- Новые правила назначения единого пособия для семей с детьми
- Изменения с 2024 года
- Влияние изменений
- Сенаторы и депутаты обсудили демографию
- Увеличение МРОТ и изменение методики расчета
- Увеличение МРОТ
- Изменение методики расчета
- Последствия увеличения МРОТ
- Медианная зарплата
- Поручение Президента
- Изменения прочих выплат
- Текст статьи:
- Приложение № 1
- Порядок организации проведения мониторинга реализации региональных программ по повышению рождаемости
- I. Общие положения
- II. Ежеквартальный мониторинг достижения целевого показателя региональных программ
- III. Ежеквартальный мониторинг реализации мероприятий региональных программ
- IV. Ежегодный мониторинг достижения дополнительных целевых показателей региональных программ по повышению рождаемости
- V. Аналитическая справка о результатах реализации региональной программы по повышению рождаемости и изменению демографической ситуации
- Формы отчетности для проведения мониторинга реализации региональных программ по повышению рождаемости
- Отчет о результатах ежеквартального мониторинга достижения целевого показателя региональных программ по повышению рождаемости
- Отчет о реализации мероприятий региональной программы
- Отчет о реализации мероприятий, находящихся на стадии обсуждения, рассмотрения вопроса о введении, подготовки к реализации
- Факторы и события, оказывающие позитивное и негативное влияние на достижение целевого показателя
- Отчет о результатах ежегодного мониторинга достижения дополнительных целевых показателей региональных программ
- Аналитическая справка о результатах реализации региональной программы по повышению рождаемости и изменению демографической ситуации
- Рекомендации по заполнению форм отчетности для проведения мониторинга реализации региональных программ по повышению рождаемости
Новые правила назначения единого пособия для семей с детьми
Минтруд обновит правила назначения единого пособия для семей с детьми, чтобы решить проблему искусственного занижения доходов за счет фиктивных разводов. В 2022 году это явление стало массовым в ряде регионов Северного Кавказа, в отдельных республиках число разводов выросло в несколько раз.
Поскольку единое пособие назначается с учетом доходов супругов, некоторые жители этих субъектов предпочли развестись, чтобы претендовать на выплату. Также Минтруд планирует бороться и с фиктивной самозанятостью — получив этот статус, но не выполняя работы, многие обходят правило нулевого дохода.
Ряд поправок министерства, напротив, расширяет число получателей пособия. Препятствием к его назначению перестанут считать доход подростков, проценты по вкладам, которые открыты на опекаемых детей, и выплаты получателям статуса Мать-героиня.
Изменения с 2024 года
С 2024 года Минтруд планирует изменить правила назначения единого пособия для семей с детьми, чтобы решить проблему фиктивных разводов ради занижения дохода домохозяйств. По подготовленному ведомством проекту постановления правительства, это пособие, введенное с 1 января 2023 года, объединяет семь видов выплат для семей с детьми.
Доплата на ребенка до 17 лет составляет 50%, 75% или 100% регионального прожиточного минимума (с 2024 года — 15,4 тыс. руб.). Назначает такую соцвыплату Социальный фонд по результатам оценки нуждаемости. Общие траты бюджетной системы на единое пособие в 2023 году составят 1,144 трлн руб., в 2024-м — 1,6 трлн руб.
Влияние изменений
Благодаря внедрению в 2021–2022 годах основной составляющей единого пособия — выплат на детей от 3 до 17 лет — бедность в РФ в 2022 году сократилась до 9,8%, минимума с 2013 года.
Таблица: Общие данные о едином пособии для семей с детьми
Год | Общие расходы, трлн руб. | Получатели (родители детей) | Беременные женщины |
---|---|---|---|
2023 | 1,144 | 10,3 млн | 360 тыс. |
2024 | 1,6 | 10,3 млн | 360 тыс. |
Минтруд намерен решить проблему, изменив порядок учета алиментов в доходах разведенных заявителей. Сейчас они учитываются при оценке нуждаемости родителя при назначении единого пособия.
Если алименты взыскивают через исполнительное производство, Соцфонд получает данные от службы судебных приставов, но в остальных случаях заявитель сам указывает сумму, и способа проверить ее нет.
Для предотвращения манипуляций с фиктивными разводами Минтруд предлагает учитывать в доходах претендентов на пособие не заявленную сумму алиментов, а их норму по Семейному кодексу (минимум — 25% дохода плательщика на одного ребенка, 33% — на двух, 50% — на трех и более), приняв за его доход величину МРОТ.
Это, отмечает источник “Ъ” в Минтруде, позволит мотивировать родителей-одиночек максимально задействовать предусмотренные законом инструменты для вовлечения второго родителя в содержание ребенка и исключить заключение заведомо невыгодных для него соглашений об алиментах.
Если же родитель, проживающий с ребенком, добился алиментов по суду, но должник не платит их или платит частично, органы соцзащиты будут учитывать только реально перечисленные суммы.
Например, если суд назначил матери ребенка алименты 20 тыс. руб., а отец выплачивает по 1,5 тыс. руб., учитываться будут 1,5 тыс. руб.— родитель, предпринявший все шаги для защиты интересов ребенка, получит помощь.
При выплате алиментов по устной договоренности, но в объеме выше минимально установленной законом нормы они будут учитываться в сумме, указанной в заявлении на пособие.
