Название чина | Должности | Квалификационный разряд |
---|---|---|
I | Действительный государственный советник первого класса | Действительный государственный советник первого класса |
II | Старший государственный советник | Государственный советник |
III | Государственный советник | Государственный советник |
IV | Старший советник | Советник |
V | Советник | Старший секретарь |
Чтобы стать советником, нужно сначала окончить юридическое или экономическое высшее учебное заведение. Затем работать в госструктурах, набираться опыта, проходить стажировки. Через определенное время можно подать документы на присвоение квалификационного разряда.
Ученые и командующие в оперативных подразделениях строят карьеру быстрее, чем сотрудники администрации. Награждение и переход на следующий чин обсуждаются в комиссиях: онкоме, аттестационной или конкурсной.
- Выводы
- Образование и курсы обучения
- Финансирование обучения
- Образовательный кредит
- Кто может стать советником
- Бонус: когда советник — это профессия
- Древнерусское государство
- Органы управления
- Местная администрация
- Делопроизводство и судопроизводство
- Табели о рангах
- Гражданская госслужба
- Для чего нужна должностная инструкция
- Как написать должностную инструкцию
- Разделы должностной инструкции
- Заголовок
- Общий
- Задачи
- Требования
- Обязанности
- Права
- Ответственность
- Взаимодействие
- Согласование и утверждение должностной инструкции
- Совмещение должностей
- Внесение изменений в должностную инструкцию
- Кто такие госслужащие
- Профессиональные обязанности
- Личные качества
- Профессии государственных служащих
- Руководитель отдела
- Сотрудник администрации или министерства
- Делопроизводитель
- Экономист
- Юрист
- Референт госслужбы
- Секретарь госслужащий
- Военный
- Сотрудник полиции
- Сотрудник МЧС
- Судья
- Судебный пристав
- Врач Роспотребнадзора
- Бухгалтер
- Плюсы и минусы государственной службы
- Где можно работать
Выводы
Государственный советник — это чиновник с высшим образованием и большим опытом работы в госструктурах. Для присвоения чина нужно проходить стажировки, получать награды и активно строить карьеру. В рамках своих обязанностей советник занимается работой с документами, участием в совещаниях и контролем за работой организаций.
Карьерные позиции | Обязанности | Категории сотрудников |
---|---|---|
Секретарь I–III классов | Помощь в работе старшим группам, мелкие поручения | Курьеры, секретари, помощники |
Референт I–III классов | Эксперты по работе с гражданами и документами | Рядовые сотрудники с профильным образованием |
Советник I–III классов | Организация и контроль работы отделов, подразделений, служб | Руководители и их заместители |
Государственный советник I–III классов | Организация и контроль работы отделов, подразделений, служб | Руководители центральных органов власти |
Действительный государственный советник I–III классов | Чин присваивают указом президента | Руководители федерального уровня |
Регламент карьерного роста предусматривает, что первый чин референта можно получить уже через три месяца государственной службы, сдав экзамен.
Для продвижения по карьерной лестнице необходимо проработать по одному году в текущем чине для секретарей и референтов, не менее двух лет для советников и государственных советников II и III классов.
Таким образом, достижение статуса советника может занять до шести лет, а для получения звания государственного советника Российской Федерации потребуется не менее десяти лет.
Частая смена руководителей является обычным явлением на государственной службе.
Доходы строго регламентируются и зависят от занимаемой должности и класса чина. Чем выше должность и чин, тем выше доход.
Публикуемые Министерством труда суммы окладов обновляются ежегодно. В 2024 году оклады следующие:
- советник: от 12 261 до 13 486 рублей;
- государственный советник: от 14 100 до 15 939 рублей;
- действительный государственный советник: от 24 519 до 33 100 рублей.
Кроме оклада, ежемесячно выплачивается поощрение от 90 до 350% от суммы оклада в зависимости от должности, а также предусмотрены надбавки за стаж и другие льготы, например медицинская страховка, путевки и субсидии на жилье.
Для работы в государственной службе необходимо получить образование по профилю Государственная и муниципальная служба. Начать карьеру можно с школьного аттестата и курсов.
Однако для дальнейшего продвижения по службе требуется высшее образование. Готовят госслужащих, например, в Московском и Санкт-Петербургском экономических институтах, Высшей школе экономики.
Для поступления на платную форму обучения необходимы ЕГЭ по русскому языку, математике и обществознанию, а также дополнительные предметы по усмотрению вуза. Стоимость обучения около 120 000 рублей в год.
Образование и курсы обучения
Для ведущих и главных специалистов считается нормой получать второе высшее образование. Также сотрудников часто направляют на курсы. Не редкость очное обучение в других городах.
Финансирование обучения
Все курсы повышения квалификации и командировки оплачивает работодатель. Но получить вышку за счет государства удастся, только поступив на бюджет. Если в вузе остались исключительно платные места, обратите внимание на предложение от Совкомбанка.
Образовательный кредит
Обучение — одна из самых выгодных инвестиций в себя и свои знания. Если не хотите откладывать обучение, воспользуйтесь образовательным кредитом от Совкомбанка. Выгодные условия займа до 5 млн рублей помогут подобрать тариф для максимально комфортной учебы без большой нагрузки на бюджет.
