МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ САЙТ ОФИЦИАЛЬНЫЙ

Подготовлена редакция документа с изменениями, не вступившими в силу

1. Гражданин признается нуждающимся в социальном обслуживании в случае, если существуют следующие обстоятельства, которые ухудшают или могут ухудшить условия его жизнедеятельности:

1) полная или частичная утрата способности либо возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, обеспечивать основные жизненные потребности в силу заболевания, травмы, возраста или наличия инвалидности;

2) наличие в семье инвалида или инвалидов, в том числе ребенка-инвалида или детей-инвалидов, нуждающихся в постоянном постороннем уходе;

3) наличие ребенка или детей (в том числе находящихся под опекой, попечительством), испытывающих трудности в социальной адаптации;

4) отсутствие возможности обеспечения ухода (в том числе временного) за инвалидом, ребенком, детьми, а также отсутствие попечения над ними;

5) наличие внутрисемейного конфликта, в том числе с лицами с наркотической или алкогольной зависимостью, лицами, имеющими пристрастие к азартным играм, лицами, страдающими психическими расстройствами, наличие насилия в семье;

6) отсутствие определенного места жительства, в том числе у лица, не достигшего возраста двадцати трех лет и завершившего пребывание в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

7) отсутствие работы и средств к существованию;

8) наличие иных обстоятельств, которые нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации признаны ухудшающими или способными ухудшить условия жизнедеятельности граждан.

2. Уполномоченный орган субъекта Российской Федерации или уполномоченная организация принимают решение о признании гражданина нуждающимся в социальном обслуживании либо об отказе в социальном обслуживании в течение пяти рабочих дней с даты подачи заявления. О принятом решении заявитель информируется в письменной или электронной форме. Решение об оказании срочных социальных услуг принимается немедленно.

(в ред. Федерального закона от 14.11.2017 N 324-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3. Решение об отказе в социальном обслуживании может быть обжаловано в судебном порядке.

Социальное обслуживание — это самостоятельный правовой институт, имеющий свои юридические нормы, которые регулируют общественные отношения по предоставлению социальных услуг различным категориям граждан, нуждающимся в предоставлении таких услуг.

Социальное обслуживание рассматривается в двух аспектах, которые связаны между собой: экономическом и правовом. Услуга, предоставляемая в рамках социального обслуживания является одним из видов потребительской стоимости и не влияет на благосостояние людей.

Услуга — вид деятельности, полезный результат которой связан с удовлетворением определенной потребности.

Можно выделить материальные и нематериальные услуги. К материальным услугам относятся: транспорт, связь, торговля и т.д. К нематериальным услугам относятся: просвещение, здравоохранение, искусство, кредитование, страхование.

В словаре социальной работы социальное обслуживание определяется так:

Социальное обслуживание — предоставление конкретных социальных услуг людям для удовлетворения потребностей, необходимых для нормального развития, людям, которые не могут о себе позаботиться и зависят от других.

Федеральный закон “Об основах социального обслуживания в Российской Федерации” дает следующее определение:

Социальное обслуживание населения — это деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию бытовых, медицинских, психологических, правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитационных мероприятий гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.

Понятие “социальная услуга” трактуется как деятельность по оказанию помощи клиентам социальной службы, то есть гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации.

Социальное обслуживание предоставляет услуги в неденежной форме. Граждане, которые не в состоянии себя обслуживать в силу солидного возраста, нуждаются прежде всего в тех услугах, которые обеспечивают их жизнедеятельность: питание, уход. Свою жизнь они не могут организовать без помощи.

Особенностью социальной услуги является и то, что она не только направлена на преодоление тяжелых жизненных обстоятельств, но и на их прогнозирование и предупреждение.

Социальная услуга направлена на удовлетворение потребностей человека, на помощь в решении образовавшихся проблем, их прогнозирование и предупреждение

Ст. 31 (в ред. Ф З от 28.04.2023 N 137-ФЗ) распространяется на правоотношения, возникшие с 01.01.2023.

