- Процесс выявления и оценки коррупционных рисков
- Сферы с повышенными коррупционными рисками
- Методы и подходы выявления и оценки рисков
- Эффективность борьбы с коррупцией
- Индекс восприятия коррупции
- Международное исследование Всемирные показатели управления
- Цель исследования
- Методы исследования
- Результаты и обсуждение
- Национальный план противодействия коррупции
- Характеристики понятия коррупционный риск
- Виды коррупционных рисков
- Группировка по функциональным категориям
- Причины коррупционных рисков
- Таблица 2. Выявление причин, приводящих к коррупционным рискам
- Библиографическая ссылка
Процесс выявления и оценки коррупционных рисков
В данной статье рассматривается процесс выявления и оценки коррупционных рисков, а также представлены предложения по превентивным мерам. Был проведен анализ антикоррупционного законодательства, включая законодательство Российской Федерации. В результате было выявлено отсутствие правовой определенности, что, в свою очередь, требует усовершенствования антикоррупционного законодательства и разработки новых методологических подходов к уменьшению рисков.
Сферы с повышенными коррупционными рисками
Из проведенного анализа стало известно, что следующие области имеют повышенные коррупционные риски:
- Транспорт и дорожное хозяйство
- Строительство и капитальный ремонт
- Природно-ресурсное регулирование
- Энергетика и нефтегазовый комплекс
- Агропромышленный комплекс
- Жилищно-коммунальный комплекс
- Здравоохранение
- Образование
Методы и подходы выявления и оценки рисков
Farzanegan M.R., Hofmann H.P. Effect of public corruption on the COVID-19 immunization progress // Scientific Reports volume. 2021. № 23423. (Дата обращения: 05.04.2023)
Духанина Е.В., Кулаков К.Ю., Хаметова А.Т. Анализ подходов к трактовке понятия риска, его содержания и методов управления // Вестник евразийской науки. 2022. № 14 (1). (Дата обращения: 05.04.2023)
Юнусов А.А., Юнусов Э.А. [Основные подходы к понятию и сущности коррупционного риска](Agрарное и земельное право. 2020. № 7 (187). С. 35-36
Курашова А.А., Савостеева Н.А. Коррупционные риски: понятие, этапы проведения оценки, меры по минимизации // Вектор экономики. 2021. № 10. (Дата обращения: 05.04.2023)
Золотухин К.С. [Различные подходы к определению понятия коррупционного риска](Сборник статей XXV Международной научно-практической конференции: в 2 ч. 2019. Т. 2. С. 184-190)
Годяйкина Т.О. [Понятие коррупционных рисков в доказательном праве](Матрица научного познания. 2020. № 6. С. 370-372)
Varraich A. Corruption: An umbrella concept // QoG Working Paper Series. 2014. № 5(5). Р. 23–27
Huntington S.P. Political order in changing societies // VRÜ Verfassung und Recht in Übersee. 1970. № 3(2). Р. 25
Рекомендации по порядку проведения оценки коррупционных рисков Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации
Эффективность борьбы с коррупцией
За последние несколько десятилетий вопрос о том, как эффективнее всего бороться с коррупцией, стал все более актуальным и значимым как в политической, так и в экономической сферах на международном и глобальном уровнях. По Индексу восприятия коррупции (Corruption Perceptions Index) в государственном секторе более двух третей стран имеют рейтинг ниже 50, а 26 стран опустились до самого низкого уровня.
Индекс восприятия коррупции
- Россия в 2022 г. имела индекс 28 из 100, в 2021 г. – 29, в 2014 г. – 27, в 2012 г. – 28
- Среднее мировое значение остается неизменным и составляет всего 43 балла из 100
Международное исследование Всемирные показатели управления
Другое международное исследование проходит в рамках проекта Всемирные показатели управления (Worldwide Governance Indicators, WGI). Показатели управления представлены для более чем 200 стран и территорий за период с 1996 по 2021 год по шести аспектам управления: ответственность, политическая стабильность и отсутствие насилия/терроризма, эффективность правительства, регуляторное качество, верховенство закона, борьба с коррупцией.
