III. Заболевания, дефекты, необратимые
морфологические изменения, нарушения функций органов
и систем организма, при которых группа инвалидности
(категория «ребенок-инвалид») устанавливается без срока
переосвидетельствования (до достижения возраста 18 лет)
при первичном освидетельствовании
18. Хроническая болезнь почек 5 стадии при наличии противопоказаний к трансплантации почки.
19. Цирроз печени с гепатоспленомегалией и портальной гипертензией III степени.
20. Врожденный незавершенный (несовершенный) остеогенез.
21. Наследственные нарушения обмена веществ, не компенсируемые патогенетическим лечением, имеющие прогредиентное тяжелое течение, приводящие к выраженным и значительно выраженным нарушениям функций организма (муковисцидоз, тяжелые формы ацидемии или ацидурии, глютарикацидурии, галактоземии, лейциноз, болезнь Фабри, болезнь Гоше, болезнь Ниманна-Пика, мукополисахаридоз, кофакторная форма фенилкетонурии у детей (фенилкетонурия II и III типов) и прочие).
22. Наследственные нарушения обмена веществ, имеющие прогредиентное тяжелое течение, приводящие к выраженным и значительно выраженным нарушениям функций организма (болезнь Тея-Сакса, болезнь Краббе и прочие).
23. Ювенильный артрит с выраженными и значительно выраженными нарушениями скелетных и связанных с движением (статодинамических) функций, системы крови и иммунной системы.
24. Системная красная волчанка, тяжелое течение с высокой степенью активности, быстрым прогрессированием, склонностью к генерализации и вовлечением в процесс внутренних органов со стойкими выраженными, значительно выраженными нарушениями функций организма, без эффекта от лечения с применением современных методов.
25. Системный склероз: диффузная форма, тяжелое течение с высокой степенью активности, быстрым прогрессированием, склонностью к генерализации и вовлечением в процесс внутренних органов со стойкими выраженными, значительно выраженными нарушениями функций организма, без эффекта от лечения с применением современных методов.
26. Дерматополимиозит: тяжелое течение с высокой степенью активности, быстрым прогрессированием, склонностью к генерализации и вовлечением в процесс внутренних органов со стойкими выраженными, значительно выраженными нарушениями функций организма, без эффекта от лечения с применением современных методов.
27. Отдельные нарушения, вовлекающие иммунный механизм с тяжелым течением, рецидивирующими инфекционными осложнениями, тяжелыми синдромами иммунной дисрегуляции, требующие постоянной (пожизненной) заместительной и (или) иммуномодулирующей терапии.
28. Врожденный буллезный эпидермолиз, тяжелая форма.
29. Врожденные пороки различных органов и систем организма ребенка, при которых возможна исключительно паллиативная коррекция порока.
30. Врожденные аномалии развития позвоночника и спинного мозга, приводящие к стойким выраженным и значительно выраженным нарушениям нейромышечных, скелетных и связанных с движением (статодинамических) функций и (или) нарушениям функции тазовых органов, при невозможности или неэффективности хирургического лечения.
31. Врожденные аномалии (пороки), деформации, хромосомные и генетические болезни (синдромы) с прогредиентным течением или неблагоприятным прогнозом, приводящие к стойким выраженным и значительно выраженным нарушениям функций организма, в том числе нарушению психических функций до уровня умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталости. Полная трисомия 21 (синдром Дауна) у детей, а также другие аутосомные числовые и несбалансированные структурные хромосомные аномалии.
32. Шизофрения (различные формы), включая детскую форму шизофрении, приводящая к выраженным и значительно выраженным нарушениям психических функций.
33. Эпилепсия идиопатическая, симптоматическая, приводящая к выраженным и значительно выраженным нарушениям психических функций и (или) резистентными приступами к терапии.
34. Органические заболевания головного мозга различного генеза, приводящие к стойким выраженным и значительно выраженным нарушениям психических, языковых и речевых функций.
35. Детский церебральный паралич со стойкими выраженными и значительно выраженными нарушениями нейромышечных, скелетных и связанных с движением (статодинамических) функций, психических, языковых и речевых функций. Отсутствуют возрастные и социальные навыки.
36. Патологические состояния организма, обусловленные нарушениями свертываемости крови (гипопротромбинемия, наследственный дефицит фактора VII (стабильного), синдром Стюарта-Прауэра, болезнь Виллебранда, наследственный дефицит фактора IX, наследственный дефицит фактора VIII, наследственный дефицит фактора XI со стойкими выраженными, значительно выраженными нарушениями функций крови и (или) иммунной системы).
37. В ИЧ-инфекция, стадия вторичных заболеваний (стадия 4Б, 4В), терминальная 5 стадия.
38. Наследственные прогрессирующие нервно-мышечные заболевания (псевдогипертрофическая миодистрофия Дюшенна, спинальная амиотрофия Верднига-Гоффмана) и другие формы наследственных быстро прогрессирующих нервно-мышечных заболеваний.
39. Полная слепота на оба глаза при неэффективности проводимого лечения; снижение остроты зрения на оба глаза и в лучше видящем глазу до 0,04 с коррекцией или концентрическое сужение поля зрения обоих глаз до 10 градусов в результате стойких и необратимых изменений.
40. Полная слепоглухота.
41. Двухсторонняя нейросенсорная тугоухость III — IV степени, глухота.
42. Врожденный множественный артрогрипоз.
43. Парная ампутация области тазобедренного сустава.
44. Анкилозирующий спондилит со стойкими выраженными, значительно выраженными нарушениями функций организма.
