Коллективный договор в вопросах и ответах в помощь профсоюзному активу при заключении коллективного договора

Содержание
  1. Кто контролирует выполнение коллективного договора? Какая ответственность предусмотрена для сторон в случае неисполнения условий коллективного договора?
  2. Как внести изменения в коллективный договор?
  3. Ответственность за неисполнение функций представителями
  4. Содержание территориальных соглашений
  5. Экономическая политика
  6. Охрана окружающей среды
  7. Транспорт и дорожное хозяйство
  8. Коллективный договор при реорганизации и изменении наименования организации
  9. Территориальная комиссия по регулированию социально-трудовых отношений
  10. Нормативно-правовая база социального партнёрства в сфере труда
  11. Международно-правовые акты
  12. Российское законодательство
  13. Нормативно-правовые акты Красноярского края
  14. Участие государства в соцпартнерстве
  15. Зачем нужен коллективный договор в организации?
  16. Что дает коллективный договор работодателю?
  17. Где регистрируется коллективный договор, в каком порядке это делается?
  18. Какие вопросы могут быть урегулированы коллективным договором?
  19. Действие территориального соглашения
  20. Представители работников
  21. Принципы, уровни и формы социального партнерства
  22. Какие гарантии и компенсации есть у лиц, участвующих в коллективных переговорах?
  23. Гарантии для представителей работников
  24. Кто такие иные представители работников?
  25. Понятие и значение социального партнерства в трудовом праве
  26. На какой срок заключается коллективный договор?
  27. Представители работодателей
  28. Социальное партнерство на территориальном уровне
  29. Стороны и органы, взаимодействующие в соцпартнерстве

Кто контролирует выполнение коллективного договора? Какая ответственность предусмотрена для сторон в случае неисполнения условий коллективного договора?

Прежде всего, контроль исполнения условий коллективного договора, осуществляют сами стороны – представители работников следят за исполнением взятых на себя обязательств работодателем, работодатель следит за исполнением взятых на себя обязательств работниками.

Помимо этого, ход выполнения коллективного договора контролирует Государственная инспекция труда в субъекте РФ: она полномочна проводить плановые проверки на предмет исполнения обязательств сторонами, а также возможных обращений к ним представителей работников и работодателей с требованием провести такую проверку.

Согласно ст. 5.31 Кодекса об административных правонарушениях РФ, нарушение или невыполнение работодателем или лицом, его представляющим, обязательств по коллективному договору влечет наложение штрафа в размере от 30 до 50 минимальных размеров оплаты труда. Административное взыскание налагается Государственной инспекцией труда в соответствии со ст. 23.12 Кодекса об административных правонарушениях РФ.

Как внести изменения в коллективный договор?

Изменения в коллективный договор вносятся в том же порядке, который установлен для заключения коллективного договора, то есть путём коллективных переговоров о внесении изменений в коллективный договор между представителями работников и работодателей (ст. 44, 49 Трудового кодекса РФ).

Ответственность за неисполнение функций представителями

ТК РФ предусматривает административную ответственность для представителей обеих сторон, участвующих в соцпартнерстве (ст. 54, 55 ТК РФ). Однако в текстах соответствующих пунктов КоАП РФ речь идет только о представителях работодателя, которому в нижеперечисленных случаях грозит либо предупреждение, либо штраф.

При уклонении от участия в переговорах по коллективному договору или срыве сроков его заключения — до 3 000 руб.
При неправомерном отказе от подписания разработанного в результате переговоров документа — до 5 000 руб.
При непредставлении необходимой для переговоров или контроля за выполнением принятого коллективного документа информации — до 3 000 руб.
При нарушении обязательств, возложенных на представителей принятым коллективным документом, — до 5 000 руб.

Таким образом, фактически к ответственности за уклонение от участия в соцпартнерстве может быть привлечен только работодатель.

Как организовать самоконтроль соблюдения трудового законодательства, рассказали эксперты КонсультантПлюс с ссылками на рекомендации Минтруда. Оформите пробный доступ к системе и переходите в Готовое решение. Это бесплатно.

Содержание территориальных соглашений

Содержание и структура соглашения определяются по договоренности между представителями сторон, которые свободны в выборе круга вопросов для обсуждения и включения в соглашение.

Территориальные трехсторонние соглашения

В территориальном трехстороннем соглашении устанавливаются общие условия труда, гарантии, компенсации и льготы работникам на территории соответствующего муниципального образования.

Соглашением в рамках муниципального образования могут быть установлены, например:

  • Порядок индексации заработной платы (за исключением государственных и муниципальных органов) (ст. 134 ТК РФ);
  • Выплаты при выполнении работ в условиях, отклоняющихся от нормальных (ст. 49 ТК РФ);
  • Возможность начисления заработной платы в период отстранения работников по медицинским показаниям (ст. 73 ТК РФ) и некоторые другие;
  • Гарантии, компенсации и льготы работникам;
  • Подготовка и дополнительное профессиональное образование работников, в том числе в целях модернизации производства;
  • Вопросы охраны труда;
  • Другие вопросы, определенные сторонами.

