Личные дела госслужащих будут выглядеть иначе

Дополнительные документы для личных дел госслужащих

Дополнительные документы будут включать в личные дела госслужащих. Соответствующий документ опубликован на портале Открытые НПА, передает корреспондент Tengrinews.kz.

До 28 июня будет на обсуждении проект указа председателя Агентства по делам госслужбы о внесении изменений и дополнений в приказ председателя Агентства Республики Казахстан по делам государственной службы от 10 сентября 2021 года 158 О некоторых вопросах прохождения государственной службы.

Информация, которая будет внесена в личные дела

Этот документ предполагает, что в личные дела госслужащих добавят:

  • данные о бизнес-идентификационных номерах организаций, в которых служащий осуществлял трудовую деятельность;
  • данные об индивидуальных идентификационных номерах родственников;
  • сертификаты Qazaq resmi test/Qaztest (о знании казахского языка) и/или об уровне владения иностранным языком, действительные на момент формирования или обновления личного дела (при наличии);
  • данные о личных достижениях, связанных с профессиональной деятельностью;
  • данные об общественной деятельности и способностях служащего в сфере науки, культуры, искусства и спорта.

Всю эту информацию будут вносить в информационную систему Е-қызмет, в бумажном виде хранить ее не будут.

Обеспечение качественного ведения личного дела государственного служащего в информационной системе Е-қызмет в соответствии с законодательством возлагается на руководителя аппарата государственного органа, а в государственных органах, в которых отсутствует должность руководителя аппарата, – на лицо, имеющее право назначения на государственную должность, — говорится в проекте документа.

Ранее мы писали о том, что в Казахстане появится гибридная модель госслужбы.

Психология коррупции: симптомы, диагностика и профилактика

Психология коррупции: симптомы, диагностика и профилактика

Ванновская Ольга Васильевна

Психология коррупционного поведения государственных служащих

Может ли психолог влиять на такое очевидное социально-экономическое зло как коррупция? Для ответа на этот вопрос необходимо узнать, насколько коррупционное поведение поддается прогнозированию и можно ли измерить это, пользуясь психологическим инструментарием.

Масштабы проблемы

Коррупция в России является одним из главных зол. Масштабы проблемы огромны — за первые шесть месяцев 2015 года в России было возбуждено около 11,5 тысяч дел против коррупционной направленности, в суд направлены — около 6,5 тысячи.

Официальный представитель Следственного комитета России, Владимир Маркин, отмечает, что ущерб от коррупционных преступлений в России составляет около 40 миллиардов рублей в год. Проблема коррупции серьезна, она касается всех нас, и психологи могут внести свой вклад в решение этой проблемы как граждане, так и как специалисты.

Измерение психологического ущерба

Каким образом оценивается экономический ущерб от коррупции, и насколько эта оценка соответствует действительности – вопрос, конечно, интересный. Но читателям Психологической газеты, наверное, интереснее, можно ли измерить психологический ущерб от коррупционных преступлений, а также, можно ли вообще измерить что-либо в коррупционном поведении.

Оценка и прогнозирование коррупционного поведения

Рассмотрим, как психолог может оценивать и прогнозировать коррупционное поведение, опираясь на монографию Психология коррупционного поведения госслужащих (СПб.: ООО Книжный Дом, 2013 — 264 с.).

Эта книга была написана исследователем коррупционного поведения и антикоррупционной устойчивости госслужащих. Получившая звание лауреата XV Национального конкурса Золотая Психея в 2013 году, она вызвала большой интерес у психологического сообщества.

Компьютерная диагностическая система

В 2014 году вышла компьютерная диагностическая система АКорД – антикоррупционой диагностики, представляющая собой методическое руководство к диагностической методике.

В данной статье приводятся некоторые выдержки из монографии и методического руководства к диагностической методике.

Научная дискуссия о коррупции

Научная дискуссия о коррупции в течение последнего десятилетия ведется в рамках юридических, экономических или социологических аспектов.

