ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ГАРАНТИИ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ ИНТЕРЕСОВ НАСЕЛЕНИЯ

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ГАРАНТИИ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ ИНТЕРЕСОВ НАСЕЛЕНИЯ Минтруд

Социальные гарантии — это механизм
долговременного действия, предусмотренные
законом обязательства государства,
направленные на реализацию конституционных
прав граждан. Основой государственных
социальных гарантий должны стать
минимальные социальные стандарты.
Минимальные социальные стандарты —
это установленные законодательством
РФ нормы и нормативы, которые закрепляют
минимальный уровень социальной защиты,
ниже которого опускаться нельзя. Систему
государственных минимальных стандартов
составляют взаимосвязанные государственные
минимальные социальные стандарты в
следующих областях: 1) оплаты труда; 2)
пенсионного обеспечения; 3) образования;
4) здравоохранения; 5) культуры; 6)
социального обслуживания; 7)
жилищно-коммунального обслуживания. В
качестве государственных минимальных
стандартов в области оплаты труда
устанавливаются:— минимальный размер
оплаты труда;— единая тарифная сетка
оплаты труда работников бюджетной сферы
(ЕТС). Минимальная заработная плата —
это уровень заработной платы работника
неквалифицированного труда, призванный
обеспечить ему нормальные условия
воспроизводства. Она устанавливается
законодательством или специальным
соглашением.

Величина минимальной заработной платы
обычно определяется путем исчисления
прожиточного минимума. Прожиточный
минимум — понятие, характеризующее
минимум жизненных средств, необходимых
для нормального воспроизводства рабочей
силы и развития личности. Это показатель
объема и структуры потребления важнейших
материальных благ и услуг на минимально
допустимом уровне, обеспечивающем
условия поддержания активного физического
состояния взрослых, социального и
физического развития детей и подростков
Безработица и регулирование занятости.
Безработица, с которой мы сейчас
сталкиваемся, связана не с техническим
прогрессом или кризисом перепроизводства,
как это происходит циклически в рыночной
экономике, а с факторами, обусловленными
глубокими деформациями в развитии
народного хозяйства. В решении этой
проблемы есть две стороны: создание
экономических условий для максимальной
занятости населения, с одной стороны,
и государственная поддержка — с другой.
На снижение уровня безработицы должны
быть направлены государственные
программы содействия занятости, а также
разработка и реализация федеральной
целевой программы создания рабочих
мест и осуществления следующих
мероприятий:— поддержка малого и
среднего предпринимательства, не
требующего крупных инвестиций;— более
эффективное использование на общественных
работах тех, кто состоит на учете в
службе занятости;— профилактика
безработицы на основе переквалификации
работников, подлежащих сокращению, без
прекращения с ними трудового договора;—
расширение в регионах сети частных бюро
содействия занятости;— максимальное
обеспечение участками земли отдельных
граждан для обеспечения дополнительных
доходов семьи, а также инвесторов под
обязательство создания рабочих мест.
Регулирование занятости — одно из
главных направлений социальной политики.
Вместе с тем решение этой проблемы в
условиях рыночных отношений практически
нереально. Показатели допустимого
уровня безработицы, которые пытались
разрабатывать по регионам России, себя
не оправдали. Государство гарантирует
безработным:— выплату пособий по
безработице;— выплату стипендий в
период профессиональной подготовки,
повышения квалификации, переподготовки
по направлению органов службы занятости;—
возможность участия в оплачиваемых
общественных работах;— возмещение
затрат в связи с добровольным переездом
в другую местность для трудоустройства
по предложению органов службы занятости;—
оплату в размере причитающегося пособия
по безработице (стипендии) за счет
средств фонда занятости периода временной
нетрудоспособности в течение не более
12 месяцев. Важным элементом социальной
защиты населения являются программы
трудоустройства и переквалификации.
При введении в действие этих программ
участвуют государство и предприниматели.

В качестве государственных социальных
стандартов в области пенсионного
обеспечения устанавливаются минимальные
размеры государственных пенсий.
Государственные минимальные стандарты
в области образования предполагают:

— набор общедоступных и бесплатных
услуг образовательных учреждений,
финансируемых за счет средств бюджетов
различных уровней;— нормы и нормативы
предельной наполненности классов и
групп в государственных и муниципальных
образовательных учреждениях и
обеспеченности населения общедоступными
и бесплатными услугами;— нормы и
нормативы социально-экономической
поддержки обучающихся;— норматив числа
студентов, получающих бесплатное высшее
профессиональное образование в
государственных учебных заведениях и
размер стипендии.

