Правительства, подписавшие настоящую Хартию, являющиеся членами Совета Европы,
учитывая, что целью Совета Европы является достижение большего единства между его членами в целях защиты и осуществления идеалов и принципов, которые являются их общим наследием, и содействия их экономическому и социальному прогрессу, в особенности путем обеспечения и последующей реализации прав человека и основных свобод;
учитывая, что в Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, подписанной в Риме 4 ноября 1950 года, и в Протоколах к ней, государства — члены Совета Европы договорились обеспечить своему населению гражданские и политические права и свободы, указанные в этих документах;
учитывая, что в Европейской социальной хартии, открытой для подписания 18 октября 1961 года в Турине, и в Протоколах к ней, государства — члены Совета Европы согласились обеспечить своему населению социальные права, указанные в этих документах, в целях повышения их уровня жизни и социального благополучия;
напоминая, что Конференция министров по правам человека, состоявшаяся в Риме 5 ноября 1990 года, подчеркнула необходимость, с одной стороны, сохранить неделимый характер всех прав человека, гражданских, политических, экономических, социальных и культурных, и, с другой стороны, дать новый импульс Европейской социальной хартии;
преисполненные решимости, в свете договоренностей, достигнутых на Конференции министров в Турине 21 и 22 октября 1991 года, обновить и уточнить основное содержание Европейской социальной хартии с тем, чтобы учесть, в особенности те существенные социальные изменения, которые произошли со времени принятия Хартии;
признавая преимущество включения в пересмотренную Хартию, которая постепенно заменит Европейскую социальную хартию, прав, гарантируемых этой Хартией, с поправками к ней, прав, гарантируемых дополнительным Протоколом 1988 года, а также добавления новых прав,
согласились о нижеследующем:
Официальный
перевод на русский язык
!
Данный документ вступил в силу с 1 июля
1999 года. Для Российской Федерации данный
документ вступил в силу с 1 декабря 2009
года («Бюллетень международных
договоров», N 4, 2010).
Европейская
социальная хартия (пересмотренная)
ратифицирована Федеральным законом от
03.06.2009 N 101-ФЗ.
«Европейская
социальная хартия (пересмотренная).
Вступила в силу с 1 июля 1999 года. Для
Российской Федерации данный документ
вступил в силу с 1 декабря 2009 года (принята
в г. Страсбурге 03.05.1996) // Бюллетень
международных договоров. — , 2010. — N 4. — С.
17 – 67.
Правительства,
подписавшие настоящую Хартию, являющиеся
членами Совета Европы,
учитывая,
что целью Совета Европы является
достижение большего единства между его
членами в целях защиты и осуществления
идеалов и принципов, которые являются
их общим наследием, и содействия их
экономическому и социальному прогрессу,
в особенности путем обеспечения и
последующей реализации прав человека
и основных свобод;
учитывая,
что в Европейской конвенции о защите
прав человека и основных свобод,
подписанной в Риме 4 ноября 1950 года, и в
Протоколах к ней, государства — члены
Совета Европы договорились обеспечить
своему населению гражданские и
политические права и свободы, указанные
в этих документах;
учитывая,
что в Европейской социальной хартии,
открытой для подписания 18 октября 1961
года в Турине, и в Протоколах к ней,
государства — члены Совета Европы
согласились обеспечить своему населению
социальные права, указанные в этих
документах, в целях повышения их уровня
жизни и социального благополучия;
напоминая,
что Конференция министров по правам
человека, состоявшаяся в Риме 5 ноября
1990 года, подчеркнула необходимость, с
одной стороны, сохранить неделимый
характер всех прав человека, гражданских,
политических, экономических, социальных
и культурных, и, с другой стороны, дать
новый импульс Европейской социальной
хартии;
преисполненные
решимости, в свете договоренностей,
достигнутых на Конференции министров
в Турине 21 и 22 октября 1991 года, обновить
и уточнить основное содержание Европейской
социальной хартии с тем, чтобы учесть,
в особенности те существенные социальные
изменения, которые произошли со времени
принятия Хартии;
признавая
преимущество включения в пересмотренную
Хартию, которая постепенно заменит
Европейскую социальную хартию, прав,
гарантируемых этой Хартией, с поправками
к ней, прав, гарантируемых дополнительным
Протоколом 1988 года, а также добавления
новых прав,
- Часть I
- Доклад ПАСЕ о выполнении Россией своих обязательств
- Новая делегация в ПАСЕ
- Решение ЕСПЧ по делу Илашку
- Третий саммит Совета Европы
- Резолюции об осуждении преступлений тоталитарных режимов (резолюция 1481)
- Оценка ПАСЕ положения в отдельных регионах России
- Резолюция об угрозе использования энергетических поставок для политического давления
- Доклад об угрозе жизни и свободе выражения мнения журналистов
Часть I
Стороны
признают в качестве цели своей политики,
которую они будут осуществлять всеми
надлежащими средствами как национального,
так и международного характера, создание
условий, обеспечивающих эффективное
осуществление следующих прав и принципов:
1.
Каждый должен иметь возможность
зарабатывать себе на жизнь свободно
выбираемым трудом.
