Группы инвалидов

Социальная модель инвалидности

Набирающая популярность в последнее время социальная модель предполагает, что трудности создаются обществом, не предусматривающим участия во всеобщей деятельности людей с разными способностями и возможностями, в том числе и людей с различными ограничениями здоровья.

Такая модель призывает к интеграции инвалидов в окружающее общество, приспособлению условий жизни в обществе для инвалидов. Это включает в себя создание так называемой доступной среды и технологий трудоустройства в обычные организации, обучение общества навыкам общения с инвалидами.

Социальная модель рассматривает инвалидность как социальную проблему, а не как атрибут человека. Согласно социальной модели, инвалидность как проблема возникает из-за неприспособленности окружающей среды, вызываемой отношением и другими свойствами социального окружения.

Изменения в здоровьесберегающей деятельности

В силу специфики инвалидизирующего заболевания у инвалида изменяются витальные компетенции, характеризующие исполнительский компонент деятельности. Изменяется качество и формы самооценки самочувствия, изменяются эталоны индивидуального здоровья, изменяются все метапроцессы здоровьесбережения.

Изучение этих изменений способствует как развитию общей теории здоровьесберегающей деятельности, так и пониманию механизмов личностной динамики при инвалидности.

Типы деформации здоровьесберегающей деятельности инвалидов

В зависимости от специфики метапроцессов здоровьесбережения можно выделить три типа деформации здоровьесберегающей деятельности инвалидов:

  1. Деформированная здоровьесберегающая деятельность (здоровьесбережение первого типа): развивается в условиях врожденного или раннего дефекта здоровья. Здоровьесберегающая деятельность инвалида трансформируется под влиянием вынужденного образа жизни, социальной стигматизации, вынужденной беспомощности, медицинских ограничений и методов лечения, которые врастают в жизненный стереотип.

Здоровьесбережение различных типов инвалидности

Компенсированная здоровьесберегающая деятельность (здоровьесбережение второго типа) развивается в условиях инвалидности, полученной в результате травмы или болезни на фоне относительного здоровья.

Дефект здоровья воспринимается как внезапно возникшая проблема. Здоровьесберегающая деятельность уже сформирована, но в силу изменившегося состояния требует коррекции.

Как правило, личность с такой формой инвалидности не меняет структуру привычной, сформированной до травмы здоровьесберегающей деятельности, но переводит эту деятельность в жизненный приоритет либо обесценивает ее.

Повышение мотивации:

  • Завышение целей
  • Нараставание разнообразия и интенсивности витальных компетенций
  • Изменение качества контроля

Уменьшение здоровьесберегающей деятельности:

  • Снижение общего уровня здоровьесбережения
  • Снижение отдельных метапроцессов

Формы здоровьесберегающей деятельности определяются личными ресурсами, копинг-стратегиями, стрессоустойчивостью.

Истощаемая здоровьесберегающая деятельность развивается в условиях инвалидности по общим заболеваниям и связана с постоянным и неуклонным снижением уровня здоровья.

Дефект здоровья постепенно нарастает, несмотря на все усилия человека. Именно такой тип инвалидности имеют в виду, когда объединяют инвалидов и людей преклонного возраста.

Хроническая форма:

  • Усилия по здоровьесбережению не приносят желаемого результата
  • Критерии эталонного состояния здоровья размываются

Снижение контроля:

  • Целеполагание ослабевает
  • Метапроцессы регулируются привычкой и стереотипом

Здоровьесберегающая деятельность в этом случае тесно связана с психологическим старением.

В результате хронического заболевания меняются самооценка личности, ценностные ориентации, социальные установки по отношению к трудовой деятельности и семейной жизни.

Это приводит к формированию новой идентичности Я — инвалид.

Если болезнь становится системообразующим фактором самосознания личности, это влияет на все системы отношений и может привести к инвалидизации личности.

После того, как острое заболевание благополучно завершается без перехода в хроническую форму или полного выздоровления, отношение к болезни исключается из значимых отношений.

Поэтому личность в условиях инвалидизирующего заболевания претерпевает изменения в системах отношений к себе, другим людям и миру.

Это проявляется в изменении самооценки, социальных установок и социальной идентичности.

Вывод

Изучение психологических моделей инвалидности поможет как с теоретической, так и с практической точки зрения.

