- Ключевые слова
- Как цитировать
- Аннотация
- Прием заявок: ведется
- Начало обучения: осень 2024 г.
- Форма обучения – очно-заочная
- Требования к слушателям
- Продолжительность обучения
- Трудоемкость программы
- Стоимость обучения
- Выдаваемый документ
- Дата публикации
- Актуальные вопросы оценки качества и эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации
- Оценка качества и эффективности органов исполнительной власти в России
- Оценка эффективности деятельности органов управления
- Научные статьи
- Актуальные вопросы обороны
- Важность обороны государства
- Список литературы
- Международная научно-практическая конференция Государственное и муниципальное управление
- Основные проблемы, которые будут обсуждаться на конференции
- Особенности инновационных процессов в секторе государственного управления в условиях цифровой трансформации российской экономики
- Биография автора
Ключевые слова
оценка деятельности, государственный орган, управление персоналом, методика.
Как цитировать
Джунусбекова, Г. ., Кадырова, М., Жолдыбалина, А., & Байжомартова, Ж. (2023). АКТУАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ ПО НАПРАВЛЕНИЮ УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ. Казахстан-Спектр, 106(2). https://doi.org/10.52536/2415-8216.2023-2.03
Аннотация
В Казахстане основные подходы к эффективной деятельности государственных органов определены на законодательном уровне, разработана методика, где указано, что оценкой результатов являются объективная оценка влияния деятельности центральных государственных органов и местных исполнительных органов областей, городов республиканского значения, столицы на развитие экономики, общества, анализ достижения показателей результатов деятельности государственного органа. Оценка позволяет выявить положительные и негативные тенденции в деятельности государственных органов, определить системные проблемы и разработать практические рекомендации по повышению эффективности деятельности.
На основе изучения международного опыта и сравнительного анализа критериев и показателей оценки эффективности в республике и зарубежных странах в данном исследовании обоснованы выводы и рекомендации по улучшению системы оценки эффективности деятельности государственных органов, в части направления Управление персоналом.
Прием заявок: ведется
Начало обучения: осень 2024 г.
Целью реализации программы является освоение слушателями совокупности знаний, ценностных установок, умений и навыков по проблемам совершенствования управленческой деятельности в различных сферах муниципального управления и местного самоуправления, а также качественное изменение профессиональных компетенций, необходимых для выполнения профессиональной деятельности в рамках имеющейся квалификации:
Учебный план программы включает следующие учебные модули:
Организационные проблемы местного самоуправления.
- 1.1 Типы территориальной организации МСУ и их трансформация.
- 1.2 Организация муниципальной службы в муниципальном образовании и пути повышения эффективности.
Управление экономическим развитием муниципальных образований и муниципальными финансами.
- 2.1 Проектное управление в муниципальном образовании.
- 2.2 Маркетинг территорий и геобрендинг.
- 2.3 Управление муниципальными ресурсами. Бюджет муниципального образования.
- 2.4 Развитие малого и среднего предпринимательства в муниципальном образовании.
Управление социальным развитием муниципальных образований.
- 3.1 Управление городом и обеспечение благоприятной среды жизнедеятельности населения.
- 3.2 Оказание государственных и муниципальных услуг населению на территории муниципального образования.
Взаимодействие муниципальных образований. Участие населения в осуществлении местного самоуправления.
- 4.1 Участие населения в осуществлении местного самоуправления. Территориальное общественное самоуправление.
Форма обучения – очно-заочная
Требования к слушателям
- Руководители органов местного самоуправления
- Муниципальные служащие
- Преподаватели высших учебных заведений
Продолжительность обучения
2 месяца
Трудоемкость программы
28 часов
Стоимость обучения
20 000 рублей
Выдаваемый документ
Удостоверение о повышении квалификации
Дата публикации
14.03.2024
Актуальные вопросы оценки качества и эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации
Особое значение в современных системах политического управления играет такой фактор, как оценка эффективности деятельности органов публичной власти. Оценка эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации является одной из базовых задач, которые стоят и перед самим государством, и перед обществом.
