ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА ИНДИИ НАПРАВЛЕНА НА СНИЖЕНИЕ РОЖДАЕМОСТИ

Забить и найти эксперта по ГЕОГРАФИИ

Митрофанова Андреевна Анжелика

Эксперт по предмету «География»

Забить и найти эксперта по ГОСУДАРСТВЕННОМУ И МУНИЦИПАЛЬНОМУ УПРАВЛЕНИЮ

Наталья Николаевна Чувелева

Эксперт по предмету «Государственное и муниципальное управление»

преподавательский стаж — 20 лет

Татьяна Васильевна Болотова

Демографическая политика – это часть социальной политики государства, которая направлена на обеспечение в стране приемлемых показателей рождаемости, смертности, миграции, бракосочетаний и разводов.

Сергей Олегович Тихонов

В самом общем виде цель политики в сфере народонаселения состоит в формировании желательного режима воспроизводства населения, сохранении или изменении тенденций в динамике его численности и структуры.

Инна Смирнова

преподавательский стаж — 15 лет

Демографическая политика – это специальная деятельность органов публичного управления и иных общественных институтов, объединяющая мероприятия правотворческого, организационного, экономического, социального, идеологического характера, разрабатываемые и реализуемые для целенаправленного воздействия на процессы воспроизводства населения с целью обеспечения эффективного развития личности, общества и государства.

Содержание
  1. Основные проблемы населения Индии
  2. Общая характеристика населения Индии
  3. Основные направления демографической политики в современной России
  4. Демографическая политика в России.
  5. С изменениями и дополнениями от
  6. Информация об изменениях
  7. Особенности реализации демографической политики в современной России
  8. Демографическая политика Индии
  9. Политика сдерживания рождаемости
  10. Пути решения демографических проблем в России
  11. Демографические проблемы современной России
  12. Значение демографической политики в современной России
  13. Характеристика демографической политики России на современном этапе
  14. Особенности демографической политики стран второго типа
  15. Политика стимулирования рождаемости
  16. Особенности половозрастной структуры населения Индии
  17. Этническая структура населения
  18. Демографическая политика Китая
  19. Размещение населения

Основные проблемы населения Индии

Одной из главных проблем Индии является резкое увеличение численности населения на фоне отсталого хозяйства. Возрастающее количество жителей не обеспечивается рабочими местами, жильем, продуктами питания и продуктами потребления. На устранение этой проблемы направлена демографическая политика государства. Кроме того происходят экономические преобразования, направленные на повышение уровня жизни населения.

Устранение кастовой и этнической розни является важной задачей государственной политики Индии.

Ликвидация неграмотности среди населения и повышение квалификации трудовых ресурсов – это еще одна проблема, связанная с населением. Но высококвалифицированные работники выезжают в более развитые страны («утечка мозгов»). Стимулируя закрепление кадров у себя на родине, государство пытается решить и проблему квалифицированных специалистов, и проблему экономического развития страны.

Не понимаешь, как писать работу?

Общая характеристика населения Индии

Индия по количеству населения занимает второе место в мире, уступая лишь Китаю. Население страны превышает $1$ млрд человек. Годовой прирост населения составляет почти $2%$. Для Индии характерен второй тип воспроизводства населения.

В $60$-е годы $XX$ века в Индии произошел «демографический взрыв». Благодаря массовой вакцинации и повышении культуры медицинского обслуживания удалось существенно снизить смертность среди населения (особенно среди детей). Средняя продолжительность жизни населения возросла с $27$ до $62,5$ лет. Индия стала первой развивающейся страной, которая начала организовано проводить демографическую политику.

Эта политика была направлена не только на снижение рождаемости, но и на повышение уровня материального благополучия семей. Были пересмотрены также возрастные границы вступления в брак. Для женщин они были подняты с $12$ до $17$ лет, а для мужчин – с $14$ до $19$. В результате подобных мер уровень рождаемости за последние $50$ лет снизился почти в два раза. Но природный прирост населения остается достаточно высоким и составляет около $16$ чел./тыс.

Основные направления демографической политики в современной России

Международная практика публично-правового воздействия на демографические процессы позволяет выделить следующие основные направления усилий органов власти в отношении демографической ситуации:

Утвержденная главой Российского государства Концепция демографической политики до 2025 г. в качестве основных принципов регулирования демографических процессов определяет:

В качестве основных направлений демографической политики в современной России Концепция называет:

Демографическая политика в России.

