- Местное самоуправление в Российской Федерации
- Понятие развитие муниципального образования
- Комплексное развитие муниципального образования
- Схожие понятия
- Комплексное социально-экономическое развитие муниципальных образований в России
- Литература
- Полномочия органов местного самоуправления
- Ссылки
- Порядок реализации полномочий
- Комплексное развитие территории
- Трансформация публично-правового регулирования местного самоуправления в условиях конституционной реформы
- Анализ положений главы 10 Градостроительного кодекса РФ
- Структура понятия комплексное развитие территории
- Законодательство и комплексное развитие территории
- В 2020 году были внесены поправки в Конституцию Российской Федерации, которые закрепили понятие «единой системы публичной власти», которая является совокупностью органов государственной власти и органов местного самоуправления. Учитывая внесенные изменения в Конституцию Российской Федерации, был принят Федеральный закон от 21.12.2021 № 414-ФЗ (ред. от 14.04.2023) «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации». В декабре 2021 г. глава думского комитета по госстроительству Павел Крашенинников совместно с коллегой из Совета Федерации Андреем Клишасом внесли проект нового закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти
Местное самоуправление в Российской Федерации
Местное самоуправление в Российской Федерации, в какой бы организационной форме оно ни было представлено, должно быть нацелено на обеспечение достойной жизни населения муниципального образования. В связи с этим следует обратить внимание на понятие, которое в последнее время широко используется в научном обороте, — понятие качество жизни. Этим показателем определяется уровень развития любого города, района, сельского поселения.
Условием обеспечения достойного качества жизни населения муниципального образования является успешная реализация одной из функций органов власти на местах — социально-экономического развития муниципальных образований.
Понятие развитие муниципального образования
Здесь мы сталкиваемся с неоднозначным пониманием словосочетания развитие муниципального образования. Очень часто под развитием понимаются рост численности населения, увеличение территории под застройки, расширение границ муниципального образования, изменение характера его планировки и застройки, его архитектуры, инфраструктуры.
Но все это лишь показатели развития территории. Сам же процесс развития, основываясь на философском понимании развития, необходимо рассматривать более широко, характеризуя его как качественное изменение условий жизни населения муниципального образования. Развитие муниципального образования должно происходить на комплексной основе и иметь целью улучшение качества жизни населения.
Комплексное развитие муниципального образования
О.Е. Кутафин и В.И. Фадеев рассматривали муниципальные образования как своеобразные территориально-производственные и хозяйственные комплексы, отмечая при этом, что комплексное развитие муниципального образования призвано обеспечить повышение эффективности местного хозяйства, решение социально-культурных, экологических и других местных ресурсов, создание необходимых условий жизни и отдыха граждан.
Кутафин О.Е., Фадеев В.И. Муниципальное право Российской Федерации: Учеб. 3-е изд., перераб. и доп. М., 2006. С. 131.
Схожие понятия
Существуют схожие, но не идентичные понятия, используемые в муниципально-правовой науке:
- комплексное развитие муниципального образования
- комплексное социально-экономическое развитие
- комплексное развитие территории
Комплексное социально-экономическое развитие муниципальных образований в России
Так, одни авторы под комплексным социально-экономическим развитием муниципального образования рассматривают управляемый процесс изменений в различных областях жизни, направленный на достижение определенного уровня развития социальной (включая духовную) и экономической сфер на территории муниципального образования с наименьшим ущербом для природных ресурсов и наибольшим уровнем удовлетворения коллективных потребностей населения и интересов государства.
Другие подчеркивают, что комплексность развития муниципального образования означает достижение такого состава, содержания составных частей экономики, пропорций и связей между ними, которые призваны обеспечить сбалансированную систему сфер деятельности людей, ориентированную на улучшение качества их жизни. По мнению ряда ученых, комплексное развитие региональной экономики определяется оптимальным пропорциональным развитием всех наличествующих в ней отраслей при имеющейся специализации.
Литература
- Парахина В.Н., Галлеев Е.В., Ганшина Л.Н. Муниципальное управление: Учеб. пособ. М.: КНОРУС, 2010. 496 с.
- Экономика муниципальных образований: Учеб. пособ. для обучения муниципальных служащих / Под общ. ред. В.Г. Игнатова. М.; Ростов н/Д.: МарТ, 2005. С. 63.
