Социальное страхование — это особая система защиты работающих граждан и находящихся на их иждивении членов семей от потери трудового дохода при наступлении нетрудоспособности вследствие старости, инвалидности, болезни, безработицы, материнства, смерти кормильца.
Обязательное социальное страхование в России состоит из 6 частей:
- Доходы и расходы системы обязательного социального страхования
- Случаи, когда взносы не уплачиваются
- Основные расходы фондов
- Главное управление государственного здравоохранения Российской империи
- Министерство здравоохранения и социального обеспечения РСФСР
- Министерство здравоохранения РСФСР
- Министерство здравоохранения СССР
- Министерство медицинской промышленности СССР
- Министерство медицинской и микробиологической промышленности СССР
- Министерство здравоохранения Российской Федерации
- Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации
- ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ИНСТРУКЦИИ О ПОРЯДКЕ РАСХОДОВАНИЯ СРЕДСТВ ФОНДА СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
- ИНСТРУКЦИЯ О ПОРЯДКЕ РАСХОДОВАНИЯ СРЕДСТВ ФОНДА СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
- Расходование средств государственного социального страхования страхователями
- III. Расходование средств государственного социального страхования отделениями Фонда
- Расходование средств централизованного резерва Фонда
- Счета Фонда и его исполнительных органов
- Учет и отчетность по средствам государственного социального страхования
- VII. Контроль за расходованием средств государственного социального страхования
- Что такое фонд социального страхования
- Правовой статус
Доходы и расходы системы обязательного социального страхования
Финансовые средства аккумулируются и распределяются тремя фондами:
Фонды имеют собственные бюджеты, независимые от бюджетной системы России. Поэтому они также называются внебюджетными фондами. Источник денежных средств — страховые взносы, которые предприятия (страхователи) перечисляют в соответствующие фонды. В случае дефицита бюджетов фондов недостаток средств покрывается трансфертными платежами из федерального бюджета России.
Размер страховых взносов рассчитывается исходя из размеров оплаты труда работников предприятий, а также иных вознаграждений и выплат работникам предприятий. Индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы определяют суммы взносов в особом порядке.
Случаи, когда взносы не уплачиваются
Взносы не уплачиваются со следующих выплат работникам:
Также взносы не уплачиваются со следующих расходов предприятия (страхователя):
Основные расходы фондов
Начисление страховых взносов — расчёт сумм страховых взносов, которые нужно уплатить в фонды. Начислением страховых взносов занимается бухгалтерия предприятия (страхователя). Страховые взносы уплачиваются в фонды в день выдачи зарплаты, но не позднее 15 числа месяца следующего за расчётным.
Администрирование — это отслеживание правильности исчисления и своевременной уплаты страховых взносов в фонды, приём отчётности от предприятий (страхователей), учёт платежей, зачет или возврат излишне уплаченных страховых взносов, взыскание задолженности по платежам.
Администрированием занимаются два фонда:
Карточка индивидуального учета сумм начисленных выплат и иных вознаграждений и сумм начисленных страховых взносов открывается на расчётный период (календарный год) и заполняется на каждое физическое лицо — сотрудника организации.
Предприятия (страхователи) ежеквартально сдают отчётность в фонды. Если на предприятии работает больше 25 сотрудников, то отчётность в обязательном порядке сдаётся в электронном виде с электронной цифровой подписью через Интернет.
Об истории ФСС смотри Фонд социального страхования Российской Федерации. Раздел История
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 8 августа 2022 года; проверки требуют 5 правок.
Главное управление государственного здравоохранения Российской империи
Образовано 15 марта 1946 года из одноимённого наркомата.
Министерство здравоохранения и социального обеспечения РСФСР
Образовано 30 июля 1991 года в результате объединения Министерств социального обеспечения и здравоохранения. Министр не назначался. 28 ноября 1991 года разделено на Министерство здравоохранения РСФСР и Министерство социальной защиты РСФСР.
Министерство здравоохранения РСФСР
Предшествующими органами в сфере медицины и здравоохранения были:
Медико-санитарный отдел при Военно-революционном комитете Петроградского совета (1917—1918, Начальник Барсуков М. И.), Cовет Врачебных коллегий при СНК РСФСР (1918—1934, Председатель Винокуров А. Н.), Всесоюзная государственная санитарная инспекция при СНК СССР (1934—1936, Председатель Каминский Г. Н.).
