- Кризисный Центр Помощи Женщинам и Детям: 10 лет символа безопасности
- Помощь женщинам и детям в кризисных ситуациях
- Индивидуальная помощь и поддержка
- Помощь в становлении финансово независимыми
- Основные достижения и цели
- Описание работы Кризисного центра
- Проект Преображение
- Предотвращение насилия
- Общественное мнение
- Не бойтесь говорить о насилии
- Важность общественной поддержки
- Поддержка московских семей
- Права женщин в России
- Портрет Елены Строгановы, 1730-е годы
- Александра Муравьёва
- Карикатура на суфражистку
- Демонстрация женщин на Невском проспекте, 1917 год
- Образ сильных и равноправных женщин в раннем СССР, 1931 год
- Конституция Союза Советских Социалистических Республик
- Валентина Матвиенко
- Половое равенство в рабочей сфере
- Ученицы Смольного института благородных девиц, 1913-14 год
- Влияние образования на женщин в СССР
- Советский плакат 1923 года
- Екатерина II
- Понимание социальных прав женщин
Кризисный Центр Помощи Женщинам и Детям: 10 лет символа безопасности
На протяжении 10 лет столичный Кризисный центр помощи женщинам и детям выступает символом безопасности и заботы о московских семьях. Специалисты всегда готовы протянуть руку помощи тем, кто попал в беду, поддержать тех, кто хочет изменить свою жизнь.
Помощь женщинам и детям в кризисных ситуациях
Ежегодно женщины, независимо от возраста и социального статуса, сталкиваются с насилием. К сожалению, в большинстве случаев это происходит именно дома, в месте, где человек должен чувствовать себя наиболее защищенным.
Открытый в марте 2014 года Кризисный центр стал для женщин и детей безопасным пространством, где они могут получить всю необходимую помощь для восстановления физического и психологического состояния.
Индивидуальная помощь и поддержка
В Кризисном центре женщины и дети обретают не только безопасность, но и получают всестороннюю поддержку. Каждая история уникальна.
Программы помощи, которые реализует центр, подбираются индивидуально, шаг за шагом позволяя изменить ситуацию.
- Для коррекции эмоционального состояния, помимо консультаций с психологом, москвички с детьми посещают занятия по арт-терапии, музыке и пилатесу.
- Для нормализации физического здоровья проходят оздоровительный курс в Соляной пещере, сеансы массажа и физиотерапии.
- Специалисты центра оказывают и юридическую помощь: сопровождают в судебных процессах, помогают в оформлении развода, получении пособий и алиментов.
Помощь в становлении финансово независимыми
Нередко женщины в кризисных ситуациях не имеют возможности обеспечить себя и детей самостоятельно. Чтобы помочь им стать финансово независимыми, с женщинами проводится работа по приобретению новых знаний и профессиональных навыков.
- Проект Учись с любовью, реализуемый в сотрудничестве с Благотворительным фондом помощи Гармония жизни, помогает женщинам удаленно получить профессию копирайтера, таргетолога, смм-менеджера.
- Программа Доступное образование при содействии Колледжа информатики и дизайна дает возможность женщинам получить дополнительное профессиональное образование по специальностям бьюти-индустрии, дизайна, делопроизводства, программирования.
Основные достижения и цели
Основные достижения:
- Помощь более 2,7 тысячам женщин освободиться от токсичных отношений.
- Проведение различных программ помощи и поддержки.
- Обучение женщин новым профессиям для финансовой независимости.
Кризисный центр помощи женщинам и детям — это не только место безопасности, но и поддержки на пути к новой жизни. Важно помнить, что всегда можно обратиться за помощью и изменить свою ситуацию к лучшему. Вместе мы сила!
Описание работы Кризисного центра
Ольга — инвалид второй группы, обратилась в Кризисный центр, будучи беременной. Из-за неразрешенного конфликта с мамой женщина не могла вернуться домой, где проживала с родителями и старшим братом.
Здесь она получила комплексную помощь, прошла профессиональную переподготовку и стала участницей проекта „Социальный контракт“ в специализированном центре занятости „Моя карьера“. Специалисты юридически сопровождали ее на пути к приобретению собственной жилплощади.