Эти исследования могут служить основой для эффективных программ психологической реабилитации и абилитации.

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 29 января 2022 года; проверки требуют 27 правок.

Информация в этой статье или некоторых её разделах устарела. Вы можете помочь проекту, обновив её и убрав после этого данный шаблон. (3 августа 2023)

---

## Знак инвалида-владельца на лобовом стекле автомобиля Ford Fusion в Верхней Пышме, 26 сентября 2020 года

---

## К основным видам стойких расстройств функций организма человека относятся:

- ...

## Критерии для установления групп инвалидности

9. Критерии для установления групп инвалидности применяются после установления гражданину инвалидности в соответствии с критерием установления инвалидности, предусмотренным пунктом 8 настоящих классификаций и критериев.

10. Критерием для установления первой группы инвалидности является нарушение здоровья человека с IV степенью выраженности стойких нарушений функций организма человека, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами.

11. Критерием для установления второй группы инвалидности является нарушение здоровья человека с III степенью выраженности стойких нарушений функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами.

12. Критерием для установления третьей группы инвалидности является нарушение здоровья человека со II степенью выраженности стойких нарушений функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами.

---

Рекомендация фиксируется в Истории развития ребёнка (форма № 112/у) и в Медицинской карте амбулаторного, стационарного больного. Эти рекомендации учитываются при установлении ребёнку инвалидности. Медицинская карта направляется в лечебное учреждение по месту постоянного проживания ребёнка. Врачи-специалисты врачебно-консультативной комиссии лечебного учреждения по месту постоянного проживания ребёнка оформляют медико-социальное заключение на ребёнка-инвалида.

---

Медико-социальное заключение оформляется при наличии у ребёнка нарушений в состоянии здоровья и возникающем в результате этого ограничении его жизнедеятельности.

### Медико-социальное заключение на ребёнка-инвалида оформляется в 2-х экземплярах

---

Гражданам, ставшим инвалидами в возрасте до 20 лет, пенсия назначается независимо от стажа работы.

Понятия ребёнок-инвалид и инвалид с детства различаются.

Инвалид с детства — это причина инвалидности, устанавливаемая одновременно с группой инвалидности. Указанная причина определяется гражданам старше 18 лет, в случаях, когда инвалидность вследствие заболевания, травмы или дефекта, возникшего в детстве, возникла до 18 лет. Эта причина инвалидности может быть определена и в том случае, если по клиническим данным или по последствиям травм и врождённым дефектам, подтверждённым данными лечебных учреждений, у инвалида в возрасте до 18 лет (до 1 января 2000 г. — в возрасте до 16 лет) имелись признаки стойких ограничений жизнедеятельности. Лицу в возрасте до 18 лет, признанному инвалидом, устанавливается категория ребенок-инвалид.

В случае признания гражданина инвалидом в качестве причины инвалидности указываются

При отсутствии документов, подтверждающих факт профессионального заболевания, трудового увечья, военной травмы или других предусмотренных законодательством Российской Федерации обстоятельств, являющихся причиной инвалидности, в качестве причины инвалидности указывается общее заболевание. При представлении в бюро соответствующих документов причина инвалидности изменяется со дня представления этих документов без дополнительного освидетельствования инвалида.

Получение статуса инвалида предполагает одновременную разработку для человека индивидуальной программы реабилитации — основного документа, согласно которому он получает технические средства реабилитации, рекомендации по трудоустройству, направления на лечение.

В России свыше 400 православных организаций помогают детям и взрослым с инвалидностью. Координирует эту работу Синодальный отдел по церковной благотворительности и социальному служению.

Одно из ключевых направлений — создание альтернативы государственным интернатам в виде негосударственных проектов сопровождаемого проживания людей с инвалидностью.

Проекты в разных регионах

Пензенская область

  • АНО Квартал Луи поддерживается Церковью
  • Инициатором проектов является общественный деятель Мария Львова-Белова

Ленинградская область

  • Реализуются различные проекты для инвалидов

Поддержка детей с инвалидностью

  • Православная служба Милосердие реализует проекты в этом направлении

Оборудование и помощь

Автомобиль службы Социальное такси ГУП Мосгортранс на базе ГАЗель NEXT в Москве

Количество предприятий по разработке и производству оборудования для МГН с каждым годом растет. В РФ отлажено производство пандусов и подъемников для колясочников, для незрячих производят различные тактильные указатели для ориентации в пространстве: таблички и пиктограммы, тактильная плитка, тактильные схемы помещений и территорий, доступность пространства для слабослышащих обеспечивается за счет установки индукционных петель и информационного табло.