2.
Все работники имеют право на справедливые
условия труда.
3.
Все работники имеют право на охрану и
гигиену труда.
4.
Все работники имеют право на справедливое
вознаграждение за труд, обеспечивающее
им и их семьям достойный уровень жизни.
5.
Все работники и работодатели имеют
право на свободное объединение в
национальные или международные
организации для защиты своих экономических
и социальных интересов.
6.
Все работники и работодатели имеют
право на коллективные переговоры.
7.
Дети и молодежь имеют право на особую
защиту от физических и моральных рисков,
которым они подвергаются.
8.
Работающие женщины в период материнства
имеют право на особую защиту.
9.
Каждый имеет право на профессиональную
ориентацию с целью оказания ему помощи
в выборе профессии в соответствии с его
личными способностями и интересами.
10.
Каждый имеет право на профессиональную
подготовку.
11.
Каждый имеет право на использование
любых средств, позволяющих ему поддерживать
свое здоровье в наилучшем возможном
состоянии.
12.
Все работники и их иждивенцы имеют право
на социальное обеспечение.
13.
Каждый, не имеющий достаточных средств,
имеет право на социальную и медицинскую
помощь.
14.
Каждый имеет право на социальное
обслуживание.
15.
Инвалиды имеют право на независимость,
социальную интеграцию и участие в жизни
общества.
16.
Семья, как основная ячейка общества,
имеет право на надлежащую социальную,
правовую и экономическую защиту для
обеспечения ее всестороннего развития.
17.
Дети и молодежь имеют право на надлежащую
социальную, правовую и экономическую
защиту.
18.
Граждане любой из Сторон имеют право
заниматься на территории любой другой
Стороны всякой приносящей доход
деятельностью на равных основаниях с
гражданами этой Стороны, за исключением
ограничений, вызванных вескими
экономическими или социальными причинами.
19.
Работники-мигранты, являющиеся гражданами
одной из Сторон, а также их семьи имеют
право на защиту и помощь на территории
любой другой Стороны.
20.
Все работники имеют право на равные
возможности и равное обращение в сфере
занятости и профессиональной деятельности
без дискриминации по признаку пола.
21.
Работники имеют право на получение
информации и консультаций на предприятии.
22.
Работники имеют право на участие в
определении и в улучшении условий труда
и производственной среды на предприятии.
23.
Каждое лицо пожилого возраста имеет
право на социальную защиту.
24.
Все работники имеют право на защиту в
связи с увольнением.
25.
Все работники имеют право на защиту
своих претензий в случае неплатежеспособности
работодателя.
26.
Все работники имеют право на защиту
своего достоинства в период работы.
27.
Все лица с семейными обязанностями,
работающие или желающие поступить на
работу, имеют на это право, не подвергаясь
дискриминации и по возможности без
создания коллизии между своей работой
и семейными обязанностями.
28.
Представители работников на предприятиях
имеют право на защиту от наносящих им
ущерб действий и на предоставление им
надлежащих возможностей для осуществления
их функций.
29.
Все работники имеют право на получение
информации и консультаций в случае
массовых увольнений.
30.
Каждый имеет право на защиту от бедности
и социального отторжения.
31.
Каждый имеет право на жилье.
Принят Государственной Думой 20 мая 2009 года
Одобрен Советом Федерации 27 мая 2009 года
Ратифицировать Европейскую социальную хартию (пересмотренную) от 3 мая 1996 года, подписанную от имени Российской Федерации в городе Страсбурге 14 сентября 2000 года, с принятием в соответствии с пунктом 1 статьи А части III Хартии обязательств в отношении положений, предусмотренных частью I, статьей 1, пунктами 1, 3 — 7 статьи 2, статьей 3, пунктами 2 — 5 статьи 4, статьями 5 — 11, пунктом 1 статьи 12, статьей 14, пунктами 1 и 2 статьи 15, статьями 16 и 17, пунктом 4 статьи 18, пунктами 5 и 9 статьи 19, статьями 20 — 22, 24, 27 — 29 части II Хартии.
3 июня 2009 г.
Европейская социальная хартия была подписана от имени России в г. Страсбурге 14 сентября 2000 г. Она обновляет и уточняет основное содержание Европейской социальной хартии от 18 октября 1961 г. в целях повышения уровня жизни и благополучия населения государств — членов Совета Европы. В новой Хартии (которая должна постепенно заменить первоначальную) расширен объем гарантируемых социальных прав.
Ратификация хартии является выполнением одного из обязательств РФ, взятых при вступлении в Совет Европы. Она подтверждает приверженность принципам европейского правопорядка в социальной сфере.
Хартия не предусматривает, что ратифицирующее государство должно обязательно принять все ее статьи. Существует гибкая система, позволяющая сторонам отбирать статьи, приемлемые для них. При этом она обязывает согласиться с «основными статьями», которые считаются основополагающими.
Россия принимает обязательства в отношении 19 из 37 статей, в том числе 6 из 9 «основных» (это статьи о праве на труд, праве на объединение, праве на коллективные переговоры, праве детей и молодежи на защиту, праве семьи на социальную, правовую и экономическую защиту, праве на равные возможности и равное обращение в сфере занятости и профессиональной деятельности без половой дискриминации).