- Наивысший показатель по контролю коррупции России был в 2003 г. – 25,4 и в 2019 г. – 24,04
- Самый низкий – в 2009 г. – 11
- В 2020 г. показатель оценивался в 19,23, в 2021 г. –19,74
- По блоку эффективность правительства показатели демонстрируют похожую динамику, однако есть и отличия
Цель исследования
Цель исследования – анализ антикоррупционного законодательства в целях его совершенствования и снижения индексов коррупции.
Методы исследования
В настоящей статье рассматриваются анализируются нормативные правовые акты, проводится комплексное исследование методов и подходов по выявлению, оценки и снижению коррупционных рисков. При проведении исследования были использованы системный и институциональный подход.
Результаты и обсуждение
Анализ проведенного исследования позволяет сделать вывод о необходимости усовершенствования антикоррупционного законодательства для повышения эффективности борьбы с коррупцией и снижения индексов коррупции в России.
Национальный план противодействия коррупции
Национальным планом противодействия коррупции на 2021–2024 гг. предусмотрена необходимость анализа практики применения цифровых технологий при реализации контрольных (надзорных) функций и минимизации коррупционных рисков, связанных с применением таких технологий. Бюро фискальной службы Казначейства США в 2021 году заказало оптимизацию процессов оплаты грантов с использованием технологии блокчейн.
Это решение стало следующим шагом в применении блокчейна для выплаты федеральных грантов и повышения прозрачности, снижения бремени отчетности и усилении внутреннего контроля для борьбы с мошенничеством и ненадлежащими платежами. Технология блокчейн используется на всем процессе, начиная с запроса на выплату грантов и завершая перечислением средств грантополучателю. Для внедрения технологии необходима настройка узлов блокчейна и цифровых кошельков, а также удовлетворение критических технических потребностей, включая стандарты криптографии и межведомственное взаимодействие.
Характеристики понятия коррупционный риск
Характеристика понятия коррупционный риск |
---|
Понятие коррупционного риска |
Условия, мотивирующие и открывающие возможность вступления в коррупционные отношения |
Курашова А.А., Савостеева Н.А.Возможность совершения работником организации коррупционного правонарушения |
Действие или бездействие лиц, занимающих государственные должности, направленные на незаконное получение денежного вознаграждения, имущества, имущественных прав и иных имущественных благ с использованием должностных полномочий, а равно действия физических и юридических лиц |
Вероятность коррупционно-опасных последствий при применении уголовно-процессуальных правил при собирании, проверке и оценке доказательств в уголовном судопроизводстве |
Деятельность чиновников, которая отходит от определенных законом норм с целью получения выгоды |
Институциональные нарушения правительственными органами установленных законодательных норм |
Клиентелизм, злоупотребление властью, захват государства и патримониализм |
Моральный упадок и отсутствие этики |
Рентизм или получение рентной выгоды при нарушении норм, установленных законодательством |
Методические рекомендации по оценке коррупционных рисков
В Методических рекомендациях по проведению оценки коррупционных рисков в федеральных органах исполнительной власти, осуществляющих контрольно-надзорные функции, коррупционные риски определены как вероятность проявлений коррупции и наступления неблагоприятных последствий, вызванных ими.
Согласно разработанной Методике оценки коррупционных рисков, используемой Следственным комитетом Российской Федерации, коррупционные риски являются условиями и обстоятельствами, которые создают возможность для должностных лиц федеральной государственной службы незаконно получать выгоду при выполнении своих должностных обязанностей.
В Методических рекомендациях по оценке коррупционных рисков, возникающих при реализации функций федеральными государственными органами и государственными корпорациями, разработанных Минтрудом России, под оценкой коррупционных рисков понимается выявление условий и обстоятельств, возникающих в ходе управленческого процесса, позволяющих злоупотреблять должностными обязанностями в целях получения материальной выгоды вопреки законным интересам общества и государства.
Виды коррупционных рисков
Виды коррупционных рисков могут выделяться по различным основаниям, в зависимости от предметной области риска и функциональных категорий.