1. Социальные услуги в форме социального обслуживания на дому, в полустационарной и стационарной формах социального обслуживания предоставляются бесплатно:

1) несовершеннолетним детям;

2) лицам, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций, вооруженных межнациональных (межэтнических) конфликтов;

3) инвалидам Великой Отечественной войны;

(п. 3 введен Федеральным законом от 28.12.2022 N 570-ФЗ)

4) участникам Великой Отечественной войны;

(п. 4 введен Федеральным законом от 28.12.2022 N 570-ФЗ)

5) инвалидам боевых действий;

(п. 5 введен Федеральным законом от 28.12.2022 N 570-ФЗ)

6) лицам, награжденным знаком «Жителю блокадного Ленинграда»;

(п. 6 введен Федеральным законом от 28.12.2022 N 570-ФЗ)

7) лицам, награжденным знаком «Житель осажденного Севастополя»;

(п. 7 введен Федеральным законом от 28.12.2022 N 570-ФЗ)

7.1) лицам, награжденным знаком «Житель осажденного Сталинграда»;

(п. 7.1 введен Федеральным законом от 28.04.2023 N 137-ФЗ)

8) лицам, работавшим в период Великой Отечественной войны на объектах противовоздушной обороны, местной противовоздушной обороны, на строительстве оборонительных сооружений, военно-морских баз, аэродромов и других военных объектов в пределах тыловых границ действующих фронтов, операционных зон действующих флотов, на прифронтовых участках железных и автомобильных дорог, членам экипажей судов транспортного флота, интернированным в начале Великой Отечественной войны в портах других государств.

(п. 8 введен Федеральным законом от 28.12.2022 N 570-ФЗ)

2. Социальные услуги в форме социального обслуживания на дому и в полустационарной форме социального обслуживания предоставляются бесплатно, если на дату обращения среднедушевой доход получателя социальных услуг, рассчитанный в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, ниже предельной величины или равен предельной величине среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг бесплатно, установленной законом субъекта Российской Федерации.

3. Нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации могут быть предусмотрены иные категории граждан, которым социальные услуги предоставляются бесплатно.

4. Порядок определения среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг бесплатно для целей настоящего Федерального закона устанавливается Правительством Российской Федерации.

5. Размер предельной величины среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг бесплатно устанавливается законами субъекта Российской Федерации и не может быть ниже полуторной величины прожиточного минимума, установленного в субъекте Российской Федерации для основных социально-демографических групп населения.

Социальное обслуживание представляет
собой регламентированную Федеральным
законом «Об основах социального
обслуживания населения в Российской
Федерации» деятельность социальных
служб по социальной поддержке, оказанию
социально-бытовых, социально-медицинских,
психолого-педагогических, социально-правовых
услуг и материальной помощи, проведению
социальной адаптации и реабилитации
граждан, находящихся в трудной жизненной
ситуации. Оно основывается на принципах:

—    
приоритетности предоставления социальных
услуг несовершеннолетним, находящимся
в трудной жизненной ситуации;

Мероприятия по
социальному обслуживанию осуществляются
в рамках государственной системы
социальных служб. Данная система,
состоящая из государственных предприятий
и учреждений социального обслуживания,
являющихся собственностью субъектов
Российской Федерации и находящихся в
ведении органов государственной власти
субъектов Российской Федерации.
Социальное обслуживание осуществляется
также предприятиями и учреждениями
иных форм собственности и гражданами,
занимающимися предпринимательской
деятельностью по социальному обслуживанию
населения без образования юридического
лица.

Клиентами социальных
служб являются граждане, находящиеся
в трудной жизненной ситуации, нуждающиеся
в этой связи в предоставлении социальных
услуг.

Под трудной жизненной
ситуацией понимается ситуация, объективно
нарушающая жизнедеятельность гражданина
(инвалидность, неспособность к
самообслуживанию в связи с преклонным
возрастом, болезнью, сиротство,
безнадзорность, малообеспеченность,
безработица, отсутствие определенного
места жительства, конфликты и жестокое
обращение в семье, одиночество и тому
подобное), которую он не может преодолеть
самостоятельно.

