ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОХРАНОЙ ТРУДА В ОРГАНАХ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВ РФ ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ

Охрана труда – меры по предоставлению гражданам оптимальных условий выполнения трудовых функций, не несущих опасности для здоровья трудящихся. Эта задача настолько важная, что входит в компетенции политики нашего государства.

Проследим, какие цели преследует управление охраной труда, выполняемое государственными органами, как именно распределяются полномочия и функции державы в трудоохранной деятельности.

Тревожные тенденции изменения трудового законодательства в области охраны труда.

В чем смысл управления охраной труда

Государственное управление охраной труда – это активность госорганов, призванных исполнять надзорные и контролирующие функции в трудоохранной деятельности согласно принятой государственной политике. В сферу интересов политики державы по гарантированию безопасных и благоприятных трудовых условий входят:

Защита трудовых прав работников федеральной инспекцией труда.

Зачем державе руководить трудоохранными процессами

Стремление к реализации в рамках государственной деятельности системы по охране труда, или же, другими словами, цель законодательства о труде – обеспечение соблюдения прав трудящихся граждан на возможность осуществлять трудовые функции в безопасности, а также защита интересов нанимателей и персонала. Она реализуется в таких задачах:

Государственное регулирование охраны труда: риск-ориентированный подход.

Кто в государстве управляет охраной труда

Правительство Российской Федерации стоит во главе федеральных органов исполнительной власти, именно оно стоит во главе управления охраной и безопасностью труда. Эту функцию оно может осуществлять непосредственно или поручить ее Министерству труда или другим федеральным органам, уполномоченным на такую работу (согласно ст. 216 ТК РФ).

Правительство РФ распределяет полномочия между ветками федеральных властей и закрепляет в соответствующих нормативных актах: положениях, регулирующих деятельность соответствующих федеральных органов, актах, уточняющих взаимодействие и взаимоподчиненность госорганов между собой.

Уполномоченным на управление охраной труда федеральным органам разрешено осуществлять такие функции:

ВНИМАНИЕ! Федеральные исполнительные власти обязаны согласовывать свои действия в области охраны труда с Министерством труда и соцразвития РФ.

На территории всех субъектов РФ руководство охраной труда осуществляется федеральными исполнительными властями в рамках возложенных на них полномочий. Те или иные конкретные полномочия органы власти могут передать местному самоуправлению, если это не противоречит законодательным актам (общегосударственным и местным).

Структура органов государства, управляющих охраной производственной среды

Структура управления охраной труда в нашем государстве регламентируется ст. 216 ТК РФ «Государственное управление охраной труда».

В Российской Федерации сложилась следующая иерархия государственного управления:

Контролирующие государственные органы по охране труда

Управляющей деятельности в сфере охраны труда посвящена глава 57 Трудового кодекса РФ. Органы управления в этой области также подчиняются иерархии:

Таким образом, можно выделить две ветки в структуре государственного управления охраной труда:

Подготовлена редакция документа с изменениями, не вступившими в силу

(в ред. Федерального закона от 02.07.2021 N 311-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Основными направлениями государственной политики в области охраны труда являются:

обеспечение приоритета сохранения жизни и здоровья работников;

принятие и реализация федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации в области охраны труда, в том числе содержащих государственные нормативные требования охраны труда;

государственное управление охраной труда;

государственная экспертиза условий труда;

предупреждение производственного травматизма и профессиональных заболеваний;

формирование основ для оценки и управления профессиональными рисками;

участие государства в финансировании мероприятий по охране труда;

разработка мероприятий по улучшению условий и охраны труда;

координация деятельности в области охраны труда, охраны окружающей среды и других видов экономической и социальной деятельности;

проведение эффективной налоговой политики, стимулирующей создание безопасных условий труда, разработку и внедрение безопасных техники и технологий, производство средств индивидуальной и коллективной защиты работников;

создание условий для формирования здорового образа жизни работников;

установление и совершенствование порядка проведения специальной оценки условий труда и экспертизы качества проведения специальной оценки условий труда;

установление гарантий и компенсаций за работу с вредными и (или) опасными условиями труда;

международное сотрудничество в области охраны труда;

распространение передового отечественного и зарубежного опыта работы по улучшению условий и охраны труда;

организация мониторинга состояния условий и охраны труда и государственной статистической отчетности об условиях труда, а также о производственном травматизме, профессиональной заболеваемости и об их материальных последствиях;

обеспечение социальной защиты работников посредством обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и экономической заинтересованности работодателей в снижении профессиональных рисков;

защита законных интересов работников, пострадавших от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также членов их семей на основе обязательного социального страхования работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

федеральный государственный контроль (надзор) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, включающий в себя проведение проверок соблюдения государственных нормативных требований охраны труда;

содействие общественному контролю за соблюдением прав и законных интересов работников в области охраны труда.

