ФЕДЕРАЛЬНАЯ ПРОГРАММА СТАРШЕЕ ПОКОЛЕНИЕ 2019 2024

Федеральная
целевая программа «Старшее поколение»
— один из эффективных регуляторов
социальных процессов в российском
обществе и мощный ускоритель внедрения
новых технологий. В рамках программы
осуществляются мероприятия, направленные
на ускорение развития и закрепление
позитивных изменений качества социального
обслуживания пожилых людей, а также
внедрение новых социальных технологий
в этой области, в том числе:


улучшение правового регулирования
социальной защиты пожилых людей как
получателей социальной помощи и услуг;


формирование сети стационарных,
нестационарных и полустационарных
учреждений социального обслуживания
граждан пожилого возраста и инвалидов;


повышение качественного уровня
социального обслуживания пожилых людей,
прежде всего, за счет значительного
улучшения обеспеченности учреждений
социального обслуживания медицинским
и технологическим оборудованием,
оборудованием, облегчающим уход за
тяжелобольными, а также автотранспортными
средствами различного назначения,
включая специальный автотранспорт для
доставки воды, продуктов питания и
автотранспортные средства для
предоставления услуг социального такси;


развитие сети учреждений социального
обслуживания и служб новых типов
(геронтологические центры, дома малой
вместимости, дома (отделения) временного
пребывания, мобильные социальные
службы);


улучшение социальной адаптации,
расширение социально-культурных
возможностей лиц пожилого возраста,
благодаря поставкам оборудования для
проведения социально-культурной работы,
созданию учреждений культуры нового
типа — центров-клубов для пожилых людей,
передвижных центров-клубов и т.д.;


осуществлены научные исследования по
актуальным проблемам старения населения
и его влияния на социальное развитие и
положение пожилых людей, по
научно-методологическому обоснованию
и оценке социально-экономической
эффективности применяемых технологий;

В
целом благодаря мероприятиям программе
«Старшее поколение» интересы пожилых
людей четко обозначены в качестве одного
из основных приоритетов государственной
социальной политики в РФ.

Первые годы реализации проекта главной задачей было повышение уровня жизни пожилых людей, доступности и качества социальных и медицинских услуг, а также ликвидация очерёдности в учреждениях социального обслуживания и внедрение стационарозамещающих технологий, отметила федеральный координатор партпроекта «Старшее поколение», сенатор Галина Карелова. В Пермском крае проект координирует руководитель Региональной общественной приемной Александр Бойченко

«Нам удалось принять всю необходимую законодательную базу, по нашей инициативе разработан и принят федеральный проект «Старшее поколение» в национальном проекте «Демография». Реализуется программа по созданию в регионах новых мест в стационарных учреждениях социального обслуживания», — рассказала Галина Карелова.

За эти годы участники партпроекта оказали содействие в строительстве по всей стране более 110 объектов социального обслуживания и ремонте свыше тысячи. Очерёдность граждан в стационарные организации сократилась более чем в 5 раз. Продолжается развитие гериатрической службы и внедрение системы долговременного ухода. Развиваются стационарозамещающие технологии и обслуживание на дому.

«В последние годы участники партпроекта всё больше занимаются проектами активного долголетия, создают для граждан старшего возраста комфортную среду для самореализации, физической активности и досуга, развивают серебряное волонтёрство и социальный туризм», — подчеркнула сенатор.

В Прикамье министерства краевого правительства, администрация губернатора, ветеранские и общественные организации, Региональная общественная приемная реализуют проект в соответствии с федеральными трендами:

«10 лет проекту «Старшее поколение». С одной стороны это небольшой срок, но сколько за ним стоит труда людей старшего возраста, жизнь которых обрела иные краски и смысл. Это огромная работа всей команды проекта в интересах пожилых людей. Все вместе мы активно развиваем такие направления, как здоровьесбережение, активное долголетие, «серебряное волонтёрство». От всей души поздравляем всех участников проекта с 10-летием», — отметила заместитель руководителя Региональной общественной приемной, председатель регионального общественного совета партийного проекта «Старшее поколение» Елена Савельева.

Доля людей, достигших пенсионного возраста, в структуре населения страны увеличивается. Растет продолжительность жизни и число долгожителей. Для достижения национальной цели развития страны по сбережению народа создаются условия для активного здорового долголетия и реализуется система мер поддержки граждан старшего возраста, нуждающихся в посторонней помощи. Требуют внимания вопросы повышения уровня жизни пожилых людей; доступности и качества социальных и медицинских услуг; ликвидации очередности в учреждения социального обслуживания и внедрения стационарозамещающих технологий; создания условий для посильной трудовой занятости людей старшего поколения и расширения доступа к образовательным программам.
Проект призван содействовать обеспечению достойного качества жизни и активному вовлечению граждан старшего поколения в жизнь общества.