В Конституции РФ (ст. 41) определены
минимальные социальные гарантии в
области здравоохранения. Для оценки
минимально допустимого уровня
удовлетворения потребностей в медицинской
помощи используются показатели
обеспеченности врачами, больничными
койками, амбулаторными учреждениями
на 1000 жителей в регионах

Одной из важнейших функций системы
социальной защиты населения является
социальное обслуживание, т. е. деятельность
по оказанию различных видов услуг,
предоставляемых в стационарных и
нестационарных условиях в виде правовой,
материальной, медико-реабилитационной,
социально-психологической и других
видах помощи. Государственные гарантии
в области социального обслуживания
определены законами «Об основах
социального обслуживания населения в
РФ», «О социальном обслуживании
граждан пожилого возраста и инвалидов»
и др.

Специфическим видом государственных
социальных гарантий являются предоставление
жилья и дотации населению на его
содержание. Сфера жилищно-коммунального
хозяйства переводится на рыночные
механизмы. 26 мая 1997г. принято постановление
Правительства РФ № 621 «О федеральных
стандартах перехода на новую систему
оплаты жилья и коммунальных услуг».
Постановлением определена минимальная
социальная норма жилой площади на
человека — 18 кв. м2, ниже которой человек
признается нуждающимся в улучшении
жилищных условий и имеет право на
льготное получение, покупку или
строительство жилья

ВИДЫ СОЦИАЛЬНЫХ ГАРАНТИЙ

К социальным гарантиям относятся:

Гарантия защиты прав и свобод человека и гражданина — задача судебной власти в РФ. Сюда входят:

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ГАРАНТИИ В СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ

Социальное государство традиционно является главным субъектом социальной защиты населения, который законодательно устанавливает социальные гарантии. Так, гарантии социальной защиты определены в ст. 7 Конституции РФ: «В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливаются гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты».

Государственные социальные гарантии — это определенные законодательно обязательства субъектов власти в сфере жизнедеятельности населения, направленные на реализацию конституционных прав граждан.

Основой государственных социальных гарантий выступают государственные минимальные социальные стандарты, которые представляют собой установленный законодательно минимальный уровень гарантий социальной защиты в сфере доходов и социальных услуг, обеспечивающих удовлетворение важнейших потребностей человека в материальных благах, общедоступных бесплатных услугах.

Минимальные социальные стандарты — это установленные законодательством РФ нормы и нормативы потребления и обеспеченности населения социальными благами, которые закрепляют минимальный уровень социальной защиты.

Социальные стандарты являются обязательствами государства перед различными группами населения и обеспечиваются за счет бюджета. Социальная стандартизация является сферой регламентации органами государственной власти важнейших параметров социального развития.

В трактовке понятия «государственные минимальные социальные стандарты» нет устоявшихся мнений. Так, Т. С. Пантелеева и Г. А. Червякова считают, что систему государственных минимальных стандартов составляют взаимосвязанные государственные минимальные социальные стандарты в области: оплаты труда; пенсионного обеспечения; социальной помощи; образования; здравоохранения; культуры; социального обслуживания; жилищно-коммунального обслуживания.

По мнению В. Д. Ройка, к важнейшим государственным минимальным социальным стандартам относятся:

С учетом мнений других исследователей можно отметить, что в научной литературе понятие «государственные минимальные социальные стандарты» содержательно имеет две основы — это денежные доходы граждан и социально значимые услуги. Однако в сфере законодательства складываются тенденции восприятия понятия «государственные минимальные социальные стандарты» как отражающего исключительно государственные социальные услуги. Так в проекте Федерального закона № 209727-ФЗ «О минимальных государственных социальных стандартах» (принят Государственной Думой Федерального Собрания РФ в первом чтении 11.06.2003) минимальные государственные социальные стандарты определяются как единые на всей территории РФ требования к объему и качеству предоставления определенного вида бесплатных социальных услуг гражданам Российской Федерации на минимально допустимом уровне.

В Законе Республики Карелия от 12.04.2000 № 30 (629) «О государственных минимальных социальных стандартах, социальных и финансовых нормативах Республики Карелия» понятие «государственный минимальный социальный стандарт» определяется как установленный законодательством Республики Карелия минимально необходимый уровень государственных гарантий, обеспечивающих удовлетворение важнейших потребностей человека в услугах социальной сферы, выражаемый в социальных нормативах и нормах.