Кто может стать советником
Работа госслужащего связана с большим объемом документов, ротацией кадров, в том числе руководящих, жесткой иерархией и предсказуемой карьерой. В этой сфере будет легче людям со следующими навыками:
- коммуникабельностью, гибкостью, чтобы легко выстраивать отношения с руководителями и коллегами;
- терпением, чтобы работать с людьми без выгорания;
- правильно оформлять документы;
- умением учиться новому, чтобы разбираться в смежных отраслях (юриспруденции, финансах) и реагировать на обновления в законах;
- толерантностью к однообразной бумажной работе;
- готовностью к переработкам в период массовой сдачи отчетов и подготовке своих.
В целом советник — это неплохая занятость для тех, кто хочет понятную и предсказуемую карьеру, стабильный доход и пенсию в будущем. Не подойдет амбициозным индивидуалистам, маркетологам от бога, всем, кто мечтает о быстрой карьере и заработках.
Бонус: когда советник — это профессия
Важно не путать чин и профессию советника. Профессия встречается в бюджетных и коммерческих структурах и требует широких компетенций.
- школьный советник помогает работать с детьми, планировать мероприятия и комплектовать кадры;
- медицинский — координирует работу маркетологов, контролирует деятельность направления или выпуск продукта, собирает и анализирует информацию;
- политический — проводит предвыборные кампании, помогает готовить публичные выступления, анализирует успехи и неудачи, участвует в разработке законов и других нормативных актов;
- — консультирует по вопросам, связанным с инвестициями, налогами, страхованием, финансовым планированием.
Таким образом, советник выполняет функции эксперта-консультанта, маркетолога, продакт-менеджера и многие другие. Для этой работы нужно получить высшее образование по профилю и/или управлению. Зарплата зависит от количества успешных кейсов в портфолио.
Если сомневаетесь в выборе пути, пройдите тест по профориентации, понаблюдайте за представителями профессии, по возможности пообщайтесь с ними, чтобы узнать теневую сторону работы.
Древнерусское государство
Древнерусское государство располагалось на торговом пути из варяг в греки на землях восточнославянских племен. В его состав входили ильменские словене, кривичи, поляне, древляне, дреговичи, полочане, радимичи, северяне. Первые упоминания относятся к первой трети IX века (839 год), когда послы кагана народа Русь появились в известных источниках.
Органы управления
Долгое время существовало разделение на органы управления личными делами князя и органы государственного управления. Однако впоследствии они объединились и образовали отдельные ответственные должности, такие как воевода, тиун конюший (ответственный за конский состав), дворецкий-огнищанин (управляющий княжеским двором), стольник (снабженец) и др.
Местная администрация
Местная администрация возглавлялась местными князьями, которые впоследствии были заменены сыновьями киевского князя. В некоторых городах назначались посадники-наместники, тысяцкие князя. Содержание администрации осуществлялось за счет части сборов с населения.
Делопроизводство и судопроизводство
Каждый приказ состоял из решения дел и письменной части. Судьи, дьяки и подьячие в приказы назначались и увольнялись верховной властью. Судопроизводство и делопроизводство велось по установленным порядкам и распространялось на все сферы.
Табели о рангах
Одним из положительных моментов Табели о рангах было то, что люди из низших сословий получали возможность продвижения в обществе и получения дворянства, что способствовало более эффективному исполнению обязанностей службы. Система Табели о рангах в России просуществовала до ноября 1917 года.
Гражданская госслужба
Гражданская государственная служба включает в себя деятельность в Администрации Президента, Правительстве, федеральных органах исполнительной власти, органах исполнительной власти регионов, а также в аппаратах Федерального собрания и других государственных органах.
Не являются государственными гражданскими служащими члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, а также судьи и сотрудники правоохранительных органов.
«О системе государственной службы» (от 27.05.2003 № 58-ФЗ) — определяет основные понятия и принципы госслужбы и вводит её разделение на три вида: государственная гражданская служба, военная служба, государственная служба иных видов[9];
«О государственной гражданской службе Российской Федерации» (от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ) — детально регулирует вопросы государственной гражданской службы, включая запреты и ограничения, а также порядок трудоустройства. Вопросы, связанные с осуществлением деятельности госслужащими, не охваченные этим законом, регулируются общероссийским трудовым законодательством.
Кроме того, существует подзаконная нормативная правовая база, регулирующая отдельные стороны государственной службы: указы Президента России, постановления Правительства России и нормативные правовые акты регионов.
| | 01/1999 | 01/2001 | 01/2002 | 09/2003 | 01/2005 | 01/2007 | 10/2008 | 10/2009 | 10/2011 | 10/2013 | |
| —————————————— | ——- | ——- | ——- | ——- | ——- | ——- | ——- | ——- | ——- | —— |
| Численность, тыс. чел. | 485,6 | 548,7 | 576,1 | 666,8 | 684,2 | 791,8 | 846,3 | 868,2 | 827,5 | 786,4 |
| Доля от трудоспособного населения (в %) | 0,67 | 0,77 | 0,8 | 0,92 | 0,93 | 1,05 | 1,12 | 1,15 | 1,09 | 1,04 |
В государственных органах должности имеют точную структуру, определённую законодательством (федеральным и региональным), разделённую на категории и группы. Отличие штатной структуры государственных органов от большинства коммерческих организаций заключается в том, что независимо от направления работы, названия должностей являются одинаковыми в различных подразделениях. Например, ставка «ведущий консультант» присутствует в отделе пресс-службы Департамента управления делами и отделе налогового стимулирования Департамента инвестиционной политики. Специфических названий должностей, включающих сферу деятельности, на гражданской государственной службе не существует.