Предполагается, что новые правила вступят в силу через полгода после публикации постановления — по словам собеседника “Ъ”, время нужно, чтобы семьи, в которых второй родитель уклоняется от добровольной уплаты алиментов, могли пройти судебную процедуру по их определению и взысканию.
Еще одна проблема, ради которой Минтруд хочет поправить правила назначения пособия,— фиктивная самозанятость.
На единое пособие могут претендовать те, кто работает или имеет основание этого не делать (так называемое правило нулевого дохода; см. “Ъ” от 16 мая 2022 года). Самозанятость при этом считается работой, но, как рассказывает “Ъ” источник в ФНС, среди самозанятых много тех, кто в год зарабатывает 1–2 тыс. руб., и часть этих людей могут имитировать трудовую деятельность ради права на пособие. Минтруд же предлагает считать самозанятость работой при минимальном доходе от нее не менее двух МРОТ в год (с 2024 года — 19,2 тыс. руб.).
Сенаторы и депутаты обсудили демографию
Увеличение МРОТ и изменение методики расчета
Минтруд представил законопроект об увеличении МРОТ в 2024 году на 18,5%, до 19 242 рубля. В нем же ведомство предложило с 2025 года изменить методику расчета показателя — увеличить соотношение МРОТ и медианной зарплаты.
Увеличение МРОТ
Министерство труда представило на общественное обсуждение законопроект об увеличении минимального размера оплаты труда (МРОТ) с 1 января 2024 года на 18,5%, до 19 242 рублей. Документ размещен на портале проектов нормативно-правовых актов.
Изменение методики расчета
В нем ведомство также предлагает с 1 января 2025 года скорректировать методику расчета показателя: увеличить соотношение МРОТ и медианной зарплаты. Если прежняя методика предполагала, что МРОТ будет составлять 42% от медианной заработной платы за предыдущий год, то с 2025 года предлагается установить величину этого соотношения на уровне не ниже 48%, — говорится в сообщении Минтруда. Такая мера позволит сохранить опережающие темпы роста МРОТ, заявил глава министерства Антон Котяков.
Последствия увеличения МРОТ
После увеличения минимального размера оплаты труда вырастет зарплата 4,8 млн работников, отметили в ведомстве. Там также напомнили, что МРОТ служит базой для расчета выплат по больничному. С 1 января 2023 года МРОТ составляет 16242 рубля.
Медианная зарплата
Медианная зарплата — это заработная плата, больше и меньше которой получает половина работающих граждан. По данным Росстата, который рассчитывает этот показатель, медианная зарплата в 2020 году составляла 32 422 рубля, в 2021 году — 35 370 рублей, в 2022 году — 40 368 рублей.
Поручение Президента
В феврале Владимир Путин в послании Федеральному собранию заявил о необходимости обеспечить ощутимый рост реальных зарплат. Президент распорядился дополнительно повысить МРОТ с 2024 года на 10%, до 19 242 рублей.
Изменения прочих выплат
Министерство труда и социальной защиты в мае выступило против идеи привязать размер пособия по безработице к МРОТ. Ведомство предлагает по-прежнему ежегодно устанавливать пособия решением правительства.
Текст статьи:
Организовать проведение мониторинга реализации региональных программ по повышению рождаемости согласно порядку организации проведения мониторинга реализации региональных программ по повышению рождаемости, приведенному в приложении № 1 к настоящему приказу (далее — порядок).
Определить ответственным за организацию проведения мониторинга реализации региональных программ по повышению рождаемости Департамент демографической и семейной политики Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации.
Рекомендовать субъектам Российской Федерации:
осуществлять мониторинг по формам отчетности для проведения мониторинга реализации региональных программ по повышению рождаемости, приведенным в приложении № 2 к настоящему приказу (далее — формы отчетности), в соответствии с рекомендациями по заполнению форм отчетности, предусмотренными в приложении № 3 к настоящему приказу;
ответственным исполнителям региональных программ по повышению рождаемости размещать в Программно-информационном комплексе (ПИК) Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации отчетность для проведения мониторинга согласно формам отчетности, в соответствии со сроками, указанными в порядке.
Приложение № 1
к приказу Министерства труда
и социальной защиты
Российской Федерации
от 15 декабря 2023 г. № 876
Порядок организации проведения мониторинга реализации региональных программ по повышению рождаемости
I. Общие положения
Настоящий порядок организации проведения мониторинга реализации региональных программ по повышению рождаемости (далее — региональная программа) подготовлен в целях осуществления контроля реализации региональных программ.
Мониторинг реализации региональных программ включает:
- ежеквартальный мониторинг достижения целевого показателя региональных программ;
- ежеквартальный мониторинг реализации мероприятий региональных программ;
- ежегодный (по результатам IV квартала) мониторинг достижения дополнительных целевых показателей региональных программ;
- подготовку аналитической справки о результатах реализации региональной программы и изменению демографической ситуации, представляемую субъектами Российской Федерации по итогам года.
Мониторинг реализации региональных программ проводится Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации ежеквартально в соответствии с порядком, представленным в разделах II — V настоящего порядка.
II. Ежеквартальный мониторинг достижения целевого показателя региональных программ
Мониторинг достижения целевого показателя региональных программ (целевое значение числа рождений в 2023, 2024 и 2025 годах) проводится Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации ежеквартально накопительным итогом до завершения отчетного года.
Мониторинг проводится на основе данных Росстата о числе зарегистрированных родившихся в регионах Российской Федерации.
6. Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации формирует отчет в соответствии с формой № 1, предусмотренной приложением № 2 к настоящему приказу, и направляет в регионы результаты проведения ежеквартального мониторинга достижения целевого показателя в срок не позднее 30 рабочих дней с момента публикации Росстатом оперативных данных о числе зарегистрированных родившихся за последний месяц отчетного квартала.
7. Мониторинг достижения целевого показателя региональных программ включает в себя определение для отчетного года календарного распределения по месяцам доли рождений в каждом из субъектов Российской Федерации; оценку ожидаемого целевого значения числа рождений в регионе для каждого месяца отчетного года; оценку накопленного ожидаемого целевого числа рождений в регионе за квартал с января по последний месяц отчетного квартала, по результатам которого проводится мониторинг; оценку накопленного фактического числа рождений в регионе с января по последний месяц отчетного квартала; оценку отношения накопленного фактического числа родившихся в регионе за квартал с января по последний месяц отчетного квартала к накопленному ожидаемому целевому числу рождений за квартал с января по последний месяц отчетного квартала; интерпретацию полученной оценки.
8. Определение календарного распределения доли рождений в регионе по месяцам отчетного года основывается на ретроспективной оценке распределения рождений по месяцам и осуществляется по формуле:
— средняя доля рождений в месяц m в регионе i в общем числе рождений, рассчитанная для года
;
t — ретроспективный год в промежутке от до
;
— отчетный год реализации региональной программы (2023, 2024, 2025);
— 2006 год;
— год, предшествующий отчетному году реализации региональной программы (
);
m — месяц года t и ;
i — субъект Российской Федерации;
— фактическое число рождений в месяце m года t в i-том субъекте Российской Федерации;
— фактическое число рождений в году t в регионе i.
9. Определение ожидаемого целевого числа рождений в регионе для каждого месяца отчетного года осуществляется по формуле:
— ожидаемое целевое значение числа родившихся для каждого месяца отчетного года
региона i;
— установленное целевое значение числа родившихся на отчетный год t в регионе i.
10. Определение накопленного ожидаемого целевого числа рождений в регионе за квартал с января по последний месяц отчетного квартала, по результатам которого проводится мониторинг, осуществляется по формуле:
— накопленное ожидаемое целевое значение числа рождений за квартал с января по последний месяц отчетного квартала (q) года
региона i;
q — номер последнего месяца отчетного квартала отчетного года.
11. Определение накопленного фактического числа рождений в регионе за квартал с января по последний месяц отчетного квартала осуществляется по формуле:
— накопленное фактическое число рождений за квартал с января по последний месяц отчетного квартала (q) года
региона i.
12. Оценка отношения накопленного фактического числа родившихся в субъекте Российской Федерации за квартал с января по последний месяц отчетного квартала к накопленному ожидаемому целевому числу рождений за квартал с января по последний месяц отчетного квартала определяется по формуле:
— оценка достижения регионом i целевого значения числа рождений на момент завершения последнего месяца отчетного квартала q отчетного года
.
13. Полученные значения показателя интерпретируются следующим образом:
если значение показателя <100%, целевые значения, установленные субъектом Российской Федерации на момент окончания отчетного квартала (месяца m), не достигаются. Недостижение целевого значения показателя на момент окончания отчетного квартала формирует риски недостижения целевого числа рождений за год;
если значение показателя > 100%, целевое значение, установленное регионом на момент окончания отчетного квартала (месяца m), достигается или перевыполняется. Достижение целевого значения числа рождений или превышение фактического значения над значением целевого показателя является положительным промежуточным результатом реализации региональной программы.
III. Ежеквартальный мониторинг реализации мероприятий региональных программ
14. Ежеквартальный мониторинг реализации мероприятий региональных программ осуществляется на основе ежеквартальной отчетности ответственных исполнителей региональных программ, предоставляемой в соответствии с формами № 2-6, представленными в приложении № 2 к настоящему приказу.
15. Заполнение субъектом Российской Федерации форм № 2-4 производится в Программно-информационном комплексе (далее — ПИК) Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации. Отчетность по формам № 2-4 представляется субъектом Российской Федерации в ПИК не позднее 20 числа месяца, следующего за последним месяцем отчетного квартала. По завершении заполнения отчетности в ПИК по формам № 2-4 заполненные формы подписываются руководителем уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, скан-копия подписанного документа в формате PDF загружается в ПИК также не позднее 20 числа, следующего за последним месяцем отчетного квартала.
IV. Ежегодный мониторинг достижения дополнительных целевых показателей региональных программ по повышению рождаемости
16. Оценка достижения дополнительных целевых показателей региональной программы проводится по окончании IV квартала отчетного года на основании данных, заполненных по форме № 5, приведенной в приложении № 2 к настоящему приказу. Отчетность по форме № 5 представляется субъектами Российской Федерации в ПИК не позднее 20 числа месяца, следующего за последним месяцем отчетного квартала. По завершении заполнения отчетности в ПИК по форме № 5 заполненная форма подписывается руководителем уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, скан-копия подписанного документа в формате PDF загружается в ПИК также не позднее 20 числа месяца, следующего за последним месяцем отчетного квартала.
