Подходит период подачи статистической и ведомственной отчетности системе АИС «Мониторинг условий труда» (далее — АИС). Смотря на прошлогодний опыт обработки заявок (от одного до трех месяцев) понимаю, что уже сейчас нужно начинать регистрацию, если вы это еще не сделали.
АИС «Мониторинг условий труда» информационная система разработанная Министерством труда и социальной защиты Республики Беларусь для передачи отчетных документов аттестации рабочих мест по условиям труда, статистической и ведомственной отчетности.
- Кто должен зарегистрироваться в АИС?
- Кто подает отчет 2-условия труда?
- Кто подает ведомственную отчетность?
- Как зарегистрироваться в АИС?
- Для тех, кто зарегистрирован в АИС
- Что делать после регистрации в АИС?
- Ответственность
- Присоединяйтесь к нам в Telegram , Instagram и Viber
- Куда подавать ведомственную отчетность?
- Как заполнить анкету?
- Что дальше?
- Как заполнить Ведомственный отчет
- О неделе нулевого травматизма
Кто должен зарегистрироваться в АИС?
1. Организации, которые должны подавать государственную статистическую отчетность 2-условия труда (Минтруда и соцзащиты) «Отчет по условиям труда» (далее — отчет 2-условия труда).
2. Организации, которые должны подавать ведомственную отчетность «Отчет о реализации мероприятий по выполнению задачи 4 «Улучшение условий и охраны труда» комплекса мероприятий Государственной программы «Рынок труда и содействие занятости» на 2021–2025 годы» (далее — ведомственная отчетность).
Кто подает отчет 2-условия труда?
Отчет 2-условия труда подают (все условия должны совпасть):
юридические лица всех форм собственности;
которые провели аттестацию рабочих мест по условиям труда (пост. Совмина от 22.02.2008 № 253);
у которых по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда есть рабочие места с классом 3 (3.1-3.4.) и 4.
Срок подачи: 7 января
Кто подает ведомственную отчетность?
Ведомственную отчетность подают:
организации, подчиненные (входящие в состав (систему) (далее – подчиненные организации) республиканским органам государственного управления и иным государственным организациям, подчиненным Правительству Республики Беларусь;
подчиненные организации местным исполнительным и распорядительным органам;
организации без ведомственной подчиненности с численностью 16 человек и более (за исключением товариществ, профсоюзных организаций, фондов, общин, общественных объединений, ассоциаций, кооперативов, стоянок).
Внимание! ВСЕ организации без ведомственной подчиненности с численностью 16 человек и более (за исключением товариществ, профсоюзных организаций, фондов, общин, общественных объединений, ассоциаций, кооперативов, стоянок).
Срок подачи: 5 февраля
Как зарегистрироваться в АИС?
Для тех, кто НЕ зарегистрирован в АИС нужно:
2.1. При заполнении анкеты проставить любой знак в графе «Да» подсистемы Статистика:
в строке форма 2-условия труда, если нужно предоставлять отчетность 2-условия труда;
в строке форма отчета о реализации мероприятий, если нужно предоставлять ведомственную отчетность
2.2. В разделе III. Д ОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ СВЕДЕНИЯ указать данные УНП и наименование организация, которой направляются отчет 2-условия труда и ведомственная отчетность:
у кого есть вышестоящая организация — указать их УНП и наименование.
у кого нет вышестоящей организации — указать УНП и наименование исполнительного комитета, на территории которого у вас юридический адрес.
*данные в анкете приведены справочно
Для тех, кто зарегистрирован в АИС
Откройте раздел Статотчетность и проверьте, доступны ли вам все необходимые отчеты
Что делать после регистрации в АИС?
Как заполнить отчет 2-условия труда читайте в статье 2-условия труда: кто, когда, куда и как? Как пройти квест по заполнению разделов 2 и 3 этого отчета я описал в статье Раздел II и III отчета 2-условият труда. Как заполнить?
Как заполнить ведомственную отчетность я описал в статье Минтруда дополнил информационную систему новым отчетом. Его будут предоставлять почти все организации
Ответственность
Статья 24.11. Непредставление документов, отчетов и иных материалов
Непредставление должностным или иным уполномоченным лицом или индивидуальным предпринимателем в установленные сроки документов, отчетов, сведений или иных материалов в случаях, когда обязанность их представления предусмотрена законодательными актами, либо представление таких документов, отчетов, сведений или иных материалов, содержащих заведомо недостоверные сведения, —
влекут наложение штрафа в размере до двадцати базовых величин.
