Депутаты подготовили новые меры поддержки пенсионеров

Депутаты подготовили новые меры поддержки пенсионеров Минтруд
Содержание
  1. Дефицит бюджета Социального фонда
  2. Расходы и доходы
  3. Сравнение с прошлыми годами
  4. Причины дефицита
  5. Рост зарплат и страховых взносов
  6. Рост страховых взносов и перенос трансферта в 2023 году
  7. Перенос трансферта
  8. Баланс дефицита
  9. Как менялись расходы фонда
  10. Пенсионное обеспечение
  11. Направление Охрана семьи и детства
  12. Материнский капитал
  13. Остатки на счетах
  14. Особенности расходования средств
  15. Доля расходов по направлению Социальная политика
  16. Направление Национальная оборона
  17. Направление Социальная политика
  18. Правительство урежет финансирование социальных выплат
  19. Число пенсионеров 42 млн человек
  20. Из чего складывается пенсия
  21. Как не допустить сокращения накопительной части пенсии
  22. 2013: Обсуждение в правительстве
  23. 2015: Вступление в силу системы коэффициентов
  24. Размер средней пенсии
  25. Для «средних» россиян
  26. Для тех, кто работал мало
  27. Как считает калькулятор 2013 года
  28. Пенсии МВД выше
  29. Объем пенсионных резервов и накоплений
  30. 2023: Общий портфель пенсий в НПФ и Социальном фонде России за год вырос на 7,2% и превысил 7,5 трлн рублей
  31. 2012: Накопления 1,9 трлн, резервы — 700 млрд рублей
  32. Негосударственные пенсионные фонды
  33. Пенсионное страхование в России

Дефицит бюджета Социального фонда

Бюджет Соцфонда в первый год его существования исполнен с дефицитом на ₽593 млрд. Это связано с тем, что федеральный трансферт на расходы фонда был перечислен в конце 2022 года. Вклад взносов с зарплат в доходах СФР резко вырос.

Расходы и доходы

Социальный фонд (СФР, создан в результате слияния Пенсионного фонда и Фонда социального страхования с 1 января 2023 года) завершил первый год своего существования с дефицитом — по итогам 2023 года его расходы превысили доходы на 593,4 млрд руб.

Сравнение с прошлыми годами

Для сравнения: максимальный дефицит Пенсионного фонда (его доходы и расходы формируют основную часть бюджета СФР) фиксировался в 2015 году, тогда он составлял 543,7 млрд руб. В 2022 году в Пенсионном фонде наблюдался рекордный профицит: он составил 1,1 трлн руб.

Причины дефицита

Профицит 2022 года сложился за счет более раннего перечисления части федерального трансферта, рассчитанного на 2023 год. Переходящий остаток средств использовался для финансирования расходов, что привело к сокращению запланированного федерального трансферта.

Рост зарплат и страховых взносов

Доходная часть бюджета Социального фонда формируется за счет страховых взносов и федерального трансферта. Страховые взносы направляются на обеспечение страховых выплат. Взносы работодателей на пенсионное страхование значительно превысили план, составив 7,74 трлн руб., что на 6,5% выше заложенной в бюджет планки.

Фото: Валентин Антонов / ТАСС

Рост страховых взносов и перенос трансферта в 2023 году

Рост поступлений по страховым взносам связан со значительным увеличением зарплат в 2023 году, следует из материалов об исполнении бюджета. В основу расчета плановых бюджетных показателей лег прогноз Минэкономразвития, в котором ожидался фонд заработной платы в размере 35,83 трлн руб. на 2023 год, однако впоследствии этот прогноз был скорректирован до 38,16 трлн. Среднемесячная номинальная зарплата в России в 2023 году выросла на 14,1%, сообщал Росстат.

Депутаты подготовили новые меры поддержки пенсионеров

Перенос трансферта

Снижение совокупных доходов относительно плана произошло за счет сокращения федерального трансферта: его размер уменьшился с плановых 5 трлн до фактических 4 трлн руб. В результате в 2023 году доля трансферта в совокупных доходах Соцфонда упала до рекордно малого значения в 30,3%, хотя в годы существования ПФР показатель не опускался ниже 37,7%.

