О мерах по дальнейшему совершенствованию этических норм и правил поведения государственных служащих республики казахстан

Содержание
  1. Этический кодекс государственных служащих Республики Казахстан
  2. Стандарты служебной этики государственных служащих
  3. Этические принципы государственной службы
  4. К государственным служащим предъявляются следующие требования
  5. Поведения государственных служащих во внеслужебное время
  6. Поведения государственных служащи в служебных отношениях
  7. Гражданская служба в России: основные принципы
  8. Принципы гражданской службы
  9. Основные принципы
  10. Важность принципов
  11. Заключение
  12. Приоритет прав и свобод граждан
  13. Восстановление доверия к гражданской службе
  14. Единство правовых и организационных основ гражданской службы
  15. Федеральная гражданская служба
  16. Организация гражданской службы
  17. Принцип единства
  18. Единая классификация
  19. Независимость гражданской службы
  20. Равный доступ к гражданской службе
  21. Запрет дискриминации
  22. Профессионализм и компетентность
  23. Государственная гражданская служба

Этический кодекс государственных служащих Республики Казахстан

Этический кодекс государственных служащих Республики Казахстан утвержден Указом Президента Республики Казахстан от 29 декабря 2015 года № 153.

Несение государственной службы является выражением особого доверия со стороны общества и государства и предъявляет высокие требования к служебной этике государственных служащих.

Общество рассчитывает, что государственные служащие выполняют свои обязанности и функции компетентно и эффективно в соответствии с законами со всей добросовестностью.

Государственные служащие в своей деятельности должны быть привержены государственной политике и последовательно проводить ее в жизнь, стремиться сохранять и укреплять доверие общества к государственной службе, государству и его институтам.

Настоящий Этический кодекс государственных служащих Республики Казахстан (далее – Кодекс) устанавливает стандарты служебной этики государственных служащих и направлен на укрепление доверия общества к государственным органам, формирование высокой культуры взаимоотношений на государственной службе и создание атмосферы добропорядочности, а также предупреждение случаев неэтичного поведения государственных служащих.

Текст Кодекса размещается в зданиях государственных органов в местах, доступных для всеобщего обозрения.

Стандарты служебной этики, установленные настоящим Кодексом, обязательны для всех государственных служащих.

Стандарты служебной этики государственных служащих

Этические принципы государственной службы

Служебная этика государственных служащих основывается на следующих принципах:

  1. Интегритет
  2. Независимость
  3. Профессионализм
  4. Ответственность
  5. Прозрачность

К государственным служащим предъявляются следующие требования

  1. Внешний вид государственного служащего при исполнении им служебных обязанностей должен способствовать укреплению авторитета государственного аппарата, соответствовать общепринятому деловому стилю, который отличают официальность, сдержанность и аккуратность.
  2. Государственным служащим не следует публично выражать свое мнение по вопросам государственной политики и служебной деятельности, если оно не соответствует основным направлениям государственной политики, раскрывает служебную информацию, которая не разрешена к обнародованию и содержит неэтичные высказывания в адрес должностных лиц государства, органов государственного управления, других государственных служащих.

Поведения государственных служащих во внеслужебное время

Государственные служащие во внеслужебное время должны придерживаться общепринятых морально-этических норм, проявлять скромность, не подчеркивать и не использовать свое должностное положение при получении соответствующих услуг и не допускать случаев антиобщественного поведения, сопряженных с посягательством на общественную нравственность.

Поведения государственных служащи в служебных отношениях

Публичные выступления по вопросам деятельности государственного органа осуществляются его руководителем или уполномоченными на это должностными лицами государственного органа.

Государственные служащие должны вести дискуссии в корректной форме, не подрывая авторитета государственной службы.

Гражданская служба в России: основные принципы

Уполномоченный орган по делам государственной службы осуществляет координацию по профилактике нарушения служебной этики в соответствии с законодательством.

Принципы гражданской службы

  1. единство правовых и организационных основ федеральной гражданской службы и гражданской службы субъектов Российской Федерации;

  2. равный доступ граждан, владеющих государственным языком Российской Федерации, к гражданской службе и равные условия ее прохождения независимо от пола, расы, национальности, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств, не связанных с профессиональными качествами гражданского служащего;

  3. защищенность гражданских служащих от неправомерного вмешательства в их профессиональную служебную деятельность.

