На фоне стремительного развития экономических отношений между странами и оборота огромного количества продукции возникла необходимость подтверждения качества реализуемых товаров. Для этого проводятся проверки изделий на соответствие установленным требованиям, после чего выдаются разрешительные документы. Одной из таких бумаг считается декларация соответствия. Что представляет собой это разрешение, на какой период оно выдается, от чего зависит срок, в течение которого разрешительная документация действительна, рассмотрим далее.
Статья для специалистов по охране труда, которые еще не проводили спецоценку или не уверены в своих знаниях. Расскажем про изменения с 2020 года, этапы спецоценки и что делать на каждом из них. Поможет избежать ошибок и штрафов
Специальная оценка условий труда (далее — СОУТ) включает четыре обязательных этапа. Нельзя менять последовательность этапов. Каждое новое мероприятие можно начинать только после того, как закончено предыдущее. Иначе нарушите порядок СОУТ.
Если нарушить процедуру СОУТ или не провести вовсе, то административный штраф составит (ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ):
- Что такое «декларация соответствия»? Нюансы оформления документа
- В соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 95 Закона N 44-ФЗ заказчик может однократно продлить срок выполнения работ по контракту. Если этот срок продлен по вине подрядчика, должен ли заказчик выставить ему неустойку?
- Период действия разрешительных документов для условий труда
- От чего зависит период действия деклараций?
- Виды деклараций
- Изменения в законодательстве с 2020 года
- Этапы специальной оценки условий труда
- Этап 1. Подготовительный
- Какую организацию выбрать для проведения спецоценки рабочих мест?
- Этап 2. Технический
- Этап 3. Организационный
- Этап 4. Заключительный
- Сроки, в течение которых декларации ГОСТ Р действительны
- Обзор документа
- Шпаргалка
- Как продлить срок действия декларации СОУТ
- Сроки действия разрешительной документации в системе ТР ТС
Что такое «декларация соответствия»? Нюансы оформления документа
Этот документ подтверждает, что товар производится и реализуется в соответствии с предъявленными национальными и международными стандартами. Выдачей разрешительной документации занимаются специализированные аккредитованные органы. Оформить разрешение может производитель, поставщик или продавец продукции. Заявитель вправе самостоятельно составить декларацию, а данные в документацию будут вноситься от его имени. Всю ответственность за предоставленную информацию несет сам декларант.
Составляется документ на обычном листе А4. За помощью по оформлению разрешительной документации можно обратиться в сертификационный центр. Сотрудники таких компаний помогут в сборе требуемых документов, а также проведении инспекционных экспертиз и лабораторных испытаний, чтобы проверить соответствие изделия заявленным требованиям.
Узнать срок действия разрешительной документации, ее подлинность и статус можно в Едином реестре Росаккредитации (ФСА). Для этого достаточно знать порядковый номер декларации и основные данные о заявителе.
Департамент условий и охраны труда Минтруда России рассмотрел по компетенции обращение по вопросу применения отдельных положений законодательства о специальной оценке условий труда и сообщает следующее.
Вопросы декларирования соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда урегулированы статьей 11 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (далее — Федеральный закон N 426-ФЗ).
Декларация соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда действительна в течение пяти лет. Указанный срок исчисляется со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда.
По истечении срока действия указанной декларации и в случае отсутствия в период ее действия обстоятельств, указанных в части 5 статьи 11 Федерального закона № 426-ФЗ, срок действия данной декларации считается продленным на следующие пять лет.
При этом на таких рабочих местах срок проведения специальной оценки условий труда также продляется на пять лет.
Документального подтверждения срока продления декларации и срока проведения очередной плановой специальной оценки условий труда не требуется.
Продление срока действия лицензии
1. Продление срока действия лицензии осуществляется на основании заявления лицензиата. Заявление о продлении срока действия лицензии представляется лицензиатом в лицензирующий орган не позднее чем за один месяц до даты окончания срока действия лицензии. К заявлению прилагается полный пакет документов в соответствии с частью 1 статьи 6 настоящего Закона. При продлении срока действия лицензии соответственно продлевается срок действия приложения к лицензии, если иное не заявлено лицензиатом.
2. Сроки рассмотрения заявления и принятия решения о продлении срока действия или об отказе в продлении срока действия лицензии не могут превышать сроков, установленных настоящим Законом для выдачи лицензии.