Генезис и структура коррупции

Генезис и структура коррупции в системе государственной службы рассматриваются либо с позиций экономического анализа, либо с помощью социологических опросов, либо в контексте проблем развития права.

Психологические аспекты

Психологические категории, такие как цели, мотивы, ценности, установки, эмоции государственных служащих оказываются за пределами научного анализа, что не позволяет полностью понять коррупцию как системное явление.

Вклад психологии

М.М. Решетников отмечает, что без психологически обоснованных подходов невозможно эффективно бороться с коррупцией, так как это проблема не только правовая и экономическая, но и психологическая и общечеловеческая.

Психология коррупции

В последнее время проблема коррупции рассматривается в рамках психологической науки с точки зрения коррупционного поведения государственных служащих.

Понимание коррупции через призму теории отчуждения

Поиск концептуальной основы исследования коррупционного поведения привел к анализу криминолого-психологических исследований, в которых утверждается, что большинство правонарушителей находится на определенной социально-психологической дистанции от общества и его ценностей.

Согласно Ю.М Антоняну, М.И. Еникееву и В.Е. Эминову, эти люди как бы отстранены, отчуждены и от общества, и от малых социальных групп (семьи, трудовых коллективов, друзей и т. д.) или существенно ослабили связи с ними. Это влияет на мотивацию преступного поведения, специфику реагирования на жизненные ситуации и воспитательное воздействие общества на таких людей.

Теория отчуждения и коррупционное поведение

Согласно теории отчуждения, коррупционное поведение может рассматриваться как нарушение личных нравственных норм с точки зрения общественных норм морали и права. Это несоответствие может возникнуть как при исполнении служебных обязанностей, так и до вступления в должность. Некоторые люди стремятся к должности государственного служащего именно из-за возможности использования своего положения в личных интересах.

Психологический отбор перед приемом на госслужбу

Учитывая системный характер коррупции в нашей стране, необходимо проводить психологический профессиональный отбор перед приемом на госслужбу. Это поможет определить антикоррупционную устойчивость кандидатов или их склонность к коррупции. Важно отметить, что уже на этапе приема на должность определение таких качеств является крайне важным.

Формирование коррупционной нормы в системе государственной службы

В настоящее время коррупция является своего рода нормой в системе государственной службы. В коррумпированной среде существует своя норма поведения, которая отличается от идеальной нормы. Из этого можно сделать вывод, что коррупция является нормой в условиях тотального отчуждения госслужащих от нормального поведения. Система с высоким уровнем коррупционного давления вытесняет из себя лиц с высокой антикоррупционной устойчивостью.

Заключение

В целом, понимание коррупции через теорию отчуждения подчеркивает необходимость профилактических мер, таких как психологический отбор на госслужбу, для предотвращения коррупционного поведения и формирования антикоррупционной культуры в системе государственной службы.

Таблица: Ключевые идеи

Ключевые идеиПодробности
Система отчуждения и коррупцияКоррупционное поведение как результат отчужденности от общественных норм и ценностей
Психологический отбор на госслужбуНеобходимость определения антикоррупционной устойчивости кандидатов перед приемом на должность
Коррупционная норма в государственной службеКоррупция становится нормой в среде государственной службы, вытесняя лиц с антикоррупционной устойчивостью

Концепция психологического исследования коррупционного поведения базируется на системе таких основных понятий, как «коррупционное поведение», «коррупционное давление», «антикоррупционная устойчивость» и «склонность к коррупции»3. С позиции системной детерминации коррупционного поведения можно выделить два наиболее существенных ее элемента: в качестве внешней детерминации выступает коррупционное давление, в качестве самодетерминации – антикоррупционная устойчивость или ее полярное качество склонность к коррупции.

Мы предлагаем следующие операциональные определения этих понятий:

  • «коррупционное поведение» — это поведение, направленное на получение выгоды в личных целях путем злоупотребления служебным положением;

  • «коррупционное давление» — это совокупность внешних и внутренних факторов воздействия на должностное лицо, приводящих к ситуации выбора между злоупотреблением властными полномочиями для получения выгоды в личных целях или отказу от него;

  • «антикоррупционная устойчивость» — это системное свойство личности, проявляющееся в способности противостоять коррупционному давлению и осуществлять выбор между криминальным и законопослушным поведением в пользу последнего;

  • «склонность к коррупции» — это личностная предрасположенность к выбору коррупционного поведения в ситуации коррупционного давления.