Реализация основных направлений государственной политики в области охраны труда обеспечивается согласованными действиями органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, работодателей, объединений работодателей, профессиональных союзов, их объединений, иных уполномоченных работниками представительных органов по вопросам охраны труда.

Формирование государственной программы (подпрограммы) субъекта Российской Федерации по улучшению условий и охраны труда

Формирование государственной программы

(подпрограммы) субъекта Российской Федерации по улучшению

Государственная программа (подпрограмма) улучшения условий и охраны труда представляет собой взаимоувязанные по целям, срокам реализации и ресурсам мероприятия и инструменты государственной политики, обеспечивающие достижение целей государственной политики в сфере охраны труда. Подпрограммы, как правило, могут содержать ведомственные целевые программы и основные мероприятия.

Государственная программа (подпрограмма) улучшения условий и охраны труда может иметь следующую структуру:

1. Паспорт государственной программы (подпрограммы), который содержит следующую информацию:

— исполнитель государственной программы (подпрограммы), соисполнители государственной программы;

— участники государственной программы (подпрограммы);

— программно-целевые инструменты государственной программы (подпрограммы);

— цели государственной программы (подпрограммы);

— задачи государственной программы (подпрограммы);

— целевые индикаторы и показатели государственной программы (подпрограммы);

— этапы и сроки реализации государственной программы (подпрограммы);

— объемы бюджетных ассигнований государственной программы (подпрограммы);

— прогнозная (справочная) оценка расходов государственных внебюджетных фондов и юридических лиц на реализацию целей государственной программы (подпрограммы);

— ожидаемые результаты реализации государственной программы (подпрограммы).

2. Текстовая часть государственной программы (подпрограммы) по следующим разделам.

2.1. Характеристика сферы реализации государственной программы (подпрограммы), описание основных проблем в указанной сфере и прогноз ее развития.

Для характеристики ситуации и основных проблем рекомендуется использовать материалы Доклада Минтруда России в Правительство Российской Федерации об основных направлениях реализации государственной политики в сфере условий и охраны труда за 2012 год.

Текущая ситуация и основные проблемы в сфере охраны и условий труда характеризуется посредством описания:

— показателей производственного травматизма и профессиональной заболеваемости в субъекте Российской Федерации;

— причин производственного травматизма и профессиональных заболеваний;

— показателей удельного веса занятых в неблагоприятных условиях труда;

— показателей инвалидности, связанной с профессиональными заболеваниями и производственным травматизмом;

— экономических издержек, связанных с неблагоприятными условиями труда;

— результатов контрольно-надзорной деятельности за соблюдением требований трудового законодательства в сфере охраны руда;

— состояния нормативной правовой базы субъекта Российской Федерации в сфере охраны труда;

— других показателей.

Прогноз состояния сферы реализации государственной программы (подпрограммы) строится на основе анализа тенденций по вышеуказанным показателям с учетом прогноза занятости в видах экономической деятельности в среднесрочной перспективе (на основе прогноза баланса трудовых ресурсов, подготавливаемого Минтрудом России).

2.2. Приоритеты государственной политики в сфере реализации государственной программы (подпрограммы), цели (при необходимости), задачи и показатели (индикаторы) достижения целей и решения задач, описание основных ожидаемых конечных результатов, сроков и контрольных этапов реализации государственной программы (подпрограммы).

Стратегической целью государственной политики в области охраны труда является улучшение условий труда работников и, как следствие, снижение уровня производственного травматизма и профессиональной заболеваемости.

