Инвалиды и общество

Инвалиды и общество Минтруд
Содержание
  1. Инвалиды и общество: взгляд на проблему
  2. Аннотированный список литературы (2010-2023 гг.)
  3. Социальная защита инвалидов: правовое регулирование
  4. Андреева О.А. Право инвалидов на социальное обеспечение в контексте общечеловеческих ценностей и социального государства / О.А. Андреева // Социальное и пенсионное право. — 2015. — № 4. — С. 38-42.
  5. Волкова Г.Н. Конвенция ООН О правах инвалидов и эволюция российского законодательства / Г.Н. Волкова // Народонаселение. — 2014. — № 1. — С. 19-30.
  6. Волчок Н. Будем жить без барьеров / Нина Волчок // Социальная защита. — 2012. — № 5. — (Социономия (социальная работа. — С. 6-9).
  7. Выдрин И.В. Правовое регулирование социальной защиты инвалидов: вопросы теории и практики / И.В. Выдрин, И.И. Выдрина // Современное право. — 2019. — № 9. — С. 27-34.
  8. Долинская В.В. Специфика правового статуса лиц с ограниченными возможностями здоровья / В.В. Долинская, Л.М. Долинская // Законы России: опыт, анализ, практика. — 2019. — № 6. — С. 24-30.
  9. Ильинская О.И. Международно-правовые аспекты защиты инвалидов / О.И. Ильинская // Журнал российского права. — 2013. — № 10. — С. 97-106.
  10. Кавокин С.Н. Совершенствование системы освидетельствования и комплексной реабилитации инвалидов как обязательное условие реализации требований Конвенции о правах инвалидов / **С.Н. Кавокин // Уровень жизни населения регионов России. — 2013. — № 11. — С. 102-106.
  11. Ковалева О. Доступная среда нужна всем / Оксана Ковалева // Социальная защита. — 2010. — № 12. — (Социономия (социальная работа). — С. 10-13).
  12. Ларионов Р.В. Что изменилось с нового года для инвалидов : законодательный аспект / Р.В. Ларионов // Информационное общество. – 2010. — № 1. – С. 29-30.
  13. Концепция инвалидности в международных и российских нормативных актах
  14. Содержание:
  15. Мешают не только физические барьеры
  16. К вопросу об ответственности за реализацию индивидуальных программ реабилитации инвалидов
  17. Некоторые аспекты решения проблем инвалидности и инвалидов программно-целевым методом
  18. Организационно-правовые и доктринальные аспекты совершенствования законодательства субъектов Российской Федерации по вопросам ведения инвалидами самостоятельного образа жизни
  19. Радуто В.И. Формирование систем вспомогательных услуг и персональной помощи инвалидам
  20. Рочева Я.С. Термин инвалид с позиций современной модели инвалидности
  21. Сафронов К.Э. Подходы к формированию, управлению и оценке доступной среды
  22. Сенотрусова Е.М. О финансировании мероприятий по обеспечению инвалидов жилыми помещениями
  23. Симанович Л.Н. Правовое регулирование социальной защиты инвалидов
  24. Синельщикова Е.Ю. Современные аспекты правового регулирования в сфере социальной защиты инвалидов в Российской Федерации
  25. Смирнов Г.С. Российские программы поддержки инвалидов
  26. О ПОРЯДКЕ ПОДГОТОВКИ ДОКЛАДА О МЕРАХ, ПРИНИМАЕМЫХ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО КОНВЕНЦИИ О ПРАВАХ ИНВАЛИДОВ
  27. ПРАВИЛА ПОДГОТОВКИ ДОКЛАДА О МЕРАХ, ПРИНИМАЕМЫХ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО КОНВЕНЦИИ О ПРАВАХ ИНВАЛИДОВ
  28. СТРУКТУРА ДОКЛАДА О МЕРАХ, ПРИНИМАЕМЫХ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО КОНВЕНЦИИ О ПРАВАХ ИНВАЛИДОВ
  29. Навигация по записям
  30. 03.12.2023 3 декабря отмечается Международный день инвалидов

Инвалиды и общество: взгляд на проблему

Инвалидность должна рассматриваться
не как проблема отдельного человека,
а как проблема общества.
Сергей Миронов

Аннотированный список литературы (2010-2023 гг.)

Статьи 2006-2009 г.

Инвалидность в современном обществе понимается как состояние человека, у которого вследствие заболевания, дефекта или последствий травм нарушены способности к осуществлению жизнедеятельности, и по этой причине данный человек нуждается в социальной помощи. Во многих развитых странах вопрос о принятии адекватных мер в поддержку людей с ограниченными возможностями поставлен в практическую плоскость.

Россия относится к странам с самыми высокими темпами роста численности инвалидов. На 2015 год общая численность инвалидов составила более 12 млн. человек. Это практически каждый 11 житель страны. В то же время в России люди с ограниченными возможностями находятся в ситуации социальной эксклюзии, характеризующейся полным неприятием данной группы людей, стигмой и дискриминацией. Поэтому перед нашим государством крайне остро стоит проблема адаптации данной группы населения, создания условий для достойной жизни людей с физическими недостатками. Решение этой проблемы требует глубокого теоретического анализа возможных путей интеграции людей с ограниченными возможностями в общество и перспектив их практической реализации в государственной социальной политике.

Социальная защита инвалидов: правовое регулирование

Известно, что отношение к инвалидам является определенным критерием оценки цивилизованности общества. Инвалидность считается одним из важнейших показателей социального неблагополучия населения, отражает социальную зрелость, экономическую состоятельность, нравственную полноценность общества и характеризует нарушение взаимосвязей между человеком-инвалидом и обществом. Учитывая тот факт, что проблемы инвалидов затрагивают не только их личные интересы, но и в определенной степени касаются их семей, зависят от уровня жизни населения и других социальных факторов, можно констатировать, что их решение лежит в общенациональной, а не узковедомственной плоскости и во многом определяет лицо социальной политики государства. В целях создания условий для реабилитации и интеграции инвалидов в общество, а также повышения уровня их жизни принят закон О социальной защите инвалидов в Российской Федерации (24 ноября 1995 г., № 181-ФЗ), утверждены федеральная целевая программа Социальная поддержка инвалидов на 2006 — 2010 годы (29 декабря 2005 г., № 832) и государственная программа Российской Федерации Доступная среда на 2011 — 2020 годы (1 декабря 2015 г., № 1297).

