние годы
в центр политических дискуссий во многих
странах мира, в том числе России, возникли
вопросы социальной политики. Ведь успех
государства зависит от того, как живет
и развивается общество. Цель экономической
деятельности человека — создание
материальной базы для улучшения качества
жизни. Та как люди тесно связаны друг с
другом в своей экономической деятельности,
изменение условий жизни отдельного
индивида не может происходить раздельно
от изменения этих условий для остальных,
а это требует согласования действий
социально-экономических субъектов по
обеспечению благоприятных условий
жизни. Указанная сфера деятельности
получила название социальной политики.
В социальной политике выражаются цели
и результаты экономического роста.
Главной целью экономической деятельности
становится создание благоприятных
условий в социальной сфере.
Цель данной
курсовой работы – раскрыть сущность
основных направлений социальной политики
государства в России. При выполнении
курсовой работы были использованы
следующие методы исследования: анализ,
синтез, статистический метод и др.
Для достижения
цели в работе были поставлены следующие
задачи:
— изучить
теоретические аспекты социальной
политики государства;
— рассмотреть
основные направления социальной политики
в России;
— выявить
положительные и отрицательные моменты
и перспективы развития государственного
управления в социальной сфере.
Забить и найти эксперта по СОЦИОЛОГИИ
Денис Александрович Борисенко
Эксперт по предмету «Социология»
Социальная политика России – это важное направление регулирования экономики страны, политика в сфере социального развития и обеспечения достойного уровня жизни россиян.
Важной целью любого государства является достижение высокого уровня развития общества и создание необходимых условий для развития и социальная политика является тем самым инструментом для того, который призван осуществить эту задачу. Государственная политика России в области социального обеспечения населения формируется в соответствии с Конституцией РФ.
Во-первых, по мере роста экономики социальная политика и создание необходимых условий для людей является основной целью экономических действий, тогда все аспекты экономического развития начинают рассматривать как средство реализации социальной политики.
Во-вторых, социальная политика это фактор роста экономики, если рост экономики не способствует улучшению уровня жизни, то граждане теряют стимул для работы. Вместе с этим, чем выше достигнутый уровень экономического развития, тем выше требования к людям, обеспечивающим экономический рост, их знаниям, культуре.
Задачи социальной политики:
1 Сущность и основные задачи социальной политики
Социально-ориентированная
рыночная экономика предполагает
значительную деятельность государства
в решении социальных проблем. Это связано
с тем, что рыночная экономика не
гарантирует трудящимся право на труд,
стандартное благосостояние, образование,
не обеспечивает социальную защиту
инвалидов, малоимущих, пенсионеров.
Поэтому возникает необходимость
вмешательства государства в сферу
распределения дохода путем проведения
социальной политики.
Таким образом,
существует множество терминов,
определяющих это явление, но одно
остается неизменным – социальная
политика является важной частью политики
государства, без проведения которой
многие люди просто не могли бы выжить.
Социальную политику
делят на расширенную и ограничительную.
Расширенная социальная политика
означает общедоступность социальных
программ, универсальность социальных
выплат, всеобъемлющий характер
перераспределительной деятельности
государства. Показателем результативности
социальной политики является уровень
и качество жизни населения.
Ограничительная
социальная политика означает сведение
ее к минимуму, к функции дополнять
традиционные институты социальной
сферы.
Жизненный уровень
населения – совокупность показателей,
характеризующих уровень материального
потребления населения, например,
потребление продуктов на душу населения,
обеспеченность этими продуктами в
расчете на одну семью или на сто семей,
структура потребления.
«Потребительская
корзина» — набор благ и услуг, обеспечивающий
определенный уровень потребления. В
этой связи выделяют минимальный и
рациональный уровень потребления.
Минимальный
уровень потребления – такой потребительский
набор, уменьшение которого ставит
потребителя за грань обеспечения
нормальных условий существования.
Рациональный
уровень потребления – количество и
структура потребления, наиболее
благоприятная для индивида.
Минимальный
уровень потребления определяет так
называемую «черту бедности». Снижение
этого показателя, борьба с бедностью –
одна из главных задач социальной
политики.