Сейчас у Ольги стабильная работа, с сыном они живут в своей квартире и проводят все свободное время вместе.
Проект Преображение
Для восстановления самооценки, приобретения уверенности, Кризисным центром в 2021 году запущен социальный проект Преображение, который позволяет участницам изменить свой внешний облик, обновить гардероб и подготовиться к новому этапу в жизни.
“Для нас важно, чтобы женщина, прошедшая реабилитацию, обрела и психологическое равновесие, и физическое здоровье, а также преобразилась снаружи. Благодаря этому ресурсу женщина обретает в себе силы для кардинальных изменений в своей жизни. И результаты трех запусков проекта это подтверждают”, — рассказывает Наталья Завьялова.
Предотвращение насилия
Кризисный центр не только помогает женщинам и детям в непростых ситуациях, но также активно работает по предотвращению насилия в будущем. Для этого еженедельно для мужчин, склонных к агрессии и замотивированных исправить эту ситуацию, проводятся групповые психологические тренинги.
Одна из причин, по которым мужчины обращаются за помощью, — обеспокоенность тем, что дети копируют их поведение, тем самым продолжая круговорот насилия. Работа в группе О чем молчат мужчины позволяет рассказать то, о чем обычно не говорят, и переосмыслить свои поступки, проработать собственные переживания. И, конечно, попытаться наладить отношения в семье.
Общественное мнение
“Деятельность Кризисного центра имеет огромное значение для общества и позволяет многим женщинам найти путь к безопасной и здоровой жизни. Сюда приходят в состоянии полного отчаяния, и в этот момент им очень важно подать квалифицированную руку помощи, чтобы они и их дети смогли восстановиться после физического и психологического разрушения, которому подверглись дома”, — комментирует общественный деятель Мария Арбатова.
Для эффективной работы важна консолидация усилий. Необходимо не только изменить общественное мнение, но и создать атмосферу поддержки для тех, кто столкнулся с насилием. С этой целью ежегодно Кризисный центр помощи женщинам и детям проводит социальную акцию Не молчи!, за десять лет объединившую более 6 тысячи неравнодушных людей.
Не бойтесь говорить о насилии
Несомненно, большинству женщин, пострадавшим от психофизического насилия, сложно говорить о пережитом. Кто-то опасается осуждения со стороны знакомых, кто-то не хочет вспоминать о тяжелом периоде жизни. Но есть те, кто не просто готов делиться своей историей перерождения, но и хочет помогать другим женщинам, только начинающим свой новый путь.
Не молчи! Ты не одна! – призыв, который дарит надежду, вселяет в сердца любовь и помогает создать фундамент счастливого будущего и крепкой семьи.
Важность общественной поддержки
Мы, общественники и неравнодушные к проблеме насилия граждане, можем быть большим ответом для каждого, кто однажды соприкоснулся с насилием и обратился к нам за помощью. Ведь каждый из нас играет значимую роль в том, насколько мир будет более благополучным и комфортным. Не молчите, говорите о том, что из любой сложной ситуации всегда можно найти выход. И тогда сообща нам удастся изменить ситуацию и жить в обществе, где нет места насилию – заключает Уполномоченный по правам человека в городе Москве Татьяна Потяева.
Поддержка московских семей
Для поддержки московских семей работают 21 городская организация помощи родителям с детьми. В их числе 18 семейных центров, а также Кризисный центр помощи женщинам и детям, социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних Возрождение и Алтуфьево.
Специалисты проводят тренинги и занятия, индивидуальные и семейные психологические консультации, оказывают правовую помощь семьям. Кроме того, действует служба медиации, сотрудники которой работают над разрешением семейных и супружеских конфликтов.
Права женщин в России
Права женщин в России – это комплекс исследований о правовом положении женщины в русском обществе, а также система правил и норм, регулирующих социальными институтами.
Традиционно русское общество являлось патриархальным, где управление семьей и зарабатывание средств к существованию возлагаются на мужчину. Женщине же отводится роль хранения семейного очага. Однако в течение XX века положение женщин в российском обществе изменилось. Сегодня большинство замужних женщин работают, как и мужчины.