Размер трансферта был уменьшен с учетом выделенных в декабре 2022 года средств из резервного фонда правительства, указано в материалах. Распоряжением от конца декабря того года Пенсионный фонд получил 1,49 трлн руб. на 100-процентное исполнение обязательств Российской Федерации по выплате пенсий, пособий и иных социальных выплат. Денежные средства явились финансовым обеспечением бесперебойного осуществления выплат в начале 2023 года в период создания с 1 января 2023 года Фонда пенсионного и социального страхования, указано в материалах.

В свою очередь, Минфин в 2023 году объяснял, что авансовое перечисление трансфертов осуществлено в том числе в целях снижения рисков формирования разрывов ликвидности Фонда пенсионного и социального страхования в начале 2023 года в связи с переходом на ЕНП (единый налоговый платеж. — РБК) и изменением сроков уплаты страховых взносов.

Баланс дефицита

Трансферт из федерального бюджета на расходы 2023 года был перечислен в полном плановом объеме. Но часть этого трансферта была перечислена раньше — в конце 2022 года, — подтвердили РБК в Минтруде. Благодаря этому досрочному перечислению трансферта на 2023 год 2022 год для бюджета фонда был профицитным, но совокупный объем средств, поступивших в 2023 году, оказался несколько ниже фактически понесенных фондом расходов.

Однако балансового дефицита — превышения расходных обязательств над доходами — не произошло. Переходящий с 2022 года остаток, сформированный за счет раннего перечисления трансферта, как и было запланировано, использовался для платежей в 2023 году, — указывают в ведомстве.

Дефицит Социального фонда — это искусственное определение, считает профессор Финансового университета при правительстве Александр Сафонов. В форме трансферта государство перекладывает средства из одного кармана в другой, так как СФР является оператором многочисленных выплат, которые обеспечиваются за счет федерального финансирования.

Сложившийся бухгалтерский показатель дефицита не говорит о неустойчивости СФР — напротив, он устойчив и в полном объеме выполняет обязательства, никаких проблем я не вижу, — отмечает он.

Как менялись расходы фонда

Совокупные расходы СФР в 2023 году увеличились на 2,3%, или на 317 млрд руб., относительно закона о бюджете и составили 13,86 трлн руб., указано в материалах об исполнении бюджета.

Пенсионное обеспечение

На 1,2%, или 121 млрд руб. по сравнению с планом, выросли траты на пенсионное обеспечение — они достигли 9,89 трлн руб. Из них 9,05 трлн руб. пришлось на страховые пенсии, которые в 2023 году были проиндексированы на 4,5%.

Направление Охрана семьи и детства

Заметно относительно плана увеличились расходы по направлению Охрана семьи и детства — на 6,7%, или на 129 млрд, до 2 трлн руб.

Материнский капитал

На предоставление материнского капитала траты сократились — на него направили 455,5 млрд руб. при изначально заложенных в бюджет 550,7 млрд.

Остатки на счетах

При этом фонд продолжает функционировать со значительными остатками на счетах: по состоянию на 1 января 2023 года остатки по распределительной составляющей достигали 1,73 трлн руб., а год спустя, то есть на 1 января 2024-го, они составили 1,13 трлн руб.

Особенности расходования средств

Остатки возникают в силу особенностей расходования средств СФР, в том числе в рамках накопительной системы. По закону фонд обязан все свободные ресурсы размещать в банках.

Депутаты подготовили новые меры поддержки пенсионеров

Доля расходов по направлению Социальная политика

Доля расходов по направлению Социальная политика в общей структуре расходов федерального бюджета в 2024 году урежут до минимума с 2011 года.

Направление Национальная оборона

Больше всего денег планируют потратить на раздел Национальная оборона — 29,3 процента всех расходов, или 10,7 триллиона рублей.

Направление Социальная политика

Социальная политика станет вторым по величине направлением — на него выделяют 7,71 триллиона рублей, или 21,1 процента всех расходов.