Вопросы оценки качества и эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации имеют важное практическое и теоретическое значение, им уделяется значительное внимание в политологии, социологии, юриспруденции и иных науках. Главной проблемой современных исследований эффективности работы органов управления является их субъективность, которая связана с активным использованием аналитических выводов, достаточно часто не подтвержденных конкретными данными о специфике трансформации экономических и статистических показателей.
Анализируя систему оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти, автор приходит к выводу, что существующая система оценки является достаточно сложной, в связи с чем затруднительно определить однозначные критерии, которые позволят оценить эффективность конкретных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и итоговые результаты, показывающие эффективность конкретных мер, а также краткосрочную, среднесрочную и долгосрочную эффективность принятых управленческих решений.
При этом отмечается значимость оценки деятельности исполнительной власти не только для общества, которое стремится к удовлетворению собственных потребностей, но и для самих органов, которые используют ее для определения направления совершенствования своей деятельности.
Глобализация и цифровизация, затронувшие практически все сферы общественной жизни, определяют объективную потребность в совершенствовании систем государственного управления, удовлетворение которой невозможно без оценки деятельности органов управления в целом и в частности конкретных органов исполнительной власти, на которые возложены ключевые задачи по обеспечению развития благополучия граждан в конкретных сферах общественных отношений.
Оценка качества и эффективности органов исполнительной власти в России
Оценка качества и эффективности работы органов исполнительной власти является одной из актуальных проблем современной российской политики. Эта проблема представляет интерес как практический, так и теоретический, так как помогает ответить на вопросы о том, насколько эффективно работает государственный аппарат и как рационально решаются перед ним стоящие задачи.
С.А. Старостин высказывает мнение о том, что глубокий анализ эффективности деятельности органов управления является инструментом, позволяющим корректировать работу органов публичной власти. Действительно, анализ работы органов государственной и муниципальной власти предоставляет обществу и самим органам власти необходимую информацию для улучшения их деятельности.
Оценка эффективности деятельности органов управления
Оценка эффективности деятельности органов управления происходит в двух формах:
Внутриведомственные проверки: эти проверки проводятся внутри государственных органов, их результаты остаются за пределами общественного доступа.
Публичная оценка: проводится в публичной сфере, позволяя обществу оценить эффективность работы органов исполнительной власти.
Научные статьи
- Кынев А.В. Качество региональных политических институтов: попытка измерения, журнал Политическая наука, 2017.
- Розанова Н.Н. Нормативный подход к оценке эффективности деятельности региональной власти: степень учета репутационной составляющей, журнал Азимут научных исследований: экономика и управление, 2018.
Актуальные вопросы обороны
В современной статье рассматриваются важные аспекты государственного управления в области обороны. В условиях нестабильных международных отношений, авторы обращают внимание на острые военные конфликты. Организация обороны исходит из доктринального определения, сформулированного на основе критического анализа отечественных ученых. Также выделены ключевые черты государственного управления в области обороны.
С учетом обстановки и потенциальных опасностей, публичные органы власти в России всегда уделяли особое внимание вопросам обороны. Это было важно как в эпоху Гражданской войны, так и в настоящее время, когда множество стран поставляют вооружение в зоны военных конфликтов.
Важность обороны государства
Важной чертой обороны государства, которая отличает ее от других областей, связана не только с суверенитетом, целостностью и неприкосновенностью территорий в рамках проведения международной внешней политики и поддержания отношений с зарубежными странами, является то, что в оборонительной сфере возможно применение военной силы либо подготовка к ее применению.
Следует вспомнить опыт истории, который показывает нам, что большая часть межгосударственных и внутригосударственных конфликтов, а также войн последнего десятилетия, разрешались, как правило, не только с помощью применения военной силы и угрозой силой, но и с помощью политических и дипломатических средств. Однако конфликтующие стороны в большинстве случаев применяли вооруженные силы и вели боевые действия.
Следовательно, несмотря на возрастание политических и экономических, социальных и психологических факторов в международных отношениях, военная сила и ее применение в большинстве случаев остаются необходимым атрибутом и условием в разрешении конфликтов (Афганистан, Йемен, Ливия, Судан, Того и др.).
