Не следует путать с Рострудом — Федеральной службой по труду и занятости.
Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации (Минтруд России) — федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере демографии, труда, качества и уровня жизни и доходов, оплаты труда, пенсионного обеспечения, включая негосударственное пенсионное обеспечение, социального страхования, условий и охраны труда, социальной защиты, социального обслуживания и социального обеспечения, а также по управлению государственным имуществом и оказанию государственных услуг в установленной сфере деятельности.
- Задачи государственной политики в области социальной защиты граждан
- Структура Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации
- Организационно-функциональная структура Министерства труда и соцзащиты
- Министерство труда и социального развития Российской Федерации.
- Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
- Заместители министра труда и социальной защиты РФ
Задачи государственной политики в области социальной защиты граждан
Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно- правовому регулированию в сфере демографии, труда, уровня жизни и доходов, оплаты труда, пенсионного обеспечения, включая негосударственное пенсионное обеспечение, социального страхования, условий и охраны труда, социального партнерства и трудовых отношений, занятости и безработицы, трудовой миграции, альтернативной гражданской службы, государственной гражданской службы (кроме вопросов оплаты труда), социальной защиты и социального обслуживания населения, в том числе социальной защиты семьи, женщин и детей, опеки и попечительства в отношении совершеннолетних недееспособных или не полностью дееспособных граждан, оказания протезно-ортопедической помощи, реабилитации инвалидов и проведение медико-социальной экспертизы, а также по управлению государственным имуществом и оказанию государственных услуг в установленной сфере деятельности.
Приоритетными направлениями в настоящее время являются:
1. Реализация эффективной демографической политики
2. Повышение экономической активности населения, развитие трудовых отношений и рынка труда
3. Развитие пенсионной системы
4. Модернизация системы социальной поддержки граждан
а) Развитие системы мер социальной поддержки отдельным категориям граждан и внедрение системы социальных контрактов
б) Модернизация социального обслуживания населения
в) Реабилитация и социальная интеграция инвалидов
5. Повышение эффективности системы государственного управления
а) Противодействие коррупции
б) Реформирование и развитие гражданской службы.
Министерство труда и социальной защиты РФ осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
Структура Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации
Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации возглавляет министр, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Президентом РФ по представлению Председателя Правительства РФ.
Министр несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации полномочий и реализацию государственной политики в установленной сфере деятельности.
Министр имеет заместителей назначаемых на должность и освобождаемых от должности Правительством РФ. Количество заместителей министра устанавливается Правительством РФ.
В настоящее время Министерство возглавляет Топилин Максим Анатольевич, имеющий четырех заместителей:
— Блинова Татьяна Викторовна
— Вовченко Алексей Витальевич
— Ельцова Любовь Юрьевна
— Пудов Андрей Николаевич.
Структурными подразделениями Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации являются департаменты по основным направлениям деятельности Министерства:
1) Департамент комплексного анализа и прогнозирования;
2) Департамент демографической политики и социальной защиты населения;
3) Департамент по делам инвалидов;
4) Департамент оплаты труда, трудовых отношений и социального партнерства;
5) Департамент условий и охраны труда;
6) Департамент занятости населения;
7) Департамент пенсионного обеспечения;
8) Департамент развития социального страхования;
9) Департамент развития государственной службы;
10) Департамент правового регулирования и международного сотрудничества;
11) Финансовый департамент.
Следует отметить, что Министерство труда и социальной защиты РФ осуществляет координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении:
1) Федеральной службы по труду и занятости (Роструд);
2) Пенсионного фонда РФ (ПФР);
3) Фонда социального страхования РФ (ФСС).
Министерство имеет подведомственные организации:
— федеральные государственные бюджетные учреждения
-федеральные государственные казенные учреждения
-федеральные государственные унитарные предприятия.
Также Министерство в своем составе имеет совещательные и координационные органы:
1) Комиссия при Президенте Российской Федерации по делам ветеранов;
2) Комиссия при Президенте Российской Федерации по делам инвалидов;
3) Комиссия при Президенте Российской Федерации по вопросам реформирования и развития государственной службы.