Социальные услуги
определяются как действия по оказанию
помощи отдельным категориям граждан в
соответствии с законодательством
Российской Федерации.

Социальное обслуживание
осуществляется на основании обращения
гражданина, его опекуна, попечителя,
другого законного представителя, органа
государственной власти, органа местного
самоуправления, общественного объединения.

Каждый гражданин
вправе получить в государственной
системе социальных служб бесплатную
информацию о возможностях, видах, порядке
и условиях социального обслуживания.

Постоянно проживающие
в Российской Федерации иностранные
граждане имеют равные с гражданами
Российской Федерации права на социальное
обслуживание, если иное не установлено
международным договором Российской
Федерации.

Законодательство
устанавливает следующие формы социального
обслуживания:

Материальная помощь.
Предоставляется гражданам, находящимся
в трудной жизненной ситуации, в виде
денежных средств, продуктов питания,
средств санитарии и гигиены, средств
ухода за детьми, одежды, обуви и других
предметов первой необходимости, топлива,
а также специальных транспортных
средств, технических средств реабилитации
инвалидов и лиц, нуждающихся в постороннем
уходе. Основания и порядок предоставления
материальной помощи устанавливаются
органами исполнительной власти субъектов
Российской Федерации.

15. Социальное
обслуживание инвалидов и престарелых
граждан.
Неотъемлемым элементом государственной
системы социального обеспечения в
Российской Федерации выступает социальное
обслуживание престарелых и инвалидов,
которое включает различные виды
социальных услуг, направленных на
удовлетворение особых потребностей
данной категории лиц. В настоящее время
государство прилагает большие усилия
для создания комплексной системы
социального обслуживания населения,
выделения финансовых средств на ее
развитие.

Социальное обслуживание
представляет собой деятельность
социальных служб по социальной поддержке,
оказанию социально-бытовых,
социально-медицинских, психолого-педагогических,
социально-правовых услуг и материальной
помощи, проведению социальной адаптации
и реабилитации граждан, находящихся в
трудной жизненной ситуации.

Впервые в отечественном
законодательстве сформулировано понятие
такого социально-значимого обстоятельства
как трудная жизненная ситуация.

Право на социальное
обслуживание имеют: граждане Российской
Федерации; иностранцы и лица без
гражданства, если иное не установлено
международными договорами Российской
Федерации. В зависимости от социального
положения нуждающихся, а также по их
желанию, форма услуг может принимать
следующие формы: бесплатную, форму
частичной или полной оплаты.

Бесплатно оказываются
социальные услуги: одиноким гражданам
пожилого возраста (одиноким супружеским
парам) и инвалидам, получающим пенсию,
в том числе с учетом надбавок, в размере
ниже прожиточного минимума, установленного
для данного региона; гражданам пожилого
возраста и инвалидам, имеющим родственников,
которые не могут по объективным причинам
обеспечить им помощь и уход, при условии,
что размер получаемой этими гражданами
пенсии, в том числе с учетом надбавок,
ниже прожиточного минимума, установленного
для данного региона; гражданам пожилого
возраста и инвалидам, проживающим в
семьях, среднедушевой доход которых
ниже прожиточного минимума, установленного
для данного региона.

Социальные услуги
на условиях частичной оплаты оказываются:
одиноким гражданам пожилого возраста
(одиноким супружеским парам) и инвалидам,
получающим пенсию, в том числе с учетом
надбавок, в размере от 100 до 150 процентов
прожиточного минимума, установленного
для данного региона; гражданам пожилого
возраста и инвалидам, имеющим родственников,
которые не могут по объективным причинам
обеспечить им помощь и уход, при условии,
что размер получаемой этими гражданами
пенсии, в том числе с учетом надбавок,
составляет от 100 до 150 процентов
прожиточного минимума, установленного
для данного региона; гражданам пожилого
возраста и инвалидам, проживающим в
семьях, среднедушевой доход которых
составляет от 100 до 150 процентов
прожиточного минимума, установленного
для данного региона.