Федеральный закон от 3 июня 2009 г. N 101-ФЗ «О ратификации Европейской социальной хартии (пересмотренной) от 3 мая 1996 года»
Настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования
Текст Федерального закона опубликован в «Российской газете» от 5 июня 2009 г. N 102, в «Парламентской газете» от 9 июня 2009 г. N 31, в Собрании законодательства Российской Федерации от 8 июня 2009 г. N 23 ст. 2756
Федеральный закон принят Государственной Думой 20 мая 2009 года и одобрен Советом Федерации 27 мая 2009 года.
Справка Государственно-правового управления к Федеральному закону:
Европейская социальная хартия защищает социальные и экономические права граждан и устанавливает контрольный механизм, призванный гарантировать их соблюдение государствами-участниками. Открытая для подписания в 1961 году и вступившая в силу в 1965 году Европейская социальная хартия была пересмотрена в целях её обновления и включения в неё новых категорий прав с учётом произошедших в европейских странах социальных изменений.
В новой Хартии (которая постепенно заменит первоначальную), открытой для подписания 3 мая 1996г. и вступившей в силу 1 июля 1999г., сведены в один документ права, провозглашённые в Европейской социальной хартии 1961 года, протоколах и дополнениях к ней, а также зафиксирован ряд новых положений. В результате расширен объём гарантируемых социальных прав.
На основании подпункта «б» пункта 1 статьи 15 Федерального закона «О международных договорах Российской Федерации» Европейская социальная хартия (пересмотренная) от 3 мая 1996г. (далее – Хартия) подлежит ратификации, поскольку её предметом являются основные права и свободы человека.
При этом ратификация Хартии является выполнением одного из обязательств Российской Федерации, взятых при вступлении в Совет Европы в феврале 1996г., и подтверждением приверженности принципам и нормам европейского правового порядка в социальной сфере.
Европейской социальной хартией 1961 года и Хартией предусмотрен собственный контрольный механизм, в соответствии с которым все государства – члены Хартии регулярно представляют доклады о выполнении обязательств, взятых ими при её подписании и ратификации, а также о динамике «освоения» этими государствами иных положений Хартии, помимо тех, которые были взяты ими при присоединении к Хартии (статья 21 Европейской социальной хартии 1961 года и статья С части IV Хартии).
Присоединение государства – члена Совета Европы к Хартии не создаёт для граждан этого государства оснований для индивидуальных и коллективных жалоб (исков) в Европейский Суд по правам человека в связи с возможными нарушениями положений Хартии.
Сравнительный анализ соответствия законодательства Российской Федерации положениям Хартии показывает, что существующие в России институциональные и правовые основы социальных и экономических гарантий прав граждан в основном соответствуют положениям Хартии. Вместе с тем уровень реально предоставляемых гарантий для отдельных групп населения определяется экономическими возможностями государства. Повышение этого уровня до стандартов, установленных Хартией, связано с дальнейшим экономическим развитием страны.
Реализация принимаемых в стране мер по дальнейшему развитию социально-трудовой сферы позволяет приблизиться к стандартам, провозглашённым в Хартии, что даёт возможность выполнения обязательств, принимаемых при её ратификации.
Учитывая существующие различия между социальными и экономическими структурами европейских государств, Хартия не предусматривает, что государство, её ратифицирующее, должно обязательно и немедленно принять все статьи, содержащиеся в ней. Существует гибкая система, позволяющая государствам отбирать статьи, приемлемые для них, но обязывающая при этом согласиться с «основными статьями» по обязательствам, которые считаются основополагающими. Таким образом, государствам предоставляется возможность в дальнейшем расширять круг своих обязательств.
Предлагается принять обязательства от имени Российской Федерации в отношении 19 статей из 31 статьи Хартии, в том числе 6 статей (1, 5, 6, 7, 16 и 20) из 9 обязательных (это статьи о праве на труд, праве на объединение, праве на коллективные переговоры, праве детей и молодежи на защиту, праве семьи на социальную, правовую и экономическую защиту, праве на равные возможности и равное обращение в сфере занятости и профессиональной деятельности без дискриминации по признаку пола).
В настоящее время из трёх оставшихся обязательных статей – 12, 13 и 19 – не предлагается к ратификации статья 13, а статья 12 «Право на социальное обеспечение» и статья 19 «Право работников-мигрантов и их семей на защиту и помощь» ратифицируются не в полном объёме (в статье 12 ратифицируется положение о создании и поддержке системы социального обеспечения, а в статье 19 – положение об обеспечении работникам-мигрантам не менее благоприятного, чем собственным гражданам, режима в отношении налогов и сборов, а также положение о разрешении работникам-мигрантам в установленных законом пределах переводить на их родину определённую часть заработной платы и иных доходов в соответствии с их желанием). Ратификация этих статей в полном объёме повлечёт за собой дополнительные финансово-экономические обязательства и необходимость проведения значительной работы по приведению законодательства Российской Федерации в соответствие с нормами международного права.
