- Федеральный проект Содействие занятости
- Центр координации опережающей профессиональной подготовки
- Деятельность проекта
- Организация мониторинга качества профессионального обучения
- Цели проекта
- Категории граждан
- Принятие участия молодежью
- Постановление правительства и распоряжение
- Новый федеральный закон о занятости населения
- Введение нового закона
- Регулирование занятости населения
- Изменения на рынке труда
- Цифровая платформа Работа в России
- Платформа в сфере занятости
- Новый этап для платформы
Федеральный проект Содействие занятости
Сайт ИРПО: Федеральный проект Содействие занятости (firpo.ru)
Сайт Проекта: Федеральный проект Содействие занятости (cz-firpo.ru)
Вк: Содействие занятости (vk.com)
Одноклассники: Одноклассники (ok.ru)
Содействие занятости – федеральный проект, реализуемый Рострудом в целях оказания содействия занятости наиболее уязвимым категориям граждан на рынке труда при поддержке Минтруда России, Минобрнауки России и Минпросвещения России в рамках национального проекта Демография.
ФГБОУ ДПО Институт развития профессионального образования определено федеральным оператором по реализации мероприятий по организации профессионального обучения и дополнительного профессионального образования отдельных категорий граждан в рамках федерального проекта Содействие занятости в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 13.03.2021 г. № 369 (в ред. постановления Правительства Российской Федерации от 28.04.2023 г. № 669).
Центр координации опережающей профессиональной подготовки
Центр координации опережающей профессиональной подготовки является структурным подразделением ИРПО, ответственным за реализацию мероприятий по организации обучения.
Реализация Проекта направлена на оказание помощи отдельным категориям граждан путем организации профессионального обучения и дополнительного профессионального образования для приобретения или развития имеющихся знаний, компетенций и навыков, обеспечивающих конкурентоспособность и профессиональную мобильность на рынке труда с целью последующего трудоустройства, сохранения занятости или ведения самостоятельной профессиональной в качестве индивидуального предпринимателя или самозанятого.
Деятельность проекта
Взаимодействие с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими полномочия в области содействия занятости населения, региональными органами службы занятости населения и иными организациями, ответственными за организацию профессионального обучения и дополнительного профессионального образования в субъектах Российской Федерации, организациями, осуществляющими образовательную деятельность, в рамках реализации Проекта;
Проведение предварительного квалификационного отбора организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в субъектах Российской Федерации для реализации образовательных программ;
Утверждение перечней организаций, осуществляющих образовательную деятельность в субъектах Российской Федерации;
Согласование перечня востребованных в субъектах Российской Федерации образовательных программ;
Организация деятельности по разработке и запуску программ профессионального обучения и дополнительного профессионального образования;
Организация мероприятий по обучению и содействию трудоустройства граждан;
Взаимодействие с органами службы занятости по расширению перечня образовательных программ с учетом реальных потребностей работодателей и востребованности профессий (специальностей) на региональных рынках труда;
Обеспечение популяризации востребованных и перспективных профессий и специальностей;
Организация мониторинга качества профессионального обучения
Данный проект направлен на организацию мониторинга качества профессионального обучения и дополнительного профессионального образования отдельных категорий граждан.
Цели проекта
Обучиться востребованной профессии или повысить квалификацию.
Трудоустроиться на новую работу или сохранить текущую занятость.
Получить новые компетенции для возвращения к трудовой деятельности после декретного отпуска.
Категории граждан
Следующие категории граждан имеют право участвовать в данном проекте:
- Граждане в возрасте 50 лет и старше, граждане предпенсионного возраста.
- Женщины, находящиеся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет.
- Женщины, не состоящие в трудовых отношениях и имеющие детей дошкольного возраста в возрасте от 0 до 7 лет включительно.
- Безработные граждане, зарегистрированные в органах службы занятости.
- Работники, находящиеся под риском увольнения.
- Граждане Украины и лица без гражданства, проживающие на территории России.
- Ветераны боевых действий.
- Лица, участвовавшие в военных операциях.
- Члены семей погибших или умерших лиц.
Принятие участия молодежью
Также молодежь в возрасте до 35 лет также вправе принять участие в данном проекте.
Постановление Правительства Российской Федерации от 27 мая 2021 года, № 800 (с изменениями от 03.09.2021, 05.03.2022, 18.03.2022, 02.09.2022, 19.12.2022, 28.04.2023).
Постановление правительства и распоряжение
Постановление Правительства Российской Федерации от 13 марта 2021 г. № 369 (в редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 27.05.2021 № 800, от 27.09.2021 № 1623, от 09.02.2022 № 139, от 18.03.2022 № 409, от 02.09.2022 № 1545, от 05.12.2022 № 2227, от 19.12.2022 № 2343, от 16.01.2023 № 21, от 28.04.2023 № 669)
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 30 марта 2023 г. № 772-р
Новый федеральный закон о занятости населения
1 января 2024 года вступил в силу новый федеральный закон О занятости населения в Российской Федерации. Как определяется статус безработного в современной России и какую работу помогут найти государственные центры занятости, рассказывает заместитель декана Юридического факультета Южного федерального университета.