Летом 2020 года моя дочь заболела. У нее периодически поднималась температура и болели ноги.
Педиатр прописал антибиотики и отправил нас к ревматологу. Ревматолог назначил кучу анализов и в свою очередь отправил к инфекционисту, но ни тот, ни другой так и не смогли поставить диагноз. Через два месяца мы с дочерью оказались в детской больнице на обследовании. А еще через два месяца и после двух биопсий дочери поставили диагноз — лимфома.
Теперь у нее инвалидность, а я мама ребенка с инвалидностью.
Добавлю: помимо выплат родителям детей с инвалидностью положены налоговые и трудовые льготы. Я их пока не оформляла, поэтому не смогу поделиться опытом.
- Получить документы об инвалидности
- Ждать назначения пенсии и единой выплаты
- Подать заявление на пособие по уходу за ребенком с инвалидностью
- Оформить компенсацию расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг
- Оформить ежемесячное пособие
- Оформить ежемесячное пособие на ребенка до 16 лет
- Получить бесплатные лекарства
- Получить путевку в санаторий
- Запомнить
- Классификации и критерии, используемые при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы
- Классификации основных видов стойких расстройств функций организма человека, обусловленных заболеваниями, последствиями травм или дефектами, и степени их выраженности
- III. Классификации основных категорий жизнедеятельности человека и степени выраженности ограничений этих категорий
- Критерий для установления инвалидности
- Критерии для установления групп инвалидности
- Количественная система оценки степени выраженности стойких нарушений функций организма граждан в возрасте 18 лет и старше, обусловленных заболеваниями, последствиями травм или дефектами (в процентах, применительно к клинико-функциональной характеристике стойких нарушений функций организма человека)
- Количественная система оценки степени выраженности стойких нарушений функций организма ребенка в возрасте до 18 лет, обусловленных заболеваниями, последствиями травм или дефектами (в процентах, применительно к клинико-функциональной характеристике стойких нарушений функций организма человека)
Получить документы об инвалидности
Чтобы получать выплаты на ребенка с инвалидностью, нужна справка об инвалидности. В ней указаны дата рождения, адрес регистрации ребенка и срок инвалидности.
Чтобы получить справку, надо пройти комиссию медико-социальной экспертизы. В нашем случае она проходила заочно: мы с Алиной лежали в больнице, поэтому бывший муж отнес в поликлинику по месту жительства свидетельство о рождении, медицинские выписки и заполнил заявления.
Нам хватило этих документов, но в других поликлиниках могут потребовать и другие бумаги: например, записи об осмотре ребенка узкими специалистами именно этой поликлиники и характеристику из школы. В нашем случае специалисты поликлиники сами связывались с администрацией школы и уточняли все интересующие их моменты.
Справку об инвалидности я получила по почте заказным письмом на имя ребенка. Вместе с ним пришла индивидуальная программа реабилитации и абилитации — ИПРА. В ней указывают степень ограничения ребенка — это вроде групп инвалидности у взрослых. Но в отличие от взрослых, у детей чем больше цифра, тем хуже здоровье.
Программа реабилитации понадобится, если ребенку нужна дополнительная помощь, лекарства или специальные средства передвижения. Я носила программу реабилитации в МФЦ, когда оформляла льготу по ЖКУ, больше ее не использовала. С 2021 года ИПРА должна быть только в электронном виде, а на бумаге ее присылают по запросу: но в нашем случае программу приложили к письму.
Индивидуальная программа реабилитации или абилитации состоит более чем из 10 листов. В ней перечислены проблемы со здоровьем ребенка, а также необходимость социальной и психологической помощи или специальных средств вроде костылей, коляски
Ждать назначения пенсии и единой выплаты
Социальная пенсия и ЕДВ положены ребенку с момента получения инвалидности и до ее окончания — эти даты указаны в справке об инвалидности.
Социальная пенсия по инвалидности назначается ребенку с инвалидностью в беззаявительном порядке и устанавливается на основании сведений, имеющихся в распоряжении СФР.
При этом в течение трех рабочих дней со дня вынесения решения о назначении пенсии СФР должен проинформировать об этом через личный кабинет на едином портале госуслуг. Если регистрации в ЕСИА нет, то это сделают с помощью почтовой связи или электронной почты.
Ежемесячная денежная выплата. Сейчас назначается автоматически — подавать заявление не нужно. Информация об инвалидности поступает в Федеральный реестр инвалидов от органов экспертизы.
Выплату назначают со дня признания инвалидом или ребенком-инвалидом. В течение пяти рабочих дней после вынесения решения СФР должен уведомить о назначении выплаты письмом.
Пенсия и денежная выплата на мою дочь приходят на счет примерно в середине месяца. График выплат можно уточнить на сайте Социального фонда — для этого надо выбрать свой регион.
Подать заявление на пособие по уходу за ребенком с инвалидностью
Это пособие выплачивает тоже Социальный фонд. Его назначают человеку, который ухаживает за ребенком, и только при условии, что он в это время не работает и не получает иных доходов. Бабушки и дедушки на пенсии не могут претендовать на пособие: его выплачивают только трудоспособным людям.
Какие документы нужны. Для назначения выплаты нужно только заявление и паспорт человека, претендующего на пособие. Остальные документы СФР запрашивает и получает сам.
Куда обращаться. Подать заявление можно дистанционно через личный кабинет Социального фонда или по телефону. А можно прийти в клиентскую службу СФР или в МФЦ.
