- ОБЗОР ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКИ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВА НАСЛЕДОВАНИЯ В РФ
- Введение
- Авторы
- Аннотация
- Категории дел
- Споры об ответственности наследников по долгам наследодателя
- Иные дела, связанные с наследованием имущества
- Споры о восстановлении срока для принятия наследства, о принятии наследства
- Споры о признании завещания недействительным
- Споры о разделе наследственного имущества
- Споры о признании недостойным наследником
- Заключение
- Таблица
- Ссылки
- ОБЗОР ПРАКТИКИ ПРАВОПРИМЕНЕНИЯ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВА НА НАСЛЕДОВАНИЕ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
- Обзор результатов
- Ссылки на источники
- Правоприменительная практика ФСТЭК России
- Обзор контрольной деятельности ФСТЭК России по экспортному контролю
- Цели контроля
- Правовая база контроля
- Перечень контролируемых товаров
- Количество участников ВЭД
- Анализ правоприменительной практики ФСТЭК России
- Подготовка и планирование проверок
- Проблемные вопросы
- Особенности проверок
- Принцип комплексности проверок
- Результаты проверок
- Соблюдение законодательства
- Обзор правоприменительной практики
ОБЗОР ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКИ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВА НАСЛЕДОВАНИЯ В РФ
Введение
В данной статье проведено исследование основных категорий судебных дел по наследственным спорам в Российской Федерации. Каждая категория рассматривается с учетом конкретных судебных решений.
Авторы
- А.А. Байкалов, студент
- О.А. Подшивалова, студент
- Новосибирский национальный исследовательский государственный университет (Россия, г. Новосибирск)
Аннотация
Статья содержит анализ правоприменительной практики по наследственным спорам, таких как право наследования, судебная практика в области наследования, вопросы завещания, а также статистика дел.
Категории дел
Споры об ответственности наследников по долгам наследодателя
Доля: 35.6%
В этой категории чаще всего возникают споры между банками и наследниками по долгам наследодателя. Юридически значимыми обстоятельствами являются определение круга наследников, состав наследственного имущества, его стоимость и размер задолженности.
Иные дела, связанные с наследованием имущества
Доля: 34.3%
В этой категории рассматриваются различные споры, не относящиеся к ответственности наследников по долгам наследодателя.
Споры о восстановлении срока для принятия наследства, о принятии наследства
Доля: 26.4%
Данные споры обычно касаются сроков принятия наследства и права на наследственное имущество.
Споры о признании завещания недействительным
Доля: 1.9%
Споры о разделе наследственного имущества
Доля: 1.1%
Споры о признании недостойным наследником
Доля: 0.6%
Заключение
Приведенный обзор категорий дел по наследственным спорам позволяет сделать вывод о характере судебных процессов и сложности каждой категории.
Таблица
Таблица 1. Категории дел, рассмотренных в 2022 году
Категория спора | Количество дел в 2022 г. | Доля от всех дел |
---|---|---|
Об ответственности наследников по долгам наследодателя | 76342 | 35.6% |
Иные, связанные с наследованием имущества | 73583 | 34.3% |
О восстановлении срока для принятия наследства, о принятии наследства, о признании права на наследственное имущество | 56670 | 26.4% |
О признании завещания недействительным | 4012 | 1.9% |
О разделе наследственного имущества | 2383 | 1.1% |
О признании недостойным наследником | 1345 | 0.6% |
Ссылки
Сайт университета: НГУ
ОБЗОР ПРАКТИКИ ПРАВОПРИМЕНЕНИЯ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВА НА НАСЛЕДОВАНИЕ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Иная сторона этой категории включает споры о том, достоин ли наследник наследства. Также возникают вопросы о включении имущества в наследство.
Каждая из вышеупомянутых категорий имеет свои особенности и требует определенного подхода.
Обзор результатов
После проведения анализа можно сделать вывод, что на данный момент в правоприменительной практике Российской Федерации существует 5 основных категорий дел.
Эта правоприменительная практика была признана очень лояльной среди юристов.
Ссылки на источники
Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.05.12 N 9 (редакция от 24.12.2020) О судебной практике по делам о наследовании // Бюллетень Верховного Суда РФ, N 7, июль, 2012. Доступ из СПС КонсультантПлюс.
Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 21.03.23 N 5-КГ23-12-К2 // Документ опубликован не был. Доступ из СПС КонсультантПлюс.
Вершкова Е. Оспаривание завещания по основаниям ст. 177 ГК РФ: проблемы доказывания // Жилищное право. — 2015. — №4. — С. 33-42.
Определение Краснодарского краевого суда от 11.08.22 по делу № 33-23751/2022.
