МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 12 января 2018 года
ФОРМИРОВАНИЯ ПЕНСИОННЫХ ПРАВ ГРАЖДАН В СИСТЕМЕ
ОБЯЗАТЕЛЬНОГО ПЕНСИОННОГО СТРАХОВАНИЯ
В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Социальные приоритеты государственной политики в сфере обязательного пенсионного страхования определены Стратегией долгосрочного развития пенсионной системы Российской Федерации, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 декабря 2012 г. N 2524-р (далее — Стратегия), разработанной в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики».
Реализация мероприятий, закрепленных в Стратегии, обеспечила в течение 2012 — 2020 годов исполнение основных целей развития пенсионной системы: гарантирование социально приемлемого уровня пенсионного обеспечения, обеспечение сбалансированности и долгосрочной финансовой устойчивости пенсионной системы, поддержание тарифной нагрузки на приемлемом уровне.
В Российской Федерации действует пенсионная система, которая включает в себя обязательное пенсионное страхование, государственное пенсионное обеспечение и дополнительное негосударственное пенсионное обеспечение.
Сформированная в России система обязательного пенсионного страхования, основываясь на страховых принципах, обеспечивает эквивалентность доходов и расходов, гарантирует ее участникам возможность реализации пенсионных прав, приобретенных в рамках данной системы.
Все пенсионные обязательства перед гражданами выполняются государством в полном объеме: для нынешних пенсионеров — это выплаты, которые они получают, и размеры которых, несмотря на общие экономические трудности, продолжают увеличиваться, а для будущих пенсионеров — это их растущие пенсионные права, динамику увеличения которых они могут видеть, проверяя состояние своего пенсионного счета в Пенсионном фонде Российской Федерации.
Охват населения России пенсионной системой 100 процентов, то есть все граждане России либо получают пенсию, либо имеют право на нее при наступлении оснований (это страховые пенсии, либо социальные пенсии).
Пенсионные права граждан формируются в индивидуальных пенсионных коэффициентах, величина которых зависит от размера заработной платы гражданина (далее — ИПКзарплата). Все ранее сформированные пенсионные права были конвертированы без уменьшения в указанные ИПКзарплата и учитываются при назначении страховой пенсии.
Условиями возникновения права на страховую пенсию по старости на общих условиях сегодня являются:
— достижение общеустановленного возраста 65 лет — для мужчин, 60 лет — для женщин, с учетом переходных положений Федерального закона N 400-ФЗ;
— наличие страхового стажа не менее 15 лет (с 2024 года) с учетом переходных положений Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее — Федеральный закон N 400-ФЗ);
— наличие минимальной суммы ИПКзарплата — не менее 30 (с 2025 года) с учетом переходных положений Федерального закона N 400-ФЗ;
За каждый год трудовой деятельности гражданина при условии начисления работодателями или им лично уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование у него формируются ИПКзарплата. Максимальное количество ИПКзарплата за год с 2021 года — 10, в 2020 году — 9,57.
Вариант пенсионного обеспечения в системе обязательного пенсионного страхования влияет на начисление годовых ИПКзарплата. При формировании только страховой пенсии их максимальное количество — 10, так как все страховые взносы направляются на формирование страховой пенсии. При выборе формирования одновременно и страховой, и накопительной пенсии их максимальное количество — 6,25.
Граждане 1967 года рождения и моложе, сделавшие до 31 декабря 2015 года выбор в пользу формирования страховой и накопительной пенсии в системе ОПС, могут в любой момент отказаться от формирования накопительной пенсии и направить 6% страховых взносов на формирование только страховой пенсии.
Также, гражданам 1967 года рождения и моложе, в пользу которых страховые взносы по обязательному пенсионному страхованию начнут начисляться работодателем впервые после 1 января 2014 года, представляется возможность выбора варианта пенсионного обеспечения (формировать только страховую пенсию или формировать и страховую пенсию, и накопительную) в течение пяти лет с момента первого начисления страховых взносов. Если гражданин не достиг возраста 23 лет, указанный период увеличивается до окончания года, в котором ему исполняется 23 года.
У всех граждан 1966 года рождения и старше вариант пенсионного обеспечения — формирование только страховой пенсии.
Получение права на страховую пенсию зависит от года назначения страховой пенсии.
С 2015 года по 2021 год независимо от выбора варианта пенсионного обеспечения в системе ОПС у всех граждан формируются пенсионные права только на страховую пенсию исходя из всей суммы начисленных страховых взносов. В связи с этим максимальное значение годового ИПКзарплата одинаково для любого варианта формирования пенсии.
