- Педагогический работник в России
- Критерии для педагогической деятельности
- Должность преподаватель
- Требования к квалификации
- Квалификационные требования
- Несостыковки между квалификационным справочником и законом об образовании
- Применение профессиональных стандартов и квалификационных справочников
- Кто не может заниматься педагогической деятельностью
- Заключение
- Требования и задачи профессионально-прикладной
- Разработка профессиограммы
- Требования в профессиограмме
- Развитие профессиональных навыков
- Укрепление здоровья
- Проблема нормативных критериев
Педагогический работник в России
Педагогический работник – это физическое лицо, которое работает в организации, занимающейся образовательной деятельностью, и занимается обучением, воспитанием учащихся и/или организацией образовательного процесса.
Критерии для педагогической деятельности
Для занятия педагогической деятельностью в России необходимо соответствовать определенным критериям, включая:
- наличие среднего профессионального (СПО) или высшего образования (ВО),
- соответствие квалификационным требованиям, установленным в соответствующих документах.
Должность преподаватель
По Постановлению Правительства РФ от 21.02.2022 г. 225 среди должностей профессорско-преподавательского состава в организациях, реализующих дополнительные профессиональные программы, есть должность преподаватель.
Требования к квалификации
Для должности преподаватель установлены определенные требования к квалификации, включая:
- наличие высшего профессионального образования и опыта работы в образовательном учреждении не менее 1 года,
- наличие послевузовского профессионального образования или ученой степени кандидата наук.
Квалификационные требования
Согласно нормам Единого квалификационного справочника, к должности преподаватель предъявляются следующие квалификационные требования:
- наличие высшего профессионального образования или среднего профессионального образования в области педагогики,
- наличие любого высшего профессионального образования или среднего профессионального образования + дополнительное профессиональное образование в области образования.
Несостыковки между квалификационным справочником и законом об образовании
Здесь мы можем предположить, что между Квалификационным справочником и Законом об образовании есть некоторые несостыковки, касающиеся уровня образования педагога, но на самом деле никаких расхождений нет. Квалификационный справочник содержит важную оговорку: если лица не соответствуют установленным квалификационным требованиям, но обладают достаточным практическим опытом и выполняют должностные обязанности качественно, то по рекомендации аттестационной комиссии такие лица могут назначаться на соответствующие должности.
Более того, Минобрнауки России в письме № 09-ПГ-МОН-814 от 12.02.2016 г. подчеркнул, что квалификационные требования из квалификационных справочников обязательны для лиц, имеющих право заниматься педагогической деятельностью.
Применение профессиональных стандартов и квалификационных справочников
Исходя из законодательства, работодатели могут применять как профессиональные стандарты, так и квалификационные справочники при определении должностей и обязанностей работников.
Кто не может заниматься педагогической деятельностью
Согласно ст. 331 Трудового кодекса Российской Федерации, к педагогической деятельности не могут быть допущены лица:
- Лишенные права заниматься педагогической деятельностью.
- Имеющие судимость за тяжкие и особо тяжкие преступления.
- Признанные недееспособными.
- Имеющие определенные заболевания, включая COVID-19.
- Имевшие судимость за серьезные преступления.
Заключение
Аккуратное соблюдение требований по квалификации и условий работы необходимо для обеспечения качественного образования и безопасности обучающихся.
- Права: половая неприкосновенность и половая свобода личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности;
- Интересы: основ конституционного строя и безопасности государства, мира и безопасности человечества.
Лица, указанные в п. 5, имевшие судимость и лица, уголовное преследование в отношении которых прекращено по нереабилитирующим основаниям, могут быть допущены к педагогической деятельности только при наличии решения о допуске к педагогической деятельности, которое должно быть вынесено комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав.
Требования и задачи профессионально-прикладной
Чтобы детально представить характер требований конкретного вида труда к профессиональной, в том числе физической, подготовленности работающих, нужна серьезная исследовательская разработка профессиограммы. Составляется она на основе изучения содержания и форм данной трудовой деятельности в психологическом, физиологическом, биомеханическом, энергомическом и других аспектах с учетом предмета, технологии и условий труда.
Выявляя специфику требований, которым должна отвечать подготовка представителей тех или иных профессий, надо исходить из того, что она объективно обусловлена совокупностью особенностей конкретной трудовой деятельности и условиями ее выполнения, в том числе особенностями преобладающих операций, особенностями режима и средовых условий.
Разработка профессиограммы
При дифференцированной разработке средств и методов ППФП вся совокупность особенностей трудовой деятельности и ее условий подлежит тщательному анализу в аспекте обусловленных ими требований к физической подготовленности работающего. Вместе с этим при определении наиболее эффективных средств ППФП важно учитывать перспективы изменения характера труда и его условий и руководствоваться генеральным направлением совершенствования общей социальной системы воспитания, призванной в подлинно гуманном обществе обеспечивать неограниченное развитие человека.
Требования в профессиограмме
Профессиограмма для ППФП включает следующие требования:
- Характеристику производственного процесса с описанием приемов работы, типичных аварий и травм, организации труда.
- Описание санитарных условий труда (микроклимат, требования к освещению, вентиляции) и профессиональных вредностей (запыленности, загазованности, уровне шума и вибрации и др.).
- Требования к физическим качествам, навыкам. Причем их следует располагать в порядке возрастания значимости для процесса обучения профессии, работы.
Суть основных задач, решаемых в процессе ППФП, заключается в том, чтобы:
- Пополнить и усовершенствовать индивидуальный фонд двигательных умений, навыков и физкультурно-образовательных знаний, способствующих освоению избранной профессиональной деятельности и непосредственно работе и нужных вместе с тем в процессе ППФП в качестве ее средств.
Развитие профессиональных навыков
Интенсификация развития профессионально важных физических и непосредственно связанных с ними способностей играет ключевую роль в обеспечении устойчивости повышенного уровня дееспособности.
Укрепление здоровья
Для повышения степени резистентности организма к неблагоприятным воздействиям средовых условий, необходимо содействовать его адаптационным возможностям. Важно сохранить и упрочить здоровье работников.
Проблема нормативных критериев
Проблема нормативных критериев профессионально-психологической функциональной подготовки (ППФП) пока остается лишь частично решенной. Это объясняется как множественностью профессий и их динамичным обновлением, так и недостаточным количеством исследований в данной области.