Основные принципы

Статья 4 Закона закрепляет основные принципы гражданской службы. Принцип — центральное понятие, руководящая идея, основание системы; он обобщает и распространяет какое-либо положение на все реалии той области, из которой абстрагирован.

Комментируемый Закон является базовым законом, регулирующим отношения, возникающие в связи с поступлением на гражданскую службу и прохождением гражданской службы. Его нормы исходны для всех иных законов и других нормативных актов, как федеральных, так и субъектов РФ.

Важность принципов

Все федеральные органы и органы государственной власти субъектов РФ обязаны проводить в жизнь эти принципы. Гражданские служащие должны руководствоваться ими в своей работе.

Закон устанавливает как правовые основы организации гражданской службы, так и основы правового положения гражданских служащих. Поэтому в принципах гражданской службы находят свое отражение прежде всего общие принципы организации и деятельности государства и его властных структур, закрепленные в Конституции РФ.

Заключение

Пройдя через государственную волю и получив свое выражение в Законе, установленные принципы имеют общеобязательную силу. Все они взаимосвязаны и взаимозависимы и в своей совокупности определяют функционирование и тенденции развития гражданской службы. каждый из них отражает строго определенную закономерность в организации гражданской службы и деятельности гражданских служащих.

Приоритет прав и свобод граждан

В пункте 1 комментируемой статьи Закона предусматривается, что принципом правового регулирования гражданской службы является приоритет прав и свобод граждан.

И это не случайно. Человек, его права и свободы, их непосредственное действие признаются Конституцией РФ (ст. ст. 2, 18) высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанности государства и всех государственных служащих.

В конечном счете данный принцип определяет главный смысл и содержание деятельности гражданских служащих.

С учетом этого при отборе кандидатов на должности гражданской службы особое внимание должно уделяться их способности и готовности учитывать в своей работе интересы граждан.

Серьезным нарушением приоритета прав и свобод следует считать случаи, когда сами гражданские служащие не соблюдают права человека, защита которых является сущностью их деятельности.

Что касается членства в той или иной партии или общественном объединении, то сам по себе этот факт не может рассматриваться как препятствие к пребыванию на гражданской службе.

Восстановление доверия к гражданской службе

Гражданская служба должна вновь обрести у граждан доверие, пошатнувшееся за последние годы.

Однако эта цель не будет достигнута, если просто стричь газон, т.е. увольнять старый аппарат и постоянно набирать новый.

На данном этапе административной реформы гораздо важнее приблизить систему управления к гражданам. Избавить людей от предубеждений в отношении к ней сможет только тот гражданский служащий, который работает в непосредственном контакте с гражданами и активно противодействует попыткам нарушения их прав и законных интересов.

Таково юридическое содержание принципа приоритета прав и свобод человека и гражданина в организации гражданской службы и служебной деятельности каждого гражданского служащего.

Единство правовых и организационных основ гражданской службы

В пункте 2 комментируемой статьи предусматривается, что гражданская служба основывается на принципе единства правовых и организационных основ федеральной гражданской службы и гражданской службы субъектов РФ.

Это положение означает, что гражданская служба РФ основывается на принципах единства системы государственной власти, разграничения предметов ведения между Российской Федерацией и ее субъектами.

Этот принцип непосредственно вытекает из федеративного устройства страны, которое основывается на государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами власти Российской Федерации и ее субъектов (ч. 3 ст. 5 Конституции РФ).

Федеральная гражданская служба

Федеральная гражданская служба находится в ведении Российской Федерации, а гражданская служба субъектов Федерации — в их совместном ведении (п. т ст. 71, п. п. л, и ч. 1 ст. 72 Конституции РФ).

Организация гражданской службы

В рамках этого разграничения объем полномочий РФ должен быть достаточным для организации гражданской службы как единого организационно-правового института власти. Реализация принципа единства гражданской службы объективно требует единого правового регулирования основ организации государственной службы и правового положения гражданских служащих Российской Федерации.