Правительство урежет финансирование социальных выплат

Правительство урежет финансирование части социальных выплат россиянам по сравнению с тем, что было запланировано на 2024 год в действующем бюджете. Так, уменьшат субсидии безработным, выплаты при рождении третьего ребенка и последующих детей до достижения ребенком возраста трех лет, а также региональные доплаты к пенсии.

Доля расходов по направлению Национальная экономика в следующем году также окажется рекордно низкой — на нее направят 3,93 триллиона рублей, или 10,7 процента всех расходов (минимум с 2007 года). Расходы на экономику эквиваленты 2,2 процента прогнозируемого ВВП, что, в свою очередь, является минимумом с 2008 года.

Вместе с тем в номинальном выражении бюджетные траты на соцполитику и экономику несколько увеличатся по сравнению с уровнями, предусмотренными на 2024 год в текущем бюджете. Ранее правительство намеревалось потратить на соцполитику 7,3 триллиона рублей, а на национальную экономику — более 3,5 триллиона рублей.

По словам главного экономиста Ренессанс Капитала по России и СНГ Софьи Донец, структура расходов нового бюджета говорит о том, что мы углубляемся в новую реальность, реальность военного конфликта. Замещение одних расходов другими, по ее мнению, — понятный, но скорее негативный тренд, потенциально снижающий долгосрочную налоговую базу.

Общие расходы бюджета в 2024 году составят 35 триллионов рублей. Согласно плану, он снова окажется дефицитным — превышение расходов над доходами достигнет 1,6 триллиона рублей.

Число пенсионеров 42 млн человек

Количество пенсионеров по состоянию на 1 января 2022 года составило чуть более 42 млн человек, что на 970 тыс. меньше, чем годом ранее. Это максимальное снижение с начала 1990-х, однако показатель не учитывает получателей пенсий в системе Минобороны, МВД, СК и т.д. (около 2,7 млн человек).

Из чего складывается пенсия

С 2002 года пенсии в России разделены на три части:

  • базовую — минимальная гарантированная государством выплата, своего рода страховка от бедности,
  • страховую (солидарную) и
  • накопительную.

Накопительную часть финансируется за счет уплаты работодателем страховых взносов. Например, на декабрь 2012 года на зарплату каждого работающего россиянина начисляется 22 процента, которые направляются в Пенсионный фонд РФ (выплата производится в рамках 30-процентного страхового взноса). Шесть процентов составляет накопительная часть, остальные 16 забирает ПФР на текущие выплаты пенсионерам (страховая часть).

Шесть накопительных процентов граждане передают под управление УК или негосударственным пенсионным фондам (НПФ), эти деньги государство начнет возвращать им после выхода на пенсию (деньгами тех, кто никуда не перевел накопительные средства, управляет ВЭБ). У последнего модель инвестиций более консервативная: в удачные для рынка годы он зарабатывает для пенсионеров меньше, чем НПФ, зато в неудачные — меньше проседает.

Именно в разделении пенсии на две части власти нашли лазейку для сокращения текущего дефицита бюджета. Они решили, что отныне в накопительную часть будет отправляться не шесть процентов от зарплаты, а два процента, и пообещали будущим пенсионерам более высокие базовые выплаты. Несогласных с реформой из числа «молчунов» (то есть тех, чьими деньгами управляет ВЭБ, а не частная пенсионная организация) государство попросило до 1 января 2014 года написать специальное заявление, которое позволило бы оставить шесть процентов в накопительной системе.

Предполагалось, что в течение 2013 года каждый россиянин должен будет определиться, хочет ли он участвовать в накопительной системе, и написать соответствующее заявление, если он решит сохранить 6-процентный накопительный компонент. Объём данных Казначейства прирастает на 22-25% ежегодно. Как развивается экосистема сервисов датацентричного ведомства Депутаты подготовили новые меры поддержки пенсионеров

При этом россиянам предложено выбрать, хотят ли они отдать свои четыре «накопительных» процента в солидарную часть или оставить себе все шесть процентов. В течение какого времени будет действовать пенсионный выбор и будут ли у россиян забирать накопительную часть по умолчанию, неизвестно. При этом на июнь 2013 года большинство россиян о пенсионном выборе ничего не знают.