Министерство имеет научно- исследовательские институты, учебные заведения (НИИ труда и социального страхования, Всероссийский центр охраны труда); издает несколько журналов — «Человек», «Труд», «Российский демографический журнал», «Пенсия».
Организационно-функциональная структура Министерства труда и соцзащиты
Социально важные проблемы в системе социальной защиты реализуются через функционирование её структурных подразделений различных уровней, представляющих собой открытые системы.
Системообразующим центром социальной сферы в Республике Беларусь является Министерство труда и социальной защиты, в состав которого ряд структурных подразделений разного уровня и соответствующих направлений деятельности (см. рис. 1.2).
Однако структура Минтруда и соцзащиты — явление живое, развивающееся и, естественно, не исключено, что жизнь подскажет необходимость новых перемен, усовершенствований. Тем более, что в стране сейчас активно ведется работа по теоретическому обоснованию и практической разработке ряда первоочередных стандартов: стандарта профессионального образования и этического поведения социальных работников; стандарта минимальных социальных услуг или объема социальных услуг; стандарта качества социальных услуг или гарантий безопасности человека; стандарта ресурсов и др.
Современная структура министерства существенно отличается от
Ныне в министерстве функционируют Главные управления и управления, объединяющие отделы и сектора, Департамент государственной инспекции труда и Центральный аппарат Фонда социальной защиты населения с правом юридического лица.
Целесообразно пристальнее рассмотреть содержательные и организационные направления деятельности основных структурных подразделений центрального аппарата Министерства.
Рис. 1.1 Структура Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь
Рис. 1.2 Структура управления системой социальной защиты населения Республики Беларусь
Главное управление политики занятости и народонаселения осуществляет специальные (исполнительные, контрольные, регулирующие и другие) функции в сфере занятости населения, развития и использования трудовых ресурсов, социальной защиты временно незанятых граждан, отнесенные к компетенции Министерства.
Основными направлениями его деятельности являются разработка и реализация государственной политики в области занятости населения и народонаселения, развития и использования трудовых ресурсов, профессионального образования незанятого населения и профессиональной ориентации молодежи; подготовка прогнозов по занятости населения и безработице по республике и административно-территориальным единицам, разработка на основе прогнозов экономического и социального развития проектов государственных программ занятости населения, разработка предложений по рациональному использованию трудовых ресурсов; совершенствование нормативно-правовой базы и контроль за соблюдением законодательства о занятости населения; организация работы органов государственной службы занятости по реализации мер содействия занятости населения и обеспечение государственных гарантий и компенсаций безработным гражданам в соответствии с законодательством.
Главное управление труда и заработной платы осуществляет политику в области развития системы оплаты труда, нормирования и регламентации труда, решает вопросы оплаты труда в бюджетной сфере и др.
Главное управление комплексного анализа и координации исследует и решает проблемы комплексного развития социально-трудовой сферы, координирует, взаимодействуя с местными органами и средствами массовой информации.
Главное управление пенсионного обеспечения и социального страхования осуществляет политику в области развития пенсионной системы, пенсионного законодательства, организации пенсионного обеспечения и социального страхования и др.
Главное управление государственной социальной поддержки населения решает проблемы социальной помощи и социального обслуживания, развития социальных учреждений, вопросы реабилитации и адаптации инвалидов, социального обеспечения ветеранов и пожилых людей и др.
Департамент государственной инспекции труда (с правом юридического лица) осуществляет государственный контроль за соблюдением законодательства о труде; выявляет и пресекает нарушения законодательства о труде, в том числе с применением в пределах предоставленных ему полномочий санкций к нанимателям и к должностным лицам, допустившим такие нарушения; обобщает практику применения законодательства о труде и обеспечивает единообразное его применение; содействует овладению нанимателями и работниками знаниями законодательства о труде.