Территориальным или отраслевым соглашениями могут устанавливаться критерии массового увольнения.

Экономическая политика

В разделе Экономическая политика можно отразить обязательства сторон, направленные на комплексное развитие муниципального образования, например: участие в разработке программ по развитию жилищно-коммунального хозяйства, содействие в привлечении инвестиций, координации деятельности предприятий города (района), и другие.

Охрана окружающей среды

В сфере охраны окружающей среды – предусмотреть контроль за соблюдением действующего экологического законодательства; организацию мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа (муниципального района); организацию сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов; организацию основных мероприятий по охране окружающей среды и природопользованию; оказание содействия гражданам, общественным объединениям в реализации их прав в области охраны окружающей среды.

Транспорт и дорожное хозяйство

В сфере транспорта – содействие в осуществлении деятельности организаций транспорта, дорожного хозяйства; повышение эффективности работы подведомственных организаций; участие в организации транспортного обслуживания населения автомобильным транспортом; участие в решении вопросов организации перевозки грузов; обеспечение организации взаимодействия в сфере безопасности дорожного движения на территории городского округа (муниципального района) и другие.

В сфере дорожного хозяйства можно обозначить следующие направления: обеспечение качественного и своевременного выполнения обязательств по благоустройству и дорожному хозяйству; осуществление мероприятий по капитальному ремонту и содержанию городских, муниципальных автодорог и другие.

Коллективный договор при реорганизации и изменении наименования организации

В случае изменения наименования организации, расторжения трудового договора с руководителем организации, согласно ч. 4 ст. 43 Трудового кодекса РФ, коллективный договор сохраняет свое действие.

При реорганизации (слиянии, присоединении, разделении, выделении, преобразовании) организации коллективный договор сохраняет свое действие **в течение всего срока реорганизации.** Это значит, что после того, как реорганизация проведена, коллективный договор свое действие прекращает, а стороны могут направлять друг другу предложения о заключении нового коллективного договора или продлении срока действия прежнего на срок до трех лет.

При смене собственника коллективный договор сохраняет действие, в течение трех месяцев со дня перехода права собственности. По истечении этих трех месяцев стороны также могут направлять друг другу предложения о заключении нового коллективного договора или продлении срока действия прежнего на срок до трех лет.

При ликвидации организации коллективный договор сохраняет свое действие в течение всего срока проведения ликвидации. После ликвидации предприятия обязательства по коллективному договору прекращаются.

## Участие органов социального партнерства в формировании и реализации государственной политики в сфере труда (ст. 35.1 ТК РФ)

Проекты законодательных актов, нормативных правовых актов и иных актов органов исполнительной власти и органов местного самоуправления в сфере труда, а также документы и материалы, необходимые для их обсуждения, направляются на рассмотрение в соответствующие комиссии по регулированию социально-трудовых отношений соответствующим профсоюзам (объединениям профсоюзов) и объединениям работодателей федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ или органами местного самоуправления, принимающими указанные акты.

Решения соответствующих комиссий по регулированию социально – трудовых отношений или мнения их сторон, заключения соответствующих профсоюзов (объединений профсоюзов) и объединений работодателей по направленным им проектам законодательных актов, нормативных правовых актов и иных актов органов исполнительной власти и органов местного самоуправления подлежат обязательному рассмотрению федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ или органами местного самоуправления, принимающими указанные акты.

## Комиссии по регулированию социально – трудовых отношений

Для обеспечения регулирования социально-трудовых отношений, ведения коллективных переговоров и подготовки проектов коллективных договоров, соглашений, заключения коллективных договоров, соглашений, а также для организации контроля их исполнения на всех уровнях **на равноправной основе по решению сторон образуются комиссии из наделенных необходимыми полномочиями представителей сторон.**

На территориальном уровне могут образовываться **трехсторонние комиссии по регулированию социально-трудовых отношений,** деятельность которых осуществляется **в соответствии с законом Красноярского края О социальном партнерстве, положениями об этих комиссиях, утвержденных представительными органами местного самоуправления** (ст.35 ТК РФ).

Территориальная комиссия по регулированию социально-трудовых отношений

Территориальная комиссия по регулированию социально-трудовых отношений является постоянно действующим органом системы социального партнерства на территориальном уровне. Комиссия образуется на принципах добровольности, самостоятельности и независимости сторон, их паритетности и равноправия.

