Госслужащие в россии

Госслужащие в россии Минтруд

Разновидности государственной службы в России

Государственная служба в России подразделяется на несколько видов: гражданскую, военную, иные госслужбы, такие как правоохранительные органы.

Особенности работы на государственной службе

Государственным служащим — гражданским, военным и другим видам — зарплата выплачивается из федерального или регионального бюджета. Они не могут заниматься предпринимательской деятельностью, покупать акции, получать дорогие подарки и т.д.

Госслужащие могут заниматься преподавательской деятельностью, творчеством, но должны соблюдать определенные правила и ограничения.

Разнообразие должностей

Должности госслужащих делятся на младшие, старшие, ведущие, главные, высшие. Например, к младшим должностям относятся секретари, имеющие чин секретарь государственной службы.

Примеры государственных служащих включают в себя сотрудников аппарата Администрации Президента, региональных министров, руководителей департаментов и других.

Пути поступления на государственную службу

Чтобы стать государственным служащим, гражданину России нужно владеть русским языком и соответствовать ряду требований, таких как:

  • Не быть лицами, не имеющими дееспособности или с ограниченной дееспособностью;
  • Не быть осужденным за серьезное правонарушение;
  • Не иметь гражданства другого государства или статуса иностранного агента;
  • И другие ограничения, связанные с конкретной должностью и ведомством.

Дополнительные ограничения

Отдельные федеральные законы могут устанавливать дополнительные ограничения для государственных служащих, связанные с их должностью.

Хотя статус госслужащего предполагает много ограничений, это не мешает им воспользоваться выгодами Халвы.

виды государственной службы

Карта Халва — отличный инструмент для расчетов

Вот лишь некоторые преимущества:

BenefitIconБолее 250 000 магазинов-партнеров
BenefitIconСнимайте наличные в рассрочку
BenefitIconРассрочка на любые покупки в магазинах-партнерах
BenefitIconКешбэк до 10% с подпиской Халва. Десятка
BenefitIconЛимит по карте до 500 000 рублей
BenefitIconВыпуск, курьерская доставка, пополнение и обслуживание — бесплатно

Покупайте, что хотите, в рассрочку и без переплат.

Кто считается госслужащим в России

Государственные служащие бывают двух типов:

  • федеральные — это военные, государственные гражданские служащие, государственные служащие иных видов;
  • государственные гражданские служащие субъектов России.

Разница здесь в том, что содержание таких чиновников финансируется за счет отдельных бюджетов: федерального или бюджета субъектов РФ. Хотя в ряде случаев региональный госслужащий может получать зарплату из казны России.

На уровне субъекта могут быть только гражданские служащие. Военные и правоохранители относятся только к федеральному уровню.

В целом это достаточно широкий список профессий. К госслужащим относятся не только руководители и специалисты отдельных ведомств, но и помощники, менеджеры, секретари и даже некоторые курьеры.

Ещё по этой теме

Профессии с зарплатой от 100 тысяч рублей — рейтинг 2023

Кто не относится к госслужащим

Судьи не считаются государственными служащими. Это отчасти связано с их независимостью как представителей отдельной ветви власти. А вот работники аппаратов судов, например, помощники судей или секретари, — это государственные гражданские служащие.

Работники госкомпаний и предприятий также не относятся к госслужащим, даже если юридическое лицо полностью финансируется из бюджета и работает только по госзаказу.

Не входят в число государственных служащих и работники бюджетной сферы. Это медсестры, врачи, санитары, учителя, методисты и многие другие. Они хоть и играют важную роль в обществе, но не связаны с непосредственным выполнением государственных функций — лишь получают заработную плату от государства. Пенсию им, как и другим работникам, не государство напрямую, а Социальный фонд России.

Ещё по этой теме

Уйти на пенсию в 35-40 лет? Да, это реально

Взаимосвязь работников бюджетной сферы с государством

Взаимосвязь работников бюджетной сферы с государством может проявляться разве что при принятии решений об индексации заработной платы. Она может проводиться для таких сотрудников на основании решений органов власти.

муниципальный служащий

Муниципальная и государственная служба

Муниципальная служба — самостоятельный вид, не относится к государственной.

Муниципальные служащие — это тоже отдельная категория. Они выполняют свои функции в рамках полномочий органов местного самоуправления в пределах определенных муниципальных образований.

