ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НЕГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕНСИОННОГО ФОНДА ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ НА ОСНОВАНИИ ЛИЦЕНЗИИ НА

См. Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов, утв. Минфином России.

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 16 декабря 2022 года; проверки требуют 17 правок.

Датой создания Фонда считается 1 января 2023 года.

СФР создан для осуществления государством пенсионного обеспечения, обязательного пенсионного страхования, обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, социального обеспечения, предоставления мер социальной защиты (поддержки) отдельным категориям граждан.

Функции и полномочия учредителя СФР осуществляет Правительство Российской Федерации.

(в ред. Федеральных законов от 12.02.2001 N 18-ФЗ,

от 21.03.2002 N 31-ФЗ, от 10.01.2003 N 14-ФЗ, от 02.12.2004 N 155-ФЗ,

от 09.05.2005 N 48-ФЗ, от 16.10.2006 N 160-ФЗ, от 06.12.2007 N 334-ФЗ,

от 30.04.2008 N 55-ФЗ, от 23.07.2008 N 160-ФЗ, от 18.07.2009 N 182-ФЗ,

от 25.11.2009 N 281-ФЗ, от 27.12.2009 N 374-ФЗ, от 27.12.2009 N 378-ФЗ,

от 22.04.2010 N 65-ФЗ, от 27.07.2010 N 227-ФЗ, от 11.07.2011 N 200-ФЗ,

от 21.11.2011 N 327-ФЗ, от 30.11.2011 N 358-ФЗ, от 30.11.2011 N 359-ФЗ,

от 30.11.2011 N 362-ФЗ, от 03.12.2011 N 383-ФЗ, от 28.07.2012 N 133-ФЗ,

от 12.11.2012 N 180-ФЗ, от 03.12.2012 N 242-ФЗ, от 03.12.2012 N 243-ФЗ,

от 07.05.2013 N 99-ФЗ, от 28.06.2013 N 134-ФЗ, от 02.07.2013 N 185-ФЗ,

от 23.07.2013 N 211-ФЗ, от 23.07.2013 N 251-ФЗ, от 04.12.2013 N 351-ФЗ,

от 28.12.2013 N 410-ФЗ (ред. 21.07.2014), от 12.03.2014 N 33-ФЗ,

от 21.07.2014 N 218-ФЗ, от 29.06.2015 N 167-ФЗ, от 29.06.2015 N 210-ФЗ,

от 13.07.2015 N 231-ФЗ, от 30.12.2015 N 421-ФЗ, от 30.12.2015 N 427-ФЗ,

от 03.07.2016 N 292-ФЗ, от 26.07.2017 N 205-ФЗ, от 29.07.2017 N 281-ФЗ,

от 31.12.2017 N 482-ФЗ, от 07.03.2018 N 49-ФЗ, от 29.07.2018 N 269-ФЗ,

от 03.08.2018 N 322-ФЗ, от 02.12.2019 N 394-ФЗ, от 18.03.2020 N 61-ФЗ,

от 08.06.2020 N 181-ФЗ, от 20.07.2020 N 212-ФЗ, от 08.12.2020 N 409-ФЗ,

от 30.12.2020 N 537-ФЗ, от 24.02.2021 N 23-ФЗ, от 20.04.2021 N 92-ФЗ,

от 11.06.2021 N 190-ФЗ, от 11.06.2021 N 192-ФЗ, от 11.06.2021 N 194-ФЗ,

от 02.07.2021 N 343-ФЗ, от 21.12.2021 N 415-ФЗ, от 28.06.2022 N 212-ФЗ,

от 14.07.2022 N 237-ФЗ, от 28.12.2022 N 556-ФЗ, от 27.01.2023 N 5-ФЗ,

от 13.06.2023 N 226-ФЗ, от 04.08.2023 N 459-ФЗ)

Негосуда́рственный пенсио́нный фонд (НПФ) — организация социального обеспечения, одним из основных предметов деятельности которой является негосударственное пенсионное обеспечение (НПО) участников фонда. Заключение договора с НПФ и отчисление взносов производится как правило в рамках корпортивных пенсионных программ, которым является крупный бизнес-владелец фонда или любая компания, заключившая с ним договор, а также гражданами добровольно и самостоятельно. Свои НПФ, а точнее их аналоги, по своей сути похожие, имеются во многих развитых странах, включая США, Великобританию, Австралию.