3 Практика применения инновационных технологий в социальном обслуживании граждан пожилого возраста

В
России органы социальной защиты населения
субъектов РФ активно и постоянно работают
над развитием инновационных форм
социального обслуживания граждан
пожилого возраста и инвалидов: включая
геронтологические, геронтопсихиатрические,
реабилитационные центры, дома милосердия,
учреждения социальной помощи для лиц
без определенного места жительства и
занятий, специализированные отделения
социально-медицинского обслуживания
на дому, социально-оздоровительные
центры, специальные жилые дома для
одиноких престарелых, социальные
квартиры.

Геронтологические
центры — это новый тип учреждений
социального обслуживания для граждан
пожилого возраста, где предоставляется
гражданам престарелого возраста и
долгожителям гериатрическая помощь.
Среди новых технологий, нашедших
практическое применение в социальной
работе можно выделить включение в
социально-профилактическую, воспитательную
работу с пожилыми клиентами
специализированных программ сдерживания
темпов биологического старения. Их
основное содержание составляет помощь
в самопознании, раскрытии творческого
потенциала личности, а также обучение
оптимальному использованию резервных
возможностей организма.

Большое
внимание уделяется реабилитационной
деятельности, которая характеризуется
как комплексный подход к вопросам
укрепления здоровья и продления активного
долголетия людей старшего возраста,
наличие высококвалифицированных
специалистов, связей с научными
работниками, использование сети
лечебно-диагностических кабинетов,
лабораторий, оснащенных современным
оборудованием. В центры комплексно
поставляется современное медицинское,
технологическое и реабилитационное
оборудование по федеральной целевой
программе «Старшее поколение».

Органы
социальной защиты населения субъектов
РФ активизировали работу по организации
реабилитационных центров и отделений
для инвалидов молодого возраста. Основные
цели создания и деятельности
реабилитационных центров для инвалидов
молодого возраста — организация и
проведение социально-трудовой,
социально-медицинской и психологической
реабилитации; доступное профессиональное
обучение, включающее профессиональную
ориентацию, профессиональное обучение,
производственную адаптацию и содействие
в дальнейшей социализации с учетом их
физических и умственных способностей.
Перед органами социальной защиты
населения поставлена задача обеспечения
условий для социальной интеграции
молодых умственно отсталых инвалидов
в общество, в том числе путем проведения
комплекса мер, включающих не только
создание реабилитационных центров и
отделений, но и обеспечения их социальным
жильем, а также гарантированным
сопровождением в самостоятельной жизни.

Все
большую роль в оказании помощи пенсионерам
и инвалидам играют центры социального
обслуживания, включающих комплекс
услуг, предоставляемых гражданам
пожилого возраста, характерной чертой
которых стала их многопрофильность. В
центрах работают геронтологические
отделения, кабинеты психологической
разгрузки, телефоны доверия, хозрасчетные
отделения социально-бытовой помощи,
социальные аптеки, библиотеки, прачечные,
мастерские по ремонту обуви и одежды,
бытовой техники, клубы общения,
организовываются банки вещей, пункты
проката медицинской и реабилитационной
техники, предметов длительного
пользования, создаются мини-пекарни,
мини-птицефермы, подсобные хозяйства.

В
некоторых субъектах РФ созданы бригады
экстренной социальной помощи. К этим
работам привлекается техника и
транспортные средства, находящиеся в
общественном и частном пользовании. В
Кировской области, например, при
учреждениях и службах системы социальной
защиты населения работают банки вещей,
которые формируются из ассортимента
гуманитарной и благотворительной
помощи, частных пожертвований,
некондиционной продукции местных
предприятий. Во многих субъектах РФ
получила широкое распространение такая
форма обслуживания, как пункты проката
средств реабилитации и предметов первой
необходимости.

В
Курской области действует сеть
специализированных магазинов и отделов
«Ветеран», обслуживающих продовольственными
товарами со скидкой на 40 процентов ниже
рыночной для участников и инвалидов
ВОВ, инвалидов боевых действий, матерей
и несовершеннолетних детей и др.
категории.

В
Астрахани функционирует социальный
центр кризисной реабилитации, в котором
имеется отделение ночного пребывания,
отделение кризисной реабилитации
женщин, благотворительная столовая и
специализированное отделение
социально-медицинской помощи на дому.
Во многих районах Ставропольского края
открыты комнаты дневного пребывания.