Альтернативный доклад Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации в рамках 19-й сессии Комитета ООН по правам инвалидов (26-28 февраля 2018 г.) // Социальное и пенсионное право. — 2018. — № 2. — С. 50-56.

Защита лиц с ограниченными возможностями здоровья в Российской Федерации.

Андреева О.А. Право инвалидов на социальное обеспечение в контексте общечеловеческих ценностей и социального государства / О.А. Андреева // Социальное и пенсионное право. — 2015. — № 4. — С. 38-42.

Анализ действующего отечественного и международного законодательства.


Волкова Г.Н. Конвенция ООН О правах инвалидов и эволюция российского законодательства / Г.Н. Волкова // Народонаселение. — 2014. — № 1. — С. 19-30.

Анализируется соответствие российского законодательства Конвенции ООН О правах инвалидов, ратифицированной Россией в 2008 г.


Волчок Н. Будем жить без барьеров / Нина Волчок // Социальная защита. — 2012. — № 5. — (Социономия (социальная работа. — С. 6-9).

Реализация федеральной целевой программы Доступная среда.


Выдрин И.В. Правовое регулирование социальной защиты инвалидов: вопросы теории и практики / И.В. Выдрин, И.И. Выдрина // Современное право. — 2019. — № 9. — С. 27-34.

Предмет, цели и принципы правового регулирования социальной защиты инвалидов; классификация правовых актов, регламентирующих правоотношения с участием лиц с ограниченными возможностями здоровья.


Долинская В.В. Специфика правового статуса лиц с ограниченными возможностями здоровья / В.В. Долинская, Л.М. Долинская // Законы России: опыт, анализ, практика. — 2019. — № 6. — С. 24-30.

Особенности правового статуса лиц с ограниченными возможностями здоровья в гражданско-правовых, жилищных, налоговых, трудовых отношениях; пробелы и иные дефекты права по рассматриваемым вопросам.


Ильинская О.И. Международно-правовые аспекты защиты инвалидов / О.И. Ильинская // Журнал российского права. — 2013. — № 10. — С. 97-106.

Основные положения Конвенции о правах инвалидов 2006 г., ратифицированной Российской Федерацией в 2012 г. Проводится сравнительный анализ некоторых норм российского законодательства с данной Конвенцией, предложены направления совершенствования российского законодательства.


Кавокин С.Н. Совершенствование системы освидетельствования и комплексной реабилитации инвалидов как обязательное условие реализации требований Конвенции о правах инвалидов / **С.Н. Кавокин // Уровень жизни населения регионов России. — 2013. — № 11. — С. 102-106.

Проанализированы три ключевых направления: прохождение инвалидами освидетельствования, формирование индивидуальных программ инвалидов, практическая реализация индивидуальных программ инвалидов.


Ковалева О. Доступная среда нужна всем / Оксана Ковалева // Социальная защита. — 2010. — № 12. — (Социономия (социальная работа). — С. 10-13).

О государственной программе Доступная среда на 2011-2015 годы, разработанной Минздравсоцразвития России совместно с НКО, защищающими права инвалидов.


Ларионов Р.В. Что изменилось с нового года для инвалидов : законодательный аспект / Р.В. Ларионов // Информационное общество. – 2010. — № 1. – С. 29-30.

Изменения законодательства в области социальной поддержки и защиты инвалидов.

Концепция инвалидности в международных и российских нормативных актах

Мачульская Е.Е.
Социальное и пенсионное право. — 2015. — № 4. — С. 20-26

Анализируются основные положения концепции инвалидности, закрепленные в международных договорах, ратифицированных РФ — Конвенции ООН о правах инвалидов 2006 г. и Европейской социальной хартии (пересмотренной) 1996 г. и проводится их сравнительный анализ с понятийным аппаратом российского законодательства.

Содержание:

  1. Мероприятия, принятые для осуществления обязательств Российской Федерации по ст. 27 Труд и занятость Конвенции ООН о правах инвалидов.
  2. Анализ федерального законодательства, постановлений Правительства Российской Федерации, нормативных документов по обеспечению государственных гарантий прав инвалидов на труд и занятость.
  3. Анализ условий реализации государственной программы.
  4. Анализ региональных правовых документов, направленных на реализацию положений Конвенции ООН о правах инвалидов.
  5. Организационно-правовые особенности деятельности учреждений социального обслуживания населения.
  6. Мониторинг принятых в 2013-2016 гг. федеральных законов и иных нормативных актов в части социального обслуживания инвалидов в ракурсе выполнения Российской Федерацией обязательств по Конвенции.

Мешают не только физические барьеры

Понятовская О.
Социальная защита. — 2011. — № 2. — (Социономия (социальная работа). — С. 2-5)

С 2011 года началась реализация федеральной программы Доступная среда. Задача программы — предоставить инвалидам возможность для достижения и сохранения независимости, реализации всех способностей и вовлечения в жизнь общества.

К вопросу об ответственности за реализацию индивидуальных программ реабилитации инвалидов

Радуто В.И.
Социальное и пенсионное право. – 2010. — № 1. – С. 22-24

Наступление ответственности за реализацию индивидуальных программ реабилитации инвалидов (ИПР) в соответствии с ФЗ О социальной защите инвалидов.

Некоторые аспекты решения проблем инвалидности и инвалидов программно-целевым методом

Радуто В.И.
Социальное и пенсионное право. — 2012. — № 2. — С. 14-16

О системе долгосрочных федеральных программ в области социальной защиты лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Организационно-правовые и доктринальные аспекты совершенствования законодательства субъектов Российской Федерации по вопросам ведения инвалидами самостоятельного образа жизни

Радуто В.И., А.А. Свинцов, Т.С. Чернякина
Социальное и пенсионное право. — 2022. — № 4. — С. 44-50

Проблемы реализации положений Конвенции ООН о правах инвалидов по ст. 19 Самостоятельный образ жизни и вовлеченность в местное сообщество, ратифицированной Российской Федерацией.