Народный комиссариат здравоохранения СССР был образован 20 июля 1936 года. Ему были переданы некоторые функции Народного комиссариата здравоохранения РСФСР.
Министерство здравоохранения СССР
Образовано 15 марта 1946 года из одноимённого наркомата. 14 июня 1946 года из него выделено Министерство медицинской промышленности СССР.
Министерство медицинской промышленности СССР
Выделено 14 июня 1946 года из Министерства здравоохранения СССР.
1 марта 1948 года преобразовано в Главное управление медицинской промышленности Министерства здравоохранения СССР.
Вновь образовано 25 апреля 1967 года.
21 ноября 1985 года преобразовано в Министерство медицинской и микробиологической промышленности СССР.
В третий раз образовано 27 июня 1989 года на базе Министерства медицинской и микробиологической промышленности СССР.
Упразднено 1 апреля 1991 года.
Министерство медицинской и микробиологической промышленности СССР
Образовано 21 ноября 1985 года на базе Министерства медицинской промышленности СССР и Главного управления микробиологической промышленности при СМ СССР.
27 июня 1989 года преобразовано в Министерство медицинской промышленности СССР.
Министерство здравоохранения Российской Федерации
14 августа 1996 года преобразовано в Министерство здравоохранения Российской Федерации, вопросы медицинской промышленности переданы Министерству промышленности Российской Федерации.
9 марта 2004 года преобразовано в Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации.
Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации
21 мая 2012 года разделено на Министерство здравоохранения Российской Федерации и Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации.
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 12 апреля 2023 года; проверки требуют 3 правки.
Министерство здравоохранения Российской Федерации (Минздрав России) — федеральный орган исполнительной власти Российской Федерации, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, обязательного медицинского страхования, обращения лекарственных средств для медицинского применения, включая вопросы организации профилактики заболеваний, в том числе инфекционных заболеваний и СПИДа, медицинской помощи, медицинской реабилитации и медицинских экспертиз, фармацевтической деятельности, включая обеспечение качества, эффективности и безопасности лекарственных средств для медицинского применения, обращения медицинских изделий, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, курортного дела, а также по управлению государственным имуществом и оказанию государственных услуг в сфере здравоохранения.
В 1992 году, после распада СССР, Министерство здравоохранения СССР было ликвидировано, а Министерство здравоохранения РСФСР было преобразовано в Министерство здравоохранения Российской Федерации (Минздрав России).
Министерство здравоохранения было объединено Указом Президента России № 314 от 9 марта 2004 год с Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации в Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации.
21 мая 2012 года Министерство здравоохранения Российской Федерации было вновь выделено из Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации.
(в ред. Федерального закона от 05.03.2004 N 10-ФЗ)
1. Денежные средства бюджетов фондов конкретных видов обязательного социального страхования расходуются на цели, устанавливаемые федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования и о бюджетах фондов конкретных видов обязательного социального страхования на очередной финансовый год и на плановый период.
(в ред. Федеральных законов от 05.03.2004 N 10-ФЗ, от 24.07.2009 N 213-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
2. Нецелевое расходование денежных средств бюджетов фондов конкретных видов обязательного социального страхования не допускается и влечет за собой ответственность должностных лиц, допустивших указанное в настоящем пункте нарушение, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
3. Отчеты об исполнении бюджетов фондов конкретных видов обязательного социального страхования за конкретный финансовый год вносятся на рассмотрение Федерального Собрания Российской Федерации Правительством Российской Федерации и утверждаются федеральными законами.
Настоящий Федеральный закон в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права регулирует отношения в системе обязательного социального страхования, определяет правовое положение субъектов обязательного социального страхования, основания возникновения и порядок осуществления их прав и обязанностей, ответственность субъектов обязательного социального страхования, а также устанавливает основы государственного регулирования обязательного социального страхования.
Обязательное социальное страхование — часть государственной системы социальной защиты населения, спецификой которой является осуществляемое в соответствии с федеральным законом страхование работающих граждан от возможного изменения материального и (или) социального положения, в том числе по независящим от них обстоятельствам.