В постсоветской России такие пенсионные фонды начинались как некоммерческие частные фонды при крупных отраслевых компаниях. Они были выгодны и как проект на перспективу дальнейших реформ пенсионного обеспечения в стране, приведения его к инвестиционному, накопительному, рыночному образцу капиталистических стран, а также (сперва аврально) из-за особенностей налогового законодательства 1990-х и из-за нереформированной во многом и по сей день распределительной трудовой и социальной пенсии государственного пенсионного обеспечения ПФР. Н ПФ формировали корпоративную негосударственную пенсию для сотрудников их учредителей, и частных лиц в виде договоров НПО, позднее также стали осуществлять деятельность по формированию и управлению средств пенсионных накоплений в системе обязательного пенсионного страхования (ОПС). Функционирование НПФ в РФ регулируется Федеральным законом от 07.05.1998 N 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах» (актуальна его редакция от 04.08.2023).

Подготовлены редакции документа с изменениями, не вступившими в силу

(в ред. Федерального закона от 21.07.2014 N 218-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

С 01.01.2024 в п. 1 ст. 2 вносятся изменения (ФЗ от 10.07.2023 N 299-ФЗ). См. будущую редакцию.

1. Негосударственный пенсионный фонд (далее — фонд) — организация, осуществляющая деятельность по негосударственному пенсионному обеспечению, в том числе досрочному негосударственному пенсионному обеспечению, и (или) обязательному пенсионному страхованию. Такая деятельность осуществляется фондом на основании лицензии на осуществление деятельности по пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию (далее — лицензия).

(в ред. Федерального закона от 27.01.2023 N 5-ФЗ)

С 01.01.2024 в п. 2 ст. 2 вносятся изменения (ФЗ от 10.07.2023 N 299-ФЗ). См. будущую редакцию.

2. Фонд вправе осуществлять деятельность по негосударственному пенсионному обеспечению со дня внесения фонда в реестр негосударственных пенсионных фондов — участников системы гарантирования прав участников, а деятельность по обязательному пенсионному страхованию со дня, следующего за днем внесения фонда в реестр негосударственных пенсионных фондов — участников системы гарантирования прав застрахованных лиц.

(в ред. Федерального закона от 28.12.2022 N 556-ФЗ)

3. Фонд не вправе осуществлять деятельность, не предусмотренную пунктом 1 настоящей статьи, за исключением случаев совмещения деятельности, предусмотренной пунктом 1 настоящей статьи, с оказанием консультационных и информационных услуг в сфере финансового рынка, а также с деятельностью в интересах другого лица на основе агентского договора.

(п. 3 введен Федеральным законом от 27.01.2023 N 5-ФЗ)

С 01.01.2024 в п. 4 ст. 2 вносятся изменения (ФЗ от 10.07.2023 N 299-ФЗ). См. будущую редакцию.

4. Фонд вправе оказывать консультационные и информационные услуги в сфере финансового рынка, а также осуществлять деятельность в интересах другого лица на основе агентского договора только при условии, что размер вознаграждения фонда от указанной деятельности в текущем календарном году в совокупности не превышает 50 процентов от среднего за три предшествующих календарных года совокупного размера оплаты услуг фонда при осуществлении им деятельности по негосударственному пенсионному обеспечению и вознаграждения фонда при осуществлении им деятельности страховщика по обязательному пенсионному страхованию.

