- Работа в государственных организациях
- Как стать госслужащим?
- Главные внештатные специалисты
- Публичные должностные лица
- В этой статье
- Проверка на принадлежность к ПДЛ
- Публичные должностные лица
- Государственный уровень
- Примеры по странам
- Публичные должностные лица в России
- Иностранные публичные должностные лица
- Примерные должности ИПДЛ
- Должностные лица публичной международной организации
- Примерные должности ДЛПМО
- Законодательство о публичных должностных лицах
- Как проверить клиента в Призме
- Использование массовой проверки
- Правовые последствия невыполнения требований
- Требования к претендентам на должность госслужащего
- Как стать государственным служащим
- Требования и особенности
- Процесс отбора
- Как выучиться на государственного служащего
- Разделение онкологии на специалистов
- Немного истории
- Чем занимаются госслужащие?
- Где можно работать
- Преимущества и недостатки поступления на государственную службу
- Иерархия с трещиной
- Сколько получают госслужащие?
- Профессии государственных служащих
- Сотрудник администрации или министерства
- Делопроизводитель
- Экономист
- Юрист
- Референт госслужбы
- Секретарь госслужащий
- Военный
- Сотрудник полиции
- Сотрудник МЧС
- Судья
- Судебный пристав
- Врач Роспотребнадзора
- Бухгалтер
- Группы должностей
- Миссия невыполнима?
- Иерархия должностей
- Кто такие госслужащие
- Личные качества
- Профессиональные обязанности
- Кнуты и пряники ГВС
- Ответственность только перед «своим» министром
Работа в государственных организациях
Работа в ведомственных и бюджетных организациях выступает гарантом стабильности и обеспечивает социальную защищенность специалистов. Выпускники, выбирающие направление обучения в вузе, задаются вопросом, какие профессии относятся к госслужащим и какие преимущества получают сотрудники госкомпаний и учреждений.
Как стать госслужащим?
Вы хотите работать на государство, служить своей стране и получать за это достойную зарплату? Тогда вам нужно стать государственным служащим. В статье расскажем, кто такие госслужащие, чем они занимаются и как выучиться на госслужащего.
Главные внештатные специалисты
Десять тысяч врачей в России наделены статусом главного внештатного специалиста. Начиная от Минздрава России и заканчивая административными округами города Москвы – на каждом этаже исполнительной власти располагается когорта из сотни человек в белых халатах. Они не чиновники, но их деятельность в этом статусе немногим отличается от госслужбы. Формально на них возложена миссия поднять отечественное здравоохранение на подобающий уровень. Но какими инструментами обладают внештатники для ее воплощения, что входит в их обязанности и права? Мы открываем серию публикаций, посвященных главным внештатным специалистам, и попытаемся разобраться, чем де-факто занимаются эти люди.
Публичные должностные лица
Клиентов, занимающих государственные посты, называют публичными должностными лицами. Перед заключением договора их нужно проверять — это требование 115-ФЗ. Разбираемся, что делать, если потенциальный клиент оказался госслужащим, и можно ли принять его на обслуживание.
В этой статье
- Публичное должностное лицо (ПДЛ) — человек, который занимает значимую государственную должность сейчас или находился на этом посту раньше. Работает в законодательном, исполнительном, судебном или административном органе и выполняет государственные функции.
- Публичными должностными лицами считаются федеральные министры, федеральные судьи, генеральный прокурор и другие высокопоставленные лица.
- К таким лицам также относятся их супруги и близкие родственники.
- Компании должны проверять клиентов на принадлежность к публичным должностным лицам для предотвращения финансовых мошенничеств.
Проверка на принадлежность к ПДЛ
Вопросы сотрудничества с публичными должностными лицами регулируют акты двух уровней: международного и государственного. К международным относятся:
- Международные соглашения.
- Соглашения о кредитах с международными финансовыми организациями.
- Международные договоры о борьбе с отмыванием денег и финансированием терроризма.