- Алехин Э.В. Управление региональной экономикой: Учеб. пособ. Пенза, 2011. 225 с.
Полномочия органов местного самоуправления
Следует отметить, что содержание полномочий органов местного самоуправления в сфере комплексного развития территории муниципального образования в законе не раз изменялось. Так, понятие комплексное социально-экономическое развитие муниципального образования вошло в правовой оборот в связи с принятием Федерального закона от 28 августа 1995 г. N 154-ФЗ Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации.
Данный законодательный акт закреплял комплексное социально-экономическое развитие муниципального образования как вопрос местного значения (хотя следует отметить, что в классических работах по муниципальному праву комплексное социально-экономическое развитие муниципального образования именовалось как функция местного самоуправления).
В ст. 17 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ (ред. от 14.10.2014) Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации (далее — Федеральный закон N 131-ФЗ) в перечень основных полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения были включены принятие и организация выполнения планов и программ комплексного социально-экономического развития муниципального образования. Принятие программы комплексного социально-экономического развития муниципального образования являлось исключительной компетенцией представительного органа муниципального образования.
Ссылки
- Федеральный закон от 28 августа 1995 г. N 154-ФЗ Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации
- Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации
Однако если обратиться к действующей редакции Федерального закона N 131-ФЗ, то в подп. 6.1 ч. 1 ст. 17, посвященной полномочиям органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения, в качестве одного из полномочий значатся разработка и утверждение программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселений, городских округов, программ комплексного развития транспортной инфраструктуры поселений, городских округов, программ комплексного развития социальной инфраструктуры поселений, городских округов, требования к которым устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Другими словами, речь идет не в целом о комплексном развитии территории муниципального образования, а об отдельных направлениях такого развития: развитии коммунальной, транспортной и социальной инфраструктуры.
При этом в качестве полномочий органов местного самоуправления определены полномочия по разработке и утверждению программы комплексного развития, однако не сказано о полномочии органов местного самоуправления по реализации этих программ.
Помимо этого, обращает на себя внимание тот факт, что Федеральный закон N 131-ФЗ закрепляет такое полномочие только за поселениями и городскими округами, не упоминая ни о муниципальном районе, ни о муниципальном округе, ни о внутригородском районе.
Порядок реализации полномочий
Порядок реализации данных полномочий органов местного самоуправления поселений и городских округов определяется Градостроительным кодексом Российской Федерации (далее — ГрК РФ), жилищным, земельным законодательством, а также законодательством об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, законодательством в области охраны окружающей среды.
Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. N 190-ФЗ // СПС КонсультантПлюс.
Комплексное развитие территории
Так, в 2020 г. в ГрК РФ получила закрепление гл. 10 Комплексное развитие территории. Данной главой Кодекса определены цели, виды комплексного развития территории, порядок принятия и реализации решения о комплексном развитии территории, понятие и порядок заключения договора о комплексном развитии территории и как отдельный вид комплексного развития территории — такое развитие по инициативе правообладателей.
Как видим, здесь идет речь не о комплексном развитии муниципального образования, а о комплексном развитии территории. Следует обратить внимание на справедливое замечание А.И. Соколовой о том, что в ГрК РФ термин градостроительная деятельность неоправданно широко трактуется, подразумевая под собой деятельность по развитию любых территорий, в том числе городов и иных поселений.
Не определены четко виды муниципальных образований, использован абстрактный обобщающий термин территория, и указаны только город и иные поселения, что подвешивает в воздухе все иные новообразования.
Трансформация публично-правового регулирования местного самоуправления в условиях конституционной реформы
Монография
Под научным редактированием Б.С. Эбзеева, С.А. Авакьяна
Под общим редактированием Л.Т. Чехладзе, Е.Н. Хазова
М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2023
С. 385
Анализ положений главы 10 Градостроительного кодекса РФ
Анализ положений главы 10 Градостроительного кодекса РФ показывает, что предусмотренный порядок реализации комплексного развития территории ничего общего с комплексным развитием муниципального образования не имеет. Этот порядок представляет лишь одно из направлений развития.
Согласно статье 66 Градостроительного кодекса РФ для реализации комплексного развития территории необходимо принятие решения либо Правительством РФ, либо главой местной администрации. При этом обязанность принимать такое решение не закреплена для этих органов, а указаны только случаи, в которых оно принимается. Касательно решения о комплексном развитии территории главой местной администрации, законодатель ограничился только тем, что указанный субъект принимает решение в определенных случаях.