Индикаторами достижения указанной цели являются:

— численность пострадавших в результате несчастных случаев на производстве с утратой трудоспособности на 1 рабочий день и более и со смертельным исходом в расчете на 1 тыс. работающих;

— численность пострадавших в результате несчастных случаев на производстве со смертельным исходом в расчете на 1 тыс. работающих;

— численность лиц с установленным в текущем году профессиональным заболеванием в расчете на 10 тыс. работающих;

— численность первично вышедших на инвалидность по трудовому увечью в расчете на 10 тыс. работающих;

— удельный вес работников, занятых в условиях, не отвечающих санитарно-гигиеническим нормам, к общей численности занятых в экономике региона (%);

— количество рабочих мест, в отношении которых проведена специальная оценка условий труда, и удельный вес работников, занятых на этих рабочих местах, от общего количества занятых в экономике региона (%);

— количество рабочих мест, на которых улучшены условия труда.

Для достижения этой цели в рамках государственной программы (подпрограммы) должны решаться следующие задачи:

— обеспечение оценки условий труда работников и получения работниками объективной информации о состоянии условий труда на их рабочих местах;

— реализация превентивных мер, направленных на снижение уровня производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, включая совершенствование лечебно-профилактического обслуживания работающего населения;

— обеспечение непрерывной подготовки работников по охране труда на основе современных технологий обучения;

— совершенствование нормативной правовой базы по охране труда;

— информационное обеспечение и пропаганда охраны труда.

При формировании показателей эффективности решения указанных задач рекомендуется руководствоваться следующими критериями:

адекватность (показатель должен очевидным образом характеризовать прогресс в достижении цели или решении задачи и охватывать все существенные аспекты достижения цели или решения задачи государственной программы (подпрограммы);

точность (погрешности измерения не должны приводить к искаженному представлению о результатах реализации государственной программы (подпрограммы);

объективность (не допускается использование показателей, улучшение отчетных значений которых возможно при ухудшении реального положения дел; используемые показатели должны в наименьшей степени создавать стимулы для исполнителей подпрограммы, подведомственных им федеральных органов исполнительной власти и организаций к искажению результатов реализации государственной программы (подпрограммы);

достоверность (способ сбора и обработки исходной информации должен допускать возможность проверки точности полученных данных в процессе независимого мониторинга и оценки государственной программы (подпрограммы);

однозначность (определение показателя должно обеспечивать одинаковое понимание существа измеряемой характеристики как специалистами, так и конечными потребителями услуг, включая индивидуальных потребителей, для чего следует избегать излишне сложных показателей и показателей, не имеющих четкого, общепринятого определения и единиц измерения);

экономичность (получение отчетных данных должно проводиться с минимально возможными затратами; применяемые показатели должны в максимальной степени основываться на уже существующих процедурах сбора информации);

сопоставимость (выбор показателей следует осуществлять исходя из необходимости непрерывного накопления данных и обеспечения их сопоставимости за отдельные периоды с показателями, используемыми для оценки прогресса в реализации сходных (смежных) подпрограмм, а также с показателями, используемыми в международной практике);

своевременность и регулярность (отчетные данные должны поступать со строго определенной периодичностью и с незначительным временным лагом между моментом сбора информации и сроком ее использования (для использования в целях мониторинга отчетные данные должны предоставляться не реже 1 раза в год).

2.3. Характеристика ведомственных целевых программ и основных мероприятий подпрограммы.

При наличии ведомственных целевых программ и (или) выделении основных мероприятий в рамках подпрограммы их характеристика содержит сведения о сроке, исполнителе, ожидаемом непосредственном результате их реализации, взаимосвязи с показателями подпрограммы и о последствиях нереализации основного мероприятия. Как правило, основное мероприятие должно быть направлено на решение конкретной задачи государственной программы (подпрограммы).

2.4. Прогноз сводных показателей государственных заданий по этапам реализации государственной программы (подпрограммы).

При оказании государственными учреждениями субъекта Российской Федерации государственных услуг (работ) в рамках государственной программы (подпрограммы) указываются сводные показатели государственных заданий по этапам реализации подпрограммы, включая объемы финансирования таких услуг (работ).

2.5. Информация об участии государственных корпораций, акционерных обществ с государственным участием, общественных, научных и иных организаций, а также государственных внебюджетных фондов в реализации государственной программы (подпрограммы).

В случае привлечения к участию в мероприятиях государственной программы (подпрограммы) внебюджетных фондов и юридических лиц необходимо указать, в каких мероприятиях (основных мероприятиях) предполагается их участие и в чем именно оно заключается.