Публичные должностные лица
Государственный уровень
К государственному уровню относятся:
- Законодатели
- Президенты и правительства
- Судьи
- Члены избирательных комиссий
- Члены правительственных комитетов
- Военнослужащие
- Другие должностные лица, занимающие государственные посты
В каждой стране разный перечень должностей, которые относятся к ПДЛ. Это связано с тем, что системы государственных органов отличаются друг от друга.
Примеры по странам
- В Великобритании законы принимает парламент, состоящий из палаты лордов и палаты общин.
- В Южной Корее правовые акты издает Национальное собрание.
Законодательные органы разных стран работают по-разному, но поскольку должностные лица обоих органов выполняют государственную функцию — принимают законы, их относят к ПДЛ.
Публичные должностные лица в России
Кто признается публичным должностным лицом в России, закреплено в 115-ФЗ. Согласно этому закону, выделяются три группы ПДЛ:
- Российские публичные должностные лица
- Иностранные публичные должностные лица
- Должностные лица публичной международной организации
Иностранные публичные должностные лица
Иностранные публичные должностные лица (ИПДЛ) занимают государственные посты или выполняют публичные функции в иностранных государствах.
Примерные должности ИПДЛ
- Глава государства
- Министр иностранных дел
- Послы
- Другие должностные лица
Должностные лица публичной международной организации
Должностное лицо публичной международной организации (ДЛПМО) управляет международной организацией или выполняет другие важные функции в ней.
Примерные должности ДЛПМО
- Генеральный секретарь ООН
- Руководители и заместители руководителей других международных организаций
Российские публичные должностные лица занимают посты в госорганах или выполняют публичные функции в России. Полный перечень должностей перечислен в Указе Президента РФ от 11.01.95 № 32 О государственных должностях Российской Федерации.
Выполнить требования Росфинмониторинга поможет Призма.
ПДЛ России | ПДЛ Иностранных государств | Должностные лица международных организаций |
---|---|---|
госорганы | главы государств | генеральные секретари международных организаций |
администрация президента | министры иностранных дел | руководители международных организаций |
судебные органы | послы | заместители руководителей международных организаций |
иные должностные лица госорганов | другие должностные лица | другие важные функции в международных организациях |
Законодательство о публичных должностных лицах
В России действует законодательство, регулирующее особенности работы с публичными должностными лицами. Согласно 115-ФЗ, организации при работе с клиентами, являющимися публичными должностными лицами, должны соблюдать определенные правила (п. 1 ст. 7.3 115-ФЗ).
Как проверить клиента в Призме
Для проверки резидента РФ на принадлежность к российским публичным должностным лицам в сервисе Призма откройте вкладку Физические лица. Если человек относится к категории публичных должностных лиц, соответствующее уведомление будет отображено в блоке Нахождение в списках. Сервис позволяет:
- Проверять физических лиц;
- Идентифицировать юридические лица;
- Проверять индивидуальных предпринимателей.
Использование массовой проверки
В Призме также имеется возможность массовой проверки клиентской базы на принадлежность к публичным должностным лицам. Для этого загрузите список клиентов в сервис, который проведет соответствующее сопоставление и укажет, является ли кто-то из клиентов публичным должностным лицом (как внутри России, так и за границей).
Правовые последствия невыполнения требований
Если организация не уделяет должного внимания выявлению публичных должностных лиц среди своих клиентов и не сообщает о подозрительных операциях в Росфинмониторинг, она может быть привлечена к ответственности в соответствии с законодательством. Нарушение требований может повлечь за собой штрафы для компании и ее сотрудников, ответственных за внутренний контроль.
Требования к претендентам на должность госслужащего
Высокие требования предъявляются к кандидатам на государственные должности в России. Среди лиц, попадающих под эту категорию, могут быть:
- Президент и глава правительства;
- Министры и их заместители;
- Судьи Конституционного и Верховного судов;
- Уполномоченный по правам человека;
- Руководители Центрального банка;
- Губернаторы субъектов РФ и другие.
Как стать государственным служащим
Для того чтобы стать чиновником, нужно соответствовать определенным требованиям для кандидатов, которые установлены федеральным законом.