А.А. Байкалов, студент, О.А. Подшибалова, студент, Новосибирский государственный университет (Россия, Новосибирск)
Ключевые слова: наследственное право, юриспруденция, наследование, завещание, статистика.
Правоприменительная практика ФСТЭК России
В рамках контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации в области экспортного контроля, наследственное право также имеет свое место и значение.
2023 год представляет собой важный период для рассмотрения результатов правоприменения в данной области.
Обзор контрольной деятельности ФСТЭК России по экспортному контролю
Этот обзор подготовлен в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2018 г. N 1680 Об утверждении общих требований к организации и осуществлению органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами.
Цели контроля
Основной целью контроля является проверка соблюдения российскими участниками внешнеэкономической деятельности законодательства Российской Федерации по экспортному контролю.
Правовая база контроля
Контроль проводится в соответствии с Федеральным законом Об экспортном контроле, постановлениями Правительства Российской Федерации об утверждении списков контролируемых товаров и технологий, а также постановлениями Правительства Российской Федерации, определяющими порядок контроля внешнеэкономической деятельности.
Перечень контролируемых товаров
ФСТЭК России проводит контроль за соблюдением законодательства в области экспортного контроля отдельными российскими участниками внешнеэкономической деятельности.
Количество участников ВЭД
По состоянию на 1 апреля 2024 года, более 4800 российских участников внешнеэкономической деятельности занимаются экспортом и импортом товаров и технологий, подлежащих экспортному контролю.
Анализ правоприменительной практики ФСТЭК России
При обобщении и анализе правоприменительной практики ФСТЭК России в рамках контроля за соблюдением российскими участниками ВЭД законодательства Российской Федерации в области экспортного контроля учитывались следующие результаты:
- Результаты контроля в отношении российских участников ВЭД, осуществляющих экспортные и импортные операции с товарами и технологиями, подлежащими экспортному контролю.
- Результаты контроля в отношении российских высших учебных заведений, осуществляющих обучение иностранных граждан по специальностям, связанным с возможной передачей технических данных, относящихся к технологиям, подлежащим экспортному контролю.
Подготовка и планирование проверок
В ходе подготовки предложений в проект плана проведения ФСТЭК России плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по вопросам экспортного контроля на 2023 год не было выявлено фактов несоблюдения установленного порядка и сроков проведения проверок.
Проблемные вопросы
Проблемных вопросов при подготовке предложений в проект плана проверок не возникло.
Особенности проверок
- При планировании проверок учитывалась информация, полученная в ходе взаимодействия с ФТС России и правоохранительными органами.
- Реализовывался риск-ориентированный подход к проведению проверок, где в первую очередь включались субъекты, выявленные как рискованные.
- Предпочтение отдавалось выездной форме проверки для оказания методической помощи субъектам проверки.
Принцип комплексности проверок
Территориальными органами ФСТЭК России проводилось одновременное проведение всех видов контроля уполномоченными должностными лицами.
Результаты проверок
- В 2023 году было проведено 39 плановых выездных, 6 плановых документарных, 3 внеплановых выездных и 7 внеплановых документарных проверок.
- Общее количество проведенных проверок составило 55, охватив при этом 1,14% подконтрольных субъектов проверок.
Соблюдение законодательства
Все проверки проведены в соответствии с требованиями Федерального закона о защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
Перевод выполнен с помощью HelpNinja
Преимущественное использование выездной формы проверок связано с необходимостью в ограниченные сроки качественного и всестороннего рассмотрения надлежащего объёма документов и информации, требующихся для объективной оценки фактического состояния выполнения проверяемым лицом обязательных требований, являющихся предметом проверки.
По результатам проведенных проверок у 38 российских участников ВЭД (69,1% из числа проверенных) выявлены нарушения требований, установленных законодательством Российской Федерации в области экспортного контроля, из них 12 являются субъектами малого и среднего предпринимательства. Общее количество выявленных нарушений норм, установленных законодательством Российской Федерации, составило 128, из которых 33 являются нарушениями обязательных требований в области экспортного контроля. По 24 нарушениям требований законодательства Российской Федерации в области экспортного контроля, подпадающим под действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, были возбуждены дела об административных правонарушениях, 21 из них были рассмотрены территориальными органами ФСТЭК России, 3 – судами. По результатам рассмотрения дел об административных правонарушениях в 17 случаях на российских участников ВЭД наложены административные штрафы на общую сумму 6844,178 тыс. руб. По выявленным нарушениям выдано 46 предписаний об устранении допущенных нарушений, которые были исполнены субъектами проверок в установленные сроки.