2.6. Обоснование объема финансовых ресурсов, необходимых для реализации государственной программы (подпрограммы).

Объем необходимых финансовых ресурсов должен быть обоснован по каждому основному мероприятию ведомственной целевой программы.

В случае привлечения к участию в мероприятиях государственной программы (подпрограммы) внебюджетных фондов и юридических лиц дается оценка объемов внебюджетных средств на реализацию целей и задач государственной программы (подпрограммы).

2.7. Анализ рисков реализации государственной программы (подпрограммы) и описание мер управления рисками.

Анализ рисков реализации государственной программы (подпрограммы) и описание мер управления рисками предполагают:

— идентификацию факторов риска по источникам возникновения и характеру влияния на ход и результаты реализации государственной программы (подпрограммы);

— качественную и, по возможности, количественную оценку факторов рисков;

— обоснование предложений по мерам управления рисками реализации государственной программы (подпрограммы).

Сведения о финансировании программных мероприятий, наличии, номенклатуре и выполнении целевых показателей программных документов субъектов Российской Федерации за 2015 год представлены на диаграммах.

Сведения о финансировании программных мероприятий, наличии, номенклатуре и выполнении целевых показателей программных документов субъектов Российской Федерации представлены на диаграммах.

СИБУР-Нефтехим отметил победителей мотивационной программы по охране труда и промышленной безопасности

Крымский федеральный округ: первый замминистра труда и социальной защиты Сергей Вельмяйкин провел региональное совещание по вопросам охраны труда и трудового права

Владимир Путин обсудит с кабмином планы отдать надзор за охраной труда регионам

64 региона приняли программы улучшения условий и охраны труда, соответствующие типовой программе

Совещание по вопросу реализации региональных программ улучшения условий и охраны труда в Сибирском федеральном округе

Совещание по вопросу реализации региональных программ улучшения условий и охраны труда в Северо-Западном федеральном округе

Совещание по вопросу реализации региональных программ улучшения условий и охраны труда в Северо-Кавказском федеральном округе

Территориальные программы по улучшению условий и охраны труда в субъектах Российской Федерации

(введена Федеральным законом от 02.07.2021 N 311-ФЗ)

В целях государственного управления охраной труда уполномоченные федеральные органы исполнительной власти:

разрабатывают нормативные правовые акты, определяющие основы государственного управления охраной труда;

разрабатывают мероприятия по улучшению условий и охраны труда, в том числе для их включения в государственные программы Российской Федерации, и обеспечивают контроль за выполнением указанных мероприятий;

разрабатывают меры стимулирования деятельности работодателей по улучшению условий и охраны труда работников;

устанавливают основные требования к порядку разработки и содержанию правил и инструкций по охране труда, разрабатываемых работодателями;

устанавливают порядок обеспечения работников за счет средств работодателей средствами индивидуальной и коллективной защиты, а также санитарно-бытовыми помещениями и устройствами;

определяют примерный перечень, формы информационных материалов и рекомендации по их размещению работодателями в целях информирования работников об их трудовых правах, включая право на безопасные условия труда;

устанавливают порядок проведения специальной оценки условий труда;

устанавливают порядок осуществления государственной экспертизы условий труда и в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, проводят указанную экспертизу;

устанавливают особенности расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях, формы соответствующих документов, классификаторы, необходимые для расследования несчастных случаев на производстве, и в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, проводят расследования несчастных случаев на производстве или участвуют в их проведении;

организуют и координируют научно-исследовательские работы в области охраны труда и обеспечивают распространение передового отечественного и зарубежного опыта работы по улучшению условий и охраны труда;

организуют международное сотрудничество в области охраны труда;

организуют и проводят мониторинг состояния условий и охраны труда в Российской Федерации;

обеспечивают функционирование информационной системы охраны труда;

осуществляют иные полномочия в области охраны труда в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Государственная программа Улучшение условий и охраны труда