3. При рассмотрении заявления о продлении срока действия лицензии лицензирующий орган проводит экспертизу представленных документов, а также обследование территориально обособленных объектов лицензиата, если такое обследование не проводилось в течение года, в котором было подано заявление о продлении срока действия лицензии.
4. Решение лицензирующего органа об отказе в продлении срока действия лицензии направляется лицензиату в трехдневный срок после принятия такого решения.
5. В случае принятия решения о продлении срока действия лицензии в лицензии и приложении к лицензии делается соответствующая отметка о сроке, на который продлевается лицензия. Данная отметка заверяется печатью лицензирующего органа и подписью руководителя лицензирующего органа или уполномоченного им лица.
Работодатель проводил спецоценку в 2016 году, тогда были установлены нормальные условия труда. Сейчас истекает пятилетний срок действия
спецоценки. Нужно ли проводить новую специальную оценку условий труда? Нужно ли получать какие-нибудь документы, освобождающие от проведения
спецоценки?
Если спецоценкой на рабочих местах установлены нормальные условия труда, проводить плановую спецоценку (раз в 5 лет) не нужно. Никаких
документов, освобождающих от проведения спецоценки, также получать не нужно.
Обоснован вывод следующим.
Правила проведения спецоценки на рабочих местах установлены Федеральным законом
от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (далее –
Закон № 426-ФЗ). Плановая спецоценка условий труда проводится не реже чем один раз в 5 лет
(ч. 4 ст. 8 Закона № 426-ФЗ). Внеплановая спецоценка проводится при
наступлении определенных случаев – в течение 12 или 6 месяцев со дня их наступления
(ст. 17 Закона № 426-ФЗ).
Нормальные условия труда на рабочих местах подтверждаются декларацией соответствия условий труда госнормативам (далее – декларация). Подается
такая декларация в территориальный орган Роструда по тем рабочим местам, условия труда на которых признаны оптимальными или допустимыми
(ч. 1 ст. 11 Закона № 426-ФЗ). Форма декларации и порядок ее
подачи утверждены приказом Минтруда России от 07.02.2014 № 80н.
Напомним, что до 01.01.2021 декларация действовала в течение 5 лет, после чего срок продлевался еще на 5 лет. Согласно разъяснению Минтруда
России на 5 лет продлевается не только срок действия декларации, но и срок проведения очередной плановой спецоценки (письмо
от 30.08.2019 № 15-1/ООГ-1968). При этом документально подтверждать
продление такого срока от работодателя не требуется.
Подробнее об этом см. новость.
С 01.01.2021 декларация соответствия стала бессрочной. Кроме того, в Закон № 426-ФЗ добавлено положение о том, что работодатель может не
проводить повторную спецоценку на рабочих местах, в отношении которых была подана декларация соответствия.
Исключение составляют случаи (ч. 5 ст. 11 Закона № 426-ФЗ):
Таким образом, если условия труда на декларируемых рабочих местах не изменились, проводить плановую спецоценку на этих местах не требуется.
Новости и аналитика
В соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 95 Закона N 44-ФЗ заказчик может однократно продлить срок выполнения работ по контракту. Если этот срок продлен по вине подрядчика, должен ли заказчик выставить ему неустойку?
В соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 95 Закона N 44-ФЗ заказчик может однократно продлить срок выполнения работ по контракту. Если этот срок продлен по вине подрядчика, должен ли заказчик выставить ему неустойку?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:Если подрядчиком допущено нарушение промежуточных сроков выполнения работ, заказчик не только вправе, но и обязан выставить требование об уплате неустойки до подписания соглашения о продлении сроков исполнения контракта. После подписания дополнительного соглашения основания для предъявления требований об уплате неустойки могут возникнуть только в будущем.