Также не являются госслужащими депутаты Госдумы, члены Совета Федерации (сенаторы).

Профессиональная деятельность федеральных гражданских служащих оплачивается за счёт средств федерального бюджета, а региональных — из бюджета соответствующих регионов.

История государственного управления

Древнерусское государство на торговом пути из варяг в греки на землях восточнославянских племен — ильменских словен, кривичей, полян, охватив затем древлян, дреговичей, полочан, радимичей, северян. Начальные сведения относятся к первой трети IX века (839 год), когда были упомянуты послы кагана народа Рос.

Структура и органы управления

До определённого момента существовало разделение на органы управления личными делами князя и органы государственного управления, однако впоследствии они стали объединятся и образовывать отдельные ответственные должности. Например: воевода, тиун конюший (ответственный за конский состав), дворецкий-огнищанин (управляющий княжеским двором), стольник (снабженец) и т. п. Разумеется, что исполнение обязанностей требовало наличие штата помощников, а значит их материальное обеспечение и порядка назначения.

Также, существовала местная администрация. На первоначальных этапах их возглавляли местные князья, которые впоследствии заменялись сыновьями киевского князя. В некоторых городах назначались посадники-наместники, тысяцкие князя. Содержалась администрация за счёт части от сборов (поборов) с населения.

Организация работы исполнительных органов

После распада древнерусского княжества на отдельные княжества, порядок государственного управления в удельных княжествах в целом не отличался от имевшегося ранее.

Каждый приказ состоял из двух частей: одни занимались решением дел, другие — письменной частью. Первые назывались судьями, вторые — дьяками и подьячими. Судьи, дьяки и подьячие в приказы назначались и увольнялись верховной властью.

Судопроизводство и делопроизводство приказов велось по установленным порядкам и распространялось на все охватываемые сферы.

Судьи, дьяки и подьячие собирались в приказы ежедневно, кроме воскресных и праздничных дней, и должны были заниматься определённое число часов. В случаях, не терпящих отлагательства, они должны были собираться и по воскресеньям.

Уровни службы и обращение

В зависимости от чина, к его обладателю следовало обращаться соответственно классу: Ваше высокопревосходительство (высшие чины), Ваше превосходительство, Ваше высокородие, Ваше высокоблагородие, Ваше благородие (низшие чины).

Государственная гражданская служба в России

Одним из положительных моментов Табели о рангах было то, что люди из низших сословий получали возможность выдвинуться в общественном положении, получить дворянство, что на деле должно было способствовать более эффективному исполнению обязанностей службы для движения по карьерной лестнице.

История

Система Табели о рангах просуществовала до ноября 1917 года.

Определение

Гражданская госслужба включает в себя деятельность в Администрации Президента России, Правительстве России, федеральных органах исполнительной власти (министерства, службы, агентства, включая их территориальные органы в регионах), а также в органах исполнительной власти регионов России (администрации субъектов, региональные министерства), в аппаратах Федерального собрания (Государственная Дума, Совет Федерации), и некоторых других государственных органах.

Исключения

Не являются государственными гражданскими служащими члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, а также судьи и сотрудники правоохранительных органов.

Законы и нормативные акты

  • О системе государственной службы (от 27.05.2003 № 58-ФЗ) — определяет основные понятия и принципы госслужбы и вводит её разделение на три вида: государственная гражданская служба, военная служба, государственная служба иных видов;
  • О государственной гражданской службе Российской Федерации (от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ) — детально регулирует вопросы государственной гражданской службы, включая запреты и ограничения, а также порядок трудоустройства.

Подзаконные акты

Существует подзаконная нормативная правовая база, регулирующая отдельные стороны государственной службы: указы Президента России, постановления Правительства России и нормативные правовые акты регионов.

Статистика

01/199901/200101/200209/200301/200501/200710/200810/200910/201110/2013
Численность, тыс. чел.485,6548,7576,1666,8684,2791,8846,3868,2827,5786,4
Доля от трудоспособного населения (в %)0,670,770,80,920,931,051,121,151,091,04

В государственных органах должности имеют точную структуру, определённую законодательством (федеральным и региональным), разделённую на категории и группы. Отличие штатной структуры государственных органов от большинства коммерческих организаций заключается в том, что независимо от направления работы, названия должностей являются одинаковыми в различных подразделениях. Например, ставка «ведущий консультант» присутствует в отделе пресс-службы Департамента управления делами и отделе налогового стимулирования Департамента инвестиционной политики. Специфических названий должностей, включающих сферу деятельности, на гражданской государственной службе не существует.