Список литературы
Глухов Е.А. Правовые аспекты управления организационным взаимодействием в сфере обороны и военной безопасности / Е.А. Глухов // Lex russica (Русский закон). 2022. Т. 75. № 11. С. 42–54.
Зиборов О.В. Административно-правовая концепция военного положения: монография / О.В. Зиборов. Москва: Московский университет МВД России, 2018. 272 с.
Кабаченко А.М. Военная организация РФ: учебное пособие / А.М. Кабаченко. Москва: МГИМО МИД России, 2018. 560 с.
Корякин В.М. Военно-административное право: учебник / В.М. Корякин. Москва: Юстиция, 2019. 400 с.
Попов Л.Л. Военное право: учебник / Л.Л. Попов, Ю.И. Мигачев, С.В. Тихомиров. Москва: Юристъ, 2008. 575 с.
Россинский Б.В. Административно-правовые основы государственного управления в России. Системные подходы: монография / Б.В. Россинский. Москва: Норма, 2020. 168 с.
Международная научно-практическая конференция Государственное и муниципальное управление
16-17 ноября Санкт-Петербургский университет технологий управления и экономики совместно с Законодательным Собранием Санкт-Петербурга проводит III Международную научно-практическую конференцию Государственное и муниципальное управление: актуальные проблемы и современные тренды.
Основные проблемы, которые будут обсуждаться на конференции
- Актуальные проблемы государственного и муниципального управления в условиях экономической и политической турбулентности.
- Стратегии устойчивого развития экономической системы РФ: пути к стабильному и долгосрочному процветанию.
- Цифровизация системы государственного и муниципального управления.
- Особенности подготовки кадров для сферы государственного и муниципального управления.
— Современные тренды социально-экономического развития государства и общества.
— Новые импульсы развития: взгляд молодых ученых и молодежного сообщества.
В рамках конференции состоится панельная дискуссия «Актуальные проблемы и современные тренды государственного и муниципального управления в России» и секционные заседания «Стратегии устойчивого развития экономической системы РФ: пути к стабильному и долгосрочному процветанию», «Новые импульсы развития государства и бизнеса: взгляд молодежного сообщества».
К участию в конференции приглашаются: представители зарубежного и российского академического сообщества, органов государственного и муниципального управления и общественных институтов, эксперты, аспиранты, магистранты, бакалавры.
Информационное письмо
Государственное управление — административная деятельность органов государственной власти и их должностных лиц по воплощению выработанной политики для достижения намеченных целей, «трансформация политики в реальность, которую граждане видят каждый день».
Согласно управленческому подходу, основными ценностями государственного управления должны быть эффективность, экономичность, результативность и социальная ответственность (см. принципы Глобального договора ООН), формулируемые, по возможности, в квантифицируемой (измеримой) форме. Основная проблема, которая ставится в этом подходе, состоит в том, как обеспечить нужный результат с наименьшими затратами или, как вариант, как получить максимальный результат при заданных затратах. Характерным признаком данного подхода является использование понятия «государственный менеджмент» (public management) в качестве синонима понятию «государственное управление».
Один из новейших подходов к государственному управлению был сформулирован польским политологом Пшечем на XX Всемирном политологическом съезде в 2001 году. Согласно этому подходу государственное управление должно быть удобным для общества и не нарушать права системных организаций, что важно для внешнеполитической стабильности.
Государственное управление (форма управления) или Государственная политика и управление (академическая дисциплина) — это реализация государственной политики, управление правительственным учреждением (государственное управление), управление некоммерческим учреждением (некоммерческое управление), а также подобласть политологии, преподаваемая в публичной политике школы, которые изучают эту реализацию и готовят людей, особенно государственных служащих на административных должностях, для работы в государственном секторе, волонтерском секторе, некоторых отраслях частного сектора, занимающихся отношениями с правительством, нормативными вопросами, законодательной помощью, корпоративной социальной ответственностью (КСО), экологические, социальные, управленческие (ESG), государственные закупки (PP), государственно-частное партнерство (P3) и бизнес-государственный маркетинг / продажи (B2G), а также те, кто работает в аналитических центрах, некоммерческих организациях, консалтинговых фирмах, торговых ассоциациях или на других должностях, которые используют аналогичные навыки, найденные в государственном управлении.