Страховая пенсия по старости рассчитывается по формуле:
СТРАХОВАЯ ПЕНСИЯ = СУММА ИПКзарплата * СТОИМОСТЬ ИПКзарплата на дату назначения пенсии + ФИКСИРОВАННАЯ ВЫПЛАТА
СП = ИПКзарплата * СИПКзарплата + ФВ, где:
— СП — страховая пенсия
— ИПКзарплата — это сумма всех индивидуальных пенсионных коэффициентов, величина которых зависит от размера заработной платы гражданина, начисленных на дату назначения гражданину страховой пенсии.
— СИПКзарплата — стоимость индивидуального пенсионного коэффициента на дату назначения страховой пенсии. При назначении пенсии с 1 января 2021 г. = 98,86 руб. Ежегодно индексируется государством.
— ФВ — фиксированная выплата. На 1 января 2021 года — 6 044,48 руб. Ежегодно индексируется государством.
Таким образом, расчет страховой пенсии в 2021 году осуществляется по формуле:
СП = ИПКзарплата * 98,86 + 6 044,48
При определении суммы всех индивидуальных пенсионных коэффициентов, величина которых зависит от размера заработной платы гражданина, учитываются ИПКзарплата за каждый календарный год.
Также сумму ИПКзарплата существенно увеличивает обращение за назначением страховой пенсии по старости впервые (в том числе досрочно) позднее возникновения права на нее. За каждый год более позднего обращения за назначением пенсии страховая пенсия будет увеличиваться на соответствующие премиальные коэффициенты.
Например, если обратиться за назначением пенсии через 5 лет после достижения пенсионного возраста, то фиксированная выплата вырастет на 36%, а сумма ИПКзарплата — на 45%; а если через 10 лет, то фиксированная выплата увеличится в 2,11 раз, а ИПКзарплата в 2,32 раза.
Таким образом, действующий порядок формирования пенсионных прав и исчисления пенсий позволяет обеспечить адекватность пенсионных прав заработной плате и повысить значение страхового стажа и «белой» заработной платы при формировании пенсионных прав и расчете размера пенсии.
Принят Федеральный закон от 3 октября 2018 г. N 350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсии» (далее — Федеральный закон N 350-ФЗ).
Основной задачей, на реализацию которой направлен Федеральный закон N 350-ФЗ, является обеспечение устойчивости и финансовой стабильности пенсионной системы на долгие годы вперед, что означает не только сохранение, но и рост пенсий нынешних и будущих пенсионеров.
На период с 2019 по 2024 годов ежегодное увеличение страховой пенсии и фиксированной выплаты к страховой пенсии, предусмотрено исходя из законодательно утвержденных стоимости одного пенсионного коэффициента и размера фиксированной выплаты к страховой пенсии.
У каждого пенсионера прибавка индивидуальна и зависит от размера получаемой пенсии.
Что касается накопительной пенсии, то накопительная часть трудовой пенсии выведена из состава трудовой пенсии по старости как элемент, не имеющий солидарного характера по своей сути, и преобразована с 1 января 2015 года в самостоятельный вид пенсии — накопительную пенсию.
Накопительная пенсия устанавливается лицам: мужчинам, достигшим возраста 60 лет, и женщинам, достигшим возраста 55 лет, при наличии средств пенсионных накоплений, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица (т.е. находящихся в ПФР, с 1 января 2023 г. — в СФР) или на пенсионном счете накопительной пенсии (т.е. находящихся в негосударственных пенсионных фондах), при соблюдении условий для назначения страховой пенсии по старости, установленных Федеральным законом «О страховых пенсиях» (наличие необходимого страхового стажа и установленной величины индивидуального пенсионного коэффициента). Ранее вышеуказанных возрастов право на назначение накопительной пенсии имеют: застрахованные лица, указанные в части 1 статьи 30, статье 31, части 1 статьи 32, части 2 статьи 33 Федерального закона «О страховых пенсиях», — по достижении ими возраста или наступлении срока, определяемых в соответствии с Федеральным законом «О страховых пенсиях» по состоянию на 31 декабря 2018 года, и при соблюдении условий, дающих право на досрочное назначение страховой пенсии по старости (наличие необходимого страхового стажа и (или) стажа на соответствующих видах работ и установленной величины индивидуального пенсионного коэффициента).