V. Аналитическая справка о результатах реализации региональной программы по повышению рождаемости и изменению демографической ситуации
17. По итогам отчетного года реализации региональной программы ответственным исполнителям программы формируется аналитическая справка по форме № 6, приведенной в приложении № 2 к настоящему приказу. Аналитическая справка по форме № 6 представляется субъектами Российской Федерации в ПИК не позднее 20 числа месяца, следующего за последним месяцем отчетного квартала. По завершении заполнения отчетности в ПИК по форме 6 заполненная форма подписывается руководителем уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, скан-копия подписанного документа в формате PDF загружается в ПИК также не позднее 20 числа месяца, следующего за последним месяцем отчетного квартала.
Приложение № 2
к приказу Министерства труда
и социальной защиты
Российской Федерации
от 15 декабря 2023 г. № 876
Формы отчетности для проведения мониторинга реализации региональных программ по повышению рождаемости
Отчет о результатах ежеквартального мониторинга достижения целевого показателя региональных программ по повышению рождаемости
| Субъект Российской Федерации | Целевое накопленное число рождений на __ квартал отчетного года | Фактическое накопленное число рождений на __ квартал отчетного года | Помесячное достижение показателя в 2023 году | Достижение показателя накопленным итогом в 2023 году | | |
| —————————- | —————————————————————— | ——————————————————————— | ——————————————— | —————————————————- | | |
| Январь | Февраль | Март | … | Январь — отчетный квартал | | |
| | | | | | | | |
| | | | | | | | |
| | | | | | | | |
Отчет о реализации мероприятий региональной программы
| Мероприятие | Единица измерения результата / показателя реализации мероприятия | Вид мероприятия: новое / действующее | Дата начала реализации мероприятия | Планируемая дата начала реализации мероприятия | Планируемая дата окончания реализации мероприятия | Статус реализации мероприятия в отчетном квартале | Комментарий к статусу реализации мероприятия в отчетном квартале | Фактический результат реализации мероприятия | Финансирование: предусмотрено / не предусмотрено | Фактическое финансирование на реализацию мероприятия накопленным итогом, тыс. рублей |
| ———— | —————————————————————- | ———————————— | ————————————————— | ———————————————- | ————————————————- | ————————————————- | —————————————————————- | ——————————————— | ———————————————— | ———————————————————————————— |
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
| | | | | доступно к заполнению только для новых мероприятий | | | | | | | |
Отчет о реализации мероприятий, находящихся на стадии обсуждения, рассмотрения вопроса о введении, подготовки к реализации
| Мероприятие | Принятое решение о соответствующих изменениях | Причины отрицательного решения | Планируемая дата введения изменений / мероприятий |
| ———— | ——————————————— | —————————— | ————————————————- |
| 1 | 2 | 3 | 4 |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
Факторы и события, оказывающие позитивное и негативное влияние на достижение целевого показателя
| № | Фактор/событие | Позитивное влияние | Негативное влияние |
| — | ————— | —————— | —————— |
| 1 | 2 | 3 | 4 |
| 1 | | | |
| 2 | | | |
| 3 | | | |
| 4 | | | |
| 5 | | | |
Отчет о результатах ежегодного мониторинга достижения дополнительных целевых показателей региональных программ
| Показатель | Периодичность представления показателя (квартальная, годовая) | Целевое значение | Фактическое значение | Примечание |
| ———- | ————————————————————- | —————- | ——————— | ———- |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
Аналитическая справка о результатах реализации региональной программы по повышению рождаемости и изменению демографической ситуации
| Субъект Российской Федерации | |
| ———————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————- | ———————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————- |
| Блок 1 Общая информация | |
| 1. | Общая характеристика изменения ситуации с рождаемостью по итогам отчетного года: а) общая характеристика изменения демографической ситуации в регионе по итогам реализации региональной программы по повышению рождаемости в отчетном году; б) какие мероприятия, на Ваш взгляд, обеспечили наибольший эффект в достижении целевого показателя в отчетном году? Как они согласуются с особенностями демографического потенциала региона? в) за счет каких групп населения был обеспечен наибольший прирост числа рождений в отчетном году (например, за счет многодетных семей; семей, не имеющих детей; людей определенных возрастных групп и т.д.)? Направлено ли воздействие основных мероприятий региональной программы на указанные группы населения? |
| Блок 2. Результаты реализации новых мероприятий | |
| Можно ли по итогам отчетного года отметить значимое влияние новых мероприятий на уровень рождаемости в регионе? Охарактеризуйте, какие новые мероприятия в наибольшей степени положительно повлияли на достижение целевого числа рождений в отчётном году? | |
| Блок 3. Преодоление неблагоприятных тенденций, препятствующих повышению рождаемости | |
| 1. | Какие специфические (в том числе административные) факторы оказали негативное влияние на достижение целевого значения числа рождений по итогам отчетного года? Влияние каких особенностей демографического потенциала региона, негативно сказывающихся на числе рождений, удалось уменьшить по итогам отчетного года? За счет каких мероприятий? |
| 2. | Если по итогам отчетного года целевое значение числа рождений не было достигнуто, в региональную программу необходимо внести изменения. Охарактеризуйте, по каким причинам целевое значение числа рождений не было достигнуто? Какие дополнительные мероприятия планируется внести в региональную программу для повышения вероятности достижения целевых значений числа рождений в последующие годы? |
Приложение № 3
к приказу Министерства труда
и социальной защиты
Российской Федерации
от 15 декабря 2023 г. № 876
Рекомендации по заполнению форм отчетности для проведения мониторинга реализации региональных программ по повышению рождаемости
1. Заполнение формы № 2 осуществляется субъектом Российской Федерации. В форму № 2 вносятся все мероприятия региональной программы по повышению рождаемости (далее — региональная программа) при первом заполнении отчета (столбцы 1-6). При корректировке данных формы № 2 изменения направляются на согласование в Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации.