Принцип единства

Принцип единства требований означает также, что все гражданские служащие подчинены минимуму общих правил, независимо от того, служат ли они Российской Федерации или ее субъекту. Глава 3 Закона определяет права и обязанности лиц, находящихся как на федеральной, так и на гражданской службе субъекта РФ.

Единая классификация

В Российской Федерации устанавливаются единая классификация должностей гражданской службы, классные чины гражданских служащих, единые права и обязанности (при различии служебных полномочий), единый порядок прохождения гражданской службы и т.д.

Независимость гражданской службы

Принцип единства требований обеспечивает независимость гражданской службы от структурных и иных перестроек в системе органов власти.

Равный доступ к гражданской службе

Согласно ч. 4 ст. 32 Конституции РФ граждане Российской Федерации имеют равный доступ к гражданской службе. Закон устанавливает, что гражданская служба основана на принципе равного доступа граждан к гражданской службе в соответствии со способностями и профессиональной подготовкой.

Запрет дискриминации

При поступлении и прохождении гражданской службы запрещена всякая дискриминация по признакам пола, социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.

Профессионализм и компетентность

В пункте 4 закона указывается, что гражданская служба основана на принципе профессионализма и компетентности гражданских служащих. Этот принцип обязывает гражданских служащих владеть процедурой деятельности органов государственной власти, знать свои права и обязанности, а также активно и в полной мере осуществлять функции и полномочия, предусмотренные законодательством и должностными положениями.

Гражданская служба основывается на принципе стабильности кадров. Профессиональная стабильность и устойчивость служебного положения являются необходимыми как в интересах государственного аппарата, так и в интересах государственных служащих, и они должны быть гарантированы даже в том случае, когда полностью или частично изменяется система государственных органов и организация государственной службы.

Гражданским служащим должны быть обеспечены достаточные гарантии против произвольных действий, затрагивающих их профессиональное положение или карьеру. Их статус не может зависеть от политической конъюнктуры, конкретной личности политического руководителя, частых и не всегда обоснованных организационных перестроек.

Доступность информации о гражданской службе как принцип осуществления гражданской службы вытекает из конституционного положения, согласно которому органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими их права и свободы (ч. 2 ст. 24 Конституции РФ).

Вместе с тем Закон (ст. 15) закрепляет и определенные рамки этого принципа, устанавливая, что гражданский служащий обязан хранить государственную и иную охраняемую законом тайну и не разглашать служебную информацию. Поэтому гражданская служба фактически основывается на сочетании гласности и служебной конфиденциальности. Добиться сочетания этих противоречивых требований нелегко: все будет зависеть от общего прогресса на пути достижения большей гласности и от того, в какой мере удастся совместить операционные нужды гражданской службы со стремлением граждан к большей осведомленности.

Закон объявляет "политику вне гражданской службы". Гражданская служба основана на принципе внепартийности и отделения политических объединений от государства. Этот принцип имеет своей целью оградить гражданских служащих от влияния и контроля со стороны политических партий так, чтобы они могли эффективно работать независимо от того, какая политическая партия приходит к власти в результате выборов. Кроме того, принцип внепартийности защищает гражданских служащих от потери своих должностей по политическим мотивам в том случае, если одна партия встает на место другой у "кормила власти".

Взаимоотношения между гражданскими служащими и политическими партиями (отметим, и религиозными объединениями) определяют конституционные принципы свободы убеждений (ст. 29 Конституции РФ) и свободы совести (ст. 28 Конституции РФ). Из этого вытекает, что гражданские служащие пользуются:

— свободой совести, свободой исповедовать любую религию или не исповедовать никакой;

— свободой принадлежности к политическим партиям;

— правом выдвигать свою кандидатуру на выборах от любой политической партии.

Вместе с тем принцип внепартийности гражданской службы не допускает создания организаций каких-либо политических партий, общественных движений и объединений, преследующих политические цели.

Гражданские служащие независимы от политических партий, движений и иных общественных объединений и организаций. При исполнении служебных обязанностей они не вправе руководствоваться решениями каких-либо партий, политических общественных движений и иных общественных объединений, преследующих политические цели. Им запрещено официально или публично демонстрировать свою приверженность или принадлежность к указанным партиям или движениям.