Обоснование вывода:Пункт 9 ч. 1 ст. 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон N 44-ФЗ) предусматривает возможность однократного изменения срока исполнения контракта в случае невозможности выполнения работ на прежних условиях вследствие независящих от сторон обстоятельств или по вине подрядчика. В указанный срок не включается срок получения в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности положительного заключения экспертизы проектной документации в случае необходимости внесения в нее изменений. Для изменения контракта в случае его неисполнения в срок по вине подрядчика предусмотрено дополнительное условие: отсутствие неисполненных подрядчиком требований об уплате неустоек (штрафов, пеней), предъявленных заказчиком в соответствии с законом, предоставления подрядчиком в соответствии с Законом N 44-ФЗ обеспечения исполнения контракта. В связи с этим необходимо учитывать следующее. Во-первых, Законом N 44-ФЗ не установлены конкретные сроки для заключения соглашения о продлении сроков исполнения контракта на основании п. 9 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ. Из буквального прочтения указаний п. 9 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ следует, что заключение данного соглашения возможно, если контракт не исполнен в установленный им срок, причем при наличии вины подрядчика — только при условии отсутствия неисполненных подрядчиком требований об уплате неустоек (штрафов, пеней), предъявленных заказчиком в соответствии с Законом N 44-ФЗ, которые также могут быть предъявлены в полном объеме после окончания срока выполнения работ. То есть получается, что соглашение о продлении срока выполнения работ по вышеназванному контракту можно заключить только после окончания срока выполнения работ либо в последний день, когда станет очевидно, что контракт уже не исполнен в изначально установленный им срок. Однако, по нашему мнению, буквальное прочтение приведенной нормы делает ее реализацию на практике чрезвычайно затруднительной, а в некоторых ситуациях противоречащей логике хозяйственной деятельности. Дело в том, что п. 9 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ устанавливает условием изменения контракта, помимо прочего, невозможность исполнения контракта в установленный срок по независящим от сторон обстоятельствам, влекущим в том числе необходимость внесения изменений в проектную документацию. Как представляется очевидным, внесение изменений в проектную документацию практически всегда означает изменение видов (состава) и объемов работ по контракту, в то время как п. 9 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ предусматривает изменение только срока исполнения контракта, но не видов и объемов работ. Изменение видов и объемов работ по контракту предусмотрено иными нормами — пп. «в» п. 1 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ, который может применяться, только если возможность его применения предусмотрена документацией о закупке, и п. 8 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ, который применяется только к долгосрочным особо финансово значимым контрактам на выполнение строительных работ и сам по себе предусматривает возможность изменения и видов и объемов работ и срока исполнения контракта. Получается, что если при исполнении контракта выявляется необходимость внесения изменений в проектную документацию, влекущих невозможность исполнения работ по контракту в изначально установленный контрактом срок, стороны контракта должны сперва подписать соглашение об изменении видов и объемов работ на основании пп. «в» п. 1 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ, а затем уже — соглашение об изменении срока исполнения контракта на основании п. 9 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ. При этом если стороны не согласуют новые сроки выполнения работ на момент внесения изменений в проектную документацию в части видов и объемов работ, то подрядчик должен будет выполнять работы в ином составе, что с большой долей вероятности подразумевает и иные сроки их выполнения. В результате подрядчик формально будет выполнять работы с просрочками и заказчик должен будет требовать от него уплаты пени (ч. 6 ст. 34 Закона N 44-ФЗ), хотя в данном случае подрядчик не должен нести ответственность в силу ст. 401, п. 1 ст. 716 ГК РФ, ч. 9 ст. 34 Закона N 44-ФЗ. На наш взгляд, в данном случае возможно применение норм гражданского законодательства по аналогии закона (п. 1 ст. 6 ГК РФ). Так, согласно п. 3 ст. 715 ГК РФ, если подрядчик не приступает своевременно к исполнению договора подряда или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков. Полагаем, что логически должно быть верно и обратное — если в силу того, что выполнение работ, виды и объемы которых изменились по согласованию сторон, в изначально установленные сроки явно невозможно, а заказчик не согласовывает новые сроки их выполнения — подрядчик вправе