Решение Социальный фонд примет в течение 10 дней. За месяцы, предшествующие оформлению, пособие не выплачивают.
Если человек, который ухаживает за ребенком, выйдет на работу или на пенсию, получит разовый официальный доход по ГПД или станет самозанятым, пособие начислять перестанут. Об изменившихся обстоятельствах нужно уведомить СФР в течение пяти дней.
Чтобы подать заявление по телефону, в личном кабинете СФР надо установить секретный код или секретный вопрос, с помощью которого оператор проверит личность заявителя
Оформить компенсацию расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг
Компенсацию можно получить задним числом: после оформления ее начислят не больше чем за полгода с момента, как ребенок получил инвалидность.
Моей дочери установили инвалидность в январе, документы на выплату я подала в конце апреля, а положительное решение приняли в середине мая. Первую компенсацию я получила в конце июня — 2817,26 ₽, я получила выплату за четыре предыдущих месяца.
Какие документы нужны. Справка об инвалидности, свидетельство о рождении ребенка, паспорт родителя, реквизиты для выплаты, а также справка или 9: этот документ подтверждает, что ребенок с инвалидностью зарегистрирован в квартире, на которую получают льготу.
С 1 июля 2023 года начали применять единый подход к предоставлению компенсации расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг для федеральных льготников. К ним относятся в том числе люди с инвалидностью.
Власти утвердили унифицированную форму заявления на предоставление компенсации и определили перечень документов, необходимых для получения льготы. Документы можно подать на госуслугах, в МФЦ или лично в профильное ведомство. Решение по заявлению примут в течение 10 рабочих дней.
Региональные и муниципальные власти при назначении аналогичных мер могут устанавливать дополнительные требования.
Это форма 8, которую выдают в Санкт-Петербурге, она лежит у меня дома с 2013 года. Ее выдали, когда зарегистрировали ребенка в квартире
В Санкт-Петербурге на детей дают во время регистрации ребенка, и она хранится дома. Но я забыла, что она у меня есть, поэтому пошла за формой 9: ее можно получить в отделе вселения и регистрационного учета или в паспортном столе. Она выглядит иначе — там перечислены все зарегистрированные в квартире. В остальных регионах форма может называться и выглядеть .
В МФЦ еще нужно принести квитанции за ЖКУ, электричество и капитальный ремонт за прошлый месяц. Если нужных квитанций нет, документы все равно примут, но квитанции попросят донести позже.
При этом в некоторых регионах — например, в Санкт-Петербурге — выплата никак не привязана к квитанциям. Тем не менее в МФЦ меня попросили их донести. В итоге я сделала это уже после того, как приняли положительное решение, хотя и не увидела в этом смысла.
Куда обращаться. Льготу можно оформить дистанционно через региональный сайт госуслуг. Но у меня не получилось, потому что надо было приложить справку, что я не получаю такую льготу: а такой справки у меня не было.
Другой способ — обратиться в МФЦ. Операторы заполнят все документы сами, их надо будет только подписать. Потом придет смс о том, какое решение принято — положительное или отрицательное.
Процесс получения льготы через МФЦ был очень простым: я принесла только оригиналы документов, операторы на месте сделали их копии. Реквизиты для выплаты распечатать забыла и просто переписала их от руки из банковского приложения прямо в МФЦ.
Оформить ежемесячное пособие
Ежемесячное пособие ребенку с инвалидностью выплачивают регионы, поэтому размер выплаты везде разный.
В Санкт-Петербурге на ребенка с инвалидностью выплачивают 8620 ₽ в месяц. Деньги приходят в первых числах.
ежемесячное пособие на ребенка с инвалидностью в Санкт-Петербурге
Какие документы нужны. Свидетельство об инвалидности и ИПРА, свидетельство о рождении ребенка, паспорт родителя, в Санкт-Петербурге — или 9, реквизиты для выплаты.
Я еще приносила с собой в МФЦ свидетельство о разводе и свидетельство о рождении второго ребенка — с них сняли копии и сохранили в базе данных. На текущие выплаты эти сведения не влияли. Думаю, что в МФЦ собирали документы на будущее — например, я захотела обратиться за пособием для неполных семей.
Вот как это можно сделать:
Заявление рассматривают в течение месяца, но если принимают положительное решение, то возвращают все долги — максимум за предыдущие полгода с момента назначения инвалидности. Например, дочери поставили инвалидность в январе, но оформляла пособие я только в мае: когда его назначили, я получила деньги за пять месяцев — с января по май.
Положительное решение о выплате пособия: здесь мне советуют обратиться за пособием на второго ребенка. Контактный номер телефона — это районный отдел социальной защиты населения: дозвониться легко, они отвечают на все вопросы о пособиях
Когда я получила положительное решение, оказалось, что мой ребенок считается ребенком с инвалидностью с особыми потребностями и мы имеем право получать повышенную выплату.
Ежемесячное пособие на ребенка с инвалидностью с особыми потребностями выплачивается на ребенка, у которого в индивидуальной программе реабилитации указана третья степень ограничения. Эта выплата больше, чем обычное пособие: 19 422 ₽ вместо 8620 ₽.
19 422 ₽
ежемесячное пособие на ребенка с инвалидностью с особыми потребностями в Петербурге
В Санкт-Петербурге оформить это пособие можно только через МФЦ. С собой нужно принести стандартный набор документов: паспорт, свидетельство о рождении, справку об инвалидности и ИПРА, или форму 9, реквизиты для выплаты.