Территориальные трехсторонние комиссии могут рассматривать следующие вопросы, например:

  • развитие системы социального партнерства на территориальном уровне, заключение отраслевых соглашений и коллективных договоров, повышение их роли в регулировании социально-трудовых отношений;
  • реализация на территории муниципального образования приоритетных национальных проектов Российской Федерации и Красноярского края;
  • содействие развитию социально ответственного бизнеса;
  • содействие в создании первичных профсоюзных организаций;
  • оплата труда, погашение задолженности по заработной плате работникам всех форм собственности;
  • совершенствование досудебных институтов и механизмов защиты трудовых прав работников и принятие необходимых мер по предотвращению трудовых споров и другие.

Нормативно-правовая база социального партнёрства в сфере труда

Международно-правовые акты

Международно-правовые акты по вопросам социального партнёрства и коллективных переговоров (конвенции МОТ и т.д.), ратифицированные Российской Федерацией.

Российское законодательство

  1. Конституция РФ (ст. 30, 37) – провозглашает свободу объединений; закрепляет право создавать профсоюзы для защиты своих профессиональных интересов; право на свободный труд, на работу в безопасных условиях, на достойное вознаграждение за труд и другие.

  2. Трудовой кодекс РФ от 30.12.2001 г. с изменениями и дополнениями (Раздел II – посвящён социальному партнёрству).

  3. ФЗ О профсоюзах, их правах и гарантиях деятельности № 10-ФЗ от 12.01.1996 г. с изменениями и дополнениями (предусматривает право профсоюзов представлять работников в социальном партнёрстве, включая право на ведение коллективных переговоров, участие в разработке проекта КД и т.д.).

  4. ФЗ Об объединениях работодателей №156-ФЗ от 27.11.2002 г. с изменениями и дополнениями (закрепляет право работодателей на объединение в целях представительства своих интересов и защиты прав своих членов во взаимоотношениях с профсоюзами и их объединениями (в сфере социально – трудовых отношений).

  5. Кодекс РФ об административных правонарушениях (ст.ст. 5.28 – 5.31**:** ответственность за нарушение законодательства о КД и соглашениях предусматривает штрафные санкции).

Нормативно-правовые акты Красноярского края

  1. Закон Красноярского края О социальном партнёрстве № 12-5724 от 31.03.2011 г. с изменениями и дополнениями.

  2. Распоряжение Губернатора Красноярского края от 15.12.2009 г. № 522-рг с изменениями и дополнениями О составе краевой трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

  3. Распоряжение Правительства Красноярского края от 16 марта 2016 г. N 198-Р «Об утверждении перечня органов исполнительной власти Красноярского края, уполномоченных в качестве представителя работодателей соответствующей отрасли – организаций, в отношении которых функции и полномочия учредителя осуществляют органы исполнительной власти Красноярского края» (с изменениями и дополнениями) – наделяет полномочиями отраслевые министерства на заключение отраслевых соглашений по вопросам социально-трудовых отношений.

  4. Постановление Правительства Красноярского края от 12 марта 2013 г. N 85-П “О внесении изменения в постановление Правительства Красноярского края от 27.08.2008 N 55-п “Об утверждении Положения о министерстве экономики и регионального развития Красноярского края, установлении предельной численности государственных гражданских служащих и иных работников министерства экономики и регионального развития Красноярского края” (с изменениями и дополнениями) – осуществляет уведомительную регистрацию краевого трехстороннего соглашения по регулированию социально-трудовых отношений, краевых отраслевых и краевых межотраслевых соглашений, иных соглашений по регулированию социально-трудовых отношений, заключаемых на уровне края.

  5. Соглашение по регулированию социально-трудовых отношений между Правительством Красноярского края, Красноярским краевым союзом организаций профсоюзов «Федерация профсоюзов Красноярского края» и краевыми объединениями работодателей.

Участие государства в соцпартнерстве

Государству в соцпартнерстве отводятся достаточно важные роли, обязывающие его:

  • к содействию в укреплении и развитии этого процесса;

  • участию в работе 3-сторонних комиссий.

Первая из этих ролей заключается в разработке законодательной основы, необходимой:

  • для регулирования вопросов взаимодействия сторон в соцпартнерстве;

  • обеспечения наличия гарантий для лиц, участвующих в коллективных переговорах;

  • установления ответственности для нарушителей процедур взаимодействия и невыполняющих коллективные соглашения.

При этом государство далеко не всегда непосредственно задействовано во взаимоотношениях между работниками и работодателями. Его участие в соглашениях, финансируемых за счет бюджета, является обязательным, а во всех остальных случаях 2 основные стороны соцпартнерства могут сами решить, нужно ли такое привлечение (ст. 45 ТК РФ).