В столбце 1 "Мероприятие" указывается наименование мероприятия региональной программы. Для каждого мероприятия предусмотрено заполнение информации только в одной строке формы № 2.
В столбце 2 "Единица измерения результата / показателя реализации мероприятия" для всех мероприятий необходимо указать единицы измерения, в которых будет измерен результат реализации мероприятия / показатель реализации мероприятия. Например, ожидаемый результат реализации для мероприятия "Предоставление молодым семьям социальных выплат до 35 процентов от расчетной стоимости жилья на приобретение (строительство) жилья" — "Численность молодых семей, улучшивших жилищные условия, в 2023 году — не менее 30 семей", значит, в столбце 2 для данного мероприятия указывается "молодые семьи, улучшившие жилищные условия".
В столбце 3 "Вид мероприятия: новое / действующее" указывается один из вариантов: "новое" или "действующее". Мероприятия отмечаются субъектом Российской Федерации в форме № 2 как новые в строгом соответствии с актуальной утвержденной редакцией его региональной программы. Для всех мероприятий, которые в утвержденном варианте региональной программы отмечены как новые, в столбце 3 формы № 2 необходимо отметить "новое" напротив данного мероприятия.
В столбце 4 "Дата начала реализации мероприятия" отмечается точная дата начала реализации мероприятия в формате ДД.ММ.ГГГГ. Если мероприятие действовало в субъекте Российской Федерации ранее, до начала реализации региональной программы, рекомендуется отметить точную фактическую дату начала его реализации. Если мероприятие является новым (согласно информации в столбце 3 формы № 2), в столбце 5 "Планируемая дата начала реализации мероприятия" необходимо отметить в формате ДД.ММ.ГГГГ дату начала реализации мероприятия, которая была запланирована при утверждении плана мероприятий региональной программы. В столбце 5 не могут быть указаны даты, предшествующие 1 января 2023 г. Для мероприятий, для которых в столбце 3 указано "действующее", столбец 5 не заполняется.
Если мероприятие завершается ранее срока окончания действия региональной программы (до 31 декабря 2025 г.), в столбце 6 "Планируемая дата окончания реализации мероприятия" необходимо указать точную планируемую дату окончания реализации мероприятия в формате ДД.ММ.ГГГГ. Если мероприятие реализуется в течение всего квартала действия региональной программы, в столбце 6 указывается дата 31 декабря 2025 г.
В столбце 7 "Статус реализации мероприятия в отчетном квартале" для каждого мероприятия следует указать статус реализации мероприятия, который характеризует стадию реализации мероприятия. В качестве значения в столбце 7 может быть указан только один из пяти следующих вариантов статуса:
а) не начата реализация (для новых мероприятий, реализация которых еще не начата);
б) начата реализация в отчетном квартале;
в) реализуется в отчетном квартале (для мероприятий, реализация которых была начата до начала отчетного квартала и продолжалась на протяжение всего отчетного квартала);
г) завершена реализация в отчетном квартале;
д) завершена реализация в предшествующем квартале.
Статус реализации мероприятия обновляется ежеквартально, пока мероприятие не будет завершено (т.е. пока мероприятие не перейдет в статус "завершена реализация в предшествующем квартале"). Например, для мероприятия "Строительство детского сада-яслей на 60 мест в г. Анадыре" в I квартале отчетного года может быть указан статус "начата реализация в отчетном квартале", а в отчетном квартале, когда строительство будет завершено, в статусе данного мероприятия следует указать "завершена реализация в отчетном квартале". Статус "завершена реализация в предшествующем квартале" предполагает полное окончание реализации мероприятия: в кварталах, следующих за отчетным, не предполагается дальнейшая реализация такого мероприятия. Для мероприятий со статусом "завершена реализация в предшествующем квартале" столбцы 8, 9 формы 2 не заполняются в отчетном квартале и в кварталы, следующие за отчетным.
В столбце 9 "Фактический результат реализации мероприятия" указываются фактические значения результата реализации мероприятия в отчетном квартале. Данный столбец заполняется только для тех мероприятий, для которых возможно численно измерить результат. Например, для мероприятия "Возрождение и сохранение духовно-нравственных и семейных ценностей. Развитие форм семейного отдыха (циклы семейных мероприятий, концерты, лекции, выставки, беседы, мастер-классы, конкурсы рисунков, проведение мероприятий, посвященных Дню семьи, Дню семьи, любви и верности, Дню матери, Дню отца, традиционных национальных праздников, народных гуляний и др.)" фактический результат может быть измерен в количестве привлеченных участников. Тогда в столбце 9 для данного мероприятия в отчетном квартале может быть указано "15000".
В столбце 2 — "привлеченные участники", что означает, что в отчетном квартале результат реализации указанного мероприятия — привлечено 15000 участников. Если результат мероприятия в отчетном квартале не может быть измерен в числовом выражении, данный столбец для этого мероприятия не заполняется.