Типичными нарушениями обязательных требований, установленных законодательством Российской Федерации в области экспортного контроля, являлись:
несоблюдение установленного порядка учета внешнеэкономических сделок с товарами, информацией, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности (правами на них) для целей экспортного контроля согласно статье 23 Федерального закона "Об экспортном контроле" — выявлено 13 нарушений;
осуществление внешнеэкономических операций с товарами, информацией, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности (правами на них), на которые в соответствии со статьями 6 и 20 вышеуказанного Федерального закона распространяется экспортный контроль, без лицензий или разрешений — выявлено 10 нарушений.
Кроме того, самым распространенным нарушением законодательства Российской Федерации в области экспортного контроля остается непроведение идентификации контролируемых товаров и технологий (в соответствии со статьей 24 Федерального закона "Об экспортном контроле" является обязанностью российского участника ВЭД). Всего за год установлено 49 таких нарушений. Также выявлено 5 нарушений требований о создании внутренней программы экспортного контроля, предусмотренные статьей 16 указанного Федерального закона.
Необходимо отметить, что в соответствии с Федеральным законом "Об экспортном контроле" полученная в ходе проверок информация является информацией ограниченного доступа и используется исключительно в целях экспортного контроля. В этой связи конкретные примеры нарушений обязательных требований российскими участниками ВЭД не могут быть приведены.
Вместе с тем, в качестве типовых примеров нарушения обязательных требований в области экспортного контроля при осуществлении внешнеэкономических операций с товарами, информацией, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности (правами на них), на которые в соответствии со статьями 6 и 20 Федерального закона "Об экспортном контроле" распространяется экспортный контроль, можно указать следующие:
1. Управлением ФСТЭК России по Сибирскому федеральному округу (далее — Управление) по результатам межведомственного взаимодействия выявлен случай осуществления поставки российским участником внешнеэкономической деятельности в одно из государств СНГ контролируемого товара без лицензии ФСТЭК России, несмотря на неоднократное получение данным участником ВЭД лицензий для осуществления других внешнеэкономических сделок. В ходе проведенной в сентябре 2023 года внеплановой проверки установлено, что причиной сложившейся ситуации явилось отсутствие идентификационной экспертизы экспортируемого товара. При этом согласно статье 24 Федерального закона от 18 июля 1999 г. N 183-ФЗ "Об экспортном контроле" идентификация контролируемых товаров и технологий, а также совершение необходимых действий, связанных с получением лицензий на осуществление внешнеэкономических операций с контролируемыми товарами и технологиями или разрешений на их вывоз из Российской Федерации без лицензий, является обязанностью российского участника внешнеэкономической деятельности.
Управлением было возбуждено дело об административном правонарушении по части 1 статьи 14.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. По итогам административного расследования к виновному лицу применена мера наказания в виде административного штрафа, который был своевременно оплачен. Жалоба участника внешнеэкономической деятельности на действия Управления не поступала.
2. Управлением ФСТЭК России по Дальневосточному федеральному округу в ходе плановой выездной проверки в апреле 2023 г. выявлены неоднократные случаи нарушения учреждением высшего образования статьи 24 Федерального закона "Об экспортном контроле", выразившиеся в не проведении идентификации материалов докладов, озвученных на международных научных мероприятиях, статей, опубликованных в открытой печати. Материалы, предназначенные к открытому опубликованию, содержали результаты проведенных учреждением научно-исследовательских работ, выполненных с привлечением государственного финансирования и обладающих признаками контролируемых технологий. По факту нарушения требований, установленных пунктами 1.2, 2.1 Типовой методической инструкции, было выдано предписание об устранении выявленного нарушения обязательных требований. Также не проводилась идентификация материалов обучения иностранных граждан в целях экспортного контроля, идентификационные заключения в ходе проверки не были представлены. По факту нарушения статьи 24 Федерального закона от 18 июля 1999 г. N 183-ФЗ "Об экспортном контроле" было выдано предписание об устранении выявленного нарушения обязательных требований.
Кроме того, было установлено, что учет совершаемых учреждением внешнеэкономических сделок не ведется, соответствующий журнал отсутствует. Таким образом, не выполнялись требования статьи 23 Федерального закона "Об экспортном контроле", Правил учета внешнеэкономических сделок для целей экспортного контроля, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.06.2012 N 583 "О порядке учета внешнеэкономических сделок". В этой связи Управлением было возбуждено дело об административном правонарушении по части 2 статьи 14.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. По итогам административного расследования к виновному лицу применена мера наказания в виде административного штрафа, который был своевременно оплачен. Жалоба участника внешнеэкономической деятельности на действия Управления не поступала.