Таким образом, все должности распределены одновременно по категориям и группам. Точное наименование должностей устанавливается указом Президента России в виде «Реестра должностей государственной гражданской службы Российской Федерации». С учётом предусмотренных Реестром должностей, руководитель органа власти утверждает структуру ведомства и определяет штатное расписание для подразделений.
Выдержка из реестра должностей гражданской госслужбы в части перечня должностей в федеральных министерствах
| Категории должностей | Группы должностей | Должности (пример)[15] |
| ———————————————————————————————————————————————————— | ——————————————— | —————————————- |
| Руководители | Высшая группа | Первый заместитель федерального министра |
| Заместитель федерального министра | | |
| Уполномоченный РФ при Европейском суде по правам человека — заместитель Министра юстиции РФ | | |
| Заместитель Министра регионального развития Российской Федерации по федеральному округу | | |
| Заместитель федерального министра — руководитель (директор) федерального агентства | | |
| Руководитель (начальник) службы федерального министерства | | |
| Руководитель аппарата федерального министра | | |
| Руководитель (директор) департамента | | |
| Заместитель руководителя (начальника) службы федерального министерства | | |
| Заместитель руководителя аппарата федерального министра | | |
| Начальник главного управления | | |
| Заместитель директора департамента | | |
| Заместитель руководителя (директора) департамента | | |
| Первый заместитель начальника главного управления | | |
| Заместитель начальника главного управления | | |
| Главная группа | | |
| Начальник управления | | |
| Заместитель начальника управления | | |
| Начальник отдела | | |
| Заместитель начальника отдела | | |
| Помощники (советники) | Высшая группа | Помощник федерального министра |
| Советник федерального министра | | |
| Специалисты | Главная группа | Начальник отдела в департаменте |
| Начальник отдела в аппарате Уполномоченного России при Европейском суде по правам человека — заместителя Министра юстиции Российской Федерации | | |
| Начальник отдела в службе федерального министерства | | |
| Начальник отдела в главном управлении | | |
| Начальник отдела в управлении | | |
| Референт | | |
| Ведущая группа | Заместитель начальника отдела в департаменте | |
| Заместитель начальника отдела в аппарате Уполномоченного России при Европейском суде по правам человека — заместителя Министра юстиции Российской Федерации | | |
| Заместитель начальника отдела в службе федерального министерства | | |
| Заместитель начальника отдела в главном управлении | | |
| Заместитель начальника отдела в управлении | | |
| Помощник руководителя (начальника) службы федерального министерства | | |
| Советник руководителя (начальника) службы федерального министерства | | |
| Ведущий советник | | |
| Советник | | |
| Ведущий консультант | | |
| Консультант | | |
| Старшая группа | Главный специалист-эксперт | |
| Ведущий специалист-эксперт | | |
| Специалист-эксперт | | |
| Обеспечивающие специалисты | Ведущая группа | Ведущий специалист 2 разряда |
| Старшая группа | Старший специалист 1 разряда | |
| Старший специалист 2 разряда | | |
| Старший специалист 3 разряда | | |
| Младшая группа | Специалист 1 разряда | |
| Специалист 2 разряда | | |
замещающим должности категории «руководители», относящиеся к высшей группе должностей;
замещающим должности категории «помощники (советники)», назначение на которые и освобождение от которых осуществляются президентом России;
замещающим должности, относящиеся к главной группе должностей, назначение на которые и освобождение от которых осуществляются Правительством Российской Федерации.
| Группа должностей | Федеральная гражданская служба | Гражданская служба субъекта России | Кем присваивается[П 2] |
| —————— | ————————————————————————————— | ———————————————————————————————— | ———————————————————————————————————————————————————————————————————————- |
| Высшая | Действительный государственный советник Российской Федерации 1, 2 или 3-го класса | Действительный государственный советник субъекта Российской Федерации 1, 2 или 3-го класса | Президент Российской Федерации. В органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации — в соответствии с местным законодательством. |
| Главная | Государственный советник Российской Федерации 1, 2 или 3-го класса | Государственный советник субъекта Российской Федерации 1, 2 или 3-го класса | Для федеральных органов исполнительной власти — Правительством России, в других федеральных органах — руководителем органа. В органах исполнительной власти субъектов РФ — в соответствии с местным законодательством. |
| Ведущая | Советник государственной гражданской службы Российской Федерации 1, 2 или 3-го класса | Советник государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации 1, 2 или 3-го класса | Представителем нанимателя — руководством федерального органа власти. В органах исполнительной власти субъектов РФ — в соответствии с местным законодательством. |
| Старшая | Референт государственной гражданской службы Российской Федерации 1, 2 или 3-го класса | Референт государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации 1, 2 или 3-го класса | |
| Младшая | Секретарь государственной гражданской службы Российской Федерации 1, 2 или 3-го класса | Секретарь государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации 1, 2 или 3-го класса | |
1 этап. Объявление о приёме документов для участия в конкурсе. Объявление должно быть опубликовано не менее чем в одном периодическом печатном издании. Информация о проведении конкурса также должна быть размещена на сайте государственного органа, проводящего конкурс. Гражданин, желающий принять участие в конкурсе, в установленный срок должен представить в государственный орган необходимые документы.