На условиях полной
оплаты социальные услуги оказываются
гражданам пожилого возраста и инвалидам,
проживающим в семьях, среднедушевой
доход которых превышает на 150 процентов
прожиточный минимум, установленный для
данного региона.

Деятельность в сфере
социального обслуживания граждан
пожилого возраста и инвалидов строится
на принципах:

1) Адресность.
Предоставление персонифицированно
конкретному лицу. Работа по выявлению
и созданию банка данных таких лиц ведется
местными органами социальной защиты
населения по месту жительства инвалидов,
престарелых.

.
2) Доступность. Обеспечивается
возможность бесплатного и частично
платного получения социальных услуг,
которые включены в федеральный и
территориальные перечни гарантированных
государством социальных услуг. Их
качество, объем, порядок и условия
оказания должны соответствовать
государственным стандартам, установленным
Правительством Российской Федерации.
Сокращение их объёма на территориальном
уровне не допускается.

3) Добровольность.
Социальное обслуживание осуществляется
на основании добровольного обращения
гражданина, его опекуна, попечителя,
другого законного представителя, органа
государственной власти, органа местного
самоуправления или общественного
объединения. В любое время гражданин
может отказаться от получения социальных
услуг.

4) Гуманность.
Граждане, проживающие в стационарных
учреждениях, имеют право на свободу от
наказаний. Не допускаются в целях
наказания или создания удобств для
персонала использование лекарственных
средств, средств физического сдерживания,
а также изоляция. Лица, допустившие
указанные нарушения, несут дисциплинарную,
административную или уголовную
ответственность.

5) Конфиденциальность.
Сведения личного характера, ставшие
известными работникам учреждения
социального обслуживания при оказании
социальных услуг, составляют
профессиональную тайну. Работники,
виновные в ее разглашении, несут
установленную законом ответственность.

6) Профилактическая
направленность. Одной из основных целей
социального обслуживания является
профилактика негативных последствий,
возникающих в связи с возникшей у
гражданина жизненной ситуацией
(обнищание, обострение заболеваний,
беспризорность, одиночество и так далее)

Перечни социальных
услуг определяются с учетом субъектов,
которым они предназначены. Федеральный
перечень гарантированных государством
социальных услуг для граждан пожилого
возраста и инвалидов, оказываемых
государственными и муниципальными
учреждениями социального обслуживания,
утвержден постановлением Правительства
Российской Федерации от 25.11.95 № 1151. На
его основе разрабатываются территориальные
перечни. Финансирование услуг, входящих
в перечни, осуществляется за счет средств
соответствующих бюджетов.

Контроль над
деятельностью по предоставлению
социальных услуг осуществляется органами
социальной защиты населения, органами
здравоохранения, органами образования
в пределах их компетенции.

Общественный контроль
осуществляют общественные объединения,
занимающиеся в соответствии с
учредительными документами вопросами
защиты интересов граждан пожилого
возраста, инвалидов, лиц с психическими
расстройствами. Одним из таких объединений
является Независимая психиатрическая
ассоциация России

Надзор за соблюдением
законности в данной сфере, осуществляют
органы прокуратуры, чья помощь должна
быть наиболее оперативной.

Действия или
бездействие государственных органов,
учреждений, организаций и должностных
лиц, повлекшие нарушения прав граждан,
могут быть обжалованы в суд.

Учреждения
социального обслуживание инвалидов и
престарелых граждан
Дома-интернаты санатории пансионы
пристарелые дома.

Услуги,
предоставляемые инвалидам и престарелым
на дому. 1.
Услуги по организации питания, быта и
досуга:

Конституция Российской Федерации, принятая в 1993 году, провозгласила, что Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

В общей системе социального обеспечения и социальной защиты социальное обслуживание является относительно самостоятельным звеном. В последние время появилось достаточно много нормативных правовых актов, регулирующих отношения по предоставлению гражданам социального обслуживания в различных видах и организацию деятельности соответствующих служб.