Радуто В.И. Формирование систем вспомогательных услуг и персональной помощи инвалидам

Работа авторов Радуто Владимир Иванович, Свинцова Александра Анатольевна и Шестакова Владимира Петровича о формировании системы вспомогательных услуг и персональной помощи инвалидам направлена на содействие им в реализации права на самостоятельный образ жизни. В статье предложены изменения в законодательные акты Российской Федерации для совершенствования правового регулирования в сфере предоставления услуг и помощи людям с ограниченными возможностями здоровья.

Рочева Я.С. Термин инвалид с позиций современной модели инвалидности

Статья Рочевой Яны Сергеевны и Свинцова Александра Анатольевича рассматривает термин инвалид с точки зрения современной модели инвалидности. Проведен анализ практики использования и значения данного термина в законодательстве, социальных отношениях и мнениях представителей общественных организаций.

Сафронов К.Э. Подходы к формированию, управлению и оценке доступной среды

В работе Сафронова Константина Евгеньевича исследуются основные подходы к реализации государственной программы “Доступная среда” на 2011-2015 гг. Рассмотрены вопросы аудита среды жизнедеятельности на доступность для инвалидов, разработки мероприятий, управления проектами и социально-экономической оценки результатов.

Сенотрусова Е.М. О финансировании мероприятий по обеспечению инвалидов жилыми помещениями

Статья Сенотрусовой Екатерины Михайловны посвящена финансированию мероприятий по обеспечению инвалидов жилыми помещениями. Исследуется вопрос о субъектах финансирования для инвалидов, вставших на учет после 2005 года, и выявляется невыполнение указанных полномочий органами государственной власти.

Симанович Л.Н. Правовое регулирование социальной защиты инвалидов

В статье Симанович Людмилы Николаевны проведен анализ норм законодательства о социальной защите инвалидов. Рассмотрены Федеральный закон О социальной защите инвалидов и другие правовые акты, регламентирующие социальную защиту инвалидов.

Синельщикова Е.Ю. Современные аспекты правового регулирования в сфере социальной защиты инвалидов в Российской Федерации

В работе Синельщиковой Елены Юрьевны исследуются современные аспекты правового регулирования в области социальной защиты инвалидов в России. Выявлены основные недостатки и разработаны предложения по их устранению.

Смирнов Г.С. Российские программы поддержки инвалидов

Исследование программ поддержки инвалидов в России (1993-2015 гг.) и соответствие документам ООН о правах инвалидов провели Смирнов Георгий Сергеевич и Смирнов Сергей Сергеевич. Анализировалась проблема соответствия по вопросам трудовой интеграции в общество.

Проблема соответствия государственной социальной политики в сфере обеспечения трудовой реабилитации и занятости основным документам ООН о способах реализации трудовых прав инвалидов.

Предложения по реализации положений Конвенции о правах инвалидов в России и рекомендации по совершенствованию действующего законодательства.

Рассматриваются вопросы правового и организационного обеспечения образования инвалидов на всех уровнях в Российской Федерации.

Нормативно-правовое обеспечение современной системы социальной защиты инвалидов.

Фролов О.П. Направления совершенствования Государственной программы «Доступная среда» / О.П. Фролов // Кадры предприятия. — 2015. — № 9. — С. 26-30.

О формировании безбарьерной среды для инвалидов в рамках совершенствования Государственной программы «Доступная среда».

Фролов О.П. Условия труда и качество жизни инвалидов России — на уровень международных стандартов / О.П. Фролов // Кадры предприятия. — 2014. — № 2. — С. 93-102.

Об изменениях российского законодательства в связи с ратификацией Конвенции ООН о правах инвалидов.

Шестаков В.П. Правовые подходы к мониторингу соблюдения обязательств Российской Федерации по Конвенции ООН о правах инвалидов / В.П. Шестаков, А.А. Свинцов, В.И. Радуто // Социальное и пенсионное право. — 2014. — № 1. — С. 28-32.

Правовые аспекты ведения мониторинга соблюдения обязательств России по Конвенции ООН о правах инвалидов.

Яковлев Н. Жилищные права инвалидов: практика споров и анализ изменений законодательства / Н. Яковлев // Жилищное право. — 2016. — № 4. — С. 59-70.

Приведены примеры из судебной практики, касающиеся законных и незаконных требований инвалидов в жилищной сфере.

#### Адаптация и реабилитация лиц с ограниченными возможностями

Абакумова Е.Б. Государственное обеспечение права на труд лиц с ограниченными возможностями здоровья / Е.Б. Абакумова // Социальное и пенсионное право. — 2019. — № 4. — С. 34-39.

Механизмы реализации экономических прав инвалидов: профессиональная реабилитация, нацеленная на рациональное гарантированное трудоустройство; система стимулирования найма лиц с ограниченными физическими возможностями в частном секторе экономики; создание эффективного антидискриминационного правового механизма в отношении инвалидов.

Абросимова М.Е. Социальная работа с инвалидами в XXI веке (региональный аспект) / М.Е. Абросимова // Известия Саратовского университета. Новая серия. Сер.: Социология. Политология. — 2011. — Вып. 1. — С. 47-50.

Проблемы реализации государственной политики Российской Федерации в отношении инвалидов.

Андреева Т.И. Комплексная реабилитация инвалидов на базе отделений центра социального обслуживания / Т.И. Андреева // Социальное обслуживание. – 2010. — № 1. – С. 21-42.

Составляющие комплексной реабилитации. Этапы комплексного реабилитационного процесса.

Андрианова В.В. Индивидуальные программы реабилитации и абилитации в обеспечении права на труд и охрану здоровья инвалидов / В.В. Андрианова, М.А. Асташкина // Аграрное и земельное право. — 2022. — № 11. — С. 65-68.