Требования и особенности
Кроме того, для некоторых видов российской государственной службы могут быть установлены специальные требования, такие как прохождение медицинского осмотра, психологического тестирования, проверки на полиграфе, служба в армии и т.д. Также для некоторых постов может потребоваться получение допуска к гостайне или специального разрешения на работу с оружием.
Процесс отбора
Если вы соответствуете всем требованиям и желаете стать госслужащим, вам потребуется пройти конкурсный отбор на вакантную должность. Конкурс для кандидатов может включать в себя подачу документов, тестирование по общим и специальным дисциплинам, собеседование с членами конкурсной комиссии, решение практических задач и т.д. Конкурс проводится в соответствии с утвержденными правилами и критериями органом госслужбы или местного самоуправления. По итогам конкурса принимается решение о приеме или отказе на государственную службу для выполнения должностных обязанностей представителя чиновничьего аппарата.
Как выучиться на государственного служащего
Если вас интересует стать госслужащим или повысить свой профессиональный уровень в гражданской службе, вам необходимо получить специальное образование по государственному и муниципальному управлению. Выберите подходящий курс обучения, который соответствует вашим целям и интересам. Существует две основные программы обучения:
- Управление государственными и муниципальными финансами
- Административное право и процесс
Рекомендуется выбирать программу обучения в зависимости от ваших профессиональных потребностей и целей.
Разделение онкологии на специалистов
C 2018 года онкология разделилась на два направления: кардиология и онкология. Каждое из этих медицинских направлений, в силу их значимости в статистике заболеваемости и причин смертности, были распределены между двумя специалистами по территориальному принципу.
Главный внештатный онколог Иван Стилиди отвечает за Северо-Западный, Южный, Уральский, Сибирский и Дальневосточный федеральные округа. Андрей Каприн отвечает за Центральный, Приволжский и Северо-Кавказский федеральные округа.
Такой подход к разделению специалистов по территориальному признаку был установлен Минздравом. Каждый из главных внештатных онкологов возглавляет свой научно-медицинский центр и координирует работу специалистов в своем регионе.
Немного истории
Время от времени в России возникают новые направления и требования для государственных служащих. Система государственной службы постоянно развивается и совершенствуется. Специализированное образование и профильные курсы обучения помогают госслужащим повышать свой профессиональный уровень и успешно выполнять свои обязанности.
Институт главных медицинских специалистов (ГВС) при органах здравоохранения – советское изобретение. Как и сам Минздрав. Первое в мире министерство здравоохранения (до 1946 года – Народный комиссариат) было создано в 1918 году в Советской России, строившей «систему Семашко» с ее централизованной, иерархичной и единообразной для всей страны структурой. По первоначальному замыслу все медицинские учреждения должны были расположиться под крылом Наркомздрава, а граждане получать помощь строго по территориальному принципу. Однако почти сразу несколько ведомств сумели вырваться из сети новорожденного наркомата и создали собственные медицинские службы.
Среди них – Рабоче-крестьянская Красная армия. Учрежденное еще в царские времена Главное военно-санитарное управление армии, встав под красные флаги с серпом и молотом и одновременно – под начало Наркомздрава, уже в 1920 году перешло в двойное подчинение: Наркомздрава и Наркомвоенмора (после череды переименований – Министерства вооруженных сил СССР). Такое положение продлилось недолго: в 1929 году военно-санитарную службу изъяли из компетенции Наркомздрава, и департамент, отвечающий за военную медицину, стал элементом исключительно военного ведомства. После чего, начиная с 1930-х годов, в системе руководства армейским здравоохранением стали появляться главные медицинские специалисты. Самым знаменитым из них был, пожалуй, главный хирург Красной Армии Николай Бурденко.
Зачем это было сделано? Советское чиновничество межвоенного периода не всегда отличалось профессионализмом и образованностью, и люди в погонах не были исключением. Высококлассные врачи, обладавшие к тому же управленческим опытом и талантом, назначенные главными специалистами, стали чем-то вроде советников с обширными полномочиями, а при решении сложных организационных задач – правой рукой наркомов.