В юридической психологии существуют понятия «личность преступника» и «криминогенная личность». По мнению А.И. Долговой понятие криминогенной личности «выражает определенный социальный тип, определяющий большую в сравнении с другими типами личности вероятность преступного поведения в соответствующих условиях»4. В данном контексте можно предложить понятие «коррупциогенная личность», понимая под этим определенный социальный тип, обладающий высокой склонностью к коррупции и низкой антикоррупционной устойчивостью. В ситуации коррупционного давления такая личность с большей вероятностью выберет коррупционное поведение и с очень низкой вероятностью откажется от него. Нами был предложен психологический портрет коррупциогенной личности. Для нее характерно: осмысление жизни через приобретение материальных благ, стремление к роскоши как показателю счастья, неосознанная мотивация и недифференцированная структура установок нравственного поведения, низкий уровень удовлетворенности жизнью, негативное самоотношение и неадекватная самооценка, экстернальный локус контроля, импульсивный тип реагирования. Каждая из этих характеристик повышает склонность к коррупции, которую можно описать как интегральный показатель.

Склонность к коррупции и антикоррупционная устойчивость – могут быть поняты через призму отношения к коррупции. На рисунке 1 изображена структурная модель отношения к коррупции. Как склонность к коррупции, так и антикоррупционная устойчивость определяются через ценностный, когнитивный и эмоционально-волевой уровни отношения к коррупции, которые в свою очередь через механизмы «отчуждения» и «идентификации» приводят соответственно либо к склонности к коррупции, либо к антикоррупционной устойчивости.

Личные дела госслужащих будут выглядеть иначе

Рис. 1. Структурная модель отношения к коррупции

Каким же образом мы можем диагностировать отношение к коррупции и выявлять механизмы склонности к коррупции и антикоррупционной устойчивости, какой методический инструментарий будет адекватен для эмпирического изучения этих явлений? Поскольку до сих пор не существовало психодиагностических методик, направленных на диагностику антикоррупционной устойчивости, нами была разработана Компьютеризированная диагностическая система «АКорД» (антикоррупционная диагностика), предназначенная для выявления уровня антикоррупционной устойчивости в рамках профессионального отбора и подбора сотрудников, планирования их профессионального и карьерного роста, а также для решения других задач в сфере оценки профессиональной пригодности кандидатов.

С помощью этой методики выявляются следующие личностные характеристики:

  • уровень самодостаточности (т.е. автономности, внутренней защищенности от влияния среды),

  • структура субъективной семантики и уровень сформированности антикоррупционных установок (т.е. структуры лично значимых ценностей и целей, показывающей степень предрасположенности к антикоррупционному или коррупционному поведению)

  • уровень саморегуляции деятельности (т.е. способностей к планированию, прогнозированию и оценке последствий своих действий, а также к нервно-психической устойчивости в условиях влияния среды).

1 Решетников М.М. Психология коррупции: утопия и антиутопия. – СПб.: Восточно-Европейский институт психоанализа, 2008. – 128 с.

2 Антонян Ю.М., Еникеев М.И., Эминов В.Е. Психология преступника и расследования преступлений. М., 1996. С.33-47.

3 Ванновская О.В. Методологические проблемы исследования антикоррупционной устойчивости госслужащих //Акмеология 2005. Теоретические и прикладные проблемы. Сборник статей / Сост.: Ю.А. Шаранов. – СПб.: СПбАА, 2005.

4 Цит. по Лысков Б.Д., Курбатова Т.Н., 2001. С. 74-91.