Обязательное социальное страхование представляет собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, иных категорий граждан вследствие достижения пенсионного возраста, наступления инвалидности, потери кормильца, заболевания, травмы, несчастного случая на производстве или профессионального заболевания, беременности и родов, рождения ребенка (детей), ухода за ребенком в возрасте до полутора лет и других событий, установленных законодательством Российской Федерации об обязательном социальном страховании.
(в ред. Федерального закона от 24.07.2009 N 213-ФЗ)
Действие настоящего Федерального закона распространяется также на лиц, самостоятельно обеспечивающих себя работой, и на иные категории граждан в случае, если законодательством Российской Федерации предусматривается уплата ими или за них страховых взносов на обязательное социальное страхование (далее также — страховые взносы).
Порядок обязательного социального страхования неработающих граждан определяется федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
Действие настоящего Федерального закона не распространяется на обязательное государственное страхование, регулируемое специальным законодательством Российской Федерации.
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ИНСТРУКЦИИ О ПОРЯДКЕ РАСХОДОВАНИЯ СРЕДСТВ ФОНДА СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Фонд социального страхования Российской Федерации постановляет:
Утвердить Инструкцию о порядке расходования средств Фонда социального страхования Российской Федерации, согласованную с Министерством труда и социального развития Российской Федерации и Министерством финансов Российской Федерации.
Региональным отделениям Фонда:
в десятидневный срок довести настоящую Инструкцию до сведения страхователей;
в течение первого квартала 2001 года провести со страхователями разъяснительную работу по применению настоящей Инструкции.
Департаменту правового обеспечения социального страхования (Н. К. Лысенков), Департаменту финансов, бухгалтерского учета и отчетности (В. И. Трифонова) совместно с подразделениями Фонда до 1 марта 2001 года подготовить предложения о приведении нормативных правовых актов Фонда в соответствие с настоящей Инструкцией.
Председатель Фонда Ю. А. КОСАРЕВ
УТВЕРЖДЕНА Постановлением Фонда социального страхования Российской Федерации от 9 февраля 2001 г. N 11
ИНСТРУКЦИЯ О ПОРЯДКЕ РАСХОДОВАНИЯ СРЕДСТВ ФОНДА СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Настоящая Инструкция в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами, регулирующими деятельность Фонда социального страхования Российской Федерации, определяет порядок расходования средств государственного социального страхования, формируемых за счет сумм единого социального налога (взноса) и единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности, зачисляемых в Фонд социального страхования Российской Федерации (далее — Фонд), а также иных поступлений, не противоречащих законодательству Российской Федерации (далее — средства государственного социального страхования).
Расходование средств обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 24.07.98 N 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний», Правилами начисления, учета и расходования средств на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 марта 2000 г. N 184, иными нормативными правовыми актами об этом виде обязательного социального страхования и настоящей Инструкцией не регулируется.
Расходование средств государственного социального страхования осуществляется Фондом, отделениями Фонда и их филиалами (далее именуются — отделения (филиалы отделений) Фонда), а также страхователями в соответствии с федеральными законами, в том числе федеральными законами о бюджете Фонда на соответствующий финансовый год, и иными нормативными правовыми актами по расходованию средств государственного социального страхования.
Средства Фонда социального страхования Российской Федерации расходуются строго по целевому назначению.
Расходование средств государственного социального страхования страхователями
За счет средств государственного социального страхования страхователи осуществляют расходы (далее — расходы по государственному социальному страхованию) на:
выплату пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, при усыновлении ребенка, единовременного пособия женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности, единовременного пособия при рождении ребенка, ежемесячного пособия на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, социального пособия на погребение либо возмещение стоимости гарантированного перечня услуг по погребению специализированной службе по вопросам похоронного дела; оплату дополнительных выходных дней по уходу за ребенком — инвалидом или инвалидом с детства в возрасте до 18 лет (далее — пособия по государственному социальному страхованию);
оплату путевок на санаторно — курортное лечение работников и членов их семей;
оздоровление детей работников.
Страхователи могут осуществлять иные расходы по государственному социальному страхованию, предусмотренные бюджетом Фонда на соответствующий год, в порядке, определяемом нормативными правовыми актами.
Выплата пособий по государственному социальному страхованию производится страхователем в порядке и на условиях, установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами по вопросам государственного социального страхования, на основании документов, подтверждающих право работника на получение соответствующего пособия.