Во время Великой Отечественной войны сложившаяся система военно-медицинской службы показала высокую эффективность. Некоторые ее элементы было решено перенести в гражданское здравоохранение. В 1949 году Минздрав СССР издал Положение о главных внештатных специалистах, но к тому времени несколько врачей уже выполняли эту работу. Как, например, главный онколог Минздрава СССР Александр Савицкий.
Номенклатура медицинских специализаций ГВС в первое время была достаточно короткой, как и именной список, — порядка двух десятков человек, каждый из которых был весомой фигурой и в профессии, и в структуре министерства. Со временем своими ГВС обзавелись минздравы союзных республик, потом здравуправления краев, областей, города Москвы. Сегодня в одном только Минздраве России насчитывается 90 ГВС, свыше 8 тысяч работают во всех субъектах Федерации, около 800 – в федеральных округах и больше тысячи в административных округах столицы.
Чем занимаются госслужащие?
Госслужащие (чиновники, сотрудники государственной гражданской службы) — это лица, занимающие посты в федеральных органах исполнительной власти, законодательных органах (ГосДуме, Совете Федерации), органах суда (судах различных уровней), органах прокуратуры, органах безопасности (ФСБ, ФСО, СВР), органах контроля и надзора (Счетной палате, Роспотребнадзоре), органах обороны (Министерство обороны, Генштаб), а также в органах местного самоуправления (администрациях городов, районов, сельских поселений).
Госслужащие занимаются различными видами деятельности в зависимости от своих функций. Например:
Где можно работать
Основные места для трудоустройства профессионалов в области государственной службы:
Профессии госслужащих характеризуются стабильностью, низкой текучестью кадров, перспективностью и востребованностью. Разнообразные области профессиональной реализации помогают абитуриентам выбрать деятельность по интересам, талантам и предпочтениям.
Рекомендованные программы обучения
Преимущества и недостатки поступления на государственную службу
Работа в российской государственной службе имеет свои преимущества и недостатки, которые нужно учитывать при выборе карьеры. Среди преимуществ можно выделить:
Среди недостатков работы в гражданской службе можно выделить следующие:
Иерархия с трещиной
Тенденция к обюрокрачиванию ГВС неизбежна в силу начавшейся в 1990-е годы децентрализации системы здравоохранения и бюджета. Однако экстраполяция административной вертикали «федеральный центр – федеральный округ – субъект Федерации» на институт ГВС будет в целом ошибочной, поскольку он «заточен» на свой Минздрав.
Прямая связь существует только между первым и вторым звеном цепочки: кандидатуру «окружного» специалиста представляет Минздраву «федеральный» ГВС соответствующего профиля, он же является непосредственным руководителем своей креатуры и принимает его отчеты (в соответствии с приказом Минздрава России № 655). Что логично: оба института учреждены одним ведомством – федеральным Минздравом.
19 апреля Минздрав России обновил приказ о ГВС в федеральных округах в части, касающейся функций этих специалистов. Теперь помимо того, что они могут участвовать в разработке порядка и стандартов оказания медицинской помощи, «окружные» ГВС получают право готовить предложения к программе госгарантий бесплатной медпомощи. Кроме того, ГВС в федеральных округах отныне будет составлять методические рекомендации для региональных минздравов. Но станут ли слушать этих докторов республиканские или областные чиновники, коль скоро они не связаны между собой никакими формальными обязательствами?
Нельзя сказать, что ГВС регионов совсем оторваны от центра. ГВС из Москвы и федеральных округов время от времени наносят визиты в регионы – в перечне функций ГВС это называется «методической помощью». Все региональные ГВС входят в состав профильных комиссий по соответствующим медицинским направлениям. Комиссию формирует и возглавляет ГВС Минздрава России. Правда, заседания проводятся всего лишь два раза в год, а для кворума достаточно присутствия половины членов комиссии. Безусловно, врачу из Хабаровского края должно быть приятно хотя бы раз в году за казенный счет слетать в Москву. Но ради чего? Что происходит на заседаниях комиссий – читайте в следующей публикации.