Положения Хартии, обязательства по которым предлагается принять от имени Российской Федерации, не содержат правил иных, чем предусмотренные законодательством Российской Федерации. Принятие этих положений возможно без внесения изменений в действующее законодательство, а их реализация не повлечёт за собой дополнительных расходов из федерального бюджета.
Ратификация Хартии обеспечит гражданам дополнительные гарантии защиты социальных и экономических прав, а также послужит ориентиром для дальнейшего проведения реформ в социальной сфере.
Хартия подписана от имени Российской Федерации в г. Страсбурге 14 сентября 2000г.
Флаг Совета Европы
Российская Федерация была членом Совета Европы с 28 февраля 1996 года и до исключения 16 марта 2022 года. 30 марта 1998 года она ратифицировала Европейскую конвенцию о защите прав человека и основных свобод. Тем самым Россия подтвердила свою приверженность идеалам и принципам гуманизма и демократии, а также готовность скорректировать целый ряд законодательных актов, противоречащих положениям Конвенции.
С момента присоединения к СЕ Россия подвергалась критике со стороны стран-участниц за ущемления прав человека, войну в Чечне, сворачивание демократических свобод и притеснение СМИ. Вторая чеченская война могла привести к исключению России из СЕ, однако санкции ограничились лишь лишением слова её делегации в Парламентской ассамблее Совета Европы (ПАСЕ) в 2000 году.
Российские граждане активно пользуются возможностью обращаться с жалобами в Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ). В рамках исполнения предписываемых Судом так называемых «мер общего характера» в российское законодательство и административную практику вносятся существенные изменения. Так, под влиянием ЕСПЧ заметные перемены произошли в российской уголовно-исполнительной системе, идёт работа по реформированию некоторых аспектов судопроизводства, исполнения решений судов. Совет Европы оказывает содействие России в рамках «программ сотрудничества», частично финансируемых Европейским союзом.
При штаб-квартире СЕ в Страсбурге действует постоянное представительство Российской Федерации во главе с постоянным представителем Иваном Солтановским. Российский судья в ЕСПЧ — Дмитрий Дедов. Интересы российских властей при рассмотрении Судом дел представляет Уполномоченный РФ при ЕСПЧ Георгий Матюшкин.
В период холодной войны Совет Европы фактически объединял все европейские страны, не входившие в социалистический блок, кроме средиземноморских авторитарных режимов Испании, Португалии и Греции (до их крушения). Решения СЕ и, главным образом, его Парламентской ассамблеи (ПАСЕ) в эти годы выражали позицию западноевропейского сообщества на те или иные проблемы и события, связанные с СССР. Так, регулярно на повестке дня ПАСЕ находились вопросы, касающиеся нарушений прав человека в СССР, особенно свободы слова и вероисповедания, положения советских евреев и немцев, прибалтийских народов, а также преследования правозащитников.
ПАСЕ принимала резолюции по ряду событий, имевших значительный международный резонанс, — венгерские события 1956 года, ввод войск Варшавского договора в Чехословакию в 1968 г., ввод советских войск в Афганистан, катастрофа на Чернобыльской АЭС. Кроме того, ПАСЕ периодически принимала документы общеполитического характера по отношениям между Западом и Востоком.
Отношения между СЕ и СССР стали постепенно улучшаться в период перестройки. В 1989 году штаб-квартиру СЕ в Страсбурге посетил Михаил Горбачёв. В своём выступлении перед ПАСЕ он провозгласил лозунг «Европа — наш общий дом», что стало первым шагом на пути вступления России в СЕ.
Россия при вступлении в СЕ обязалась:
На церемонии вступления Россию представлял министр иностранных дел Евгений Примаков. В тот же день он сдал на хранение грамоту о ратификации Устава Совета Европы и поставил свою подпись под основополагающими конвенциями, включая ЕКПЧ.
Мы готовы к строительству новой, Большой Европы без разделительных линий, Европы, где ни одно государство не будет навязывать другим свою волю, Европы, где большие и малые страны являются равноправными партнёрами, объединёнными общими демократическими принципами.
Эта Большая Европа может сегодня стать мощным сообществом государств, несравнимым по своему потенциалу ни с одним другим регионом мира и способным обеспечить собственную безопасность. Она будет основываться на многообразии культурного, национального, исторического наследия всех европейских народов. Дорога к Большой Европе будет долгой и непростой. Но идти по ней — в интересах всех европейцев. Россия также вносит вклад в это общее дело.
В то же время Ельцин упомянул о силах, стремящихся «изолировать Россию от Европы», о «применении двойных стандартов», об ущемлении прав российских соотечественников в Прибалтике: «Я говорю об этих проблемах с трибуны Совета Европы, потому что эта организация быстрее других избавляется от подходов холодной войны».
5 мая 1998 г. сдана грамота о ратификации Россией ЕКПЧ и ряда протоколов к ней. В тот же день Конвенция вступила в силу для России.
Штаб-квартира Совета Европы в Страсбурге
В декабре 1999 г. Россия сдала грамоты о ратификации основных конвенций СЕ в области уголовного права — о выдаче и о взаимной правовой помощи.