Личные дела госслужащих будут выглядеть иначе

Личные дела госслужащих будут выглядеть иначе

  • Ольга Васильевна Ванновская

Ольга Васильевна Ванновская

доцент, кандидат психологических наук. Доцент кафедры общей и прикладной психологии факультета психологии ЛГУ им. А.С. Пушкина. Член Всемирной ассоциации позитивной психотерапии (WAPP), Российского психологического общества, Профессиональной психотерапевтической лиги. Автор монографии «Психология коррупционного поведения госслужащих» и компьютеризированной методики антикоррупционной диагностики «АКорД».

Публикации

  • Российские психофизиологические эксперименты на борту МКС

Российские психофизиологические эксперименты на борту МКС

«В космическом полете, в отличие от клинических условий, экспертная оценка и диагностика проводятся на основе удаленного наблюдения, при дефиците диагностических данных и невозможности в некоторых случаях провести необходимые дополнительные исследования».

  • Психологическая диагностика когнитивного дизонтогенеза

Психологическая диагностика когнитивного дизонтогенеза

Подготовку необходимо проводить согласно программе тестирования по нормативным документам, вопросы являются типовыми и могут изменяться.

Одним из этапов конкурсного отбора на занятие вакантных должностей является прохождение тестирования в АО «Национальный центр по управлению персоналом», согласно утвержденной программы Госкорпорации.

Программа тестирования

для кандидатов на занятие вакантных должностей НАО «Государственная корпорация «Правительство для граждан»

| | | Количество тестовых вопросов | Значение прохождение тестирования для І категории должностей | Значение прохождение тестирования для ІІ категории должностей | Значение прохождение тестирования для ІІІ категории должностей | Значение прохождение тестирования для ІV категории должностей | Значение прохождение тестирования для V категории должностей |

| —————————————— | —————————- | ———————————————————— | ————————————————————- | ————————————————————— | ————————————————————- | ———————————————————— |

| | ЗРК «О государственных услугах» | | | | | | |

| | ЗРК «О персональных данных и их защите» | | | | | | |

| | ЗРК «О противодействии коррупции» | | | | | | |

| | ЗРК «Об акционерных обществах» | | | | | | |

* Программой предусмотрено определение уровня на знание государственного языка.

  1. Первая (І) – уполномоченный по безопасности, руководитель и его заместитель управлений Центрального аппарата и Центрального филиала, директор филиала, главный бухгалтер;

  2. вторая (ІІ) – руководитель и его заместитель отдела и/или управления, главный специалист Центрального аппарата и Центрального филиала, заместитель директора филиала, главный менеджер, системный аналитик, главный HR менеджер, заведующий лабораторией;

  3. третья (ІІІ) – ведущий специалист Центрального аппарата и Центрального филиала, аналитик 1 категории, менеджер, главный эксперт, главный специалист отдела, HR менеджер, супервайзер, инженер по ОТ и ТБ;

  4. четвертая (ІV) – специалист Центрального аппарата и Центрального филиала, ведущий эксперт, ведущий специалист отдела, системный администратор;

  5. пятая (V) – специалист, эксперт, лаборант, аналитик 2 категории, PR – менеджер, психолог, аналитик.

Общее время тестирования на знание НПА — 90 минут.»

В соответствии с Федеральным законом «О противодействии коррупции» №273-ФЗ от 25.12.2008 г.:

Коррупция – это злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами, а также совершение вышеуказанных действий от имени или в интересах юридического лица (ст.1 ФЗ).

Противодействие коррупции – это деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий (ст.1 ФЗ).

Правовую основу противодействия коррупции составляют:

Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации, настоящий Федеральный закон и другие федеральные законы, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации, а также нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, нормативные правовые акты иных федеральных органов государственной власти, нормативные правовые акты органов государственной власти субъектов Российской Федерации и муниципальные правовые акты (ст.2 ФЗ).

Противодействие коррупции в Российской Федерации основывается на следующих основных принципах:

  1. признание, обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина;

  2. законность;

  3. публичность и открытость деятельности государственных органов и органов местного самоуправления;

  4. неотвратимость ответственности за совершение коррупционных правонарушений;

  5. комплексное использование политических, организационных, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер;

  6. приоритетное применение мер по предупреждению коррупции;

  7. сотрудничество государства с институтами гражданского общества, международными организациями и физическими лицами (ст.3 ФЗ).