В таком случае, фактический результат реализации мероприятия будет оцениваться по комментарию к статусу реализации данного мероприятия. Например, для мероприятия "Строительство новых школ с современным пространством (атриумы, бассейны, широкие коридоры, лифты)" в отчетном квартале, когда ни одна новая школа еще не построена, в столбце 8 указывается, на каком этапе находится строительство: "Закуплены материалы для строительства 3 новых школ, выбраны площади, разработана проектно-сметная документация", при этом столбец 9 в таком случае не заполняется.
В столбце 10 "Финансирование: предусмотрено / не предусмотрено" для каждого мероприятия отмечается "предусмотрено", если для реализации мероприятия будут привлечены средства регионального, муниципального бюджета или внебюджетных источников, и отмечается "не предусмотрено", если реализация мероприятия не предполагает финансирования.
В столбце 11 "Фактическое финансирование на реализацию мероприятия накопленным итогом, тыс. рублей" указывается сумма финансовых затрат на реализацию мероприятия в отчетном квартале накопительным итогом (то есть за все предшествующие отчетные кварталы и за текущий отчетный квартал). Информация в столбце 11 заполняется только для тех мероприятий, для которых в столбце 10 указан параметр "предусмотрено", если в столбце 10 указано "не предусмотрено", данный столбец не заполняется.
2. В соответствии с формой № 3, предусмотренной приложением № 2 к настоящему приказу, субъектом Российской Федерации ежеквартально заполняется отчет о реализации мероприятий региональной программы, которые находятся на стадии обсуждения, рассмотрения вопроса о введении, подготовки к реализации. Для мероприятий, по которым проработка вопросов и обсуждение были завершены и в статусе реализации мероприятий указано "завершена реализация в отчетном квартале" (в соответствии со статусом в столбце 7 формы № 2), в столбце 2 формы № 3 "Принятое решение о соответствующих изменениях" следует охарактеризовать принятое решение о введении или не введении соответствующих изменений. Если было принято отрицательное решение, необходимо указать причины отрицательного решения в столбце 3 "Причины отрицательного решения" формы № 3. Если было принято положительное решение, которое предполагает дальнейшие действия / мероприятия (например, принято решение о необходимости внесения изменений в порядок и условия предоставления мер поддержки), в столбце 4 "Планируемая дата введения изменений / мероприятий" необходимо указать планируемую дату начала реализации дальнейших мероприятий и охарактеризовать эти мероприятия.
3. В соответствии с формой № 4, предусмотренной приложением № 2 к настоящему приказу, субъектами Российской Федерации указываются факторы, оказывающие позитивное и негативное влияние на достижение целевого показателя числа рождений в ходе реализации региональной программы в отчетном квартале. При заполнении данной формы в столбце 3 "Позитивное влияние" регионы указывают, какие специфические (в т.ч. административные) факторы / события отчетного квартала оказали позитивное влияние на достижение целевых показателей субъекта Российской Федерации, располагая факторы / события в порядке убывания значимости оказанного воздействия (где в строке 1 указывается фактор / событие, оказавшее наиболее сильное влияние). Аналогично, в столбце 4 "Негативное влияние" указываются специфические (в т. ч. административные) факторы / события отчетного квартала, негативно повлиявшие на достижение целевого показателя в отчетном квартале (где в строке 1 указывается фактор / событие, оказавшее наиболее сильное негативное влияние). В столбцах 3 и 4 указывается не более 5 факторов/событий отчетного квартала.
Решено организовать мониторинг реализации региональных программ по повышению рождаемости. Установлен порядок его проведения. Утверждены формы отчетности.
Расходы на оборону страны в 2024 году предложено увеличить почти на 70% относительно 2023-го, до 10,77 трлн рублей, сообщил Минфин. Эта категория впервые станет самой значительной, опередив социальную политику более чем на 3 трлн рублей. Повышение необходимо в условиях «гибридной войны» продолжающейся «спецоперации» на Украине, пояснил Кремль
Расходы по статье бюджета «национальная оборона» в 2024 году предлагается увеличить на 68% относительно 2023 года. Это следует из «Основных направлений бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов», которые опубликовал Минфин.
В 2023 году на оборону выделено 6,4 трлн рублей, а на 2024-й — более 10,77 трлн рублей. Это в три раза больше, чем было до начала «военной спецоперации»* на Украине, в 2021 году: 3,57 трлн рублей. Траты на оборону в 2024 году впервые станут самой большой статьей бюджета, опередив социальную политику: на нее выделят 7,73 трлн рублей. Минфин рассчитывает, что после 2024 года расходы на оборону можно будет снижать: на 2025-й планируются 8,5 трлн, на 2026-й — 7,4 трлн.
Увеличатся в 2024 году, хотя и не столь значительно — на 5%, до 3,38 трлн рублей, расходы и на национальную безопасность и правоохрану. Это более чем на 1 трлн рублей больше, чем было в 2021 году. Увеличатся также расходы на ЖКХ, охрану окружающей среды, образование, культуру и кинематографию, здравоохранение и обслуживание госдолга. Сократятся расходы на общегосударственные вопросы, национальную экономику (на 5,7%), физкультуру и спорт, на СМИ и межбюджетные трансферты общего характера.
Резкое повышение трат на оборону «необходимо, абсолютно необходимо», потому что Россия находится в состоянии «гибридной войны» и продолжает «военную спецоперацию», которая требует высоких расходов, заявил пресс-секретарь президента Дмитрий Песков в изложении ТАСС. Обеспечение фронта — главная задача бюджета, заявил министр финансов Антон Силуанов: «Это немаленькое напряжение для бюджета, но оно безусловный наш приоритет», — отметил он. Денег в бюджете на все запланированное хватит, уверяет министр.