Также в результате реформы предполагается, что в 2013 году власти удвоят социальные налоги для самозанятого населения (репетиторов, таксистов). Также будут повышены страховые взносы для работников вредных производств, имеющих право на досрочную пенсию (например, шахтеров или женщин, трудящихся в текстильной промышленности).

Как не допустить сокращения накопительной части пенсии

Для того чтобы сохранить существующую систему начисления пенсии, «молчунам» нужно полчаса времени и твердая уверенность в том, что они хотят оставить все как есть — в противном случае велик соблазн бросить все на полпути.

Написать заявление можно удаленно — через портал госуслуг — или в отделении Пенсионного фонда. Чтобы понять, в какое именно отделение приходить и какие документы с собой нести, нужно позвонить на соответствующую горячую линию (8-800-510-55-55). Обращаться надо в любой ближайший пенсионный фонд.

Взять с собой в пенсионный фонд надо:

  • паспорт,

  • СНИЛС (страховой номер индивидуального лицевого счета; такое небольшое удостоверение зеленого цвета, которое теоретически должно быть у каждого работающего россиянина)[1].

Специально записываться не нужно, нужно лишь помнить, что пенсионные фонды по старинке работают до шести с перерывом на обед.

Просьбе о сохранении накопительной части пенсии в августе 2013 года в фонде не удивляются, хотя, похоже, желающих оставить себе шесть процентов, не очень много. После просмотра паспорта и СНИЛСа операционист распечатывает специальную форму и просит расписаться. На этом формальная часть заканчивается — на руках у посетителя остается лишь листок формата А4 без печати (см. ниже), который должен будет доказать в случае чего, что обращение в Пенсионный фонд поступало.

Image:Расписка_пенсионного_фонда_РФ_август_2013.jpg

Документ, который получает клиент, подписавший заявление о сохранении 6-процентной накопительной пенсии

Таким образом, сохранение накопительной части пенсии в прежнем размере — это дело 15 минут, которые надо потратить в рабочее время.

2013: Обсуждение в правительстве

Новая пенсионная формула заработала с 1 января 2015 года. На июнь 2013 года новый инструмент только обсуждался в правительстве. Формулу, разработанную привлеченными Министерством труда экспертами (среди которых значительная часть специалистов Академии государственной службы при президенте РФ), должны были представить раньше, но не успели — еще в апреле 2013 года президент Владимир Путин критиковал правительство за срыв сроков подготовки формулы.

Формула не сильно меняет структуру пенсии: она по-прежнему состоит из страховой, базовой и накопительной частей. Базовая часть так и останется минимальной госвыплатой. Накопительная часть будет, как и раньше, передаваться под управление негосударственного пенсионного фонда, страховой или управляющей компании на выбор гражданина. Изменения произойдут только с порядком начисления страховой (солидарной) части.

Новая пенсионная формула учитывает страховую часть пенсии россиян не в рублях, как современная, а в баллах, называемых пенсионными коэффициентами. За каждый отработанный год гражданину начисляется определенное количество коэффициентов. Количество начисляемых коэффициентов зависит от размера заработной платы и стажа гражданина (например, за работу после пенсии начисляются дополнительные коэффициенты). При этом из формулы видно, что служба в армии и рождение детей с точки зрения размера пенсии не очень-то выгодны. Год срочной службы добавляет 0,85 пенсионного коэффициента. Столько же добавляет год ухода за первым ребенком; каждый год ухода за вторым и третьим прибавляют 1,7 и 2,85 коэффициента. Для сравнения, год работы с зарплатой около 60 тысяч рублей приносит почти десять пенсионных коэффициентов.

При этом в пенсионную формулу заложен инструмент, позволяющий правительству снижать пенсии. Речь идет о стоимости самого пенсионного коэффициента. На июнь 2013 года он оценивается в 57,9 рубля, однако правительство может пересматривать показатель в зависимости от демографической ситуации, численности пенсионеров, объемов собираемых страховых взносов. По прогнозам экспертов, к 2030 году демографическая ситуация в России будет ухудшаться, следовательно, и стоимость пенсионного коэффициента может быть пересмотрена. Правительство о проблеме осведомлено и уже даже начало борьбу с будущим дефицитом пенсионного фонда, решив сильно сократить поступления в систему досрочных пенсий. Но одного этого шага вряд ли будет достаточно.