Требования нормативной документации

При новом строительстве и реконструкции необходимо выполнение определенных нормативных требований.

Существуют различные концепции инвалидности, например медицинская и социальная. Все эти представления по-разному воплощаются в естественных языках и порождают специфические запреты на употребление слов: что приемлемо для одних, часто недопустимо для других.

Аргументы в пользу того, как правильно говорить «инвалид» или «человек с инвалидностью», не всегда понятны человеку, далекому от исследований инвалидности и социальной работы. Поэтому мы, когда хотим упомянуть инвалидность или особенности здоровья, часто испытываем страх оказаться некорректными или неэтичными. В итоге мы либо избегаем темы, либо рискуем оказаться невеждами, испытываем неприятные эмоции от хождения «по минному полю».

Например, как сказать: человек с безграничными способностями или ограниченными возможностями? А может, вообще не стоит упоминать инвалидность?

Кроме того, слово — это не только прямое значение, но и уместное употребление. Именно в этом и кроется ключ к правильному подходу — понимать что, когда и кому можно говорить. В некоторых контекстах слово «инвалид» допустимо, а в других — нет. Просто нужно знать основные правила или знать, где получить справку.

Казалось бы, это всего лишь слова. Стоит ли уделять им столько внимания? Стоит, потому что слово очень тесно связано с нашими мыслями, а они, в свою очередь, — с нашими поступками. Изменение мира начинается с изменения себя, своей личности. А изменение личности начинается со слов, которые мы используем в повседневной речи. Давайте попробуем начать с себя!

Взаимодействие — это про ответственность всех сторон

Родственники людей с инвалидностью

Что самое сложное в общении с людьми с инвалидностью

Для меня нет большой сложности в общении с людьми, имеющими инвалидность, только если есть языковой барьер (иностранцы). В рабочей коммуникации все зависит от самой работы и человека, выполняющую эту работу. Например, моя дочь (инвалид 2 группы с детства) прекрасно справляется со своими обязанностями курьера. Все случаи индивидуальные.

Everland — это большое сообщество людей с разными особенностями здоровья. Поэтому мы знаем цену бережной коммуникации — это работоспособность нашей команды. Опираясь на собственный опыт и наблюдения, международные акты, рекомендации ООН и последние исследования в области лексикографии мы собрали 100+ наиболее употребительных и вызывающих сложности слов и словосочетаний с разъяснением допустимости и особенностей их употребления в различных контекстах. Основная цель — не допустить, чтобы слова превращались в источники барьеров и штампы, за которыми не видно людей.

Новая этика и принципы использования слов

Мы видим, что есть тренд на максимальное обезличивание и стерильность в отношении разных понятий, относящихся к вовлечению (инклюзии) уязвимых и дискриминируемых групп в различные сферы общественной жизни. Одна из основных причин указанной тенденции кроется в стремлении избежать неловкости и негодования, не обидеть собеседника. Яркий пример: избегание самого слова «инвалидность» или его замена на «человек с особыми потребностями».

Однако в ряде ситуаций «стерильные слова» лишают коммуникацию главного — информативности, дают повод для неверных выводов и действий. Например, иногда требуется не только сослаться на наличие инвалидности, но и указать нозологическую группу или даже конкретное ограничение здоровья.

К комментарию выше: более того, «стерильные слова» могут вызвать протест и самих людей с инвалидностью: формулировка «особые потребности» говорит о чем-то исключительном, требующем серьезных дополнительных затрат (времени, сил, денег), но чаще всего таких «затратных» потребностей у людей с инвалидностью нет.

Какую формулировку выбрать, определяется не только списком стоп-слов, но и конкретной ситуацией. Поэтому мы не делим слова и словосочетания на приемлемые и неприемлемые: есть промежуточное звено — слова, употребление которых в одних ситуациях уместно или даже необходимо, а в других — нежелательно или категорически недопустимо.