Обозначены проблемы, возникающие в процессе трудоустройства инвалидов, создания условий труда в соответствии с индивидуальными программами реабилитации и абилитации.

Божков И.А. Обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации: достоинства, недостатки, пути совершенствования / И.А. Божков, В.А. Бронников, М.А. Севастьянов // Социальное и пенсионное право. — 2013. — № 2. — С. 25-30.

Рассмотрена практика обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации, определены основные пути совершенствования действующего порядка обеспечения ТСР для достижения результатов, максимально приближенных к требованиям Международной конвенции о правах инвалидов.

Бронников В.А. Актуальные проблемы комплексной реабилитации и социальной интеграции инвалидов / В.А. Бронников, Ю.А. Мавликаева // Социальная политика и социология. — 2011. — № 1. — С. 40-54.

Представлены результаты комплексного исследования инвалидности и существующие проблемы реабилитации лиц с ограниченными возможностями на уровне региона, дана оценка качества их жизни и потребности в различных видах реабилитации.

Бутенко Е.И. Некоторые вопросы процедуры установления инвалидности в праве социального обеспечения / Е.И. Бутенко // Социальное и пенсионное право. – 2010. — № 1. – С. 15-20.

Порядок признания лица инвалидом и переосвидетельствование инвалида.

Бутрина В.И. Качество жизни инвалидов: анализ современной ситуации в России / В.И. Бутрина // Уровень жизни населения регионов России. — 2014. — № 4 (194). — С. 129-137.

Сравнительный анализ уровня и качества жизни населения в целом и людей с ограниченными возможностями в России. Акцент делается на трех обобщенных показателях: доходы населения, показатели здоровья, качество и доступность образования.

Власов В.И. Особенности правового положения работников-инвалидов / В.И. Власов, О.М. Крапивин // Гражданин и право. — 2013. — № 10. — С. 45-55.

Трудоустройство инвалидов как составная часть их профессиональной реабилитации.

Волчок Н. На пути к ратификации / Нина Волчок // Социальная защита. — 2011. — № 9. — (Социономия (социальная работа). — С. 6-8).

Подготовлены два административных регламента, один из которых связан с предоставлением инвалидам технических средств реабилитации, другой определяет структуру и взаимосвязь административных процедур, выполняемых при осуществлении контроля за порядком организации и осуществления медико-социальной экспертизы, а также за реабилитацией инвалидов.

Головко С.Г. Реабилитационные возможности общественных организаций инвалидов в региональной социальной политике / С.Г. Головко // Отечественный журнал социальной работы. — 2010. — № 1. — С. 89-92.

Реабилитационная деятельность общественных организаций инвалидов в регионах России, представляющая собой систему последовательных медицинских, культурно-досуговых, социально-экономических мероприятий и направленная на восстановление нарушенной адаптационности человека.

Деточенко Л.С. Технологии социальной работы с инвалидами в трудах отечественных авторов / Л.С. Деточенко, Ю.С. Бойко // Социальная политика и социальное партнерство. — 2020. — № 7. — С. 38-44.

Рассматриваются технологии социальной работы, их роль в жизнедеятельности людей с ограниченными возможностями здоровья и в развитии коммуникационных навыков для дальнейшей социальной адаптации.

Жаворонков Р.Н. Законодательное регулирование порядка оказания реабилитационных услуг инвалидам / Р.Н. Жаворонков // Журнал российского права. — 2013. — № 1. — С. 79-86.

Анализируются отечественные и зарубежные научные исследования по вопросу эффективности затрат на реабилитацию инвалидов и рассматриваются положения российского законодательства о порядке предоставления различных видов реабилитации.

Замахин А.Е. Административно-правовое регулирование порядка оказания реабилитационных услуг инвалидам / А.Е. Замахин // Социальное и пенсионное право. — 2018. — № 1. — С. 29-32.

Анализируются действующие административно-правовые нормы, регулирующие оказание реабилитационных услуг инвалидам в Российской Федерации. Показано, что порядок предоставления данных услуг неэффективен и в части ряда положений не согласуется с нормами Конвенции о правах инвалидов.

Иванов А.В. Анализ инновационных процессов в системе реабилитации инвалидов и модель ее дальнейшего развития / А.В. Иванов // Социальное обслуживание. — 2011. — № 8. — С. 9-19.

Теоретико-методологические основы исследования инновационных процессов в системе реабилитации инвалидов. Состояние и динамика системы реабилитации инвалидов в современной России.

Кавокин С.Н. Совершенствование системы освидетельствования и комплексной реабилитации инвалидов в Российской Федерации / С.Н. Кавокин // Уровень жизни населения регионов России. — 2012. — № 4. — С. 87-97.

Предложения о внедрении новой системы освидетельствования и комплексной реабилитации инвалидов в условиях современной России.

Ковалева О. Ситуация меняется, но медленно / Оксана Ковалева // Социальная защита. — 2011. — № 12. — (Социономия (социальная работа). — С. 2-5).

На встрече Президента РФ Д.А. Медведева с руководителями общественных организаций обсуждались: проблема обеспечения инвалидов качественными медицинскими услугами, лекарствами, транспортом и техническими средствами реабилитации, идея реабилитационного сертификата и процесс формирования безбарьерной среды для инвалидов.

Кожушко Л.А. Совершенствование нормативной правовой базы как инструмент развития сопровождаемого проживания / Кожушко Людмила Александровна, Владимирова Оксана Николаевна, Кантышева Ирина Георгиевна // Социальное и пенсионное право. — 2022. — № 2. — С. 35-39.

Создание условий, замещающих обслуживание в стационаре на сопровождение в обычных местах проживания, способствует социализации людей с инвалидностью и их активному включению в жизнь общества.

Кузнецов Н.В. Современные пути интеграции людей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью в социальную жизнь / Н.В. Кузнецов // Вестник Тверского государственного университета. Сер.: Педагогика и психология. — 2017. — № 3. — С. 28-34.