2015: Вступление в силу системы коэффициентов

С 1 января 2015 года в РФ вступила в силу новая система расчета пенсии, по которой страховая часть трудовой пенсии будет рассчитываться не в абсолютных цифрах, а в пенсионных коэффициентах. Максимальное количество коэффициентов заработают те, за кого работодатели уплачивают в ПФР страховые взносы в полном объеме и с максимальной зарплаты. Граждане, набравшие менее 30 баллов, т. е. работавшие 30 лет при зарплате в 1 МРОТ, на страховую пенсию претендовать не могут.

Предполагается, что в РФ для граждан 1967 года рождения и младше, пенсия будет состоять из двух частей — страховой и накопительной. На страховую пенсию работодатель перечисляет в Пенсионный фонд 16% заработка работника, на накопительную — 6%. Однако в 2014 году было принято решение о замораживании накопительной части пенсии и перечислении 6% от заработка, которые ранее шли на ее формирование, в Пенсионный фонд. Заморозка накопительной части пенсии была продлена на 2015 год.

Размер средней пенсии

На июнь 2013 года средний размер пенсии в России составляет около 10,6 тысячи рублей (около $330) в месяц.

В ноябре 2013 года средний размер назначенных пенсий в России по предварительным данным Росстата составил 10060 рублей, что больше показателя аналогичного месяца 2012 года на 9,7 процента в номинальном выражении и на 3 процента в реальном. Отношение средней пенсии к средней зарплате в России в ноябре 2013 года составило 32,8 процента. Год назад эта доля составляла 33,4 процента.

25 июня 2013 года чиновники представили новый пенсионный калькулятор. На презентации его министр труда Максим Топилин заявил, что инструмент не предназначен для точного подсчета будущей пенсии. По его словам, калькулятор только дает возможность спрогнозировать пенсию при условии определенного поведения на рынке труда. До этого сообщалось, что главная его цель — сделать пенсионную реформу понятной для каждого гражданина. Идею создания пенсионного калькулятора с такой целью поддерживал и президент России Владимир Путин.

Калькулятор, размещенный на сайтах ПФР и Министерства труда, подсчитывает пенсию на основании ряда индивидуальных показателей:

  • пола россиянина,

  • срока воинской службы,

  • предполагаемого трудового стажа,

  • средней зарплаты (учитывается только «белая» зарплата, с которой платятся страховые взносы),

  • срока работы после пенсионного возраста, а также

  • тарифа отчислений на накопления.

Очевидно, что расчет будет более чем приблизительным: например, зарплата у одного и того же работника может сильно различаться на протяжении трудовой деятельности. Кроме того, калькулятор не учитывает инфляцию и показывает будущую пенсию в современных цифрах — фактически он прогнозирует сумму, которую получал бы гражданин, если бы вышел на пенсию завтра.

Для «средних» россиян

Средняя заработная плата в России, по данным Росстата, составляет 26,7 тысячи рублей. Предположим, что мужчина, проработав 40 лет (допустим, он начал работать в 20 лет), решил выйти на пенсию, как и установлено законодательством, в 60 лет. При этом он служил в армии два года (засчитывается в общий трудовой стаж) и решил выбрать тариф пенсионных накоплений в два процента. В таком случае его пенсия составит 14692 рубля в месяц. Это больше, чем современная средняя пенсия: в 2013 году она в России составляет около 10,6 тысячи рублей. Правда, если тот же гражданин решит работать всего 30 лет (а остальные 10 потратит на учебу или переподготовку), его пенсия составит всего 11425 рублей.

Средняя зарплата в Москве в 2013 году составляет около 54 тысяч рублей. При стаже в 35 лет среднестатистический москвич, не служивший в армии, после выхода на пенсию в 60 лет сможет рассчитывать на ежемесячную выплату в 21,8 тысячи рублей. Для сравнения, если бы его пенсия рассчитывалась по действующим сейчас правилам, он получал бы только 17 тысяч.