Кандидатуры «региональных» специалистов полагается согласовывать с «федеральными» и «окружными» ГВС. Правда, делается это не на основании нормативно-правового акта (например, приказа министра), а на основании письма главы департамента медобразования и кадровой политики Минздрава.
Случается, «региональные» ГВС саботируют кадровые решения вышестоящих инстанций. Несколько лет назад произошел инцидент на почве назначения ГВС Минздрава России в Северо-Западном федеральном округе по клинической лабораторной диагностике. Насколько можно судить по официальной переписке, «федеральный» ГВС представил тогдашнему министру здравоохранения Веронике Скворцовой одну кандидатуру, но в приказ попала другая, пришедшая откуда-то из регионов. В связи с этим министерству пришлось рассылать в региональные подразделения циркуляр с напоминанием о том, что не следует предлагать «окружных» ГВС в обход «федеральных».
Таким образом, видно, что институт ГВС четко не структурирован, их обязанности различаются от региона к региону, как и права и оплата за труд. И благая идея – «приставить» к чиновникам, которые по закону могут и не иметь медицинского образования, высокопрофессионального врача-советника, понимающего и отстаивающего интересы профессионального сообщества и пациентов, помогающего вывести российское здравоохранение на современный уровень, реализуется в зависимости от авторитета самого ГВС и его понимания своей ответственности.
В дальнейших публикациях мы постараемся ответить на вопрос, возможно, главный в этой теме: решает ли институт ГВС основную поставленную перед ним задачу или же под прикрытием бюрократических атрибутов ГВС устраняют собственные проблемы и упрощают жизнь своих патронов из Минздрава?
Сколько получают госслужащие?
Заработная плата представителя чиновничьего аппарата зависит от многих факторов: уровень, класс, ранг и группа должности, опыт работы, квалификация, результативность деятельности и т.д. Законом установлен минимальный размер заработной платы для каждого класса постов федеральных государственных служащих, который индексируется ежегодно. Кроме того, чиновникам выплачиваются различные доплаты, надбавки, премии и компенсации в зависимости от условий и характера работы. Например, им могут полагаться доплаты за выслугу лет, работу в особых климатических или географических условиях, работу с гостайной и т.д.
Средняя заработная плата сотрудников государственной гражданской службы в Российской Федерации составляет около 60 тысяч рублей в месяц, однако она может значительно варьироваться в зависимости от региона, отрасли и поста. Например, по данным Росстата за 2020 год, средняя заработная плата госслужащих в Москве составляла около 120 тысяч рублей в месяц, а в Якутии — около 40 тысяч рублей в месяц.
Профессии государственных служащих
Профессионал в области организации взаимодействия и делегирования полномочий на уровне отдела, занимающегося решением определенных задач в государственной компании или корпорации.
Специальности высшего образования – менеджмент по отраслям, государственное и муниципальное управление, проектный и кадровый менеджмент.
Сотрудник администрации или министерства
Чиновник, контролирующий легитимность и занимающийся разработкой предложений и нормативно-правовых актов для решения конкретных задач.
Профессионалам требуется профильное образование по направлению «Государственное и муниципальное управление». Чиновники занимаются бюджетированием, распределением материальных и нематериальных ресурсов на региональном уровне, планированием и прогнозированием деятельности.
Делопроизводитель
Специалист, занимающийся ведением документооборота в госорганизации. Профессионал:
Эксперту в области делопроизводства требуются знания учетно-отчетных форм и профильной нормативно-правовой документации. Делопроизводители работают в городских и областных министерствах, архивах, администрации, прокуратуре, суде и других инстанциях.
Экономист
Экономист на должности госслужащего отвечает за решение финансовых вопросов на уровне местного самоуправления. Профессионалы занимают должности ведущих специалистов в Министерстве финансов, здравоохранения и других ведомствах. Основные задачи:
Отдельным видом деятельности экономистов на государственной службе является работа с тендерами, заключение финансовых договоров и подбор подрядных организаций.
Юрист
Профессионал в области юриспруденции. Эксперты по юридическим вопросам на государственной службе чаще всего занимают должности:
Обязанности — контроль и обеспечение соблюдения закона, решение сложных и конфликтных ситуаций с точки зрения нормативно-правовых актов, консультирование и помощь гражданам.