Таким образом, все должности распределены одновременно по категориям и группам. Точное наименование должностей устанавливается указом Президента России в виде «Реестра должностей государственной гражданской службы Российской Федерации». С учётом предусмотренных Реестром должностей, руководитель органа власти утверждает структуру ведомства и определяет штатное расписание для подразделений.

Выдержка из реестра должностей гражданской госслужбы в части перечня должностей в федеральных министерствах

| Категории должностей | Группы должностей | Должности (пример)[15] |

| ———————————————————————————————————————————————————— | ——————————————— | —————————————- |

| Руководители | Высшая группа | Первый заместитель федерального министра |

| Заместитель федерального министра | | |

| Уполномоченный РФ при Европейском суде по правам человека — заместитель Министра юстиции РФ | | |

| Заместитель Министра регионального развития Российской Федерации по федеральному округу | | |

| Заместитель федерального министра — руководитель (директор) федерального агентства | | |

| Руководитель (начальник) службы федерального министерства | | |

| Руководитель аппарата федерального министра | | |

| Руководитель (директор) департамента | | |

| Заместитель руководителя (начальника) службы федерального министерства | | |

| Заместитель руководителя аппарата федерального министра | | |

| Начальник главного управления | | |

| Заместитель директора департамента | | |

| Заместитель руководителя (директора) департамента | | |

| Первый заместитель начальника главного управления | | |

| Заместитель начальника главного управления | | |

| Главная группа | | |

| Начальник управления | | |

| Заместитель начальника управления | | |

| Начальник отдела | | |

| Заместитель начальника отдела | | |

| Помощники (советники) | Высшая группа | Помощник федерального министра |

| Советник федерального министра | | |

| Специалисты | Главная группа | Начальник отдела в департаменте |

| Начальник отдела в аппарате Уполномоченного России при Европейском суде по правам человека — заместителя Министра юстиции Российской Федерации | | |

| Начальник отдела в службе федерального министерства | | |

| Начальник отдела в главном управлении | | |

| Начальник отдела в управлении | | |

| Референт | | |

| Ведущая группа | Заместитель начальника отдела в департаменте | |

| Заместитель начальника отдела в аппарате Уполномоченного России при Европейском суде по правам человека — заместителя Министра юстиции Российской Федерации | | |

| Заместитель начальника отдела в службе федерального министерства | | |

| Заместитель начальника отдела в главном управлении | | |

| Заместитель начальника отдела в управлении | | |

| Помощник руководителя (начальника) службы федерального министерства | | |

| Советник руководителя (начальника) службы федерального министерства | | |

| Ведущий советник | | |

| Советник | | |

| Ведущий консультант | | |

| Консультант | | |

| Старшая группа | Главный специалист-эксперт | |

| Ведущий специалист-эксперт | | |

| Специалист-эксперт | | |

| Обеспечивающие специалисты | Ведущая группа | Ведущий специалист 2 разряда |

| Старшая группа | Старший специалист 1 разряда | |

| Старший специалист 2 разряда | | |

| Старший специалист 3 разряда | | |

| Младшая группа | Специалист 1 разряда | |

| Специалист 2 разряда | | |

  • замещающим должности категории «руководители», относящиеся к высшей группе должностей;

  • замещающим должности категории «помощники (советники)», назначение на которые и освобождение от которых осуществляются президентом России;

  • замещающим должности, относящиеся к главной группе должностей, назначение на которые и освобождение от которых осуществляются Правительством Российской Федерации.

