МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ТРУДА

Государственное управление охраной труда

В ходе VII Всероссийской недели охраны труда Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации подвело итоги Всероссийского рейтинга организаций крупного, среднего и малого бизнеса в области охраны труда.

«Минтруд России уже не первый год проводит оценку деятельности организаций крупного, среднего и малого бизнеса. Начиная с 2015 года мы это делали в рамках проведения Конкурса «Успех и безопасность», а в 2021 году – уже в виде двух отдельных рейтингов. Основная цель их проведения – оценка эффективности функционирования систем управления охраной труда в организациях различного профиля и размера, а также привлечение общественного внимания к области охраны труда и здоровья работников», – отметил в ходе мероприятия замглавы Минтруда России Алексей Вовченко.

В 2021 году в Рейтинге организаций крупного бизнеса приняло участие 564 компаний, в Рейтинге среднего и малого бизнеса – 800 компаний. Оценка деятельности организаций проводилась по группам показателей, характеризующих создание системы управления охраной труда, решение вопросов по охране труда на принципах социального партнерства, деятельность организации по охране труда на принципах открытости и доступности, условия труда работников, проведение мероприятий, направленных на развитие навыков работников и популяризацию охраны труда, травматизм и профессиональную заболеваемость работников.

Рейтинг организаций среднего и малого бизнеса в области охраны труда с численностью работников до 100 человек:

1 место – Белгородская дистанция гражданских сооружений – структурное подразделение Юго-Восточной дирекции по эксплуатации зданий и сооружений – структурного подразделения Юго-Восточной железной дороги – филиала ОАО «РЖД»;

2 место – Саратовский производственный участок сп Приволжской дирекции по управлению терминально-складским комплексом филиал ОАО «РЖД»;

3 место – Западно-Сибирская дирекция по ремонту тягового подвижного состава — ОАО «РЖД».

Рейтинг организаций среднего и малого бизнеса в области охраны труда с численностью работников от 100 до 250 человек:

1 место – Пензенское районное управление Акционерное Общество «Транснефть – Дружба»;

2 место – Кузбасский отдел материально-технического обеспечения – обособленная структурная единица Западно-Сибирской дирекции снабжения – структурного подразделения Центральной дирекции закупок и снабжения – филиала ОАО «РЖД»;

3 место – Иркутск-Сортировочная дистанция СЦБ.

Рейтинг организаций крупного бизнеса в области охраны труда с численностью работников от 250 до 500 человек:

1 место – Мичуринский территориальный участок Юго-Восточной дирекции по тепловодоснабжению;

2 место – Общество с ограниченной ответственностью «Сарансккабель-Оптика»;

3 место – Моторвагонное депо Иркутск-Сортировочный.

Рейтинг крупного бизнеса в области охраны труда с численностью работников более 500 человек:

1 место – Общество с ограниченной ответственностью «Газпром трансгаз Ставрополь»;

2 место – Общество с ограниченной ответственностью «Газпром добыча Астрахань»;

3 место – Общество с ограниченной ответственностью «Газпром добыча Уренгой».

Организатором Всероссийской недели охраны труда, которая проходит с 27 по 30 сентября  2022 года в парке науки и искусства «Сириус» в Сочи, выступает Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации, оператором – Фонд Росконгресс. Партнерами ВНОТ-2022 выступают компании: ГК «Росатом», ПАО «Газпром», ПАО «Россети», Банк ВТБ (ПАО), ПАО «ГМК «Норильский никель», ООО УК «Металлоинвест», СберМаркет, ООО «Яндекс. Такси», ПАО «РусГидро», Объединенная компания «РУСАЛ», ОАО «РЖД»,  ГК «Восток-Сервис», ООО «Производственная безопасность и экология», ГК «ЭкоСтандарт», ПАО «МТС», ООО «СМС — Информационные Технологии», «Инфосистемы Джет», Альфа Тренинг, ПАО «Газпром нефть».

Охрана
труда
– это система правовых, социально-экономических,
организационно-технических,
санитарно-гигиенических и
лечебно-профилактических мероприятий
и средств, направленных на сохранение
здоровья и работоспособности человека
в процессе труда.