Структура понятия комплексное развитие территории
Заключение договора для реализации комплексного развития территории является одним из аспектов данного процесса. Договор может быть заключен в отношении всей территории, ее части или отдельного этапа реализации решения о комплексном развитии территории согласно статье 68 Градостроительного кодекса РФ.
Законодательство и комплексное развитие территории
Формирование законодательства в сфере комплексного развития территории требует принятия ряда стратегических решений. Согласно Стратегии пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 13 февраля 2019 года N 207-р, обеспечение сбалансированного развития городских территорий является одним из ключевых направлений.
При этом законодатель сфокусировался исключительно на городских территориях, не обращая внимания на другие типы населенных пунктов и муниципальных образований.
Распоряжение Правительства РФ от 13 февраля 2019 г. N 207-р // СЗ РФ. 2019. N 7 (часть II). Ст. 702.
Градостроительная деятельность, несомненно, является одной из определяющих в формировании привлекательного образа той или иной территориальной единицы. Неслучайно О.М. Рой отмечает, что именно эта деятельность органов местного самоуправления является наилучшей иллюстрацией возможностей муниципальной власти, ее способности самостоятельно и под свою ответственность решать проблемы горожан и содействовать улучшению условий их проживания и представляет собой особую ценность в рамках местного самоуправления .
Рой О.М. Роль местного самоуправления в сфере градостроительства // Муниципальная академия. 2016. N 3. С. 99.
Но не только градостроительной деятельностью занимаются органы местного самоуправления, и не только эта деятельность при всей ее важности может обеспечить должный уровень жизни населения. Произошла подмена понятия "комплексное развитие муниципального образования" сначала понятием "генеральный план застройки", а теперь понятием "комплексное развитие территории".
Если обратиться к перечню вопросов местного значения, закрепленных в соответствующих статьях Федерального закона N 131-ФЗ, то мы увидим, что вопросы касаются всех сфер жизнедеятельности населения муниципального образования: от обеспечения населения электро-, тепло-, газо- и водоснабжением, транспортными услугами до создания условий для массового отдыха жителей поселения и организации обустройства мест массового отдыха населения. То есть весь комплекс задач по созданию благоприятных условий проживания населения в муниципальном образовании. И поэтому не говорить о необходимости комплексного социально-экономического, культурного развития муниципального образования нельзя. Именно совокупность решения всех этих вопросов позволяет рассматривать муниципальное образование как единую социально-экономическую систему. И в связи с этим комплексное социально-экономическое развитие любого муниципального образования как управленческий процесс является сущностной характеристикой муниципальной власти, условием создания определенного уровня развития духовной и экономической сфер на его территории. А для этого должны быть созданы правовые и организационные условия формирования и реализации программ комплексного развития муниципального образования.
Антонова Нана Алиевна, заведующая кафедрой конституционного, административного и таможенного права Тверского государственного университета, доктор юридических наук, доцент
Изменения в регулировании установления границ населенных пунктов и территориальных зон
Госдума 19 июля приняла в третьем чтении Законопроект № 322234-8 «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации (в целях регулирования вопросов, связанных с установлением границ населенных пунктов и границ территориальных зон) (https://sozd.duma.gov.ru/bill/322234-8). Поправки вступят в силу с 2024 года.
Как указано в пояснительной записке, проект разработан в целях:
— устранения пересечения границ населенных пунктов, территориальных зон с границами земельного участка;
— урегулирования вопросов, возникших в правоприменительной практике при установлении границ населенных пунктов и территориальных зон и внесении сведений о них в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН);
— совершенствования действующего законодательства в части порядка исправления реестровых ошибок органом регистрации прав.
По данным Росреестра, по состоянию на 1 марта этого года, в ЕГРН внесено 52,2% границ населенных пунктов и 38,6% – территориальных зон. Основным препятствием для внесения в ЕГРН таких сведений, по мнению разработчиков проекта, являются выявляемые пересечения границ населенных пунктов и территориальных зон с границами земельных участков, что по общему правилу не допускается земельным законодательством.
Основные изменения предлагается внести в Градостроительный кодекс, Земельный кодекс и Федеральный закон от 13.07.2015 №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».
В чем суть изменений.