Анализ государственного управления возможен через следующую классификацию. Государственное управление исчерпывающе сводится к принятию следующих трёх видов государственных управленческих решений:
По степени воздействия наибольший масштаб действия и значимость имеют государственные управленческие решения первого вида. Это воздействие может быть разрушительным (когда в законодательстве присутствуют дестабилизирующие факторы или несовершенства законодательства) или созидательным. Крах экономики современного государства идёт через низкое качество трёх видов государственных управленческих решений, а возрождение — через их высокое качество. На базе такой классификации в 2012 году была разработана Концепция системы государственного управления, которая фундаментально отличается от существующих сегодня в мире систем.
Эффективное управление (англ. good governance, также «хорошее управление») — новая концепция государственного управления, которая не имеет в русском языке точного эквивалента. Впервые теория была предложена в 1997 году в документах Программы развития ООН. В этих документах эффективное государственное управление рассматривается как осуществление экономической, политической и административной власти в целях руководства делами страны на всех уровнях. Предполагается, что управление строится на основе принципов разделения властей, народовластия, выборности и сменяемости высших должностных лиц, подотчётности институтов исполнительной власти, верховенства закона, политического плюрализма, инклюзивности и открытости, партисипативности, независимости СМИ, имеет демократический характер. Одновременно эффективность управления понимается как достижение целей в установленные сроки и с минимальными затратами общественных ресурсов. Сочетание демократичности и эффективности взаимно предполагают и обуславливают друг друга.
«Good Governance» обозначает степень соответствия деятельности государственных служащих ключевым ценностям государственного управления. Понятие «ключевых ценностей» принимает разное значение в зависимости от того, какой подход к государственному управлению (правовой, политический или менеджеристский) используется для оценки деятельности государственных служащих.
Особенности инновационных процессов в секторе государственного управления в условиях цифровой трансформации российской экономики
В условиях цифровой трансформации экономики разработка и реализация проектов по внедрению инноваций в сектор государственного управления выступают ключевыми инструментами повышения качества государственных услуг. Это определяет актуальность изучения особенностей инновационных процессов и инструментов управления ими в процессе становления электронного правительства. В статье проведен анализ направлений трансформации процессов оказания государственных услуг с использованием технологических и организационных инноваций в условиях цифровизации сектора государственного управления. Целью исследования выступает дальнейшее развитие теоретических и методических подходов к инновациям и инновационным процессам в секторе государственного управления. В соответствии с целью исследования дано определение инноваций в секторе государственного управления, представлена их классификация и выявлены отличия от нововведений в предпринимательской сфере. Проведен анализ причин, препятствующих внедрению инноваций в сектор государственного управления. Обоснована растущая роль взаимодействия между органами государственного управления и получателями государственных услуг в обеспечении качества последних и в активизации инновационных процессов в исследуемом секторе. Представлена также авторская методика расчета интегрального показателя эффективности взаимодействия между органами государственного управления и получателями государственных услуг с использованием индексного метода. В результате сделаны выводы о возможности использования предложенной методики при разработке программных документов российского государства, направленных на дальнейшее развитие электронного правительства и совершенствование инструментов мониторинга качества государственных услуг. Для решения задач исследования использованы контент-анализ и системный анализ, что позволило выявить особенности инноваций и инновационных процессов в секторе государственного управления, обосновать необходимость реинжиниринга административных процессов. Полученные результаты могут быть использованы в дальнейших исследованиях, посвященных инструментарию управления проектами реинжиниринга административных процессов с использованием цифровых инноваций.
Биография автора
Афанасьев Р.С., Богданов Л.Н. Российские инновации в секторе государственного управления в международном контексте // Актуальные вопросы современной экономики. 2019. № 6–2. С. 35–42.