Примечание. Не является административным правонарушением, предусмотренным настоящей статьей, непредставление в установленный срок указанных документов, отчетов, сведений и (или) иных материалов, если просрочка представления составила не более трех рабочих дней.
Кодекс от 06.01.2021 № 91-З «Об административных правонарушениях»
Присоединяйтесь к нам в Telegram , Instagram и Viber
Начиная с конца 2022 года Минтруда начало требовать от организаций предоставлять в электронном виде ведомственную отчетность «Отчет о реализации мероприятий по выполнению задачи 4 «Улучшение условий и охраны труда» комплекса мероприятий Государственной программы «Рынок труда и содействие занятости» на 2021 — 2025 годы» (утверждена постановлением Минтруда от 01.12.2021 № 85) (далее — Ведомственная отчетность).
Для приема отчета была доработана АИС «Мониторинг условий труда на производстве».
Форма Ведомственной отчетности и указания по заполнению утверждены постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 28 ноября 2023 г. № 45 «О ведомственной отчетности на 2024 год». По сравнению с прошлогодним документом изменений нет.
До 5 февраля 2023 года Ведомственную отчетность в электронном виде должны предоставить:
Акцентирую внимание! ВСЕ организации без ведомственной подчиненности с численностью 16 человек и более (за исключением товариществ, профсоюзных организаций, фондов, общин, общественных объединений, ассоциаций, кооперативов, стоянок).
Куда подавать ведомственную отчетность?
Подача ведомственной отчетности осуществляется через АИС «Мониторинг условий труда».
Для тех, кто НЕ зарегистрирован в АИС нужно:
Для тех, кто зарегистрирован в АИС нужно пройти процедуру перерегистрации. Для перерегистрации нужно повторить шаги 1-2.1 описанные выше, а в шаге 3 дополнить письмо информацией:
У меня перерегистрация прошла быстро, в течение нескольких часов после отправки Анкеты.
Как заполнить анкету?
Информация для тех, кто впервые заполняет анкету:
Раздел I. О БЩИЕ ДАННЫЕ
УНП и Наименование организации не должно вызвать у вас затруднения.
Сведения об ответственном лице — это информация о том, кто будет подавать отчет. В некоторых организациях это лицо устанавливается приказом, но не обязательно.
E-mail — обязательно укажите корректный адрес электронной почты, на него будут отправлены данные учетной записи для входа в личный кабинет.
Раздел II. Д ОСТУП К ПОДСИСТЕМАМ
«Модуль электронной формы» отмечаете «Да», если в вашей организации проведена аттестация рабочих мест по условиям труда согласно постановлению Совмина от 22.02.2008 № 253
«форма 2-условия труда» отмечаете «Да», если по результатам проведения аттестации рабочих мест по условиям труда у вас есть рабочие места с классом условий труда 3 (3.1-3.4) или 4 (подробнее об этом читайте в статье 2-условия труда: кто, когда, куда и как?)
«форма отчета о реализации мероприятий» отмечаете «Да», если вы организация без ведомственной подчиненности с численностью 16 человек и более (за исключением товариществ, профсоюзных организаций, фондов, общин, общественных объединений, ассоциаций, кооперативов, стоянок), или организация, подчиненная (входящая в состав (систему)) республиканским органам государственного управления и иным государственным организациям, подчиненным Правительству Республики Беларусь, или местным исполнительным и распорядительным органам.
Раздел III. Д ОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ СВЕДЕНИЯ
Если в разделе II Анкеты вы отметили необходимость доступа к подсистеме Статистика (форма 2-ут) или Статистика (форма улучшений условий и охраны труда), то в строках «Для статистики (форма 2-условия труда)» и «Для статистики (форма отчета о реализации мероприятий)» необходимо указать информацию о вышестоящей организации, которой будут предоставляться эти отчеты.
Если вы организация без ведомственной подчиненности, то в этих строках необходимо указать информацию об исполнительном комитете, к территории которого относится юридический адрес вашей организации. У НП исполнительного комитета можно найти на его сайте или в веб-поисковике (Google, Yandex и т.п.).
Что дальше?
Если при первом входе в АИС будут отсутствовать вкладки МЭФ или Статистика (скорее всего их не будет), то нужно провести дополнительные манипуляции как на видео (начало на 00:30):
https://youtube.com/watch?v=DuU4rDH6hCc%3Frel%3D0%26showinfo%3D0
Как заполнить Ведомственный отчет
Отчет должен быть предоставлен не позднее 5 февраля года, следующего за отчетным.