Международное
сотрудничество в области охраны труда
— одно из основных направлений
государственной политики в области
охраны труда. Международное сотрудничество
осуществляется в основном в рамках
деятельности Международной организации
труда (МОТ) на основе общепризнанных
принципов и норм международного права
путем подписания международных договоров,
которые приобретают юридическую силу
после их ратификации. Международные
договоры, затрагивающие права человека
в сфере труда, многочисленны и разнообразны.
Международное
сотрудничество по охране труда
осуществляется также в рамках Всемирной
организации здравоохранения (ВОЗ),
Федерации специалистов по охране труда
и промышленной гигиене (ИФАС), а также
международной организации по безопасности
и охране труда (МОРБОТ). М ОТ в частности
разрабатывает рекомендации по нормализации
условий труда, ВОЗ–нормативов качества
производственной среды. И ФАС координирует
разработки по всему комплексу вопросов,
связанных с безопасностью труда, МОРБОТ
– по вопросам прогнозирования риска и
создания средств защиты.

Действие
закона О охране труда распространяется
на все предприятия, учреждения и
организации независимо от форм
собственности и видов их деятельности,
на всех граждан, которые работают, а
также привлечены к труду на этих
предприятиях. Законодательство об
охране труда состоит из Законаоб охране
труда, Кодекса законов о труде Украины
и иных нормативных актов.

Государственная
политика в области охраны труда базируется
на принципах:

Государственное
управление охраной труда.

Государственное
управление охраной труда в Украине
осуществляют:

Полномочия
в области охраны труда ассоциаций,
корпораций, концернов и других объединений
определяются их уставами или договорами
между предприятиями, образовавшими
объединение.

Фундаментальные
и прикладные научные исследования по
проблемам охраны труда, идентификации
профессиональной опасности организуются
в пределах национальной программы по
этим вопросам и проводятся Национальным
научно-исследовательским институтом
охраны труда, а также другими
научно-исследовательскими,
проектно-конструкторскими учреждениями,
учебными заведениями и специалистами.

В
законодательстве об охране труда
отражены следующие правила и нормы:

Законодательством
возлагается на администрацию предприятий
(организаций) обеспечение здоровых и
безопасных условий труда, внедрение
современных средств техники безопасности.
Производственные здания, оборудование,
технологические процессы должны отвечать
требованиям, обеспечивающим здоровье
и безопасные условия труда. Запрещается
принимать и вводить в эксплуатацию
предприятия, цехи, участки, не отвечающие
требованиям охраны труда.

Конституционные
статьи (3, 16, 43, 46):

Исходя из интересов страны,
к основным приоритетам сотрудничества
с МОТ отнесены: содействие развитию демократии
в социально-трудовых отношениях, совершенствование
с вышеупомянутыми Конвенциями МОТ.

Исходя из интересов страны,
к основным приоритетам сотрудничества
с МОТ отнесены: содействия развитию демократии
в социально — трудовых отношениях, совершенствование
систем социального партнерства в стране
улучшение законодательной базы в социально-трудовой
сфере.

Головным органом по взаимодействию
с МОТ Правительством определено Министерством
труда и социальной защиты

Стратегическая цель
II. Создание лучших возможностей получения
достойной работы и дохода для женщин
и мужчин

При финансовой поддержке МОТ выполнено
микроисследование реальных условий рынка
труда и ситуации с занятостью в Республике
Беларусь. Это позволило правительству
и социальным партнерам провести в стране
ряд мероприятий в соответствии с ратифицированнойКонвенцией
№ 122 (о политике в области занятости, 1964 год).

На семинаре «Экономически неактивные
трудовые ресурсы и мотивация труда» (Минск,
1999 год) при участии консультативной миссии
Бюро статистики МОТ в числе прочих был
рассмотрен важный вопрос улучшения информационных
систем рынка труда в Беларуси.

Разрабатывалась также тема социально
ответственной реструктуризации предприятий.
В частности, для повышения квалификации
локальных специалистов по реструктуризации
проведен семинар (Минск, 2000), в Туринском
образовательном центре МОТ подготовлены
два специалиста для проведения социально
ответственной реструктуризации предприятий
в стране. К настоящему времени при консультативной
поддержке МОТ проведена реструктуризация
двух белорусских предприятий.

При выполнении Программы сотрудничества
уделялось внимание решению в Республике
Беларусь гендерных вопросов. В связи
с этим при финансовой поддержке МОТ было
проведено исследование гендерных проблем
в стране и путей их решения. Трехсторонняя
делегация Беларуси участвовала в международном
семинаре «Гендерный аспект в проектах
технического сотрудничества в социально–трудовой
сфере» (Санкт–Петербург, 2000). На семинаре
рассматривались характерные для Беларуси
гендерные проблемы » женская занятость,
равенство в доходах, проблема «стеклянного
потолка».