Портрет Елены Строгановы, 1730-е годы
Пётр I вводит моду на западную одежду, женщины из высших слоёв общества начинают носить платья с декольте. Это стало громким вызовом строгим традициям русского костюма
Александра Муравьёва
Александра Муравьёва – одна из наиболее известных декабристок, чей образ стал примером для будущих активисток за женские права
Карикатура на суфражистку
Карикатура на суфражистку, Владимир Кадулин, 1911—1915 год
Демонстрация женщин на Невском проспекте, 1917 год
Надпись на плакате: Без участия женщин избирательное право не „всеобщее“
Образ сильных и равноправных женщин в раннем СССР, 1931 год
В раннем СССР пропагандировался образ сильных и равноправных женщин
Конституция Союза Советских Социалистических Республик
Женщина и мужчина имеют в СССР равные права. Осуществление этих прав обеспечивается предоставлением женщинам равных с мужчинами возможностей в получении образования и профессиональной подготовки, в труде, в вознаграждении за него и продвижении по работе, в общественно-политической и культурной деятельности, а также специальными мерами по охране труда и здоровья женщин, созданием условий, позволяющих женщинам сочетать труд с материнством; правовой защитой, материальной и моральной поддержкой материнства и детства, включая предоставление оплачиваемых отпусков и других льгот беременным женщинам и матерям, постепенное сокращение рабочего времени женщин, имеющих малолетних детей
Валентина Матвиенко
Валентина Матвиенко, Председатель Совета Федерации и самая влиятельная женщина-политик в России
Половое равенство в рабочей сфере
По данным исследования Grand Thornton, Россия занимает одно из лидирующих мест по половому равенству в рабочей сфере. 2 из 5 руководителей всех российских компаний являются женщинами. Женщины реализуют себя особенно успешно в сфере высоких технологий, розничной торговли, СМИ, производства, транспорта и коммуникаций. Однако, мужчины преобладают в нефтяной, газовой и металлургической промышленности
Ученицы Смольного института благородных девиц, 1913-14 год
Ученицы Смольного института благородных девиц, 1913-14 год
Влияние образования на женщин в СССР
Упражнение в науках и словесности есть ли необходимая принадлежность женщины? Не охладит ли любовь к словесности в женщине любви супружеской?
Советский плакат 1923 года
Советский плакат 1923 года, призывающий женщин получать образование
Екатерина II
Екатерина II запомнилась как один из самых великих и харизматичных правителей в истории России
Понимание социальных прав женщин
Как женщины разных поколений понимают свои социальные права и чего ждут (или не ждут) от государства? Об этом в лекции в Ельцин Центре 14 декабря рассказала Жанна Чернова, профессор факультета социологии Европейского университета в Санкт-Петербурге, доктор социологических наук. Материалом для лекции стали подробные биографические интервью, взятые у россиянок трёх поколений: 1950-х, 1970-х и 1990-х годов рождения.
Социологи проанализировали, как менялось представление женщин о том, какую поддержку им может предоставить государство, а в чём они вынуждены рассчитывать на свои силы. Респондентки также описали, как они оценивают своё положение в сферах семьи и занятости.
Как правило, у неспециалистов социология ассоциируется с количественными методами – какая доля населения придерживается тех или иных взглядов, выбирает тот или иной продукт и т.д. Исследование Жанны Черновой опиралось на иные, так называемые качественные методы. Они помогают проинтерпретировать личные истории в контексте тенденций общественного развития и выделить устойчивые и меняющиеся поведенческие паттерны, характерные для больших групп людей.
– Мы брали подробные биографические интервью у женщин разных возрастов. Помимо темы материнства был блок вопросов о том, чувствуют ли они себя социально защищёнными и на кого они могут рассчитывать в случае экстренных кризисных ситуаций, – рассказала исследовательница. – Мы пытались «выровнять» респонденток, поэтому у всех было высшее образование. Также было важно, чтобы у женщины был опыт материнства и оплачиваемой занятости – это связано со спецификой модели социальной политики, которая существовала в Советском Союзе.