Оплата за счет средств государственного социального страхования путевок на санаторно — курортное лечение работников и членов их семей, оздоровление детей осуществляется страхователями в пределах ассигнований (норматива), утвержденных им отделением (филиалом отделения) Фонда на календарный год, в порядке, определяемом нормативными правовыми актами.
По мере выдачи путевок страхователи относят их стоимость (в пределах величины, установленной федеральным законом о бюджете Фонда и иными нормативными правовыми актами на соответствующий год) на расходы по государственному социальному страхованию.
Расходы по государственному социальному страхованию, предусмотренные пунктом 2.1 настоящей Инструкции, осуществляются страхователями через их бухгалтерии.
Ответственность за правильность начисления и расходования средств государственного социального страхования несет администрация страхователя в лице руководителя и главного бухгалтера.
Страхователь обязан обеспечить хранение документов, являющихся основанием для назначения пособий по государственному социальному страхованию и подтверждающих произведенные страхователем расходы на цели государственного социального страхования.
Страхователи — плательщики единого социального налога (взноса) осуществляют расходы по государственному социальному страхованию в счет начисленного единого социального налога, подлежащего зачислению в Фонд.
Суммы начисленных страхователями, а также налоговыми органами пеней за нарушение срока уплаты единого социального налога (взноса), суммы штрафов за совершение налоговых правонарушений, касающихся уплаты единого социального налога (взноса), не могут быть направлены страхователем на осуществление расходов по государственному социальному страхованию.
Сумма начисленного в Фонд единого социального налога (взноса), уменьшенная на сумму произведенных страхователем расходов по государственному социальному страхованию, а также суммы начисленных пеней и штрафов перечисляются страхователем со своего банковского счета на лицевой счет органа федерального казначейства отдельным платежным поручением для дальнейшего перечисления в Фонд.
В случае превышения суммы расходов по государственному социальному страхованию над суммой начисленного единого социального налога (взноса), подлежащего зачислению в Фонд, страхователь обращается за возмещением средств (дотацией) в отделение (филиал отделения) Фонда с представлением расчетов по размерам средств, необходимых для осуществления расходов по государственному социальному страхованию. Выделение средств страхователю осуществляется отделением (филиалом отделения) Фонда в соответствии с пунктами 3.4 — 3.5 настоящей Инструкции.
Если страхователь имеет задолженность по уплате единого социального налога (взноса) и не может осуществлять выплату пособий по государственному социальному страхованию вследствие отсутствия средств на своих банковских счетах, вопрос о возможности выделения средств страхователю или выплаты пособий по государственному социальному страхованию решается отделением (филиалом отделения) Фонда на основании представленных страхователем документов в соответствии с пунктом 3.5 настоящей Инструкции.
Страхователям, имеющим налоговые льготы по уплате единого социального налога (взноса) в соответствии с пунктом 1 статьи 239 части второй Налогового кодекса Российской Федерации, страхователям — плательщикам единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности, средства на выплату пособий по государственному социальному страхованию, а также оплату путевок на санаторно — курортное лечение работников и членов их семей и оздоровление детей (в пределах утвержденных страхователю ассигнований на санаторно — курортное лечение работников и членов их семей и оздоровление детей) выделяются отделением (филиалом отделения) Фонда на основании представленных страхователем документов в соответствии с пунктом 3.5 настоящей Инструкции.
Страхователи, являющиеся одновременно плательщиками единого социального налога (взноса) и единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности и ведущие раздельный учет доходов и расходов по соответствующим видам деятельности, производят в счет начисленного единого социального налога (взноса), подлежащего зачислению в Фонд, расходы по государственному социальному страхованию только в отношении тех работников, выплаты в пользу которых включаются в облагаемую базу для уплаты единого социального налога (взноса), подлежащего зачислению в Фонд.
В отношении работников, деятельность которых подпадает под обложение единым налогом на вмененный доход для определенных видов деятельности, расходы по государственному социальному страхованию производятся страхователем в соответствии с пунктом 2.9 настоящей Инструкции.