Введение нового закона
1 января каждого года в России вступают в силу законы, принятые Государственной Думой за прошедший год. Самым заметным нововведением 2024 года стал федеральный закон О занятости населения в Российской Федерации, пришедший на смену одноименному закону 1991 года. Старый закон создавался до появления современного Трудового кодекса РФ, из-за чего в трудовом законодательстве были определенные пробелы.
Регулирование занятости населения
Кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданского процессуального и трудового права юридического факультета ЮФУ Елена Степанова рассказала, что Кодекс законов о труде РСФСР содержал самостоятельную главу Занятость и трудоустройство, а в Трудовой кодекс она не перекочевала. Занятость граждан и рынок труда в России будет регулировать новый закон.
Изменения на рынке труда
С момента принятия в 1991 году первого варианта Закона РФ О занятости населения в РФ рынок труда претерпел значительные изменения, появились новые формы занятости. Вследствие пандемии коронавируса получила большое распространение дистанционная работа, а вследствие начавшейся в 2022 году специальной военной операции особую государственную защиту приобрели ее участники. Основной задачей нового закона является отражение изменившихся реалий рынка труда, введение эффективных инструментов, необходимых для решения государственных задач, в том числе в условиях санкционного давления, — объяснила Елена Степанова.
Цифровая платформа Работа в России
Платформа в сфере занятости
Ещё в 2021 году получила законодательное закрепление единая цифровая платформа в сфере занятости и трудовых отношений Работа в России. Как база вакансий она функционирует с 2015 года.
Новый этап для платформы
В отличие от Единого портала государственных услуг, использование цифровой платформы Работа в России не получило столь широкого распространения. Работодатели использовали альтернативные ресурсы как для поиска работников, так и для ведения электронного кадрового документооборота. Но в 2024 году цифровая платформа Работа в России может получить новую жизнь.
## Новый Закон о занятости: цифровизация и изменения в понятии безработного
## Цифровизация в области занятости
В целях более активного использования цифрового ресурса в новом Законе о занятости закреплено положение о том, что посредством единой цифровой платформы обеспечивается предоставление работодателями в государственную службу занятости информации в случаях, предусмотренных данным законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В настоящее время работодателю предоставляется альтернатива при взаимодействии с органами службы занятости: использовать цифровую платформу либо традиционный обмен документами на бумажных носителях, а также электронными документами.
Елена Степанова подчеркнула, что это позволит сделать процесс взаимодействия более эффективным.
## Правовой статус безработного
В новом законе безработными признаются трудоспособные граждане, которые ищут работу, зарегистрированы органами службы занятости в целях поиска подходящей работы и готовы к ней приступить. По сравнению с прежним легальным определением безработного в новом отсутствует указание на отсутствие работы и неполучение заработка.
Однако существует весьма внушительный перечень лиц, которые не могут быть признаны безработными.
## Изменения в определении понятия безработного
Изменение подхода к определению данного ключевого понятия законодательства о занятости связано с буквальным толкованием терминов работа и заработок. Такое узкое понимание занятости не учитывает многообразия организационно-правовых форм использования труда в современном рынке труда.
Елена Степанова отметила, что новое определение безработного поможет бороться с иждивенческими настроениями.
## Критерии подходящей работы
Статья 27 Закона о занятости устанавливает критерии подходящей работы для безработных граждан. В отличие от прежних правил, новый закон добавляет дополнительные критерии, учитываемые органами службы занятости. Подходящая работа определяется индивидуально для каждого гражданина.
Правительством Российской Федерации устанавливаются характеристики подходящей работы:
- образование (вид, уровень), профессия, специальность, направление подготовки, квалификация;
- опыт работы, в том числе по профессии, специальности, направлению подготовки, должности;
- форма занятости;
- местонахождение рабочего места;
- размер заработной платы.
- обстоятельства жизненной ситуации гражданина, ищущего работу, безработного гражданина, которые должны учитываться при подборе подходящей работы, в том числе сведения об имеющихся у них ограничениях жизнедеятельности, в том числе инвалидности.
«Следовательно, во главе угла при поиске подходящей работы – деловые качества работника, отражающие полученное им образование, квалификацию, профессию, а также опыт работы. Надо отметить, что сегодня на рынке труда наблюдается дефицит рабочей силы, поэтому на платформе «Работа в России» предлагаются самые разнообразные вакансии с точки зрения требуемой для их замещения квалификации. Очень важно, что новый закон отразил такой критерий как «обстоятельства жизненной ситуации», являющийся по своей природе оценочным, что позволяет учесть все особенности конкретного случая, в том числе наличие несовершеннолетних детей», — поделилась Елена Степанова.
Государство сотрудничает со всеми работодателями: ООО, ИП, НКО и другими
Закон о занятости закрепляет формы участия работодателей, их объединений в разработке и реализации государственной политики в сфере занятости населения. Работодатели отныне будут вовлечены в разработку и реализацию государственной политики в сфере занятости и будут выступать в качестве социального партнера службы занятости. Они должны будут обеспечивать условия для профессиональной ориентации молодежи, прохождения обучения и переобучения, содействовать занятости граждан.