Мы в Everland руководствуемся следующими принципами:

Информативность и полезность коммуникации

Информация должна нести ценность и давать правильное представление о ситуации. Например, «люди с ОВЗ» — это большая группа, в нее входят и люди с инвалидностью, и без (например, человек с переломом ноги). Часто этого просто не знают и относят формулировку только к людям с инвалидностью, что может приводить к недопониманию (например, в юридических документах — что положено людям с инвалидностью, то положено и людям с временными ограничениями здоровья, хотя на практике это может быть и не так).

Приемлемость слов и словосочетаний в контексте разных аудиторий

В своей среде и сообществах люди с инвалидностью используют разные формулировки, которые в некоторых случаях могут содержать уничижительные и иные негативные коннотации. Однако сам факт такого речевого поведения членов сообщества не дает права другим, например брендами или СМИ, действовать так же. Например, если в сообществе можно встретить слово «слепой», то это должно остаться в сообществе, но не выходить за его рамки.

Например, в документах кадрового учета используется слово «инвалид», равно как и в названии Конвенции — «о правах инвалидов». «Инвалид» — это юридический термин, закрепленный в федеральном законе, поэтому в некоторых контекстах его не просто можно, но и нужно использовать. Другое дело, если ситуация касается развития продуктового сервиса и от вас требуется уточнить потребности клиентов с учетом особенностей их здоровья. Например, в сервисе курьерской доставки не нужно уточнять наличие «инвалидности по слуху», достаточно предусмотреть возможность письменной коммуникации в чате.

Стоит ли озвучивать диагноз и особенности здоровья

Чтобы понять, правильно ли мы говорим, нужно знать, какая задача у коммуникации — решит ли корректно ее слово или словосочетание. Общее правило: перед характеристикой, например словом «инвалидность», указанием на особенность, ограничение или конкретный диагноз нужно ставить слова «человек» или «люди», так на первом месте оказывается личность, а не физические или ментальные особенности.

Например, нам нужно сказать, что товары подходят для людей с диабетом, или рассказать о методах реабилитации для людей с переломом позвоночника. В таких случаях, без упоминания диагноза, мы потеряем информативность.

Говорить об особенностях здоровья можно и нужно, когда вам требуется объяснить ограничения человека. Как раз в этой ситуации указание диагноза будет менее информативно. Сравните: человек со СМА или человек в инвалидной коляске. В последнем варианте потребности человека понять проще, а упоминание диагноза в данном случае будет излишним: нужен лифт, отсутствие ступенек и т. д.

допустимое употребление в большинстве ситуаций, если не оговорены исключения.

допустимо в определённых ситуациях общения, как правило, в сообществах людей с инвалидностью.

стоп-лист, слова и словосочетания из этого списка нельзя употреблять ни при каких обстоятельствах.

Отдельно диагнозы мы не рекомендуем употреблять. Многое из них (например, имбецил, шизофреник и т. д.) вошли в разговорный язык как слова сниженной, грубой лексики и заведомо не могут иметь нейтрального значения. То есть когда мы так говорим, даже не имея в виду ничего плохого, подсознательно уже закладываем негативную оценку.

Но болезнь/особенность — это не хорошо или плохо, это просто данность.

Это всегда звучит грубо

Есть слова в русском языке, которые обладают сниженной стилистической окраской (,) — это просторечия, жаргонизмы, разговорные и т. д.. Они всегда звучат грубо, к кому бы при этом ни обращались — к человеку с инвалидностью или без.

Но все-таки в ракурсе инвалидности они могут звучать обиднее, т. к. напрямую указывают на какую-то особенность, которая является частью человека. Все мы разные, все мы имеем право на неодинаковость, и дискриминировать человека из-за особенностей здоровья, значит ограничивать его в правах.

Дефект, увечье Безногий, одноногий, безрукий, кривоногий Калека, больной Косой, кривой Немтырь Ненормальный, дефективный, дебил Неполноценный, деформированный Очкарик, очкастый Псих, психбольной, психопат

Склеротик, склерозник Слепоглухой Тормоз, тупой Умственно отсталый, слабоумный, отсталый Ущербный, овощ Хромой, хромоногий, хромоножка Шизанутый, шизик, душевнобольной, сумасшедший Человек с дефектом Эпилептик, припадочный

Часто в сообществах людей с инвалидностью можно встретить определенный сленг в отношении их нозологии. С его употреблением надо быть очень аккуратным: он может нравиться не всем; если человек сам так себя называет, это не значит, что ему приятно, когда это делают другие; грань между приемлемым употреблением и обидным выражением слишком тонкая.