2 этап. Осуществляется оценка кандидатов конкурсной комиссией государственного органа. Оценка производится на основании предоставленных кандидатами документов об образовании, прохождении государственной службы, об осуществлении иной трудовой деятельности, а также на основе конкурсных процедур. В качестве последних могут выступать собеседование, анкетирование, проведение групповых дискуссий, написание реферата или тестирование. По окончании конкурса осуществляется голосование членов конкурсной комиссии. Решение конкурсной комиссии является основанием для назначения кандидата на должность или для отказа в назначении. Результатом конкурса также может быть отказ от назначения, но с зачислением в номенклатурный кадровый резерв органа власти.
Конкурс не проводится:
при назначении на определенный срок на должности категорий «руководители» и «помощники (советники)»;
при назначении на должности категории «руководители», назначение на которые и освобождение от которых осуществляются президентом России или Правительством России;
при заключении срочного служебного контракта;
при назначении гражданского служащего на иную должность, если он не может исполнять должностные обязанности по уже замещаемой им должности по состоянию здоровья, либо при сокращении должностей государственной гражданской службы, либо при реорганизации (изменении структуры) или ликвидации государственного органа;
при назначении на должность государственного гражданского служащего (гражданина), состоящего в кадровом резерве, сформированном на конкурсной основе.
Кроме того, конкурс может не проводиться при назначении на отдельные должности, исполнение должностных обязанностей по которым связано с использованием сведений, составляющих государственную тайну. Также конкурс может не проводиться при назначении на должности государственной гражданской службы, относящиеся к группе младших должностей (по решению представителя нанимателя).
Составные части доходов государственных гражданских служащих:
ежемесячное денежное поощрение (количество должностных окладов)[22];
месячный оклад за классный чин (максимальное на август 2012—1850 рублей)[17];
ежемесячные надбавки за выслугу лет на гражданской службе[2];
ежемесячные надбавки за особые условия гражданской службы[2];
за работу со сведениями, составляющими государственную тайну[2];
премии[2].
Премии, а также доплаты за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, не имеют фиксированного размера и выплачиваются в зависимости от эффективности работы.
Ограничения — условия при которых человек не может поступить на госслужбу, а запреты оговаривают недопустимую деятельность при прохождении службы. В случае нарушения ограничений и запретов госслужащий может быть уволен с государственной гражданской службы.
Гражданин не может находиться на гражданской службе в следующих случаях:
признание недееспособным или ограниченно дееспособным;
наличие не снятой или не погашенной судимости или судебного запрета на работу в госструктурах;
отказ от оформления допуска к государственной тайне (если работа связана с доступом к ней);
наличие заболеваний, при наличии которых запрещено трудоустройство на госслужбу (органические, включая симптоматические, психические расстройства; шизофрения, шизотипические и бредовые расстройства; расстройства настроения; расстройства привычек и влечений; умственная отсталость; психические расстройства и расстройства поведения, связанные с употреблением психоактивных веществ; эпилепсия[23]);
близкое родство с руководителем;
наличие гражданства другой страны или выход из гражданства России;
представления подложных документов или заведомо ложных сведений (в том числе о доходах, имуществе и обязательствах) при поступлении на гражданскую службу;
утраты представителем нанимателя доверия в случаях несоблюдения ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнения обязанностей.
В связи с прохождением гражданской службы запрещается:
заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц, а также участвовать в управлении хозяйствующим субъектом (за исключением жилищного, жилищно-строительного, гаражного кооперативов, садоводческого, огороднического, дачного потребительских кооперативов, товарищества собственников недвижимости и профсоюза), если ему не поручено участвовать в управлении организацией в порядке предусмотренном соответствующими нормативными правовыми актами;
замещать должность гражданской службы в случае:
1. избрания или назначения на государственную должность[П 4];
2. избрания на выборную должность в органе местного самоуправления;
3. избрания на оплачиваемую выборную должность в органе профессионального союза, в том числе в выборном органе первичной профсоюзной организации, созданной в государственном органе;
приобретать ценные бумаги, по которым может быть получен доход;
быть поверенным или представителем по делам третьих лиц в государственном органе-работодателе;
получать любые вознаграждения от физических и юридических лиц (подарки, денежное вознаграждение, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения)[П 5];
выезжать в зарубежные командировки за счёт физических и юридических лиц (за исключением тех командировок, которые организованы в рамках договорённостей государственных федеральных и региональных органов, или муниципальных органов России с государственными или муниципальными органами иностранных государств, международными или иностранными организациями);
использовать не по целевому назначению средства материально-технического и иного обеспечения, другое государственное имущество, а также передавать их другим лицам;
разглашать сведения, отнесенные к сведениям конфиденциального характера, или служебную информацию, ставшие известными в связи с исполнением должностных обязанностей;
допускать публичные высказывания, суждения и оценки (в том числе в СМИ и социальных сетях) в отношении деятельности государственных органов, их руководителей, включая решения вышестоящего государственного органа;
принимать без письменного разрешения представителя нанимателя награды, почетные и специальные звания (за исключением научных) иностранных государств, международных организаций, а также политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений;
использовать преимущества должностного положения для предвыборной агитации, а также для агитации по вопросам референдума;
использовать должностные полномочия в интересах политических партий, других общественных объединений, религиозных объединений и иных организаций, а также публично выражать отношение к указанным объединениям и организациям в качестве гражданского служащего;
создавать или участвовать в создании в государственных органах структуры политических партий, других общественных объединений (за исключением профессиональных союзов, ветеранских и иных органов общественной самодеятельности) и религиозных объединений;
прекращать исполнение должностных обязанностей в целях урегулирования служебного спора;
входить в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций;
заниматься без письменного разрешения представителя нанимателя оплачиваемой деятельностью, финансируемой исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства.