(п. 4 введен Федеральным законом от 27.01.2023 N 5-ФЗ)

5. Фонд вправе осуществлять деятельность в интересах другого лица на основе агентского договора только при одновременном соблюдении требований, предусмотренных пунктом 4 настоящей статьи, и следующих условий:

1) по агентскому договору фонд совершает только юридические и иные действия по заключению, сопровождению, изменению и расторжению договоров от имени и за счет принципала, являющегося юридическим лицом;

2) права, обязанности и ответственность по сделкам, совершенным фондом с третьими лицами от имени и за счет принципала в ходе исполнения агентского договора, у фонда не возникают;

3) фонд не вправе получать от третьих лиц исполнения обязательств по сделкам, совершенным фондом с третьими лицами от имени и за счет принципала в ходе исполнения агентского договора.

(п. 5 введен Федеральным законом от 27.01.2023 N 5-ФЗ)

Доходы (страховые взносы)

См. также Обязательное социальное страхование в России.

В 2010 году совокупный объём страховых взносов сохранится на уровне ставки ЕСН — 26 %, из которых 20 % будут направляться в Пенсионный фонд РФ (на обязательное пенсионное страхование). При этом взносы будут уплачиваться с годового заработка до 415 тысяч рублей. В случае, если годовой заработок превышает 415 тысяч рублей, взносы сверх 415 тысяч рублей не взимаются, но и пенсионные права сверх этой суммы не формируются. С 2011 года размер совокупных взносов возрастет до 34 %, из которых 26 % составят отчисления по обязательному пенсионному страхованию. Эта система позволяет существенно увеличить уровень пенсий в стране. Для лиц, полностью попадающих под действие страховой системы, коэффициент замещения пенсией зарплаты, с которой уплачивались страховые взносы, составит не менее 40 % после 30 лет уплаты этих взносов при наступлении страхового случая (то есть старости, определяемой путём достижения гражданином установленного законодательством возраста — 60 лет для женщин и 65 лет для мужчин).

Статистические показатели деятельности НПФ в Российской Федерации

Численность НПФ в России

ПН — пенсионные накопления.

Изменение численности НПФ преимущественно связано со следующими факторами:

Деятельность по обязательному пенсионному страхованию

С 2008 года в целях стимулирования россиян к активному управлению своей пенсией, государство запустило программу софинансирования пенсии. В рамках этой программы застрахованное лицо (то есть любой, у которого имеется Свидетельство государственного пенсионного страхования) после вступления в программу и перечисления взносов на свой пенсионный счет получит равную сумму от государства. Например, если застрахованное лицо платит 2000 рублей в год, то государство доплачивает еще 2000 рублей; итого на счет лица в пенсионном фонде зачисляется 4000 рублей в год. При этом, однако, максимальный годовой взнос государства не превышает 12 000 рублей в год (взносы застрахованного лица не имеют верхнего предела). Программа государственного софинансирования формирования пенсионных накоплений в настоящее время действует только для тех граждан, которые вступили в названную программу (путем подачи соответствующего заявления) до 1 января 2015 года и уплатили дополнительные страховые взносы на накопительную пенсию не позднее 31 января 2015 года.

С 1 января 2015 года стать участником программы нельзя.

Деятельность по управлению материнским капиталом

С 2007 года семьям, в которых родился или был усыновлён второй (третий или последующий) ребенок, выплачивается материнский капитал . Для многих семей может быть неактуальным расходование этого капитала в настоящий момент. Поэтому государство предусмотрело возможность временного инвестирования средств материнского капитала (всего или части) через НПФ по истечении 3 лет после рождения ребенка.

Результативность и эффективность

Персонифицированный учёт в системе обязательного пенсионного страхования

Появление первых негосударственных пенсионных фондов в России связано с изданием Указа Президента Российской Федерации от 16 сентября 1992 № 1077 «О негосударственных пенсионных фондах». Указ был принят в рамках чрезвычайных полномочий Президента РФ на период проведения экономических реформ и имел силу закона.

На основании Указа в 1993–1994 гг. было учреждено около 350 организаций, относящихся к негосударственным пенсионным фондам.

В 1995 году была создана Инспекция негосударственных пенсионных фондов (в настоящий момент упразднена) с целью лицензирования деятельности НПФ.