Вторая роль позволяет, ориентируясь на реальные интересы общества, принимать важные законодательные решения на всех существующих уровнях. Государство в этом качестве является третьей независимой стороной переговоров, в задачи которой входит:

  • защита интересов общества в целом;

  • учет различных мнений при разработке политики государства;

  • принятие мотивированных законодательных и управленческих решений.

Зачем нужен коллективный договор в организации?

Необходимость заключения коллективного договора вызвана тем, что только коллективный договор обеспечивает защиту интересов работников, а также позволяет наладить четкую организацию труда и повысить производственную дисциплину.

В коллективном договоре учитываются особенности деятельности конкретной организации или индивидуального предпринимателя, используя их ресурсы и возможности в интересах работников и развития производства.

Необходимость коллективного договора вытекает из содержания Трудового кодекса РФ, так как уровень льгот и гарантий, предусмотренный в нем не является исчерпывающим (более 100 статей ТК РФ) и дополнительные гарантии могут быть закреплены в коллективном договоре (ст. 94, 128,136,159,173, 174 и другие).

Коллективный договор – это единственный документ в системе социального партнерства, невыполнение которого может быть рассмотрено в судебном порядке.

Выгода для работников вполне очевидна, ведь в коллективном договоре закрепляются многие неурегулированные законодательством вопросы. Установление показателей премирования, системы доплат и надбавок, предоставление медицинского страхования, займов на обучение и прочих поощрений и льгот усиливает мотивацию работников к труду, достигается материальная заинтересованность работников в ответственном отношении к выполнению своих трудовых (должностных) обязанностей, позволят избежать текучести кадров.

Важное место в коллективном договоре занимают положения об охране труда работников. Важность организации безопасных условий для трудовой деятельности персонала организации определяется тем, что от того, насколько работникам комфортно выполнять свои трудовые функции, зависит то, как хорошо они работают. Условия труда, ориентированные на потребности работников в безопасности, не только повышают производительность труда персонала, но и улучшают психологическую атмосферу в коллективе работников.

Что дает коллективный договор работодателю?

Наличие коллективного договора формирует имидж надежной и прогрессивной организации, способствует стабилизации трудовых правоотношений с работниками.

Немалые преимущества при этом получают работодатели. Согласно ст. 255 Налогового кодекса РФ организация может учесть в составе расходов на оплату труда начисления, компенсации, выплаты и расходы, связанные с содержанием работников, предусмотренные нормами законодательства РФ, трудовыми договорами и (или) коллективными договорами.

Наличие коллективного договора позволяет работодателю в решении сразу нескольких вопросов:

– через коллективный договор можно решать вопросы ответственности коллектива, отказа от забастовок, «корпоративных войн»;

– можно существенно сократить объем кадрового документооборота.

У работодателя нет возможности контактировать непосредственно с каждым работником, в этом случае взаимодействие с работниками осуществляется посредством коллективного договора. А в трудовых договорах даются только ссылки на общие правила, распространяющиеся на всех сотрудников. Таким образом, коллективный договор способствует упрощению трудовых договоров. Он регулирует трудовые отношения и помогает разрешить все вопросы, возникающие у сторон.

Коллективный договор для работодателя – это и инструмент оптимизации, планирования расходов на оплату труда, а также управления налоговой нагрузкой по налогу на прибыль, НДФЛ, ЕСН. Коллективный договор нужен работодателю как доказательство обоснованности затрат, так как довольно часто в нормативных актах имеются ссылки, позволяющие учесть расходы при исчислении некоторых налогов, если эти расходы предусмотрены именно коллективным договором.

При проведении проверки аудиторы неспроста запрашивают в числе прочих документов и коллективный договор. Ведь его положения влияют на порядок налогообложения деятельности организации. Согласно Налоговому кодексу РФ базу по налогу на прибыль уменьшают, в том числе расходы на оплату труда, в которые включаются любые начисления работникам в денежной и/или натуральной формах, стимулирующие выплаты и надбавки, компенсационные начисления, связанные с режимом работы или условиями труда, премии и единовременные поощрительные выплаты, расходы, связанные с содержанием этих работников, предусмотренные коллективным договором.

Отдельно законодатель оговорил, что в базу по налогу на прибыль не включается предоставление бесплатного или льготного питания, а также расходы на оплату проезда к месту работы и обратно транспортом общего пользования, специальными маршрутами, если такие расходы предусмотрены коллективным договором (п.п. 25, 26 ст. 270 НК).

Что касается расходов на командировки, то для целей исчисления налога на прибыль можно учитывать только суточные в пределах нормы, установленной законодательством. А сверхнормативные размеры командировочных, если их прописать в коллективном договоре, не будут включаться в базу по единому социальному налогу (п. 3 ст. 236 НК, письмо Президиума ВАС от 14 марта 2006 года № 106).