Социальная политика
направлена на решение следующих задач:
1) стабилизация
уровня жизни население и недопущение
массовой бедности;
2) сдерживание
роста безработицы и материальная
поддержка безработных, а также подготовка
трудовых ресурсов такого размера и
качества, которые соответствуют
потребностям общественного производства;
3) поддержание
стабильного уровня реальных доходов
населения путем проведения антиинфляционных
мер и индексации доходов;
4) развитие отраслей
социальной сферы (образование,
здравоохранение, жилищное хозяйство,
культура и искусство).
Слово «социальный»
используется в широком и узком смысле.
В широком смысле к социальной сфере
относят все, противоположное природной
среде, все, что связано с жизнью общества.
В данном контексте оно равнозначно
общественному. В узком смысле социальная
сфера связана с совокупностью социальных
отношений и условий, которые влияют на
жизнь и деятельность людей и связаны с
интересами различных общественных
групп.
Социальная политика
в различных учебниках определяется
по-разному.
Социальная политика
– это взаимоотношения классов, социальных
групп по поводу сохранения и изменения
социального положения населения в целом
и составляющих его классов, слоев,
социальных,социально-демографических,
социально-профессиональных групп,
социальных общностей (семьи, народы,
население города, поселка, региона
и.т.п.)
Социальная политика
представляет собой определенным образом
разработанный и реализуемый целевой
комплекс принципиальных направлений
и задач улучшения жизнедеятельности
людей в данной стране.
Социальная политика
— это взаимодействие
людей с их интересами и представлениями
о справедливости.
(Консервативная модель).
Изначально социальная
политика сформировалась в рамках
капиталистической системы для поддержки
членов общества, неспособных самостоятельно
обеспечить себе источники приемлемого
существования и по существу приравнивалась
к общественному вспомоществованию.
На современном этапе
в содержании социальной политики
произошли серьезные изменения. В качестве
прямого объекта влияния социальной
политики начинают выступать жизненные
условия почти всех категорий граждан,
она направлена совершенствование всей
экономической системы и включает в себя
обеспечение населения социальными
услугами, регулирование занятости и
заработной платы.
В мире существует
несколько моделей социальной политики:
1. Патерналистская
модель предполагает всестороннюю
ответственность государства за социальную
сферу (была принята в СССР и других соц.
Странах). Недостатки: невозможность
обеспечить всем высокий уровень жизни
и зависимость индивида от государства;
иждивенчество и отсутствие инициативы.
2. Модель социального
государства (Ст.7 Конституции РФ) — высокая
степень социальной защиты, в нем
социальные проблемы выходят на первый
план. П.1СТ 7 Конституции гласит: «Российская
Федерация – социальное государство,
политика которого направлена на создание
условий, обеспечивающих достойную жизнь
и свободное развитие человека».
3. Политика субсидиарного
государства — перераспределение
социальных расходов в пользу самых
уязвимых групп населения при одновременном
сокращении социальных трансфертов
обеспеченным семьям. Происходит замена
бюджетных субсидий всем на адресную
социальную помощь.
4. Консервативная
модель — «распределение
по достоинствам» и справедливая
межгрупповая дифференциация.
Можно выделить
несколько направлений социальной
политики:
создание условий
для эффективной системы занятости
населения, формирование доходов населения
и регулирование процессов их дифференциации
посредством соответствующей системы
налогообложения и выплаты трансфертных
платежей;
установление
социальных нормативов и стандартов
(прожиточного минимума);
защита денежных
доходов населения от инфляционного
обесценения путем индексации, т.е.
увеличения начисленных доходов в
зависимости от роста цен (используется
показатель индекс стоимости жизни);
стационарное и
нестационарное социальное обслуживание
престарелых, инвалидов, беспризорных
и других категорий;
социальная поддержка
безработных и малоимущих;
прием и обслуживание
беженцев и вынужденных мигрантов.
1. Н АПРАВЛЕНИЕ
СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ – это создание
условий для трудовой активности,
регулирование занятости и заработной
платы, совершенствование трудовых
качеств работника. Ее объектом является
экономически активное население.
Создание условий
для трудовой активности, регулирование
занятости и заработной платы,
совершенствование трудовых качеств
работника, установление минимальной
заработной платы во всей экономик,
определение основных параметров оплаты
труда на государственных предприятиях
и в учреждениях, законодательное
определение условий труда на производстве
и его охраны.
2. Н АПРАВЛЕНИЕ: Прямая
поддержка доходов через систему
социального обеспечения. Ф УНКЦИЯ:
защитная. О БЪЕКТ: Экономически незащищенные
слои населения.