К концу 1996 года было выдано 26 разрешений на осуществление некоммерческой деятельности по формированию активов путём привлечения денежных взносов юридических лиц, передаче этих средств компаниям по управлению активами (управляющей компании), осуществлению пожизненно или в течение длительного периода регулярных выплат гражданам в денежной форме.

К концу 1997 года такие разрешения выданы уже 252 организациям.

До 2007 года количество НПФ в России принципиально не изменялось. Лишь в 2008 году число НПФ начало стремительно сокращаться преимущественно путём самоликвидации или слияния вследствие законодательных изменений.

Функции Социального фонда:

Органами управления Фонда являются председатель Фонда и правление Фонда. Организационно-техническое и документационное обеспечение деятельности правления Фонда осуществляется центральным аппаратом Фонда. В структуру Социального фонда также входят территориальные Отделения СФР в субъектах РФ, а также подведомственные Фонду учреждения, включая реабилитационные центры.

Председатель Фонда назначается на должность и освобождается от должности Правительством Российской Федерации по представлению руководителя уполномоченного федерального органа исполнительной власти.

Правление Фонда является коллегиальным органом управления Фонда. Численность правления Фонда составляет 35 человек.

Для осуществления контроля за финансово-хозяйственной деятельностью Фонда, территориальных органов Фонда, обособленных подразделений Фонда и подведомственных Фонду учреждений создается контрольно-ревизионная комиссия Фонда.

Исходя из характера развития фондов, можно условно выделить следующие типы НПФ.

Контроль деятельности НПФ

В целях увеличения числа участников, некоторые управленцы использовали нечестные схемы для переманивания клиентов из других НПФ в свой, а также для незаконного перевода пенсионных накоплений из ПФР в НПФ, вплоть до подлога документов. Такие случаи участились после прекращения поступления средств по линии ОПС (с 2014 года все выплаты от работодателей идут в ПФР на страховые пенсии, и работник не вправе попросить переадресовать часть этих денег на накопительную пенсию — ни в ПФР, ни в НПФ).

Деятельность по негосударственному пенсионному обеспечению

Вкладчик перечисляет взносы в НПФ на основании пенсионного договора. При заключении данного договора ему необходимо выбрать пенсионную схему — некую спецификацию договора, определяющую во многом его условия.

Фонд учитывает поступившие пенсионные взносы на солидарном или именном счете вкладчика и формирует пенсионные резервы. Эти резервы он инвестирует (обычно — через УК) в высоконадежные активы. Полученный по результатам инвестирования доход распределяется по счетам и увеличивает будущую пенсию участников. Однако следует помнить, что часть дохода (не более 15 %) направляется на вознаграждение управляющего (НПФ или НПФ и УК), на пополнение страхового резерва и на оплату расходов по обслуживанию фонда.

При выходе участника на пенсию НПФ (а в ряде случаев, в соответствии с договором и схемой — сам вкладчик), исходя из накопленной суммы, определяет размер негосударственной пенсии и порядок её получения.

Пенсионные резервы — это личные пенсионные деньги вкладчика в рамках индивидуального или корпоративного договора НПО, то есть самостоятельное формирование лично вкладчиком или через работодателя, заключившего договор, своей негосударственной пенсии. В рамках деятельности по негосударственному пенсионному обеспечению (НПО), негосударственные пенсионные фонды формируют средства пенсионных резервов. В соответствии с действующим законодательством НПФ могут размещать свои пенсионные резервы самостоятельно или через управляющие компании. Н ПФ вправе самостоятельно размещать средства в государственные и муниципальные ценные бумаги, ценные бумаги субъектов РФ, на банковский депозит или в объекты недвижимости. Для инвестирования в иные активы фонд должен привлекать УК. По этим причинам ежегодная доходность пенсионных резервов по договорам НПО выше, в некоторые года кратно выше, чем по пенсионным накоплениям, то есть по государственному обязательному пенсионному страхованию (ОПС).