Самым важным критерием отбора информанток была принадлежность к определённой поколенческой группе. Самую старшую, 1950-х годов рождения, исследователи назвали «поколением бабушек», среднюю, 1970-х годов – «поколением матерей» и младшую, 1990-х – «поколением внучек».
Почему были выбраны такие поколения? По словам Жанны Черновой, у женщин 1950-х годов рождения значительная часть семейного, материнского и профессионального опыта пришлась на советский период, и они стали главными бенефициарами советской модели социальной политики. Поколение «дочерей» начало активную жизнь в советской системе, а продолжило в постсоветской. А «внучки» состоялись уже в совсем другом, современном российском обществе.
Специфику советской социальной политики по отношению к женщинам, которая наложила огромный отпечаток на все три поколения, Жанна Чернова описала термином «гендерный контракт»: в обмен на то, что женщина выполняет предписанные ей роли, государство предоставляет определённые меры поддержки.
По словам социолога, эта система начала складываться в двадцатые годы XX века. В традиционном обществе Российской империи роль женщины сводилась к материнству, но уже в первый год советской власти акцент сместился на профессиональную занятость: женщина как гражданка и работница стала получать определённую поддержку от государства – достаточно вспомнить, что оплачиваемый отпуск по уходу за ребёнком, введённый одним из первых декретов советской власти, до сих пор называется «декретным».
Большевистское правительство взяло курс на исправление разнообразных форм гендерного неравенства, а в середине 1930-х и вовсе провозгласило, что проблемы в этой сфере решены, – отметила исследовательница, и привела неочевидный связанный с этим факт: с 1936 по 1955 годы аборты в СССР были запрещены. Материнство рассматривалось как обязанность женщины, а уклонение от него было чревато санкциями, – объяснила она. – Считалось, что поскольку женщине предоставлены не только гражданские, но и социальные права, у неё не было никаких оснований не рожать, кроме медицинских противопоказаний.
По словам Жанны Черновой, в СССР сформировался своего рода альянс женщины и государства, и это отличало советскую систему от буржуазной модели среднего класса, в центре которой находится сильный мужчина-кормилец. Эту модель также иногда называют «промышленным патернализмом»: доступ к бесплатному жилью, медицинскому обслуживанию, образованию и другим благам предоставлялся женщинам через рабочее место на предприятии. И советский работодатель действительно обеспечивал достаточно большой объём социальной поддержки. Сегодня эта система распространена повсеместно в мире, и на современном языке называется «корпоративной социальной ответственностью».
Вместе с тем, этот «альянс» привёл к ряду социальных деформаций – например, разрушению традиционной семьи, поскольку новая система дала женщинам ранее отсутствовавшую возможность самостоятельно поддерживать свой уровень жизни и своих детей и существовать автономно от мужа или отца.
Исследование показало, что постсоветские трансформации укрепили этот «треугольник», в вершинах которого находятся рынок, государство и семья. При этом в конвенциональном жизненном сценарии для женщин уже нет нормативных механизмов, которые принуждают работать, в то время как в период СССР существовала статья за тунеядство, и не было такого системного явления, как работающие матери. По мнению Жанны Черновой, с конца 1990 – начала 2000-х профессиональная занятость и материнство становятся результатом индивидуального выбора женщин. Кроме того, в постсоветское время формируется феномен, которое Жанна Чернова назвала «индустрией заботы», которая в первую очередь связана с детьми.
Текущий период в гендерной политике России исследовательница назвала «государственным патернализмом» или «пронатализмом» – политикой, направленной на повышение рождаемости. Хорошей иллюстрацией этого подхода является выплата материнского капитала: через него государство становится источником индивидуального благополучия граждан. По данным исследовательницы, применение этого инструмента привело к небольшому повышению рождаемости, а также к тому, что всё чаще в качестве желаемой называется семья не с одним ребёнком, а с двумя.
Советский «гендерный контракт» между матерями и государством оказался очень живучим: большая часть женщин и сегодня совмещает оплачиваемую работу с функцией заботы о детях, которая частично дополняется мерами социальной поддержки, – рассказывает Жанна Чернова. – Достаточно посмотреть официальную статистику, чтобы увидеть высокий уровень образования у женщин и их высокую долю в занятости в России – около 50 процентов.