Доклад ПАСЕ о выполнении Россией своих обязательств
В апреле Парламентской ассамблеей СЕ принят очередной доклад по выполнению Россией своих обязательств, принятых при вступлении в СЕ.
В докладе отмечен достигнутый прогресс в следующих областях:
Вместе с тем выявлены следующие проблемы:
Новая делегация в ПАСЕ
После выборов в Государственную Думу была сформирована новая делегация России в ПАСЕ. Её возглавил Константин Косачёв.
Решение ЕСПЧ по делу Илашку
В докладе о соблюдении Россией своих обязательств перед Советом Европы, представленном Дэвидом Аткинсоном (Великобритания) и Рудольфом Биндигом (Германия), утверждается, что Россия пока не является «свободным и демократическим государством», поскольку в ней не обеспечены независимость судебной системы, самостоятельность СМИ, нет условий для проведения свободных и справедливых выборов.
Изменение порядка выборов губернаторов российских регионов в докладе расценивается как нарушение принципов федерализма. При этом становится непонятен статус Совета Федерации, который наполовину формируется губернаторами, назначаемыми президентом. Новый порядок выборов в Госдуму, по мнению докладчика, подрывает перспективы наличия в ней «какой-либо значимой и конкурентоспособной оппозиции» пропрезидентским партиям.
Из достижений России в области укрепления верховенства закона и демократии в докладе отмечается принятие нового уголовно-процессуального кодекса и Закона об альтернативной гражданской службе, подписание Конвенции о передаче осуждённых лиц, ратификация пограничного договора с Литвой и подписание договора о границах с Эстонией.
В резолюции Россия подвергнута критике за неисполнение обязательств, принятых при вступлении в организацию (в частности, вывод российских войск из Молдавии (ПМР) и Грузии и отмена смертной казни).
Третий саммит Совета Европы
На саммите была открыта к подписанию Конвенция о предупреждении терроризма, разработанная при ведущей роли России.
Резолюции об осуждении преступлений тоталитарных режимов (резолюция 1481)
С идеей осудить преступления тоталитарных режимов на международном уровне ещё в 2003 г. выступил в Совете Европы позднее ставший председателем ПАСЕ Рене ван дер Линден (Нидерланды).
В сентябре 2005 года Йоран Линдблад (Швеция) представил на политкомиссию ПАСЕ доработанный доклад «Необходимость осуждения международным сообществом преступлений коммунизма». По замыслу автора, соответствующая резолюция должна была восстановить историческую справедливость, осудив преступления коммунистических режимов, подобно тому, как в Нюрнберге были осуждены преступления фашизма.
Российские политики восприняли резолюцию как оскорбление в адрес России и попытку ревизии истории. Зарубежные коммунисты и социалисты также выражали своё негодование тем, что автор по сути стремился подвергнуть осуждению не преступления коммунистических режимов, а саму коммунистическую идеологию. В результате сложных дебатов доклад был частично изменён. В названии предлагаемой резолюции вместо «преступлений коммунизма» появилась формулировка «преступления тоталитарных коммунистических режимов».
Параллельно началась работа над докладами по осуждению режима Франко в Испании и об опасности возрождения идеологии нацизма (докладчик — Михаил Маргелов).
25 января Парламентская ассамблея Совета Европы (ПАСЕ) приняла резолюцию о «необходимости международного осуждения преступлений тоталитарных коммунистических режимов»
(резолюция 1481).
За резолюцию проголосовали 99 парламентариев, против — 42. Российская делегация в ПАСЕ (КПРФ, «Единая Россия» и «Родина»), несмотря на идеологические разногласия, объединилась в борьбе против принятия резолюции. Единственный член российской делегации, который поддержал резолюцию, — лидер ЛДПР Владимир Жириновский.
Резолюция по режиму Франко была принята Постоянной комиссией ПАСЕ 17 марта 2006 г., а резолюция по недопущению возрождения нацизма — 12 апреля 2006 г. Российские депутаты считают, что таким образом был достигнут баланс: осуждение преступлений коммунистических режимов сопровождалось подтверждением позиции ПАСЕ о недопустимости любых тоталитарных режимов.
Оценка ПАСЕ положения в отдельных регионах России
С 19 мая по 15 ноября 2006 г. Россия выполняла функции председателя Комитета министров Совета Европы (председательство осуществляется странами по очереди в алфавитном порядке).
Девиз российского председательства: «К единой Европе — без разделительных линий». Как приоритеты председательства были названы:
В выступлении в КМСЕ по итогам председательства заместитель Министра иностранных дел России Александр Грушко, в частности, сказал:
В декабре 2006 г. Государственная дума проголосовала против ратификации Протокола № 14 к Европейской конвенции о правах человека. Россия осталась единственным государством-членом СЕ, не ратифицировавшим этот документ, в результате чего он не мог пока вступить в силу.
Четырнадцатый протокол нацелен на разгрузку Европейского суда по правам человека от чрезмерного количества жалоб путём, в частности, введения более простой процедуры отсеивания заведомо неприемлемых заявлений. Протокол предусматривает, что решения о признании жалобы неприемлемой могут приниматься одним судьёй, а не тремя.