| Группа должностей | Федеральная гражданская служба | Гражданская служба субъекта России | Кем присваивается[П 2] |

| —————— | ————————————————————————————— | ———————————————————————————————— | ———————————————————————————————————————————————————————————————————————- |

| Высшая | Действительный государственный советник Российской Федерации 1, 2 или 3-го класса | Действительный государственный советник субъекта Российской Федерации 1, 2 или 3-го класса | Президент Российской Федерации. В органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации — в соответствии с местным законодательством. |

| Главная | Государственный советник Российской Федерации 1, 2 или 3-го класса | Государственный советник субъекта Российской Федерации 1, 2 или 3-го класса | Для федеральных органов исполнительной власти — Правительством России, в других федеральных органах — руководителем органа. В органах исполнительной власти субъектов РФ — в соответствии с местным законодательством. |

| Ведущая | Советник государственной гражданской службы Российской Федерации 1, 2 или 3-го класса | Советник государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации 1, 2 или 3-го класса | Представителем нанимателя — руководством федерального органа власти. В органах исполнительной власти субъектов РФ — в соответствии с местным законодательством. |

| Старшая | Референт государственной гражданской службы Российской Федерации 1, 2 или 3-го класса | Референт государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации 1, 2 или 3-го класса | |

| Младшая | Секретарь государственной гражданской службы Российской Федерации 1, 2 или 3-го класса | Секретарь государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации 1, 2 или 3-го класса | |

  • 1 этап. Объявление о приёме документов для участия в конкурсе. Объявление должно быть опубликовано не менее чем в одном периодическом печатном издании. Информация о проведении конкурса также должна быть размещена на сайте государственного органа, проводящего конкурс. Гражданин, желающий принять участие в конкурсе, в установленный срок должен представить в государственный орган необходимые документы.

  • 2 этап. Осуществляется оценка кандидатов конкурсной комиссией государственного органа. Оценка производится на основании предоставленных кандидатами документов об образовании, прохождении государственной службы, об осуществлении иной трудовой деятельности, а также на основе конкурсных процедур. В качестве последних могут выступать собеседование, анкетирование, проведение групповых дискуссий, написание реферата или тестирование. По окончании конкурса осуществляется голосование членов конкурсной комиссии. Решение конкурсной комиссии является основанием для назначения кандидата на должность или для отказа в назначении. Результатом конкурса также может быть отказ от назначения, но с зачислением в номенклатурный кадровый резерв органа власти.

Конкурс не проводится:

  • при назначении на определенный срок на должности категорий «руководители» и «помощники (советники)»;

  • при назначении на должности категории «руководители», назначение на которые и освобождение от которых осуществляются президентом России или Правительством России;

  • при заключении срочного служебного контракта;

  • при назначении гражданского служащего на иную должность, если он не может исполнять должностные обязанности по уже замещаемой им должности по состоянию здоровья, либо при сокращении должностей государственной гражданской службы, либо при реорганизации (изменении структуры) или ликвидации государственного органа;

  • при назначении на должность государственного гражданского служащего (гражданина), состоящего в кадровом резерве, сформированном на конкурсной основе.

Кроме того, конкурс может не проводиться при назначении на отдельные должности, исполнение должностных обязанностей по которым связано с использованием сведений, составляющих государственную тайну. Также конкурс может не проводиться при назначении на должности государственной гражданской службы, относящиеся к группе младших должностей (по решению представителя нанимателя).

Составные части доходов государственных гражданских служащих:

  • ежемесячное денежное поощрение (количество должностных окладов)[22];

  • месячный оклад за классный чин (максимальное на август 2012—1850 рублей)[17];

  • ежемесячные надбавки за выслугу лет на гражданской службе[2];

  • ежемесячные надбавки за особые условия гражданской службы[2];

  • за работу со сведениями, составляющими государственную тайну[2];

  • премии[2].

Премии, а также доплаты за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, не имеют фиксированного размера и выплачиваются в зависимости от эффективности работы.

Ограничения — условия при которых человек не может поступить на госслужбу, а запреты оговаривают недопустимую деятельность при прохождении службы. В случае нарушения ограничений и запретов госслужащий может быть уволен с государственной гражданской службы.