отказаться от исполнения контракта (по аналогии со ст. 719 ГК РФ). Поэтому, на наш взгляд, стороны, руководствуясь логикой и положениями гражданского законодательства, вправе заключить соглашение о продлении сроков исполнения контракта на основании п. 9 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ в момент, когда станет очевидно, что работы, предусмотренные контрактом, не будут выполнены в срок и будет ясно, на какой срок в связи с этим требуется продлить срок исполнения контракта. При этом дожидаться истечения срока исполнения обязательств, предусмотренных контрактом, не обязательно. Однако должны подчеркнуть, что сказанное является только нашим экспертным мнением. Правоприменительная практика по данному вопросу еще не сложилась, а официальные разъяснения отсутствуют. Поэтому не исключено, что «досрочное» заключение соглашения на основании п. 9 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ будет признано неправомерным. Во-вторых, и в том случае, если стороны «досрочно» заключают на основании п. 9 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ соглашение о продлении срока исполнения работ по контракту, требование об уплате подрядчиком неустойки может быть не лишено смысла. Дело в том, что в договоре подряда указываются начальный и конечный сроки выполнения работы, но по согласованию между сторонами в договоре могут быть предусмотрены также сроки завершения отдельных этапов работы (промежуточные сроки). Указанные в договоре подряда начальный, конечный и промежуточные сроки выполнения работы могут быть изменены в случаях и в порядке, предусмотренных договором (п. 1, п. 2 ст. 708 ГК РФ). Подрядчик несет ответственность за нарушение как начального и конечного, так и промежуточных сроков выполнения работы (п. 1 ст. 708 ГК РФ). Напомним, что в случае нарушения контрагентом предусмотренного контрактом срока выполнения работ заказчик обязан направить подрядчику требование об уплате пени (ч. 6 ст. 34 Закона N 44-ФЗ). Исключить возникновение этой обязанности путем подписания какого-либо дополнительного соглашения к контракту (в том числе указанного в вопросе) стороны не могут. Соответственно, если на момент принятия решения о продлении срока исполнения контракта подрядчиком допущены просрочки исполнения отдельных этапов выполнения работ, заказчик обязан направить ему требование об уплате соответствующей неустойки, а дополнительное соглашение об указанном продлении срока может быть подписано только после удовлетворения подрядчиком этого требования.(Напомним, что в силу ч. 42.1 ст. 112 Закона N 44-ФЗ начисленные контрагенту, но не списанные заказчиком суммы неустоек (штрафов, пеней) в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением в 2015, 2016 и 2020 годах обязательств, предусмотренных контрактом, подлежат списанию в случаях и порядке, которые установлены Правительством РФ. На основании данной нормы соответствующие Правила утверждены постановлением Правительства РФ от 04.07.2018 N 783.)После же подписания соответствующего дополнительного соглашения, очевидно, следует руководствоваться указанием п. 1 ст. 453 ГК РФ, что при изменении договора обязательства сторон сохраняются в измененном виде. Иными словами, после подписания дополнительного соглашения контрактом будут предусмотрены иные сроки исполнения обязательств по нему, которые подрядчик может нарушить только в будущем. Полагаем, что именно поэтому п. 9 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ содержит требование об уплате всех неустоек по контракту до продления сроков исполнения по нему на основании этого пункта.
Ответ подготовил:Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТСерков Аркадий
Ответ прошел контроль качества
30 декабря 2020 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
В этой статьеДокумент, в котором написано, что товар соответствует техническим регламентам ЕАЭС и поэтому безопасен для экологии и здоровья людейВиктор ПодгорскийВ этой статьеБольшинство товаров, которые продают в России, должны соответствовать техническим регламентам ЕАЭС — Евразийского экономического союза. Это объединение стран с единым таможенным законодательством и требованиями к безопасности товаров. В 2022 году в ЕАЭС входят Россия, Казахстан, Беларусь, Армения и Киргизия. Поэтому нельзя просто произвести или импортировать, например, мужские рубашки и начать продавать — нужно подтвердить их безопасность. Для этого получают один из трех документов:1. Декларацию о соответствии. Нужна для продажи большинства потребительских товаров.2. Сертификат соответствия. Его получают на товары с более строгими требованиями к безопасности. Например, для детской одежды. В марте 2022 года вышло постановление правительства. В нем сказано, что на единичные партии товара сертификат соответствия можно заменить на декларацию.3. Отказное письмо. Документ, который подтверждает, что товар не подлежит обязательной сертификации или декларированию. В