Подборка наиболее важных документов по запросу Государственная программа Улучшение условий и охраны труда (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Статья: Нулевой травматизм(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)Разработанная Международной ассоциацией социального обеспечения (МАСО) концепция Vision Zero, или нулевой травматизм, — это качественно новый подход к организации профилактики, объединяющий три направления — безопасность, гигиену труда и благополучие работников на всех уровнях производства. Приоритетом концепции нулевого травматизма является повышение безопасности, гигиены труда, условий труда и общих условий работы в контексте их соответствующих миссий, стратегий, компетенций и ресурсов (информация с официального сайта Комитета по труду и занятости Санкт-Петербурга — ktzn.gov.spb.ru). Программы нулевого травматизма основаны на принципах ответственности руководителей и каждого работника за безопасность, соблюдения всех обязательных требований охраны труда, вовлечения работников в обеспечение безопасных условий и охраны труда, обеспечения выявленных опасностей, оценки и контроля за рисками на производстве, проведении регулярных аудитов безопасности, непрерывного обучения и информирования персонала по вопросам охраны труда (п. 2.1 Типовой государственной программы субъекта Российской Федерации (подпрограммой государственной программы) по улучшению условий и охраны труда на 2015 — 2017 годы (направлена Письмом Минтруда России от 14.08.2014 N 15-3/10/П-4574)).

Нормативные акты

Программа улучшения условий и охраны труда в субъекте Российской Федерации (далее — программа) содержит:

а) паспорт программы;

б) характеристику проблемы, решение которой осуществляется путем реализации программы, включая анализ причин ее возникновения, целесообразность и необходимость решения на уровне субъекта Российской Федерации;

в) основные цели и задачи программы;

г) описание ожидаемых результатов реализации программы и целевые индикаторы — измеряемые количественные показатели решения поставленных задач и хода реализации программы по годам;

д) перечень и описание программных мероприятий, включая состав мероприятий, информацию о необходимых ресурсах (с указанием направлений расходования средств и источников финансирования) и сроках реализации каждого мероприятия. При определении размера средств, выделяемых на реализацию мероприятий программы из бюджета субъекта Российской Федерации, учитывается необходимый для их осуществления объем финансирования в целом;

е) срок реализации программы;

ж) описание социально-экономических последствий реализации программы;

з) оценку эффективности расходования средств по годам в течение всего срока реализации программы, а при необходимости — и после ее реализации;

и) методику оценки эффективности программы (с учетом ее особенностей);

к) обоснование потребностей в необходимых ресурсах;

л) описание системы управления реализацией программы, включающей в себя распределение полномочий и ответственности между структурными подразделениями, отвечающими за ее реализацию.

Программа должна содержать (в указанной последовательности):

— титульный лист программы;

— паспорт программы;

— основное содержание;

ПаспортПрограммы улучшения условий и охраны труда в субъекте Российской Федерации

* При разработке программы в дополнение к указанным могут быть сформулированы цели и задачи, учитывающие особенности субъекта Российской Федерации

1. Характеристика проблемы, решение которой осуществляется путем реализации программы, включая анализ причин ее возникновения, целесообразность и необходимость ее решения на уровне субъекта Российской Федерации программным методом

Статистические данные свидетельствуют о том, что в течение последних лет уровень производственного травматизма, то есть численность пострадавших в результате несчастных случаев на производстве с утратой трудоспособности на 1 рабочий день и более и со смертельным исходом в расчете на 1 тыс. работающих в субъекте Российской Федерации характеризуется следующими данными (таблица 1).

Уровень производственного травматизма(в расчете на 1 тыс. работающих) в 2006-2010 годах(по данным Росстата)

Анализ причин и условий возникновения большинства несчастных случаев на производстве в субъекте Российской Федерации показывает, что основной причиной их возникновения является (указать основную причину).

К другим причинам относятся: (указать причины).

Численность лиц с установленным профессиональным заболеванием (по данным Росстата)

Анализ численности работников, занятых в условиях, не отвечающих санитарно-гигиеническим нормам, позволяет сделать следующие выводы:

Удельный вес работников, занятых в условиях, не отвечающих санитарно-гигиеническим нормам (по данным Росстата)

Важнейшим фактором, определяющим необходимость разработки и реализации программы на уровне субъекта Российской Федерации с учетом приоритетных направлений социальных и экономических реформ в Российской Федерации, Стратегии социально-экономического развития субъекта Российской Федерации на период до 2020 года является социальная значимость данной проблемы в части повышения качества жизни и сохранения здоровья трудоспособного населения субъекта Российской Федерации.

В соответствии с вышеназванной Стратегией одним из приоритетных направлений деятельности в улучшении здоровья и сокращении смертности населения является принятие мер по улучшению условий и охраны труда работающего населения, профилактике и снижению профессионального риска, а также проведение диспансеризации и профилактических осмотров работающих.