Применительно к лицам, занимающим определенные должности гражданской службы, законом может быть предусмотрено приостановление или запрет членства в какой-либо партии, политическом общественном движении или ином общественном объединении, преследующем политические цели, а также запрет вести политическую пропаганду и агитацию, участвовать в каких-либо политических акциях.

Гражданские служащие не вправе каким-либо образом вмешиваться в политическую, богослужебную деятельность религиозных объединений, связанную с удовлетворением религиозных потребностей верующих.

В органах государственной власти не могут создаваться организации религиозных объединений. В официальных документах не должно быть указаний на вероисповедную принадлежность гражданских служащих.

В указанных органах не могут отправляться религиозные обряды, осуществляться религиозная или атеистическая пропаганда, распространяться предметы культа, религиозная литература.

Гражданские служащие не вправе демонстрировать свою приверженность или принадлежность к той или иной религии, конфессии, церкви и вместе с тем должны обеспечивать свободную деятельность всех религиозных объединений.

Закон (п. 8) определил принципом гражданской государственной службы принцип защищенности гражданских служащих от неправомерного вмешательства в их профессиональную служебную деятельность. Законодательное закрепление такого положения вызвано необходимостью предоставления гарантий государственному служащему от неправомерного вмешательства в процесс реализации своих должностных обязанностей.

Государственная гражданская служба

Согласно гл. 6 Закона Кемеровской области от 01.08.2005 N 103-ОЗ (ред. от 22.12.2017) "О государственных должностях Кемеровской области и государственной гражданской службе Кемеровской области" (принят Советом народных депутатов Кемеровской области 08.07.2005).

Статья 30. Поступление на гражданскую службу и замещение должности гражданской службы по конкурсу

1. Поступление гражданина на гражданскую службу для замещения должности гражданской службы или замещение гражданским служащим другой должности гражданской службы осуществляется по результатам конкурса, если иное не установлено настоящей статьей. Конкурс заключается в оценке профессионального уровня претендентов на замещение должности гражданской службы, их соответствия установленным квалификационным требованиям для замещения должности гражданской службы (в ред. Закона Кемеровской области от 02.05.2017 N 31-ОЗ).

2. Конкурс не проводится:

Законом Кемеровской области от 12.12.2017 N 104-ОЗ, вступающего в силу со дня вступления в силу статьи 25 Закона Кемеровской области от 30.01.2017 N 15-ОЗ, в пункте 8-1 статьи 30 слово "общественной" заменено словом "Общественной".

8-1. В состав конкурсной комиссии в исполнительном органе государственной власти Кемеровской области, при котором в соответствии с Законом Кемеровской области "Об общественной палате Кемеровской области" образован общественный совет, наряду с лицами, указанными в пункте 8 настоящей статьи, включаются представители указанных общественных советов. Общее число этих представителей и независимых экспертов должно составлять не менее одной четверти от общего числа членов конкурсной комиссии (п. 8-1 введен Законом Кемеровской области от 21.11.2013 N 106-ОЗ).

Квалификационные требования к должностям гражданской службы

Согласно гл. 4 Закона Кемеровской области от 01.08.2005 N 103-ОЗ (ред. от 22.12.2017) "О государственных должностях Кемеровской области и государственной гражданской службе Кемеровской области" (принят Советом народных депутатов Кемеровской области 08.07.2005)

Статья 21. Квалификационные требования для замещения должностей гражданской службы (в ред. Закона Кемеровской области от 02.05.2017 N 31-ОЗ)

Для замещения должностей гражданской службы категорий "руководители", "помощники (советники)" ведущей группы должностей гражданской службы, категории "специалисты" ведущей и старшей групп должностей гражданской службы, а также категории "обеспечивающие специалисты" главной и ведущей групп должностей гражданской службы обязательно наличие высшего образования.