Отношения НПФ и управляющих компаний строятся на основании договоров доверительного управления и иных договоров, в зависимости от схемы работы НПФ на финансовом рынке. У К обязаны иметь лицензию на все виды деятельности, по которым они осуществляют операции со средствами пенсионных фондов.

Размещение пенсионных резервов НПФ должно удовлетворять следующим требованиям:

Существуют отступления от требования по обязательной диверсификации вложений НПФ. Например:

Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации

С 1 января 2023 г. в соответствии с Федеральным законом от 14 июля 2022 г. N 236-ФЗ «О Фонде пенсионного и социального страхования Российской Федерации» создан Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации путем реорганизации государственного учреждения — Пенсионного фонда Российской Федерации — с одновременным присоединением к нему Фонда социального страхования Российской Федерации.

Бюджет СФР на очередной финансовый год и плановый период сформирован раздельно по каждому виду обязательного социального страхования и социального обеспечения.

Доходы бюджета СФР сформированы исходя из установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации нормативов распределения доходов от уплаченных страховых взносов исходя из единого тарифа страховых взносов на обязательное пенсионное страхование (норматив установлен на уровне 72,8%), на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (норматив установлен на уровне 8,9%), на обязательное медицинское страхование, установленного в размере 30% в пределах установленной величины базы для исчисления страховых взносов, 15,1% — свыше установленной предельной величины базы для исчисления страховых взносов.

С 1 января 2023 г. установлен единый размер предельной величины базы для исчисления страховых взносов для обязательного пенсионного страхования, обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в отношении каждого физического лица.

Доходы по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний рассчитаны исходя из среднего по видам экономической деятельности страхового тарифа в размере 0,5% к суммам выплат и иных вознаграждений, которые начислены в пользу застрахованных в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров.

Для отдельных категорий плательщиков, определенных законодательством, применены пониженные тарифы страховых взносов с учетом установленных сроков их действия. Соответствующие выпадающие доходы бюджета СФР от применения указанных пониженных тарифов страховых взносов компенсируются за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета.

При формировании доходной части бюджета учтен «мораторий» на 2023 — 2025 гг. на направление страховых взносов на финансирование накопительной пенсии.

Также учтены доходы бюджета СФР от поступления межбюджетных трансфертов из бюджетов субъектов РФ в связи с введением с 1 апреля 2022 г. ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 8 до 17 лет, установленной Указом Президента Российской Федерации от 31 марта 2022 г. N 175, и с 1 января 2023 г. универсального пособия гражданам, имеющим детей, и беременным женщинам в рамках исполнения поручения Президента Российской Федерации от 2 мая 2021 г. N Пр-753, предоставляемых на условии софинансирования.

Расходы в части обязательного пенсионного страхования сформированы с учетом следующих особенностей:

— учтено повышение пенсионного возраста, ежегодная корректировка и индексация страховых пенсий и фиксированной выплаты к страховой пенсии, а также пенсий по государственному пенсионному обеспечению с учетом предусмотренных законодательством параметров;

— расчет бюджетных ассигнований на осуществление отдельных полномочий, переданных СФР в виде выплат, пособий и компенсаций, осуществлен исходя из прогнозных показателей численности получателей, средних размеров соответствующих выплат и иных индикаторов в зависимости от характера мер государственной защиты (поддержки).

В части обязательного социального страхования расходы сформированы с учетом параметров, установленных действующим законодательством об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и об обязательном социальном страховании от несчастных случаев и профессиональных заболеваний.

Размеры пособий застрахованным лицам, имеющим детей, установленные в фиксированном размере, определены с учетом их ежегодной индексации с 1 февраля на индекс потребительских цен предыдущего года.

При расчете расходов на финансовое обеспечение единовременных и ежемесячных страховых выплат по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний сумма, из которой исчисляется их размер, предусмотрена с учетом ее ежегодной индексации с 1 февраля на индекс потребительских цен предыдущего года.

Оцените статью
Минтруд России