статье рассказываем только про декларацию о соответствии. Пример, как выглядит декларация о соответствии. ИсточникЗачем нужно получать декларацию о соответствииДекларация о соответствии на продукцию нужна, чтобы ввозить товары в ЕАЭС и продавать их, не имея проблем с таможней и другими государственными органами. Также декларацию получают на товары, которые производят и продают внутри этих стран. Растаможить груз. Продукцию без декларации о соответствии таможня просто не пропустит. Пока импортер не оформит документы, груз будет храниться на складе временного хранения — СВХ, а это дорого. Кроме того, незадекларированный товар могут конфисковать. Продавать товары. Декларация о соответствии нужна для законной продажи товаров на территории ЕАЭС. При этом неважно, где будет продаваться товар: на маркетплейсе, в крупном торговом центре или киоске на остановке. Избежать штрафов. Если производитель или продавец товаров не оформит декларацию, таможня или Роспотребнадзор могут его оштрафовать. При первом нарушении штраф может достигать 300 тысяч рублей, при повторном — в полтора раза больше. Кто должен получать декларацию о соответствииОбычно документы оформляет производитель при изготовлении товара или импортер при ввозе продукции в Россию. Поэтому, если перепродаете чужой товар, нужно попросить у продавца копию декларации. Но если вы сами производите продукцию или ввозите ее не из стран ЕАЭС, а, например, из Китая, то документы придется оформлять самостоятельно. В России заявление на оценку соответствия может подать только резидент стран — участников ЕАЭС: России, Армении, Белоруссии, Казахстана и Киргизии. Компании и предприниматели, зарегистрированные в других странах, могут оформить декларацию только через посредника. Если планируете регулярно импортировать товар от одного и того же производителя, достаточно получить декларацию один раз и предоставлять ее ко всем поставкам этого товара. Когда можно не получать декларацию о соответствииВ ноябре 2021 года Совет Евразийской экономической комиссии выпустил новый порядок ввоза товаров, которые подлежат декларированию. Там перечислены исключения, когда оформление декларации о соответствии не обязательно:импортер — физическое лицо без статуса ИП;импортер ввозит оборудование, которое уже эксплуатировали — это указано в договоре на покупку. Но обычно следы использования видны и визуально. Например, оборудование перевозится в неоригинальной упаковке, на нем есть царапины или стерлась краска;товары ввозят в режиме реимпорта. Это значит, что их ранее вывезли из России, но иностранный контрагент отказался от сделки и отправил товар обратно;импортер ввозит запасные части или расходники для обслуживания и ремонта оборудования, которое он уже ввез в ЕАЭС и оформил на него декларацию. В этих случаях таможня обязана пропустить груз без документов о соответствии. Как получить декларацию о соответствииДекларацию о соответствии выдают аккредитованные лаборатории или сертификационные центры. Можно обратиться в любую организацию на территории ЕАЭС. Пошаговый алгоритм получения декларации о соответствии:Подготовить тестовые образцы. Обратиться в лабораторию или центр сертификации. Дождаться результатов и получить протокол испытаний. Загрузить протокол и зарегистрировать декларацию на сайте Росаккредитации. Убедиться, что декларация появилась в реестре. Распечатать декларацию. Руководитель компании-импортера или производителя может подписать бумажную копию и поставить печать, если она есть, но это необязательно. Дальше рассмотрим каждый шаг подробнее. Подготовить тестовые образцыТестовый образец — это единица товара. Так, если производитель получает декларацию на партию платьев, он предоставляет в лабораторию несколько платьев. Для импортера есть два варианта, как ввезти образцы:Импортировать образцы заранее, получить на них декларацию и уже по ней ввозить основную партию. На сами образцы декларацию предъявлять не нужно, так как они ввозятся для испытаний, а не для продажи. Ввезти основную партию и отобрать оттуда образцы, когда груз прибудет на таможню. Пока оформляются документы, груз будет храниться на СВХ. Мы рекомендуем первый вариант. В этом случае придется потратить время и деньги на доставку и таможенное оформление образцов, но оформление основной коммерческой партии пройдет быстро. Во втором случае продавец потратится на хранение партии на СВХ и сможет начать продавать товар не сразу, а только когда предоставит декларацию на таможню. Обратиться в лабораторию или центр сертификацииЗаявки на испытания образцов принимают в лабораториях или центрах сертификации. Для обязательного декларирования соответствия у лаборатории должна быть государственная аккредитация. Проверить аккредитацию можно в специальном реестре. Чтобы получить декларацию, нужно заключить договор на проведение исследований, предоставить тестовые образцы и документы на продукцию от поставщика. В целях