Я подала документы в конце апреля, администрация города приняла положительное решение в конце мая. В июне мне выплатили все долги, потому что прошло меньше чем полгода с оформления инвалидности. прошло больше времени, то деньги только за полгода.
Оформить ежемесячное пособие на ребенка до 16 лет
В Санкт-Петербурге есть пособие на детей школьного возраста из особых семей — в том числе тех, в которых воспитывается ребенок с инвалидностью. В 2022 году выплачивают 1085 ₽ на ребенка.
Какие документы нужны. Справка об инвалидности, свидетельства о рождении детей, паспорт родителя, форма 8 или 9, реквизиты для выплаты.
Куда обращаться. Это пособие достаточно просто оформить дистанционно через портал госуслуг Санкт-Петербурга: нужно заполнить электронное заявление, приложить сканы документов и ждать решения. Другой способ — обратиться в МФЦ с пакетом документов, но этот способ я не пробовала: заявление легко приняли и одобрили дистанционно.
Получить бесплатные лекарства
Необходимые для жизни ребенка с инвалидностью лекарства указаны в индивидуальной программе реабилитации и абилитации ИПРА. Все их ребенок может получить бесплатно — независимо от того, входят они в федеральный или региональный перечни жизненно необходимых лекарств или нет.
Если родители отказались от НСУ в натуральной форме и получают деньги, то льгот на получение бесплатных лекарств из федерального бюджета у них нет. Но права на региональную льготу все равно остаются, поэтому дети с инвалидностью могут получать как федеральную доплату за НСУ, так и бесплатные лекарства за счет бюджета субъекта РФ.
Какие документы нужны. Справка об инвалидности, ИПРА. В нашей поликлинике эти документы уже есть в базе — приносить их каждый раз не нужно.
Куда обращаться. Льготные рецепты выписывает педиатр или лечащий врач, поэтому обращаться надо в поликлинику по месту жительства ребенка. Так как родители детей с инвалидностью часто ходят на прием к педиатрам по разным вопросам, иногда удается договориться на удобные условия: например, у нас бесплатно берут анализы крови на дому, а все необходимые направления педиатр оставляет в регистратуре, чтобы я не сидела в очереди в кабинет.
Мы не получаем бесплатные лекарства, но предполагаю, что можно договориться о том, чтобы оформлять рецепты на лекарства тоже в особом режиме.
Если педиатр отказывает в бесплатных лекарствах, я советую письменно обратиться к заведующему поликлиникой с просьбой обеспечить ребенка льготными лекарствами. На письменную просьбу обязаны ответить в течение 30 дней, но обычно вопросы решаются быстрее: после того как я пожаловалась заведующей на долгое оформление документов для медико-социальной экспертизы, передо мной извинились на следующий день, а инвалидность установили уже через пять дней.
После оформления рецепта можно получить лекарства в аптеке. Подойдет не каждая: в поликлинике нужно узнать, в какой именно аптеке можно получить бесплатно лекарство по рецепту. Если лекарства нет в наличии, нужно будет оставить заявку и дождаться поставки.
После моего электронного письма в поликлинику документы на МСЭ отправили мгновенно
Получить путевку в санаторий
Раз в год дети с инвалидностью могут бесплатно поехать в санаторий на 21 день. Вместе с ребенком один сопровождающий тоже может поехать бесплатно. Это федеральная льгота, которую предоставляет СФР, поэтому, если родители отказались от НСУ в натуральной форме, бесплатную путевку не дадут.
Какие документы нужны. Справка от педиатра, свидетельство о рождении ребенка, паспорт родителя и заявление.
Куда обращаться. Путевку в санаторий ребенку с инвалидностью дают только по показаниям и при отсутствии противопоказаний, поэтому сначала надо обратиться к педиатру в поликлинику. Педиатр выдаст справку эта справка действительна 12 месяцев.
После этого документы нужно передать в СФР: лично, через МФЦ или с помощью портала госуслуг.
На сайте госуслуг надо выбрать «предоставление санаторно-курортного лечения» и дальше «предоставление путевки на санаторно-курортное лечение в территориальных органах Фонда». После авторизации появится форма электронного заявления, куда надо будет внести данные о медицинской справке, месте жительства, паспорте и свидетельстве о рождении. Санаторий выбрать нельзя, места дают по очереди и согласно диагнозу.
Чтобы получить билеты, нужно заполнить отдельное заявление и выбрать пункт «предоставление бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно в территориальных органах Фонда».
Когда заявления одобрят, СФР выдаст путевку и бумажные или электронные талоны на бесплатный проезд. Бумажные талоны можно обменять на билеты в кассах РЖД, а электронный талон позволит оформить билеты через сайт РЖД. Выбрать можно только определенные билеты — они видны по фильтру «льготы ФСС».
Запомнить
Тоже смогли добиться поддержки от государства? Расскажите о том, как все прошло, — читатели смогут повторить ваш опыт
Эта статья обращена к родителям детей-инвалидов, желающих максимально помочь детям в отношении их будущих, уже взрослых пенсионных выплат
Всем известно, что до 18 лет детям-инвалидам не определяют группу инвалидности, им устанавливается общая категория «ребёнок-инвалид». До 18 лет ребёнок-инвалид получает максимальную социальную пенсию по инвалидности, приравненную к 1 гр. инвалидности с детства в размере 17 167 рублей. При вступлении в совершеннолетие данный статус утрачивается и ребёнок проходит переосвидетельствование уже во взрослом МСЭ. Здесь ему устанавливают группу и определяют степени ограничения.