При включении данных расходов в коллективный договор налоговый орган снизит для фирмы (организации) размер налога на прибыль, единого социального налога. При этом организационно-правовая форма, штатная численность, ведомственная подчиненность организации не влияют на возможность заключения коллективного договора.

Где регистрируется коллективный договор, в каком порядке это делается?

Согласно ст. 50 ТК РФ, после подписания сторонами коллективный договор в течение семи дней направляется представителем работодателя на уведомительную регистрацию в территориальный орган по труду, т.е. в администрацию муниципального образования.

Регистрация коллективного договора необходима для выявления положений коллективного договора, ухудшающих положение работников по сравнению с действующим законодательством и принятия мер для исправления ситуации. В случае если такие положения выявлены, то орган по труду сообщает об этом представителям сторон, подписавшим коллективный договор, а также в Государственную инспекцию труда.

Кроме того, орган по труду оказывает консультативную помощь представителям сторон в исправлении ситуации, тем самым, защищая права работников.

Условия коллективных договоров, ухудшающие положение работника по сравнению с действующим законодательством, недействительны с момента принятия коллективного договора.

Какие вопросы могут быть урегулированы коллективным договором?

В силу самого определения коллективного договора, в нем могут содержаться положения о регулировании социально-трудовых отношений между работником и работодателем. Структуру и необходимые для внесения в коллективный договор положения стороны определяют сами.

Примерный перечень вопросов, которые могут содержаться в коллективном договоре, содержится в ст. 41 Трудового кодекса РФ:

– форма, система и размер оплаты труда, денежные вознаграждения пособия, компенсации, доплаты;

– механизм регулирования оплаты труда с учетом роста цен, уровня инфляции, выполнения показателей, обусловленных коллективным договором;

– занятость, переобучение, условия высвобождения работников;

– продолжительность рабочего времени и времени отдыха;

– улучшение условий охраны труда работников, в том числе женщин и молодежи;

– соблюдение интересов работников при приватизации организации, ведомственного жилья;

– экологическая безопасность и охрана здоровья работников на производстве;

– оздоровление и отдых работников и членов их семей;

– отказ от забастовок при выполнении соответствующих условий коллективного договора;

– другие вопросы, определенные сторонами.

Статья 41 Трудового кодекса РФ содержит также условия о том, что в коллективном договоре могут устанавливаться льготы и преимущества для работников, условия труда, более благоприятные по сравнению с установленными законами и иными нормативными актами.

Действие территориального соглашения

Соглашение действует в отношении:

  • всех работодателей, являющихся членами объединения работодателей, заключившего соглашение, а также являющихся членами объединений работодателей, иных некоммерческих организаций, входящих в объединение работодателей, заключивших соглашение;

  • работодателей, не являющихся членами объединения работодателей, заключившего соглашение, которые уполномочили указанное объединение от их имени участвовать в коллективных переговорах и заключать соглашение либо присоединились к соглашению после его заключения;

  • органов государственной власти и органов местного самоуправления в пределах, взятых ими на себя обязательств.

В отношении работодателей – органов местного самоуправления, муниципальных учреждений, муниципальных унитарных предприятий соглашение действует также в случае, если оно заключено от их имени уполномоченным органом местного самоуправления (статья 34ТК РФ).

Соглашение действует в отношении всех работников, состоящих в трудовых отношениях с указанными работодателями.

Согласно закону Красноярского края от 22.12.2022г. N 4-1431 “О внесении изменений в Закон края “О социальном партнерстве” (подписан Губернатором Красноярского края 26.12.2022г.) с 01.01.2025 года в Красноярском крае вступает иной порядок распространения регионального соглашения на работодателей. Так, если работодатели, не участвовавшие в заключении соглашения, в течение 45 календарных дней со дня официального опубликования предложения о присоединении к соглашению, не представили в уполномоченный орган мотивированный письменный отказ от присоединения к нему, то такое соглашение считается распространенным на этих работодателей со дня официального опубликования данного предложения.

В случае отказа работодателя от присоединения к соглашению к отказу должен быть приложен протокол консультаций работодателя с выборным органом первичной профсоюзной организации, объединяющей работников данного работодателя, либо с иными представителями работников данного работодателя, избираемыми работниками в случаях, предусмотренных действующим законодательством.

Уполномоченный орган имеет право пригласить представителей данного работодателя и представителей выборного органа первичной профсоюзной организации, объединяющей работников данного работодателя, либо иных представителей работников данного работодателя, а также представителей сторон соглашения для проведения консультаций по вопросу присоединения к нему.

Представители работников

Интересы работников в соцпартнерстве представляют:

  • профсоюзные органы — чаще всего;

  • трудовой арбитраж;

  • непрофсоюзные выборные органы.

От имени профсоюза обычно выступает руководитель соответствующего профсоюзного органа, уполномоченный на это его действующими учредительными или организационно-распорядительными документами.