Референт госслужбы
Руководитель с присвоенным чином, отвечающий за выполнение управленческих и координационных функций. Для присвоения звания требуется:
Основная задача – организация работы подчиненных, тимбилдинг, делегирование полномочий, настройка эффективного взаимодействия.
Секретарь госслужащий
Секретарь входит в число помощников руководителей и занимается ведением текущей документации согласно требованиям нормативно-правовых актов. Отдельный вид деятельности связан с приемом и регистрацией обращений граждан и направлением ответов по заявлениям.
Военный
Сотрудник Вооруженных Сил РФ. Основная задача – исполнение воинского долга.
Звания военнослужащих отличаются в зависимости от занимаемой должности и уровня квалификационной подготовки и делятся на:
Для трудоустройства требуется профильное обучение в ведомственных образовательных учреждениях:
Без диплома о профессиональной подготовке получить офицерское звание нельзя.
Сотрудник полиции
Специалист Министерства внутренних дел, отвечающий за сохранение общественного порядка и благополучия граждан.
Для работы требуется профильное высшее юридическое образование или прохождение обучения по специальности «Правоохранительная деятельность».
При поступлении абитуриенты проходят вступительные испытания и сдают спортивные нормативы.
Сотрудник МЧС
Спасатель, задействованный в помощи при чрезвычайных ситуациях. Специальности сотрудников МЧС:
Профессионалы разделяются на аварийно-спасательные и поисково-спасательные бригады в зависимости от требуемой помощи. МЧС – отдельное ведомство с собственной структурой образовательных учреждений:
Выпускники многопрофильных вузов трудоустраиваются в организации МЧС по конкурсу. Для карьерного роста до руководителя потребуется дополнительное профильное обучение по специальности «Гражданская защита».
Судья
Профессиональный юрист с профильной подготовкой по специальности уголовное, гражданское право или судопроизводство. Для назначения требуется:
Профессия относится к числу наиболее престижных и высокооплачиваемых должностей государственных служащих.
Судебный пристав
Должностное лицо, отвечающее за выполнение судебных решений. Профессионалы делятся на 2 группы:
Для трудоустройства требуется наличие высшего образования по юриспруденции.
Врач Роспотребнадзора
Профессионал с высшим медицинским образованием по специальности «Медико-профилактическое дело» или «Лечебное дело» после прохождения соответствующей переквалификации. Санитарные врачи выполняют контрольно-надзорные функции и обеспечивают соблюдение требований Федерального закона в области благополучия населения и защиты прав потребителей.
Бухгалтер
Профессионал с экономическим образованием на государственной службе, занимающийся:
Группы должностей
Должности чиновников подразделяются на разные группы в зависимости от характера выполняемых функций. Существует четыре основные группы:
Группы постов определяют характер и содержание работы сотрудников гражданской службы, а также требования к их квалификации и компетенциям.
Миссия невыполнима?
Большинство функций ГВС Минздрава России, изложенных в основополагающем для них приказе № 444, по сути дублируют обязанности самого Минздрава: анализировать информацию о состоянии отрасли, разрабатывать нормативные акты, паспорта специальностей, профстандарты и т. д. И только четыре функции из 21 касаются субъектов Российской Федерации.
ГВС Минздрава России предписано «проведение оценки эффективности деятельности главных внештатных специалистов субъектов Российской Федерации и федеральных округов по соответствующей специальности». Но ни «центральный», ни местные приказы не вменяют «регионалам» в обязанность держать ответ перед Москвой.
Судя по отчетам «федералов», опубликованным на сайте Минздрава, они все же получают отчеты от коллег из субъектов Федерации – возможно, копии тех, которые первым делом отсылаются местным минздравам.
Отчетность – ключевой индикатор эффективности чего бы то ни было в бюрократической парадигме. Приложением к приказу о ГВС в ряде регионов установлена форма отчета – порой очень детализированная. То есть налицо же подход, что и к оценке деятельности штатных госслужащих.