Важно отметить, что, закрепляя права и обязанности работодателей в области занятости, законодательство не дифференцирует их на виды в зависимости от правового статуса: юридические лица, индивидуальные предприниматели, арбитражные управляющие, а также не различает по целям деятельности: коммерческие компании и НКО.
Следовательно, если иное прямо не указано в конкретной правовой норме, положения Закона о занятости распространяются на всех без исключения работодателей, каковыми в силу статьи 20 Трудового кодекса РФ являются как юридические, так и физические лица. Так что и при поиске подходящей работы гражданину служба занятости будет определяться установленными законом критериями, а не видом работодателя.
«Одной из обязанностей любого работодателя является информирование государственной службы занятости о наличии свободных рабочих мест и вакантных должностей в течение пяти рабочих дней со дня их появления, а об изменении указанной информации — в течение пяти рабочих дней со дня возникновения изменений. Это обеспечивает актуальность информации о вакансиях у службы занятости», — добавила Елена Степанова.
Такой способ трудоустройства как открытие собственного бизнеса получит особую поддержку с 2025 года
В силу 32 статьи Закона о занятости безработные граждане имеют право на содействие органов службы занятости началу осуществления предпринимательской деятельности. Данная статья вступает в силу с 1 января 2025 года.
«Сама по себе процедура регистрации гражданина в качестве индивидуального предпринимателя, равно как и организация собственного дела посредством регистрации юридического лица не требуют значительных финансовых средств. Однако с первого же дня регистрации владельцы малого бизнеса становятся плательщиками налогов и страховых взносов. Кроме того, предпринимательская деятельность носит рисковый характер, а индивидуальный предприниматель отвечает по своим обязательствам всем личным имуществом. Данные обстоятельства важно учитывать при оценке тех мер поддержки, которые государство предоставляет безработным в целях начала собственного бизнеса», — объяснила Елена Степанова.
Доцент ЮФУ добавила, что меры содействия следует разделить на организационные и материальные. К первым относятся действия органов службы занятости по выявлению способностей и готовности безработных граждан к осуществлению предпринимательской деятельности, подготовке рекомендаций в целях принятия безработными гражданами решения о целесообразности или нецелесообразности осуществления предпринимательской деятельности, по организации прохождения профессионального обучения или получения дополнительного профессионального образования.
А к материальным мерам содействия относится оказание единовременной финансовой помощи при государственной регистрации в качестве ИП, юридического лица или фермерского хозяйства, а также при заявлении себя как самозанятого в результате содействия органов службы занятости.
Размер и порядок предоставления такой помощи относится к компетенции субъектов Российской Федерации. Поскольку соответствующая норма еще не вступила в силу, у субъектов есть время для принятия соответствующих нормативных правовых актов.
Отдельно государство поможет с трудоустройством ветеранам СВО и людям предпенсионного возраста
В новом Законе о занятости выделяется несколько категорий лиц, которым предоставляется особая поддержка со стороны государства. Это лица предпенсионного возраста, граждане, находящиеся под риском увольнения, граждане, которые завершили прохождение военной службы по мобилизации или военной службы по контракту.
Лицами предпенсионного возраста граждане считаются в течение пяти лет до наступления возраста, дающего право на страховую пенсию по старости (60 лет для женщин и 65 лет для мужчин), в том числе назначаемую досрочно. В отношении данной категории граждан Законом о занятости установлены особые правила выплаты пособия по безработице — период выплаты больше, чем установлено по общему правилу.
Граждане, находящиеся под риском увольнения, — это работники, в отношении которых по инициативе работодателя принято решение о введении режима неполного рабочего дня или неполной рабочей недели, простоя. Под риском увольнения считаются также работники, в трудовом коллективе которых проходит сокращение штата или подготовка к ликвидации предприятия.
Как следует из определения, к данной категории не относятся лица, которые планируют уволиться по собственному желанию вследствие не подходящих им условий трудовой деятельности. Инициатива изменения их правового статуса должна исходить от работодателя и найти отражение в соответствующем приказе.
«Для указанных категорий граждан законом установлены такие меры государственной поддержки как содействие их занятости, содействие работодателям в реализации мероприятий по обеспечению занятости, организация прохождения профессионального обучения, получения дополнительного профессионального образования. Такие гарантии, носящие достаточно общий характер, как представляется, должны быть конкретизированы в подзаконных нормативных актах, дабы посредством специальных норм действительно сформировать особый статус для данной категории граждан», — подытожила Елена Степанова.
Граждане, которые завершили прохождение военной службы по мобилизации или военной службы по контракту, а также члены их семей имеют право на оказание органами службы занятости содействия приоритетному трудоустройству. При этом закон не содержит перечня мер, отражающих такую приоритетность — их разработкой занимается Правительство Российской Федерации.
Автор текста: Алексей Романенко