Центральный аппарат Фонда социальной защиты населения Республики Беларусь (с правом юридического лица) наделен функциями сбора, аккумулирования средств государственного социального страхования и управления ими. Он осуществляет финансирование предусмотренных законодательством выплат государственных пенсий, пособий, обеспечивает финансирование расходов на санаторно-курортное лечение и оздоровление населения, осуществляет контроль за правильным расходованием денежных средств, руководит работой своих структурных подразделений в областях и оказывает им необходимую методическую помощь. Фонд сотрудничает с международными организациями по вопросам, относящимся к его компетенции, участвует в разработке и реализации международных договоров по вопросам государственного социального страхования. Средства Фонда образуются за счет обязательных страховых взносов; ассигнований из республиканского бюджета; добровольных пожертвований физических и юридических лиц; доходов от капитализации средств Фонда; средств нанимателей, предназначенных на выплату пенсий и других поступлений.
В структуре Министерства появился ряд новых подразделений. Прежде всего, Управления внешних связей и партнерской политики, в задачи которого входит тесное взаимодействие с Международной организацией труда. Организовано Управление автоматизации и информационных технологий, внедряется автоматизированная система обработки документов, расчетов, выплат пенсий и пособий. С 2000 года началось внедрение Государственной информационной системы социальной защиты, в результате чего Министерство получило в распоряжение банк данных, охватывающий почти все население республики.
Особенностью национальной модели организационно-управленческой деятельности в системе соцзащиты является заметная централизация на высших уровнях, которая может быть оправдана особенностями и сложностями переходного, модернизационного периода развития белорусского общества. Вместе с тем, на низовом уровне активно идут процессы демократизации, усиления роли органов местного самоуправления, включения в эту работу других организаций, групп людей и отдельных личностей, нацеленных на оказание помощи и поддержки различным социально уязвимым слоям населения.
1. Понятие, функции, правовая основа деятельности и структура Минтруда России
2. Общая характеристика органов занятости населения
Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации (Минтруд России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере демографии, труда, уровня жизни и доходов, оплаты труда, пенсионного обеспечения, включая негосударственное пенсионное обеспечение, социального страхования (за исключением обязательного медицинского страхования), включая вопросы тарифов по страховым взносам, условий и охраны труда, социального партнерства и трудовых отношений, занятости населения и безработицы, трудовой миграции, альтернативной гражданской службы, государственной гражданской службы, социальной защиты населения, в том числе социальной защиты семьи, женщин и детей, граждан пожилого возраста и ветеранов, граждан, пострадавших в результате чрезвычайных ситуаций, опеки и попечительства в отношении совершеннолетних недееспособных или не полностью дееспособных граждан, социального обслуживания населения, оказания протезно-ортопедической помощи, реабилитации инвалидов, проведения медико-социальной экспертизы, по разработке и организации внедрения и консультативно-методическому обеспечению мер, направленных на предупреждение коррупции в организациях, по контролю за выполнением этих мер, по методическому обеспечению мер, направленных на развитие муниципальной службы, а также по управлению государственным имуществом и оказанию государственных услуг в установленной сфере деятельности.
Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации осуществляет координацию и контроль деятельности находящейся в его ведении Федеральной службы по труду и занятости (Роструд), осуществляет руководство и контроль деятельности подведомственных федеральных государственных учреждений, в том числе федеральных учреждений медико-социальной экспертизы, федеральных государственных унитарных предприятий, а также координацию деятельности Пенсионного фонда Российской Федерации и Фонда социального страхования Российской Федерации.
Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации руководствуется в своей деятельности Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, а также Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.2012 № 610 «Об утверждении Положения о Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации».
Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации осуществляет свою деятельность непосредственно через подведомственные Минтруду России организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
Министерство возглавляет министр труда и социальной защиты Российской Федерации, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Президентом Российской Федерации по представлению Председателя Правительства Российской Федерации.
Структурными подразделениями Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации являются департаменты по основным направлениям деятельности Министерства. В состав департаментов включаются отделы.