III. Расходование средств государственного социального страхования отделениями Фонда
Отделения Фонда осуществляют расходование средств государственного социального страхования на:
выделение дотаций страхователям на выплату пособий по государственному социальному страхованию, оплату путевок на санаторно — курортное лечение работников и членов их семей, оздоровление детей работников, а также осуществление иных расходов по государственному социальному страхованию, предусмотренных бюджетом Фонда на соответствующий год;
выплату пособий по государственному социальному страхованию отдельным категориям застрахованных в случаях и в порядке, установленных нормативными правовыми актами;
перечисление органам социальной защиты населения средств на выплату единовременного пособия при рождении ребенка неработающим гражданам, пособия по беременности и родам, единовременного пособия женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности, женщинам, уволенным в связи с ликвидацией предприятий, учреждений и других организаций в течение двенадцати месяцев, предшествовавших дню признания их в установленном порядке безработными, ежемесячного пособия на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, женщинам, уволенным в период беременности, отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет в связи с ликвидацией предприятий, учреждений и других организаций (далее — пособия неработающим гражданам);
оплату путевок застрахованным на санаторно — курортное долечивание по перечню заболеваний и в порядке, определенными нормативными правовыми актами;
оздоровление детей в порядке, установленном нормативными правовыми актами;
осуществление текущей деятельности отделения Фонда и содержание аппарата отделения Фонда и его филиалов.
Отделения Фонда могут осуществлять иные расходы на цели государственного социального страхования, предусмотренные бюджетом Фонда на соответствующий год, в порядке, определяемом нормативными правовыми актами.
Выплата пособий отдельным категориям застрахованных осуществляется через отделения (филиалы отделений) Фонда путем перечисления начисленной суммы с банковского счета отделения (филиала отделения) Фонда на лицевой счет застрахованного в банке или почтовым переводом.
Перечисление средств органам социальной защиты населения на выплату пособий неработающим гражданам производится по предварительным заявкам и расчетам органов социальной защиты населения.
Заявки и расчеты необходимых средств на предстоящий квартал представляются органом социальной защиты населения в отделение Фонда на основании фактических расходов текущего квартала не позднее 15 числа последнего месяца текущего квартала.
Отделения Фонда авансируют органы социальной защиты населения в соответствии с заявкой в течение 10 дней со дня ее получения.
Орган социальной защиты населения ежеквартально представляет отделению Фонда не позднее 8 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, отчетность о произведенных выплатах пособий неработающим гражданам по установленной форме, после чего производятся взаимные расчеты.
В случаях, указанных в пункте 2.7 настоящей Инструкции, отделение (филиал отделения) Фонда возмещает расходы, произведенные страхователем сверх суммы единого социального налога (взноса), подлежащего зачислению в Фонд, на основании представленной страхователем расчетной ведомости по средствам Фонда социального страхования Российской Федерации за отчетный период, подтверждающей произведенные расходы, и иных документов, установленных Фондом.
До получения расчетной ведомости по средствам Фонда социального страхования Российской Федерации недостающие средства могут быть возмещены (либо произведена дотация) страхователю по решению отделения (филиала отделения) Фонда в порядке, установленном пунктом 3.5 настоящей Инструкции.
Страхователям, указанным в пунктах 2.8 — 2.9 настоящей Инструкции, средства, необходимые для осуществления расходов по государственному социальному страхованию, выделяются по решению отделения (филиала отделения) Фонда на основании представленной страхователем промежуточной расчетной ведомости или справки — расчета, копий платежных поручений, а также иных документов, затребованных отделением (филиалом отделения) Фонда, после проверки отделением (филиалом отделения) Фонда представленных страхователем документов.
Страхователи, указанные в пункте 2.8 настоящей Инструкции, дополнительно представляют в отделение (филиал отделения) Фонда выписки банка об отсутствии средств на их банковских счетах.
Перечисление средств страхователям производится отделением (филиалом отделения) Фонда в десятидневный срок со дня представления страхователями необходимых документов.
Расходы на содержание аппаратов отделений (филиалов отделений) Фонда (административные, хозяйственные и иные цели, связанные с деятельностью отделений (филиалов отделений) Фонда) осуществляются в соответствии с утвержденными сметами расходов.
Денежные средства (с учетом остатков денежных средств филиалов отделений Фонда), превышающие установленный норматив оборотных денежных средств, перечисляются отделениями Фонда в централизованный резерв Фонда в порядке, установленном Фондом.