Правительство 22 сентября одобрило проект бюджета на 2024–2026 годы. Бюджет в 2024-м будет дефицитным на 1,6 трлн рублей: доходы составят 35 трлн рублей, расходы — 36,6 трлн рублей. И доходы и расходы увеличились в сравнении с планом, заложенным в текущий бюджет. Кабмин старался минимизировать дефицит, насколько это возможно, говорил премьер-министр Михаил Мишустин.
*Согласно требованию Роскомнадзора, при подготовке материалов о специальной операции на востоке Украины все российские СМИ обязаны пользоваться информацией только из официальных источников РФ. Мы не можем публиковать материалы, в которых проводимая операция называется «нападением», «вторжением», либо «объявлением войны», если это не прямая цитата (статья 57 ФЗ о СМИ). В случае нарушения требования со СМИ может быть взыскан штраф в размере 5 млн рублей, также может последовать блокировка издания.
25 января 2024
Проблему с пропавшими данными в Реестре обученных по охране труда лиц придется решать самим СОТам, вносить данные повторно, о чем Минтруд любезно осведомил в личных кабинетах, приложив инструкцию и формат файла.
Кратко пробежимся по алгоритму и осветим некоторые нюансы.
Проверяем, все ли ранее внесенные Вами записи находятся в реестре. Вдруг Вы из счастливчиков, кого миновала эта проблема. Обнаружили пропажу? Действуем по инструкции.
2) При заполнении шаблона файла обязательно заполняем следующие поля записи об обучении:
номер в реестре,
фамилия,
имя,
наименование работодателя,
ИНН работодателя,
должность,
наименование организации, проводившей обучение,
ИНН организации, проводившей обучение,
номер протокола,
программа обучения,
дата проверки знаний,
результат,
дата внесения в реестр.
Нюансы заполнения полей:
в поле «номер в реестре» указываем то значение, которое было присвоено ранее внесенной записи (имеется в виду первичное внесение в реестр в 2023 году);
наименование организации, проводившей обучение и ИНН организации, проводившей обучение, абсолютно точно совпадают с наименованием и ИНН организации, импортирующей записи;
«результат» может иметь только одно значение: «Успешно» либо «Неуспешно»;
поля «аннулировано» и «дата аннулирования» оставляем пустыми;
при копировании названия программы с сайта Минтруда и вообще каких-либо наименований обращайте внимание не копируется ли пробел в конце, необходимо его удалить, иначе программа выдаст ошибку и данные не загрузятся;
зачастую при отсутствии отчества программа не принимает реестр, попробуйте либо поставить дефис либо указать «отсутствует»;
при внесении дат использовать формулу типа «дата проверки знаний» = «дата внесения в реестр» нельзя, увы, вносим ручками;
если у Вас не сохранились данные id пакета можно заполнить порядковыми номерами «1,2,3…».
3) Файл подготовлен и проверен! В личном кабинете работодателя переходим на вкладку «реестры» — «записи, ожидающие добавления в реестр», нажимаем «добавить» и «импортировать повторно из xlsx».
4) Выбираем файл, из которого будут импортироваться данные и нажимаем «открыть».
5) Должно появиться сообщение «Набор был импортирован с id:XXX», т.е. набор записей успешно создан.
6) Чтобы отправить записи в реестр обученных лиц, переходим на вкладку «наборы записей для обученных лиц», находим там набор с id, ранее указанном в сообщении из предыдущего пункта. Нажимаем кнопку «действия» и выбираем «внести в реестр».
7) Подписываем электронной подписью.
8) Проверяем на странице «Реестр обученных по охране труда лиц», должна появиться отправленная запись с отметкой «Создано повторно».
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ: Если специалист по охране труда проходил обучение и тестирование в учебном центре, то всё данные должен внести Учебный центр.
Преподаватели-практики ООО «МЦДПО» проведут обучение по охране труда очно либо дистанционно (без отрыва от производства) по актуальным программам.
Если вы и дальше хотите оставаться в курсе последних новостей и изменений в законодательстве — присоединяйтесь к нашему каналу в Телеграме. Будем рады видеть вас в нашем сообществе!
22 ноября 2023
Большая часть работы любого специалиста по охране труда — это организация выполнения определенных мероприятий в этой сфере. Одним из этапов их организации является обязательное планирование на определенный отрезок времени.
Мероприятия по охране труда 2024
Практически все мероприятия по охране труда не бесплатны. Для их осуществления обязательно нужно финансирование.
ТК РФ, а именно статья 225 предписывает работодателю осуществлять обязательное выделение финансовых средств на улучшение условий и охрану труда. Минимальный порог финансовых трат на охрану труда — 0,2% от суммы денежного оборота компании. Исключения из этого правила составляют федеральные и унитарные учреждения. Чтобы указанные средства выделять правомерно, необходимо знать на какие мероприятия по охране труда их тратить.
В качестве отправной точки в этой работе работодателю необходимо использовать требования приказа Минтруда России №771н. Этот нормативный акт содержит примерный перечень возможных мероприятий по охране труда.
Название «Примерный» этот перечень носит не случайно. Законодатель разработал его на основе ежегодной статистики в области охраны труда. Каждый работодатель же при составлении объектового перечня мероприятий обязан учитывать специфику своей производственной деятельности.