Группировка по функциональным категориям
- Политические коррупционные риски
- Финансовые коррупционные риски
- Операционные коррупционные риски
- Индивидуальные коррупционные риски
- Закупочные коррупционные риски
Причины коррупционных рисков
Таблица 2. Выявление причин, приводящих к коррупционным рискам
Возможные основания для коррупции | Коррупционные риски в отношении индивидуального поведения |
---|---|
Расходы значительно превышают доходы | Доходы получены за счет коррупционных действий. |
Действия, выходящие за рамки государственных полномочий | Использование общедоступных ресурсов для задач, не связанных с работой. |
Действия, осуществляемые государственными служащими или иными лицами, находящимися в их близком родстве | Высокий риск влияния на деятельность государственного органа. |
Вовлечение в коррупционную деятельность через тайные сговоры |
Подход к группировке коррупционных рисков может быть различным, в том числе через функциональные категории. Например, можно выделить политические, финансовые, операционные, индивидуальные и закупочные коррупционные риски.
Сильное сопротивление по поводу изменения обязанностей или перевода без объяснения причин.Незаконная личная выгода, полученная в рамках текущих полномочий, которая может быть утрачена в случае смены обязанностей.
Целенаправленная попытка избежать контроля, например, избежать контроля электронной системыЖелание избежать контроля может означать желание избежать возможной коррупционной деятельности.
Коррупционные риски в связи с несанкционированной деятельностью
Увеличение незначительных процессуальных нарушений с заметной частотой.Повышение коррупционных рисков, что свидетельствует о небрежном отношении к правопорядку.
Утеря доказательств, файлов и др. источников информации, попадание их в руки преступников, деловых партнеров органов государственной власти и др.Грубая небрежность или намерение, возможная коррупционная сделка с внешними субъектами
Воздействие на процедуры, выходящие за рамки полномочий государственного служащего.Получение выгоды от лиц, заинтересованных в проведении таких процедур.
Многократное не уведомление о конфликте интересов.Умышленное злоупотребление служебным положением.
Коррупционные риски в отношении последствий
Необычно высокие цифры при контроле, в результате которых нарушений не выявленоСекретные соглашения, подлежащие контролю.
Необычайная небрежность, поверхностное отношение к контролю в тех областях, где он абсолютно необходим и т.д.Поведение, мотивированное выгодами, полученными в результате коррупции; терпимость к коррупции или ее сокрытию.
Неоднократные случаи заключения договоров с одним и тем же подрядчиком по ценам выше рыночных.Манипулирование закупочными процедурами в пользу подрядчика.
Очевидные различия в решениях, принимаемых в пользу разных лиц; необычное положительное или отрицательное отношение к заявлениям, поданным определенными лицами.Фаворитизм по отношению к людям.
Необычно частые и неожиданные поломки оборудования технического контроля.Преднамеренная попытка избежать мониторинга и обнаружения коррупции.
Пандемия COVID-19 привела к тому, что были увеличены расходы бюджетов стран по всему миру, в том числе возникли непредвиденные расходы, связанные с поддержкой экономики и населения. Учитывая оперативность принятия решений и значительные объемы выделяемых средств, уязвимость для неправомерного использования повышается. Причины связаны с масштабами расходов, которые стимулируют интерес к получению ренты; возможностями нескоординированных действий участников, что формирует почву для неэффективности управления и утечки информации; скоростью, с которой выявляются и осуществляются вмешательства, что может привести к ослаблению контроля; плохим или несуществующим таргетинг и неясными или невыполнимыми критериями приемлемости для поддержки, что может усложнить реализацию планов и привести к злоупотреблениям и мошенническим требованиям.