Информирование юридических лиц и индивидуальных предпринимателей об обязательных требованиях, установленных законодательством Российской Федерации в области экспортного контроля, о порядке (процедурах, сроках) проведения контрольных мероприятий, правах и обязанностях подконтрольных субъектов, а также осуществляющих проверки должностных лиц ФСТЭК России, порядке обжалования результатов проверок ФСТЭК России проводилось в ходе семинаров, рабочих встреч (совещаний), при консультировании, информировании об изменениях в законодательстве Российской Федерации в области экспортного контроля, направлении приказов на проведение проверок и в ходе проведения проверок. В целях организации работ по профилактике правонарушений в области экспортного контроля разработана и утверждена приказом ФСТЭК России от 21 декабря 2022 г. N 229 Программа профилактики нарушений обязательных требований, соблюдение которых оценивается при проведении ФСТЭК России мероприятий по контролю в рамках федерального государственного контроля за соблюдением российскими участниками ВЭД законодательства Российской Федерации в области экспортного контроля на 2023 год. В рамках указанной Программы профилактики сотрудники ФСТЭК России и ее территориальных органов в 2023 году приняли участие в 56 мероприятиях (семинары, инструктивно-методические занятия, круглые столы), организованных для 382 российских участников внешнеэкономической деятельности, в рамках которых до них была доведена информация о произошедших изменениях в законодательстве Российской Федерации в области экспортного контроля, обращено внимание на наиболее часто встречающиеся нарушения в этой сфере, а также даны разъяснения по представляющим интерес вопросам. Общее количество присутствовавших на этих семинарах и занятиях представителей российских участников ВЭД составило около 1400 человека. По отдельным вопросам соблюдения законодательства в области экспортного контроля, в том числе связанным с проведением проверок, только территориальными органами ФСТЭК России осуществлено около 1200 консультаций для российских участников ВЭД. При этом активно использовались различные формы дистанционного взаимодействия.
Проведенная работа по контролю за соблюдением российскими участниками ВЭД законодательства Российской Федерации в области экспортного контроля показывает, что должностные лица организаций, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность в отношении товаров и технологий, подлежащих экспортному контролю, в целом информированы по указанным вопросам. Вместе с тем отдельными руководителями таких организаций при осуществлении этой деятельности недостаточное внимание уделяется предварительной проработке вопросов заключения внешнеэкономических сделок, а также созданию внутренних программ экспортного контроля.
Вопросов применения обязательных требований в системной взаимосвязи положений различных нормативных правовых актов, иных нормативных документов, в том числе недостаточной ясности и взаимной несогласованности обязательных требований, не выявлено.
Устаревших, дублирующих и избыточных обязательных требований не выявлено.
Оценка тяжести нарушений обязательных требований и выбора ответственности, к которой возможно привлечение виновного лица, в целом затруднений не вызывает.
В отчетный период в соответствии с пунктом 2 статьи 2 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", пунктом 1 статьи 17 Федерального закона от 18 июля 1999 г. N 183-ФЗ "Об экспортном контроле", подпунктом 60 пункта 8 Положения о Федеральной службе по техническому и экспортному контролю, утверждённого Указом Президента Российской Федерации от 16 августа 2004 г. N 1085 "Вопросы Федеральной службы по техническому и экспортному контролю", пунктом 16 Правил осуществления государственного контроля за соблюдением российскими участниками внешнеэкономической деятельности законодательства Российской Федерации в области экспортного контроля, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 7 сентября 2022 г. N 1572 издан приказ ФСТЭК России от 5 апреля 2023 г. N 59 "Об утверждении сроков и последовательности административных процедур при проведении проверок в ходе осуществления Федеральной службой по техническому и экспортному контролю государственного контроля за соблюдением российскими участниками внешнеэкономической деятельности законодательства Российской Федерации в области экспортного контроля".
Предложений по совершенствованию законодательства Российской Федерации на основе проведенного анализа правоприменительной практики контрольной деятельности ФСТЭК России по вопросам соблюдения российскими участниками ВЭД требований, установленных законодательством Российской Федерации в области экспортного контроля, не имеется.
Обзор правоприменительной практики
https://www.high-endrolex.com/45
Приказ от 21 февраля 2024 года №29 об утверждении доклада о правоприменительной практики при осуществлении регионального надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций на территории Брянской области за 2023 год .
Приказ департамента региональной безопасности Брянской области №31 от 27.02.2023 г. об утверждении доклада о правоприменительной практике при осуществлении регионального государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций на территории Брянской области за 2022 год.
https://www.high-endrolex.com/45
Задайте вопрос или оформите заявку