Центральный аппарат Минтруда России состоит из следующих департаментов:
— Департамент комплексного анализа и прогнозирования;
— Департамент демографической политики и социальной защиты населения;
— Департамент по делам инвалидов;
— Департамент оплаты труда, трудовых отношений и социального партнерства;
— Департамент условий и охраны труда;
— Департамент занятости населения;
— Департамент пенсионного обеспечения;
— Департамент развития социального страхования;
— Департамент государственной политики в сфере государственной и муниципальной службы, противодействия коррупции Департамент правовой и международной деятельности Финансовый департамент;
— Департамент управления делами.
Согласно принципу двойного подчинения, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере труда и социальной защиты населения (например, Министерство семьи, труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан) одновременно подчиняются и Минтруду России, и собственному правительству (администрации) субъекта Российской Федерации.
Закон Российской Федерации от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» определяет как правовые, экономические и организационные основы государственной политики содействия занятости населения, так и гарантии государства по реализации конституционных прав российских граждан на труд и социальную защиту от безработицы.
В законе содержится указание на полномочия федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в сфере содействия занятости населения.
Основные полномочия федеральных органов государственной власти:
1. реализация основных направлений государственной политики в области содействия занятости населения;
2. принятие федеральных законов и иных нормативных правовых актов, устанавливающих общие принципы государственной политики в сфере занятости населения;
3. разработка и финансовое обеспечение программ, предусматривающих мероприятия по содействию занятости населения;
4. установление норм социальной поддержки безработных граждан;
5. разработка мер активной политики занятости населения;
6. формирование средств на финансирование мероприятий по содействию занятости населения и социальной поддержке безработных граждан и контроль за целевым использованием указанных средств;
7. координация деятельности по созданию экономических условий для обеспечения занятости населения, развития предпринимательства и самозанятости.
Совокупность государственных органов и учреждений, обеспечивающих занятость и трудоустройство населения в России образуют государственную службу занятости.
Государственная служба занятости населения включает в себя:
• на федеральном уровне — Минтруд России и подведомственную ей Федеральную службу по труду и занятости (Роструд);
• на уровне субъектов Российской Федерации – территориальные органы Роструда, находящиеся в этих субъектах РФ (государственные инспекции труда), а также министерства (управления, комитеты, отделы и т.д.) в рассматриваемой сфере;
• на уровне районов (городов) – государственные учреждения службы занятости, которые обычно носят название районного (городского) центра (управления, отдела) занятости населения.
Основными функциями Роструда являются:
1. контроль и надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы законодательства о занятости населения, об альтернативной гражданской службе;
2. деятельность по предупреждению, обнаружению и пресечению нарушений законодательства в закрепленных сферах деятельности;
3. организация альтернативной гражданской службы;
4. организация и оказание государственных услуг в сфере содействия занятости населения и защиты от безработицы, трудовой миграции и урегулирования коллективных трудовых споров.
Итак, единую государственную политику, нормативно-правовое регулирование и управление в области занятости населения осуществляет Минтруд России через находящийся в его ведении Роструд, а также подконтрольные государственные органы и учреждения субъектов РФ, образующие в единстве государственную службу занятости населения.
Вопросы по лекции
1. Укажите функции Минтруда России.
2. Укажите структуру Минтруда России? Какие государственные органы и учреждения подконтрольны Минтруду России?
3. Что из себя представляет государственная служба занятости? Какие органы и учреждения входят в ее структуру?
Критерии оценивания ответов на вопросы по лекции.
Ответы оцениваются максимально оценкой «5» (отлично).
Каждый ответ на вопрос оценивается максимально оценкой «5» (отлично).
По результатам оценивания всех ответов оценка соответствует средней.
Критерии оценивания ответа на вопрос по лекции.
«5» (отлично) – за глубокое и полное овладение содержанием учебного материала, в котором обучающийся свободно и уверенно ориентируется; за умение практически применять теоретические знания, высказывать и обосновывать свои суждения; за грамотное и логичное изложение ответа.