Размер накопительной пенсии определяется исходя из суммы средств пенсионных накоплений и величины ожидаемого периода выплаты накопительной пенсии, который начиная с 2016 года ежегодно определяется федеральным законом на основании статистических данных о продолжительности жизни мужчин и женщин в возрасте соответственно 60 и 55 лет.
На 2023 год в соответствии с Федеральным законом от 19.12.2022 N 516-ФЗ «Об ожидаемом периоде выплаты накопительной пенсии на 2023 год» установлен ожидаемый период выплаты накопительной пенсии — 22 года (264 месяца).
Обращаем внимание, что накопительная пенсия назначается, если ее размер составляет более 5 процентов по отношению к сумме размера страховой пенсии по старости (в том числе с учетом фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и повышений фиксированной выплаты к страховой пенсии), исчисленного в соответствии с Федеральным законом «О страховых пенсиях», и размера накопительной пенсии, рассчитанных на день назначения накопительной пенсии. В случае, если исчисленный размер накопительной пенсии не превысил вышеуказанный пятипроцентный порог, застрахованные лица имеют право на получение средств пенсионных накоплений в виде единовременной выплаты.
Размер накопительной пенсии подлежит увеличению по результатам инвестирования пенсионных средств, а также с учетом сформированных после назначения накопительной пенсии средств пенсионных накоплений.
Кроме того, в случае, когда средства пенсионных накоплений формировались у застрахованного лица за счет дополнительных страховых взносов на накопительную пенсию, взносов работодателя, уплаченных в рамках действия Федерального закона от 30.04.2008 N 56-ФЗ «О дополнительных страховых взносах на накопительную пенсию и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений» в пользу застрахованного лица, взносов на софинансирование формирования пенсионных накоплений, а также результата от их инвестирования и средств (части средств) материнского (семейного) капитала, направленных на формирование накопительной пенсии, а также результата от их инвестирования, то указанные средства по выбору гражданина учитываются либо при определении размера накопительной пенсии либо при определении размера срочной пенсионной выплаты в соответствии с Федеральным законом от 30 ноября 2011 года N 360-ФЗ «О порядке финансирования выплат за счет средств пенсионных накоплений».
При назначении срочной пенсионной выплаты за счет вышеобозначенных средств гражданин имеет право сам выбрать период осуществления указанной выплаты, но не менее 120 месяцев (10 лет) со дня ее назначения.
Размер срочной пенсионной выплаты также подлежит ежегодному увеличению по результатам инвестирования пенсионных средств, а также с учетом сформированных после назначения такой выплаты средств пенсионных накоплений.
Также необходимо отметить, что в случае, если смерть застрахованного лица наступила до назначения ему накопительной пенсии, срочной пенсионной выплаты либо до корректировки ее размера с учетом дополнительных пенсионных накоплений, средства, учтенные в специальной части индивидуального лицевого счета или на пенсионном счете накопительной пенсии (за исключением средств (части средств) материнского (семейного) капитала, направленных на формирование накопительной пенсии, дохода от их инвестирования), выплачиваются его правопреемникам в порядке, предусмотренном частью 6 статьи 7 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 424-ФЗ «О накопительной пенсии».
Кроме того, в случае смерти застрахованного лица после назначения ему срочной пенсионной выплаты остаток средств пенсионных накоплений (за исключением средств (части средств) материнского (семейного) капитала, направленных на формирование накопительной пенсии, дохода от их инвестирования), учтенных в специальной части его индивидуального лицевого счета или на пенсионном счете накопительной пенсии, не выплаченный умершему застрахованному лицу в виде срочной пенсионной выплаты, также подлежит выплате правопреемникам в порядке, предусмотренном частью 6 статьи 7 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 424-ФЗ «О накопительной пенсии».
Новая пенсионная формула
С 1 января 2015 года действует новый порядок формирования пенсионных прав граждан и расчета пенсии в системе обязательного пенсионного страхования — так называемая «новая пенсионная формула». Трудовая пенсия трансформируется в два вида пенсий: страховую и накопительную.
Для расчета страховой пенсии по новым правилам впервые вводится понятие «индивидуальный пенсионный коэффициент» (пенсионный балл), которым оценивается каждый год трудовой деятельности гражданина. Чтобы получить право на назначение страховой пенсии по старости, необходимо иметь 30 и более пенсионных баллов, однако эта норма в полной мере начнет действовать с 2025 года, а в 2015 году достаточно будет иметь 6,6 баллов.