С подходами, определяющими минимальные государственные социальные стандарты как социальные услуги, согласиться нельзя. Услуга — это форма экономических отношений по поводу конкретной трудовой деятельности, в процессе которой создается специфическая стоимость1. Прожиточный минимум различных категорий населения, МРОТ, базовую часть трудовой пенсии и иные гарантии социальной защиты в сфере доходов нельзя рассматривать в качестве государственных социальных услуг, поэтому государственные минимальные социальные стандарты целесообразно рассматривать в качестве гарантируемого государством минимального уровня социальной защиты, как в сфере доходов, так и социальных услуг.

Итак, в качестве государственных минимальных социальных стандартов устанавливаются: прожиточный минимум различных категорий населения; МРОТ, базовая часть трудовой пенсии; минимальные значения ряда социальных выплат (пособий); минимальный размер стипендий; минимальный размер пособия по безработице; нормы обеспечения бесплатными образовательными и медицинскими услугами, нормативы социального обслуживания в учреждениях социальной защиты населения и др.

Прожиточный минимум — это показатель, определяющий стоимость потребительской корзины для основных социально-демографических групп населения. Он отражает объем и структуру потребления важнейших материальных благ и услуг на минимально допустимом уровне, обеспечивающем условия поддержания жизнедеятельности индивида. В натуральном выражении прожиточный минимум представляет собой потребительскую корзину с набором определенных товаров и услуг. Это расчетный показатель, на основе которого должны устанавливаться такие социальные гарантии, как МРОТ и размер трудовой пенсии, социальные пособия и выплаты.

Минимальный размер оплаты труда — это гарантированный минимум оплаты простого труда, выполняемого наемным работником в организациях любых форм собственности, призванный обеспечить нормальные условия воспроизводства жизнедеятельности.

В соответствии с Трудовым кодексом РФ МРОТ определялся в денежной форме в расчете на месяц и без учета доплат, надбавок, премий и других поощрительных выплат, однако по Федеральному закону от 20.04.2007 № 54-ФЗ эта норма утратила силу. В настоящее время в МРОТ включаются должностной оклад, компенсационные и стимулирующие доплаты и надбавки, премии.

МРОТ устанавливается федеральным законом, гарантируется государством и обеспечивается по всей территории России. В субъекте Российской Федерации, исходя из социально-экономических условий и величины прожиточного минимума трудоспособного населения, также может устанавливаться МРОТ, однако не ниже установленного федеральным законом.

Федеральный закон от 19.06.2000 № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» установил, что МРОТ применяется для регулирования оплаты труда и определения размеров пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, а также для иных целей обязательного социального страхования. Применение МРОТ для других целей не допускается (ст. 3). Исчисление платежей по гражданско-правовым обязательствам, установленных в зависимости от МРОТ, производится с 1 января 2001 г. исходя из базовой суммы, равной 100 руб. (ст. 5).

В соответствии с рекомендациями МОТ (Конвенция МОТ № 131) МРОТ должен устанавливаться с учетом потребностей работника и его семьи в связи с общем уровнем заработной платы в стране, социальных выплат, а также факторов экономического характера, таких как уровень и темпы роста национального дохода, занятости, динамика потребительских цен.

В Конституции РФ (ст. 37) сказано, что «каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы».

Трудовой кодекс РФ устанавливает норму: «МРОТ не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения». Однако в Российской Федерации, несмотря на поэтапное повышение, МРОТ существенно отстает от величины прожиточного минимума на душу населения.

Почему важно, чтобы МРОТ соответствовал прожиточному минимуму трудоспособного населения? Заработная плата должна компенсировать затраты труда, которые имели место в процессе трудовой деятельности человека, иначе не происходит простое воспроизводство рабочей силы. В этом случае заработная плата не выполняет свою воспроизводственную функцию.

Как правило, данное несоответствие свидетельствует об отставании экономического развития страны или несовершенстве существующей системы распределения национального продукта, односторонней социальной политике, так как МРОТ — важнейшая минимальная социальная гарантия государства.

Федеральным законом «О страховых пенсиях» устанавливаются фиксированная выплата к страховой пенсии, которая подлежит ежегодной индексации. Так, с 01.02.2015 размер фиксированной выплаты к страховой пенсии составляет 4383 руб. Размеры фиксированной выплаты к страховой пенсии могут быть повышены в установленных законом случаях.