«4» (хорошо) – если обучающийся полно освоил учебный материал, владеет научно-понятийным аппаратом, ориентируется в изученном материале, осознанно применяет теоретические знания на практике, грамотно излагает ответ, но содержание и форма ответа имеют отдельные неточности.
«3» (удовлетворительно) – если обучающийся обнаруживает знание и понимание основных положений учебного материала, но излагает его неполно, непоследовательно, допускает неточности в применении теоретических знаний при ответе на практико-ориентированные вопросы; не умеет доказательно обосновать собственные суждения.
«2» (неудовлетворительно) – если обучающийся имеет разрозненные, бессистемные знания, допускает ошибки в определении базовых понятий, искажает их смысл; не может практически применять теоретические знания.
Подготовить опорный конспект на тему: «Порядок и условия признания граждан безработными», проанализировав нормы Закон Российской Федерации от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации», используя СПС КонсультантПлюс:
Министерство труда и социального развития Российской Федерации.
Основным федеральным органом исполнительной власти, про-водящим государственную политику и управление в области тру-да, занятости и социальной защиты населения, является Мини-стерство труда и социального развития Российской Федерации.
Министерство труда и социального развития Российской Фе-дерации осуществляет свою деятельность во взаимодействии с дру-гими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными и иными объе-динениями, а также другими организациями независимо от их организационно-правовой формы.
Министерство труда и социального развития Российской Фе-дерации возглавляет министр, которого назначает и освобождает от должности Президент Российской Федерации по представле-нию Председателя Правительства Российской Федерации. Предсе-датель Правительства Российской Федерации несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Министерство труда и социального развития задач и осуществление им своих функций.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
В различных регионах, субъектах Российской Федерации орга-ны социальной защиты населения области, края называются по-разному, например, Департаменты, Управления, Отделы, Коми-теты, Министерства, но основные задачи и функции этих органов одинаковые.
Органы социальной защиты населения области, края находят-ся в двойном подчинении — подчиняются администрации облас-ти, края, а также Министерству труда и социального развития Российской Федерации. На примере Департамента по социальной защите населения Краснодарского края рассмотрим основные за-дачи Департамента, его структуру.
Департамент, подведомственные ему предприятия, учреждения, организации, а также территориальные органы социальной защи-ты населения образуют единую краевую государственную систему социальной защиты населения, обеспечивающую государственную поддержку семьи, пожилых граждан, ветеранов и инвалидов, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей, развитие систе-мы социальных служб, реализацию государственной политики в области пенсионного обеспечения и трудовых отношений.
Департамент является юридическим лицом, имеет самостоя-тельный баланс, расчетный и иные счета в учреждениях банков, печать с изображением государственного герба Российской Феде-рации и своим наименованием, а также соответствующие печати, штампы и бланки.
Основные задачи Департамента
Организация совместно с территориальными органами ис-полнительной власти государственного пенсионного обеспечения.
Создание государственной системы социального обслужива-ния населения, содействие ее развитию.
Организация медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов, протезно-ортопедической помощи населению.
Организация социальной поддержки семьи, пожилых граж-дан и ветеранов.
Участие в обеспечении функционирования и совершенство-вания системы социальной защиты граждан, уволенных с воен-ной службы, и членов их семей.
Участие в формировании и проведение финансово-экономи-ческой и инвестиционной политики, направленной на реализа-цию программ и мероприятий по социальной защите населения.
Осуществление контроля за профессиональной подготовкой кадров для работы в сфере социального обслуживания населения.
Защита прав граждан, их интересов, государственных гарантий, предусмотренных действующим законодательством по социально-трудовым вопросам, а также по вопросам охраны условий труда.
Осуществление контроля за правильным применением дей-ствующего законодательства в подведомственных учреждениях, организациях и в органах системы социальной защиты населения.
Привлечение на договорной основе юридических и физичес-ких лиц, высококвалифицированных специалистов к разработке программ, проектов законодательных и нормативных актов по воп-росам социальной защиты.