В
Приморском крае созданы бригады
социальных работников по выращиванию
огородной продукции. Центр социального
обслуживания населения заключает
соглашения с гражданами на выращивание
на их земельных приусадебных участках
огородной продукции. Часть собранного
урожая выдается малообеспеченным
гражданам в качестве материальной
помощи, а часть реализовывается
предприятиям общественного питания.
Средства, вырученные от продажи,
направляются на оказание материальной
помощи малообеспеченным пенсионерам.

В
Самарской области открыт «Экспериментальный
центр реабилитации пожилых граждан и
инвалидов», где организовано обучение
как пожилых людей, инвалидов и членов
их семей, так и добровольцев, правилам
ухода за людьми с ограниченными
возможностями, использованию средств
реабилитации, оказанию психологической
помощи.

На
базе центров социального обслуживания
Ярославской области активно работают
«школы здоровья» для пожилых людей,
клубы общения для пенсионеров и инвалидов.
Все большую роль в поддержке одиноких
пожилых граждан играют специальные
дома для одиноких престарелых с комплексом
служб социально-бытового назначения,
которые являются перспективной моделью
структуры жизнеобеспечения пожилых
людей в условиях нарастания численности
пожилого населения.

Социальные
квартиры являются одним из вариантов
создания оптимальной среды проживания
для граждан пожилого возраста и инвалидов,
третья часть из которых обслуживаются
отделениями социального обслуживания
на дому и специализированными отделениями
социально-медицинского обслуживания.
Активно развивают это направление
социального обслуживания Москва,
Свердловская, Читинская области,
Красноярский и Приморский края.

В
целях оказания транспортных услуг
пожилым и инвалидам администрация
Кировской области приняла решение о
введении службы «Социальное такси».

Учитывая
необходимость предоставления адресной,
оперативной помощи, максимально
приближенной гражданам, которые проживают
в удаленных населенных пунктах, органы
социальной защиты населения активно
развивают разнообразные модели мобильной
социальной службы. Целесообразность
такой формы социального обслуживания
все более подтверждается на практике.
Для многих ветеранов и инвалидов крайне
затруднено обращение в лечебные,
правоохранительные и другие социально
значимые учреждения, в том числе
предоставляющие бытовые и торговые
услуги населению. Обслуживание мобильной
социальной службой обходится людям как
минимум вдвое дешевле, чем по сложившимся
тарифам на транспортные и другие услуги
в данной местности. С целью отработки
механизма данной социальной технологии
в рамках Федеральной целевой программы
«Старшее поколение» был осуществлен
проект «Развитие службы срочной
социальной помощи на мобильной основе
(на примере Оренбургской области)». Цель
проекта — проведение опытно-экспериментальных
работ по обеспечению доступности для
пожилых людей и инвалидов социально-бытовых,
социально-медицинских и иных социальных
услуг путем организации службы срочной
социальной помощи на мобильной основе,
действующей на плановой, оперативной
основе и в экстренных случаях, для
распространения положительного опыта
в России. Так, отделениями социальной
помощи на мобильной основе в Оренбургской
области ежегодно предоставляется более
10 тысяч услуг социально-бытового
характера.

В
Курганской области в целях реализации
программы «Создание мобильных служб
социального обслуживания населения
малых и отдаленных населенных пунктов
Курганской области» разработан
специальный автобус «Мобильная социальная
помощь», оборудованный специализированными
кабинетами для приема населения врачами,
специалистами по социальной работе,
для организации торговли и других услуг.

В
Кировской области действует такая
современная социальная технология,
проверенная временем, как «Автобус
милосердия».

В
Пензенской и Калужской областях
разработана и рекомендована примерная
технология организации социальной
работы комплексных выездных бригад. В
Воронежской области с целью оказания
помощи пожилым людям в отдаленных
сельских населенных пунктах функционируют
социальные экспрессы.

Оценивая
результаты деятельности мобильных
социальных служб, можно сделать вывод,
что практика предоставления услуг
пожилому населению мобильными службами
ставит вопросы о необходимости введения
таких новых технологий, как диспетчерская
служба, служба оперативной информации,
дистанционная связь.