Чаще всего средства реабилитации можно называть прямо, поскольку слова имеют нейтральное значение и им нет аналогов: костыли, ходунки, канадки, трость, тактильная трость, слуховой аппарат.

Но есть случаи, когда вариант правильного названия нужно выбирать, исходя из того уместно и правильно ли употребление.

Но нам кажется, что было здорово, если некоторые юридические формулировки были бы изменены и звучали более корректно и эмпатично: например, не «инвалид», а «человек с инвалидностью».

Не каждый человек с инвалидностью хочет быть объектом позитивной мотивации для других. Адекватное восприятие — человек просто живет, а не совершает каждодневный подвиг — вот то, к чему многие люди с инвалидностью стремятся в коммуникации.

Подробнее о понятии «вдохновляющее порно» вы можете прочитать тут и здесь.

Вдохновляющее порно и позитивная дискриминация

Устойчивые выражения и глаголы

Устойчивые выражения часто употребляются в СМИ и в бытовом общении и могут либо излишне драматизировать ограничения здоровья и жизнь людей с инвалидностью, либо, напротив, подсвечивать только позитивные особенности. Со временем мы используем их, даже не задумываясь, — к месту и нет. А между тем они искажают реальное положение дел. Например, среди людей, передвигающихся в инвалидной коляске, есть активные путешественники, которые никогда не скажут про себя «прикован к постели». А люди с синдромом Дауна не всегда «солнечные» — у них разный характер и настроение тоже может быть разным, как и других людей.

Часто в общении мы смущаемся, когда надо употребить глаголы, обозначающие действие, которое в силу инвалидности человек напрямую не может сделать. Но такие слова, как «пойдемте», «посмотрите», «скажите», «послушайте», являются общеупотребительными. Использовать их — значит не выделять людей с инвалидностью по признаку их особенностей.

Как подготовить журналистов и команды к работе с инклюзивными проектами

Важно рассказать и объяснить заранее, какая стоит задача. Что будет делать съёмочная команда или журналист. Какая цель и что должно получиться в итоге. Это позволит спланировать совместные действия и избежать несогласованности, ошибок и напряжения, а также максимально эффективно достичь результата

Недопустимо объектное общение

Важны максимальная корректность в общении, как в формате диалога, когда задаются вопросы, так и в целом на площадке, без давления и оценочных суждений. Недопустим объектный подход: «Пусть он встанет», «Уберите эту», «Давайте попросим, чтобы он делал вот так», «Поговори со слепым» и так далее.

Если человек не хочет отвечать на прямой вопрос и уходит от него — не нужно настаивать. При давлении у человека создается дополнительное подкрепление мнения, что «его только используют» для решения каких-то задач.Важно помнить, что план и задача — не важнее человека. А люди с инвалидностью чувствительны к объектному отношению и злоупотреблениям в коммуникации, в нарушении границ.

При подготовке важно выяснить уровень коммуникации человека, чтобы заложить время в сценарий: не торопить и не перебивать при нечеткой речи, успевать задавать и получать ответы при использовании жестового языка.

Вопросы лучше согласовывать заранее, чтобы человек мог подготовиться. Они должны быть понятными. Если есть какой-то план, сценарий, в который должен попасть ответ, — это также важно согласовать заранее.

Как лучше говорить об инвалидности

Важно избегать как восхищений и преувеличений вроде «Вы такой классный», «Вы меня вдохновляете», так и снисходительности — уточнений у сопровождающих, может ли человек что-то сделать или сказать.

Инвалидность может быть разной. Это может быть одно ограничение здоровья, могут быть сочетанные нарушения. Если не было опыта взаимодействия с людьми с инвалидностью, то лучше проговорить задачи и согласовать формат взаимодействия с каждым человеком отдельно. Уточнить детали и особенности коммуникации важно, чтобы не создавать ситуацию недопонимания и конфликта.