3. Н АПРАВЛЕНИЕ:
Развитие человеческой личности,
поддержание здоровья, повышение
культурного уровня, предоставление
«натуральных» услуг через систему
социальной инфраструктуры. Ф УНКЦИЯ:
конструктивная. О БЪЕКТ: все слои
населения.
Экономическую базу
социальной политики составляет
перераспределение индивидуальных
доходов населения через государственный
бюджет. Изымая часть доходов в виде
налогов, государство частично возвращает
в виде денежных выплат по различным
социальным программам.
Социальная защита
населения осуществляется по следующим
основным направлениям:
1. Индексация доходов
населения – меры по повышению реального
содержания основных доходов населения
(зп, пенсий, стипендий) в связи с ростом
цен. Она проводится двумя путями: либо
путем прямых пересчетов и компенсаций,
либо путем изменения минимальных
размеров зп и минимальных размеров
пенсий. Наиболее регулярно индексация
проводится в отношении пенсий и реже в
отношении зп.
2. Обеспечение
минимальных социальных гарантий по
доходам.
Главный инструмент
– обеспечение прожиточного минимума.
Для тех категорий граждан, которые не
имеют доходы в размере прожиточного
минимума, устанавливается право на
социальную помощь государства.
3. Регулирование с
помощью государственных минимальных
стандартов и нормативов.
Это, прежде всего,
минимальные расходы из бюджета на
образование и здравоохранение, жилье,
социальное обслуживание населения. Они
находятся в совместном ведении
федерального центра и регионов, для их
поддержания существует система социальных
трансфертов из федерального бюджета.
В настоящее время основной центр тяжести
в этой сфере несут региональные и местные
органы власти.
4. Предоставление
льгот (скидок и субсидий).
Бесплатные или со
скидкой лекарства для инвалидов и
участников Великой отечественной войны,
бесплатный или льготный проезд на
транспорте для пенсионеров, скидка на
детей по подоходному налогу и др.
5. Обязательное
социальное страхование.
Государственное
социальное страхование основано на
выплате страховых взносов участниками
производства. Источник финансирования:
взносы предприятий, застрахованных,
налогообложение, госбюджет. Критерий:
размер страховых взносов, трудовой
стаж, участие в производстве.
6. Социальное
обеспечение и социальная помощь.
Оно направлено на
содержание нетрудоспособных членов
общества: престарелых, потерявших
кормильца детей. Это содержание
осуществляется из двух источников:
бюджета и фондов социального страхования.
За счет бюджета обеспечиваются категории
нетрудоспособных, не застрахованных в
обязательном порядке (престарелые, не
имеющие трудового стажа, дети,
военнослужащие, чернобыльцы). За счет
страховых средств выплачиваются трудовые
пенсии и пособия застрахованным. В
систему социального обеспечения за
счет бюджета входит и социальное
обслуживание пожилых, инвалидов (дома
престарелых и инвалидов, протезирование,
бесплатные лекарства).
Социальная помощь
не носит постоянного характера и не
распространяется на всех нуждающихся.
Социальная помощь оказывается в кризисной
ситуации: безнадзорность, малообеспеченность,
недееспособность, отсутствие постоянного
места жительства, конфликты в семье,
одиночество и потребность в постороннем
уходе.
Министерство
здравоохранения и социального развития
Российской Федерации (Минздравсоцразвития
России) является федеральным органом
исполнительной власти, осуществляющим
работу по следующим направлениям:
Социальное развитие, здравоохранение,
пенсионное обеспечение, трудовые
отношения.
Службы, Агентство,
Фонды: Федеральная служба по надзору в
сфере защиты прав потребителей и
благополучия человека (Роспотребнадзор),
Федеральная служба по надзору в сфере
здравоохранения и социального развития
(Росздравнадзор), Федеральная служба
по труду и занятости (Роструд), Федеральное
медико-биологическое агентство (ФМБА
России), Пенсионный фонд Российской
Федерации (ПФР), Фонд социального
страхования Российской Федерации (ФСС),
Федеральный Фонд обязательного
медицинского страхования (ФОМС).