В
Пензенской области поиск новых социальных
технологий, повышающих доступность
социальных услуг населению в современных
социально-экономических условиях,
привел к идее создания межведомственных
центров по решению социальных вопросов
при муниципальных органах самоуправления
в форме сельских мини-центров. К их
основным задачам относятся: выявление
и дифференцированный учёт граждан и
семей, нуждающихся в социальной помощи;
определение необходимых форм помощи и
периодичности ее предоставления;
оказание помощи и услуг этим гражданам
и информирование населения по различным
вопросам, проведение социальных,
оздоровительных, профилактических и
других мероприятий с населением по
месту жительства. Все мини-центры в
области действуют на общественных
началах под руководством глав сельских
администраций. В их составе работают
представители образования, здравоохранения,
социальной защиты населения, общественных
организаций и других ведомств и служб.

В
Липецкой области отрабатывается комплекс
«Жизнеобеспечение пожилого человека»,
который условно делится на блоки:

«Продовольственная
безопасность пожилого человека» —
разработана форма социальной поддержки
— адресные социально-экономические
огороды. Это безвозмездное возделывание
земли силами общественности, реализацию
излишков также берут на себя социальные
службы. Другая популярная форма социальной
поддержки — столовые на дому. В тесном
взаимодействии с органами здравоохранения,
диетологами совершенствуется питание
пожилых граждан и повышается его
качество.

«Доврачебное
санитарное обслуживание лиц, получающих
услуги на дому». Основная часть сельского
населения не имеет возможности поддержать
свое здоровье за счет санаторно-курортного
лечения. Поэтому родилось новое социальное
направление «санаторий на дому». В
основу этой формы социальной поддержки
положено усиленное медикаментозное,
физиотерапевтическое лечение и
диетическое питание престарелых граждан
в домашних условиях. В течение 18-20 дней
пожилые люди находятся под наблюдением
медиков, социальных работников, работников
культуры.

«Социально-бытовые
вопросы» — в сфере надомного обслуживания
были созданы отделения срочной
социально-бытовой помощи, когда мобильные
бригады производят ремонт домов,
надворных построек, печей, заготовку
топлива.

Сегодня
важной задачей социальных работников,
специалистов по социальной работе
является внедрение в свою практическую
деятельность как хорошо зарекомендовавших
себя традиционных технологий, так и
инновационных технологических процедур.
Неотъемлемым элементом инновационных
технологий социальной работы должна
стать их ориентация на овладения клиентом
способностей социального самообеспечения,
социальной самозащиты.

Технологический
процесс требует постоянного
совершенствования (улучшения) и инноваций
(нововведений). Однако инновации не
могут быть точечными, все принципиальные
изменения должны носить комплексный
характер. Для этого технологическая
задача социальной работы с пожилыми
людьми заключается, прежде всего, в
выявлении социальной проблемы, от
характера которой и будет зависеть
определение содержания, инструментарий,
формы и методы социальной работы.
Разработка и реализация социальных
проектов с одной стороны, стимулирует
поиск новых методов работы, а с другой
— позволяет находить дополнительные
источники финансирования.

Таким
образом, инновационные социальные
технологии определяются основным
средством выхода из кризисного состояния:
во-первых, отсутствие инновационных
социальных технологий модернизации
общественных отношений неизбежно ведет
к социальным бедствиям; во-вторых,
социальная поддержка приобретает
массовый характер и становится объективной
необходимостью, в связи с чем
стандартизируются и унифицируются
социальные услуги, методики, формы,
приемы и способы социального действия;
а также разрабатываются теоретические
основы и практические механизмы
общественно-государственного
регулирования, новые средства и методы
решения социальных проблем.

Социальная
проблема — это сложная познавательная
задача, решение которой приводит к
существенным теоретическим или
практическим результатам.

Социальные
инновации — результат инновационной
деятельности, получивший воплощение в
новом подходе к социальном услугам.

Социальные
технологии — процесс целенаправленного,
цикличного воздействия на социальный
объект, с целью получения заданного
результата.

Технологический
процесс — содержание цикла (от возникновения
задачи до ее решения), сущность которой
устойчивая, повторяющаяся и последовательная
во времени смена содержания деятельности
с единым смыслом.

Геронтологический
центр — это новый тип учреждений
социального обслуживания для граждан
пожилого возраста, где предоставляется
гражданам престарелого возраста и
долгожителям гериатрическая помощь.

1.
Виднер Т. Новый совместный проект
Департамента международного развития
Великобритании и Администрации
Кемеровской области / Т. Виднер, А.
Дашкина // Социальная работа. — 2002. — №2.
— С.50-54.

2.
Карелова Г. Новые формы социального
обслуживания прочно входят в жизнь / Г.
Карелова // Социальная работа. — 2002. — №3.
— С.6-9.

3.
Марченко И. Сочетание различных методик
социокультурной реабилитации пожилых
людей и инвалидов / И. Марченко // Социальная
работа. — 2004.- №1. — С.43.