Госслужба в Конституции России: ч. 4, ст. 32; пп. «т» абз. 2 ст. 71; ст. 97.
Пунктом 11 статьи 11 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» порядок присвоения и сохранения классных чинов гражданской службы субъектов Российской Федерации определяется законами субъектов России с учетом положений указанного федерального закона
Ограничения и запреты, связанные с прохождением государственной службы определены в статьях 16 и 17 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»
Частью 2 статьи 6 Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 года N 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» установлено исключение для этого правила. В соответствии с указами Президента России заместители председателя Правительства России и федеральные министры могут замещать должности полномочных представителей Президента России в федеральных округах
Подарки, полученные гражданским служащим в связи с протокольными мероприятиями, со служебными командировками и с другими официальными мероприятиями, признаются соответственно федеральной собственностью и собственностью субъекта Российской Федерации и передаются гражданским служащим по акту в государственный орган, в котором он замещает должность гражданской службы. Впоследствии гражданский служащий имеет право выкупить полученный им в связи с протокольным мероприятием подарок
Организации, особенно с большим количеством работников, составляют должностные инструкции для повышения эффективности труда и собственной безопасности. Разрабатываются инструкции на определённую должность независимо от того, кто её занимает. Расскажем подробнее, для чего они нужны и как их составляют.
Для чего нужна должностная инструкция
Как написать должностную инструкцию
Разделы должностной инструкции
Согласование и утверждение должностной инструкции
Совмещение должностей
Внесение изменений в должностную инструкцию
Сэкономьте время и деньги!
Полный функционал онлайн-бухгалтерии в «Моё дело» — первые 14 дней бесплатно.
Для чего нужна должностная инструкция
Начнём с того, что должностная инструкция (ДИ) — это локальный документ, где прописаны обязанности работника на занимаемой им должности: задачи, права, требуемая квалификация, ответственность и другое.
Отметим, что должностные инструкции и регламенты обязательны для работников на госслужбе в учреждениях федерального уровня, для сотрудников муниципалитетов, полицейских и военнослужащих.
Для этих категорий работников инструкции создаются с учётом специфики организации, в которой они работают. Документы составляются на основе специальных внутриведомственных приказов.
Для бизнеса должностные инструкции не обязательны. Обычно их вводят организации с большим количеством работников. Начальству становится легче управлять подчинёнными, так как ДИ позволяют:
распределять обязанности и контролировать их выполнение;
проверять компетентность специалиста в период испытательного срока;
оценивать результаты деятельности и профессионализм сотрудников;
информировать специалиста о принципах оценивания труда;
обосновывать причины отказа в назначении на должность;
защищать собственные права работодателю или работнику — «разделять границы» взаимодействия и избегать судебных разбирательств.
Благодаря этому каждый понимает, чем должен заниматься, за что отвечает и какую несёт ответственность.
Виды должностных инструкций:
Типовые. Документы универсального типа, действие которых распространяется на всех сотрудников определённой должности. Обязанности, цели, зафиксированные в инструкциях, должны совпадать с положениями трудового договора.
Индивидуальные. Являются приложением к трудовому договору, в нём описываются особенные пункты о взаимодействии, подчинённости и так далее.
Как написать должностную инструкцию
Подход к написанию должностной инструкции у организаций разный. Кто-то просто скачивает типовую ДИ с интернета, кто-то доверяет этот процесс юристу, руководителю или кадровику.
Наиболее эффективные инструкции получаются, когда к их составлению допускают будущего работника и его непосредственного руководителя.
Как правило, только специалист знает все нюансы своей собственной должности. Из-за этого в готовом документе точнее указаны задачи, функции, взаимодействие и другие рабочие моменты, что положительно влияет на эффективность и рабочую атмосферу внутри коллектива.
Затем ДИ проверяют кадровики и юристы на соответствие законам РФ и политике конкретной организации. Если всё хорошо, работодатель и работник подписывают документ, и должностная инструкция сотрудника начинает действовать.
Работодатель — не обязательно директор. Это может быть лицо, имеющее право принимать людей на работу. Такое право должно быть также документально закреплено.
При составлении ДИ важно избегать следующих популярных ошибок:
Полномочия работников не должны дублироваться. Разрабатывается очерёдность подчинённости, квалификации и выполнения стандартных действий.
Каждый сотрудник должен обладать полномочиями в том объёме, который позволяет выполнять возложенные обязанности.
