Правовые
основы социальной защиты представляют
собой взаимосвязанную систему
нормативно-правовых актов и правовых
норм, регулирующих вопросы организации
и деятельности учреждений в сфере
социальной защиты и органов управления,
их предназначение. Нормативными
источниками социальной защиты являются
нормативные акты и договоры, содержащие
в себе нормы, определяющие порядок,
условия и гарантии осуществления
социальной защиты. В эту систему входят
международные договоры России, Конвенции
и Рекомендации международных организаций,
Конституция Российской Федерации,
конституции республик и уставы других
субъектов, законы и подзаконные
нормативные акты, коллективные договоры
и соглашения, трудовые договоры
(контракты).
Составной
частью российской правовой системы
являются общепризнанные принципы и
нормы международного права. Если
международным договором установлены
иные правила, чем предусмотренные
законом, то применяются правила
международного договора34.
Федеральный закон о международных
договорах устанавливает, что договоры,
касающиеся прав и свобод граждан,
подлежат обязательной ратификации
(например, Соглашение о пенсионном
обеспечении граждан государств-участников
СНГ, договоры о выводе российского
контингента из стран Балтии,
предусматривающие гарантии социальной
защиты военнослужащих и членов их семей,
и т.д.). Среди нормативных актов
международного права, прежде всего,
следует назвать Конвенции и Рекомендации
Международной Организации труда
(например, Конвенция № 157 об обеспечении
прав трудящихся с семейными обязанностями
и др.).
Развитие
нормативно-правовой базы социальной
защиты населения в Российской Федерации
воплощается в положениях:
1.
Конституции (Основного Закона) Российской
Федерации. Конституция РФ декларирует,
что РФ – социальное государство, политика
которого направлена на создание условий,
обеспечивающих достойную жизнь и
свободное развитие человека; в РФ
охраняется труд и здоровье людей,
обеспечивается государственная поддержка
семьи, материнства, отцовства, детства,
инвалидов и пожилых граждан, развивается
система социальных служб, устанавливаются
государственные пенсии, пособия и иные
гарантии социальной защиты35;
гарантирует право граждан на: социальное
обеспечение по возрасту, в случае
болезни, инвалидности, потери кормильца,
воспитание детей; право на защиту
материнства и детства36;
право на охрану здоровья и медицинскую
помощь;
2.
Кодексов Российской Федерации.
Кодифицированные законы как источники
социальной зашиты – это, прежде всего,
Жилищный кодекс РФ, Трудовой кодекс РФ,
Семейный кодекс РФ и др.
Жилищный
кодекс: регулирует правовые отношения
в области жилищной политики в зависимости
от вида жилищного
фонда –
социальное использование (по договорам
социального найма), специализированное
(для проживания отдельных категорий
граждан), индивидуальное (для проживания
граждан-собственников), коммерческое
использования (для проживания граждан
на условиях возмездного пользования);
предусматривает гарантии для членов
семьи собственника жилого помещения
(супруг, дети, родители)37
и др.
Семейный
кодекс регулирует вопросы семейного
права: заключение и прекращение брака,
признание его недействительным; права
и обязанности супругов, родителей и
детей; формы и порядок устройства в
семью детей, оставшихся без попечения
родителей, и др.; правовое регулирование
основывается на принципах добровольности
брачного союза, равенства прав супругов,
разрешения внутрисемейных вопросов по
взаимному согласию, приоритета семейного
воспитания детей, заботы об их
благосостоянии и развитии, приоритетной
защиты прав и интересов несовершеннолетних
и нетрудоспособных
членов семьи38.
Трудовой
кодекс Российской Федерации устанавливает
права и обязанности работника и
работодателя, регулирует вопросы охраны
труда, профподготовки, переподготовки
и повышения квалификации, трудоустройства,
социального партнерства; закрепляет
правила оплаты и нормирования труда,
порядок разрешения трудовых споров;
регулирует особенности правового
регулирования труда некоторых категорий
граждан (несовершеннолетних, педагогов,
тренеров и спортсменов, надомников,
вахтовиков и др.)39.
—
от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения
в Российской Федерации»40;
—
от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите
инвалидов в Российской Федерации»41;
—
от 28.11.1995 № 186-ФЗ «О внесении изменений
и дополнений в Закон Российской Федерации
«О пенсионном обеспечении лиц, проходивших
военную службу, службу в органах
внутренних дел, и их семей» и других»42.
—
от 16.07.1999 № 165-ФЗ «Об основах обязательного
социального страхования» закрепил:
основные принципы осуществления
обязательного социального страхования;
виды социальных страховых рисков;
страховые случаи; виды страхового
обеспечения по обязательному социальному
страхованию; права и обязанности
субъектов обязательного социального
страхования43;
—
от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ «О государственной
социальной помощи»44;
—
от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ «О государственном
пенсионном обеспечении в Российской
Федерации»45;
—
от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в
Российской Федерации» закрепляют единую
пенсионную систему России; определяет
уровень жизни большинства пенсионеров
(внесено более 35 изменений, ст. 7
предусматривает систему адаптации
пенсионных выплат в связи с ростом цен
на потребительские товары и услуги)46;
—
от 8 мая 2010 г. № 83 «О внесении изменений
в отдельные законодательные акты РФ в
связи с совершенствованием правового
положения государственных (муниципальных)
учреждений» устанавливает новые правила
финансирования бюджетных учреждений
– с 2011 г. денежные средства (субсидии)
выдаются на выполнение государственного
(муниципального) задания; обеспечивается
переход на финансирование по
государственному заказу, который
воплощает идеологию бюджетной реформы
(государство оплачивает определенный
вид услуг, работ, а любой желающий оказать
данные услуги, выполнить работы может
принять участие в конкурсе и получить
заказ)47;
—
от 28.12.2013 № 442-ФЗ «Об основах социального
обслуживания граждан в Российской
Федерации»48.