Демографическая политика Российской Федерации направлена на увеличение продолжительности жизни населения, сокращение уровня смертности, рост рождаемости, регулирование внутренней и внешней миграции, сохранение и укрепление здоровья населения и улучшение на этой основе демографической ситуации. Эти задачи описаны в принятой 9 октября 2007 г. Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 г.

ции для ведения здорового образа жизни, существенное снижение уровня заболеваемости социально значимыми и представляющими опасность для окружающих заболеваниями, улучшение качества жизни больных, страдающих хроническими заболеваниями, и инвалидов;

Основные принципы демографической политики России:

Принцип суверенности семьи означает, что семья независима от государства и имеет право принимать любые решения, касающиеся ее жизни, в частности рождения или отказа от рождения детей, совершенно самостоятельно, сообразуясь лишь с собственными целями и интересами. Это означает и право семьи на любой тип семейного (брачного, сексуального и репродуктивного) поведения, в том числе и на тот, который с точки зрения преобладающих социокультурных и моральных норм рассматривается как отклоняющийся от нормы. Для реализации данного принципа необходима соответствующая нормативная база, обеспечивающая суверенность семьи.

Принцип суверенности семьи тесно связан с принципом свободы выбора, который означает наличие в обществе подлинной альтернативы и возможности действительно выбирать любой тип семьи и семейного поведения.

Принцип общественного договора означает договорную регламентацию взаимоотношений семьи как социального института и государства. Иначе говоря, семья и государство заключают между собой общественный договор, в котором на равноправной основе формулируются все существующие политические, социальные, экономические и другие отношения между ними. Семья как социальный институт обеспечивает общество трудовыми ресурсами, исполнителями социальных ролей. А общество, в свою очередь, должно испытывать потребность, заинтересованность в том, чтобы семья выполняла свои функции воспроизводства новых поколений. Взамен от общества семья получает оплачиваемые отпуска и различные пособия при рождении детей, пособия на детей в зависимости от их количества, возраста и состава семьи; различные ссуды, кредиты, налоговые и жилищные льготы, рабочие места, лечебные и образовательные услуги и т.д.

Принцип единства целей федеральной и региональной демографической политики означает, что ее цели едины для всей страны и не зависят от конкретных особенностей демографической ситуации на той или иной территории — части одного и того же государства. Учет региональных особенностей при этом может достигаться как за счет путей конкретизации единой в своей основе цели демографической политики, так и путем применения специфических средств ее достижения. Наилучшим организационным механизмом обеспечения единства целей демографической политики и учета региональных особенностей служат специальные региональные программы.

Принцип социального участия означает, что субъекты демографической политики (семья, социальные объединения и государство) взаимодействуют ради реализации семейно-демографической политики. Социальное участие — это понятие, объединяющее широкий спектр ситуаций, в которых граждане непосредственно или через свои объединения вовлечены в процессы выработки и реализации социально значимых решений, той или иной затрагивающей их интересы социальной политики (в данном случае — демографической).

В России задачи демографической политики решаются мерами, составляющими суть семейной политики и направленными на улучшение условий жизни семей с детьми. Основные меры семейно-демографической политики:

Концепция демографической политики России, рассчитанная до 2025 г.,

демонстрирует планируемую тенденцию улучшения демографических показателей страны. Но современная экономическая ситуация в стране и мире в целом требует конструктивных корректив и новых решений в демографической политике.

Указ Президента РФ от 7 мая 2012 г. N 606″О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации»

С изменениями и дополнениями от

18 октября 2017 г., 9 ноября 2018 г., 20 марта, 25 ноября 2019 г., 13 января 2023 г.