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
Принят Государственной Думой 19 декабря 2008 года
Одобрен Советом Федерации 22 декабря 2008 года
(В редакции федеральных законов от 11. 2011 № 200-ФЗ, от 21. 2011 № 329-ФЗ, от 03. 2012 № 231-ФЗ, от 29. 2012 № 280-ФЗ, от 07. 2013 № 102-ФЗ, от 30. 2013 № 261-ФЗ, от 28. 2013 № 396-ФЗ, от 22. 2014 № 431-ФЗ, от 05. 2015 № 285-ФЗ, от 03. 2015 № 303-ФЗ, от 28. 2015 № 354-ФЗ, от 15. 2016 № 24-ФЗ, от 03. 2016 № 236-ФЗ, от 28. 2016 № 505-ФЗ, от 03. 2017 № 64-ФЗ, от 01. 2017 № 132-ФЗ, от 28. 2017 № 423-ФЗ, от 04. 2018 № 133-ФЗ, от 03. 2018 № 307-ФЗ, от 30. 2018 № 382-ФЗ, от 06. 2019 № 5-ФЗ, от 26. 2019 № 228-ФЗ, от 26. 2019 № 251-ФЗ, от 16. 2019 № 432-ФЗ, от 24. 2020 № 143-ФЗ, от 31. 2020 № 259-ФЗ, от 26. 2021 № 155-ФЗ, от 30. 2021 № 471-ФЗ, от 06. 2022 № 44-ФЗ, от 01. 2022 № 90-ФЗ, от 07. 2022 № 379-ФЗ, от 28. 2022 № 569-ФЗ, от 29. 2022 № 591-ФЗ, от 06. 2023 № 12-ФЗ, от 18. 2023 № 70-ФЗ, от 13. 2023 № 258-ФЗ, от 10. 2023 № 286-ФЗ)
Настоящим Федеральным законом устанавливаются основные принципы противодействия коррупции, правовые и организационные основы предупреждения коррупции и борьбы с ней, минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.
Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе
Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:
а) злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами;
б) совершение деяний, указанных в подпункте «а» настоящего пункта, от имени или в интересах юридического лица;
2) противодействие коррупции — деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий:
а) по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции);
б) по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией);
в) по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений;
3) нормативные правовые акты Российской Федерации:
а) федеральные нормативные правовые акты (федеральные конституционные законы, федеральные законы, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации, нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти и иных федеральных органов);
б) законы и иные нормативные правовые акты органов государственной власти субъектов Российской Федерации;
в) муниципальные правовые акты;
(Дополнение пунктом — Федеральный закон от 21.11.2011 № 329-ФЗ)
4) функции государственного, муниципального (административного) управления организацией — полномочия государственного или муниципального служащего принимать обязательные для исполнения решения по кадровым, организационно-техническим, финансовым, материально-техническим или иным вопросам в отношении данной организации, в том числе решения, связанные с выдачей разрешений (лицензий) на осуществление определенного вида деятельности и (или) отдельных действий данной организацией, либо готовить проекты таких решений. (Дополнение пунктом — Федеральный закон от 21.11.2011 № 329-ФЗ)
Статья 2. Правовая основа противодействия коррупции
Правовую основу противодействия коррупции составляют Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации, настоящий Федеральный закон и другие федеральные законы, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации, а также нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, нормативные правовые акты иных федеральных органов государственной власти, нормативные правовые акты органов государственной власти субъектов Российской Федерации и муниципальные правовые акты.
Статья 3. Основные принципы противодействия коррупции
Противодействие коррупции в Российской Федерации основывается на следующих основных принципах:
1) признание, обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина;
3) публичность и открытость деятельности государственных органов и органов местного самоуправления;
4) неотвратимость ответственности за совершение коррупционных правонарушений;
5) комплексное использование политических, организационных, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер;
6) приоритетное применение мер по предупреждению коррупции;
7) сотрудничество государства с институтами гражданского общества, международными организациями и физическими лицами.
Статья 4. Международное сотрудничество Российской Федерации в области противодействия коррупции
1. Российская Федерация в соответствии с международными договорами Российской Федерации и (или) на основе принципа взаимности сотрудничает в области противодействия коррупции с иностранными государствами, их правоохранительными органами и специальными службами, а также с международными организациями в целях:
1) установления лиц, подозреваемых (обвиняемых) в совершении коррупционных преступлений, их местонахождения, а также местонахождения других лиц, причастных к коррупционным преступлениям;
2) выявления имущества, полученного в результате совершения коррупционных правонарушений или служащего средством их совершения;
3) предоставления в надлежащих случаях предметов или образцов веществ для проведения исследований или судебных экспертиз;
4) обмена информацией по вопросам противодействия коррупции;
5) координации деятельности по профилактике коррупции и борьбе с коррупцией.