1. Законопроектом предусматривается возможность установления границ населенных пунктов, территориальных зон, а также внесение изменений в документы терпланирования муниципального образования независимо от наличия пересечения границ одного земельного участка (в соответствии с границами которого устанавливаются границы населенного пункта, терзоны), с границами другого земельного участка.
В соответствии с изменениями ч. 4 ст. 30 ГрК «границы территориальных зон должны отвечать требованию принадлежности каждого земельного участка только к одной территориальной зоне, за исключением земельного участка, границы которого в установленных Земельным кодексом и другими федеральными законами случаях могут пересекать границы тер». В новой редакции ч. 3 ст. 34 ГрК допускается пересечение границ терзон с границами зон с особыми условиями использования территорий, границами территорий объектов культурного наследия, границами территорий исторических поселений федерального значения, территорий исторических поселений регионального значения.
Согласно новой ч. 7 ст. 11.9 ЗК не допускается образование земельного участка, границы которого пересекают границы терзон, лесничеств, за исключением земельного участка, образуемого в целях осуществления пользования недрами, строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов, их неотъемлемых технологических частей, гидротехнических сооружений, а также строительства водохранилищ, иных искусственных водных объектов. При выявлении пересечения его устранение осуществляется в порядке, установленном законом.
2. Росреестр получает право исправлять «реестровые ошибки» – устранять пересечения границ населенных пунктов, территориальных зон с границами земельных участков, при государственном кадастровом учете в связи с уточнением границ земельных участков. Росреестр уведомляет о внесенных в реестр границ ЕГРН изменениях уполномоченные на установление границ органы государственной власти, органы местного самоуправления. В соответствии с новой редакцией ст. 33 ГрК, в случае изменения описания местоположения границ территориальной зоны в связи с устранением пересечения указанных границ с границами земельных участков орган местного самоуправления обеспечивает внесение изменений в правила землепользования и застройки путем приведения их в соответствие со сведениями, указанными в уведомлении, направленном органом регистрации прав.
3. Для уточнения границ земельного участка, занятого линейным объектом, пересекающих границы населенного пункта, муниципального образования и границы между регионами, предлагается разделять их без подготовки межевого плана и кадастрового учета исходного земельного участка в связи с уточнением местоположения границ такого участка.
При этом орган регистрации уведомляет орган государственной власти, орган местного самоуправления, уполномоченные на распоряжение исходным земельным участком, а также его правообладателя о результатах кадастрового учета. К третьему чтению проект дополнен нормой, согласно которой «допускается образование земельных участков, расположенных в границах полос отвода автомобильных дорог, при отсутствии проекта межевания территории на основании схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории (за исключением случаев, если образование земельного участка требуется для реконструкции автомобильной дороги» (ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ).
4. Согласно действующей редакции ст. 34 Закона № 218-ФЗ Росреестр вправе самостоятельно внести изменения в сведения о местоположении границ населенных пунктов и территориальных зон в ЕГРН при условии, что 75 и более процентов площади земельного участка находится в границах определенного населенного пункта или территориальной зоны. Как отмечается в пояснительной записке, значительное количество выявленных пересечений не попадает в установленный критерий, что не позволяет применить указанную норму.
В этой связи предлагается следующее. Если наложение земельного участка составляет более 50% на территорию населенного пункта, то Росреестр сможет самостоятельно внести изменения в сведения о местоположении границ населенных пунктов и территориальных зон. Уточненные координаты орган местного самоуправления будет утверждать в планировочных документах такого населенного пункта без рассмотрения на публичных слушаниях.
5. Законопроектом также уточняются требования к подготовке межевого плана в случае, если при кадастровых работах выявлено пересечение границ земельного участка с границами населенного пункта, границами муниципального образования, границами субъектов РФ.
6. Положения ст. 18 ГрК дополняется ч. 7 и 8, согласно которым внесение в документы территориального планирования муниципального образования изменений, предусматривающих изменение границ населенных пунктов в связи с устранением пересечения этих границ с границами земельных участков, осуществляется без проведения общественных обсуждений или публичных слушаний. Органом государственной власти субъекта РФ может быть установлено, что устранение пересечения границ населенного пункта (населенных пунктов), терзон с границами земельных участков в порядке, установленном федеральным законом, осуществляется без согласования с указанным органом и органами местного самоуправления на территории данного субъекта.