Не допускается непосредственное подчинение одновременно нескольким руководителям.
Если работники занимают одинаковые должности, то обязательно для предотвращения потенциальных конфликтов между ними должностные обязанности необходимо чётко разграничить.
Разделы должностной инструкции
Обычно должностная инструкция состоит из 5-7 разделов.
Заголовок
Сначала в ДИ указываются:
Наименование организации.
Название документа.
Дата составления.
ФИО уполномоченного подписывать должностные инструкции.
Часто всё это занимает меньше половины первого листа.
Общий
В общем разделе прописываются основные данные относительно:
должности и подчинённости сотрудника;
наименования отдела (группы, департамента);
порядка назначения и отстранения от занимаемой должности;
процедуры замены сотрудников;
уровня подготовки и знаний специалиста;
В завершении раздела приводится перечень нормативных актов, на основании которых составляется должностная инструкция.
Задачи
В разделе детально указан круг функциональных задач исполнителя. Они должны быть чётко расписаны и не создавать двусмысленного толкования. Благодаря этому работник будет лучше трудиться, а начальнику будет проще понимать, какие процессы контролировать и за что спрашивать.
При необходимости можно расписать до мелких деталей все задачи и ответственность.
Иногда это раздел называется «Задачи и функции» или просто «Функции».
Требования
Для любой должности должно быть определено, что должен знать сотрудник, с каким опытом и человеческими качествами может приступать к работе.
Обязанности
Они бывают универсальные, специфические, типовые. Обычно подразумевается, что должностные обязанности — это набор правил, в которых прописаны:
требования по времени выполнения работ;
основы коллективного взаимодействия;
внутренний распорядок.
В отдельных случаях вводится условие нераспространения служебной информации.
Права
В разделе обозначены такие права, которыми должен обладать сотрудник для выполнения поставленных задач:
принятие решений в пределах полномочий;
доступ к закрытой информации;
правила работы с документами.
Желательно, чтобы в разделе должностных обязанностей описывался механизм реализации обозначенных прав.
Ответственность
В разделе указываются формы ответственности, которую повлечёт неисполнение должностных инструкций. Взыскания могут быть административными или материальными.
Взаимодействие
В разделе предусматривается порядок взаимодействия между сотрудниками и руководством различных подразделений.
Прописывается, к кому работник может обратиться по определённым вопросам, у кого находится в непосредственном подчинении на рабочем месте и чьи распоряжения может выполнять.
Также указывается порядок отправки и получения внутренних и внешних документов, официальных запросов.
Согласование и утверждение должностной инструкции
Повторимся, что должностная инструкция — это документ, который создаётся отделом кадров. Его согласовывают руководитель структурного подразделения, юрист, кадровик и редко — работник.
Руководитель или уполномоченное лицо утверждает ДИ. Работник читает документ и при согласии с перечисленными пунктами ставит подпись. Документ действует указанное количество лет, затем может быть продлён или составлен заново.
Допускается подтверждение ознакомления иными способами, если это не противоречит трудовому законодательству.
Если работник не согласен с ДИ, то документ переделывается либо составляется акт об отказе. Даже если сотрудник не подписывает документ, то, продолжая работать на своей должности, несёт ответственность, прописанную в ДИ. Подпись лишь подтверждает, что специалист ознакомлен с должностной инструкцией.
Совмещение должностей
Бывают ситуации, когда работник начинает совмещать должности, выполняя обязанности другого человека. Например, один ушел в отпуск, а другой исполняет его работу — бесплатно или за дополнительную плату.
В таком случае составлять и согласовывать должностную инструкцию снова не нужно. Достаточно подготовить ещё один экземпляр для данной должности, чтобы сотрудник и работодатель расписались.
Некоторые организации заранее предусматривают и прописывают в должностных инструкциях, кто кого заменяет, ознакамливают и сразу со всех причастных собирают подписи.
Например, в организации «ГлавПример» продавцом работает Абрикосов Д. Н. Должность повара занимает Персиков А. В. Оба друг друга заменяют, когда уходят в отпуск — это прописано их в должностных инструкциях, они с этим ознакомлены и поставили подписи в каждой ДИ.
Внесение изменений в должностную инструкцию
Обычно именно работодатель меняет ДИ у конкретной должности. Для этого подходят два способа:
Добавление (удаление) пунктов в должностной инструкции.
Подготовка ДИ в новой редакции.
В первом случае работодатель выпускает соответствующий приказ или распоряжение об изменении должностной инструкции. С этим документом работника необходимо ознакомить под роспись. В дальнейшем копия приказа (распоряжения) должна всегда быть вместе с ДИ.
Во втором случае подготавливается новая редакция должностной инструкции с указанием даты начала действия. Работник ознакамливается и если хочет — расписывается.
Создавайте акты выполненных работ легко и быстро с нашей интернет-бухгалтерией!
Переведите оформление документов в электронный вид, упрощая каждый этап работы. Начните использовать сервис уже сегодня, и сократите время на бумажную волокиту.
от 47 000 ₽
Требуемый опыт работы:
Полная занятость,
Санкт-Петербург, , , Школьная улица, 42
Работодатель, вероятно, уже нашел нужного кандидата и больше не принимает отклики на эту вакансию
от 50 000 ₽ на руки
от 50 000 ₽ на руки
Отклик без резюмеОткликнитесь среди первых
от 60 000 ₽ на руки
от 60 000 ₽ на руки
Консультирование потенциальных клиентов и предоставление информации о нашей автошколе. Сбор контактной информации с потенциальных клиентов. Презентация наших услуг через промоушен.