2. Иностранные граждане, лица без гражданства, не проживающие постоянно в Российской Федерации, иностранные юридические лица, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, а также их филиалы и представительства (иностранные организации), обвиняемые (подозреваемые) в совершении коррупционных правонарушений за пределами Российской Федерации, подлежат ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации в случаях и порядке, предусмотренных международными договорами Российской Федерации и федеральными законами.
Статья 5. Организационные основы противодействия коррупции
1. Президент Российской Федерации:
1) определяет основные направления государственной политики в области противодействия коррупции;
2) устанавливает компетенцию федеральных органов исполнительной власти, руководство деятельностью которых он осуществляет, в области противодействия коррупции;
3) определяет особенности соблюдения ограничений, запретов и требований, исполнения обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами. (Дополнение пунктом — Федеральный закон от 29.12.2022 № 591-ФЗ)
2. Федеральное Собрание Российской Федерации обеспечивает разработку и принятие федеральных законов по вопросам противодействия коррупции, а также контролирует деятельность органов исполнительной власти в пределах своих полномочий.
3. Правительство Российской Федерации распределяет функции между федеральными органами исполнительной власти, руководство деятельностью которых оно осуществляет, по противодействию коррупции.
4. Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления осуществляют противодействие коррупции в пределах своих полномочий.
41. Правоохранительные органы, иные государственные органы, органы местного самоуправления и их должностные лица обязаны информировать подразделения кадровых служб соответствующих федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по профилактике коррупционных и иных правонарушений (должностных лиц кадровых служб указанных органов, ответственных за работу по профилактике коррупционных и иных правонарушений) о ставших им известными фактах несоблюдения государственным или муниципальным служащим ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов либо неисполнения обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции. (Дополнение частью — Федеральный закон от 21.11.2011 № 329-ФЗ)
5. В целях обеспечения координации деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по реализации государственной политики в области противодействия коррупции по решению Президента Российской Федерации могут формироваться органы в составе представителей федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и иных лиц (далее — органы по координации деятельности в области противодействия коррупции). Для исполнения решений органов по координации деятельности в области противодействия коррупции могут подготавливаться проекты указов, распоряжений и поручений Президента Российской Федерации, проекты постановлений, распоряжений и поручений Правительства Российской Федерации, которые в установленном порядке представляются на рассмотрение соответственно Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, а также издаваться акты (совместные акты) федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, представители которых входят в состав соответствующего органа по координации деятельности в области противодействия коррупции. При получении данных о совершении коррупционных правонарушений органы по координации деятельности в области противодействия коррупции передают их в соответствующие государственные органы, уполномоченные проводить проверку таких данных и принимать по итогам проверки решения в установленном законом порядке.
6. Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры в пределах своих полномочий координируют деятельность органов внутренних дел Российской Федерации, органов федеральной службы безопасности, таможенных органов Российской Федерации и других правоохранительных органов по борьбе с коррупцией и реализуют иные полномочия в области противодействия коррупции, установленные федеральными законами.