Основные из них — федеральные законы: от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» и от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» (далее – ФЗ № 442-ФЗ). В порядке реализации этих федеральных законов принят ряд подзаконных актов органами исполнительной власти Российской Федерации. Совокупность всех этих актов составляет правовую базу — законодательство о социальном обслуживании; оно включает, следовательно, как законы и подзаконные акты федерального уровня, так и законы, и подзаконные акты уровня субъектов Российской Федерации.

Социальное обслуживание граждан — это деятельность по предоставлению социальных услуг гражданам. Социальная услуга в свою очередь, — это действие или действия в сфере социального обслуживания по оказанию постоянной, периодической, разовой помощи, в том числе срочной помощи, гражданину в целях улучшения условий его жизнедеятельности и (или) расширения его возможностей самостоятельно обеспечивать свои основные жизненные потребности.

На соблюдении определенных основополагающих принципов должно основываться проведение последовательной и эффективной государственной политики по социальному обслуживанию граждан Российской Федерации. Принципами в этом случае являются выработанные практикой, которые закреплены или отражены в особых нормативных правовых актах руководящие положения, в соответствии с которыми осуществляется деятельность разных субъектов в рамках их компетенции по социальному обслуживанию граждан.

Основные принципы социального обслуживания граждан закреплены в Федеральном законе N 442-ФЗ:

1. Равный, свободный доступ граждан к социальному обслуживанию вне зависимости от их пола, расы, возраста, национальности, языка, происхождения, места жительства, отношения к религии, убеждений и принадлежности к общественным объединениям;

2. Адресность предоставления социальных услуг;

3. Приближенность поставщиков социальных услуг к месту жительства получателей социальных услуг, достаточность количества поставщиков социальных услуг для обеспечения потребностей граждан в социальном обслуживании, достаточность финансовых, материально-технических, кадровых и информационных ресурсов у поставщиков социальных услуг;

4. Сохранение пребывания гражданина в привычной благоприятной среде;

Перечисленные в Законе принципы являются основополагающими при осуществлении деятельности по социальному обслуживанию населения страны.

Деятельность по социальному обслуживанию граждан осуществляется в соответствии с принципом адресности предоставления социальных услуг, так как направлена на оказание помощи определенной категории лиц, а именно:

— инвалидам и лицам с ограниченными возможностями, нуждающимся в постороннем уходе;

— гражданам, частично утратившим способность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом;

— детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, безнадзорным несовершеннолетним;

— гражданам, пострадавшим от физического или психического насилия, стихийных бедствий, в результате вооруженных и межэтнических конфликтов;

— иным лицам, нуждающимся в профессиональной, социальной, медицинской и психологической помощи.

Принцип приближенность поставщиков социальных услуг к месту жительства получателей социальных услуг, достаточность количества поставщиков социальных услуг для обеспечения потребностей граждан в социальном обслуживании, достаточность финансовых, материально-технических, кадровых и информационных ресурсов у поставщиков социальных услуг социального обслуживания граждан выражается в следующем:

— в государственной гарантии прав граждан России на социальное обслуживание по основным видам: материальная помощь, помощь на дому в виде социально-бытовых, социально-медицинских услуг, временный приют в специализированном учреждении и пр.;

— в равноправии прав на социальное обслуживание, которыми обладают как граждане Российской Федерации, так и постоянно проживающие в стране иностранные граждане;

— в государственном обеспечении прав граждан страны на получение в системе социальных служб бесплатной информации о возможностях, видах, порядке и условиях социального обслуживания;

— в возможности получения определенными категориями граждан (например, лица преклонного возраста, несовершеннолетние, находящиеся в трудной жизненной ситуации, и др.) бесплатного социального обслуживания в государственной системе социальных служб;

— в возможности получения социального обслуживания как на дому (например, тяжелобольные лица, инвалиды и др.), так и в стационарных учреждениях социального обслуживания.