Большое значение для смягчения последствий
безработицы имели результаты проекта,
нацеленные на подготовку и переподготовку
незанятого населения с использованием
специально разработанного в МОТ принципа
модульного обучения.

Проект МОТ (BYE/96/M01/FRG) «Развитие модульных
систем обучения в Республике Беларусь»
реализуется с февраля 1997 года при финансовой
поддержке правительства Германии (в течение
первого года реализации) и далее непосредственно
МОТ.

Проект призван способствовать социально–экономическому
развитию республики путем разработки
и внедрения гибкой и эффективной системы
профессиональной подготовки, переподготовки
и повышения квалификации кадров для национальной
экономики. Получателем проекта являются
Министерство труда Республики Беларусь
и его структурное подразделение — Комитет
по занятости населения.

Сотрудничающей стороной является Министерство
образования Республики Беларусь, его
региональные органы, подведомственные
организации и учебные заведения.

За время реализации на конкурсной основе
был подобран и подготовлен национальный
персонал и создана инфраструктура проекта
с офисом в Минске и региональными центрами
в гг. Минске, Мозыре, Витебске и Бресте.

Создана национальная компьютерная информационная
сеть проекта. Основой ее является локальная
вычислительная сеть в офисе проекта с
выходом в Интернет и возможностями удаленного
доступа пользователей из региональных
центров. На базе локальной вычислительной
сети создан и функционирует компьютеризированный
комплекс для изготовления и тиражирования
модульных программ и материалов, разработана
и реализована структура компьютеризированного
банка данных.

Около 150 национальных специалистов обучены
методике разработки модульных программ
и организации на их основе профессионального
обучения безработных. Подготовку по концепции
модульного обучения МОТ прошли более
30 руководителей и специалистов из отраслей
национальной экономики страны.

Более 15 модульных учебных программ (свыше
720 учебных элементов в национальном банке
данных проекта) по профессиям, пользующимся
устойчивым спросом на рынке труда, находятся
на различных стадиях разработки и внедрения
в процесс профессионального обучения
безработных. Начато экспериментальное
внедрение разработанных модульных учебных
материалов в процесс профессиональной
подготовки безработных и незанятого
населения. Развернута также подготовка
к широкомасштабному внедрению модульных
технологий в профессиональное обучение.

В настоящее время проектом взята ориентация
на разработку программ по прикладному
искусству и народным промыслам и ремеслам.
Примером таких программ являются: «Соломоплетение
и инкрустация соломкой», «Макраме», «Низание
бисером», «Лозоплетение». Программы по
прикладному искусству и народным промыслам
и ремеслам имеют большую практическую
ценность для самозанятости, в особенности
для категорий безработных, не способных
на равных конкурировать на рынке труда
(инвалиды, женщины, матери–одиночки и
др.).

Проект выступил с инициативой по содействию
профессиональной подготовке кадров для
регионов, пострадавших в результате Чернобыльской
аварии. В частности, речь идет о Полесском
государственном радиационно–экологическом
заповеднике и депрессивных зонах в Гомельской,
Брестской и Могилевской областях Беларуси.
Начата разработка модульных программ
профессионального обучения специалистов
лесной охраны и егерской службы заповедника.

Перспективным достижением проекта является
создание специалистами Мозырского регионального
центра развития модульного обучения
программы для профессии «Соломоплетение
и инкрустация соломкой» с использованием
инструментальной системы MediaTor. На
основе этой модульной программы начата
разработка обучающей тестирующей мультимедийной
программы для безработных с ориентацией
на подготовку к самозанятости (включая
подготовку через Интернет).

Большой интерес у партнеров проекта
вызывает находящаяся в настоящее время
в разработке модульная программа по медико–профессиональной
реабилитации инвалидов.

Штаб–квартирой МОТ подготовлены предложения
по второй фазе проекта. На второй фазе
предусматривается переход проекта в
режим самофинансирования. В рамках реализации
второй фазы проекта планируется дальнейшая
разработка модульных программ и учебных
материалов и организация на их основе
профессионального обучения, переобучения
и повышения квалификации как безработных
и незанятого населения, так и специалистов
отраслей национальной экономики, в том
числе повышения квалификации специалистов
Государственной службы занятости. Для
этого будет осуществляться подготовка
новых разработчиков учебных программ
и материалов, организаторов модульного
обучения, а также расширение сети региональных
и базовых центров по развитию модульной
системы обучения; совершенствоваться
и развиваться национальная компьютерная
сеть и банк данных проекта.