Отражены некоторые актуальные пути интеграции людей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью в социальную жизнь. Описаны направления адаптивной физической культуры, спорта и туризма, которые связаны с коррекцией физического здоровья и адаптацией инвалидов в социум.

Никифирова Э.А. Реабилитация. Специфика работы с молодыми инвалидами / Э.А. Никифорова // Социальная работа. — 2020. — № 2/3. — С. 110-112.

О комплексе социальных услуг, направленных на создание оптимальных условий для социальной адаптации и реабилитации граждан с ограниченными возможностями здоровья.

Новиков В. Психологическая реабилитация инвалидов: виды и содержание услуг / В. Новиков, Е. Гридасова, Н. Зеликов // Охрана труда и техника безопасности в сельском хозяйстве. — 2020. — № 4. — С. 35-41.

Организационные вопросы психологической реабилитации инвалидов.

Панченко В.Ю. Правовой режим реализации права маломобильных групп населения на доступность объектов социальной инфраструктуры / В.Ю. Панченко, И.В. Пикулева // Социальное и пенсионное право. — 2016. — № 1. — С. 52-55.

Проблемы обеспечения доступной среды для маломобильных групп населения.

Плохова И.А. Социальная реабилитация лиц с ограниченными возможностями здоровья / И. А. Плохова, А.М. Карташова // Социальная политика и социальное партнерство. — 2020. — № 9. — С. 40-44.

Технология социальной реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья с разных позиций: процесс, деятельность и результат.

По итогам II Национального конгресса «Реабилитация — XXI век: традиции и инновации» // Социальное и пенсионное право. — 2018. — № 4. — С. 11-13.

Цель конгресса — обмен опытом и результатами исследований по всем аспектам реабилитации и вспомогательных технологий.

Радуто В.И. Характер реабилитационных услуг, оказываемых инвалидам в системе социальных служб / В.И. Радуто // Социальное и пенсионное право. — 2012. — № 3. — С. 16-18.

Отдельные аспекты предоставления реабилитационных услуг инвалидам учреждениями социального обслуживания.

Рочева Я.С. Самостоятельный образ жизни в оценках мнений инвалидов и представителей общественных организаций инвалидов / Рочева Яна Сергеевна, Свинцов Александр Анатольевич, Чернякина Татьяна Сергеевна // Социальное и пенсионное право. — 2022. — № 2. — С. 45-49.

Результаты социологических исследований представителей общественных организаций России и людей с инвалидностью.

Сабурова Ю.А. Индивидуальная программа реабилитации инвалидов: проблемное нововведение / Ю.А. Сабурова // Социальное и пенсионное право. — 2010. — № 1. — С. 25.

Структура и механизм реализации индивидуальной программы реабилитации инвалидов (ИПР).

Софронова Т.В. Инвалидность как правовая категория : история эволюции понимания термина / Т.В. Софронова // Современное право. — 2014. — № 3. — С. 160-164.

Инвалидность как правовая категория в исторической ретроспективе, вопросы терминологии в сфере инвалидности.

Шарковская Н.В. Базовые методологические принципы социально-культурной реабилитации инвалидов / Н.В. Шарковская // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. — 2015. — № 6. — С. 178-184.

Раскрыта сущность социально-культурной реабилитации как целостного процесса общекультурного развития человека с ограниченными возможностями здоровья и определены её ведущие практико-ориентированные задачи.

О ПОРЯДКЕ ПОДГОТОВКИ ДОКЛАДА О МЕРАХ, ПРИНИМАЕМЫХ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО КОНВЕНЦИИ О ПРАВАХ ИНВАЛИДОВ

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 29.11.2018 N 1439, от 24.03.2023 N 471, от 22.04.2024 N 522)

В соответствии с пунктом 22 статьи 4 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" Правительство Российской Федерации постановляет:

Утвердить прилагаемые Правила подготовки доклада о мерах, принимаемых для выполнения обязательств Российской Федерации по Конвенции о правах инвалидов.

Финансовое обеспечение расходов, связанных с опубликованием и распространением доклада о мерах, принимаемых для выполнения обязательств Российской Федерации по Конвенции о правах инвалидов, осуществляется в пределах бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных на содержание Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации на соответствующий финансовый год.

Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2016 г.

Председатель Правительства

Российской Федерации

Д.МЕДВЕДЕВ

УТВЕРЖДЕНЫ

постановлением Правительства

Российской Федерации

от 11 июня 2015 г. N 585

ПРАВИЛА ПОДГОТОВКИ ДОКЛАДА О МЕРАХ, ПРИНИМАЕМЫХ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО КОНВЕНЦИИ О ПРАВАХ ИНВАЛИДОВ

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 29.11.2018 N 1439, от 24.03.2023 N 471, от 22.04.2024 N 522)

Настоящие Правила определяют порядок подготовки в рамках исполнения статьи 35 Конвенции о правах инвалидов доклада о мерах, принимаемых для выполнения обязательств Российской Федерации по Конвенции о правах инвалидов (далее соответственно — Конвенция, доклад), включая структуру доклада, его исполнителей и осуществляемые ими меры по подготовке разделов доклада, а также порядок проведения его общественного обсуждения и представления в Комитет по правам инвалидов.

Доклад разрабатывается и представляется в Комитет по правам инвалидов не реже чем 1 раз в 4 года, а также по дополнительному запросу Комитета по правам инвалидов в срок, предусмотренный указанным запросом.

Доклад состоит из разделов в соответствии со структурой согласно приложению. В разделах содержится информация о принятых в отчетном периоде мерах по выполнению соответствующих положений Конвенции, а также следующие сведения:

принятые в отчетном периоде нормативные правовые акты в целях приведения законодательства Российской Федерации, нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации в соответствие с положениями Конвенции;

реализованные (реализуемые) государственные (федеральные целевые, региональные) программы и другие мероприятия по развитию социальной, транспортной и инженерной инфраструктуры в целях создания безбарьерной среды для инвалидов;

количественные и качественные характеристики улучшения показателей соблюдения прав инвалидов и их социально-экономического положения;

объемы финансовых ресурсов, направленных на обеспечение доступности для инвалидов предоставляемых услуг;

основные проблемы в состоянии реабилитации и социальной интеграции инвалидов и меры, принятые по их разрешению.