Расходование средств централизованного резерва Фонда
В целях обеспечения финансовой устойчивости Фонда и его отделений создается централизованный резерв Фонда.
Средства централизованного резерва Фонда направляются на:
дотации отделениям Фонда на пополнение недостатка норматива оборотных денежных средств отделений Фонда;
финансирование общероссийских мероприятий по государственному социальному страхованию;
осуществление иных мероприятий в соответствии с федеральными законами о бюджете Фонда на соответствующий год и иными нормативными правовыми актами, касающимися расходования средств Фонда.
Порядок формирования, расходования и учета централизованного резерва Фонда устанавливается Фондом.
Счета Фонда и его исполнительных органов
Денежные средства государственного социального страхования хранятся на счетах Центрального банка Российской Федерации и его территориальных учреждений, а также на счетах иных банков, определяемых в установленном порядке.
Для хранения и учета средств Фонду, отделениям и филиалам отделений открываются текущие счета на балансовом счете N 40402 «Фонд социального страхования Российской Федерации».
Счета открываются в порядке, установленном Центральным банком Российской Федерации. Карточки образцов подписей и оттиска печати при открытии счетов отделениям Фонда заверяются председателем Фонда или его заместителями, филиалам отделений Фонда — руководителем отделения или его заместителями.
На текущие счета отделений Фонда (филиалов отделений) зачисляются суммы:
единого социального налога (взноса), пеней, штрафов, а также недоимки, пеней и штрафов по страховым взносам в Фонд социального страхования Российской Федерации — с лицевых счетов органов федерального казначейства в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации по согласованию с Фондом;
единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности — с лицевых счетов органов федерального казначейства;
полученные в порядке финансирования от вышестоящих органов Фонда с их текущих счетов, а также в порядке расчетов филиалов отделений (отделений) Фонда с организациями;
прочих поступлений (в том числе возврат расходов прошлых лет, поступления от реализации в установленном порядке имущества, находящегося в оперативном управлении Фонда и его отделений).
Средства, поступившие с лицевых счетов органов федерального казначейства на текущие счета филиалов отделений Фонда, каждый первый рабочий день недели полностью перечисляются платежным поручением на текущие счета отделений Фонда.
С текущих счетов Фонда, отделений Фонда и их филиалов производятся все расходы, установленные разделами 3 и 4 настоящей Инструкции.
Транзитные счета, открытые для отделений (филиалов отделений) Фонда на балансовом счете N 40402 «Фонд социального страхования Российской Федерации», используются для осуществления операций по зачислению средств по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Средства, поступившие на эти счета, каждый первый рабочий день недели полностью перечисляются отделениями (филиалами отделений) Фонда платежными поручениями на текущие счета отделений Фонда. Другие операции по расходованию средств с данных счетов не производятся.
Учет и отчетность по средствам государственного социального страхования
Страхователи ведут бухгалтерский учет на балансовом счете «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению» в порядке, установленном законодательными и нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Страхователи ведут учет:
начисленного единого социального налога (взноса) в Фонд;
произведенных расходов по государственному социальному страхованию и по иным показателям согласно установленной отчетности;
сумм по расчетам с отделением (филиалом) Фонда.
Отделения Фонда ежеквартально представляют в Фонд сводные финансовые отчеты об исполнении бюджета Фонда за соответствующий период.
Форма сводного финансового отчета и сроки его представления утверждаются Фондом.
Фонд, отделения Фонда и их филиалы ведут бухгалтерский учет на основании нормативных правовых актов, установленных Министерством финансов Российской Федерации.
VII. Контроль за расходованием средств государственного социального страхования
Контроль за расходованием страхователями средств государственного социального страхования осуществляется отделениями (филиалами отделений) Фонда посредством проведения документальных выездных проверок страхователей, истребования у страхователей документов, получения от них объяснений, проверки данных учета и отчетности.
Документальные выездные проверки расходования страхователями средств государственного социального страхования проводятся не реже одного раза в два года, включая проведение таких проверок за два года до введения единого социального налога (взноса) и за законченный отчетный период текущего года (в общей сложности не превышающий три года).
Проведение документальных выездных проверок расходования страхователями средств государственного социального страхования осуществляется в соответствии с требованиями законодательных и иных нормативных правовых актов по государственному социальному страхованию и в порядке, установленном Фондом.