Теперь сумма его социальной пенсии по инвалидности полностью будет зависеть от группы. Если ребёнку установят 1 или 2 группу инвалидности, то на сумму получаемой пенсии будет иметь значение факт инвалидности с детства , при установлении 3 гр. этот факт значения не имеет. ( Для сравнения инвалид 2 гр. получает социальную пенсию 7 153 р. , а инвалид с детства 2 гр. получает 14 306 р.) При 3 гр. не важно с детства или нет установлена инвалидность — пенсия у них общая 6 080 р.
Таким образом, ребёнок- инвалид став совершеннолетним и получив 3 гр. инвалидности резко теряет в пенсионной выплате в 2 раза. Как правило , 3 гр.- это первая ст. ограничения к труду, т.е. 3 гр. — не имеет серьёзных ограничений в трудовой деятельности, и следовательно впереди предвидится трудовая деятельность. А значит, предвидится переход с социальной пенсии по инвалидности, на страховую по инвалидности.
Право на страховую пенсию по инвалидности от продолжительности страхового стажа не зависит, он может быть как угодно мал — достаточно и одного дня такого стажа. Это, однако, не означает, что страховой стаж не сказывается на пенсии. От его продолжительности зависит ее размер. Страховая пенсия по инвалидности инвалида только что заступившего на работу и инвалида имеющего страховой стаж работы 5 лет — будут отличаться по сумме выплат.
Поэтом у родители могут заранее побеспокоиться о том, чтоб их совершеннолетнее чадо , приступая к работе могло рассчитывать на повышенные суммы страховой пенсии по инвалидности. Для этого им стоит рассмотреть возможность уплаты добровольных страховых взносов начиная с 14 лет ребёнка. 5 лет уплаты добровольных взносов = 5 лет страхового стажа. + к этому хотя бы 1 рабочий день = и Вы обеспечите своему ребёнку повышенную страховую пенсию по инвалидности. Материально она ощутимо выше социальной, которую назначают инвалидам при отсутствии страхового стажа и выше тех, кто только начинает трудиться.
Для уплаты добровольных страховых взносов родителям ребёнка — инвалида необходимо обратиться в пенсионный фонд с заявлением об уплате добровольных страховых взносов, открыть счёт.
Срок для перечисления страховых взносов — не позднее 31 декабря текущего года. Платить можно как частями так и одноразово в конце года.
СТОИМОСТЬ СТРАХОВОГО ГОДА = МРОТ х ТАРИФ пенсионных взносов х 12 мес.
Независимо от того, когда конкретно в течение года указанные лица вступили в добровольные правоотношения по обязательному социальному страхованию страховые взносы в бюджет ФСС РФ необходимо уплатить в размере стоимости страхового года . Т.е не важно в марте или в октябре родители откроют счёт на имя ребёнка для уплаты добровольных страховых взносов, уплатить нужно сумму стоимости страхового года.
Лица, добровольно вступившие в правоотношения по добровольному обязаны по итогам календарного года представлять в региональное отделение расчет по исчисленным и уплаченным страховым взносам по форме 4а ФСС РФ ( п. 11 Правил уплаты страховых взносов). Она утверждена Приказом Минздравсоцразвития России от 26.10.2009 N 847н.
Подать отчет (расчет) по форме 4а ФСС РФ необходимо в срок не позднее 15 января года, следующего за истекшим расчетным периодом ( п. 4 Приложения N 2 к Приказу N 847н).
Помимо пенсионных выплат родителям стоит знать, что при установлении взрослой инвалидности внимание нужно акцентировать не на диагнозе, а на том, насколько основные виды нарушений функций организма ограничивают человека в способности к :
• самообслуживанию
• самостоятельному передвижению;
• ориентации;
• общению;
• контролировать свое поведение;
• способности к обучению;
• способности к трудовой деятельности.
При этом, при комплексной оценке вышеперечисленных критериев характеризующих стойкие нарушения функций организма человека, определяется степень их выраженности. Желающим разобраться и понять сущность установления группы исходя из степени ограничений стоит ознакомиться с
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации (Минздравсоцразвития России) от 23 декабря 2009 г. N 1013н г. » Об утверждении классификаций и критериев, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы» А так же родителям детей — инвалидов стоит помнить, что большое значение имеет предшествующие взрослому МСЭ:
• частота посещений врача по профилю основного заболевания;
• использование и нуждаемость в реабилитационных мерах;
• лечение и его эффективность;
• частота посещения детского МСЭ ( важно для тех , кому инвалидность была установлена сроком до 18 лет).
Таким образом, заботясь о будущих взрослых пенсионных выплатах, родители ребёнка-инвалида должны позаботиться как о сохранении самой группы, так и о страховом стаже.
Продукты и услуги
Документы ленты ПРАЙМ
Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 27 августа 2019 г. № 585н «О классификациях и критериях, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы»
В соответствии с подпунктом 5.2.105 Положения о Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2012 г. № 610 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, № 26, ст. 3528; 2013, № 22, ст. 2809; № 36, ст. 4578; № 37, ст. 4703; № 45, ст. 5822; № 46, ст. 5952; 2014, № 21, ст. 2710; № 26, ст. 3577; № 29, ст. 4160; № 32, ст. 4499; № 36, ст. 4868; 2015, № 2, ст. 491; № 6, ст. 963; № 16, ст. 2384; 2016, № 2, ст. 325; № 4, ст. 534; № 23, ст. 3322; № 28, ст. 4741; № 29, ст. 4812; № 43, ст. 6038; № 47, ст. 6659; 2017, № 1, ст. 187; № 7, ст. 1093; № 17, ст. 2581; № 22, ст. 3149; № 28, ст. 4167; 2018, № 10, ст. 1494; № 24, ст. 3530; № 36, ст. 5634; № 46, ст. 7052; № 49, ст. 7600; № 53, ст. 8678; 2019, № 1, ст. 31; № 5, ст. 408; № 21, ст. 2563), приказываю:
1. Утвердить классификации и критерии, используемые при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы согласно приложению.