Гражданин не может находиться на гражданской службе в следующих случаях:

  • признание недееспособным или ограниченно дееспособным;

  • наличие не снятой или не погашенной судимости или судебного запрета на работу в госструктурах;

  • отказ от оформления допуска к государственной тайне (если работа связана с доступом к ней);

  • наличие заболеваний, при наличии которых запрещено трудоустройство на госслужбу (органические, включая симптоматические, психические расстройства; шизофрения, шизотипические и бредовые расстройства; расстройства настроения; расстройства привычек и влечений; умственная отсталость; психические расстройства и расстройства поведения, связанные с употреблением психоактивных веществ; эпилепсия[23]);

  • близкое родство с руководителем;

  • наличие гражданства другой страны или выход из гражданства России;

  • представления подложных документов или заведомо ложных сведений (в том числе о доходах, имуществе и обязательствах) при поступлении на гражданскую службу;

  • утраты представителем нанимателя доверия в случаях несоблюдения ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнения обязанностей.

В связи с прохождением гражданской службы запрещается:

  • заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц, а также участвовать в управлении хозяйствующим субъектом (за исключением жилищного, жилищно-строительного, гаражного кооперативов, садоводческого, огороднического, дачного потребительских кооперативов, товарищества собственников недвижимости и профсоюза), если ему не поручено участвовать в управлении организацией в порядке предусмотренном соответствующими нормативными правовыми актами;

  • замещать должность гражданской службы в случае:

1. избрания или назначения на государственную должность[П 4];

2. избрания на выборную должность в органе местного самоуправления;

3. избрания на оплачиваемую выборную должность в органе профессионального союза, в том числе в выборном органе первичной профсоюзной организации, созданной в государственном органе;

  • приобретать ценные бумаги, по которым может быть получен доход;

  • быть поверенным или представителем по делам третьих лиц в государственном органе-работодателе;

  • получать любые вознаграждения от физических и юридических лиц (подарки, денежное вознаграждение, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения)[П 5];

  • выезжать в зарубежные командировки за счёт физических и юридических лиц (за исключением тех командировок, которые организованы в рамках договорённостей государственных федеральных и региональных органов, или муниципальных органов России с государственными или муниципальными органами иностранных государств, международными или иностранными организациями);

  • использовать не по целевому назначению средства материально-технического и иного обеспечения, другое государственное имущество, а также передавать их другим лицам;

  • разглашать сведения, отнесенные к сведениям конфиденциального характера, или служебную информацию, ставшие известными в связи с исполнением должностных обязанностей;

  • допускать публичные высказывания, суждения и оценки (в том числе в СМИ и социальных сетях) в отношении деятельности государственных органов, их руководителей, включая решения вышестоящего государственного органа;

  • принимать без письменного разрешения представителя нанимателя награды, почетные и специальные звания (за исключением научных) иностранных государств, международных организаций, а также политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений;

  • использовать преимущества должностного положения для предвыборной агитации, а также для агитации по вопросам референдума;

  • использовать должностные полномочия в интересах политических партий, других общественных объединений, религиозных объединений и иных организаций, а также публично выражать отношение к указанным объединениям и организациям в качестве гражданского служащего;

  • создавать или участвовать в создании в государственных органах структуры политических партий, других общественных объединений (за исключением профессиональных союзов, ветеранских и иных органов общественной самодеятельности) и религиозных объединений;

  • прекращать исполнение должностных обязанностей в целях урегулирования служебного спора;

  • входить в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций;

  • заниматься без письменного разрешения представителя нанимателя оплачиваемой деятельностью, финансируемой исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства.

  1. Госслужба в Конституции России: ч. 4, ст. 32; пп. «т» абз. 2 ст. 71; ст. 97.

  2. Пунктом 11 статьи 11 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» порядок присвоения и сохранения классных чинов гражданской службы субъектов Российской Федерации определяется законами субъектов России с учетом положений указанного федерального закона

  3. Ограничения и запреты, связанные с прохождением государственной службы определены в статьях 16 и 17 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»

  4. Частью 2 статьи 6 Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 года N 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» установлено исключение для этого правила. В соответствии с указами Президента России заместители председателя Правительства России и федеральные министры могут замещать должности полномочных представителей Президента России в федеральных округах

  5. Подарки, полученные гражданским служащим в связи с протокольными мероприятиями, со служебными командировками и с другими официальными мероприятиями, признаются соответственно федеральной собственностью и собственностью субъекта Российской Федерации и передаются гражданским служащим по акту в государственный орган, в котором он замещает должность гражданской службы. Впоследствии гражданский служащий имеет право выкупить полученный им в связи с протокольным мероприятием подарок

Оцените статью
Минтруд России