Простая коммуникация между людьми

Использование слов в документах компаний

Формулировки для публичного поля от лица компании/ в СМИ

Современное сопровождающее проживание людей особой заботы

Данная политика обосновывает современные методы работы с лицами, нуждающимися в абилитации в связи с инвалидностью. Анализ современных научных и публицистических работ показывает, что в обсуждении тематики о включении нуждающихся в адаптации к условиям социума лиц с инвалидностью сегодня доминирующим дискурсом продолжает оставаться, безусловно, решение вопросов медицинской и психологической коррекции телесного (либо психического) дефекта (impairment) и реабилитации дезабилити. Такой подход ведет к медикализации и психологизации обсуждаемых вопросов, сопряженных с адаптацией лиц с инвалидностью к условиям проживания и деятельности в социуме. В результате проблемы устранения социальных барьеров могут отодвигаться на второй план.

Как отмечает один из создателей данной теории, Ф Парслоу, теория активизации ресурсов субъекта социальной работы предназначена для того, чтобы обеспечить возможности реализации собственного пути, предоставить ему расширенную возможность высказывать свое мнение об организации процесса обслуживания, принимать личное участие в планировании получения социальных услуг посредством представительских консультаций, а также включаться на добровольной основе в объединения с другими людьми. Данная технология создана, чтобы в целях социализации ориентировать получателя социальных услуг на отказ от иждивенческой позиции, стимулируя их к участию в решении собственных проблем посредством минимизации социальных или личностных барьеров в реализации существующих прав.

В силу данного подхода сопровождаемое проживание предполагает оказание поддержки, которая не подменяет волю инвалида, а позволяет ему сформировать необходимую уверенность в себе, которая позволит ему включиться в жизнь социума в качестве полноправного и полноценного участника. Специалисты дифференцируют понятия активизации ресурсов получателя социальных услуг и обеспечения возможностей для его развития: так, активизация не может быть ограничена созданием благоприятных возможностей, разрешением проблем, оказании содействия в осуществлении определенной деятельности. Планируемый результат активизации состоит в принятии получателем социальной услуги ответственности за свою жизнь на себя, что означает отказ от власти специалистов социальных служб, то есть именно инвалид принимает на себя постоянный контроль над течением собственной жизни, а социальные работники лишь подстраховывают его.

Данный подход используется как зарубежными, так и российскими социальными службами, теория и практика соучастия получателей социальных услуг требуют: — стимулировать активность получателей социальных услуг, которая означает право сопротивления любым возможным притеснениям и предоставление им возможности принимать ответственность за решение своих проблем; — предоставлять получателям социальных услуг возможность по своему усмотрению определять объем и характер собственных нужд, а также право полноценно участвовать в принятии решений и планировании; — наделить получателей социальных услуг личностными ресурсами для обеспечения возможности отстаивать свои права через развитие у них уверенности, самоуважения, настойчивости, знаний и умений. В рамках рассматриваемой теории проработана идея формирования микросоциальной среды, которая позволяет успешно социализировать потребителей социальных услуг посредством поиска и использования обнаруженных ресурсов.

Концепция активизации ресурсов клиента как особый вид психологической помощи предусматривает оказание дозированной поддержки по запросу малым социальным группам по месту жительства и правовой помощи лицам, нуждающимся в социализации. Данная технология позволяет инвалиду усваивать ценности, нормы, установки, образцы поведения, присущие определенной социальной общности в организованном социальной службой (государственной или негосударственной) процессе непосредственного взаимодействия с окружающими, совместного решения с ними бытовых, учебных, производственных, жизненных задач, иной совместной деятельности. Таким образом, технология сопровождаемого проживания лиц с инвалидностью состоит в организации условий, приближенных к семейному проживанию, поскольку именно такие условия, как свидетельствует социальная психология, способствуют лучшей адаптации нуждающихся в адаптации к условиям социума лиц с инвалидностью в социуме.

Шаповалова, М. Е. Теоретические основы реализации технологии сопровождаемого проживания лиц с инвалидностью / М. Е. Шаповалова, С. М. Мозговая. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 17 (464). — С. 264-268. — URL: https://moluch.ru/archive/464/101921/

Условия для оформления инвалидности

Для получения статуса инвалид человек должен соответствовать критериям:

Решения по присуждению инвалидности принимаются в индивидуальном порядке.