61. Генеральная прокуратура Российской Федерации в случаях, предусмотренных федеральными законами, взаимодействует с компетентными органами иностранных государств при проведении уполномоченными должностными лицами государственных органов, органов местного самоуправления и организаций проверок соблюдения ограничений, запретов и требований, установленных в целях противодействия коррупции, лицами, на которых распространены такие ограничения, запреты и требования. (Дополнение частью — Федеральный закон от 06.02.2019 № 5-ФЗ)
7. Счетная палата Российской Федерации в пределах своих полномочий обеспечивает противодействие коррупции в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 года № 41-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации». (В редакции Федерального закона от 07.10.2022 № 379-ФЗ)
Статья 6. Меры по профилактике коррупции
Профилактика коррупции осуществляется путем применения следующих основных мер:
1) формирование в обществе нетерпимости к коррупционному поведению;
2) антикоррупционная экспертиза правовых актов и их проектов;
21) рассмотрение в федеральных органах государственной власти, органах государственной власти субъектов Российской Федерации, органах местного самоуправления, других органах, организациях, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, не реже одного раза в квартал вопросов правоприменительной практики по результатам вступивших в законную силу решений судов, арбитражных судов о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) указанных органов, организаций и их должностных лиц в целях выработки и принятия мер по предупреждению и устранению причин выявленных нарушений; (Дополнение пунктом — Федеральный закон от 21.11.2011 № 329-ФЗ)
3) предъявление в установленном законом порядке квалификационных требований к гражданам, претендующим на замещение государственных или муниципальных должностей и должностей государственной или муниципальной службы, а также проверка в установленном порядке сведений, представляемых указанными гражданами;
4) установление в качестве основания для освобождения от замещаемой должности и (или) увольнения лица, замещающего должность государственной или муниципальной службы, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, с замещаемой должности государственной или муниципальной службы или для применения в отношении его иных мер юридической ответственности непредставления им сведений, представления заведомо неполных сведений, за исключением случаев, установленных федеральными законами, либо представления заведомо недостоверных сведений о своих доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, а также представления заведомо ложных сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей; (В редакции федеральных законов от 21.11.2011 № 329-ФЗ, от 03.12.2012 № 231-ФЗ, от 10.07.2023 № 286-ФЗ)
5) внедрение в практику кадровой работы федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления правила, в соответствии с которым длительное, безупречное и эффективное исполнение государственным или муниципальным служащим своих должностных обязанностей должно в обязательном порядке учитываться при назначении его на вышестоящую должность, присвоении ему воинского или специального звания, классного чина, дипломатического ранга или при его поощрении;
6) развитие институтов общественного и парламентского контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции.
Статья 7. Основные направления деятельности государственных органов по повышению эффективности противодействия коррупции
Основными направлениями деятельности государственных органов по повышению эффективности противодействия коррупции являются:
1) проведение единой государственной политики в области противодействия коррупции;
2) создание механизма взаимодействия правоохранительных и иных государственных органов с общественными и парламентскими комиссиями по вопросам противодействия коррупции, а также с гражданами и институтами гражданского общества;
3) принятие законодательных, административных и иных мер, направленных на привлечение государственных и муниципальных служащих, а также граждан к более активному участию в противодействии коррупции, на формирование в обществе негативного отношения к коррупционному поведению;
4) совершенствование системы и структуры государственных органов, создание механизмов общественного контроля за их деятельностью;
5) введение антикоррупционных стандартов, то есть установление для соответствующей области деятельности единой системы запретов, ограничений и дозволений, обеспечивающих предупреждение коррупции в данной области;
6) унификация прав государственных и муниципальных служащих, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, должности глав муниципальных образований, муниципальные должности, а также устанавливаемых для указанных служащих и лиц ограничений, запретов и обязанностей; (В редакции Федерального закона от 21.11.2011 № 329-ФЗ)
7) обеспечение доступа граждан к информации о деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления;
8) обеспечение независимости средств массовой информации;
9) неукоснительное соблюдение принципов независимости судей и невмешательства в судебную деятельность;
10) совершенствование организации деятельности правоохранительных и контролирующих органов по противодействию коррупции;
11) совершенствование порядка прохождения государственной и муниципальной службы;
12) обеспечение добросовестности, открытости, добросовестной конкуренции и объективности при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд; (В редакции Федерального закона от 28.12.2013 № 396-ФЗ)
13) устранение необоснованных запретов и ограничений, особенно в области экономической деятельности;
14) совершенствование порядка использования государственного и муниципального имущества, государственных и муниципальных ресурсов (в том числе при предоставлении государственной и муниципальной помощи), а также порядка передачи прав на использование такого имущества и его отчуждения;
15) повышение уровня оплаты труда и социальной защищенности государственных и муниципальных служащих;
16) укрепление международного сотрудничества и развитие эффективных форм сотрудничества с правоохранительными органами и со специальными службами, с подразделениями финансовой разведки и другими компетентными органами иностранных государств и международными организациями в области противодействия коррупции и розыска, конфискации и репатриации имущества, полученного коррупционным путем и находящегося за рубежом;
17) усиление контроля за решением вопросов, содержащихся в обращениях граждан и юридических лиц;
18) передача части функций государственных органов саморегулируемым организациям, а также иным негосударственным организациям;
19) сокращение численности государственных и муниципальных служащих с одновременным привлечением на государственную и муниципальную службу квалифицированных специалистов;
20) повышение ответственности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и их должностных лиц за непринятие мер по устранению причин коррупции;
21) оптимизация и конкретизация полномочий государственных органов и их работников, которые должны быть отражены в административных и должностных регламентах.