Реагирование на чрезвычайные расходы заметно различается в разных странах, тем не менее, есть некоторые общие меры, которые могут снизить уязвимость для неправомерного использования выделенных средств и коррупционные риски, с особым акцентом на контроль за исполнением бюджета. В результате анализа к источникам коррупции были отнесены следующие обстоятельства: концентрация ресурсов во внебюджетных фондах; контроль над ресурсами разрозненными временными агентствами по реагированию на кризис; выведение медицинских закупок из-под централизованного контроля; отсутствие фактической проверки расходов, связанных с выделением средств. Федеральным законом «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» от 17.07.2009 № 172-ФЗ закреплено понятие коррупционных факторов. Коррупционные факторы включают в себя положения нормативных правовых актов (далее – НПА) или проектов таких актов, которые устанавливают для правоприменителей чрезмерно широкие пределы усмотрения или допускают необоснованные исключения из общих правил.
Также коррупциогенными могут быть положения, содержащие неопределенные, трудно выполнимые или обременительные требования к гражданам и организациям, которые могут создавать условия для коррупции. Такое же определение приводится в Постановлении Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 г. № 96 «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов».
Таким образом, коррупционными факторами могут стать как объективные явления и субъективные предпосылки, способствующие проявлению коррупции, так и положения или проекты НПА, устанавливающие более чем необходимые пределы усмотрения или возможности использования преференций, исключений из общих правил, либо содержащие трудновыполнимые, неопределенные требования к организациям и гражданам.
В отличие от коррупционного фактора коррупционный признак представляет собой правовую конструкцию, содержащуюся в законодательном документе, или распорядительный документ, определяющий возможности реализации коррупционных действий либо бездействий должностного лица.
В перечне коррупционно-опасных выделяются функции, предусматривающие подготовку и принятие решений о распределении бюджетных ассигнований, межбюджетных трансфертов, субсидий. Функции устанавливаются нормативными правовыми актами, уставами организаций, которые должны бать предметом анализа на коррупционные риски.
Выявление коррупционных рисков позволяет своевременно принимать адресные меры, препятствующие возможной реализации коррупционных схем, на формирование которых влияют коррупциогенных факторы (рисунок).
Коррупционные риски при реализации соответствующих функций могут быть выявлены следующими способами:
— в процессе работы комиссии по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов, аттестационной комиссии;
— через анализ статистических показателей, которые покажут, какова была вероятность рисков и их влияние в предыдущие годы (низкий, средний или высокий);
— путем внутренних опросов или опросов сотрудников на руководящих должностях;
— путем рассмотрения жалоб и обращений граждан, поступивших по тематике коррупции;
— через уведомление работодателя о фактах склонения государственного служащего, работника к совершению противоправных (коррупционных) действий;
— через анализ публикаций в СМИ, связанных с коррупционными действиями;
— изучая материалы, предоставляемые иными органами власти, органами местного самоуправления, политическими партиями, общероссийскими объединениями;
— основываясь в предположениях прошлого опыта.
При оценке коррупционных рисков подлежат выявлению те административные процедуры, которые являются предметом коррупционных отношений. Европейская комиссия и Transparency International используют кластерный подход к оценке рисков (500 инструментов объединены в 17 кластеров, 2011 год). Кластеризация может осуществляться по уровню – например, сектор, учреждение, уровень ответственности и т. д.; по процессу – например, составление бюджета, мониторинг соблюдения законодательства, политическое финансирование; по методу – например, опросы, оценка риска, инструменты социальной ответственности, политико-экономический анализ и т. д. Некоторые примеры кластеров: отраслевые инструменты, мониторинг бюджета, анализ коррупционных рисков. Выявление и анализ коррупционных рисков включает в себя статистику, а также сбор динамических данных, идентификацию всех видов факторов риска, оценку рисков, установление факторов, вызвавших их, определение механизмов контроля, установление приоритетов и разработку матриц рисков на основе полученной информации.
Работа выполнена в рамках прикладной научно-исследовательской работы, при поддержке ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве РФ».
Библиографическая ссылка
Блошенко Т.А., Демидова С.Е. КОРРУПЦИОННЫЕ РИСКИ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА // Вестник Алтайской академии экономики и права. – 2023. – № 7-1. – С. 17-22; URL: https://vaael.ru/ru/article/view?id=2893 (дата обращения: 19.06.2024).