Одну из ближайших публикаций мы посвятим подробному изучению этого бюрократического жанра: отчетности ГВС. Попробуем отыскать рациональное зерно в канцелярском ритуале, который тысячи ГВС исправно исполняют каждый год.
Иерархия должностей
Чиновники имеют разный кадровый статус и полномочия в зависимости от уровня и ранга своих постов. Посты сотрудников гражданской службы подразделяются на следующие категории:
Должности чиновников имеют разный класс и ранг в зависимости от сложности, ответственности и значимости выполняемых функций. Классы и ранги должностей определяются специальными таблицами соответствия, утверждаемыми законами и нормативными актами. Например, для федеральных государственных служащих существует следующая система классов и рангов:
Классы и ранги постов влияют на размер заработной платы, условия труда, перспективы карьерного роста и социальные гарантии сотрудников государственной гражданской службы.
Кто такие госслужащие
Государственные служащие – сотрудники федеральных и региональных органов власти, выполняющие различные должностные обязанности и наделяющиеся полномочиями на законодательном уровне.
Госслужба Российской Федерации делится на две больших категории:
В зависимости от квалификации сотрудников и перечня должностных обязанностей должности госслужащих делятся на 5 групп:
Уровень заработной платы профессионалов зависит от должности и квалификации.
Личные качества
Для успехов в профессиональной деятельности госслужащим требуется определенный набор личных качеств:
Государственным служащим запрещается:
За нарушения предусмотрена административная и уголовная ответственность.
Профессиональные обязанности
Эксперты выполняют должностные обязанности, прописанные трудовыми инструкциями на законодательном уровне согласно полномочиям.
Основные функции госслужащих, работающих в различных сферах:
Госслужащие управляют ресурсами и общественными процессами, опираясь на действующие нормативно-правовые акты.
Кнуты и пряники ГВС
Экскурс в историю не случаен. Эволюция компетенций ГВС при органе исполнительной власти идет в русле бюрократической логики. Нестандартное решение экстренной задачи, родившееся в условиях административного стресса, со временем становится бюрократической обыденностью: встраивается в существующий механизм и унифицируется под него.
Судя по годовым отчетам, «федеральные» ГВС сосредоточены на разработке нормативных документов (у иных в годовом багаже по 20-30 инициатив) и на подготовке ответов и заключений по запросам министерства. Некоторую долю их времени отнимают комиссии и экспертные советы. Количество консультаций и командировок в регионы разнится от нескольких единиц до трех десятков.
Федеральный Минздрав, в отличие от региональных, не предписывает своим «внештатникам» параметры отчетности, поэтому на выходе он имеет очень разные документы – по форме и объему.
Чем выше «штатная» должность ГВС Минздрава России, тем насыщеннее проблематика, о которой он сообщает министерству. Руководители Национальных медицинских исследовательских центров (НМИЦ) – операторы своего «рынка», они напрямую, в силу должности формулируют «стратегию развития соответствующего медицинского направления и тактические решения по ее реализации» – это первая задача главного внештатного специалиста, поставленная приказом № 444. Очевидно, ГВС – заведующие кафедрами и деканы – скорее наблюдатели, чем деятели.
Большинство же ГВС, особенно областного уровня, в свободное от основной работы время делают примерно то же, что и сотрудники «их» минздравов: выбивают отчеты от нижестоящих, пишут собственные, собирают статистику, прорабатывают нормативные документы ведомства. Например, на сайте главного внештатного стоматолога одной из областей напоминания низовым медучреждениям о необходимости сдачи отчетов составляет процентов восемьдесят от всех публикаций, посвященных работе этого «внештатника».
За такую деятельность в ряде регионов для ГВС предусмотрено стимулирующее вознаграждение. При этом в соответствующих документах федерального Минздрава (приказ от 25.10.2012 № 444) о вознаграждении в какой-либо форме ничего не сказано.