Статья 71. Запрет отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами
1. В случаях, предусмотренных Федеральным законом от 7 мая 2013 года № 79-ФЗ «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории
Создание условий для занятости населения
В современное время в России наблюдается формирование условий для полной занятости населения. В стране активно реализуются различные программы переподготовки кадров, переобучения и повышения квалификации.
Государство обеспечивает начисление и выплату пособий по безработице. Получать такое пособие может любой гражданин, который официально признан безработным и обратился в центр занятости населения. Данное право исчезает если человек достиг пенсионного возраста, тогда государству будет выплачивать пенсию.
Одним из самых важных направлений социальной политики России становится установление государственной поддержки семьям материнству и детству, инвалидам, пожилым людям, все перечисленные категории сегодня находятся под социальной защитой государства.
В нашей стране все родители должны содержать и воспитывать своих детей до момента, когда ребенок достигнет совершеннолетия. Родители могут контролировать интересы и предпочтения детей, с учетом их мнения и при соблюдении законов. Семейные отношения всегда строились на взаимных обязанностях – сначала родители помогают своим детям, после чего дети оказывают необходимую помощь своим родителям, если они нетрудоспособны. В условиях равноправия всех граждан в РФ дети имеют равную правовую и социальную защиту независимо от своего происхождения и материальных возможностей родителей.
Другой важной задачей социальной политики России является развитие системы социального обслуживания, т.е. деятельность по предоставлению социальных услуг для населения. В нашей стране много лет назад была создана и сейчас функционирует система социальных служб, которая включает в себя государственные и не государственные предприятия и людей которые занимаются социальным обслуживанием без юридического лица.
Социальное обслуживание в России
Государство даёт гарантии людям на право получать социальные услуги в рамках следующих направлений: материальная помощь, социальное помощь на дому, социальное обслуживание в стационарных учреждениях, предоставление временного жилья, консультации, реабилитация.
В настоящее время социальное обслуживание может быть платным или бесплатным.
Заметным направлением социальной политики России является работа над установлением государственных пенсий, выплат, пособий и других гарантий социальной защиты населения.
Социальное обеспечение и его развитие в России предоставляет гарантии на реализацию конституционных прав граждан страны на материальное обеспечение при наличии уважительны причин: болезнь, инвалидность, потеря кормильца и иные случаи.
Государство на законодательном уровне формирует системы социальных пособий и пенсионных выплат, это отражает Федеральный закон «О порядке установления размеров стипендий и социальных выплат в РФ».
Таким образом, перечисленные выше принципы, задачи и направления социальной политики России отражают приоритеты страны в указанной сфере на современном этапе его развития.
Не понимаешь, как писать работу?
Проблемы социальной политики России
Условно все проблемы социальной политики, характерные для современного состояния экономики России, можно сгруппировать следующим образом:
Роль социальной политики
С позиции функционирования системы экономических отношений социальная политика играет двоякую роль:
Социальная сфера отводит господствующее положение государственному сектору, чьи масштабы определяют и масштаб социальной политики. В расширенной социальной политике общедоступны социальные программы, универсальные социальные выплаты, перераспределительная деятельность государства. В ограничительной социальной политике они сводятся к минимуму, дополняя институты традиционной социальной сферы.
В качестве показателя эффективности социальной политики выступает качество и уровень жизни граждан. Жизненный уровень характеризуется совокупностью показателей, которые отражают уровень материального потребления, обеспеченность жизненно необходимыми продуктами и структуру потребления.
Направления социальной политики РФ
Для России характерна собственная социальная политика со своими особенностями, она в первую очередь требует создания условий для обеспечения достойной жизни и свободы развитие человека.
Основными приоритетными направлениями социальной политики РФ являются:
«Социальная политика в РФ» 👇
Перечисленные направления социальной политики определены различными статьями Конституции РФ. Реализация социальной политики должна соответствовать интересам всего населения, проживающего на территории нашей страны. Она призвана устранять противоречия между разнообразными интересами экономических субъектов, интересами общества в настоящем и будущем.
В Конституции для всех граждан закреплена гарантия социального обеспечения по возрасту, при наступлении болезни или инвалидности, потере кормильца, а также для воспитания детей и пр. С этими целями в стране развита система муниципальных и государственных служб, которые обеспечивают государственную поддержку семьи, материнства и отцовства, детства, пожилых граждан и инвалидов.