В заключении Комитета Госдумы по законодательству это обстоятельство названо посягательством на право каждого на справедливое судебное разбирательство, в связи с чем Комитет рекомендовал Думе отклонить ратификацию Протокола.
Резолюция об угрозе использования энергетических поставок для политического давления
Россия подвергнута критике в резолюции за используемые ею методы решения энергетических споров с соседними странами, которые вызывают сомнение в отношении её надежности как поставщика энергоресурсов.
В этой связи в резолюции упоминаются «газовые конфликты» России с Украиной и Грузией в начале 2006 года, с Белоруссией в начале 2007 года. В выступлениях депутатов также упоминалось намерение Госдумы применить энергетические санкции в отношении Эстонии (январь 2007 г.).
Необходимость рассмотрения вопроса об энергетической безопасности вызвана растущей зависимостью энергетики Европы от ископаемого топлива, в основном нефти и газа, которая, как ожидается, к 2030 году составит 60 %. Уже в 2006 году страны Евросоюза получали 27 % импортируемой нефти из России. Россия поставляет и 25 % потребляемого в ЕС газа. По историческим причинам, особенно велика зависимость от российских энергоресурсов в странах Восточной и Центральной Европы. Именно поэтому в резолюции была подчёркнута «необходимость стабильных и приемлемых экономических отношений в энергетическом секторе между основными европейскими энергоэкспортёрами, Российской Федерацией и остальными европейскими странами, зависящими от импорта российских энергоносителей».
ПАСЕ высказалась за создание общеевропейского аналитического центра для осуществления диалога об энергобезопасности в Европе. Она также призвала к ратификации Россией Энергетической хартии и подписанию транзитного протокола.
Доклад об угрозе жизни и свободе выражения мнения журналистов
В январе 2007 года новым постоянным представителем России при СЕ назначен бывший заместитель министра иностранных дел Александр Алексеев.
Новым уполномоченным России при Страсбургском суде стала Вероника Милинчук.
Дмитрий Медведев с Генеральным секретарём Совета Европы Терри Дэвисом
После выборов в Государственную думу была сформирована новая делегация России в ПАСЕ. В августе 2008 года новым уполномоченным России при Страсбургском суде стал Георгий Матюшкин.
В мае Большая палата ЕСПЧ приняла постановление по делу ветерана Великой Отечественной войны В. М. Кононова против Латвии, в котором Россия участвовала как третья сторона на стороне Кононова. Большая палата, в отличие от предшествующего постановления палаты ЕСПЧ, не усмотрела нарушений в осуждении Кононова в Латвии за уничтожение партизанами под его руководством в 1944 году предполагаемых коллаборационистов, которое латвийский суд расценил как военное преступление. Президент России, Госдума, МИД и Минюст выступили с критическими заявлениями по поводу постановления Большой палаты.
10 апреля ПАСЕ приняла резолюцию с осуждением аннексии Крыма Россией, охарактеризованного документом как аннексия данной территории. За принятие резолюции проголосовали 154 делегата ПАСЕ, против — 26, в том числе представители России, Сербии и Армении, а 14 — воздержались.
У здания Совета Европы в Страсбурге спустили российский флаг 16 марта 2022 года.
17 января президент России Владимир Путин внёс в Госдуму РФ законопроект, в котором сообщалось о прекращении действия международных договоров между РФ и Советом Европы из-за прекращения членства Российской Федерации в Совете Европы. Среди договоров, считающихся с 16 марта 2022 года прекратившими действие в отношении Российской Федерации:
Марка Почты России, 2021 год
ПРОБЛЕМЫ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА
ЕВРОПЕЙСКАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ХАРТИЯ: ВОПРОСЫ РЕАЛИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНЫХ ПРАВ
ГРАЖДАН В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Алиева М. Н., доцент кафедры международного права Дагестанского государственного университета, кандидат юридических наук
В статье затрагивается проблема реформирования российского социального законодательства в соответствии с европейскими стандартами. Речь идет о реализации определенного объема приемлемых для Российской Федерации социальных прав, которые установлены в Европейской социальной хартии 1961 года и её пересмотренной версии 1996 года.
Ключевые слова: права человека, социальные права, хартия, ратификация, международные обязательства.
THE EUROPIAN SOCIAL CHARTER: THE PROBLEMS OF REALIZATION OF SOCIAL RIGHTS
OF THE RUSSIAN CITIZENS
Aliyeva M. N., associate professor of the Department of International Law of Daghestan State University, Candidate of Law sciences
The article deals with the problem of reformation of the Russian social legislation in accordance with the European standards. The realization of the definite amount of social rights under the European social charter (1961; 1996), which are more acceptable for the Russian Federation, is analysed in it.
Key words: human rights, social rights, charter, ratification, international obligations.
Основным нормативным актом, регулирующим правоотношения в сфере социального обеспечения в Европе, является Европейская социальная хартия. Она была подписана государствами-членами Совета Европы в Турине 18 октября 1961 года и вступила в силу 26 февраля 1965 года.