Отклик без резюме
до 100 000 ₽ до вычета налогов
до 100 000 ₽ до вычета налогов
Работа с клиентами, заинтересованными услугами и предложениями компании. Продажи услуг компании. Работа в CRM.
Грамотная речь. Уверенные навыки владения компьютером. Стрессоустойчивость, многозадачность, обучаемость. Развитые коммуникативные навыки.
Отклик без резюме
от 50 000 ₽ на руки
от 50 000 ₽ на руки
44 000 – 53 000 ₽ на руки
44 000 – 53 000 ₽ на руки
От Вас только базовое знание пк.
Отклик без резюме
35 000 – 60 000 ₽ до вычета налогов
35 000 – 60 000 ₽ до вычета налогов
Ты активный и ответственный.
Работа в ведомственных и бюджетных организациях выступает гарантом стабильности и обеспечивает социальную защищенность специалистов. Выпускники, выбирающие направление обучения в вузе, задаются вопросом, какие профессии относятся к госслужащим и какие преимущества получают сотрудники госкомпаний и учреждений.
Кто такие госслужащие
Государственные служащие – сотрудники федеральных и региональных органов власти, выполняющие различные должностные обязанности и наделяющиеся полномочиями на законодательном уровне.
Госслужба Российской Федерации делится на две больших категории:
Военная;
Гражданская.
В зависимости от квалификации сотрудников и перечня должностных обязанностей должности госслужащих делятся на 5 групп:
Младшая – специалисты занимаются обеспечением работы профессионалов и выполняют мелкие поручения. Входят: курьеры, секретари, помощники.
Старшая – ведущие эксперты в области работы с гражданами и документацией. Включает: рядовых сотрудников с профильным образованием.
Ведущая – объединяет руководителей и их заместителей, топ-менеджеров и профессионалов высокого уровня. Сотрудникам присваивается чин – советник.
Главная – профессионалы центральных органов власти с чином госсоветник.
Высшая – руководитель на федеральном уровне с чином «Действительный государственный советник».
Уровень заработной платы профессионалов зависит от должности и квалификации.
Профессиональные обязанности
Эксперты выполняют должностные обязанности, прописанные трудовыми инструкциями на законодательном уровне согласно полномочиям.
Основные функции госслужащих, работающих в различных сферах:
Госслужащие управляют ресурсами и общественными процессами, опираясь на действующие нормативно-правовые акты.
Личные качества
Для успехов в профессиональной деятельности госслужащим требуется определенный набор личных качеств:
Профессионализм;
Сдержанность;
Образованность;
Внимательность
Вежливость;
Этичность и тактичность;
Коммуникабельность;
Хорошая память;
Стрессоустойчивость;
Аккуратность;
Педантичность;
Пунктуальность;
Развитые аналитические способности.
Государственным служащим запрещается:
Заниматься предпринимательской и иной деятельностью с целью получения выгоды;
Принимать вознаграждения за свою работу;
Использовать служебное положение в личных целях.
За нарушения предусмотрена административная и уголовная ответственность.
Профессии государственных служащих
Руководитель отдела
Профессионал в области организации взаимодействия и делегирования полномочий на уровне отдела, занимающегося решением определенных задач в государственной компании или корпорации.
обеспечение оптимизированного управления и стабильной эффективной работы подчиненных;
участие в проектной деятельности;
презентация результатов труда;
проведение переговоров и согласований по госзаказам.
Специальности высшего образования – менеджмент по отраслям, государственное и муниципальное управление, проектный и кадровый менеджмент.
Сотрудник администрации или министерства
Чиновник, контролирующий легитимность и занимающийся разработкой предложений и нормативно-правовых актов для решения конкретных задач.
Ведущие сотрудники министерств;
Руководители структурных подразделений;
Мэр города;
Губернатор;
Глава органов местного самоуправления.
Профессионалам требуется профильное образование по направлению «Государственное и муниципальное управление». Чиновники занимаются бюджетированием, распределением материальных и нематериальных ресурсов на региональном уровне, планированием и прогнозированием деятельности.
Делопроизводитель
Специалист, занимающийся ведением документооборота в госорганизации. Профессионал:
Классифицирует документацию;
Занимается компоновкой отдельных документов в полноценные дела;
Контролирует своевременную сдачу материалов в архив.
Эксперту в области делопроизводства требуются знания учетно-отчетных форм и профильной нормативно-правовой документации. Делопроизводители работают в городских и областных министерствах, архивах, администрации, прокуратуре, суде и других инстанциях.
Экономист
Экономист на должности госслужащего отвечает за решение финансовых вопросов на уровне местного самоуправления. Профессионалы занимают должности ведущих специалистов в Министерстве финансов, здравоохранения и других ведомствах. Основные задачи:
Расчет и формирование бюджета;
Распределение денежных средств;
Решение вопросов госфинансирования и софинансирования;
Участие в разработках и реализации социальных госпрограмм.
Отдельным видом деятельности экономистов на государственной службе является работа с тендерами, заключение финансовых договоров и подбор подрядных организаций.