Меняются и требования к минимальному стажу для получения права на пенсию по старости. С нынешних 5 лет он вырастет до 15 лет. Однако, как и в случае с пенсионными баллами, предусмотрен переходный период: в 2015 году требуемый минимальный стаж составит 6 лет и будет в течение 10 лет поэтапно увеличиваться — по 1 году с каждым годом.
Стоит отметить, что в новой пенсионной формуле, помимо периодов трудовой деятельности, баллы также будут начисляться за социально значимые периоды жизни человека, такие как военная служба по призыву, отпуск по уходу за ребенком, период ухода за ребенком-инвалидом, гражданином старше 80 лет и др.
С 1 января 2015 года стоимость пенсионного балла составляет 64,1 рубля, размер фиксированной выплаты к страховой пенсии — 3 935 рублей. Но уже с 1 февраля 2015 года стоимость балла и размер фиксированной выплаты будут проиндексированы на фактически сложившийся индекс потребительских цен за 2014 год — прогнозно на 11,5%.
Все сформированные на сегодня пенсионные права при конвертации в пенсионные баллы сохраняются, их размер не будет уменьшен.
Все уже назначенные пенсии при конвертации пенсионных прав в баллы не могут быть уменьшены.
(в ред. Федеральных законов от 29.05.2002 N 57-ФЗ, от 31.12.2002 N 187-ФЗ,
от 31.12.2002 N 198-ФЗ, от 23.12.2003 N 185-ФЗ, от 29.06.2004 N 58-ФЗ,
от 20.07.2004 N 70-ФЗ, от 02.12.2004 N 155-ФЗ, от 02.12.2004 N 157-ФЗ,
от 28.12.2004 N 183-ФЗ, от 04.11.2005 N 137-ФЗ, от 02.02.2006 N 19-ФЗ,
от 27.07.2006 N 137-ФЗ, от 19.07.2007 N 140-ФЗ, от 30.04.2008 N 55-ФЗ,
от 14.07.2008 N 117-ФЗ, от 22.07.2008 N 146-ФЗ, от 23.07.2008 N 160-ФЗ,
от 30.12.2008 N 304-ФЗ, от 18.07.2009 N 185-ФЗ,
от 24.07.2009 N 213-ФЗ (ред. 25.12.2009), от 27.12.2009 N 378-ФЗ,
от 27.07.2010 N 227-ФЗ, от 28.09.2010 N 243-ФЗ, от 16.10.2010 N 272-ФЗ,
от 08.12.2010 N 339-ФЗ, от 28.12.2010 N 428-ФЗ, от 28.12.2010 N 432-ФЗ,
от 03.06.2011 N 118-ФЗ, от 01.07.2011 N 169-ФЗ, от 11.07.2011 N 200-ФЗ,
от 07.11.2011 N 305-ФЗ, от 30.11.2011 N 359-ФЗ, от 30.11.2011 N 365-ФЗ,
от 03.12.2011 N 379-ФЗ, от 25.06.2012 N 94-ФЗ, от 28.07.2012 N 133-ФЗ,
от 03.12.2012 N 242-ФЗ, от 03.12.2012 N 243-ФЗ, от 02.07.2013 N 185-ФЗ,
от 23.07.2013 N 211-ФЗ, от 23.07.2013 N 237-ФЗ, от 04.12.2013 N 351-ФЗ,
от 28.12.2013 N 421-ФЗ, от 12.03.2014 N 33-ФЗ, от 02.04.2014 N 59-ФЗ,
от 28.06.2014 N 188-ФЗ, от 21.07.2014 N 216-ФЗ, от 29.11.2014 N 378-ФЗ,
от 01.12.2014 N 406-ФЗ, от 01.12.2014 N 410-ФЗ, от 31.12.2014 N 519-ФЗ,
от 13.07.2015 N 213-ФЗ, от 28.11.2015 N 347-ФЗ, от 14.12.2015 N 373-ФЗ,
от 03.07.2016 N 250-ФЗ, от 19.12.2016 N 437-ФЗ, от 19.12.2016 N 438-ФЗ,
от 19.12.2016 N 447-ФЗ, от 19.12.2016 N 456-ФЗ, от 07.06.2017 N 114-ФЗ,
от 29.07.2017 N 216-ФЗ, от 05.12.2017 N 393-ФЗ, от 20.12.2017 N 413-ФЗ,
от 28.12.2017 N 428-ФЗ, от 28.12.2017 N 436-ФЗ, от 23.04.2018 N 104-ФЗ,
от 27.06.2018 N 164-ФЗ, от 03.08.2018 N 306-ФЗ, от 03.10.2018 N 350-ФЗ,
от 27.11.2018 N 425-ФЗ, от 28.11.2018 N 441-ФЗ, от 11.12.2018 N 462-ФЗ,
от 16.12.2019 N 435-ФЗ, от 01.04.2020 N 86-ФЗ, от 01.04.2020 N 102-ФЗ,
от 08.12.2020 N 405-ФЗ, от 08.12.2020 N 429-ФЗ, от 30.12.2020 N 502-ФЗ,
от 24.02.2021 N 20-ФЗ, от 30.04.2021 N 117-ФЗ, от 26.05.2021 N 151-ФЗ,
от 11.06.2021 N 181-ФЗ, от 19.11.2021 N 375-ФЗ, от 21.12.2021 N 429-ФЗ,
от 25.02.2022 N 18-ФЗ, от 28.06.2022 N 223-ФЗ, от 14.07.2022 N 237-ФЗ,