Принцип сохранение пребывания гражданина в привычной благоприятной среде подразумевает приоритет надомных форм социального обслуживания.

Принцип добровольности в сфере социального обслуживания российских граждан проявляется в том, что при получении социальных услуг граждане имеют право на:

— самостоятельный выбор учреждения и формы социального обслуживания в порядке, установленном органами социальной защиты населения субъектов страны: как из числа государственных организаций, так и граждан, занимающихся предпринимательской деятельностью по социальному обслуживанию населения без образования юридического лица;

— информацию о своих правах, обязанностях и условиях оказания социальных услуг;

— согласие на социальное обслуживание либо отказ от социального обслуживания.

Помещение граждан в стационарные учреждения социального обслуживания без их согласия или без согласия их законных представителей допускается только на основаниях и в порядке, которые предусмотрены Федеральными законами.

Кроме того, решение вопроса о принудительном помещении определенных категорий граждан (например, лиц, не способных самостоятельно удовлетворять свои жизненные потребности) отнесено к компетенции суда и только по представлению органов социальной защиты населения.

Социальное обслуживание населения осуществляется в соответствии с принципом конфиденциальности — сведения личного характера, ставшие известными работникам учреждения социального обслуживания при оказании социальных услуг, составляют профессиональную тайну. Работники учреждений социального обслуживания, виновные в разглашении профессиональной тайны, несут ответственность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Осуществление деятельности различными субъектами страны по социальному обслуживанию населения в соответствии с рассмотренными принципами, с одной стороны, обеспечит реализацию прав граждан, нуждающихся в помощи на достойное существование, а с другой — послужит укреплению мнения международного сообщества о Российской Федерации как стране с социально ориентированной внутренней политикой.

Социальное обслуживание неразрывно связано с общей системой материального обеспечения пожилых и нетрудоспособных граждан, которое осуществляется в денежной форме, т. е. в виде различных социальных выплат — пенсий и пособий. Социальное обслуживание является существенным дополнением к таким выплатам, но не может заменить их. В этом смысле оно является вспомогательным звеном в системе социального обеспечения.

Без развитой системы денежных выплат, за счет которых удовлетворяются основные потребности человека — в пище, одежде, обычных платных услугах (за наем жилого помещения, пользование различными жилищно-коммунальными услугами и т.д.), такое обслуживание не может достичь своей цели — обеспечить достойную жизнь человека, содействовать его адаптации в обществе. В то же время социальное обслуживание, благодаря которому удовлетворяются специфические потребности старых и нетрудоспособных людей в определенных услугах, которые зачастую нельзя купить на рынке обычных услуг, делает всю систему материального обеспечения в денежной форме более эффективной и рациональной.

Граждане, которые признаны нуждающимися в социальном обслуживании и которым предоставляются социальные услуги или социальная услуга определяются, как получатели социальных услуг.

Их права заключаются в следующем:

1) уважительное и гуманное отношение;

2) получение бесплатно в доступной форме информации о своих правах и обязанностях, видах социальных услуг, сроках, порядке и об условиях их предоставления, о тарифах на эти услуги и об их стоимости для получателя социальных услуг, о возможности получения этих услуг бесплатно, а также о поставщиках социальных услуг;

3) выбор поставщика или поставщиков социальных услуг;

4) отказ от предоставления социальных услуг;

5) защиту своих прав и законных интересов в соответствии с законодательством Российской Федерации;

6) участие в составлении индивидуальных программ;

7) обеспечение условий пребывания в организациях социального обслуживания, соответствующих санитарно-гигиеническим требованиям, а также на надлежащий уход;

8) свободное посещение законными представителями, адвокатами, нотариусами, представителями общественных и (или) иных организаций, священнослужителями, а также родственниками и другими лицами в дневное и вечернее время;

9) социальное сопровождение.

Поставщиками социальных услуг в свою очередь признаются юридические лица независимо от их организационно-правовой формы и (или) индивидуальные предприниматели, осуществляющие социальное обслуживание.