Юрист
Профессионал в области юриспруденции. Эксперты по юридическим вопросам на государственной службе чаще всего занимают должности:
Сотрудников суда;
Прокуратуры;
Социальной службы;
Обязанности — контроль и обеспечение соблюдения закона, решение сложных и конфликтных ситуаций с точки зрения нормативно-правовых актов, консультирование и помощь гражданам.
Референт госслужбы
Руководитель с присвоенным чином, отвечающий за выполнение управленческих и координационных функций. Для присвоения звания требуется:
Накопить стаж работы на госдолжности более 2 лет;
Исполнять обязанности согласно имеющимся полномочиям;
Активно участвовать в профессиональной деятельности.
Основная задача – организация работы подчиненных, тимбилдинг, делегирование полномочий, настройка эффективного взаимодействия.
Секретарь госслужащий
Секретарь входит в число помощников руководителей и занимается ведением текущей документации согласно требованиям нормативно-правовых актов. Отдельный вид деятельности связан с приемом и регистрацией обращений граждан и направлением ответов по заявлениям.
Военный
Сотрудник Вооруженных Сил РФ. Основная задача – исполнение воинского долга.
Звания военнослужащих отличаются в зависимости от занимаемой должности и уровня квалификационной подготовки и делятся на:
Рядовой состав – сержанты и ефрейторы;
Младшие офицерские чины – от лейтенанта до майора;
Старшие офицерские звания – от подполковника до генерала.
Для трудоустройства требуется профильное обучение в ведомственных образовательных учреждениях:
Военных училищах;
Университетах;
Академиях.
Без диплома о профессиональной подготовке получить офицерское звание нельзя.
Сотрудник полиции
Специалист Министерства внутренних дел, отвечающий за сохранение общественного порядка и благополучия граждан.
Пресекает правонарушения;
Участвует в розыске и задержании преступников;
Занимается разбором административных и уголовных дел.
Для работы требуется профильное высшее юридическое образование или прохождение обучения по специальности «Правоохранительная деятельность».
Оперуполномоченный;
Участковый;
Следователь;
Дознаватель;
Инспектор.
При поступлении абитуриенты проходят вступительные испытания и сдают спортивные нормативы.
Сотрудник МЧС
Спасатель, задействованный в помощи при чрезвычайных ситуациях. Специальности сотрудников МЧС:
Пожарный;
Водолаз;
Врач;
Альпинист;
Водитель.
Профессионалы разделяются на аварийно-спасательные и поисково-спасательные бригады в зависимости от требуемой помощи. МЧС – отдельное ведомство с собственной структурой образовательных учреждений:
Академий гражданской защиты;
Университетов Государственной противопожарной службы.
Выпускники многопрофильных вузов трудоустраиваются в организации МЧС по конкурсу. Для карьерного роста до руководителя потребуется дополнительное профильное обучение по специальности «Гражданская защита».
Судья
Профессиональный юрист с профильной подготовкой по специальности уголовное, гражданское право или судопроизводство. Для назначения требуется:
Пройти возрастной ценз (не менее 30 лет);
Накопить опыт работы по юридической профессии (от 7 лет);
Сдать квалификационные экзамены;
Победить в конкурсном отборе.
Профессия относится к числу наиболее престижных и высокооплачиваемых должностей государственных служащих.
Судебный пристав
Должностное лицо, отвечающее за выполнение судебных решений. Профессионалы делятся на 2 группы:
Приставы в судах, отвечающие за соблюдение порядка во время судебных процессов;
Исполнители – эксперты по принудительному исполнению решений судьи и иных уполномоченных организаций.
Для трудоустройства требуется наличие высшего образования по юриспруденции.
Врач Роспотребнадзора
Профессионал с высшим медицинским образованием по специальности «Медико-профилактическое дело» или «Лечебное дело» после прохождения соответствующей переквалификации. Санитарные врачи выполняют контрольно-надзорные функции и обеспечивают соблюдение требований Федерального закона в области благополучия населения и защиты прав потребителей.
Бухгалтер
Профессионал с экономическим образованием на государственной службе, занимающийся:
Назначением заработных плат;
Распределением денежных потоков внутри госорганизации;
Премиальными и стимулирующими выплатами.
Плюсы и минусы государственной службы
Преимущества работы на должности госслужащего:
Необходимость решения сложных и конфликтных ситуаций;
Работа с гостайной и конфиденциальными сведениями;
Ненормированный график в условиях ЧС;
Ответственность за принимаемые решения.
Где можно работать
Основные места для трудоустройства профессионалов в области государственной службы:
Администрация Президента Россией Федерации;
Правительство страны;
Государственная Дума;
Совет Федерации;
Министерства и ведомства федерального и регионального уровня;
Органы местного самоуправления;
Госкорпорации и госструктуры;
Силовые структуры – прокуратура, суды, правоохранительные органы, Роспотребнадзор, Росздравнадзор, Росгвардия, ФСБ, МЧС.
Профессии госслужащих характеризуются стабильностью, низкой текучестью кадров, перспективностью и востребованностью. Разнообразные области профессиональной реализации помогают абитуриентам выбрать деятельность по интересам, талантам и предпочтениям.
Рекомендованные программы обучения