  1. для высшей группы должностей — не менее 4 лет стажа гражданской, муниципальной службы или стажа работы по специальности, направлению подготовки;

  2. для главной группы должностей — не менее 2 лет стажа гражданской, муниципальной службы или стажа работы по специальности, направлению подготовки;

  3. для ведущей, старшей и младшей групп должностей требование к стажу не предъявляется.

(п. 5 в ред. Закона Кемеровской области от 22.12.2017 N 109-ОЗ)

Рекомендуемый перечень квалификационных требований к профессиональным знаниям и навыкам в области информационно-коммуникационных технологий с учетом категорий и групп должностей государственной гражданской службы

PDF, 553 КБ

Требования к знанию законодательства Российской Федерации и Кемеровской области

Методические рекомендации по заполнению формы представления сведений об адресах сайтов и страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», на которых государственным гражданским служащим или муниципальным служащим, гражданином Российской Федерации, претендующим на замещение должности государственной гражданской службы Российской Федерации или муниципальной службы, размещались общедоступная информация, а также данные, позволяющие его идентифицировать

DOC, 51 КБ

Образец заполнения формы

DOC, 46 КБ

Форма представления сведений об адресах сайтов и страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», на которых государственным гражданским служащим или муниципальным служащим, гражданином Российской Федерации, претендующим на замещение должности государственной гражданской службы Российской Федерации или муниципальной службы, размещались общедоступная информация, а также данные, позволяющие его идентифицировать

DOC, 26 КБ

Памятка по типовым ситуациям конфликта интересов на государственной гражданской службе Кемеровской области и порядку их урегулирования

DOC, 160 КБ

Перечень государственных должностей Кемеровской области и должностей государственной гражданской службы Кемеровской области, замещение которых влечет за собой размещение сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера на официальном сайте Администрации Кемеровской области и официальных сайтах исполнительных органов государственной власти Кемеровской области

DOC, 68 КБ

Конкурс на формирование кадрового резерва

В настоящее время конкурсов нет.

Конкурс включает в себя тестирование и собеседование.

К тестированию допускаются лица, соответствующие квалификационным требованиям.

К собеседованию допускаются лица, успешно прошедшие тестирование.

На собеседовании будут заданы вопросы на знание специального законодательства, законодательства о государственной гражданской службе и законодательства о противодействии коррупции Российской Федерации и Кемеровской области. Примерный перечень вопросов на знание законодательства размещен в разделе «Требования» в текущем разделе.

Справки по телефону: 8 (384-2) 36-14-69

Информация для участников конкурса:

Приказ от 19.04.2022 №56 "Об утверждении методики проведения конкурса на замещение вакантных должностей гражданской службы"

PDF, 6 МБ

PDF, 266 КБ

DOC, 58 КБ

Основный права и обязанности гражданского служащего

DOC, 15 КБ

Ответственность гражданского служащего

DOC, 14 КБ

Заключение медицинского учреждения о наличии (отсутствии) заболевания, препятствующего поступлению на государственную гражданскую службу Российской Федерации и муниципальную службу или её прохождению

DOC, 35 КБ

DOC, 30 КБ

DOC, 64 КБ

Требования к заполнению анкеты

DOC, 91 КБ

DOC, 20 КБ

Согласие на обработку персональных данных

DOC, 45 КБ

Тестовые вопросы на соответствие базовым квалификационным требованиям

PDF, 5 МБ

Профессиональное развитие государственных гражданских служащих

Профессиональное развитие государственных гражданских служащих Кемеровской области – Кузбасса осуществляется в течение всего периода прохождения ими государственной гражданской службы и включает в себя дополнительное профессиональное образование (профессиональная переподготовка, повышение квалификации) и иные мероприятия по профессиональному развитию (семинары, конференции, форумы и пр.).

Дополнительное профессиональное образование государственных гражданских служащих Кемеровской области – Кузбасса осуществляется по приоритетным направлениям профессионального развития гражданских служащих, согласованным с Администрацией Президента Российской Федерации и рекомендованным Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации государственным органам субъектов Российской Федерации.

Профессиональное развитие https://edu.gossluzhba.gov.ru

Приоритетные направления профессионального развития государственных гражданских служащих

Дополнительные профессиональные программы

Библиотека лучших практик

Оцените статью
Минтруд России