Среди
подзаконных нормативных актов выделяются
указы Президента (о мерах по обеспечению
социальной защиты отдельных категорий
пенсионеров, о компенсационных выплатах
лицам, осуществляющим уход за
нетрудоспособными гражданами и др.),
постановления Правительства (об
утверждении Положения о Министерстве
здравоохранения и социального развития
РФ, о порядке финансирования социальных
мероприятий и др.), приказы Министерства
(о диспансеризации находящихся в
стационарных учреждениях детей-сирот
и детей, оставшихся без попечения
родителей) и т.д.
В
1999 г. 17 декабря постановлением № 545-ст
Госстандарта РФ был принят Общероссийский
классификатор информации по социальной
защите населения ОК 003-99 (ОКИСЗН), в
котором содержится информация о видах,
мерах, формах мер социальной защиты,
социальных учреждений и другое.
Объектами классификации в ОКИСЗН
являются виды пенсий, пособий, условия
назначения пенсии, размеры пенсий,
причины и группы инвалидности, трудовой
стаж и его исчисление, исчисление пенсии
и заработка, надбавки к пенсиям, категории
граждан, имеющих право на пенсии в связи
с воздействием радиации вследствие
чернобыльской катастрофы или других
причин, льготы различным категориям
граждан в области социального обслуживания49
и др.
В
качестве нормативных источников
социальной защиты выступают также
нормативные акты субъектов РФ, как
законодательные, так и подзаконные.
В
Удмуртской Республике основными
нормативными актами, регулирующими
деятельность Управления в области
социальной защиты населения выступают:
Также
осуществление социальной защиты в УР
регламентируется постановлениями
Правительства УР (об утверждении
номенклатуры организаций социального
обслуживания в Удмуртской Республике,
об
утверждении Порядка выплаты компенсации
поставщикам социальных услуг на
территории Удмуртской Республики и
др.); Приказы Министерства социальной
защиты населения УР (Об утверждении
Порядка расходования средств,
образовавшихся в результате взимания
платы за предоставление социальных
услуг, государственными организациями
социального обслуживания Удмуртской
Республики, об утверждении тарифов на
социальные услуги, предоставляемые на
территории Удмуртской Республики и
др.), а также приказами Министерства
социальной, семейной и демографической
политики УР (об утверждении Порядка
ведения личных дел получателей социальных
услуг, об
утверждении тарифов на социальные
услуги, предоставляемые на территории
Удмуртской Республики и др.)
52.
Государство
стремится стимулировать активные
действия малоимущих семей и малоимущих
одиноко проживающих граждан преодолевать
трудную жизненную ситуацию. В этих целях
между гражданином и учреждением
социальной поддержки населения по месту
жительства или месту пребывания
гражданина заключается соглашение
(социальный контракт), в соответствии
с которым учреждение обязуется оказать
гражданину государственную социальную
помощь, а гражданин реализовать
мероприятия, предусмотренные программой
социальной адаптации.
В
целом на сегодняшний день правовые
основы социальной защиты населения
достаточно сформированы, представляют
собой объемную правовую базу, которая
постоянно пополняется и изменяется.
Соседние файлы в предмете Маркетинг
Нормативно-правовые документы, регулирующие систему социальной защиты населения
Нормативно-правовыми основами социальной защиты населения, является Конституция как основной закон государства и нормативно-правовые акты, конкретизирующие и наполняющие реальным содержанием социальные права, свободы и обязанности личности (Указы Президента РФ, Федеральные законы, Постановления Правительства, правовые акты, принимаемые субъектами Федерации, муниципальными органами власти) составляют и образуют то правовое пространство, в котором функционирует социальный механизм защиты интересов человека.
Социальная защита населения и механизм ее реализации базируются на конституционно-правовых постановлениях и международных пактах о правах и свободах человека.
Кроме того, действующее законодательство Российской федерации предусматривает защиту общегражданских и специальных прав и интересов населения страны.
Далее рассмотрим нормативные правовые акты, регулирующие введение отдельных программ социальной поддержки населения.
Таким образом, действующее законодательство Российской Федерации предусматривает защиту общегражданских и специальных прав и интересов нуждающихся в помощи граждан. Законодательная база постоянно развивается за счет внесения изменений и дополнений в действующие нормативные правовые акты и принятия новых актов законодательства, регулирующих правоотношения, затрагивающие интересы слабозащищенных категорий населения. Основная и самая важная задача органов социальной защиты состоит в том, чтобы обеспечить неукоснительное соблюдение уже имеющихся законодательных норм.
Мы поможем в написании ваших работ!