Например, приказом Минздрава Рязанской области главным врачам медицинских организаций, в которых трудятся главные внештатные специалисты, предписано установить последним надбавку к должностному окладу в размере 30 % и освобождать их от основной работы на один день в месяц. В Республике Коми ГВС поощряют надбавкой за интенсивность и высокие результаты работы: до 200 % от организации, в которой трудится специалист, плюс дополнительно от Минздрава Коми. В случае некачественного исполнения обязанностей главного внештатного специалиста такой врач лишается этих денег.
Весьма изобретательно подошли к вопросу о стимулировании «своих» ГВС в Астраханской области. Внештатным специалистам, не являющимся руководителями медицинских организаций, назначен повышающий коэффициент к должностному окладу 0,15. Областной Минздрав не отвечает за зарплатные ведомости – это компетенция руководителя организации, поэтому соответствующая строка распоряжения адресована им. Но как стимулировать ГВС, если он, скажем, главврач больницы? Для них свой метод: «Установить, что исполнение функций главных внештатных специалистов, занимающих должности руководителей медицинских организаций, подведомственных министерству, учитывается при оценке показателей эффективности деятельности медицинских организаций, подведомственных министерству, и показателей эффективности работы их руководителей».
Примечательно, что из 91 ГВС Астраханского Минздрава начальников (главврачей больниц и директоров федеральных медицинских центров) только девять человек – это нетипичная ситуация.
Выполняя предписание регионального Минздрава о денежном вознаграждении ГВС, руководитель медицинского учреждения, в котором работает специалист (особенно если он – одно лицо, как в описанном ниже случае), должен тщательно продумать, из какого именно бюджетного кармана можно извлечь средства. В Республике Саха (Якутия) 27 января 2021 года постановлением № 16-316/2021-(16-3967/2020) Девятого кассационного суда общей юрисдикции была привлечена к административной ответственности за нецелевое использование бюджетных средств главврач Республиканского центра лечебной физкультуры и спортивной медицины. Она же – главный внештатный специалист соответствующего профиля Минздрава республики. Десятипроцентная надбавка к окладу начислялась из средств государственной субсидии, не предназначенной для таких целей. Незаконно полученные 20 тысяч рублей пришлось вернуть в виде штрафа.
Ответственность только перед «своим» министром
Ответственность за свою деятельность ГВС несет только перед руководителем ведомства, чьим приказом он назначен. Хотя в январе 2021 года между Минздравом России и Национальной медицинской палатой было заключено новое соглашение, в соответствии с которым медицинское сообщество может оказывать влияние на выбор кандидатур, последнее слово все равно остается за министерством. В случае недобросовестного исполнения специалистом обязанностей, Минздрав может отказаться от сотрудничества с ГВС. Или наказать его рублем, как в Коми или в Рязанской области.
Таким образом, де-факто ГВС – креатуры и «персонал» минздравов. Вопросы их эффективности и полезности, целесообразности самого существования этого института – прерогатива регулятора, а никак не медицинского сообщества и общества в целом.
В списке обязанностей ГВС, как и в вопросе оплаты, – такой же парад суверенитетов. Существенная часть задач и функций ГВС разных уровней и регионов схожа: внештатные специалисты работают на цели, поставленные перед государственным здравоохранением. Они оценивают состояние службы и динамику здоровья населения по своему профилю, анализируют кадровую ситуацию, содействуют продвижению новых технологий, методов лечения и диагностики, рецензируют и инициируют нормативные документы и так далее. Но немало и различий. В одних регионах минздравы требуют от ГВС вести личный прием граждан, в других нет. Где-то им напрямую предписывают разбирать жалобы, поступившие в министерство от больных, а где-то такого нет и в помине.
Довольно экзотично выглядит один из пунктов положения о ГВС Республики Коми: «Представлять интересы Министерства здравоохранения Республики Коми во всех органах государственной власти и органах местного самоуправления, административных, судебных и правоохранительных органах, в том числе в органах дознания, предварительного следствия, прокуратуре, подразделениях судебных приставов, во всех судах судебной системы Российской Федерации».
Тем же приказом утвержден примерный план работы, форма отчета, критерии оценки эффективности ГВС в баллах от минус двух до плюс четырех. Пожалуй, в этой части Башкирии нет равных.