В зависимости от уровня, на котором осуществляется соцпартнерство, участие в нем принимает и профсоюзный орган соответствующего масштаба:

  • общероссийского;

  • регионального;

  • отраслевого или межотраслевого;

  • локального, представленного первичной профсоюзной организацией.

Объединенные (общероссийские, региональные, отраслевые, межотраслевые) органы создаются путем включения в них пропорционального количества представителей каждого профсоюза или делегированием полномочий наиболее представительному из них. Предполагается, что участвующие в переговорах представители нескольких коллективов работников предварительно вырабатывают единую позицию по вопросам, в отношении которых ведутся коллективные переговоры, и фактически представлены единым органом.

Первичная профсоюзная организация может являться представителем не только работников, являющихся ее членами, даже без специального предоставления ей соответствующих полномочий. ТК РФ (ст. 37) обязывает к такому представительству в вопросах ведения коллективных переговоров, споров, при разработке коллективного договора, когда:

  • в профсоюзной организации состоит больше половины всех работников;

  • существует несколько профсоюзов и они образовали единый орган, представляющий интересы большинства работников;

  • общее собрание работников поручило профсоюзной организации ведение переговоров от имени всего их коллектива.

Трудовой арбитраж —

Непрофсоюзный выборный орган, избираемый на общем собрании членов трудового коллектива, формируется в случаях:

  • отсутствия профсоюзной организации;

  • наличия нескольких профсоюзных органов, в которых (по отдельности или совместно) состоит менее половины работников, когда ни одному из этих органов не поручено представительство от имени коллектива.

Порядок составления трудового договора приведен в статье «Порядок заключения трудового договора (нюансы)».

Принципы, уровни и формы социального партнерства

Партнерство предполагает, прежде всего, наличие полномочий и равных прав у сторон и базируется на их взаимных:

  • уважении;

  • заинтересованности;

  • законопослушности;

  • ответственности;

  • свободах в обсуждении вопросов, выборе решений и принятии на себя обязательств;

  • обязанностях по выполнению принятых решений и осуществлению контролю за этим.

Государство должно содействовать поддержке и развитию демократических основ соцпартнерства (ст. 24 ТК РФ).

В зависимости от состава участников и значимости вопроса выработанные решения (принятые по ним документы) могут возникать на различных уровнях (ст. 26 ТК РФ): от федерального (законодательного, отраслевого, межотраслевого) до локального (действительного в пределах одной организации). Федеральный, региональный и территориальный уровни социального партнерства предполагают создание таких документов, как законы или соглашения соответствующего уровня и охвата заинтересованных сторон. Локальный акт — это коллективный договор.

В путеводителе по кадровым вопросам от КонсультантПлюс детально раскрыт порядок оформления коллективного договора. Если у вас нет доступа к правовой системе, получите пробный онлайн-доступ бесплатно.

Разнообразны также и формы взаимодействия, в выборе которых стороны достаточно свободны, и ни одна из этих форм не является для сторон обязательной. Это могут быть:

  • разработка документов;

  • принятие решений;

  • переговоры;

  • консультации;

  • обмен сведениями;

  • создание комиссий, комитетов, 3-сторонних органов.

Основой процесса являются переговоры. Участие в них с каждой из сторон может принимать как единственный участник, так и их коллектив (группа работодателей или представителей работников). Право инициировать процесс по своей инициативе есть у обеих сторон (ст. 36 ТК РФ).

Какие гарантии и компенсации есть у лиц, участвующих в коллективных переговорах?

Статья 39 Трудового Кодекса РФ определяет, что лица, участвующие в коллективных переговорах, подготовке проекта коллективного договора, освобождаются от основной работы с сохранением среднего заработка на срок, определяемый соглашением сторон, но не более трех месяцев (срок работы комиссии).

Все затраты, связанные с участием в коллективных переговорах, компенсируются в порядке, установленном законодательством, коллективным договором, соглашением. Оплата услуг эксперта, специалиста и посредников производится приглашающей стороной, если иное не будет предусмотрено коллективным договором.

Представители работников, участвующие в коллективных переговорах, в период их ведения, не могут быть подвергнуты дисциплинарному взысканию, переведены на другую работу или уволены по инициативе работодателя, за исключением случаев расторжения договора за совершение проступка, за который в соответствии с Трудовым кодексом РФ предусмотрено увольнение с работы.

Гарантии для представителей работников

Законодательство обязывает работодателя к созданию условий для возможности осуществления деятельности в рамках соцпартнерства для представителей работников (ст. 32 ТК РФ). В отношении профсоюзного органа существует обязанность бесплатного обеспечения его (ст. 377 ТК РФ):

  • помещением, подходящим для офисной работы в нем;

  • необходимым оборудованием, средствами связи, документами;

  • возможностью размещения информации об осуществляемой деятельности.