Информирование населения по вопросам социальной защи-ты и трудовых отношений.
А. В области пенсионного обеспечения:
организует работу органов социальной защиты населения по назначению, перерасчету, выплате и доставке государственных пенсий и осуществляет ее методическое обеспечение;
создает и развивает автоматизированные системы назначе-ния и выплаты государственных пенсий;
организует и осуществляет контроль за правильностью на-значения и выплаты государственных пенсий, пособий и компен-саций, выделяемых из федерального, краевого бюджетов, а также из Пенсионного фонда Российской Федерации органам социаль-ной защиты населения;
осуществляет совместно с Пенсионным фондом Краснодар-ского края выплату пенсий гражданам, находящимся за предела-ми Российской Федерации.
Б. В области социального обслуживания населения:
организует и развивает совместно с органами исполнитель-ной власти с учетом социально-демографических особенностей регионов и потребностей различных категорий и групп населения разветвленную сеть комплексных и специализированных государ-ственных, а также муниципальных и иных служб, осуществляю-щих социальное обслуживание населения, учреждений по реаби-литации и социальному обслуживанию инвалидов, пожилых и нетрудоспособных граждан, отделений социальной помощи на дому, помощи семье и детям, социальных приютов для детей и подростков, Центров помощи детям, оставшимся без попечения родителей, Реабилитационных центров для детей и подростков с ограниченными возможностями и т. д.;
участвует в оказании помощи гражданам, оказавшимся в эк-стремальных ситуациях, в том числе лицам без определенного мес-та жительства и занятий, беженцам, вынужденным переселенцам.
В, В области медико-социальной экспертизы, реабилитации инва-лидов и оказания населению протезно-ортопедической помощи:
разрабатывает предложения по формированию государствен-ной политики по проблемам инвалидов и реализует ее во взаимо-действии с органами исполнительной власти; осуществляет меры по организации и развитию службы ме-дико-социальной экспертизы и государственной системы реаби-литации инвалидов, а также по обеспечению их специальными транспортными средствами реабилитации и ухода за ними; обеспечивает организацию протезно-ортопедической помо-щи населению, контроль за соблюдением льгот и преимуществ, предоставляемых гражданам при протезировании;
содействуют созданию и совершенствованию деятельности Центров медико-социальной и профессиональной реабилитации инвалидов и иных предприятий, учреждений и организаций, осуществляющих социальную защиту инвалидов;
оказывает помощь общественным объединениям инвалидов в их деятельности, в вопросах улучшения социального положения инвалидов, воинов-интернационалистов.
Г. В области социальной поддержки пожилых граждан и вете-ранов:
разрабатывает предложения по формированию государственной политики в области социальной поддержки пожилых граждан и ветеранов и реализует ее во взаимодействии с органами испол-нительной власти; осуществляет в пределах своей компетенции контроль за ре-ализацией социальных гарантий, установленных для пожилых граж-дан и ветеранов действующим законодательством.
Д. В области социальной поддержки семьи, материнства, отцов-ства и детства:
разрабатывает предложения по формированию государственной политики в области социальной поддержки семьи, материн-ства, отцовства и детства и реализует ее во взаимодействии с орга-нами исполнительной власти;
осуществляет контроль за реализацией социальных гарантий, установленных для семьи, женщин и детей действующим законо-дательством;
осуществляет социальную поддержку выпускников детских домов и школ-интернатов, не имеющих родителей или оставших-ся без их попечения на начальном этапе самостоятельной жизни.
Е. В области социальной защиты граждан, уволенных с военной службы и членов их семей:
подготавливает проекты нормативных актов, краевых про-грамм, а также обеспечивает организацию социальной поддержки членов семей военнослужащих, погибших при прохождении воен-ной службы, ветеранов войны и военной службы;
координирует создание и совершенствование системы соци-альной реабилитации инвалидов военной службы.