экономии можно выбрать лабораторию не в России, а в другой стране ЕАЭС. Цены на одни и те же испытания, например, в Армении или Киргизии могут быть ниже. Стоит насторожиться, если лаборатория обещает провести проверку очень дешево, по упрощенным процедурам без предоставления образцов. Это значит, что лаборатория просто выдаст документы без реальных исследований. Оформлять такую декларацию рискованно. Иногда таможня внезапно запрашивает доказательства, что импортер действительно ввозил в страну испытательные образцы и передавал их в лабораторию. В этом случае придется провести настоящие испытания и заново оформить декларацию соответствия. Иначе таможня не выпустит груз, а бизнесу придется платить за каждый день хранения товаров на СВХ. С российскими лабораториями, которые демпингуют ради привлечения клиентов, есть и другая проблема: их часто проверяет Росаккредитация и Роспотребнадзор. Если станет понятно, что лаборатория не проводит реальные испытания, ее лишат аккредитации и отзовут все декларации, которые она выдала ранее. Если груз стоит на таможне, а декларация на него вдруг утратила силу, груз не выпустят, пока продавец не оформит новую. Но есть группы товаров, на которые законно получают декларацию по упрощенной схеме без исследований. Например, обувь или куртки для взрослых. Заявитель делает экспертизу качества своими силами, а лаборатория просто проверяет документы. В этом случае декларацию может выдать даже лаборатория без аккредитации. Дождаться результатов и получить протокол испытаний и декларациюДлительность испытаний и цена зависят от вида товара и схемы декларирования.1д и 2д. Это самые мягкие схемы, так как на них не проводят испытания, а только проверяют документы. 1д применяют для серийно выпускаемой продукции, а 2д — для конкретной партии или единичного товара.3д и 4д. На этих схемах проверки документов недостаточно, нужно провести испытания на образцах. 3д — для серийного выпуска, 4д — для конкретной партии или единичного товара.5д и 6д. Это редкие и специфические схемы. По 5д декларируют опасное производственное оборудование, которое испытывают только на рабочем месте, так как его нельзя разбирать и перевозить. Схема 6д актуальна для предприятий, у которых есть своя лаборатория. Заявитель выбирает схему декларирования с учетом ограничений технического регламента. Например, обычные носовые платки нельзя декларировать по 1д и 2д. Чтобы избежать проблем с таможней и другими органами, лучше проконсультироваться у экспертов. Можно связаться с выбранной лабораторией и спросить, как правильно декларировать тот или иной вид товара. Срок действия декларации о соответствии определяется техническим регламентом. Обычно это от года до пяти лет. Например, срок декларации для одежды, выпускаемой серийно, — до пяти лет, а для партии одежды срок не устанавливается. Зарегистрировать декларацию в РосаккредитацииДанные декларации и протокола испытаний нужно загрузить в сервис Росаккредитации. Можно сделать это самостоятельно или обратиться в центр сертификации, который выдал документы. Для регистрации декларации понадобится учетная запись на сайте госуслуг, КЭП — квалифицированная электронная подпись и криптопровайдер — программа для работы с КЭП. В течение трех рабочих дней после регистрации декларация должна появиться в реестре Росаккредитации. Чтобы ее найти, нужно воспользоваться фильтрами для поиска. Если декларация есть в реестре — она действует. ГлавноеДекларация о соответствии — документ, который подтверждает, что продукция соответствует регламентам ЕАЭС, а значит, безопасна для здоровья. Декларацию о соответствии оформляет импортер при ввозе товара в любую страну ЕАЭС. Если ее не оформить на импортируемый товар, партию может конфисковать таможня, а продавец получит крупный штраф. Если компания или ИП сами производят товары для продажи в ЕАЭС, то также обязаны оформить декларацию. Чтобы получить декларацию, нужно обратиться в лабораторию или сертификационный центр. Затем протокол и данные испытаний зарегистрировать на сайте Росаккредитации.
Больше по темеВсе события бизнеса у вас в почтеПолучайте первыми приглашения на вебинары, анонсы курсов и подборки статей
Период действия разрешительных документов для условий труда
Такой вид документа действителен на протяжении 5 лет. Если на предприятии произойдет происшествие, подлинность разрешения будет аннулирована. Если за весь период не произойдет внештатных ситуаций (аварии, профзаболевания), после окончания установленного периода разрешение автоматически продлевается еще на 5 лет.
Что делать, если сроки, в течение которых действительны разрешительные документы ТР ТС или ГОСТ Р, закончились?
Пролонгация данных документов невозможна. После окончания установленного периода производитель должен заново пройти оценку качества продукции. Никаких послаблений при переоформлении деклараций законодательством Российской Федерации и стран ТС не предусмотрено.