Для тех, кто работал мало

Если гражданин имеет меньше 15 лет официального трудового стажа, то он сможет рассчитывать только на социальную пенсию по старости, которая сейчас составляет 3,7 тысячи рублей. Новый порядок вступит в силу с 2025 года. Мужчины смогут получать социальную пенсию с 65 лет, а женщины — с 60 лет. По данным правительства, сейчас почти 40 миллионов россиян не платят пенсионные налоги, так что, возможно, именно такому количеству людей придется жить на социальную пенсию по старости. Пенсия граждан, формально числящихся на работе, но скрывающих реальные доходы, также не будет слишком высокой. Например, если россиянин проработает 20 лет с официальной зарплатой в 10,5 тысячи рублей, его пенсия составит только 5,7 тысячи рублей.

Работа после наступления пенсионного возраста сильно увеличивает будущую пенсию. Например, если «среднестатистический» россиянин из первого примера решит поработать до 62 лет, то его пенсия увеличится на три тысячи до 17,4 тысячи рублей в месяц. Предположим, что гражданин будет работать после пенсии еще пять лет (до этого отслужив два года в армии и проработав 40 лет), а его средняя зарплата составит 30,5 тысячи рублей. В таком случае он сможет рассчитывать на пенсию в 25,1 тысячи рублей в месяц. Максимальная пенсия, на которую может рассчитывать гражданин, составляет 76,5 тысячи рублей. Для этого нужно работать в течение 10 лет после выхода на пенсию и получать зарплату не менее 61,38 тысячи рублей.

Пенсии в 70 тысяч рублей, о которой говорила вице-премьер Ольга Голодец, можно достичь только за счет работы после пенсии. Фактически рост выплат без работы после наступления пенсионного возраста заканчивается после превышения порога зарплаты в 61,38 тысячи рублей. Отработав с такой зарплатой 40 лет до пенсионного возраста (без службы в армии), россияне смогут рассчитывать на пенсию в 27 тысяч. Точно такая же пенсия будет у гражданина со средней зарплатой в 100 тысяч в месяц.

Женщины имеют право выйти на пенсию на пять лет раньше мужчин, поэтому непосредственно к пенсионному возрасту их стаж будет меньше. Например, россиянка, начавшая работать в 18 лет и закончившая в 55 (общий стаж 37 лет) и получавшая при этом среднюю по стране зарплату в 26,7 тысячи рублей, сможет рассчитывать на пенсию в 13,8 тысячи рублей в месяц, что на 800 рублей меньше, чем у мужчины с такой же зарплатой. Если женщина решит работать до 60 лет, притом что ее зарплата составляла 30,5 тысячи рублей, то пенсия будет равняться 23,7 тысячи рублей.

Отпуск по уходу за ребенком включается в общий трудовой стаж, но не более полутора лет на каждого ребенка. Однако многие матери не всегда «укладываются» в норму. Предположим, что женщина, начавшая трудовую деятельность в 18 лет, родила трех детей и в общей сложности не работала 10 лет. При этом она решила выйти на пенсию в 60 лет, а ее зарплата равнялась средней по стране (26,7 тысячи рублей). В таком случае она проведет на работе в общей сложности около 27 лет, а ее пенсия составит всего 11 тысяч рублей. Это почти на три тысячи меньше, чем если бы она уложилась в отведенные для ухода за ребенком 1,5 года.

Все перечисленные примеры касались граждан, которые выбрали тариф пенсионных накоплений в два процента (подробнее о пенсионном выборе читайте во врезе). В Министерстве труда неоднократно заявляли, что выбор в пользу солидарной системы для россиян более выгоден. Калькулятор прогноз чиновников опровергает: для тех, кто выбрал шестипроцентный накопительный компонент, он обещает пенсии на несколько сотен рублей больше. При этом не совсем понятно, на чем основаны такие расчеты: размер накоплений граждан зависит от эффективности управляющих компаний, а на их стратегии чиновники повлиять могут далеко не всегда. У граждан, рожденных раньше 1967 года, напротив, нет накопительного компонента. Следовательно, им пенсионный калькулятор обещает пенсии на несколько сотен рублей в месяц меньше.