от 14.07.2022 N 271-ФЗ, от 04.11.2022 N 419-ФЗ, от 05.12.2022 N 472-ФЗ,
от 28.12.2022 N 569-ФЗ, от 18.03.2023 N 64-ФЗ, от 13.06.2023 N 257-ФЗ,
от 24.06.2023 N 267-ФЗ,
с изм., внесенными Определениями Конституционного Суда РФ
от 24.05.2005 N 223-О, от 11.05.2006 N 187-О, от 02.11.2006 N 492-О,
Постановлениями Конституционного Суда РФ от 28.01.2020 N 5-П,
11.10.2022 N 42-П)
(в ред. Федерального закона от 30.04.2008 N 55-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
1. Добровольно вступить в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию вправе:
1) граждане Российской Федерации, работающие за пределами территории Российской Федерации, в целях уплаты страховых взносов в Фонд за себя;
(в ред. Федерального закона от 14.07.2022 N 237-ФЗ)
2) физические лица в целях уплаты страховых взносов за другое физическое лицо, за которое не осуществляется уплата страховых взносов страхователем в соответствии с настоящим Федеральным законом и законодательством Российской Федерации о налогах и сборах;
(пп. 2 в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 250-ФЗ)
3) застрахованные лица, осуществляющие в качестве страхователей уплату страховых взносов в фиксированном размере, в части, превышающей этот размер, но в общей сложности не более размера, определяемого как 22,0 процента восьмикратного минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, увеличенного в 12 раз;
(пп. 3 в ред. Федерального закона от 14.07.2022 N 237-ФЗ)
4) физические лица в целях уплаты дополнительных страховых взносов на накопительную пенсию в соответствии с Федеральным законом «О дополнительных страховых взносах на накопительную пенсию и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений»;
(в ред. Федерального закона от 21.07.2014 N 216-ФЗ)
5) физические лица в целях уплаты страховых взносов в Фонд за себя, постоянно или временно проживающие на территории Российской Федерации, на которых не распространяется обязательное пенсионное страхование, в соответствии с настоящим Федеральным законом, за исключением лиц, указанных в подпункте 6 настоящего пункта;
(в ред. Федеральных законов от 27.11.2018 N 425-ФЗ, от 14.07.2022 N 237-ФЗ)
6) физические лица в целях уплаты страховых взносов в Фонд за себя, применяющие специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход», постоянно или временно проживающие на территории Российской Федерации;
(пп. 6 введен Федеральным законом от 27.11.2018 N 425-ФЗ; в ред. Федерального закона от 14.07.2022 N 237-ФЗ)
7) физические лица из числа индивидуальных предпринимателей, адвокатов, арбитражных управляющих, нотариусов, занимающихся частной практикой, и иных лиц, занимающихся частной практикой и не являющихся индивидуальными предпринимателями, являющихся получателями пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей», в целях уплаты страховых взносов в Фонд за себя.
(пп. 7 введен Федеральным законом от 30.12.2020 N 502-ФЗ; в ред. Федеральных законов от 14.07.2022 N 237-ФЗ, от 13.06.2023 N 257-ФЗ)
2. Лица, имеющие право на добровольное вступление в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию по нескольким основаниям из числа перечисленных в пункте 1 настоящей статьи, вправе добровольно вступить в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию по каждому из оснований.