Структура плана законодательно зарегулирована и указана в пункте 30 приказа Минтруда России №771н:
название мероприятий;
сведения о лицах, ответственных за выполнение каждого мероприятия;
размер финансирования по каждому мероприятию;
сроки исполнения;
предполагаемый результат.
К слову, мероприятия входящие в план должны быть направлены на снижение воздействия профессиональных рисков опасностей на работников.
Составляем бюджет 2024
В планировании мероприятий по охране труда важным моментом является распределение имеющихся денежных средств на их исполнение. Этот процесс можно реализовать алгоритмически:
сбор необходимых сведений и информации;
разбивка по временным отрезкам;
поиск и утверждение источников финансирования;
согласование и утверждение плана.
Кроме приказа 771н, источниками информации для плана мероприятий могут быть:
данные из бухгалтерии о расходах на охрану труда за предыдущий год. Сумму потраченных денег нужно сопоставить с запланированной на прошлый год. Разница (если она есть) между этими суммами входит в новый бюджет;
потребности в мероприятиях по охране труда из структурных подразделений. Для сбора информации можно проводить анкетирование руководителей, тематических совещаний и круглых столов;
коммерческие предложения от действующих и потенциальных контрагентов.
План мероприятий нужно разбить по временным отрезкам. Чаще всего мероприятия планируют помесячно и поквартально. Выполнение того или иного мероприятия в течении месяца или квартала в первую очередь зависит от его объема. Например, оборудование санитарно — бытовых помещений в одном или двух структурных подразделениях можно провести в течении месяца. Проведение специальной оценки условий труда, включая согласование и утверждение всех необходимых документов может растянуться на целый квартал.
Финансовые средства на охрану труда нужно откуда-то взять. Чаще всего источником “денежного” обеспечения этих мероприятий являются собственные средства работодателя. Тем не менее, существуют еще несколько возможных источников финансовых средств:
добровольные взносы сторонних спонсоров — организаций и физлиц;
возвращенные средства из Социального фонда России;
субсидий от государства (только для госкомпаний и бюджетных учреждений).
Каждый источник финансового обеспечения необходимо отдельно указывать в плане мероприятий, напротив каждого мероприятия или их группы.
Конечным действием в оформлении плана мероприятий является его согласование и утверждение. План обязательно согласовывается со специалистом по охране труда и председателем профкома организации (при наличии). Кроме того, в перечень работников, с которыми нужно согласовать план мероприятий можно включить заместителей руководителя организации, главных специалистов и начальников структурных подразделений. Утверждает план мероприятий руководитель организации.
Планирование мероприятий по охране труда одно из важнейших мер по организации работы в области охраны труда. План показывает сколько финансовых средств тратит работодатель на охрану труда, и соблюдает ли он требования ст. 225 ТК РФ. Указанный документ очень полезен в вопросе контроля работы специалиста по охране труда. Без плана мероприятий отсутствует возможность оформить возврат части уплаченных страховых взносов из СФР. План мероприятий необходим для полноценного функционирования системы управления охраной труда в организации.
Если вы и дальше хотите оставаться в курсе последних новостей и изменений в законодательстве — присоединяйтесь к нашему каналу в Телеграме. Будем рады видеть вас в нашем сообществе!
Экономика 03 июл 2023, 14:26
Минтруд опубликовал проект об увеличении МРОТ до 19,2 тыс. руб. в 2024 году
Минимальный размер оплаты труда в 2024 году планируют увеличить на 3 тыс. руб. и рассчитывать в особом порядке, а не по ранее применявшейся методике
На портале правовой информации появился законопроект об увеличении минимального размера оплаты труда (МРОТ) с 1 января 2024 года до 19 242 руб. Ведомство планирует с 2025-го изменить методику расчета показателя в зависимости от медианной заработной платы (это величина, больше и меньше которой получают по половине работающих граждан, рассчитывается Росстатом). В 2022 году она составила примерно 40 тыс. руб.
«Минтрудом предложено с 1 января 2025 года увеличить соотношение МРОТ и медианной зарплаты более чем на 14%: если прежняя методика предполагала, что МРОТ будет составлять 42% от медианной заработной платы за предыдущий год, то с 2025 года предлагается установить величину этого соотношения на уровне не ниже 48%», — сказано в поступившем в РБК сообщении ведомства.
МРОТ со следующего года увеличится на 18,5%. В текущем году он составляет 16 242 руб.
Этот показатель, как и минимальный размер прожиточного минимума (ПМ), в 2023–2024 годах правительство рассчитывало «в особом порядке» из-за роста цен. Если раньше МРОТ устанавливался в размере не ниже величины ПМ трудоспособного населения и составлял 42% медианной заработной платы, то в законопроекте о его уровне на 2023 и 2024 годы было предусмотрено исчисление показателя исходя из темпов роста ПМ трудоспособного населения к предыдущему году, увеличенных на три процентных пункта. В 2025-м Минтруд намерен вернуться к старой методике, увеличив соотношение МРОТ с медианной зарплатой до 48%, «чтобы сохранить опережающие темпы роста МРОТ».
В июне президент Владимир Путин заявил, что МРОТ к 2030 году должен увеличиться минимум вдвое, что будет «дополнительным стимулом для роста заработных плат по стране в целом». Индексация, которая планируется, по уровню выше и темпов инфляции (в 2022-м она составила почти 12%), и темпов роста зарплат по стране в целом, заявил президент.