Организации заполняют строки 01-05 Ведомственного отчета. Организации, созданные в отчетном году, строки 01 и 02 не заполняют.
Строка 01. Сведения о внедренных системах управления охраной труда в соответствии с требованиями законодательства. Согласно статье 17 Закона «Об охране труда» все организации должны разработать и внедрить систему управления охраной труда (далее — СУОТ). Поэтому ставим «1». Если у вас нет СУОТ, то разрабатывайте и внедряйте, если нет — обращайтесь за разработкой СУОТ в ООО «Эксперт охраны труда» и мы вам поможем.
Строка 02. Сведения о проведении анализа функционирования систем управления охраной труда. Законодательством не установлена обязанность проводить анализ функционирования СУОТ. Но по-хорошему анализ нужен. В составе разработанных нами СУОТ присутствует анализ функционирования, поэтому в этой графе ставим «1». Если такой анализ не предусмотрен вашей СУОТ, то ставьте «0». Мы не видим в этом нарушения законодательства.
Строка 03. Численность работников организаций, повысивших квалификацию по вопросам охраны труда. Единственный работник вашей организации, который обязан проходить повышение квалификации, согласно требований законодательства, — инженер по охране труда. Остальные по желанию. Наше мнение: Для понимания объема требований в области охраны труда, не говоря о пожарной и электробезопасности, руководитель и ответственные лица должны проходить регулярное обучение по охране труда. Хотя бы первичное, при назначении на должность.
Строка 04. Численность специалистов, прошедших переподготовку по вопросам охраны труда в учреждениях образования, осуществляющих переподготовку по специальности «Охрана труда». Указываете количество специалистов прошедших переподготовку на базе высшего образования. Таких у вас может не быть.
Строка 05. Количество проведенных мероприятий «Неделя нулевого травматизма» в организации. Согласно Государственной программе «Рынок труда и содействие занятости» на 2021 — 2025 годы» обязанность по организации «Недели нулевого травматизма» лежит на органах государственного управления (министерства, комитеты, концерны, исполкомы). В этой строке указывайте, сколько раз они присылали вам информацию о необходимости проведения «Недели нулевого травматизма».
СПРАВОЧНОМера 17 задачи 4 «Улучшение условий и охраны труда» Организационно-технические меры, необходимые для реализации государственной программы «Рынок труда и содействие занятости» на 2021 — 2025 годы Государственной программы «Рынок труда и содействие занятости» на 2021 — 2025 годы» (Приложение 7) определяет:Проведение мероприятия «Неделя нулевого травматизма» в подчиненных (входящих в состав, систему) организациях не менее:
двух раз в год — в 2022 – 2023 годаходного раза в квартал — в 2024 – 2025 годах. Ответственный заказчик (на которого возложена персональная ответственность за своевременную и качественную реализацию) — органы государственного управления
О неделе нулевого травматизма
В последнее время очень часто появляется информация о проведении «Недели нулевого травматизма» и организации ведомственной подчиненности их проводят регулярно.
А вот организации без ведомственной подчиненности «выпали» из этого мероприятия. Исполкомы доводят информацию о проведении «Недели нулевого травматизма» в основном крупным организациям. Остальные могут узнать об этом через местные СМИ. Таким образом, исполкомы могут аргументировать, что доводили информацию о проведении «Недели нулевого травматизма» до всех заинтересованных сторон. Но я не уверен, что руководители организаций обращают внимание на такие мероприятия или читают такие СМИ.
Также в каждом исполнительном комитете разрабатывается План мероприятий по реализации Государственной программы и в нем говорится о необходимости проведения «Недели нулевого травматизма». План мероприятий можно попробовать найти на сайте исполкома, если ОЧЕНЬ постараться. У меня это не получилось. Как План был доведен до вашего сведения — это на совести исполкомов.
влекут наложение штрафа в размере до двадцати базовых величин.
Примечание. Не является административным правонарушением, предусмотренным настоящей статьей, непредставление в установленный срок указанных документов, отчетов, сведений и (или) иных материалов, если просрочка представления составила не более трех рабочих дней.
Если у вас остались вопросы, пишите в комментариях или в наших чатах в Telegram и Viber
https://youtube.com/watch?v=DuU4rDH6hCc%3Frel%3D0%26showinfo%3D0