2. Признать утратившими силу:
приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 17 декабря 2015 г. № 1024н «О классификациях и критериях, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 20 января 2016 г., регистрационный № 40650);
приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 5 июля 2016 г. № 346н «О внесении изменений в классификации и критерии, используемые при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, утвержденные приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 17 декабря 2015 г. № 1024н» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 28 июля 2016 г., регистрационный № 43018).
3. Настоящий приказ вступает в силу с 1 января 2020 года.
Зарегистрировано в Минюсте РФ 18 ноября 2019 г. Регистрационный № 56528
Приложениек приказу Министерства трудаи социальной защитыРоссийской Федерацииот 27 августа 2019 г. № 585н
Классификации и критерии, используемые при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы
1. Классификации, используемые при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, определяют основные виды стойких расстройств функций организма человека, обусловленных заболеваниями, последствиями травм или дефектами, и степени их выраженности, а также основные категории жизнедеятельности человека и степени выраженности ограничений этих категорий.
2. Критерии, используемые при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, определяют основания установления групп инвалидности (категории «ребенок-инвалид»).
Классификации основных видов стойких расстройств функций организма человека, обусловленных заболеваниями, последствиями травм или дефектами, и степени их выраженности
3. К основным видам стойких расстройств функций организма человека, обусловленных заболеваниями, последствиями травм или дефектами, относятся:
а) нарушения психических функций (сознания, ориентации, интеллекта, личностных особенностей, волевых и побудительных функций, внимания, памяти, психомоторных функций, эмоций, восприятия, мышления, познавательных функций высокого уровня, умственных функций речи, последовательных сложных движений);
б) нарушения языковых и речевых функций (устной (ринолалия, дизартрия, заикание, алалия, афазия); письменной (дисграфия, дислексия), вербальной и невербальной речи; нарушение голосообразования);
в) нарушения сенсорных функций (зрения; слуха; обоняния; осязания; тактильной, болевой, температурной, вибрационной и других видов чувствительности; вестибулярной функции; боль);
г) нарушения нейромышечных, скелетных и связанных с движением (статодинамических) функций (движения головы, туловища, конечностей, в том числе костей, суставов, мышц; статики, координации движений);
д) нарушения функций сердечно-сосудистой системы, дыхательной системы, пищеварительной, эндокринной систем и метаболизма, системы крови и иммунной системы, мочевыделительной функции, функции кожи и связанных с ней систем;
е) нарушения, обусловленные физическим внешним уродством (деформации лица, головы, туловища, конечностей, приводящие к внешнему уродству; аномальные отверстия пищеварительного, мочевыделительного, дыхательного трактов; нарушение размеров тела).
4. Степень выраженности стойких нарушений функций организма человека, обусловленных заболеваниями, последствиями травм или дефектами, оценивается в процентах и устанавливается в диапазоне от 10 до 100, с шагом в 10 процентов.
5. Выделяются 4 степени выраженности стойких нарушений функций организма человека, обусловленных заболеваниями, последствиями травм или дефектами:
I степень — стойкие незначительные нарушения функций организма человека, обусловленные заболеваниями, последствиями травм или дефектами, в диапазоне от 10 до 30 процентов;
II степень — стойкие умеренные нарушения функций организма человека, обусловленные заболеваниями, последствиями травм или дефектами, в диапазоне от 40 до 60 процентов;
III степень — стойкие выраженные нарушения функций организма человека, обусловленные заболеваниями, последствиями травм или дефектами, в диапазоне от 70 до 80 процентов;
IV степень — стойкие значительно выраженные нарушения функций организма человека, обусловленные заболеваниями, последствиями травм или дефектами, в диапазоне от 90 до 100 процентов.
Степень выраженности стойких нарушений функций организма человека, обусловленных заболеваниями, последствиями травм или дефектами, устанавливается в соответствии с количественными системами оценки, предусмотренными приложениями № 1 и 2 к настоящим классификациям и критериям.
Если приложениями № 1 и 2 к настоящим классификациям и критериям не предусмотрена количественная оценка степени выраженности стойких нарушений той или иной функции организма человека, обусловленных заболеваниями, последствиями травм или дефектами, имеющимися у освидетельствуемого лица, то степень выраженности стойких нарушений функций организма человека в процентном выражении устанавливается федеральным государственным учреждением медико-социальной экспертизы в соответствии с абзацами третьим — шестым настоящего пункта исходя из клинико-функциональной характеристики заболеваний, последствий травм или дефектов, обусловивших вышеуказанные нарушения, характера и тяжести осложнений, стадии, течения и прогноза патологического процесса.
При наличии нескольких стойких нарушений функций организма человека, обусловленных заболеваниями, последствиями травм или дефектами, отдельно оценивается и устанавливается степень выраженности каждого из таких нарушений в процентах. Сначала устанавливается максимально выраженное в процентах нарушение той или иной функции организма человека, после чего определяется наличие (отсутствие) влияния всех других имеющихся стойких нарушений функций организма человека на максимально выраженное нарушение функции организма человека. При наличии указанного влияния суммарная оценка степени нарушения функции организма человека в процентном выражении может быть выше максимально выраженного нарушения функций организма, но не более чем на 10 процентов.