В октябре 2001 года в Харькове (Украина)
Московским Бюро МОТ была организована
субрегиональная (СНГ) конференция по
модульному обучению, на которой был рассмотрен
опыт Беларуси в разработке программ подготовки
безработных.

Международное сотрудничество в области
охраны труда заключается в изучении,
обобщении и внедрении мирового опыта
по организации охраны труда, улучшении
условий и безопасности труда в выполнении
международных договоров и соглашений
по охране труда, проведении и участии
в научных и научно-практических конференциях
и семинарах
по охране труда.

Важными международными актами по охране
труда являются международные договоры
и международные соглашения. 9 декабря
1994 главами правительств стран СНГ было
принято Соглашение о сотрудничестве
в области охраны труда, которое предусматривает
согласованность действий при установлении
требований охраны труда в машиностроительной
продукции, технологий, материалов и веществ
при создании средств защиты работников;
разработку и реализацию межгосударственных
программ и технических проектов, создание
единой системы показателей и отчетности
в области охраны труда.

Список использованных источников

Особенное значение
приобретает международное сотрудничество
по охране труда. Оно заключается в
изучение, обобщение и внедрение мирового
опыта по организации охраны труда,
улучшения условий и безопасности труда;
в выполнение международных договоров
и соглашений по охране труда; проведение
и участие в научных и научно-практических
конференциях и семинарах по охране
труда.

Важными международными
актами по вопросам охраны труда являются
международные договора и международные
соглашения, к которым присоединилась
Украина в установленном порядке. 9
декабря 1994 г. главами правительств стран
СНГ было принято Соглашение о сотрудничестве
в отрасли охраны труда. Соглашение
предусматривает согласованность
действий при установление требований
охраны труда к машиностроительной
продукции, технологиям, материалам и
веществам при создание средств защиты
работников; разработку и реализацию
межгосударственных программ и технических
проектов; создание единственной системы
показателей и отчетности в отрасли
охраны труда.

Значительное место
среди международных договоров, которыми
регулируются трудовые отношения,
занимают конвенции Международной
организации труда (МОТ). Последняя была
создана в 1939 г. как автономная институция
при Лиге Наций, а с 1946 г. – как первое
специализированное учреждение ООН.

Главной целью МОТ,
согласно ее Уставу, является содействие
установлению мира на основе социальной
справедливости, улучшения условий труда
и жизни работников всех стран. К основным
направлениям деятельности МОТ принадлежат:

Законотворческая
деятельность Международной организации
труда осуществляется путем разработки
и реализации конвенций и рекомендаций
МОТ, которые отвечали бы условиям труда,
которые постоянно меняются.

Конкретные
направления МОТ по охране труда – это
искоренение детского труда, предотвращение
несчастных случаев на производстве,
работы без аварий на химических
предприятиях, равенство относительно
условий труда разных категорий работников,
опыт создания безопасных условий в
развитых странах и тому подобное. Весомая
часть конвенций МОТ касается вопросов
охраны труда. Это, в частности, такие
конвенции, как № 32 – о защите от несчастных
случаев трудящихся, занятых на погрузке
или разгрузке судов; № 115 – о защите
трудящихся от ионизирующей радиации;
№ 119 – об обеспечение машин защитными
устройствами; № 120 – о гигиене труда в
торговле и учреждениях; № 129 – об
инспекции труда в сельском хозяйстве;
№ 155 – о безопасности труда, гигиену
труда и производственную среду; № 174 –
о предотвращение большим промышленным
авариям; № 176 – о безопасности и гигиене
труда в шахтах и тому подобное.

Сегодня правительства,
политики, социальные партнеры, ученые
и страховые компании большинства стран
Европы – ЕС (Европейского Союза) уделяют
растущее внимание поискам путей, которые
ведут к улучшению производственной
среды, усиления охраны труда. Создан
Европейский фонд улучшения условий
жизни и труда, который является одной
из организаций Европейского Союза.

16 июня 1994 г. было
заключено Соглашение о партнерстве и
сотрудничестве между Украиной и ЕС.
Выдан ряд указов, постановлений,
направленных на создание необходимых
правовых и организационных мероприятий
для выполнения этого Соглашения;
утверждена Стратегия интеграции Украины
к ЕС; положено начало разработке
отраслевых и национальных программ
интеграции. Среди отмеченных мероприятий
центральное место отведено вопросам
адаптации национального законодательства
к законодательству ЕС, выявления и
устранения отдельных разногласий между
нормативно-правовыми актами.