По данным ВОЗ, в мире живет более 750 млн. инвалидов. Две трети из них проживает на территории развитых стран, до 10% – это жители третьих стран мира. Каждый десятый ребенок имеет статус инвалида по разным причинам. Если говорить о бедных странах, только 3% детей с инвалидностью ходят в учебное учреждение и имеют возможность обучаться. Отметим, что эта информация может быть занижена.

Группы инвалидности в России

В России выделяют три группы инвалидности: первую, вторую, третью.

Первая группа инвалидности

Первая группа инвалидности включает лиц с тяжелыми нарушениями здоровья, которые полностью утратили способность к трудовой деятельности или могут работать только при условии создания особых условий социальной поддержки. К данной группе принадлежит высокий уровень ограничений и потребность в постоянной помощи:

Вторая группа инвалидности

Вторая группа инвалидности представлена лицами с существенно ограниченной способностью к трудовой деятельности. Эти люди нуждаются в приспособлениях рабочего места и социальной поддержке для участия в жизни. Данная группа подразумевает меньшие ограничения, чем первая группа, но все равно требует усилий для преодоления трудностей в повседневной жизни. Приведем основные характеристики:

Третья группа инвалидности

Третья группа инвалидности в России – это люди с умеренно ограниченной трудоспособностью. Они способны к трудовой деятельности, но имеют ограничения, которые также требуют создания индивидуального рабочего места. Третья группа предполагает более легкие ограничения, но все равно требует мер поддержки.

Основные характеристики третьей группы инвалидности включают:

Помощь в трудоустройстве инвалидов

С 01.03.2022 г. в России работает квота для приема на работу людей с инвалидностью. Так, в коллективе 100 человек и более количество инвалидов должно составлять от 2% до 4%. Если речь идет о небольшом коллективе (от 35 человек), процент работающих в нем инвалидов должен находиться в пределах 3%.

Кроме стандартных мест работы есть возможность освоить и устроиться на работу по цифровой профессии – работает национальный проект «Цифровая экономика». Удобно, что курсы можно проходить дистанционно, и также получать диплом.

Благотворительный фонд «Подари Шанс» занимается сбором средств для детей с разными группами инвалидности. С помощью наших благотворителей мы оплачиваем счета на их лечение, реабилитацию, восстановление. Если вы хотите присоединиться к нашим инициативам, сделайте пожертвование любым удобным для вас способом!

Социальная и страховая пенсия

Для выплаты социальной и страховой пенсии используется официальная информация из федерального реестра инвалидов РФ. Денежные начисления полагаются в пользу детей-инвалидов, а также взрослых инвалидов 1, 2 и 3 категорий.

Наибольшая социальная пенсия полагается детям-инвалидам, более 12 тыс. рублей. Если рассматривать в разрезе групп, это более 10 тыс. рублей, более 5 тыс. рублей и более 4 тыс. рублей. Страховая пенсия полагается, вне зависимости от страхового стажа.

Кроме группы инвалидности, здесь имеет значение количество людей на содержании в семье. Оформить социальную и страховую пенсию можно в МФЦ или Пенсионном фонде. С 01.01.2023 г. заявления принимаются в Едином фонде. В режиме онлайн можно внести изменения в индивидуальную программу контроля и реабилитации, получить справку про инвалидность, распечатать копию акта и/или протокола и прочее.

Группы инвалидов

Под термином инвалид принято понимать лицо, которое имеет стойкие ограниченные возможности (физические, психические, эмоциональные), обусловленные следствием наличия травм, дефектов и/или заболеваний. Инвалидность приводит к ограничению здоровой жизнедеятельности и влечет необходимость социальной защиты.

К лицам применятся также такие определения: человек с инвалидностью, человек с ограниченными возможностями. К людям, которые не достигли 18 лет, применяется понятие ребенок-инвалид. Факт признания происходит инвалида в рамках медицинской экспертизы, за реализацию которой ответственна комиссия. На государственном уровне процесс регулируется Федеральным Законом РФ №181-ФЗ от 24.11.1995 г.

Список литературы

24 июня 2021 года у Натальи Валентиновны Яковлевой юбилей! «Психологическая газета» поздравляет Наталью Валентиновну и желает здоровья, исполнения всех желаний и вдохновения!

Оцените статью
Минтруд России