2. Цель и задачи программы

Целью программы является улучшение условий и охраны труда в целях снижения профессиональных рисков работников организаций, расположенных на территории субъекта Российской Федерации.

Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:

внедрение механизмов управления профессиональными рисками в системы управления охраной труда в организациях, расположенных на территории субъекта Российской Федерации;

совершенствование нормативно-правовой базы охраны труда;

непрерывная подготовка работников по охране труда на основе современных технологий обучения;

информационное обеспечение и пропаганда охраны труда;

совершенствование лечебно-профилактического обслуживания работающего населения.

3. Ожидаемые результаты реализации программы и целевые индикаторы (показатели)

Достижение цели и решение задач программы оценивается следующими целевыми индикаторами (показателями).

Целевые показатели Программы:

* Указать конкретные результаты реализации программы, в том числе по годам.

** Контрольный показатель, достигнутый на конец 2011 г.

Данные целевые индикаторы (показатели) представляют собой основные показатели охраны труда, которые ежегодно рассчитываются и представляются органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области охраны труда, федеральными органами исполнительной власти, находящимися на территории субъекта Российской Федерации, территориальным органом Федеральной службы государственной статистики и Фонда социального страхования по субъекту Российской Федерации.

Динамика данных показателей свидетельствует об эффективности выполненных мероприятий.

4. Перечень программных мероприятий с указанием сроков их реализации, объемов финансирования, исполнителей

Система мероприятий программы определяется на основе всестороннего анализа состояния условий и охраны труда в городских округах и муниципальных районах субъекта Российской Федерации, статистической, аналитической информации и предложений, поступивших от органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, находящихся на территории субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления муниципальных образований в субъекте Российской Федерации, органов государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства, работодателей, профессиональных союзов, научных учреждений и организаций, оказывающих услуги в сфере охраны труда.

Программой улучшения условий и охраны труда в субъекте Российской Федерации рекомендуется предусматривать реализацию скоординированных действий по следующим основным направлениям:

совершенствование системы охраны труда работников на производстве;

создание и развитие системы медико-профилактического обслуживания работников.

Срок реализации мероприятий программы — 2012-2015 годы.

Ответственный исполнитель проводит отбор исполнителей программных мероприятий на конкурсной основе в соответствии с действующим законодательством.

Исполнители программных мероприятий обеспечивают их своевременное выполнение, приобретают в порядке, установленном Федеральным законом от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», оборудование и другие средства материального обеспечения, отвечают за эффективное и целевое использование выделяемых на реализацию программы финансовых средств.

Перечень программных мероприятий, сгруппированных в соответствии с задачами программы, с указанием объемов финансирования рекомендуется представить в Приложении к программе.

5. Описание социальных и экономических последствий реализации программы, планируемая общая оценка ее вклада в достижение соответствующей стратегической цели

При разработке мероприятий программы особое внимание должно быть уделено минимизации затрат на их реализацию при одновременной ориентации на достижение высокой социально-экономической эффективности в результате их реализации.

Социальный эффект от выполнения мероприятий программы выразится в:

снижении рисков несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

снижении смертности среди трудоспособного населения от предотвратимых причин;

обеспечении благоприятных условий труда работников организаций, расположенных на территории субъекта Российской Федерации;

улучшении демографической ситуации в регионе.

Экономический эффект, полученный в результате реализации мероприятий программы, может выразиться в снижении затрат на выплаты по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, снижении потерь валового регионального продукта вследствие потерь рабочего времени, обусловленных несчастными случаями на производстве и профессиональными заболеваниями и т.п**.

6. Методика оценки эффективности реализации программы с учетом ее особенностей

Оценка эффективности реализации Программы производится путем сравнения текущих значений показателей с их целевыми значениями. При этом результативность мероприятия Программы оценивается исходя из соответствия его ожидаемым результатам поставленной цели.

Оценка эффективности реализации программы осуществляется ежегодно в течение всего срока реализации программы и в целом по окончании ее реализации.

Оценка эффективности реализации Программы по направлениям определяется на основе расчетов по следующей формуле:

En — эффективность хода реализации отдельного направления Программы (в процентах);

— нормативный индикатор, утвержденный программой.