Ответственность за коррупционные правонарушения:

  • граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства за совершение коррупционных правонарушений несут уголовную, административную, гражданско-правовую и дисциплинарную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации;

  • физическое лицо, совершившее коррупционное правонарушение, по решению суда может быть лишено в соответствии с законодательством Российской Федерации права занимать определенные должности государственной и муниципальной службы (ст.13 ФЗ).

Меры по предупреждению коррупции, принимаемые в организации, могут включать:

  1. определение подразделений или должностных лиц, ответственных за профилактику коррупционных и иных правонарушений;

  2. сотрудничество организации с правоохранительными органами;

  3. разработку и внедрение в практику стандартов и процедур, направленных на обеспечение добросовестной работы организации;

  4. принятие кодекса этики и служебного поведения работников организации;

  5. предотвращение и урегулирование конфликта интересов;

  6. недопущение составления неофициальной отчетности и использования поддельных документов.

В соответствии со статьей 290 «Получение взятки» Уголовного кодекса РФ от 13.06.1996 г. № 63-ФЗ:

1. Получение должностным лицом, иностранным должностным лицом либо должностным лицом публичной международной организации лично или через посредника взятки в виде денег, ценных бумаг, иного имущества либо в виде незаконных оказания ему услуг имущественного характера, предоставления иных имущественных прав за совершение действий (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, если указанные действия (бездействие) входят в служебные полномочия должностного лица либо если оно в силу должностного положения может способствовать указанным действиям (бездействию), а равно за общее покровительство или попустительство по службе —

наказывается штрафом в размере до одного миллиона рублей, или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, или в размере от десятикратной до пятидесятикратной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо исправительными работами на срок от одного года до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо лишением свободы на срок до трех лет со штрафом в размере от десятикратной до двадцатикратной суммы взятки или без такового.

2. Получение должностным лицом, иностранным должностным лицом либо должностным лицом публичной международной организации взятки в значительном размере —

наказывается штрафом в размере от двухсот тысяч до одного миллиона пятисот тысяч рублей, или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от шести месяцев до двух лет, или в размере от тридцатикратной до шестидесятикратной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет либо лишением свободы на срок до шести лет со штрафом в размере до тридцатикратной суммы взятки или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

3. Получение должностным лицом, иностранным должностным лицом либо должностным лицом публичной международной организации взятки за незаконные действия (бездействие) —

наказывается штрафом в размере от пятисот тысяч до двух миллионов рублей, или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от шести месяцев до двух лет, или в размере от сорокакратной до семидесятикратной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет либо лишением свободы на срок от трех до восьми лет со штрафом в размере до сорокакратной суммы взятки или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет или без такового.

4. Деяния, предусмотренные частями первой — третьей настоящей статьи, совершенные лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, а равно главой органа местного самоуправления, —

наказываются штрафом в размере от одного миллиона до трех миллионов рублей, или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, или в размере от шестидесятикратной до восьмидесятикратной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до семи лет либо лишением свободы на срок от пяти до десяти лет со штрафом в размере до пятидесятикратной суммы взятки или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до семи лет или без такового.

5. Деяния, предусмотренные частями первой, третьей, четвертой настоящей статьи, если они совершены:

а) группой лиц по предварительному сговору или организованной группой;

б) с вымогательством взятки;

в) в крупном размере, —

наказываются штрафом в размере от двух миллионов до четырех миллионов рублей, или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до четырех лет, или в размере от семидесятикратной до девяностократной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до десяти лет либо лишением свободы на срок от семи до двенадцати лет со штрафом в размере до шестидесятикратной суммы взятки или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до десяти лет или без такового.