7. Росреестр также получает право исправлять ошибки в местоположении здания, сооружения, объекта незавершенного строительства на земельном участке. Роскадастр наделяется полномочиями на «определение координат характерных точек границ земельных участков, в описании местоположения границ которых обнаружена ошибка, смежных и (или) несмежных земельных участков, определение площади таких земельных участков, координат характерных точек контуров зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства, а также координат характерных точек границ муниципальных образований, населенных пунктов, территориальных зон, лесничеств при исправлении ошибок в целях реализации положений ст. 61 Федерального закона № 218-ФЗ».
В заключениях ответственных комитетов Государственной Думы отмечено, что принятие законопроекта позволит устранить препятствия для подготовки документов, содержащих описание местоположения границ населенных пунктов и территориальных зон, и наполнения ЕГРН сведениями, необходимыми для осуществления градостроительной деятельности.
публичных слушаний по вопросу объединения муниципальных образований – городских, сельских поселений, входящих в состав муниципального образования Гатчинский муниципальный район: Город Гатчина (Гатчинское городское поселение), Город Коммунар (Коммунарское городское поселение), Вырицкое городское поселение, Дружногорское городское поселение, Сиверское городское поселение, Таицкое городское поселение, Большеколпанское сельское поселение, Веревское сельское поселение, Войсковицкое сельское поселение, Елизаветинское сельское поселение, Кобринское сельское поселение, Новосветское сельское поселение, Пудомягское сельское поселение, Пудостьское сельское поселение, Рождественское сельское поселение, Сусанинское сельское поселение, Сяськелевское сельское поселение в одно муниципальное образование и наделении вновь образованного муниципального образования статусом муниципального округа — Гатчинский муниципальный округ Ленинградской области с административным центром в г. Гатчине
Место проведения: с.Рождествено, Большой пр. д.5.
Дата проведения: 30 июня 2023 года
Время проведения: 14 часов 00 минут
Председатель комиссии по проведению публичных слушаний Заславский М.Е.
Жители Рождественского сельского поселения: 20 человек
Рабочая группа в полном составе, утвержденном решением совета депутатов Рождественского сельского поселения от 15.06.2023 № 23
Проведение публичных слушаний по вопросу объединения муниципальных образований – городских, сельских поселений, входящих в состав муниципального образования Гатчинский муниципальный район: Город Гатчина (Гатчинское городское поселение), Город Коммунар (Коммунарское городское поселение), Вырицкое городское поселение, Дружногорское городское поселение, Сиверское городское поселение, Таицкое городское поселение, Большеколпанское сельское поселение, Веревское сельское поселение, Войсковицкое сельское поселение, Елизаветинское сельское поселение, Кобринское сельское поселение, Новосветское сельское поселение, Пудомягское сельское поселение, Пудостьское сельское поселение, Рождественское сельское поселение, Сусанинское сельское поселение, Сяськелевское сельское поселение в одно муниципальное образование и наделении вновь образованного муниципального образования статусом муниципального округа — Гатчинский муниципальный округ Ленинградской области с административным центром в г. Гатчине, осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Уставом муниципального образования Рождественского сельского поселения Гатчинского муниципального района Ленинградской области, решением совета депутатов Рождественского сельского поселения от 16.07.2020 №19 «Об утверждении порядка организации и проведения публичных слушаний в муниципальном образовании Рождественского сельского поселения Гатчинского муниципального района Ленинградской области».
Публичные слушания проводятся по инициативе совета депутатов муниципального образования Рождественского сельского поселения Гатчинского муниципального района Ленинградской области на основании решения от 15.06.2023 №23 «О рассмотрении инициативы Совета депутатов Гатчинского муниципального района о преобразовании муниципальных образований – городских, сельских поселений, входящих в состав муниципального образования Гатчинский муниципальный район путем их объединения и наделения вновь образованного муниципального образования статусом Гатчинского муниципального округа и назначении публичных слушаний». Решение было опубликовано в информационном бюллетене «Рождественский вестник» № 15 от 16.06.2023 года (рассылка осуществлена) и в информационно-коммуникационной сети «Интернет» на официальном сайте муниципального образования Рождественского сельского поселения Гатчинского муниципального района Ленинградской области.