4.
Мигуренко Р. А. Проблемы социальной
работы с пенсионерами: Учеб. пособие /
Р. А. Мигуренко. — Томск: ТПУ, 2004. — 139 с.

5.
Рытенкова О. Организация медицинской
и медико-социальной помощи лицам пожилого
возраста / О. Рытенкова // Социальная
работа. — 2004. — № . — С.18-19.

6.
Технология социальной работы. Учебное
пособие для вузов / Под ред. И.Г. Зайнышева.
— М.: Гуманит. изд. центр Владос, 2002. — 240
с.

7.
Топчий Л. В. Проблемы формирования
профессионализма в социальной работе
/ Л. В. Топчий // Социальная работа: теория
и практика. — 2002. — №4. — С.361-383.

8.
Холостова Е. И. Социальная работа с
пожилыми людьми / Е. И. Холостова. — М.:
Дашков и Ко, 2006. — 348 с.

9.
Шабанов В. Развитие социального
обслуживания пожилых людей — одно из
ключевых направлений социальной работы
/ В. Шабанов // Социальная работа. — 2004. —
№1. — С.6-9.

Федеральная целевая программа «Старшее поколение»

В связи с изложенным
государственная социальная политика
в отношении пожилых людей определяется
совокупностью мер, адресованных пожилым
людям как особой социокультурной
категории с характерными для нее чертами
образа жизни составляющих ее людей и
как совокупности социокультурных групп,
дифференцированных по выделенным
признакам и свойственным им проблемам.

Социальная политика
государства направлена прежде всего
на следующие пункты:

Под жизнеобеспечением
понимается включенность пожилых людей
в процесс хозяйственной жизни: система
общественного разделения труда, домашние
хозяйства, финансовые отношения,
потребление. Данное направление
социальной политики объединяет целый
комплекс мер, направленных на поддержание
определенного уровня жизни пожилых
людей (от пенсии до пособий и льгот,
единовременных выплат и т.д.)

Под социализацией
пожилых людей понимается освоение ими
знаний и навыков, усвоение стереотипов
поведения, ценностных ориентиров,
обеспечивающих адекватное участие в
формах социального взаимодействия,
общепринятых для данного периода
социально-экономического развития.

Пожилые люди
вынуждены одновременно приспосабливаться
к новой социально-экономической ситуации
и к изменениям в самих себе, в собственном
статусе, что нередко сопровождается
устойчивым стрессовым состоянием.

В связи с проблемой
социализации пожилых людей важно в
рамках государственной социальной
политики:

Семья
играет исключительно важную роль на
завершающих этапах жизненного цикла
человека; образуя ближайшую среду,
которая может предоставить пожилым
людям материальную помощь и поддержку,
обеспечить безопасность и уход, дополнить
социальные контакты, сделать более
активным образ жизни.

Группы
друзей и знакомых как
ближайшая часть субкультуры, к которой
принадлежит пожилой человек, для пожилого
человека оказываются невосполнимыми
в связи с тем, что постепенно члены
коренных культурных групп уходят из
жизни.

Сообщества
(группы по
интересам, группы самопомощи и
взаимопомощи, общественные объединения,
локально организованные сообщества,
включая религиозные организации), в
пределах которых пожилые люди могут
реализовать с пользой для себя и общества
свой потенциал и благодаря которым они
поддерживают связь с более широким
социальным окружением, недостаточно
развиты для решения проблемных вопросов,
вызываемых старением населения, в
расчете на перспективу.

Учреждения
культуры —
библиотеки, театры, концертные залы,
кинотеатры — являются для пожилого
населения важнейшими источниками
поддержания контактов с культурными
ценностями высокого уровня.

Образование
в пожилом возрасте — инструмент для
сохранения способности к социальной
адаптации и интеграции через получение
на системной основе сведений об
изменяющемся мире.

Средства массовой
коммуникации
— ключевой источник культурной информации
для пожилых людей, обеспечивающий их
сведениями о текущих социально значимых
событиях, классических и новых культурных
ценностях.

Учреждения
бытового обслуживания
— важная составляющая для поддержания
благоприятного образа стареющего
человека, которому требуется постоянная
помощь в уходе за волосами, телом, одеждой
и обувью по доступным ценам.

Под
рекреацией понимаются процессы
восстановления жизненных сил и здоровья,
которые частично утрачиваются в трудовой
и повседневной жизни. Применительно к
лицам старшего поколения используются
формы рекреации, имеющие реабилитационный
и оздоровительный характер.

Оцените статью
Минтруд России