6. Деяния, предусмотренные частями первой, третьей, четвертой, пунктами "а" и "б" части пятой настоящей статьи, совершенные в особо крупном размере, —

наказываются штрафом в размере от трех миллионов до пяти миллионов рублей, или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от трех до пяти лет, или в размере от восьмидесятикратной до стократной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пятнадцати лет либо лишением свободы на срок от восьми до пятнадцати лет со штрафом в размере до семидесятикратной суммы взятки или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пятнадцати лет или без такового.

Примечание: Значительным размером взятки в настоящей статье, статьях 291 и 291.1 настоящего Кодекса признаются сумма денег, стоимость ценных бумаг, иного имущества, услуг имущественного характера, иных имущественных прав, превышающие двадцать пять тысяч рублей, крупным размером взятки — превышающие сто пятьдесят тысяч рублей, особо крупным размером взятки — превышающие один миллион рублей.

В силу положений статьи 291. «Дача взятки» Уголовного кодекса РФ от 13.06.1996 г. № 63-ФЗ:

1. Дача взятки должностному лицу, иностранному должностному лицу либо должностному лицу публичной международной организации лично или через посредника (в том числе когда взятка по указанию должностного лица передается иному физическому или юридическому лицу) —

наказывается штрафом в размере до пятисот тысяч рублей, или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года, или в размере от пятикратной до тридцатикратной суммы взятки, либо исправительными работами на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо принудительными работами на срок до трех лет, либо лишением свободы на срок до двух лет со штрафом в размере от пятикратной до десятикратной суммы взятки или без такового.

2. Дача взятки должностному лицу, иностранному должностному лицу либо должностному лицу публичной международной организации лично или через посредника (в том числе когда взятка по указанию должностного лица передается иному физическому или юридическому лицу) в значительном размере —

наказывается штрафом в размере до одного миллиона рублей, или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, или в размере от десятикратной до сорокакратной суммы взятки, либо исправительными работами на срок от одного года до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок от одного года до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до пяти лет со штрафом в размере от пятикратной до пятнадцатикратной суммы взятки или без такового.

3. Дача взятки должностному лицу, иностранному должностному лицу либо должностному лицу публичной международной организации лично или через посредника (в том числе когда взятка по указанию должностного лица передается иному физическому или юридическому лицу) за совершение заведомо незаконных действий (бездействие) —

наказывается штрафом в размере до одного миллиона пятисот тысяч рублей, или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, или в размере от тридцатикратной до шестидесятикратной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет или без такового либо лишением свободы на срок до восьми лет со штрафом в размере до тридцатикратной суммы взятки или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет или без такового.

4. Деяния, предусмотренные частями первой — третьей настоящей статьи, если они совершены:

а) группой лиц по предварительному сговору или организованной группой;

б) в крупном размере, —

наказываются штрафом в размере от одного миллиона до трех миллионов рублей, или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, или в размере от шестидесятикратной до восьмидесятикратной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до семи лет или без такового либо лишением свободы на срок от семи до двенадцати лет со штрафом в размере до шестидесятикратной суммы взятки или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до семи лет или без такового.

5. Деяния, предусмотренные частями первой — четвертой настоящей статьи, совершенные в особо крупном размере, —

наказываются штрафом в размере от двух миллионов до четырех миллионов рублей, или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до четырех лет, или в размере от семидесятикратной до девяностократной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до десяти лет или без такового либо лишением свободы на срок от восьми до пятнадцати лет со штрафом в размере до семидесятикратной суммы взятки или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до десяти лет или без такового.

Примечание: Лицо, давшее взятку, освобождается от уголовной ответственности, если оно активно способствовало раскрытию и (или) расследованию преступления и либо в отношении его имело место вымогательство взятки со стороны должностного лица, либо лицо после совершения преступления добровольно сообщило в орган, имеющий право возбудить уголовное дело, о даче взятки.