Фиксированная выплата к страховой пенсии установлена взамен фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости (до 2010 г. — базовая часть трудовой пенсии). В недалеком прошлом государством устанавливался минимальный размер трудовой пенсии, который рассматривался в качестве государственного минимального социального стандарта, но с 2002 г. действующим пенсионным законодательством минимальный размер пенсии как правовой институт не используется.

Минимальные значения ряда социальных выплат (пособий). В качестве мер социальной защиты законодательно периодически устанавливаются ежемесячные денежные выплаты, не связанные с трудовой деятельностью граждан, их участием в общественном резервировании (страховании), поэтому имеющих социальный характер. Эти выплаты производятся из средств государственного бюджета.

Например, в 2014 г. это ежемесячные социальные пенсии (назначенные по возрасту без учета трудового стажа) в размере 6169 руб.; инвалидам, имеющим I степень ограничения способности к трудовой деятельности — 7623 руб., II степень — 3812 руб., III — 3240 руб. Ежемесячные социальные пенсии детям-инвалидам и инвалидам с детства составляют 7623 руб.

В соответствии с Федеральным законом «О государственной социальной помощи» на оплату предоставления гражданину набора социальных услуг в связи с трудной жизненной ситуацией в 2015 г. направляется 930 руб. в месяц.

Законодательно устанавливаются и минимальные размеры академических стипендий студентам, обучающимся по образовательным программам высшего и среднего профессионального образования. В 2014 г. минимальные размеры данных выплат составили 1340 и 487 руб. соответственно.

Также установлены минимальные социальные гарантии, размеры выплат по которым в 2014 г. составили: на единовременное пособие при рождении ребенка — 13 742,0 руб., на государственный сертификат на материнский (семейный) капитал — 429 408,5 руб., на социальное пособие на погребение — 5002 руб. и др.

Эти и многие другие установленные законодательно социальные выплаты и пособия представляют собой минимальные государственные гарантии в сфере доходов определенных групп населения, нуждающихся в поддержке общества.

Минимальный размер пособия по безработице. Пособие по безработице — это государственная регулярная денежная выплата лицам, признанным по закону безработными, является формой социальной защиты населения, временно не имеющего трудовой занятости.

Государство законодательно устанавливает минимальный размер пособия по безработице, который представляет собой государственный минимальный социальный стандарт.

Размеры пособия по безработице ежегодно определяются Правительством РФ в соответствие с Федеральным законом «О занятости населения в Российской Федерации», они не могут быть ниже минимальной величины и выше максимальной величины пособия по безработице, увеличенных на размер районного коэффициента, установленного Правительством. Так постановлением Правительства РФ от 12.11.2015 № 1223 «О размерах минимальной и максимальной величин пособия по безработице на 2016 год» оставлен тот же размер названного пособия, который устанавливался начиная с 2009 г. (постановление Правительства РФ от 08.12.2008 № 915 «О размерах минимальной и максимальной величин пособия по безработице на 2009 год»), — минимальная величина пособия по безработице в размере 850 руб. и максимальная — 4900 руб.

Пособия по безработице получают лица, официально зарегистрированные в данном качестве государственными органами службы занятости, но их количество значительно ниже реального уровня безработных, так как многие предпочитают искать работу самостоятельно, а низкий уровень пособия по безработице не мотивирует обращаться в службы занятости. По данным Росстата, по итогам

Таким образом, лишь каждый четвертый из потерявших трудовую занятость реализовал свое право на социальную защиту по безработице.

Минимальный размер пособия по безработице крайне незначителен. Так, в 2007 г. он составлял 720 руб., в 2008 — 781 руб., в 2009-

2015 гг. — 850 руб., что составляет примерно меньше одного доллара в день. По критериям ООН такой доход находится в сфере нищеты, что обрекает безработного на поиски случайных заработков и работы без оформления трудовых отношений, вызывает их маргинальное состояние.

Такой размер государственной гарантии представляется оптимальным — он не снизит мотивации к трудовой занятости и не даст временно нетрудозанятому работнику скатиться в нищету.

Социальная защита населения — это одно из важнейших направлений социальной политики государства, заключающееся в установлении и поддержании общественно необходимого материального и социального положения всех членов общества.

Иногда социальную защиту трактуют более узко: как обеспечение определенного уровня доходов для тех слоев населения, которые в силу каких-либо причин не могут самостоятельно обеспечить свое существование: безработных, инвалидов, больных, сирот, стариков, одиноких матерей, многодетных семей.