Порядок повторного подтверждения безопасности товаров включает такие же этапы, как и первоначальный процесс:
Решение об оформлении декларации принимается после анализа экспертных заключений и протоколов испытаний. В случае, если продукция прошла успешную проверку, производитель получает разрешительную документацию.
От чего зависит период действия деклараций?
В первую очередь сроки зависят от системы подтверждения качества (ГОСТ Р или ТР ТС). Также на сроки действия влияет схема декларирования, согласно которой осуществляется проверка безопасности изделий.
Существует всего 6 схем, каждая из которых отличается своим назначением и спецификой применения:
Выбор подходящей схемы зависит от формы выпуска продукции (серийное, партийное производство или единичный товар), ее вида и характеристик.
Виды деклараций
Процедура проверки качества товаров осуществляется в двух системах:
Разрешение в системе ТР ТС действует на территории всех государств-участников ЕАЭС. Продукция, которая прошла проверку на соответствие требованиям техрегламентов, маркируется единым знаком обращения ЕАС, что дает право на ее свободное обращение на территории всего Евразийского экономического союза.
Разрешение по ГОСТ Р оформляется на продукцию, которая указана в Постановлении Правительства РФ № 982. Этот вид разрешительной документации действует только на территории Российской Федерации.
Предприятия, на которых нет опасных и вредных производственных факторов, также должны получать декларацию, подтверждающую соответствие условий труда установленным нормам.
Изменения в законодательстве с 2020 года
С 1 января 2020 года вступили в силу глобальные изменения в Федеральный закон от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда».
Бесплатные вебинары по охране труда
Эксперты-практики. Онлайн-тесты. Сертификаты Контур. Школы
Установлен срок для утверждения отчета о проведении СОУТ — не позднее 30 календарных дней с момента, как отчет получен от экспертной организации (ч. 2 ст. 15 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ). Ранее такого срока не было.
Этапы специальной оценки условий труда
Продолжительность этапов разная. Самый длительный и трудоемкий — подготовительный этап.
Этап 1. Подготовительный
Шаг 1. Работодателю нужно проанализировать, на каких рабочих местах проводить спецоценку:
Сформировать перечень рабочих мест, где нужно провести СОУТ. Он понадобится для технического задания, которое станет основой договора или контракта на спецоценку.
Какую организацию выбрать для проведения спецоценки рабочих мест?
Требования по подбору экспертной организации указаны в статье 19 Федерального закона «О специальной оценке условий труда» от 28.12.2013 № 426-ФЗ.
Процедура выбора исполнителя — экспертной организации практически одинакова для коммерческих и бюджетных организаций:
Обязательно проверьте, что организация-исполнитель входит в реестр организаций, проводящих специальную оценку условий труда, на сайте Минтруда России:
После того как вы совместно с конкурсной комиссией выберете экспертную организацию, процессом заключения договора будут заниматься юристы вашей организации. Вы в этот момент должны подготовить документы:
Подготовка этой информации занимает время. Начните собирать документы заранее, чтобы не затягивать процесс СОУТ.
В конце статьи есть шпаргалка
Этап 2. Технический
На этом этапе выбранная экспертная организация сообщает заказчику, когда ее эксперты и сотрудники лаборатории начнут СОУТ.
Шаг 4. Когда эксперты придут к вам, проведите с ними вводный инструктаж по охране труда. Вместе определите, на каких местах будете проводить декларирование, а на каких — замеры. Сопровождайте экспертов во время замеров. Идентификацию потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов нужно проводить в присутствии работников. Но если, например, СОУТ проводят в медицинской организации, нельзя проводить исследования при пациентах.
Постарайтесь правильно организовать замеры, чтобы работник понимал, что проводится в отношении его рабочего места.
Шаг 5. После замеров, пока эксперты будут интерпретировать результаты исследований и составлять отчет, подготовьте декларацию соответствия условий труда. Эксперты организации, которая проводит СОУТ, это делать не обязаны, но могут пойти на встречу и помочь с ее подготовкой.
Обратите внимание! Отчет вам направят для обсуждения. На этом этапе вы вправе проверить все карты СОУТ, протоколы, заключения экспертов и даже, возможно, найти свои ошибки в наименовании рабочих мест или структурных подразделений. В дальнейшем, когда экспертная организация привезет вам готовый подписанный отчет, никакие изменения внести уже будет нельзя.