В качестве показателей соблюдения прав инвалидов, их социально-экономического положения и демографического состава в разделах доклада используются данные о лицах, признанных инвалидами, содержащиеся в государственной информационной системе "Единая централизованная цифровая платформа в социальной сфере", и официальная статистическая информация. (в ред. Постановления Правительства РФ от 22.04.2024 N 522)

Ответственным исполнителем доклада является Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации. Ответственными исполнителями разделов доклада являются соответствующие государственные органы, государственные внебюджетные фонды и организации, указанные в приложении к настоящим Правилам (далее — исполнители разделов доклада).

Исполнители разделов доклада представляют в Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации:

информацию в соответствии с пунктом 3 настоящих Правил (по каждому разделу доклада, по которому они определены исполнителями);

таблицы и справки, характеризующие изменения (в отчетном периоде) значений показателей соблюдения прав инвалидов, их социально-экономического положения и демографического состава, степени доступности для них объектов и услуг в сфере установленной деятельности соответствующего государственного органа — исполнителя раздела доклада;

копии принятых и опубликованных в установленном порядке в отчетном периоде нормативных правовых актов, государственных, федеральных целевых, региональных программ (со справками о ходе выполнения предусмотренных в них мероприятий по вопросам соблюдения прав инвалидов);

копии решений, принятых судебными органами в целях защиты прав инвалидов и устранения фактов их дискриминации по признаку инвалидности;

материалы социологических исследований и опросов общественного мнения по вопросам соблюдения прав инвалидов.

Особенности организации подготовки доклада, представляемого по дополнительному запросу Комитета по правам инвалидов, определяются Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.

Исполнители разделов доклада представляют (при необходимости) по запросу Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации дополнительную информацию, необходимую для направления в Комитет по правам инвалидов в связи с рассмотрением им доклада.

Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации:

образует межведомственную рабочую группу по подготовке доклада с участием представителей государственных органов Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, государственных внебюджетных фондов, научных организаций, общественных организаций инвалидов и организует ее деятельность;

определяет сроки представления исполнителями разделов доклада информации и материалов, указанных в пункте 6 настоящих Правил;

направляет исполнителям разделов доклада информацию об особенностях организации подготовки доклада, представляемого по дополнительному запросу Комитета по правам инвалидов;

запрашивает у исполнителей разделов доклада дополнительную информацию, необходимую для направления в Комитет по правам инвалидов в связи с рассмотрением им доклада;

обеспечивает участие общественных организаций инвалидов в подготовке материалов для доклада;

организует проведение социологических исследований и опросов общественного мнения по вопросам соблюдения прав инвалидов в сфере установленных полномочий;

обеспечивает обсуждение проекта доклада на заседании общественного совета при Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации;

обобщает материалы, представленные исполнителями разделов доклада, и осуществляет его подготовку;

обеспечивает опубликование, в том числе на официальном сайте Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", и распространение доклада;

направляет доклад в Министерство иностранных дел Российской Федерации для последующего направления в Комитет по правам инвалидов.

После направления доклада в Министерство иностранных дел Российской Федерации он публикуется Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации в виде отдельного издания и направляется в палаты Федерального Собрания Российской Федерации, Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации, исполнителям разделов доклада.

ПРИЛОЖЕНИЕ

к Правилам подготовки

доклада о мерах, принимаемых

для выполнения обязательств

Российской Федерации

по Конвенции о правах инвалидов

СТРУКТУРА ДОКЛАДА О МЕРАХ, ПРИНИМАЕМЫХ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО КОНВЕНЦИИ О ПРАВАХ ИНВАЛИДОВ

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 29.11.2018 N 1439, от 24.03.2023 N 471)

| Наименование разделов доклада | Исполнители разделов доклада | Статьи Конвенции |

| ——————————————————————————————————————————————————————————— | —————————- | —————- |

| 1. Реализация общих принципов и общих обязательств, предусмотренных Конвенцией о правах инвалидов (далее — Конвенция) | Минюст России, | 3,4 |

| Минтруд России, | | |

| Минпромторг России, | | |

| Минтранс России, | | |

| Минстрой России, | | |

| Минкультуры России, | | |

| Минобрнауки России, | | |

| Минпросвещения России, | | |

| Минздрав России, | | |

| Минкомсвязь России, | | |

| Минспорт России, | | |

| Роспотребнадзор, | | |

| органы государственной власти субъектов Российской Федерации | | |

| (в ред. Постановления Правительства РФ от 29.11.2018 N 1439) | | |

| 2. Меры по поощрению равенства и устранению дискриминации по признаку инвалидности | Минюст России, | 5 |

| Минтруд России, | | |

| органы государственной власти субъектов Российской Федерации | | |

| 3. Меры по обеспечению полного и равного осуществления женщинами-инвалидами и детьми- инвалидами всех прав человека и основных свобод | Минтруд России, | 6,7 |

| Минюст России, | | |

| органы государственной власти субъектов Российской Федерации | | |

| 4. Проведение просветительно- воспитательной работы в духе идей Конвенции | Минтруд России, | 8 |

| Минкультуры России, | | |

| Минздрав России, | | |

| Минобрнауки России, | | |

| Минпросвещения России, | | |

| органы государственной власти субъектов Российской Федерации | | |

| (в ред. Постановления Правительства РФ от 29.11.2018 N 1439) | | |

| 5. Меры по обеспечению инвалидам доступа наравне с другими гражданами к объектам и услугам, открытым или предоставляемым для населения | Минтруд России, | 9 |

| Минтранс России, | | |

| Минстрой России, | | |

| Минпромторг России, | | |

| Минкомсвязь России, | | |

| Минкультуры России, | | |

| Минздрав России, | | |

| органы государственной власти субъектов Российской Федерации | | |

| 6. Право на жизнь, свобода и личная неприкосновенность, свобода от пыток, эксплуатации, насилия и надругательств, защита личной целостности, свобода передвижения и гражданство | Минюст России, | 10, 14, 15, |