Работники, уполномоченные к участию в переговорах от имени коллектива, имеют право на (ст. 39 ТК РФ):

  • освобождение от основной работы на период переговоров, но не больше, чем на 3 месяца;

  • сохранение места работы и средней зарплаты на этот период;

  • компенсацию всех затрат, понесенных в связи с участием в переговорах, в т. ч. на оплату услуг приглашенных сторонних специалистов, если такое условие содержится в заключенном в результате переговоров соглашении;

  • привлечение к дисциплинарной ответственности, перевод на другую работу или увольнение по инициативе работодателя только по согласованию с уполномочившим их быть представителем коллективом (органом), если дисциплинарный проступок не является грубым, допускающим увольнение за его совершение.

О существующих видах ответственности за дисциплинарные проступки и о тех нарушениях, которые относятся к грубым, подробнее читайте в материале «Дисциплинарная ответственность работника и ее виды».

Что такое материальная отвественность работников, читайте здесь.

Образец положения о материальной ответсвенности работников вы найдете в статье.

Кто такие иные представители работников?

Трудовой кодекс РФ не определяет, какие иные организации или органы могут представлять интересы работников. Общее собрание, конференция работников могут избрать представителей или представительный орган для представления своих интересов при переговорах по разработке и заключению коллективного договора при условии отсутствия первичной профсоюзной организации на предприятии, в учреждении или в случае отказа выборного органа первичной профсоюзной организации вести переговоры.

Полномочия иных представителей оформляются протоколом общего собрания (конференции).

Понятие и значение социального партнерства в трудовом праве

Трудовое право основано на непосредственном взаимодействии 2 сторон: работника и работодателя. Однако осуществление такого взаимодействия предполагается в сфере более широкой, чем просто договорные отношения. Согласно ст. 23 ТК РФ оно базируется на взаимном сотрудничестве участников, направленном на согласование их интересов в области главного предмета их основных взаимоотношений, с возможностью привлечения к ним при необходимости третьей стороны (госорганов).

Определяющие задачи взаимного сотрудничества, называемого социальным партнерством, сводятся:

  • к согласованию действий сторон по вопросам трудового права;

  • обеспечению соблюдения норм трудового законодательства;

  • поиску решений, направленных на повышение эффективности деятельности организации-работодателя и заинтересованности работников в более производительном труде, не ущемляющих интересов ни одной из сторон.

Осуществляется это путем:

  • ведения коллективных переговоров и создания коллективно разработанных документов;

  • формирования постоянно функционирующих комиссий, которые могут быть как 2-сторонними, так и 3-сторонними;

  • осуществления взаимных консультаций и обмена информацией;

  • привлечения работников к участию в процессе управления деятельностью работодателя;

  • участия представителей сторон в процедуре разрешения индивидуальных и коллективных споров по трудовым вопросам.

Взаимодействие в сфере соцпартнерства, как и любые иные значимые взаимоотношения, регулируется законодательно, и этому вопросу посвящен особый раздел ТК РФ (раздел II).

В статье В.А.Сафонова приведены рассуждения о перспективе развития социального партнерства. Оформите пробный онлайн-доступ к КонсультантПлюс и переходите в статью.

На какой срок заключается коллективный договор?

В соответствии со ст. 43 ТК РФ, коллективный договор заключается на срок не более 3 лет. Стороны могут по взаимному соглашению неоднократно продлять действие этого коллективного договора еще на три года, но не более.

Если профсоюзная организация хочет продлить действие коллективного договора, ей стоит позаботиться об этом заранее: направить другой стороне предложение о продлении срока действия коллективного договора за несколько месяцев до его окончания. Отказ администрации продлить действие коллективного договора может стать предметом коллективного трудового спора, а для его урегулирования понадобится время.

Положения коллективного договора, которые гласят «коллективный договор действует до заключения нового» будут недействительны.

18. На кого распространяется действие заключенного коллективного договора?

Коллективный договор вступает в силу с момента его подписания сторонами. Не стоит путать этот момент с моментом регистрации коллективного договора в соответствующем органе по труду (администрации муниципального образования) – такая обязанность лежит на работодателе, и не обуславливает вступление в силу коллективного договора. Как только стороны договор подписали, у них возникли обязательства, которые необходимо исполнять.

Действие заключенного коллективного договора, согласно ст. 43 Трудового кодекса РФ, распространяется на всех работников и работодателя данной организации, филиала, представительства и иного обособленного структурного подразделения.

Представители работодателей

Обычный работодатель в целях соцпартнерства чаще всего представлен:

  • руководителем организации;

  • работодателем-ИП;

  • уполномоченными ими на это лицами.