Барабашев А.Г. Кризис государственного управления и его влияние на основные административные парадигмы государства и бюрократии // Вопросы государственного и муниципального управления. 2016. № 3. С. 163–194.
Гребер Д. Утопия правил. О технологиях, глупости и тайном обаянии бюрократии. Москва: Ad Marginem; 2016.
Добрынин Н.М. Вновь к вопросу о государственном суверенитете и новой геополитике: аксиология права и размышления автора // Государство и право. 2019. № 5. С. 41–53. DOI: 10.31857/S013207690004859-6
Дэвенпорт Т. Внедрение искусственного интеллекта в бизнес-практику. Преимущества и сложности. Москва: ООО «Альпина Паблишер», 2021.
Иванова М.В., Якимчук Н.Н. Реинжиниринг административных процессов в органах государственной власти субъекта Федерации (опыт Ленинградской области) // Бизнес. Образование. Право. 2021. № 1(54). С. 143–153. DOI: 10.25683/VOLBI.2021.54.151
Купряшин Г.Л., Шрамм А.Е. О перспективах третьей волны парадигмы цифрового государственного управления // Государственное управление. Электронный вестник. 2021. № 84. С. 256–276. DOI: 10.24412/2070-1381-2021-84-256-276
Леонтьева Л.С., Романченко М.К. Трансформация репутационного капитала региона и власти Российской Федерации в условиях изменения политической ситуации в мире // Интеллект. Инновации. Инвестиции. 2023. № 4. С. 23–34. DOI: 10.25198/2077-7175-2023-4-23
Лихтин А.А. Трансформация государственного управления в условиях цифровизации // Управленческое консультирование. 2021. № 4. С. 18–26. DOI: 10.22394/1726-1139-2021-4-18-26
Майлс Й. Сервисные инновации в XXI веке // Форсайт. 2011. Т. 5. № 2. С. 4–15.
Никонов В.А. Задачи науки государственного и муниципального управления. К 30-летию факультета государственного управления МГУ имени М.В. Ломоносова // Вестник Московского университета. Серия 21. Управление (государство и общество). 2023. Т. 20. № 4. C. 3–13. DOI: 10.55959/MSU2073-2643-21-2023-4-3-13
Чесбро Г. Открытые инновации. Создание прибыльных технологий. Москва: Поколение, 2007.
Эффективность государственного управления / под общ. ред. С.А. Батчикова, С.Ю. Глазьева. Москва: Консалтбанкир, 1998.
Южаков В.Н., Покида А.Н., Зыбуновская Н.В., Старостина А.Н. Цифровизация взаимодействия граждан и государства: оценка гражданами эффектов, рисков и перспектив // Вопросы государственного и муниципального управления. 2023. № 2. C. 33–73. DOI: 10.17323/1999-5431-2023-0-2-33-73
Schumpeter J.A. The Theory of Economic Development: An Inquiry into Profits, Capital, Credit, Interest and the Business Cycle. New Brunswick (U.S.A), London (U.K.): Transaction Publishers, 1983.
Leydesdorff L., Etzkowitz H., Kushnir D. Globalization and Growth of US University Patenting, (2009–2014) // Industry and Higher Education. 2016. Vol. 30. Is. 4. P. 257–266. DOI: 10.1177/0950422216660253
Montagna J.M. A Framework for the Assessment and Analysis of Electronic Government Proposals // Electronic Commerce Research and Applications. 2005. Vol. 4. Is. 3. P. 204–219. DOI: 10.1016/j.elerap.2005.01.003
Windrum P. Innovation and Entrepreneurship in Public Services // Innovation in Public Sector Services: Entrepreneurship, Creativity and Management / ed. by P. Windrum, P. Koch. Cheltenham, UK: Edward Elgar Publishing, 2008. P. 3–20.
Особенности инновационных процессов в секторе государственного управления в условиях цифровой трансформации российской экономики. (2024). Государственное управление. Электронный вестник, 102, 183-191. https://doi.org/10.24412/qyz3em62