Ж. В области финансово-экономической и инвестиционной поли-тики:
финансирует подведомственные Департаменту учреждения и организации, краевые программы и мероприятия по социальной защите населения в пределах средств, выделяемых на эти цели из краевого бюджета, а также осуществляет анализ расходов на реа-лизацию краевых программ и мероприятий по социальной защите населения;
рассматривает балансы и отчеты о финансово-хозяйственной деятельности подведомственных ему учреждений и организаций; осуществляет в пределах своей компетенции мероприятия по совершенствованию организации и нормирования труда работни-ков подведомственных ему учреждений и организаций.
3. В области подготовки и повышения квалификации кадров:
— разрабатывает и реализует программы подготовки кадров для государственной системы социальной защиты населения, органи-зует подготовку и повышение квалификации работников и специ-алистов органов социальной защиты населения и их контроль.
И. В области труда и охраны труда, обеспечения социальных льгот и гарантий:
осуществляет меры по повышению роли тарифных соглаше-ний, коллективных договоров между работодателями, наемными работниками и профсоюзами;
осуществляет контроль за обеспечением гарантий по оплате труда;
изучает причины возникновения коллективных трудовых кон-фликтов и принимает участие в их разрешении;
— разрабатывает и осуществляет мероприятия, направленные на обеспечение здоровых и безопасных условий труда, соблюде-ния норм и правил по охране труда работников подведомственных ему учреждений и организаций.
Департамент возглавляет генеральный директор. Его назначает и освобождает от должности глава администрации края.
Генеральный директор несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Департамент задач и осуществление им своих функций.
Генеральный директор имеет заместителей, назначаемых и ос-вобождаемых от должности по его представлению главой админи-страции края.
Генеральный директор Департамента:
распределяет обязанности между своими заместителями;
руководит на принципах единоначалия деятельностью Де-партамента;
координирует и контролирует деятельность подведомствен-ных ему учреждений, организаций, предприятий;
в пределах своей компетенции издает приказы, инструкциии дает указания, обязательные для исполнения всеми подведом-ственными организациями и органами системы социальной защи-ты населения края;
назначает и освобождает от должности работников аппарата Департамента и руководителей подведомственных организаций, предприятий;
налагает дисциплинарные взыскания на работников аппарата;
представляет в установленном порядке особо отличившихся работников к присвоению почетных званий и наград;
имеет другие права в соответствии с действующим законода-тельством.
В Департаменте образуется Коллегия. В ее состав входят: гене-ральный директор (председатель Коллегии), его заместители, ру-ководящие работники аппарата Департамента. В состав Коллегии могут входить руководители и специалисты подведомственных и других организаций, учреждений. Состав Коллегии утверждается постановлением главы администрации края.
Коллегия Департамента по социальной защите населения ад-министрации края создана в целях организации эффективного управления системой социальной защиты населения края, для совместного обсуждения и принятия решений по наиболее важ-ным и сложным вопросам деятельности Департамента.
Коллегия на своих заседаниях рассматривает важнейшие воп-росы социальной защиты населения, перспективы деятельности подведомственных подразделений, подбора, расстановки и вос-питания кадров и другие основные вопросы деятельности Депар-тамента, вырабатывает главные направления развития системы социальной защиты населения края.
Постановления Коллегии оформляются протоколами и прово-дятся в жизнь приказами генерального директора. В ведении Департамента находится краевой Фонд социальной защиты населения, действующий в соответствии с положением о нем, утвержденным постановлением главы администрации края.
Заместители министра труда и социальной защиты РФ
До 1996 года существовали:
В 1996 году Министерство социальной защиты населения РФ и Министерство труда РФ были объединены в Министерство труда и социального развития РФ, региональные службы также были объединены.
В 2004 году Министерство труда и социального развития РФ было объединено с Министерством здравоохранения РФ в Министерство здравоохранения и социального развития РФ.
Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации было вновь разделено на Министерство здравоохранения Российской Федерации и Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации указом президента Российской Федерации от 21 мая 2012 года № 636.