| Минздрав России, | 16, 17, 18 | |

| Минтруд России, | | |

| МВД России, | | |

| ФСИН | | |

| 7. Равенство перед законом, доступ к правосудию, неприкосновенность частной жизни | Минюст России, | 12, 13,22 |

| МВД России, | | |

| Минздрав России, | | |

| Минфин России | | |

| 8. Ситуации риска, чрезвычайные ситуации, гуманитарные операции, оказание гуманитарной помощи | МЧС России, | 11 |

| Минтруд России, | | |

| Минздрав России, | | |

| органы государственной власти субъектов Российской Федерации | | |

| 9. Самостоятельный образ жизни и вовлеченность в местное сообщество | Минтруд России, | 19 |

| Минстрой России, | | |

| МВД России, | | |

| органы государственной власти субъектов Российской Федерации | | |

| 10. Индивидуальная мобильность | Минтруд России, | 20 |

| Минтранс России, | | |

| Минпромторг России, | | |

| Минстрой России, | | |

| органы государственной власти субъектов Российской Федерации | | |

| 11. Свобода выражения мнений и убеждений и доступ к информации | Минкомсвязь России, | 21 |

| Минтруд России, | | |

| органы государственной власти субъектов Российской Федерации | | |

| 12. Уважение дома и семьи | Минтруд России, | 23 |

| Минздрав России, | | |

| Минобрнауки России, | | |

| Минпросвещения России, | | |

| Минюст России, | | |

| органы государственной власти субъектов Российской Федерации | | |

| (в ред. Постановления Правительства РФ от 29.11.2018 N 1439) | | |

| 13. Образование | Минобрнауки России, | 24 |

| Минпросвещения России, | | |

| Минздрав России, | | |

| Минтруд России, | | |

| Роспотребнадзор, | | |

| органы государственной власти субъектов Российской Федерации | | |

| (в ред. Постановления Правительства РФ от 29.11.2018 N 1439) | | |

| 14. Здоровье | Минздрав России, | 25 |

| Минтруд России, | | |

| Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, | | |

| органы государственной власти субъектов Российской Федерации | | |

| 15. Абилитация и реабилитация | Минтруд России, | 26 |

| Минздрав России, | | |

| Минобрнауки России, | | |

| Минпросвещения России, | | |

| органы государственной власти субъектов Российской Федерации, | | |

| Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации | | |

| (в ред. Постановлений Правительства РФ от 29.11.2018 N 1439, от 24.03.2023 N 471) | | |

| 16. Труд и занятость | Минтруд России, | 27 |

| Роспотребнадзор, | | |

| органы государственной власти субъектов Российской Федерации | | |

| 17. Достаточный жизненный уровень и социальная защита | Минтруд России, | 28 |

| Минстрой России, | | |

| Роспотребнадзор, | | |

| Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации, | | |

| органы государственной власти субъектов Российской Федерации, | | |

| (в ред. Постановления Правительства РФ от 24.03.2023 N 471) | | |

| 18. Участие в политической и общественной жизни | Минобрнауки России, | 29 |

| Минпросвещения России, | | |

| Минтруд России, | | |

| ЦИК России (по согласованию), | | |

| органы государственной власти субъектов Российской Федерации, | | |

| общероссийские общественные организации инвалидов (по согласованию) | | |

| (в ред. Постановления Правительства РФ от 29.11.2018 N 1439) | | |

| 19. Участие в культурной жизни, проведении досуга и отдыха и занятии спортом | Минкультуры России, | 30 |

| Минспорт России, | | |

| Минтруд России, | | |

| Минкомсвязь России, | | |

| органы государственной власти субъектов Российской Федерации | | |

| 20. Статистика и сбор данных | Минтруд России, | 31 |

| Минобрнауки России, | | |

| Минпросвещения России, | | |

| Минкультуры России, | | |

| Минтранс России, | | |

| Минздрав России, | | |

| Росстат, | | |

| органы государственной власти субъектов Российской Федерации | | |

| (в ред. Постановления Правительства РФ от 29.11.2018 N 1439) | | |

| 21. Международное сотрудничество | Минтруд России, | 32 |

| МИД России | | |

| 22. Национальное осуществление и мониторинг | Минтруд России, | 33 |

| органы государственной власти субъектов Российской Федерации, | | |

| Общественная палата Российской Федерации (по согласованию), | | |

| общероссийские общественные организации инвалидов | | |

Инвалиды и общество

Свою историю эта дата ведет с 1992 года, когда 5 мая люди с ограниченными возможностями одновременно в 17 европейских странах провели день борьбы за соблюдение равных прав инвалидов и против дискриминации людей с физическими, психическими или сенсорными ограничениями. С того времени подобные мероприятия стали традиционными и также проводятся 5 мая.

13 декабря 2006 года в Нью-Йорке была открыта для подписания Конвенция о правах инвалидов ООН — один из первых всесторонних договоров в области прав человека 21 века. Она вступила в силу 3 мая 2008 года после ратификации её 50 государствами и направлена на обеспечение полного участия лиц с ограниченными возможностями здоровья в гражданской, политической, экономической, социальной и культурной жизни общества, ликвидацию дискриминации по признаку инвалидности, защиту инвалидов и осуществление ими всех прав человека и основных свобод, а также на создание эффективных правовых механизмов обеспечения этих прав.

Россия подписала Конвенцию в 2008 году, а 3 мая 2012 года президент РФ Дмитрий Медведев подписал федеральный закон о её ратификации, что создало дополнительные гарантии обеспечения, защиты и развития социальных и экономических прав инвалидов в стране.

03.12.2023 3 декабря отмечается Международный день инвалидов

3 декабря 2023 г. 0:00

3 декабря отмечается Международный день инвалидов

Ежегодно 3 декабря в мире отмечается Международный день инвалидов (International Day of Disabled Persons). Он был провозглашен Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций (ГА ООН) 14 октября 1992 года. В этот день Ассамблея призвала государства-члены ООН проводить мероприятия, направленные на дальнейшую интеграцию инвалидов в жизнь общества.

