- Сервисы
- Поиск
- Астраханский государственный университет им. В. Н. Татищева
- НОКО. Независимая оценка качества образования
- НОКО. Независимая оценка качества образования
- Система оценки качества образования
- Главные события
- Роль России в образовании
- Выступление научного руководителя
- Независимая оценка качества образования в России
- Нормативная основа
- Процедуры НОКО
- Пользователи НОКО
- Оценка качества образовательных услуг
- Участие коллегиальных органов управления
- Роль федеральных и региональных органов
- Независимая оценка качества условий осуществления ОД
Сервисы
Поиск

Астраханский государственный университет им. В. Н. Татищева
НОКО. Независимая оценка качества образования

НОКО. Независимая оценка качества образования
Независимая оценка качества образования (НОКО) – это оценочная процедура, направленная на получение сведений об образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность, о качестве подготовки обучающихся и реализации образовательных программ.
НОКО регулируется ст. 95, 95.1, 95.2 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ Об образовании в Российской Федерации (далее – Федеральный закон № 273-ФЗ). Согласно ч. 2 ст. 95 Федерального закона № 273-ФЗ НОКО включает в себя независимую оценку качества подготовки обучающихся и независимую оценку качества образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность.
Система оценки качества образования
Система оценки качества образования, действующая в ОАНО ВО МПСУ включает:
- внешние и внутренние процедуры оценивания образовательного процесса и его результатов,
- процедуры получения обратной̆ связи от различных участников образовательных отношений о качестве образовательных услуг (обучающихся, выпускников, работодателей̆, преподавателей).
Главные события
На заседании главным событием года было обозначено избрание президентом Азиатско-Тихоокеанской сети гарантии качества (Дакка, Бангладеш, ноябрь 2023г.) Галины Мотовой — руководителя российского центра профессионально-общественной аккредитации (Нацаккредцентр), главного редактора журнала Аккредитация в образовании).
Таким образом, был создан прецедент, свидетельствующий о признании авторитета и лидирующей позиции России в международном профессиональном сообществе.
Роль России в образовании
Мы видим, как российское образование уверенно входит в международное образовательное пространство, а Нацаккредцентр становится ключевым игроком интеграции и взаимодействия с международными агентствами оценки и гарантии качества высшего образования.
Российским университетам открывается возможность пройти оценку качества образовательных программ и получить международное признание в Азиатско-Тихоокеанском регионе, в котором проживает половина населения Земли.
Выступление научного руководителя
В выступлении научного руководителя НацАккредЦентра профессора В.Наводнова особо отмечены следующие моменты:
- Мировая тенденция на отказ от государственной оценки высшего образования и переход к независимому оцениванию в формате ПОА, рейтингов и рэнкингов учебных заведений и др.
Независимая оценка качества образования в России
Наличие института независимой оценки является важнейшим элементом по обеспечению качества образования.
За десять лет (после выхода новой версии ФЗ Об образовании в РФ) в стране сформировался достаточно зрелый институт независимого оценивания высшего образования. Качественно работающие процедуры оценки (такие как рейтинги Интерфакс и RAEX, олимпиады Я – профессионал, сертификационный экзамен ФИЭБ, международная аккредитация Нацаккредцентра и др.) стали своего рода национальным достоянием.
Для совершенствования и развития этого института необходима отечественная система доказательности и признания (сертификации) качественно работающих процедур оценки высшего образования. Появляются новые инструменты регулирования в этой сфере (которые формируются независимо от органов управления системой образования и науки) – Реестры, Рейтинги аккредитационных агентств, Агрегированные рейтинги.
Нормативная основа
Независимая оценка качества образования является важной составной частью управления качеством образования и занимает существенное место среди государственных приоритетов.
Нормативная основа независимой оценки системы образования в Российской Федерации находится на этапе становления, но ключевые позиции закреплены Федеральным законом № 273-ФЗ Об образовании в Российской Федерации и в ряде подзаконных актов.
Процедуры НОКО
Независимая оценка качества образования (НОКО) – это оценочная процедура, которая осуществляется в отношении деятельности образовательных организаций, включает оценку качества образовательной деятельности образовательных организаций и подготовки обучающихся, учитывая степень усвоения ими образовательной программы или ее частей.
Процедуры НОКО осуществляются с повышения качества предоставляемых образовательных услуг и:
- развития конкурентной среды;
- выявлению и распространению подтвердивших свою результативность моделей организации образовательного процесса;
- сохранению и развитию при сохранении единого образовательного пространства разнообразия образовательных программ.
Каждая образовательная организация проходит процедуру НОКО не реже, чем один раз в три года и не чаще одного раза в год.
Оценка деятельности образовательных организаций основывается на обобщении открытой и доступной информации по результатам:
- анкетирования родителей (законных представителей) и / или обучающихся;
- мониторинга официальных сайтов образовательных организаций;
- анализа данных статистической отчетности образовательных организаций.
Пользователи НОКО
Процедуры НОКО могут быть востребованы различными группами пользователей для решения актуальных профессиональных и личных задач, в том числе:
- Обучающимися и их родителями (законными представителями):
- в целях выбора места обучения для себя и/или своих детей;
- для оценки собственных возможностей продолжения обучения по тем или иным образовательным программам;
- Организациями, осуществляющими образовательную деятельность, в целях:
Оценка качества образовательных услуг
Оценка соответствия реализуемой деятельности запросам и ожиданиям участников образовательного процесса и/или иных заинтересованных организаций
Определение перечня мероприятий по улучшению результатов и качества предоставления образовательных услуг
Выработка совместных действий по корректировке образовательных программ, методов обучения и других аспектов.
Участие коллегиальных органов управления
Механизм вовлечения родителей и представителей местного сообщества в развитие организаций, осуществляющих образовательную деятельность.
Роль федеральных и региональных органов
Принятие управленческих решений, в том числе при кадровых перестановках, разработка программ развития системы образования, конкурсный отбор лучших образовательных организаций, распределение грантов и другие задачи.
Независимая оценка качества условий осуществления ОД
Последнее редактирование: 12-03-2024, Сухарева Ангелина