Рассмотрим отдельные
директивы ЕС, котторые соотносятся с
Законом Украины «Об охране труда», а
именно: 89/391/ЄЕС «Об осуществление
мероприятий по улучшению безопасности
и охраны здоровья наемных работников
во время работы» и 89/654/ЄЕС «О минимальных
требованиях безопасности и защиты
здоровья на рабочих местах». Первая из
них организационно и по содержанию
разделов и статей построенная так, чтобы
подчеркнуть главный вывод: главными
субъектами в создание безопасных и
безвредных условий труда является
работодатель и работник, а все другие
структуры выполняют вспомогательную
функцию в обеспечение нормальных
взаимоотношений между ними. Исходя из
такой идеологии рыночного общества,
строится два основных раздела директивы:
«Обязанности работодателей», которая
состоит из восьми статей, где идет речь
о принципах и конкретных вопросах
организации охраны труда на предприятие
– от общих обязанностей работодателя
оценивать риски, принимать профилактические
меры, четко действовать в случае
возникновения аварий и пожаров к его
обязанностям создавать необходимые
службы, обеспечить обучение работников,
сотрудничать с ними и с их уполномоченными,
своевременно информировать работников
о состояние дел и любые действия, которые
могут повлиять на безопасность и охрану
здоровья, – и раздел «Обязанности
работников», в котором сконцентрирован
основной набор требований к работнику,
начиная с того, что он обязан во время
работы сам беспокоиться о здоровье и
безопасности – как своем личном, так и
окружающих людей. Относительно организации
охраны труда на других уровнях, то
директива требует от государства лишь
подтверждения вышеупомянутых положений
национальными нормативно-правовыми
актами и обеспечение соответствующего
надзора и контроля за их выполнением.

Данные положения
ЕС существенно отличаются с подходами,
которые используются в действующем
законодательстве Украины. Рядом с
работодателями и работниками мы выдвигаем
на передний план множество других
субъектов, строим над предприятием
целую систему государственного управления
охраной труда, определяем ее составные
элементы – начиная от правительства,
специально уполномоченных органов,
министерств, объединений предприятий,
их служб и заканчивая местными
государственными администрациями и
органами местного самоуправления. Как
следствие эти структуры частично берут
на себя и ответственность за состояние
охраны труда на местах, а у конкретного
работодателя возникают дополнительные
причины для оправданий своей преступной
деятельности или бездеятельности: мол,
не я один виновный в гибели работника,
все звенья управления и наблюдения не
сработали.

Вторая директива
(89/654/ЄЕС) содержит основные требования
по охране труда, которые должны быть
учтены при организации рабочих мест
как в производственных помещениях, так
и на открытом воздухе. Они опять же
подаются через призму обязанностей
работодателя: государство лишь определяет
правовые границы и требования безопасности
и здравоохранения относительно рабочих
мест, а заданием работодателя является
безусловное выполнение этих требований
относительно каждого рабочего места
любым способом, который есть для него
наиболее благоприятным и экономически
выгодным. В данной и других директивах,
как правило, не относится за цель жестко
нормировать конкретные показатели или
параметры безопасности, а применяются
общие формулировки конечной цели,
которой должен достичь работодатель.
Например, «здания, в которых размещаются
рабочие места, за своей конструкцией и
прочностью должны отвечать характеру
их использования», «освещение в рабочих
помещениях и в проходах должно выполняться
таким образом, чтоб оно не могло стать
причиной несчастного случая» – с
охватыванием практически всех требований,
которые характеризуют безопасность и
условия труда на производстве (требований
к сооружениям, электроустановкам,
аварийным проходам, проездам, опасным
зонам, помещений санитарно-бытового
назначения и для отдыха и тому подобное).

Анализируя положение
директив ЕС, следует отметить, что в
условиях рыночной экономики основой
отношений между главными субъектами –
работодателем и работником – является
закон, а права этих субъектов и граждан
в целом надежно защищаются достаточно
развитой судебной системой. Следовательно,
в случае возникновения спора срабатывает
схема, по которой сам факт повреждения
здоровья или гибели работника на
производстве является подтверждением
невыполнения работодателем тех или
других сформулированных норм
законодательства. Вопрос же о соотношение
конкретных профилактических мероприятий,
которые употреблялись работодателем,
и мероприятий, рекомендованных ему
соответствующими государственными
институтами, страховыми компаниями,
научно-исследовательскими или другими
организациями по охране труда, становится
вопросом второго уровня, что играет
лишь вспомогательную роль в рассмотрение
конфликтов (но приобретает принципиального
значение для работодателя, который под
давлением экономических и других рычагов
влияния вынужден сделать правильные
выводы на будущее и учесть рекомендации
отмеченных организаций).