На протяжении многих лет политика в отношении инвалидов изменялась: она прошла путь от обычного ухода за инвалидами в соответствующих учреждениях до получения образования детьми-инвалидами и реабилитации лиц, ставших инвалидами уже в зрелом возрасте. Созданы организации инвалидов, их семей и сторонников, которые выступают за улучшение условий жизни инвалидов. Появились такие концепции, как интеграция и включение инвалидов в нормальную жизнь общества, отражавшие растущее понимание потенциальных возможностей инвалидов. В конце 1960-х годов в некоторых странах организации инвалидов начали разрабатывать новую концепцию инвалидности, которая учитывала тесную связь между ограничениями, которые испытывает инвалид, структурой и характером окружающей его среды и отношением населения к инвалидам.

Одновременно проблемы инвалидов все чаще стали освещаться в развивающихся странах. В некоторых из этих стран процент инвалидов от общей численности населения весьма высок, причем инвалиды, как правило, являются самыми бедными лицами в обществе.

За время своего существования ООН стремилась к улучшению положения инвалидов и условий их жизни. 9 декабря 1975 года была принята Декларация о правах инвалидов. 1981 год был объявлен ООН международным годом инвалидов. 3 декабря 1982 года была принята Всемирная программа действий в отношении инвалидов, 20 декабря 1993 года – Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов.

13 декабря 2006 года ГА ООН была принята Конвенция о правах инвалидов, закрепляющая основные права и свободы личности по отношению к людям с инвалидностью. Конвенция вступила в силу 3 мая 2008 года. В настоящее время ее участниками являются 184 страны и территории.

Согласно конвенции, к инвалидам относятся "лица с устойчивыми физическими, психическими, интеллектуальными или сенсорными нарушениями, которые при взаимодействии с различными барьерами могут мешать их полному и эффективному участию в жизни общества наравне с другими". Принципами конвенции являются: уважение присущего человеку достоинства и личной независимости; недискриминация; полное и эффективное вовлечение и включение в общество; уважение особенностей инвалидов и их принятие в качестве компонента людского многообразия и части человечества; равенство возможностей; доступность; равенство мужчин и женщин; уважение развивающихся способностей детей-инвалидов и уважение права детей-инвалидов сохранять свою индивидуальность.

По данным ООН, более одного миллиарда человек имеют ту или иную форму инвалидности.

Инвалиды относятся к самым изолированным группам населения в мире. Для них характерны более низкие показатели в области здоровья, образования и участия в экономической жизни общества, более высокие показатели бедности, чем для обычных людей.

В сентябре 2012 года Россия передала в секретариат ООН ратификационную грамоту о присоединении к международной Конвенции о правах инвалидов.

3 декабря 2014 года президент РФ подписал Федеральный закон "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов". Поправки внесли изменения в 25 российских законов, которые касаются сферы культуры, транспорта, судебной системы, соцзащиты и здравоохранения, информации и связи, а также политических и избирательных прав инвалидов.

В 2011 году в России начала работу программа "Доступная среда", рассчитанная на пять лет. Ее целями стало формирование условий для беспрепятственного доступа к приоритетным объектам и услугам в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения; совершенствование механизма предоставления услуг в сфере реабилитации и государственной системы медико-социальной экспертизы с целью интеграции инвалидов в общество.

В настоящее время она продлена до 2025 года.

По данным Минтруда, за 10-летний период реализации госпрограммы "Доступная среда" увеличилось количество доступных наиболее посещаемых инвалидами объектов. Созданы условия для получения детьми-инвалидами качественного образования в школах, детских садах. Частично такая работа проведена в организациях дополнительного образования детей и образовательных организациях среднего и высшего образования. Количество школ, в которых обучаются дети-инвалиды, увеличилось в 4,8 раза – с 2 тысяч в 2011 году до 9,8 тысяч (22,8 % от общего количества таких учреждений). Удельный вес числа профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования, здания которых приспособлены для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья на конец 2018 года – 23 %.

С 1 июля 2016 года закреплена обязательность строительства объектов, производства товаров и транспортных средств с учетом потребностей инвалидов.

В рамках госпрограммы функционирует информационно-справочный центр по вопросам инвалидности, социальной защиты, медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов, созданный в 2015 году.

Последовательно упрощается процедура получения инвалидности, повышается прозрачность, объективность и качество ее предоставления. На основе международного опыта утверждены классификации и критерии установления инвалидности.

В рамках госпрограммы инвалидам предоставляются технические средства реабилитации, за получением которых ежегодно обращаются около 1,6 миллиона человек.

Начали развиваться технологии сопровождения в системе реабилитации (ранняя помощь, сопровождаемое проживание инвалидов, сопровождение при содействии занятости инвалидов).

В июне 2018 года президентом России подписан закон, предусматривающий право абитуриентов-инвалидов I и II групп подавать заявки в несколько вузов (до пяти соответственно).

29 декабря 2017 года Владимир Путин подписал закон о содействии центров занятости населения в трудоустройстве инвалидов.

В мае 2018 года Минтруд и Минобрнауки утвердили программу по сопровождаемому трудоустройству инвалидов от 18 до 44 лет.

С 1 января 2017 года в России действует Федеральный реестр инвалидов (ФРИ). Сведения в реестре включают в себя информацию о группе, причинах, дате установления инвалидности, об образовании, программах реабилитации, размере выплат и компенсаций, лекарственном обеспечении и прочем.

Согласно ФРИ, по состоянию на 1 октября 2022 года, в России свыше 10 миллионов инвалидов

Постановлением правительства РФ от 9 ноября 2018 года был установлен новый обязательный показатель оценки эффективности работы руководителей федеральных и муниципальных бюджетных, автономных и казенных учреждений – выполнение квоты по приему на работу инвалидов. Это решение направлено на содействие занятости инвалидов, в том числе через активизацию работы руководителей учреждений по созданию или выделению рабочих мест для трудоустройства инвалидов.

Оцените статью
Минтруд России