3. Лица, указанные в подпунктах 1 — 3, 5 — 7 пункта 1 настоящей статьи, вступают в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию и прекращают правоотношения по обязательному пенсионному страхованию путем подачи заявления в территориальный орган Фонда по правилам, утверждаемым в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
4. Лица, указанные в подпункте 4 пункта 1 настоящей статьи, вступают в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию в целях уплаты дополнительных страховых взносов на накопительную пенсию в порядке, определенном Федеральным законом «О дополнительных страховых взносах на накопительную пенсию и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений».
5. Лица, указанные в подпунктах 1 — 3, 5 — 7 пункта 1 настоящей статьи, осуществляют уплату страховых взносов на казначейские счета, открытые Фонду в Федеральном казначействе, с применением кодов бюджетной классификации, предназначенных для учета страховых взносов, уплаченных в добровольном порядке.
(в ред. Федеральных законов от 30.12.2020 N 502-ФЗ, от 24.02.2021 N 20-ФЗ, от 14.07.2022 N 237-ФЗ)
Минимальный размер страховых взносов лиц, указанных в подпунктах 1 — 3 и 5 пункта 1 настоящей статьи, определяется как 22,0 процента минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, увеличенные в 12 раз.
Максимальный размер страховых взносов лиц, указанных в подпунктах 1 — 3, 5 — 7 пункта 1 настоящей статьи, не может быть более размера, определяемого как 22,0 процента восьмикратного минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, увеличенные в 12 раз.
Расчетным периодом по страховым взносам признается календарный год. При подаче заявления о добровольном вступлении в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию соответствующий расчетный период начинается со дня подачи указанного заявления в территориальный орган Фонда. При подаче заявления о прекращении правоотношений по обязательному пенсионному страхованию расчетный период заканчивается в день подачи указанного заявления в территориальный орган Фонда.
Лица, указанные в подпунктах 1 — 3, 5 — 7 пункта 1 настоящей статьи, самостоятельно с учетом ограничений, установленных настоящим пунктом, определяют размер страховых взносов и исчисляют указанные страховые взносы, подлежащие уплате за расчетный период. Уплаченные суммы страховых взносов на обязательное пенсионное страхование направляются на финансирование страховой пенсии и учитываются на индивидуальных лицевых счетах застрахованных лиц в порядке, определенном Федеральным законом от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования», за расчетный период, в котором такие суммы были уплачены.
(в ред. Федеральных законов от 30.12.2020 N 502-ФЗ, от 14.07.2022 N 237-ФЗ)
Суммы страховых взносов уплачиваются не позднее 31 декабря текущего календарного года, а в случае подачи заявления о прекращении правоотношений по обязательному пенсионному страхованию — не позднее дня подачи указанного заявления в территориальный орган Фонда.
Если заявление о добровольном вступлении в правоотношения (о прекращении правоотношений) по обязательному пенсионному страхованию подано в территориальный орган Фонда в течение расчетного периода, размер страховых взносов, подлежащих уплате за этот расчетный период, определяется пропорционально количеству календарных месяцев, в течение которых лицо состояло в правоотношениях по обязательному пенсионному страхованию. За неполный месяц размер страховых взносов определяется пропорционально количеству календарных дней этого месяца.
Периоды уплаты страховых взносов лицами, указанными в подпунктах 1 — 3, 5 — 7 пункта 1 настоящей статьи, засчитываются в страховой стаж. Продолжительность засчитываемых в страховой стаж периодов уплаты страховых взносов лицами, указанными в подпунктах 2 и 5 пункта 1 настоящей статьи, не может составлять более половины страхового стажа, требуемого для назначения страховой пенсии по старости.
(в ред. Федерального закона от 30.12.2020 N 502-ФЗ)
Лицам, указанным в подпунктах 6 и 7 пункта 1 настоящей статьи, если общая сумма уплаченных страховых взносов в течение календарного года составила не менее минимального размера страхового взноса на обязательное пенсионное страхование, определяемого в соответствии с абзацем вторым настоящего пункта, с учетом положений абзаца седьмого настоящего пункта, в страховой стаж засчитывается период, равный соответствующему расчетному периоду, определяемому согласно абзацу четвертому настоящего пункта. В случае, если общая сумма уплаченных страховых взносов в течение календарного года указанными лицами составляет менее минимального размера страхового взноса на обязательное пенсионное страхование, определяемого в соответствии с абзацем вторым настоящего пункта, в страховой стаж засчитывается период, определяемый пропорционально уплаченным страховым взносам, но не более продолжительности соответствующего расчетного периода, определяемого согласно абзацу четвертому настоящего пункта.