Согласно статье 204 «Коммерческий подкуп» Уголовного кодекса РФ от 13.06.1996 г. № 63-ФЗ:

1. Незаконная передача лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации, денег, ценных бумаг, иного имущества, а также незаконные оказание ему услуг имущественного характера, предоставление иных имущественных прав (в том числе когда по указанию такого лица имущество передается, или услуги имущественного характера оказываются, или имущественные права предоставляются иному физическому или юридическому лицу) за совершение действий (бездействие) в интересах дающего или иных лиц, если указанные действия (бездействие) входят в служебные полномочия такого лица либо если оно в силу своего служебного положения может способствовать указанным действиям (бездействию), —

наказываются штрафом в размере до четырехсот тысяч рублей, или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, или в размере от пятикратной до двадцатикратной суммы коммерческого подкупа, либо ограничением свободы на срок до двух лет, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на тот же срок со штрафом в размере до пятикратной суммы коммерческого подкупа или без такового.

2. Деяния, предусмотренные частью первой настоящей статьи, совершенные в значительном размере, —

наказываются штрафом в размере до восьмисот тысяч рублей, или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до девяти месяцев, или в размере от десятикратной до тридцатикратной суммы коммерческого подкупа с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до двух лет или без такового, либо ограничением свободы на срок от одного года до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо исправительными работами на срок от одного года до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до трех лет со штрафом в размере до десятикратной суммы коммерческого подкупа или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 16.08.2021 года №478 «О национальном плане противодействии коррупции на 2021-2024 гг.» мероприятия, направленные на предупреждение коррупции и борьбу с ней, а также на минимизацию и ликвидацию последствий коррупционных правонарушений, осуществляются по следующим основным направлениям:

— совершенствование системы запретов, ограничений и обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции в отдельных сферах деятельности;

— повышение эффективности мер по предотвращению и урегулированию конфликта интересов;

— совершенствование порядка проведения проверок достоверности и полноты сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, соблюдения запретов и ограничений, исполнения обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции;

— совершенствование правового регулирования ответственности за несоблюдение антикоррупционных стандартов;

— применение мер административного, уголовного и уголовно-процессуального воздействия и уголовного преследования;

— обеспечение защиты информации ограниченного доступа, полученной при осуществлении деятельности в области противодействия коррупции;

— совершенствование правового регулирования в части, касающейся ограничений, налагаемых на граждан после их увольнения с государственной (муниципальной) службы;

— реализация мер по противодействию коррупции в организациях, осуществляющих деятельность в частном секторе экономики;

— совершенствование правовых и организационных основ противодействия коррупции в субъектах Российской Федерации;

— совершенствование мер по противодействию коррупции при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, закупок, осуществляемых отдельными видами юридических лиц, а также при распоряжении государственным и муниципальным имуществом;

— реализация мер по повышению эффективности антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов;

— повышение эффективности образовательных и иных мероприятий, направленных на антикоррупционное просвещение и популяризацию в обществе антикоррупционных стандартов;

— применение дополнительных мер по расширению участия граждан и институтов гражданского общества в реализации государственной политики в области противодействия коррупции;

— повышение эффективности международного сотрудничества Российской Федерации в области противодействия коррупции. Укрепление международного авторитета России;

— реализация мер по систематизации и актуализации нормативно-правовой базы в области противодействия коррупции;

— применение цифровых технологий в целях противодействия коррупции и разработка мер по противодействию новым формам проявления коррупции, связанным с использованием цифровых технологий.


Нормативные правовые и иные акты в сфере противодействия коррупции

УКАЗ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ "О Национальном плане противодействия коррупции на 2021 — 2024 годы"

УКАЗ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 1 июля 2010 г. №821 "О комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов"

Указ Президента РФ от 18.05.2009 № 557 Об утверждении перечня должностей федеральной государственной службы, при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей

Указ Президента РФ от 18.05.2009 № 559 О представлении гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера

Указ Президента РФ от 18.12.2008 № 1799 О центральных органах российской федерации, ответственных за реализацию положений конвенции организации объединенных наций против коррупции, касающихся взаимной правовой помощи

Указ Президента РФ от 19.05.2008 № 815 О мерах по противодействию коррупции

Указ Президента РФ от 21.07.2010 № 925 О мерах по реализации отдельных положений ФЗ О противодействии коррупции

Указ Президента РФ от 21.09.2009 № 1065 О проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими, и соблюдения федеральными государственными служащими требований к служебному поведению

Указ Президента РФ от 23.06.2014 № 460 Об утверждении формы справки о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и внесении изменений в некоторые акты Президента Российской Федерации.

