Этикет деловых подарков в бизнес сфере

Правила дарения деловых подарков

Дарение деловых подарков правило хорошего тона или возможность укрепить деловые связи и повысить репутацию? Наше мнение — все утверждения верны и дополняют друг друга.

Значение подарков

Подарки, выбранные с душой, запоминаются и укрепляют взаимоотношения с деловыми партнерами.

Этикет деловых подарков

Этикет дарения деловых подарков сводит гласные и негласные правила для разных случаев: вручения, принятия и отказа от подарков.

Общие правила

Правила могут быть общими актуальными для всех сфер бизнеса, локальными установленными в определенной компании или национальными, продиктованными традицией и культурой отдельно взятой страны.

Национальные особенности

В России компании могут дарить друг другу подарки стоимостью не дороже 3 000 рублей. Нет четких национальных традиций, но подарки в бизнес-сфере могут иметь личный характер.

Особенности русского делового этикета дарения подарков

По российским законам компании могут дарить друг другу подарки стоимостью не дороже 3 000 рублей, поэтому если есть желание, например, преподнести картину в подарок для бизнеса, надо делать это лично.

Национальные традиции

Нет четких национальных традиций относительно деловых подарков в России. Разрешено все, что не запрещено законом и не выходит за рамки общепринятых правил.

Личный характер

Деловые подарки в России, особенно на уровне руководителей компаний, часто имеют личный характер и могут быть сопровождены юмором или воспоминаниями о совместной работе.

Правила этикета дарения подарков

Перед тем, как переходить к правилам дарения, важно понимать особенности русского делового этикета и значения подарков для укрепления деловых связей и повышения имиджа компании.

Этикет дарения начинается непосредственно с самих подарков, которые бывают разными: подарки сотрудникам внутри компании, лояльным клиентам или контрагентам и бизнес-партнерам.

Что разрешено и даже приветствуется дарить внутри коллектива может быть недопустимо на официальном мероприятии в крупной корпорации или, наоборот, излишняя бюрократия и официоз при вручении в небольшой компании могут вызвать недоумение и непонимание со стороны сотрудников.

Уместные подарки в деловой сфере

Как сделать деловой подарок полезным и приятным? По этому поводу у нас есть несколько рекомендаций. Во-первых, начинайте выбор не с посещения сайта с сувенирной продукции, а с идеи, посыла, который вы хотите донести с помощью презента. Во-вторых, уровень и качество подарка должны быть безупречными.

Подарки для бизнес-партнеров

Какие картины дарить бизнес-партнерам? Если говорить о высоком ценовом сегменте, то здесь уместны и актуальные предметы искусства, и антиквариат, и коллекционный редкий алкоголь, и другие предметы, которые можно отнести к категории альтернативных инвестиций. При этом главное при выборе учесть интересы делового партнера, потому что какая разница сколько стоит подарок, если он формальный.

Подарки для клиентов

Время календарей, ежедневников и других банальных сувениров прошло. Современные тренды говорят о том, что подарки должны быть в первую очередь функциональными и полезными, то есть речь идет о вещах, которые можно использовать в повседневной жизни. Самые популярные варианты: спортивные бутылки для воды, портпледы, беспроводные зарядки, сумки-холодильники, зонты, автомобильные аксессуары и так далее.

Подарки для сотрудников

Несколько слов про подарки внутри компании. Один из самых частых вопросов, которые возникают у работодателей: Стоит ли дарить фирменный мерч сотрудникам? По этому поводу каких-либо правил нет, поэтому если есть желание, то почему бы и нет. Единственно, размещение логотипа крупным планом считается моветоном. Сотрудники будут искренне благодарны за шопер, термокружку или худи хорошего качества с небольшим аккуратным брендингом, а те же самые предметы с крупным логотипом рискуют сразу же превратиться в пылесборники, в вещи, годные только для дачи или и вовсе отправиться на выброс.

На случай, если фирменный мерч дарить не планируется, далее несколько примеров полезных и приятных корпоративных подарков, которые помогут руководителям и собственникам бизнеса уловить тренды и выбрать оптимальные варианты для своей команды:

Этикет вручения подарков

Этикет вручения зависит от характера мероприятия, места проведения, состава участников, а также того, как происходит сам процесс: лично (что более предпочтительно), через курьера или почтой. В любом случае к подарку обычно прикладывается сопроводительное письмо или открытка с небольшим поздравлением.

Подарки для делегаций

Если речь идет о делегации, то на первой встрече обмен подарками обязателен. Как правило, это одинаковая для всех сувенирная продукция. Допустимо исключение для главы делегации, ему можно подарить что-то индивидуальное. Первыми подарки вручают хозяева мероприятия.

Подарки руководителю компании

Подарок руководителю компании от сотрудников может быть только коллективным, личный подарок начальнику нарушение правил этикета. При этом руководитель может дарить индивидуальные подарки отдельным подчиненным в качестве благодарности за личные достижения.

Этикет получения подарков

Независимо от стоимости, все подарки должны приниматься с одинаковой вежливостью. Сдержанность говорит о высоком уровне корпоративной культуры и воспитании человека.

Время открытия подарка

В отличие от светских правил, деловой этикет не обязывает сразу открывать подарки. При этом, если речь идет о вручении подарков внутри коллектива в неформальной обстановке или присутствуют только даритель и одаряемый, то подарок можно открыть сразу и поблагодарить. Если подарок получен по почте или его привез курьер, то благодарность следует выразить по телефону или e-mail.

Отказ от подарка — правила этикета

Какие подарки неуместны, могут нанести урон деловой репутации или грозить уголовной ответственностью? В каждой организации может быть собственный перечень неуместных подарков, который зависит от размера бизнеса, специфики деятельности, философии и ценностей компании. Также ограничения могут касаться свойств или габаритов подарка, его стоимости, поэтому перед тем как что-то покупать лучше узнать о них заранее.

Общие рекомендации по возврату подарка

Подводя итог, хочется еще раз подчеркнуть, что дарение деловых подарков один из способов укрепить или наладить деловое партнерство, показать уважение и заинтересованность в сотрудничестве, поэтому к выбору подарков не стоит подходить формально.

Оцените статью
Минтруд России