Этап 3. Организационный
Шаг 6. Когда работодатель получил от экспертной организации бумажный вариант отчета о проведении СОУТ, можно применить результаты СОУТ. Для этого составьте:
Шаг 7. Пока составляете планы, параллельно подпишите отчет членов комиссии и утвердите отчет у председателя комиссии. Если кто-то из комиссии не соглашается подписывать отчет, разъясните, что члены комиссии обязаны расписаться. Как вариант: если есть какие-то замечания, нужно написать особое мнение и приложить его к отчету.
Шаг 8. Издайте приказ о применении результатов СОУТ. Этот приказ знаменует собой заключительный этап спецоценки.
Этап 4. Заключительный
Шаг 9. Издайте приказ о применении результатов СОУТ после того, как отчет утвердит председатель комиссии по проведению СОУТ.
Шаг 10. Отправьте копии отчета в экспертную организацию и подайте декларации в трудовую инспекцию — это важный этап. Не ошибитесь и не опоздайте. Сроки:
Спецоценка условий труда заканчивается в день, когда утвердили отчет о проведении СОУТ.
Сроки, в течение которых декларации ГОСТ Р действительны
Максимальный период, на который выдается разрешительная документация в этой системе, – 3 года. Если оформлять разрешение на серийное производство, на протяжении предельного периода заказчик может реализовать неограниченное количество товара. Для ограниченной партии изделий (как правило, это товары, которые не пользуются большим спросом) оформление декларации возможно на один год.
Обзор документа
Минтруд разъяснил, что декларация соответствия условий труда государственным нормативным требованиям действительна в течение 5 лет и указанный срок исчисляется со дня утверждения отчета о проведении спецоценки условий труда.
По истечении срока он автоматически продлевается еще на столько же при отсутствии несчастных случаев на производстве, профессиональных заболеваний, нарушений государственных нормативных требований в сфере охраны труда. Одновременно на 5 лет продлевается срок проведения специальной оценки условий труда.
Документально подтверждать продление сроков не требуется.
Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:
Шпаргалка
В шпаргалке собрана полезная информация из статьи:
Как продлить срок действия декларации СОУТ
При отсутствии несчастных случаев на производстве и выявленных профзаболеваний срок действия декларации СОУТ продлевается еще на пять лет. Должен ли работодатель представить в трудовую инспекцию какие-либо документы, которые подтвердят сроки продления декларации и дату проведения очередной спецоценки условий труда? На этот вопрос Минтруд ответил в письме от 30.08.19 № 15-1/ООГ-1968.
Напомним, что работодатели, которые провели специальную оценку и не выявили вредных и (или) опасных факторов, должны подать в трудовую инспекцию декларацию соответствия условий труда. Сделать это нужно не позднее 30 рабочих дней с даты утверждения отчета о проведении спецоценки (ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 28.12.13 № 426-ФЗ). Декларацию можно подать лично, по почте или через интернет, на сайте Роструда. Для этого декларацию надо подписать квалифицированной электронной подписью.
Декларация СОУТ действительна в течение пяти лет. Этот срок исчисляется со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда. По истечении срока действия декларации и в случае отсутствия в период ее действия обстоятельств, указанных в части 5 статьи 11 Федерального закона № 426-ФЗ, срок действия данной декларации считается продленным на следующие пять лет. Под упомянутыми обстоятельствами понимаются несчастные случаи на производстве не по вине третьих лиц и выявленные профессиональные заболевания работников, связанные с технологическим процессом.
Сказанное означает следующее. Если за время действия декларации не произошло несчастных случаев или не было выявлено профзаболеваний, то срок ее действия автоматически продлевается на пять лет. Срок проведения специальной оценки условий труда на задекларированных рабочих местах также переносится на пять лет. Документально подтверждать сроки продления декларации и проведения очередной плановой спецоценки условий труда не требуется.
Марина Басович, налоговый журналист, опыт работы более 10 лет
Материал предоставлен порталом «Бухонлайн»
Сроки действия разрешительной документации в системе ТР ТС
Период продолжительности такой декларации варьируется от 1 года до 5 лет. При этом учитывается способ проверки качества, условия техрегламента и объем выпускаемых товаров. Для партийных изделий юридическая сила документа будет действительна до момента реализации товара.
Даже после окончания установленного периода заявитель должен хранить документацию со всеми исходными материалами на протяжении 10 лет.