Интегральная оценка эффективности реализации Программы определяется на основе расчетов по следующей формуле:

E — эффективность реализации программы (в процентах);

Tf — фактические индикаторы, достигнутые в ходе реализации Программы;

TN — нормативные индикаторы, утвержденные программой;

М — количество индикаторов программы.

Для расчета показателя интегральной оценки эффективности реализации программы Е используются все целевые индикаторы программы.

При значении интегрального показателя эффективности реализации программы — Е от 80% до 100% и более эффективность реализации программы признается высокой, при значении менее 80% — низкой.

7. Обоснование потребностей в необходимых ресурсах

Финансирование программы осуществляется субъектом Российской Федерации самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации в пределах общих объемов бюджетных ассигнований, предусмотренных в установленном порядке на соответствующий финансовый год законом субъекта Российской Федерации об областном бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период, а также за счёт других источников (средства регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации, средства, выделяемые по линии соответствующих территориальных управлений федеральных органов государственной власти (Роспотребнадзора, Роструда, средства работодателей).

в том числе по годам:

Финансирование мероприятий программы осуществляется в форме бюджетных ассигнований на закупку товаров, работ и услуг для государственных нужд (за исключением бюджетных ассигнований для обеспечения выполнения функций бюджетных учреждений) в целях оказания государственных услуг физическим и юридическим лицам.

Объем финансовых средств, необходимых для реализации программы, определяется на основании смет расходов на выполнение программных мероприятий.

8. Механизм управления реализацией программы

Контроль за ходом реализации программы осуществляется ответственным исполнителем, который самостоятельно определяет формы и методы организации управления реализацией программы.

Ответственность за реализацию и достижение конечных результатов, рациональное использование средств, выделяемых на ее выполнение, несет ответственный исполнитель.

Ответственный исполнитель программы ежегодно в срок до 1 марта подготавливает информацию о ходе реализации программы за предыдущий год (отчетный период), включая оценку значений целевых индикаторов и показателей, а также показателей эффективности реализации программы (рассчитанных в соответствии с пунктом 6), и направляет ее в Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации.

* Указывается орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, ответственный за реализацию программы.

** Могут указываться иные источники достижения экономического эффекта, исходя из специфики субъекта Российской Федерации.

*** Указывается общий объем финансирования программы

Разработана типовая программа улучшения условий и охраны труда в субъекте Федерации.

Задачи программы — внедрить механизмы управления профессиональными рисками в системы управления охраной труда в организациях, усовершенствовать нормативно-правовую базу региона в этой области. Речь идет и об улучшении лечебно-профилактического обслуживания работающего населения и др.

Срок реализации — 2012-2015 гг.

Социальный эффект от выполнения мероприятий программы должен выразиться в снижении рисков несчастных случаев на производстве и профзаболеваний, смертности среди трудоспособного населения от предотвратимых причин. Речь идет и об обеспечении благоприятных условий труда работников, улучшении демографической ситуации в регионе.

Приведена методика оценки эффективности реализации программы с учетом ее особенностей.

Ответственный исполнитель программы ежегодно отчитывается перед Минздравсоцразвития России о ходе ее реализации за предыдущий год (отчетный период). Срок — до 1 марта.

Типовая программа улучшения условий и охраны труда в субъекте Российской Федерации

Текст Типовой программы размещен на сайте Минздравсоцразвития России в Internet (http://www.minzdravsoc.ru)

В целях государственного управления охраной труда орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области охраны труда:

обеспечивает реализацию на территории субъекта Российской Федерации государственной политики в области охраны труда;

разрабатывает государственные программы субъекта Российской Федерации по улучшению условий и охраны труда или мероприятия по улучшению условий и охраны труда для их включения в государственные программы субъекта Российской Федерации, обеспечивает контроль за выполнением указанных программ, мероприятий и достижением показателей их эффективности и результативности;

координирует проведение на территории субъекта Российской Федерации в установленном порядке обучения по охране труда;

осуществляет на территории субъекта Российской Федерации в установленном порядке государственную экспертизу условий труда;

организует и проводит мониторинг состояния условий и охраны труда у работодателей, осуществляющих деятельность на территории субъекта Российской Федерации;

исполняет иные полномочия в области охраны труда, не отнесенные к полномочиям федеральных органов государственной власти, в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.

Оцените статью
Минтруд России