Построение
демократического правового государства,
основанного на рыночной экономике с
различными формами собственности,
должно сопровождаться признанием и
развитием приоритетов правового
регулирования труда. В новом тысячелетии
на первом плане должна стоять идея
правовой защиты высших ценностей
общества и государства, а именно: охрана
интересов человека труда, защита его
прав, свобод, обеспечение социальных
гарантий и так далее. Новые законодательные
акты о труде и принимаемые решения
должны отвечать самым высоким требованиям,
соответствовать общемировым стандартам
прав человека и международным нормам
трудового права.

Общепринятой
формой международно-правового
регулирования труда являются конвенции,
акты, рекомендации о труде, принятые
ООН и Международной организацией труда
(далее — МОТ). Содержание международных
стандартов труда, особенно универсального
значения, принятых ООН, МОТ — это
концентрированное выражение мирового
опыта. В этой области эти нормы — объект
самого пристального изучения, заимствования
и практического использования в качестве
признанного в цивилизованном мире
эталона, своего рода международного
трудового кодекса.

Общепризнанные
принципы и нормы международного права
и международные договоры Республики
Беларусь имеют приоритет перед внутренним
законодательством. В соответствии с
Конституцией Республики Беларусь (ст.
8) наше государство признает приоритет
общепризнанных принципов международного
права и обеспечивает соответствие им
законодательства. Обеспечение прав и
свобод граждан Республики Беларусь
является высшей целью государства (ст.
21 Конституции).

С 1954
года Республика Беларусь является
членом
Международной организации труда
–специализированного агентства.
Объединенные наций, занимающейся
распространением социальной справедливости
и международно признанных человеческих
и трудовых прав.

Международная
организация труда появилась вместе с
Лигой Наций на основании Версальского
договора в 1919 г. Она была учреждена в
связи с растущей озабоченностью по
поводу социальных реформ после первой
мировой войны. М ОТ выработала такие
критерии индустриального общества, как
восьмичасовой рабочий день, защита
материнства, законодательсво, запрещающие
использование детского труда, и целый
ряд мер, способствующих безопасности
на рабочих местах и нормальным трудовым
отношениям.

Секретариат МОТ,
исследовательский центр и издательство
находятся в Международном бюро труда
в Женеве. Управление осуществляется
через региональные и отраслевые бюро,
находящиеся более чем в 40 странах.

Высшим
органом МОТ является созываемая ежегодно
Международная конференция труда, которая
состоит из представителей государств-членов
МОТ. Каждое государство представлено
четырьмя делегатами: двумя от правительства,
одним от предпринимателей и одним от
наемных работников. Характерной
особенностью структуры МОТ является
то, что формирование всех его главных
и вспомогательных органов основывается
на трехстороннем представительстве:
правительств, предпринимателей, наемных
работников.

Деятельность
МОТ в Беларуси координируется расположенным
в Москве Субрегиональным бюро МОТ для
стран Восточной Европы и Центральной
Азии при общей координации Регионального
бюро МОТ для стран Европы и Центральной
Азии (Женева, Швейцария).

В марте
1999 года в Беларуси была учреждена
должность Национального корреспондента
МОТ в Минске. В основные обязанности
Национального корреспондента входят
формирование запросов в региональные
и другие структуры МОТ о необходимости
содействия в решении возникающих в
стране социально-трудовых проблем и
информирование социальных партнеров
и правительства о реализуемых программах
и выдвигаемых МОТ инициативах. Важными
моментами являются также распространение
информации МОТ о путях решения
социально-трудовых проблем, представляющих
интерес для Беларуси, и участие в
координации деятельности по оказанию
стране технической помощи.

За
прошедшие годы МОТ приняла свыше 370
конвенций и рекомендаций, охватывающих
самые различные области социально-трудовых
отношений. Конвенции МОТ принимаются
на основе консенсуса на сессиях
Международной конференции труда и
подлежат ратификации государствами —
членами МОТ. Будучи ратифицированными,
они возлагают на государство юридические
обязательства по их практическому
применению. Рекомендации МОТ ратификации
не подлежат, но их положения, как правило,
развивающие нормы соответствующих
конвенций, имеют важное значение,
представляя собой модельные акты в
сфере трудового права.