Европейская социальная хартия устанавливает контрольный механизм, призванный гарантировать их соблюдение государствами-участниками. Открытая для подписания в 1961 году и вступившая в силу в 1965 году Европейская социальная хартия была пересмотрена в целях ее обновления и включения в нее новых категорий прав с учетом произошедших в европейских странах социальных изменений. В новой Хартии, от-
Итак, Хартия закрепляет основные принципы, которыми должны руководствоваться государства-члены Совета Европы в своей социальной политике. Часть I Хартии можно охарактеризовать как декларацию целей и принципов, к достижению которых будут стремиться государства-участники. Часть II закрепляет конкретные социально-
экономические права человека, которые Договаривающиеся стороны обязаны обеспечить.
Государствам, пожелавшим вступить в Хартию, предлагается довольно гибкая, на наш взгляд, процедура. Хартия допускает, что государства не обязаны немедленно принять все статьи, содержащиеся в ней. Они могут отбирать статьи, приемлемые для них. Однако чтобы стать полноправными участниками документа, государствам необходимо принять на себя в полном объеме шесть из девяти основных статей части II Хартии. В их числе:
— право на труд (ст. 1);
— право на организацию (объединение)
— право на заключение коллективных договоров (ст. 6);
— право детей и молодежи на защиту (ст. 7);
— право на социальное обеспечение (ст. 12);
— право на социальную и медицинскую помощь (ст. 13);
— право семьи на социальную, правовую и экономическую защиту (ст. 16);
— право работников-мигрантов и их семей на защиту и помощь (ст. 19);
Допуская экономические и социальные различия государств, Хартия признает за ними право дополнительного выбора её положений, содержащихся в части II — не менее 16 статей из 31 статьи (либо не менее 63 параграфов части II Хартии из 96, т.е. из их общего числа).
Российского государства в основном отвечает положениям Европейской социальной хартии.
Основной закон РФ подтверждает, что общепризнанные принципы и нормы международного права, а также международные договоры РФ являются составной частью её правовой системы. В нем особо подчеркивается, что права и свободы человека и гражданина в России признаются и гарантируются согласно общепризнанным принципам и нормам международного права (ст. 15, ч. 4; ст. 17 Конституции РФ). Из этого следует, что наша страна взяла на себя обязательство привести действующее законодательство в соответствие с нормами международных актов о правах человека.
С момента вступления в 1996 году России в Совет Европы остро встал вопрос о реформировании российского законодательства и правоприменительной практики в соответствии с европейскими стандартами. Следующим ожидаемым шагом стала ратификация Российской Федерацией 30 марта 1998 года Конвенции о защите прав человека и основных свобод, а также Протоколов к ней. За ним по логике развития европейского правового пространства совершенно справедливо должна была последовать ратификация Европейской социальной хартии. Однако сегодня нужно признать, что данный процесс неоправданно затянулся. Россия подписала Хартию 1961 года (пересмотренную в 1996 году) 14 сентября 2000 года. Тем не менее нашей стране потребовалось 9 лет для того, чтобы данный документ был ратифицирован на её территории. На наш взгляд, причиной столь длительного перехода от подписания к ратификации мог послужить экономический кризис конца 90-х, который затронул Россию и которой потребовалось время для преодоления внутренних государственных проблем и накопления ресурсов для возобновления движения к социально-экономическому уровню европейских государств.
Согласно статистике на 2012 год из 47 стран-участниц СЕ четыре — Лихтенштейн, Монако, Сан-Марино и Швейцария — не ратифицировали ни изначальную, ни пересмотренную Хартию, 32 страны ратифицировали пересмотренную хартию, 11 — изначальную.
Нужно отметить, что Россия воспользовалась правом ратифицировать Хартию не в полном объеме, что напрямую доказывает не слишком сильные экономические возможности нашего государства. В частности, наша страна взяла на себя обязательства по 25 статьям II части Хартии из 31-й, в том числе по семи обязательным вместо положенных шести, а также по 68 параграфам (пунктам) из минимально необходимых 63-х. Таким образом, Россия сделала свой выбор в пользу следующих статей, которые регулируют: право на труд; право на охрану и гигиену труда; право на объединение; право на коллективные переговоры; право детей и молодежи на защиту; права работающих женщин на охрану материнства; право на профессиональную ориентацию; право на профессиональную подготовку; право на охрану здоровья; право на социальное обеспечение; право на социальную, правовую и экономическую защиту семьи; право детей и молодежи на социальную, правовую и экономическую защиту; право на равные возможности и равное обращение в сфере занятости и профессиональной деятельности без дискриминации по признаку пола; право на информацию и консультации; право участвовать в определении и улучшении условий труда и производственной среды; право на защиту в случае увольнения; право работников с семейными обязанностями на равные возможности и на равное обращение; право представителей работников на защиту и льготы на предприятиях; право работни-
ков на информацию и консультации в случае массовых увольнений.