III. Классификации основных категорий жизнедеятельности человека и степени выраженности ограничений этих категорий
6. К основным категориям жизнедеятельности человека относятся:
а) способность к самообслуживанию;
б) способность к самостоятельному передвижению;
в) способность к ориентации;
г) способность к общению;
д) способность контролировать свое поведение;
е) способность к обучению;
ж) способность к трудовой деятельности.
7. Выделяются 3 степени выраженности ограничений каждой из основных категорий жизнедеятельности человека, предусмотренной пунктом 6 настоящих классификаций и критериев:
а) способность к самообслуживанию — способность человека самостоятельно осуществлять основные физиологические потребности, выполнять повседневную бытовую деятельность, в том числе использовать навыки личной гигиены:
1 степень — способность к самообслуживанию при более длительном затрачивании времени, дробности его выполнения, сокращении объема с использованием при необходимости вспомогательных технических средств;
2 степень — способность к самообслуживанию с регулярной частичной помощью других лиц с использованием при необходимости вспомогательных технических средств;
3 степень — неспособность к самообслуживанию, нуждаемость в постоянной посторонней помощи и уходе, полная зависимость от других лиц;
б) способность к самостоятельному передвижению — способность самостоятельно перемещаться в пространстве, сохранять равновесие тела при передвижении, в покое и при перемене положения тела, пользоваться общественным транспортом:
1 степень — способность к самостоятельному передвижению при более длительном затрачивании времени, дробности выполнения и сокращении расстояния с использованием при необходимости вспомогательных технических средств;
2 степень — способность к самостоятельному передвижению с регулярной частичной помощью других лиц с использованием при необходимости вспомогательных технических средств;
3 степень — неспособность к самостоятельному передвижению и нуждаемость в постоянной помощи других лиц;
в) способность к ориентации — способность к адекватному восприятию личности и окружающей обстановки, оценке ситуации, к определению времени и места нахождения:
1 степень — способность к ориентации только в привычной ситуации самостоятельно и (или) с помощью вспомогательных технических средств;
2 степень — способность к ориентации с регулярной частичной помощью других лиц с использованием при необходимости вспомогательных технических средств;
3 степень — неспособность к ориентации (дезориентация) и нуждаемость в постоянной помощи и (или) надзоре других лиц;
г) способность к общению — способность к установлению контактов между людьми путем восприятия, переработки, хранения, воспроизведения и передачи информации:
1 степень — способность к общению со снижением темпа и объема получения и передачи информации, использование при необходимости вспомогательных технических средств, при изолированном поражении органа слуха — способность к общению с использованием невербальных способов общения и услуг по сурдопереводу;
2 степень — способность к общению при регулярной частичной помощи других лиц с использованием при необходимости вспомогательных технических средств;
3 степень — неспособность к общению и нуждаемость в постоянной помощи других лиц;
д) способность контролировать свое поведение — способность к осознанию себя и адекватному поведению с учетом социально-правовых и морально-этических норм:
1 степень — периодически возникающее ограничение способности контролировать свое поведение в сложных жизненных ситуациях и (или) постоянное затруднение выполнения ролевых функций, затрагивающих отдельные сферы жизни, с возможностью частичной самокоррекции;
2 степень — постоянное снижение критики к своему поведению и окружающей обстановке с возможностью частичной коррекции только при регулярной помощи других лиц;
3 степень — неспособность контролировать свое поведение, невозможность его коррекции, нуждаемость в постоянной помощи (надзоре) других лиц;
е) способность к обучению — способность к целенаправленному процессу организации деятельности по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенцией, приобретению опыта деятельности (в том числе профессионального, социального, культурного, бытового характера), развитию способностей, приобретению опыта применения знаний в повседневной жизни и формированию мотивации получения образования в течение всей жизни:
1 степень — способность к обучению и получению образования в рамках федеральных государственных образовательных стандартов в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, с созданием специальных условий (при необходимости) для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, в том числе обучение с применением (при необходимости) специальных технических средств обучения, определяемая с учетом заключения психолого-медико-педагогической комиссии;
2 степень — способность к обучению и получению образования в рамках федеральных государственных образовательных стандартов в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, с созданием специальных условий для получения образования только по адаптированным образовательным программам при необходимости обучение на дому и/или с использованием дистанционных образовательных технологий с применением (при необходимости) специальных технических средств обучения, определяемая с учетом заключения психолого-медико-педагогической комиссии;
3 степень — способность к обучению только элементарным навыкам и умениям (профессиональным, социальным, культурным, бытовым), в том числе правилам выполнения только элементарных целенаправленных действий в привычной бытовой сфере, или ограниченные возможности способности к такому обучению в связи с имеющимися значительно выраженными нарушениями функций организма, определяемые с учетом заключения психолого-медико-педагогической комиссии;
1 степень — способность к выполнению трудовой деятельности в обычных условиях труда при снижении квалификации, тяжести, напряженности и (или) уменьшении объема работы, неспособность продолжать работу по основной профессии (должности, специальности) при сохранении возможности в обычных условиях труда выполнять трудовую деятельность более низкой квалификации;
2 степень — способность к выполнению трудовой деятельности в специально созданных условиях с использованием вспомогательных технических средств;
3 степень — способность к выполнению элементарной трудовой деятельности со значительной помощью других лиц или невозможность (противопоказанность) ее осуществления в связи с имеющимися значительно выраженными нарушениями функций организма;
8. Степень выраженности ограничения основных категорий жизнедеятельности человека определяется исходя из оценки их отклонения от нормы, соответствующей определенному периоду (возрасту) биологического развития человека.