(п. 5 в ред. Федерального закона от 27.11.2018 N 425-ФЗ)
6. Уплата дополнительных страховых взносов на накопительную пенсию лицами, указанными в подпункте 4 пункта 1 настоящей статьи, осуществляется на условиях и в порядке, которые установлены Федеральным законом «О дополнительных страховых взносах на накопительную пенсию и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений».
7. Право лиц, указанных в пункте 1 настоящей статьи, на страховое обеспечение по обязательному пенсионному страхованию, в том числе с учетом дополнительных страховых взносов на накопительную пенсию, взносов работодателя, уплаченных в пользу застрахованного лица, и взносов на софинансирование формирования пенсионных накоплений в соответствии с Федеральным законом «О дополнительных страховых взносах на накопительную пенсию и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений», реализуется при соблюдении условий, установленных Федеральным законом «О страховых пенсиях», Федеральным законом «О накопительной пенсии».
Минтруд России напомнил, как формируются пенсионные права граждан и начисляется пенсия в соответствии с новым порядком
Новый порядок действует с 1 января 2015 года.
Сообщается, что согласно новой пенсионной формуле на размер пенсии влияют: размер заработной платы; длительность страхового стажа; возраст обращения за назначением трудовой пенсии.
Чем выше зарплата, больше трудовой стаж и чем позже гражданин обращается за назначением пенсии, тем выше ее размер.
Указано, например, что в случае обращения за назначением пенсии через 5 лет после достижения пенсионного возраста, фиксированная выплата вырастет на 36%, а страховая пенсия — на 45%; если обратиться через 10 лет, то фиксированная выплата увеличится в 2,11 раза, а страховая пенсия — в 2,32 раза.
Отмечено также, что в условиях новых социально-экономических вызовов российская пенсионная система сохранила весь накопленный отечественный опыт в сфере пенсионного обеспечения (возраст выхода на пенсию, назначение досрочных пенсий отдельным категориям граждан и пр.).
Сообщено также о накопительной пенсии: выведена из состава трудовой пенсии по старости и преобразована с 1 января 2015 года в самостоятельный вид — накопительную пенсию.
Размер накопительной пенсии определяется исходя из суммы средств пенсионных накоплений и величины ожидаемого периода ее выплаты (на 2018 год данный период установлен в 246 месяцев (20 лет 6 месяцев)).
Дата публикации на сайте: 16.01.2018
Больше документов и разъяснений по антикризисным мерам — в системе
КонсультантПлюс.
Зарегистрируйся и получи пробный доступ
ПОРЯДОК ФОРМИРОВАНИЯ ПЕНСИОННЫХ ПРАВ ГРАЖДАН В СИСТЕМЕ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО ПЕНСИОННОГО СТРАХОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Сформированная в Российской Федерации система обязательного пенсионного страхования, основываясь на страховых принципах, обеспечивает эквивалентность доходов и расходов, гарантирует ее участникам возможность реализации пенсионных прав, приобретенных в рамках данной системы.
С 1 января 2015 года введен новый порядок формирования пенсионных прав граждан и начисления пенсии в системе обязательного пенсионного страхования (новая пенсионная формула), трудовая пенсия по старости после введения нового порядка расчета пенсий трансформировалась в страховую пенсию и накопительную пенсию.
По новой пенсионной формуле на размер пенсии влияет:
размер заработной платы: чем выше зарплата, тем выше пенсия;
длительность страхового стажа: чем продолжительнее страховой стаж гражданина, тем больше у него будет сформировано пенсионных прав, поскольку за каждый год трудовой деятельности будет начисляться определенное количество пенсионных коэффициентов;
возраст обращения за назначением трудовой пенсии: пенсия будет существенно повышена за каждый год, истекший после достижения пенсионного возраста до обращения за пенсией.
По новой пенсионной формуле выходить на пенсию позже будет выгодно. За каждый год более позднего обращения за пенсией страховая пенсия будет увеличиваться на соответствующие премиальные коэффициенты. Например, если обратиться за назначением пенсии через 5 лет после достижения пенсионного возраста, то фиксированная выплата вырастет на 36%, а страховая пенсия — на 45%; если — 10 лет, то фиксированная выплата увеличится в 2,11 раза, страховая пенсия — в 2,32 раза.
Новый порядок формирования пенсионных прав и исчисления пенсий позволяет обеспечить адекватность пенсионных прав заработной плате и повысить значение страхового стажа и «белой» заработной платы при формировании пенсионных прав и расчете размера пенсии. Важно, что при этом сохранен приемлемый уровень страховой нагрузки на работодателей и на федеральный бюджет, а также созданы необходимые условия для сбалансированности пенсионной системы.