Их права, как и права получателей социальных услуг закреплены в Федеральном законе N 442-ФЗ и являются следующими:

1) запрашивать соответствующие органы государственной власти, а также органы местного самоуправления и получать от указанных органов информацию, необходимую для организации социального обслуживания;

2) отказать в предоставлении социальной услуги получателю социальных услуг в случае нарушения им условий договора о предоставлении социальных услуг, заключенного с получателем социальных услуг или его законным представителем, а также в случае, предусмотренном частью 3 статьи 18 настоящего Федерального закона;

3) быть включенными в реестр поставщиков социальных услуг субъекта Российской Федерации;

4) получать в течение двух рабочих дней информацию о включении их в перечень рекомендуемых поставщиков социальных услуг.

Поставщики социальных услуг вправе предоставлять гражданам по их желанию, выраженному в письменной или электронной форме, дополнительные социальные услуги за плату.

Социальное обслуживание заключается в деятельности специально созданных служб и организаций по их обслуживанию, принадлежащих федеральным, региональным и муниципальным органам и находящихся в их ведении. Такая деятельность может осуществляться также организациями иных форм собственности (в том числе частными) и гражданами, занимающимися индивидуальной трудовой деятельностью по социальному обслуживанию без образования юридического лица.

Социальное обслуживание можно определить и иначе — как деятельность соответствующих служб и организаций по предоставлению гражданам, которые признаны нуждающимися в социальном обслуживании и котором предоставляются социальная услуга или социальные услуг.

Социальное обслуживание осуществляется специальными службами бесплатно и за плату. Однако социальной услугой можно признать лишь такую услугу, которая предоставляется бесплатно или за неполную ее рыночную стоимость, т. е. полностью либо хотя бы частично за счет средств общества. В этом суть ее названия — «социальная» услуга. Услуга, которая продается как товар (вспомним: товары — это материальные потребительские блага или потребительские услуги), не является социальной услугой, даже если ею пользуются граждане, находящиеся в трудной жизненной ситуации. Так, бесплатный ремонт полученного инвалидом автомобиля с ручным управлением является социальной услугой, а ремонт того же автомобиля за плату такой услугой не является.

Что касается платных социальных услуг в государственной системе социального обслуживания, то они оказываются в порядке, устанавливаемом Правительством РФ. Это является его компетенцией.

Условия и порядок оплаты социальных услуг в социальных службах иных форм собственности, в том числе муниципальной, устанавливаются этими службами самостоятельно.

Социальные услуги предоставляются обычно в натуральной форме — путем предоставления конкретных видов социального обслуживания. В виде денежных средств может оказываться лишь единовременная материальная помощь.

Государство гарантирует гражданам право на социальное обслуживание в государственной системе социальных служб по основным видам, которые определены федеральным законом. В законах по-разному перечислены основные виды социального обслуживания, указано также, что социальное обслуживание должно соответствовать государственным стандартам. Они определяют основные требования к объему и качеству социальных услуг, порядку и условиям их оказания. Утверждаются стандарты Правительством РФ, их требования обязательны для всех социальных служб, действующих на всей территории России, независимо от форм собственности.

Как видим, компетенция Правительства в данной сфере чрезвычайно велика, оно практически вправе определять уровень обслуживания, т. е. его качество, а также условия предоставления. В этой части компетенция Правительства значительно шире, чем в регулировании отношений по предоставлению пенсий и социальных пособий.

Судя по Закону от 24 ноября 1995 г. « О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», сквозным видом социального обслуживания является материальная помощь. Она предоставляется, как указано в Законе, в виде денежных средств, продуктов питания, средств санитарии и гигиены, средств ухода за детьми, одежды, обуви и других предметов первой необходимости, топлива. К ней относится также выдача специальных транспортных средств, технических средств реабилитации инвалидов и лиц, нуждающихся в постороннем уходе, т. е. обеспечение, в частности, «малыми» (не моторными) средствами передвижения (вело (кресло) — коляски) и моторными средствами передвижения (мотоколяски, автомобили), а также протезно-ортопедическими изделиями.