Критерий для установления инвалидности
9. Критерием для установления инвалидности лицу в возрасте 18 лет и старше является нарушение здоровья со II и более выраженной степенью выраженности стойких нарушений функций организма человека (в диапазоне от 40 до 100 процентов), обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению 2 или 3 степени выраженности одной из основных категорий жизнедеятельности человека или 1 степени выраженности ограничений двух и более категорий жизнедеятельности человека в их различных сочетаниях, определяющих необходимость его социальной защиты.
Критерием для установления инвалидности лицу в возрасте до 18 лет является нарушение здоровья со II и более выраженной степенью выраженности стойких нарушений функций организма человека (в диапазоне от 40 до 100 процентов), обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению любой категории жизнедеятельности человека и любой из трех степеней выраженности ограничений каждой из основных категорий жизнедеятельности, определяющих необходимость социальной защиты ребенка.
Критерии для установления групп инвалидности
10. Критерии для установления групп инвалидности применяются после установления гражданину инвалидности в соответствии с критерием для установления инвалидности, предусмотренным пунктом 9 настоящих классификаций и критериев.
11. Критерием для установления первой группы инвалидности является нарушение здоровья человека с IV степенью выраженности стойких нарушений функций организма человека (в диапазоне от 90 до 100 процентов), обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами.
12. Критерием для установления второй группы инвалидности является нарушение здоровья человека с III степенью выраженности стойких нарушений функций организма (в диапазоне от 70 до 80 процентов), обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами.
13. Критерием для установления третьей группы инвалидности является нарушение здоровья человека со II степенью выраженности стойких нарушений функций организма (в диапазоне от 40 до 60 процентов), обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами.
14. Категория «ребенок-инвалид» устанавливается при наличии у ребенка II, III либо IV степени выраженности стойких нарушений функций организма (в диапазоне от 40 до 100 процентов), обусловленных заболеваниями, последствиями травм и дефектами.
Приложение № 1к классификациям и критериям, используемымпри осуществлении медико-социальнойэкспертизы федеральными государственнымиучреждениями медико-социальной экспертизы,утвержденным приказом Министерства труда исоциальной защиты Российской Федерацииот 27 августа 2019 г. № 585н
Количественная система оценки степени выраженности стойких нарушений функций организма граждан в возрасте 18 лет и старше, обусловленных заболеваниями, последствиями травм или дефектами (в процентах, применительно к клинико-функциональной характеристике стойких нарушений функций организма человека)
Сокращения слов, используемых в настоящем приложении:
АКТГ — адренокортикотропный гормон;
АХЭП — антихолинэстеразные препараты;
ВК — врачебная комиссия;
ДН — дыхательная недостаточность;
ЖКТ — желудочно-кишечный тракт;
ИМТ — индекс массы тела;
ЛПИ — лодыжечно-плечевой индекс;
МВТ — микобактерии туберкулеза;
МДС — миелодиспластические синдромы;
МКФ — Международная классификация функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья;
МСЭ — медико-социальная экспертиза;
НФС — нарушение функции суставов;
ПИТРС — препараты, изменяющие течение рассеянного склероза;
ПНД — психоневрологический диспансер;
ПТФБ — посттромбофлебитическая болезнь;
СКФ — скорость клубочковой фильтрации;
СТГ — соматотропный гормон;
ТМО — твердая мозговая оболочка;
ФК — функциональный класс;
ФКУ — фенилкетонурия;
ХБП — хроническая болезнь почек;
ХАН — хроническая артериальная недостаточность;
ХЛВН — хроническая легочно-венозная недостаточность;
ХЛН — хроническая легочная недостаточность;
ХДН — хроническая дыхательная недостаточность;
ХСН — хроническая сердечная недостаточность;
ЦНС — центральная нервная система.
Приложение № 2к классификациям и критериям,используемым при осуществлении медико-социальной экспертизы федеральнымигосударственными учреждениями медико-социальной экспертизы, утвержденнымприказом Министерства труда и социальнойзащиты Российской Федерацииот 27 августа 2019 г. № 585н
Количественная система оценки степени выраженности стойких нарушений функций организма ребенка в возрасте до 18 лет, обусловленных заболеваниями, последствиями травм или дефектами (в процентах, применительно к клинико-функциональной характеристике стойких нарушений функций организма человека)
БЦЖ — вакцина против туберкулеза, приготовленная из штамма ослабленной живой туберкулезной палочки;
БЭН — белково-энергетическая недостаточность;
ВИЧ — вирус иммунодефицита человека;
ВРВ — варикозно расширенные вены;
ВРВП — варикозно расширенные вены пищевода;
ИФР — инсулиноподобный фактор роста;
МБТ — микобактерии туберкулеза;
МПКТ — минеральная плотность костной ткани;
МРТ — магнитно-резонансная томография;
НПВП — нестероидные противовоспалительные препараты;
НЯК — неспецифический язвенный колит;
ОНР — общее недоразвитие речи;
ПГ — портальная гипертензия;
СНР — системное недоразвитие речи;
ФА — фенилаланин;
ХВН — хроническая венозная недостаточность;
ХЕ — хлебная единица;