В настоящее время величина коэффициента замещения близка к 40 процентам утраченного заработка при нормативном страховом стаже и средней заработной плате (по методике расчета, сложившейся в Российской Федерации) и значительно превышает 40 процентов по методике расчета по стандартам Международной организации труда.
Необходимо отметить, что в условиях новых социально-экономических вызовов российская пенсионная система сохранила весь накопленный отечественный опыт в сфере пенсионного обеспечения:
в России возраст выхода на пенсию — 55 лет для женщин и 60 лет для мужчин, остается самым низким среди близких нам по условиям жизни стран евразийского пространства, а также Восточной Европы, включая страны бывшего СССР, несмотря на то, что с начала 20 века во всех странах мира, в том числе и в Российской Федерации, наблюдалось снижение удельного веса занятых в промышленности, условия труда изменились, и произошел переход от индустриального к постиндустриальному обществу, обществу, в экономике которого преобладают служащие и работники сферы услуг;
ежегодно в пенсионную систему приходит порядка 300 — 400 тыс. «новых» пенсионеров, в этом случае можно говорить о стабильном расширении охвата населения пенсионным обеспечением. Это сотни тысяч новых получателей пенсий ежегодно, а значит ежегодное значительное увеличение социальных расходов государства;
сохранены досрочные пенсии для граждан, занятых на работах с вредными либо тяжелыми условиями труда и в горячих цехах, а также для педагогических, медицинских и творческих работников;
сохранены досрочные пенсии для многодетных матерей и матерей, воспитывающих детей-инвалидов;
сохранены так называемые «северные» коэффициенты, увеличивающие фиксированную выплату к страховой пенсии на соответствующий районный коэффициент, который устанавливает Правительство Российской Федерации в зависимости от района проживания на период проживания «пенсионеров-северян» в этих районах;
сохранен порядок, в соответствии с которым не производятся прямые отчисления из заработной платы работников посредством взносов в систему обязательного пенсионного страхования, при этом страховые взносы за работников уплачиваются работодателями;
сохранены льготы по выплате пенсий работающим пенсионерам, необходимо отметить, что по своей правовой природе выплата страховых пенсий в системе обязательного пенсионного страхования, исходя из того, что пенсия — это компенсация утраченного заработка, должна быть связана с получением заработка. Целевое предназначение страховых пенсий — предоставление гражданину средств к существованию, который в силу нетрудоспособности, связанной в том числе с пожилым возрастом, не имеет возможности трудиться и утратил заработок. Вместе с тем, понимая интересы наших граждан, решено сохранить выплату пенсий при наличии заработка, при этом лишь несколько ограничив размер пенсий работающим пенсионерам на сумму индексации;
предусмотрены нормы, направленные на стимулирование деятельности субъектов экономической деятельности, путем установления пониженных тарифов на обязательное пенсионное страхование.
Кроме того, ежегодно в рамках федерального бюджета бюджету ПФР выделяется межбюджетный трансферт на финансирование государственных обязательств по обязательному пенсионному страхованию.
Повышение уровня пенсионного обеспечения, несмотря на проводимые мероприятия по увеличению пенсий, является актуальным для всех категорий пенсионеров. Государство в рамках законодательства Российской Федерации принимает соответствующие меры по улучшению материального положения пенсионеров.
Что касается накопительной пенсии, сообщается — накопительная часть трудовой пенсии выведена из состава трудовой пенсии по старости как элемент, не имеющий солидарного характера по своей сути, и преобразована с 1 января 2015 года в самостоятельный вид пенсии — накопительную пенсию.
Накопительная пенсия устанавливается лицам, имеющим право на назначение страховой пенсии по старости при наличии средств пенсионных накоплений, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица (т.е. находящихся в ПФР) или на пенсионном счете накопительной пенсии (т.е. находящихся в негосударственных пенсионных фондах).
Размер накопительной пенсии определяется исходя из суммы средств пенсионных накоплений и величины ожидаемого периода выплаты накопительной пенсии, который начиная с 2016 года ежегодно определяется федеральным законом на основании статистических данных о продолжительности жизни получателей накопительной пенсии.
На 2018 год в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2017 г. N 419-ФЗ «Об ожидаемом периоде выплаты накопительной пенсии на 2018 год» установлен ожидаемый период выплаты накопительной пенсии — 20 лет 6 месяцев (246 месяцев).