Публичные слушания проводятся в форме одного собрания, на котором граждане имеют возможность высказать свое мнение по поставленному вопросу, свои предложения и замечания к нему, а также проголосовать за или против его принятия.
Глава муниципального образования Рождественского сельского поселения Гатчинского муниципального района Ленинградской области Заславский М.Е. объявил публичные слушания открытыми.
Повестка публичных слушаний:
2. Вопрос объединения муниципальных образований – городских, сельских поселений, входящих в состав муниципального образования Гатчинский муниципальный район: Город Гатчина (Гатчинское городское поселение), Город Коммунар (Коммунарское городское поселение), Вырицкое городское поселение, Дружногорское городское поселение, Сиверское городское поселение, Таицкое городское поселение, Большеколпанское сельское поселение, Веревское сельское поселение, Войсковицкое сельское поселение, Елизаветинское сельское поселение, Кобринское сельское поселение, Новосветское сельское поселение, Пудомягское сельское поселение, Пудостьское сельское поселение, Рождественское сельское поселение, Сусанинское сельское поселение, Сяськелевское сельское поселение в одно муниципальное образование и наделении вновь образованного муниципального образования статусом муниципального округа — Гатчинский муниципальный округ Ленинградской области с административным центром в г. Гатчине.
По первому вопросу:
Выборы председателя комиссии по проведению публичных слушаний, секретаря комиссии по проведению публичных слушаний и членов счетной комиссии публичных слушаний.
Председатель комиссии по проведению публичных слушаний – Сорокин С.Н. Секретарь комиссии по проведению публичных слушаний – Домарацкая М.А.
Члены счетной комиссии:
Решили: принять предложение по составу счетной комиссии публичных слушаний, председателю комиссии по проведению публичных слушаний и секретарю комиссии по проведению публичных слушаний. Избрать председателем комиссии по проведению публичных слушаний – Сорокина С.Н., секретарем комиссии по проведению публичных слушаний – Домарацкую М.А., счетную комиссию в составе членов счетной комиссии: Овсянникову Е.М. – депутат совета депутатов Рождественского сельского поселения Гатчинского муниципального района Ленинградской области. Гетманскую Е.К. – начальник отдела по земельным вопросам и имуществу администрации Рождественского сельского поселения Гатчинского муниципального района Ленинградской области.
Леонченкову О.С. – начальник отдела экономики и финансов администрации Рождественского сельского поселения Гатчинского муниципального района Ленинградской области.
По второму вопросу выступали:
Председатель комиссии по проведению публичных слушаний Сорокин С.Н., который пояснил следующее:
В целях рассмотрения инициативы Совета депутатов Гатчинского муниципального района о преобразовании муниципальных образований – городских, сельских поселений, входящих в состав муниципального образования Гатчинский муниципальный район, путем их объединения в муниципальный округ и назначить публичные слушания по вопросу объединения муниципальных образований – городских, сельских поселений, входящих в состав муниципального образования Гатчинский муниципальный район: Город Гатчина (Гатчинское городское поселение), Город Коммунар (Коммунарское городское поселение), Вырицкое городское поселение, Дружногорское городское поселение, Сиверское городское поселение, Таицкое городское поселение, Большеколпанское сельское поселение, Веревское сельское поселение, Войсковицкое сельское поселение, Елизаветинское сельское поселение, Кобринское сельское поселение, Новосветское сельское поселение, Пудомягское сельское поселение, Пудостьское сельское поселение, Рождественское сельское поселение, Сусанинское сельское поселение, Сяськелевское сельское поселение в одно муниципальное образование и наделении вновь образованного муниципального образования статусом муниципального округа — Гатчинский муниципальный округ Ленинградской области с административным центром в г. Гатчине, проводятся настоящие публичные слушания, назначенные решением совета депутатов Рождественского сельского поселения от 15 июня 2023 года №23. Порядок учета предложений и участия граждан в обсуждении предложений и (или) замечаний по поставленному вопросу установлен пунктом 3 указанного решения.