Как считает калькулятор 2013 года

Пенсионный калькулятор 2013 года основан на новой пенсионной формуле, которая, как предполагается, заработает с 1 января 2015 года (см. выше раздел "Пенсионная формула"). На июнь 2013 года новый инструмент только обсуждается в правительстве. Что касается текущего варианта пенсионного калькулятора, то он внимания граждан на возможном пересмотре «правил игры» не акцентирует. Фактически инструмент показывает не будущую пенсию, а сумму, которую государство будет должно россиянину, если ничего в экономике не изменится.

Пенсии МВД выше

Число пенсионеров получающих пенсию в МВД к 1 января 2021 г составило 1,108 млн. МВД обогнало армию по числу пенсионеров. Пенсию в Минобороны получают 1,092 млн человек.

Полицейских на пенсии уже больше, чем действующих сотрудников и на них уходит четверть бюджета ведомства.

Величина средней пенсии пенсионера МВД с 2011 по 2019 год выросла в 2,1 раза — с 9 354 до 19 616 рублей.

Депутаты подготовили новые меры поддержки пенсионеров

На пенсию сотрудник полиции выходит — в 40−45 лет при выслуге более 20 лет.

Объем пенсионных резервов и накоплений

2023: Общий портфель пенсий в НПФ и Социальном фонде России за год вырос на 7,2% и превысил 7,5 трлн рублей

Совокупный портфель пенсионных средств в России к концу 2023 года составил более 7,5 трлн рублей, что на 7,2% больше, чем годом ранее. Такие данные приводятся в отчете, который Центробанк РФ обнародовал в конце апреля 2024 года.

Из отчета регулятора следует, что наибольшие темпы роста в 2023 году пенсионные резервы негосударственных пенсионных фондов (НПФ). Их объем к концу указанного периода достиг 1,8 трлн рублей. Пенсионные накопления НПФ увеличились на 6,8% и составили 3,3 трлн рублей. Пенсионные накопления Социального фонда России выросли на 6,2%, до 2,4 трлн рублей.

Совокупный портфель пенсионных средств в России к концу 2023 года составил более 7,5 трлн рублей

Согласно оценкам ЦБ, средневзвешенная доходность НПФ за 2023 год по пенсионным накоплениям составила 9,9%, по пенсионным резервам — 8,8%, что превысило показатель годовой инфляции — 7,4%.

Число россиян, формирующих накопления в НПФ, в 2023 году снизилось на 308,6 тыс. человека до 36,3 млн. И основной фактор снижения числа граждан, формирующих накопления в НПФ, это увеличение количества клиентов, исключенных из числа застрахованных лиц по причине смерти, указал регулятор.

Число участников добровольной пенсионной системы уменьшилось на 186,8 тыс. человек, до 6,1 млн граждан, что связано преимущественно с уточнением подходов к заполнению отчетности. В соответствии со старым порядком её заполнения число участников негосударственного пенсионного обеспечения (НПО) за год выросло.

Суммарная переменная часть вознаграждения (success fee), полученная пенсионными фондами по результатам их деятельности по обязательному пенсионному страхованию (ОПС) в 2023 году, составила 41,4 млрд рублей, постоянная часть (management fee) – 24,8 млрд рублей. Таким образом, всего НПФ получили 66,2 млрд рублей за распоряжение пенсионными накоплениями россиян. В 2023 году они взяли вознаграждений на 43,8 млрд рублей.

ОБЗОР КЛЮЧЕВЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ НЕГОСУДАРСТВЕННЫХ ПЕНСИОННЫХ ФОНДОВ

2012: Накопления 1,9 трлн, резервы — 700 млрд рублей

На август 2012 года объем пенсионных резервов составляет около 700 миллиардов рублей, общая сумма пенсионных накоплений равняется 1,9 триллиона.

Негосударственные пенсионные фонды

Основная статья: НПФ в России

Пенсионное страхование в России

Основная статья: Пенсионное страхование в России

Оцените статью
Минтруд России