Указ Президента РФ от 25.02.2011 № 233 О некоторых вопросах организации деятельности Президиума Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции.

Указ Президента РФ от 13.02.2020 № 117 Об утверждении состава Совета при Призеденте РФ по противодействую коррупции и состава Президиума этого Совета

ПРИКАЗ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 27 сентября 2021 г. №885 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПЛАНА ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ МИНИСТЕРСТВА НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА 2021 — 2024 ГОДЫ"

Приказ Минобрнауки России от 28.11.2018 N 66н "Об утверждении Порядка уведомления работодателя (его представителя) о фактах обращения в целях склонения работников, замещающих отдельные должности на основании трудовых договоров в организациях, созданных для выполнения задач, поставленных перед Министерством науки и высшего образования Российской Федерации, к совершению коррупционных правонарушений"

Федеральный закон N 230-ФЗ от 3 декабря 2012 года О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам

Федеральный закон N 79-ФЗ от 7 мая 2013 года О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами

Федеральный закон N 102-ФЗ от 7 мая 2013 года О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием федерального закона «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами»в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием федерального закона «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами»

Федеральный закон N 40-ФЗ от 8 марта 2006 года О ратификации конвенции Организации объединенных наций против коррупции

Федеральный закон N 172-ФЗ от 17 июля 2009 года Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов

Федеральный закон N 125 ФЗ от 25 июля 2006 года О ратификации Конвенции об уголовной ответственности за коррупцию

Федеральный закон N 273 ФЗ от 25 декабря 2008 года О противодействии коррупции

Федеральный закон N 79 ФЗ от 27 июля 2004 года О государственной гражданской службе Российской Федерации

Нормативные правовые и иные акты в сфере противодействия коррупции

Постановление Правительства от 05.07.2013 № 568 О распространении на отдельные категории граждан ограничений, запретов и обязанностей, установленных федеральным законом "о противодействии коррупции" и другими федеральными законами в целях противодействия коррупции

Постановление Правительства РФ от 09.01.2014 № 10 О порядке сообщения отдельными категориями лиц о получении подарка в связи с протокольными мероприятиями, служебными командировками и другими официальными мероприятиями, участие в которых связано с исполнением ими служебных (должностных) обязанностей, сдачи и оценки подарка, реализации (выкупа) и зачисления средств, вырученных от его реализации

Постановление Правительства РФ от 13.03.2013 № 207 об утверждении правил проверки достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей руководителей федеральных государственных учреждений, и лицами, замещающими эти должности

Постановление Правительства РФ от 13.03.2013 № 208 Об утверждении правил представления лицом, поступающим на работу на должность руководителя федерального государственного учреждения, а также руководителем федерального государственного учреждения сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруга (супруги) и несовершеннолетних детей

Постановление Правительства РФ от 21.01.2015 № 29 Об утверждении правил сообщения работодателем о заключении трудового или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с гражданином, замещавшим должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами российской федерации

Постановление Правительства РФ от 22.07.2013 № 613 о представлении гражданами, претендующими на замещение должностей в организациях, созданных для выполнения задач, поставленных перед правительством российской федерации, и работниками, замещающими должности в этих организациях, сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, проверке достоверности и полноты представляемых сведений и соблюдения работниками требований к служебному поведению


Локальные акты ННГУ в сфере противодействия коррупции




Формы документов, связанных с противодействием коррупции, для заполнения

Уведомление о случаях обращения в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений

Уведомление о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов

Уведомление о получении подарка в связи с должностным положением или исполнением должностных обязанностей

Заявление о намерении выкупить подарок, полученный в связи с протокольным мероприятием, служебными командировками и другими официальными мероприятиями


Планы мероприятий по реализации положений антикоррупционного законодательства

Оцените статью
Минтруд России