Далее указывается, что основания и порядок предоставления материальной помощи устанавливается органами исполнительной власти. Следует иметь в виду, что порядок обеспечения специальными транспортными средствами, техническими средствами до сих пор устанавливается на уровне Российской Федерации и регулируется в централизованном порядке нормативными актами РФ. Данный вид обслуживания не может относиться к материальной помощи, он, как и разовая материальная помощь, считается социальным обслуживанием.

Таким образом, права в сфере социального обслуживания — это такие отношения, по которым одна сторона — физическое лицо вправе требовать от другой стороны — государственных (муниципальных) или частных социальных учреждений предоставления адресной социальной помощи и обслуживания в объеме и порядке, предусмотренных законом или договором.

Помощь государства людям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации

Органы государственной власти Российской Федерации, субъектов РФ имеют полномочия создавать службы и осуществлять деятельность в сфере социального обслуживания. Инвалидам гарантируется трудовая занятость, органы образования, соц.защиты, здравоохранения воспитывают, обучают, лечат детей-инвалидов. Существует программа индивидуальной реабилитации инвалидов.

Образуются специальные организации, которые оказывают социальные услуги. Это комплексные центры по оказанию социальных услуг, центры помощи семье, социально-реабилитационные учреждения, приюты, центры экстренной психологической помощи, ночлежные дома, дома для престарелых, дома-интернаты для инвалидов, геронтологические центры и др.

Трудная жизненная ситуация

Социальная услуга предоставляется при наступлении конкретных юридических фактов, которые в документах называются трудной жизненной ситуацией.

Трудная жизненная ситуация — ряд обстоятельств, нарушающих жизнедеятельность человека, которые он не в состоянии преодолеть сам.

Если обратиться к юридической литературе, то тяжелыми жизненными обстоятельствами называют события, которые значимы для человека и связаны с его потребностями, ценностями. Эти события оказывают влияние на поведение, состояние, мировоззрение человека. Жизненные ситуации бывают устоявшимися и трудными. Трудные ситуации нарушают привычный порядок жизни, ставят перед человеком неразрешимые проблемы. Если такая ситуация наступает, человек чувствует себя беспомощным, его будущее неопределенно, возникает новая система требований к субъекту, а в результате стресс, психологический срыв, психическое расстройство.

Тяжелые обстоятельства могут наступить в связи с болезнью, травмой, частичной или полной утратой способности обслуживать себя, потерей родителей, семейным неблагополучием (жестокое обращение, асоциальное поведение членов семьи), наличием ВИЧ у члена семьи, наркотической , алкогольной зависимостью, наличием в семье инвалидов, в том числе и детей-инвалидов, бедностью, потерей жилья, ущербом в результате ЧП, стихийных бедствий, войн и по другим причинам.

Когда человек не в состоянии справиться с наступившими обстоятельствами, государство оказывает помощь в их преодолении.

Потеря имущества в результате стихийного бедствия требует немедленных социальных действий: размещения пострадавших, организации питания, медицинской помощи, мероприятий по восстановлению документов, обеспечения одеждой и предметами первой необходимости.

В трудной жизненной ситуации может оказаться как отдельный человек, так и семья. Можно выделить несколько категорий граждан, нуждающихся в социальной помощи государства:

Социальные услуги могут быть предоставлены семьям следующих категорий:

Субъекты правоотношений по социальному обслуживанию

Субъектами правоотношений являются органы государственной власти, субъектов РФ, организации, занимающиеся предпринимательством в области социального обслуживания с одной стороны и клиенты социальной службы, люди, находящиеся в тяжелых жизненных обстоятельствах, нуждающиеся в социальных услугах, с другой.

Иностранные граждане, лица, не имеющие гражданства имеют право пользоваться социальными услугами, равно как и российские граждане.

Оцените статью
Минтруд России