Кроме того, Россией приняты отдельные параграфы статей Хартии, регламентирующих: право на справедливые условия труда (кроме обязанности обеспечить оплачиваемые праздничные дни); право на справедливое вознаграждение (кроме обязанности признать право работников на вознаграждение, которое обеспечит им и их семьям достойный жизненный уровень); право на социальное обеспечение (в части обязанности установить и поддерживать систему социального обеспечения); право нетрудоспособных лиц на независимость, социальную интеграцию и на участие в общественной жизни (кроме обязанности содействовать полной социальной интеграции лиц с пониженной трудоспособностью); право заниматься приносящей доход деятельностью на территориях других Сторон (в части права граждан покидать страну и заниматься указанной деятельностью на таких территориях); право работников-мигрантов и их семей на защиту и помощь (в части обеспечения таким работникам не менее благоприятного налогового режима, чем гражданам страны приема, и разрешения перевода на родину части заработной платы и иных доходов работника).
Несомненно, принятие РФ на себя обязательств по вышеуказанным положениям дает нашим гражданам дополнительные гарантии защиты их социальных и экономических прав. И это очевидное преимущество.
Российское руководство выдержало количественные требования, однако содержательный показатель все же подвергся критике.
Нельзя не затронуть проблемы, которые Россия обходит сегодня стороной. К ним имеют прямое отношение те пункты Хартии, от выполнения которых наша страна пока воздержалась. В настоящее время довольно остро стоит проблема гарантий прав работников-мигрантов. Россия обязалась обеспечить таким работникам лишь благоприятный налоговый режим и возможность перевода на родину части доходов работника. Хартия закрепляет право трудящихся-мигрантов на благоприятный режим в таких областях, как оплата и иные условия найма и труда; членство в профессиональных союзах и пользование преимуществами по коллективным договорам; жилье. Кроме того, в Хартии содержится гарантия для законно находящихся на территории государства трудящихся-мигрантов, что они не могут быть высланы, кроме, конечно, случаев, когда создают угрозу на-
циональной безопасности или наносят ущерб общественному порядку или нравственности.
Легализовать указанные права работников-мигрантов Россия не захотела. Открытым остается вопрос, почему, находясь на территории РФ законно, работник-мигрант не может быть застрахован от высылки; что помешало нашим властям гарантировать этим лицам равные с россиянами условия оплаты труда, социальные и страховые права; почему Россия отказалась от пунктов, которые запрещают дискриминацию трудовых мигрантов по сравнению со своими гражданами?
И, наоборот, есть принятые Россией положения Хартии, которые вызвали бурную реакцию со стороны общественности, представителей различных конфессий нашей страны. Так, например, совершенно справедливо, на наш взгляд, вызывает опасения ратифицированная РФ ст. 11 Хартии, а именно пункт 2 о предоставлении «услуг консультационного и образовательного (просветительского) характера, направленных на укрепление здоровья и развитие чувства личной ответственности за свое здоровье. Совершенно очевидно, что по смыслу п. 2 ст. 11 школы должны вводить в свои учебные программы уроки сексуального просвещения. Причем такие программы носят обязательный характер. Такова форма реализации этой статьи, которая называется профилактикой здоровья детей. По нашему мнению, такой стандарт приемлем для стран Европы, где такая практика применяется с детских садов, но категорически неприемлем для России как полиэтнического и многоконфессионального государства. Практика внедрения такого рода просвещения противоречит национальным традициям Российской Федерации, нарушает права родителей на возможность выбора системы воспитания своего ребенка, не учитывает индивидуальные особенности ребенка. Кроме того, религиозные семьи, которых немало в России, лишаются права на свободу совести и вероисповедания. Такие международные обязательства противоречат традиционным семейным ценностям, менталитету населения, его религиозным взглядам, а внедрение новых стандартов образования в соответствии с Хартией нанесет огромный вред нрав-
ственности, привьет молодежи искаженный взгляд на брак и семью.
В заключение хотелось бы отметить, что присоединение России к Европейской социальной хартии, безусловно, укрепляет позиции нашего государства на международной арене, повышает уровень защиты прав человека на территории РФ, открывает путь для равноправного сотрудничества со странами Европы. Тем не менее, для дальнейшего успешного внедрения Хартии в российскую правовую систему и реализации её статей необходимо учитывать мнение граждан, проводить форумы, социальные опросы населения, интернет-голосования, что позволит усовершенствовать российское социальное законодательство и тем самым улучшить уровень и качество жизни в нашей стране.
1. Справка к Федеральному закону «О ратификации Европейской социальной хартии (пересмотренной) от 3 мая 1996 года» URL: http://archive. Kremlin.ru (дата обращения: 07.07.2013).
2. Европейская социальная хартия (пересмотренная): ратифицирована Федер. законом Рос. Федерации от 03.06.2009 г. №101-ФЗ // Бюллетень международных договоров. 2010. Апрель. № 4. С. 17-67.
3. Магомедов Ш. Б., Бутаев Г. Р. Теоретическая конструкция современной модели социального государства // Юридический вестник ДГУ. 2011. № 3.
4. О ратификации Европейской социальной хартии: федер. закон Рос. Федерации от 3 мая 1996 года; пересмотренный Федер. закон Рос. Федерации от 03.06.2009 г. № 101-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2009. № 23, ст. 2756.
6. Кравцова Д. Л. Европейская социальная хартия как источник российского трудового права // Молодой ученый. 2012. №4.
Поступила в редакцию 28 августа 2013 г.