Функциональное
назначение конвенций и рекомендаций
МОТ состоит в том, чтобы служить
дополнительным стимулом развития и
совершенствования национального
законодательства в социально-трудовой
области и системе социальной защиты
трудящихся.

Вся
деятельность Международной организации
труда основывается на следующих четырех
стратегических целях организации:

Эти цели достигаются
следующими путями:

Основополагающими
документы МОТ Конвенция № 155 1981 года о
безопасности и здоровье трудящихся,
Конвенция № 81 – 1947 года об инспекциях
труда, Руководство МОТ по системам
управления охраной труда (МОТ – СОУТ
2001) и др. представляют собой важный
инструмент формирования механизма
улучшения охраны труда, ратифицированы
почти 130 государствами участниками МОТ
(всего 170).

Всего до настоящего
времени принято более 70 конвенций МОТ,
полностью или частично затрагивающих
вопросы охраны труда. Многие конвенции
касаются вопросов, связанных с этой
проблематикой – о свободе объединений,
коллективном договоре, детском труда
и т.д.

Нормы
МОТ в области охраны
труда
подразделяются на четыре основные
категории:


политические директивы: Конвенция МОТ
№ 155 и Рекомендация № 164 об охране и
гигиене труда, которые предписывают
предпринять последовательные
профилактические меры, разработать
и принять четкую национальную политику
в области охраны и гигиены труда. Эти
документы также устанавливают
ответственность работодателей за
организацию безопасных и не наносящих
ущерба здоровью условий труда, за
использование безопасного оборудования,
а также определяют права и обязанности
работников.

В эту
же категорию входят такие важнейшие
нормы, как Конвенция № 161 и Рекомендация
№ 171 о службах гигиены, а также
Рекомендация-перечень профессиональных
заболеваний № 194.


Отрасли: специальные конвенции
охватывают некоторые наиболее опасные
отрасли — например, горную промышленность,
строительство, работу в доках. Кроме
того, в 2001 году приняты Конвенция № 184
и Рекомендация № 192 об охране и гигиене
труда в сельском хозяйстве.


Особые риски, характерные для нескольких
секторов: речь идет, например, о химических
веществах, ионизирующем излучении,
бензоле, асбесте, раковых заболеваниях
вследствие производственных факторов,
загрязнении воздуха, шуме и вибрации.


Защитные меры: например, охрана
оборудования, медицинское обследование
молодых рабочих, определение максимального
веса, который может переносить один
работник.

Кроме
того, Международная организация труда
разработала более тридцати сводов
практических рекомендаций в области
охраны и гигиены труда. Они задуманы
как практические руководства для
государственных органов и служб,
работодателей и работников,
специализированных органов защиты и
профилактики, предприятий, комитетов
по охране и гигиене труда. Своды
практических правил не являются
обязательными
для исполнения юридическими документами
и не предназначены для того, чтобы
заменить существующее национальное
законодательство или действующие нормы.

Еще
одна группа практических документов
МОТ — это ряд программ в области охраны
и гигиены труда, разработанных в
сотрудничестве с международными и
национальными организациями. В качестве
примера можно назвать Международную
программу химической безопасности.

За
прошедшие годы нормотворческая
деятельность МОТ в сфере охраны и гигиены
труда претерпела существенные изменения.
В последнее время наметился переход от
четко регламентированных юридических
норм к принятию документов, ориентированных
j
на выработку политики. Одна из причин
тому — постоянно меняющиеся условия
жизни, а значит, и методы работы.
Международные нормативные документы
должны быть достаточно гибкими и
адаптируемыми к новым условиям. Они
должны предусматривать регулярный
пересмотр национальной политики и
практики с тем, чтобы учесть новые
регалии технического прогресса и новые
научные достижения.

В сфере
охраны и гигиены труда упор переносится
с техники безопасности на производстве
на охрану и гигиену труда на рабочем
месте (иными словами, на адаптацию
условий труда к потребностям работника).
Современные нормы в области охраны и
гигиены труда четко формулируют не
только коллективную ответственность,
но и роли и обязанности работодателей,
работников и их представителей, а также
формы взаимного сотрудничества.