Предложения и (или) замечания по вопросу объединения муниципальных образований – городских, сельских поселений, входящих в состав муниципального образования Гатчинский муниципальный район: Город Гатчина (Гатчинское городское поселение), Город Коммунар (Коммунарское городское поселение), Вырицкое городское поселение, Дружногорское городское поселение, Сиверское городское поселение, Таицкое городское поселение, Большеколпанское сельское поселение, Веревское сельское поселение, Войсковицкое сельское поселение, Елизаветинское сельское поселение, Кобринское сельское поселение, Новосветское сельское поселение, Пудомягское сельское поселение, Пудостьское сельское поселение, Рождественское сельское поселение, Сусанинское сельское поселение, Сяськелевское сельское поселение в одно муниципальное образование и наделении вновь образованного муниципального образования статусом муниципального округа — Гатчинский муниципальный округ Ленинградской области с административным центром в г. Гатчине, в Совет депутатов Рождественского сельского поселения не поступали.
Начальник отдела по земельным вопросам и имуществу Рождественского сельского поселения — Гетманская Елена Константиновна — пояснила:
В 2020 году были внесены поправки в Конституцию Российской Федерации, которые закрепили понятие «единой системы публичной власти», которая является совокупностью органов государственной власти и органов местного самоуправления. Учитывая внесенные изменения в Конституцию Российской Федерации, был принят Федеральный закон от 21.12.2021 № 414-ФЗ (ред. от 14.04.2023) «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации». В декабре 2021 г. глава думского комитета по госстроительству Павел Крашенинников совместно с коллегой из Совета Федерации Андреем Клишасом внесли проект нового закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти
Данный законопроект должен был завершить реформу, заложенную конституционными изменениями 2020 г. Одной из основных новаций законопроекта об МСУ помимо перераспределения полномочий между разными уровнями власти, был обязательный переход от двухуровневой системы МСУ к одноуровневой.
В соответствии с законопроектом были определены виды муниципальных образований (ст. 9.)
Местное самоуправление будет осуществляться в следующих видах муниципальных образований:
- внутригородская территория (внутригородское муниципальное образование) города федерального значения.
Границы муниципального округа, как правило, будут устанавливаются с учетом транспортной доступности до их административных центров и обратно в течение рабочего дня для жителей всех населенных пунктов, входящих в их состав.
Границы территорий муниципальных образований (ст. 11) устанавливаются и изменяются законами субъектов Российской Федерации в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона. Изменение границ муниципального образования осуществляется законом субъекта Российской Федерации по инициативе населения, органов местного самоуправления, органов государственной власти субъекта Российской Федерации, федеральных органов государственной власти в соответствии с настоящим Федеральным законом.
С учетом принципа единой системы публичной власти и положений ст. 13 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» возможно начать реализовать реформу органов местного самоуправления в плановом порядке в настоящее время.
Часть 3.1-1 ст. 13 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрено право на объединение всех поселений, входящих в состав муниципального района и наделение вновь образованного муниципального образования статусом муниципального округа. Данное право осуществляется с согласия населения, выраженного представительными органами соответствующих поселений. Муниципальный район, в котором все поселения, входившие в его состав, объединились, а также указанные поселения утрачивают статус муниципального образования.
В ряде регионов Российской Федерации реформа органов местного самоуправления по переходу на одноуровневую систему органов местного самоуправления путем объединения поселений и создания муниципальных округов уже начата и закончена.
Одними из положительных моментов, где уже завершилась реформа ОМС, можно отнести значительное уменьшение количества изданных муниципальных правовых актов местной администрацией и представительными органами, регулирующие сходные (аналогичные) правоотношения. В связи с чем уменьшаются затраты связанные с опубликованием правовых актов, уменьшением трудозатрат на направление нормативных правовых актов в регистр, уменьшение трудозатрат связанных с подготовкой муниципальных правовых актов и отслеживания необходимость внесения в действующие правовые акты в связи с изменением норм федерального и регионального законодательства.
Уменьшение расходов на содержание администрации, связанные с содержанием официального сайта и различных программных продуктов, используемых органами местного самоуправления, а также расходов на канцелярию.
Решение вопросов местного значения муниципального округа, определённых ст. 16 Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», происходит одинаково и планомерно на всей территории муниципального округа. Позволяет реализовать большее количество поставленных задач.
Что касается принятых и действующих муниципальных правовых акта ОМС поселений хочется отметить, что с в соответствии со ст. 34 муниципальные правовые акты, принятые органами местного самоуправления, которые на день создания вновь образованного муниципального образования осуществляли полномочия по решению вопросов местного значения на соответствующих территориях, действуют в части, не противоречащей федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, конституциям (уставам), законам и иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации, а также муниципальным правовым актам органов местного самоуправления вновь образованного муниципального образования.