Расходы, произведенные страхователями с нарушением требований законодательных и иных нормативных правовых актов по государственному социальному страхованию либо не подтвержденные документами в установленном порядке, по решению отделений (филиалов отделений) Фонда к зачету не принимаются.
Решения отделений (филиалов отделений) Фонда о непринятии к зачету произведенных страхователями расходов по государственному социальному страхованию являются обязательными для их исполнения и служат основанием для внесения соответствующих изменений в бухгалтерский учет и отчетность.
При несогласии страхователя с решением отделения (филиала отделения) Фонда спор подлежит разрешению в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Решения отделений (филиалов отделений) Фонда о непринятии к зачету расходов, произведенных страхователями с нарушением требований законодательных и иных нормативных правовых актов по государственному социальному страхованию либо не подтвержденных документами в установленном порядке, направляются в соответствующие территориальные органы Министерства Российской Федерации по налогам и сборам.
Контроль за расходованием средств отделениями Фонда осуществляется контрольно — ревизионной службой Фонда в порядке, определяемом Фондом.
СОГЛАСОВАНО Министерство труда и социального развития Российской Федерации Заместитель Министра К. Э. ЛАЙКАМ 07.02.2001
Министерство финансов Российской Федерации Заместитель Министра М. А. МОТОРИН 09.02.2001
В нашей стране три государственных внебюджетных страховых фонда — медицинский, пенсионный и социальный. У каждого из них свои задачи, и между собой эти фонды не пересекаются.
Что такое фонд социального страхования
Социальное страхование — это система, по которой государство защищает людей, временно оставшихся без дохода по причинам — например, болезни. Фонд социального страхования — ФСС — существует, чтобы государство могло контролировать расходы на социальное страхование граждан.
Действующий ФСС РФ создан в 1991 году. Суть фонда в том, что в нем копятся страховые взносы от работодателей за их работников и от всех, кто страхует себя добровольно. Эти деньги фонд тратит на возмещение заработка тем, кто попал в ситуацию временной нетрудоспособности, то есть не может работать болезни, несчастного случая на производстве или беременности и родов. Поясним на примере.
Но ФСС занимается не только выдачей пособий по временной нетрудоспособности — расскажем подробнее о его функциях и задачах дальше.
Нормативная база. Ф СС в своей работе руководствуется как общими нормативными актами о социальном страховании, так и специальными — об организации деятельности фонда. Например, фонд работает в соответствии с Положением, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 12.02.1994 № 101. В этом положении расписано, какие органы входят в ФСС, какие задачи они решают и за какие средства они это делают.
Согласно ст. 2.2 закона от 29.12.2006 ФСС — это страховщик по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством. А по закону от 24.07.1998 — страховщик на случай производственной травмы или профессионального заболевания.
Тарифы страховых взносов на ОСС — обязательное социальное страхование — на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством указаны в ст. 425 НК РФ.
Тарифы на ОСС при травмах несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний устанавливаются отдельными законами, например законом о страховых тарифах на , и должны пересматриваться каждые три года. Но фактически эти тарифы не менялись с 2006 года.
Вся деятельность по обязательному социальному страхованию в России регулируется только на федеральном уровне — регионы не принимают решений и не издают собственные нормативные акты.
Правовой статус
Фонд социального страхования — это государственный фонд, который работает согласно федеральным законам, указам президента и постановлениям правительства, а его бюджет и имущество принадлежат государству.
При этом фонд — внебюджетный, то есть его деньги не учитываются в федеральном бюджете. Это значит, что государство не может взять деньги из ФСС и направить, например, на реализацию программы поддержки малого бизнеса. Деньги фонда в любом случае уходят на пособия по временной нетрудоспособности, социальные расходы и отдельные виды социального обеспечения, например программы по уменьшению производственного травматизма, — дальше расскажем об этом подробнее.
И ФСС РФ, и его отделения в регионах — это некоммерческие юридические лица в форме учреждений. Учреждения всегда создаются для управленческих, или иных подобных функций, у них есть гербовая печать со своим наименованием, счета в банках. Это значит, что по многим вопросам фонд и его региональные отделения могут самостоятельно принимать решения. Например, сами решают текущие хозяйственные вопросы, взаимодействуют с местными жителями и организациями.