Интересно, что по сравнению с западноевропейскими и североамериканскими женщинами среди наших соотечественниц больше тех, кто имел опыт получения образования и опыт оплачиваемой занятости. Эта экономическая независимость – наследие советского гендерного проекта. С другой стороны, что касается брачно-репродуктивного поведения, в России в сравнении с другими странами регистрируется гораздо больше разводов. Кроме того, в сфере современной гендерной политики есть множество перекосов. Например, это различия в возможностях для мужчин и женщин в карьере.
Жанна Чернова отметила, что между статистикой, результатами социологических исследований и общественным мнением по гендерным вопросам существует множество противоречий. Например, опросы показывают, что россияне готовы к тому, что женщина может занимать высокие должности, однако при этом существует и устойчивое представление о традиционной семье, в которой главную роль должен играть мужчина. Таким образом, современный гендерный контракт сочетает консервативные и либеральные элементы, обеспечивает женщинам равенство, но при этом сохраняет традиционные роли.
Исследование группы Жанны Черновой выделило ряд различий в опыте трёх поколений женщин. Например, «поколение бабушек», олицетворяющее советский период, описывается как прожившее счастливую жизнь, но вопросы гендерных прав вызывают у его представительниц недоумение.
«Поколение матерей» адаптирует свои стратегии к новым социальным и экономическим условиям, используя логику индивидуальной ответственности, разделяя идеологию личного успеха или неудачи. Как правило, они отмечают свой профессиональный, семейный и личный опыт как результат своих действий. А ещё поколение матерей выражает чувство беспокойства по поводу гендерного неравенства в обществе.
«Поколение внучек» чаще остальных выражает недовольство гендерными перекосами и требует большего участия мужчин в заботе о детях, осуждая стереотипы и стремясь к равенству. Жанна Чернова охарактеризовала этот подход как «повседневный феминизм», притом, что женщины в России, как правило, избегают идентификации с этим термином. Поколение «внучек» более знакомо с гендерной проблематикой и структурным неравенством, что отличает их от предыдущих поколений.
Общее место в личных историях женщин трёх поколений – это гендерные проблемы в сфере труда: часто указывается на существование гендерной горизонтальной сегрегации и предвзятости в заработной плате. Женщины описывают случаи дискриминации и сексизма в повседневной жизни, включая предпочтение мужчинам в профессиональном плане. Однако некоторые женщины рационализируют эти ситуации, признавая существующую действительность и примиряясь с ней.
Тема профессиональной дискриминации тесно связана с материнством. В исследовании, о котором рассказала Жанна Чернова, особое внимание уделяется влиянию рождения детей на карьерные возможности женщин и их социальное положение. Утверждается, что материнство становится дорогостоящим проектом, требующим больших временных, эмоциональных и финансовых инвестиций от женщин. Несмотря на нормативные изменения и права отцов на отпуск по уходу за ребёнком, статистика показывает, что мужчины редко используют эти меры.
В целом, социологи зафиксировали сдвиг в идеологии и стратегиях жизни современных женщин в России, которые всё чаще сосредотачиваются на прагматичном индивидуализме. Особенно это касается модели жизни городского образованного среднего и высшего класса. Его представительницы стремятся не только к высокому уровню материального благосостояния, но и к уровню образования, развитию карьеры, а также качественным отношениям с партнёрами.
По словам Жанны Черновой, современные женщины активно используют и семейные ресурсы, и меры государственной поддержки, и стремятся максимизировать выгоды от них. Они оценивают качество предоставляемых услуг и отношений, часто выражают скептицизм по отношению к государственной поддержке, но в то же время рассчитывают на неё, особенно в сфере услуг для материнства. Возникшая в последние два десятилетия «индустрия заботы», включающая в себя выплату материнского капитала и другие меры поддержки от государства и работодателей стала современной версией «советского контракта» для работающих матерей. Женщины воспринимают его как ресурсоёмкий, но важный инструмент обеспечения себя и своих детей.