Органы местного самоуправления вновь образованного муниципального образования в соответствии со своей компетенцией являются правопреемниками органов местного самоуправления, которые на день создания вновь образованного муниципального образования осуществляли полномочия по решению вопросов местного значения на соответствующей территории, в отношениях с органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, физическими и юридическими лицами.
Глава МО Рождественского сельского поселения Заславский М.Е. пояснил:
При реорганизации Гатчинского муниципального района в муниципальный округ формироваться будет один бюджет муниципального округа.
Налог на доходы физических лиц в муниципальный округ будет поступать по нормативу 15% (сейчас норматив отчислений в городские поселения 13%, в сельские поселения 10%), кроме того, областным законом Ленинградской области ежегодно при формировании бюджета предусмотрен дополнительный норматив отчислений от налога на доходы физических лиц, заменяющий дотацию на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов.
По расчетам в бюджет муниципального округа дополнительно налога на доходы физических лиц поступит более 1 млрд.рублей.
Поддержание инициативы об объединении всех поселений входящих в состав Гатчинского муниципального района и создание Гатчинского муниципального округа позволит в планомерном порядке осуществить предстоящую реформу органов местного самоуправления, позволит сохранить целость границ Гатчинского района, позволит оптимизировать систему управления и сохранить кадровый потенциал, позволит создать единую правовую базу муниципальных правовых актов и одинаковый подход к решению вопросов местного значения на территории муниципального округа.
Председатель комиссии по проведению публичных слушаний Сорокин С.Н.:
-Если у присутствующих есть предложения, замечания, изменения по данному вопросу, то прошу их озвучить.
— Замечаний и предложений нет.
— Суть вопроса публичных слушаний по объединению муниципальных образований – городских, сельских поселений, входящих в состав муниципального образования Гатчинский муниципальный район: Город Гатчина (Гатчинское городское поселение), Город Коммунар (Коммунарское городское поселение), Вырицкое городское поселение, Дружногорское городское поселение, Сиверское городское поселение, Таицкое городское поселение, Большеколпанское сельское поселение, Веревское сельское поселение, Войсковицкое сельское поселение, Елизаветинское сельское поселение, Кобринское сельское поселение, Новосветское сельское поселение, Пудомягское сельское поселение, Пудостьское сельское поселение, Рождественское сельское поселение, Сусанинское сельское поселение, Сяськелевское сельское поселение в одно муниципальное образование и наделении вновь образованного муниципального образования статусом муниципального округа — Гатчинский муниципальный округ Ленинградской области с административным центром в г. Гатчине, разъяснены в полном объеме.
Поскольку вопросов и предложений больше не поступило, предлагаю участникам публичных слушаний проголосовать по поставленному вопросу, путем заполнения бюллетеней.
Счетная комиссия и ответственные лица осуществили выдачу бюллетеней 20 участникам публичных слушаний.
Счетная комиссия произвела подсчет голосов и озвучила результаты голосования.
«ДА»- 20 человек;
«НЕТ»- 0 человека;
Недействительных бюллетеней — 0.
По результатам проведения публичных слушаний, участники публичных слушаний единогласно проголосовали объединение муниципальных образований городских и сельских поселений Гатчинского муниципального района: Город Гатчина (Гатчинское городское поселение), Город Коммунар (Коммунарское городское поселение), Вырицкое городское поселение, Дружногорское городское поселение, Сиверское городское поселение, Таицкое городское поселение, Большеколпанское сельское поселение, Веревское сельское поселение, Войсковицкое сельское поселение, Елизаветинское сельское поселение, Кобринское сельское поселение, Новосветское сельское поселение, Пудомягское сельское поселение, Пудостьское сельское поселение, Рождественское сельское поселение, Сусанинское сельское поселение, Сяськелевское сельское поселение в одно муниципальное образование и наделении вновь образованного муниципального образования статусом муниципального округа — Гатчинский муниципальный округ Ленинградской области с административным центром в г. Гатчине.
Председатель комиссии объявил о завершении публичных слушаний.
Публичные слушания завершены:
14 час. 28 мин. 30 июня 2023
Протокол подготовлен 30.06.2023г.
Председатель комиссии по проведению публичных слушаний С.Н. Сорокин
протокол 30.06.23 рассмотрении инициативы