Основные принципы социальной защиты:

Система социальной зашиты населения и ее структура

Система социальной защиты — это комплекс законодательных актов, мероприятий, а также организаций, обеспечивающих реализацию мер социальной защиты населения, поддержки социально уязвимых слоев населения.

Она включает в себя:

Социальное обеспечение — возникло в России в 20-е годы ХХ в. и означало создание государственной системы материального обеспечения и обслуживания пожилых и нетрудоспособных граждан, а также семей с детьми за счет так называемых общественных фондов потребления. Эта категория по сути идентична категории социальной защиты, однако последняя применяется по отношению к рыночной экономике.

Помимо пенсий (по старости, инвалидности и пр.) к социальному обеспечению относились пособия по временной нетрудоспособности и родам, по уходу за ребенком в возрасте до года, помощь семьям в содержании и воспитании детей (бесплатные или на льготных условиях ясли, детские сады, интернаты, пионерские лагеря и пр.), семейные пособия, содержание нетрудоспособных в специальных организациях (домах престарелых и пр.), бесплатная или на льготных условиях протезная помощь, предоставление инвалидам средств передвижения, профессиональное обучение инвалидов, различные льготы семьям инвалидов. При переходе к рынку система социального обеспечения в значительной мере перестала выполнять свои функции, однако часть ее элементов вошла в современную систему социальной защиты населения.

Социальные гарантии — предоставление социальных благ и услуг гражданам без учета трудового вклада и проверки нуждаемости на основе принципа распределения по потребностям имеющихся общественных ресурсов этих благ.

В нашей стране к социальным гарантиям относят:

С 1 января 2002 г. увеличены размеры пособий, связанных с рождением ребенка. Так, размер единовременного пособия при рождении ребенка возрос с 1,5 тыс. рублей до 4,5 тыс. рублей и в 2006 г. — до 8000 рублей, ежемесячное пособие на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет с 200 до 500 рублей, а в 2006 — до 700 рублей. Это пособие обеспечивало 25% прожиточного минимума трудоспособного лица. Размер ежемесячного пособия на ребенка до 16 лет не пересматривался и составляет 70 рублей. Его соотношение с величиной прожиточного минимума ребенка составляло в 2004 г. 3,0%. В Москве и некоторых других регионах это пособие в 2006 г. увеличилось до 150 руб.

Разновидностью социальных гарантий являются социальные льготы. Они представляют собой систему общественных гарантий, предоставляемых отдельным группам населения (инвалидам, участникам войны, ветеранам труда и пр.). В 2005 году произошла замена натуральных льгот этим категориям населения денежными компенсациями. С 1 января 2005 года льготная категория граждан имеет право на пользование социальным пакетом и право на получение ежемесячных денежных выплат. Стоимость социального пакета устанавливается в размере 450 рублей. В него входят проезд в пригородном транспорте, бесплатное лекарственное обеспечение, санаторно-курортное лечение и проезд к месту санаторно-курортного лечения. Закон предусматривает, что с января 2006 года льготники смогут выбирать между социальным пакетом и получением соответствующей денежной суммы.

С 1 января 2006 года ежемесячные денежные выплаты в соответствии с законом были установлены в следующих размерах: инвалиды Великой Отечественной войны — 2000 рублей; участники ВОВ — 1500 рублей; ветераны боевых действий и ряд других категорий льготников — 1100 рублей.

Лица, работавшие в период ВОВ на объектах противовоздушной обороны, строительстве оборонительных сооружений, военно-морских баз, аэродромов и других военных объектов, члены семей погибших или умерших инвалидов войны, участников ВОВ и ветеранов боевых действий, будут получают ежемесячно 600 рублей.

Инвалидам, имеющим третью степень ограничения трудовой деятельности, ежемесячно выплачивается 1400 рублей; вторую степень — 1000 рублей; первую степень — 800 рублей; детям-инвалидам будет выплачиваться 1000 рублей. Инвалиды, не имеющие степени ограничения к трудовой деятельности, за исключением детей-инвалидов, ежемесячно получают по 500 рублей.

Социальное страхование — защита экономически активного населения от социальных рисков на основе коллективной солидарности при возмещении ущерба. Основными социальными рисками, связанными с потерей трудоспособности, работы и соответственно, дохода, являются болезнь, старость, безработица, материнство, несчастный случай, производственная травма, профессиональное заболевание, смерть кормильца. Финансируется система социального страхования из специальных внебюджетных фондов, формируемых за счет взносов работодателей и работников, а также субсидий государства.