Еще
одна важная тенденция в нормотворчестве
— переход к профилактике взамен простого
предписания мер защиты.

На
настоящий момент Республиканской
Беларусь ратифицированы 48 Конвенций
МОТ, в том числе 7 основополагающих,
составивших специальную Декларацию,
принятую Международной конференцией
труда в 1998 году. Это Конвенции об
упразднении принудительного труда, о
недискриминации в трудовой сфере, о
свободе объединения социальных партнеров
в ассоциации и о проведении коллективных
переговоров, о минимальном возрасте
приема на работу, об охране труда на
предприятиях.

При
непосредственной консультативной
поддержке МОТ в стране разработан новый
Трудовой кодекс, в достаточной мере
отражающий основные права трудящихся
в соответствии с вышеупомянутыми
Конвенциями МОТ.

Исходя
из интересов страны, к основным приоритетам
сотрудничества с МОТ отнесены: содействие
развитию демократии в социально-трудовых
отношениях, совершенствование с
вышеупомянутыми Конвенциями МОТ.

Исходя из интересов
страны, к основным приоритетам
сотрудничества с МОТ отнесены: содействия
развитию демократии в социально —
трудовых отношениях, совершенствование
систем социального партнерства в стране
улучшение законодательной базы в
социально-трудовой сфере.

Головным
органом по взаимодействию с МОТ
Правительством определено Министерством
труда и социальной защиты.

ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОХРАНОЙ ТРУДА

КТО ОСУЩЕСТВЛЯЕТ ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОХРАНОЙ ТРУДА

ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ ОХРАНОЙ ТРУДА

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ПОЛНОМОЧИЙ В ГОСУДАРСТВЕННОМ УПРАВЛЕНИИ ОХРАНОЙ ТРУДА

В ЦЕЛЯХ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ ОХРАНОЙ ТРУДА

ФУНКЦИИ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ ОХРАНОЙ ТРУДА

Международное сотрудничество

Результаты международного сотрудничества за 2015 год представлены в Отчете  о деятельности Федеральной службы по труду и занятости за 2015 год в разделе XII. Международное сотрудничество по таким вопросам как:

12.1. Обеспечение членства Федеральной службы по труду и занятости в международных организациях.

12.2. Участие в двустороннем сотрудничестве с целью обмена опытом и изучения зарубежной практики в сфере труда, занятости и социальных гарантий для совершенствования исполнения полномочий в установленной сфере деятельности.

12.3. Участие в иных международных мероприятиях с целью продвижения российского опыта и изучения зарубежной практики в сфере труда, занятости и социальных гарантий для совершенствования исполнения полномочий в установленной сфере деятельности.

ТМК назвала лучшее предприятие в области охраны труда и промышленной безопасности

29 марта 2023

Трубная Металлургическая Компания (ТМК) выбрала победителя ежегодного корпоративного конкурса «Лучшая организация ТМК в области промышленной безопасности и охраны труда». По итогам 2022 года лидером стал Волжский трубный завод (ВТЗ). Переходящий кубок коллективу предприятия вручили на церемонии открытия на ВТЗ современного центра управления охраной труда.

При конкурсной оценке предприятий учитывались динамика показателей травматизма, нештатных ситуаций на производстве, полученные награды в области охраны труда, темпы снижения уровня профессиональных заболеваний. В ТЗ продемонстрировал наилучшие показатели по данным критериям.

Конкурсная комиссия также отметила передовые практики ВТЗ по обеспечению промышленной безопасности, в том числе применение цифровых технологий при проверке знаний специалистов правил охраны труда и оформлении допусков к выполнению опасных работ, а также внедрение видеонаблюдения за выполнением работ.

«На предприятиях ТМК динамично меняются и совершенствуются подходы к системе управления промышленной безопасностью. Мы улучшаем условия труда, внедряем системы искусственного интеллекта, автоматизации и цифровизации. Проведение корпоративных конкурсов в этой области позволяет продемонстрировать и консолидировать эти практики, содействовать обмену опытом между предприятиями компании. Кроме того, такие состязания повышают вовлеченность персонала в процессы охраны труда и формируют у сотрудников еще более осознанное отношение к производственной безопасности», — отметил технический директор ТМК Борис Пьянков.

Конкурс на звание «Лучшая организация ТМК в области промышленной безопасности и охраны труда» учрежден в 2017 году. Его цель — постоянное совершенствование системы охраны труда и мотивация сотрудников к соблюдению требований безопасности.

Оцените статью
Минтруд России