Вместе с тем возможно представление интересов работодателя:

  • членами правления или совета директоров;

  • управляющей организацией;

  • внешним или конкурсным управляющим;

  • руководителем обособленного подразделения, которому делегированы такие полномочия;

  • государственным органом (министерством) — для работодателей, являющихся государственными или муниципальными органами, учреждениями, предприятиями.

Допускается также частичная передача полномочий, когда представитель, назначенный руководителем, участвует в разработке документа, а окончательное решение по этому документу принимает сам руководитель.

Когда формируется орган, работающий на более высоких уровнях, предполагающих представление интересов группы работодателей, они для этих целей объединяются в соответствующие некоммерческие организации. Такие объединения могут быть (ст. 4 закона «Об объединениях работодателей» от 27.11.2002 № 156-ФЗ):

  • общероссийскими и общероссийскими отраслевыми (межотраслевыми);

  • межрегиональными и межрегиональными отраслевыми (межотраслевыми);

  • региональными и региональными отраслевыми (межотраслевыми);

  • территориальными и территориальными отраслевыми (межотраслевыми).

Эти объединения являются законодательно независимыми в своих действиях и не подвержены вмешательству в их деятельность органов государственной власти (ст. 6 закона «Об объединениях работодателей» от 27.11.2002 № 156-ФЗ).

Допускается отсутствие прямого участия работодателя в объединении, но с возможностью делегирования права представления его интересов этим объединением.

Подписанные объединением работодателей соглашения, связанные с соцпартнерством, обязательны к исполнению для (ст. 48 ТК РФ):

  • всех членов этого объединения;

  • работодателей, уполномочивших объединение быть представителем их интересов;

  • работодателей, не участвовавших прямо или косвенно в разработке соглашения, но присоединившихся к нему после его подписания.

В постоянно действующих 3-сторонних комиссиях по регулированию социально-трудовых отношений, созданных на федеральном уровне, работодателей могут представлять только их объединения (ст. 35 ТК РФ).

Информация о срочном трудовом договоре есть в статьях:

Социальное партнерство на территориальном уровне

Развитие муниципального образования зависит от взаимодействия трех основных субъектов: органов местного самоуправления, представителей бизнеса и общественности.

Для бизнеса участие в социальном партнерстве формирует статус и авторитет надежной организации и социально ответственного работодателя, расширяет возможность управления рисками, предоставляет преимущества привлечения, мотивации и закрепления работников в организациях.

Для профсоюзов это возможность совместно с социальными партнерами участвовать в решении важных социально-экономических проблем, затрагивающих интересы трудящихся.

Органы местного самоуправления являются координирующим звеном между сторонами социального партнёрства и в пределах своих полномочий решают вопросы развития соответствующей территории, обеспечения потребностей населения в социально-культурных, коммунальных, бытовых и других жизненно важных услугах.

В целом интересы всех трёх субъектов совпадают и направлены на устойчивое развитие территории.

Сторонами социального партнерства являются работники и работодатели в лице уполномоченных в установленном порядке представителей.

Органы государственной власти и органы местного самоуправления являются сторонами социального партнерства в случаях, когда они выступают в качестве работодателей, а также в других случаях, предусмотренных трудовым законодательством.

Стороны и органы, взаимодействующие в соцпартнерстве

Стороны социального партнерства — это в первую очередь работники и работодатели (ст. 25 ТК РФ). В качестве работодателей или третьей стороны отношений могут выступать госорганы. Когда они являются третьей стороной, возможность их участия в соцпартнерстве должна прямо предусматриваться в ТК РФ или законах соответствующего уровня. Ими могут быть:

  • Правительство РФ;

  • Минтруд РФ;

  • правительство или администрация региона;

  • орган службы занятости.

О результатах участия государства в работе 3-сторонних комиссий подробнее читайте в статье «Положение о стимулирующих выплатах с критериями эффективности».

Каждая из сторон выдвигает для взаимодействия во всех необходимых процедурах своих представителей, наделенных соответствующими полномочиями. Эти полномочия могут возникать в силу:

  • закона;

  • другого нормативного акта;

  • учредительных документов;

  • специального решения.

Каждый представитель должен иметь возможность документально подтвердить свои полномочия.

Из представителей сторон образуются главные органы соцпартнерства: комиссии соответствующего уровня (от федерального до локального), которые и осуществляют основные процедуры взаимодействия сторон. Чаще всего их работа завершается выработкой текста какого-либо документа. При наличии разногласий по нему об этом составляется соответствующий протокол, и дальнейшее урегулирование несогласованных вопросов ведется через последовательность особых процедур (гл. 61 ТК РФ):

  • работу примирительной комиссии;

  • привлечение посредника;

  • обращение в трудовой арбитраж.

Комиссии создаются из равного количества представителей каждой стороны и могут быть постоянно действующими.

Оцените статью
Минтруд России