Существует две формы социального страхования — обязательное (при поддержке государством его фондов) и добровольное (при отсутствии государственной помощи). Поддержка граждан осуществляется, прежде всего, путем денежных выплат (пенсий и пособий по болезни, старости, безработице, потере кормильца и пр.), а также при помощи финансирования услуг организаций здравоохранения, профессионального обучения и др., связанных с восстановлением трудоспособности.

Социальная поддержка (помощь) предоставляется социально-уязвимым группам населения, не способным в силу тех или иных причин обеспечить себе доход. Помощь осуществляется как путем денежных, так и натуральных выплат (бесплатные обеды, одежда) и финансируется за счет общих налоговых поступлений. Для получения социальной помощи обычно необходима проверка на нуждаемость. Помощь предоставляется тем людям, чьи доходы ниже минимальных жизненных стандартов, и выступает важнейшим элементом политики борьбы с бедностью, обеспечением минимального гарантированного дохода, как реализация права на жизнь.

Социальная поддержка не ограничивается только материальной помощью. Она включает также меры в виде содействия и услуг, оказываемых отдельным лицам или группам населения социальными службами для преодоления жизненных трудностей, поддержания социального статуса, адаптации в обществе.

Деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально- бытовых, медицинских, педагогических, правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации сформировалась в отдельную отрасль социальной сферы — социальное обслуживание.

Работа, направленная на оказание помощи, поддержки и защиты людей, и, прежде всего, социально слабых слоев общества, называется социальной работой.

Объектом социальной работы являются люди, нуждающиеся в посторонней помощи: старики, пенсионеры, инвалиды, тяжелобольные, дети; люди, попавшие в тя желую жизненную ситуацию: безработные, наркоманы, подростки, попавшие в дурную компанию, неполные семьи, осужденные и отбывшие наказание, беженцы и переселенцы и пр.

Субъекты социальной работы — те организации и люди, которые ведут эту работу. Это государство в целом, осуществляющее социальную политику через государственные органы социальной защиты. Это общественные организации: Российская ассоциация социальных служб, Ассоциация социальных педагогов и социальных работников и др. Это благотворительные организации и общества милосердия типа Красного Креста и Красного Полумесяца.

Главным субъектом социальной работы являются люди, занимающиеся ей профессионально или на общественных началах. Профессиональных социальных работников (т. е. людей, имеющих соответствующее образование и диплом) около полумиллиона во всем мире (в России несколько десятков тысяч). Основную часть социальной работы выполняют непрофессионалы либо в результате сложившихся обстоятельств, либо в силу убеждений и чувства долга.

Общество заинтересовано в повышении эффективности социальной работы. Однако определить ее и измерить достаточно сложно. Под эффективностью понимается соотношение результатов деятельности и затрат, необходимых для достижения этого результата. Эффективность в социальной сфере — это сложная категория, которая складывается из целей, результатов, затрат и условий социальной деятельности. Результат — это конечный итог какой-либо деятельности в соотношении с ее целью. Он может быть положительным или отрицательным.

В социальной работе результатом является удовлетворение потребностей ее объектов, клиентов социальных служб, и на этой основе общее улучшение социальной обстановки в обществе. Критериями эффективности социальной работы на макроуровне могут служить показатели материального положения семьи (человека), ожидаемая продолжительность жизни, уровень и структура заболеваемости, бездомности, наркомании, преступности и пр.

С критерием эффективности тесно связана проблема пределов социальной помощи гражданам. Как и при осуществлении политики доходов, необходимо учитывать возможные негативные последствия массированной социальной поддержки: появление иждивенчества, пассивности, нежелания самому принимать решения и решать свои проблемы. Могут возникнуть негативные явления в социальной сфере (например, активная поддержка одиноких матерей может иметь своим следствием снижение уровня брачности и, в конечном итоге, рождаемости).

Cоциальные гарантии государства


ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ГАРАНТИИ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ ИНТЕРЕСОВ НАСЕЛЕНИЯ

Статья 7 (пункт 1) Конституции Российской Федерации закрепляет, что Российская Федерация — социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Согласно статье 7 (пункт 2) Конституции Российской Федерации в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

В соответствии со статьей 37 (пункт 1) труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, при этом принудительный труд запрещен (статья 37 (пункт 2) Конституции Российской Федерации).

Кроме того, в статье 37 (пункт 3) особо подчеркивается, что каждый имеет на защиту от безработицы.

Оцените статью
Минтруд России