В целях совершенствования демографической политики Российской Федерации постановляю:

1. Правительству Российской Федерации:

а) обеспечить повышение к 2018 году суммарного коэффициента рождаемости до 1,753;

б) обеспечить увеличение к 2018 году ожидаемой продолжительности жизни в Российской Федерации до 74 лет;

Информация об изменениях

Подпункт «в» изменен с 1 января 2020 г. — Указ Президента России от 25 ноября 2019 г. N 570

См. предыдущую редакцию

в) осуществлять начиная с 2013 года софинансирование за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при назначении выплаты, предусмотренной пунктом 2 настоящего Указа, в тех субъектах Российской Федерации, в которых сложилась неблагоприятная демографическая ситуация и величина суммарного коэффициента рождаемости не превышает 2. Софинансирование расходных обязательств субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, осуществлять с 1 января 2019 г. независимо от величины суммарного коэффициента рождаемости в этих субъектах Российской Федерации. Софинансирование расходных обязательств субъектов Российской Федерации, входящих в состав Уральского и Сибирского федеральных округов, осуществлять с 1 января 2020 г. независимо от величины суммарного коэффициента рождаемости в этих субъектах Российской Федерации;

г) определить до 1 августа 2012 г. подпунктом «в» настоящего пункта;

Подпункт «д» изменен с 1 января 2019 г. — Указ Президента России от 9 ноября 2018 г. N 641

д) определить до 1 ноября 2012 г. объем средств для софинансирования расходных обязательств субъекта Российской Федерации, исходя из уровня его расчетной бюджетной обеспеченности, до 90 процентов от необходимых в 2013 году средств с постепенным увеличением собственных средств субъекта Российской Федерации до 50 процентов к 2018 году, а также утвердить правила софинансирования расходных обязательств, предусмотренных подпунктом «в» настоящего пункта. Начиная с 2019 года определять объем средств для софинансирования расходных обязательств субъекта Российской Федерации, исходя из предельных уровней софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации из федерального бюджета, утверждаемых Правительством Российской Федерации;

е) обеспечить реализацию мер, направленных на совершенствование миграционной политики, включая содействие миграции в целях обучения и осуществления преподавательской и научной деятельности, участие Российской Федерации в программах гуманитарной миграции, а также разработку и реализацию программ социальной адаптации и интеграции мигрантов.

Пункт 2 изменен с 1 января 2023 г. — Указ Президента России от 13 января 2023 г. N 12

2. Рекомендовать высшим должностным лицам (руководителям высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации установить до 1 июля 2012 г. нуждающимся в поддержке семьям ежемесячную денежную выплату в размере определенного в субъекте Российской Федерации прожиточного минимума для детей, назначаемую в случае рождения после 31 декабря 2012 г., но не позднее 31 декабря 2022 г. третьего ребенка или последующих детей до достижения ребенком возраста трех лет.

3. Правительству Российской Федерации и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации:

а) принять меры, направленные на создание условий для совмещения женщинами обязанностей по воспитанию детей с трудовой занятостью, а также на организацию профессионального обучения (переобучения) женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет;

б) предусмотреть при формировании соответственно федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов, а также на последующие годы бюджетные ассигнования на реализацию мероприятий, предусмотренных настоящим Указом.

7 мая 2012 года

Даны поручения по совершенствованию демографической политики России.

Субъектам Российской Федерации рекомендовано до 1 июля 2012 г. установить нуждающимся в поддержке семьям ежемесячную выплату в размере регионального прожиточного минимума для детей. Она будет назначаться в случае рождения после 31 декабря 2012 г. 3-го или последующих детей до достижения ребенком возраста 3 лет.

С 2013 г. государство будет софинансировать соответствующие расходные обязательства, если в регионе сложилась неблагоприятная демографическая ситуация и величина суммарного коэффициента рождаемости ниже средней по России.

Правительство РФ должно к 2018 г. обеспечить повышение суммарного коэффициента рождаемости до 1,753 и увеличение ожидаемой продолжительности жизни в России до 74 лет.

Указ вступает в силу со дня его официального опубликования.

Указ Президента РФ от 7 мая 2012 г. N 606 «О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации»

Настоящий Указ вступает в силу со дня его официального опубликования

Текст Указа опубликован в «Российской газете» от 9 мая 2012 г. N 102, на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru) 7 мая 2012 г., в Собрании законодательства Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 19 ст. 2343

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Указ Президента РФ от 13 января 2023 г. N 12

Изменения вступают в силу с 1 января 2023 г.

Указ Президента РФ от 25 ноября 2019 г. N 570

Изменения вступают в силу с 1 января 2020 г.

Указ Президента РФ от 20 марта 2019 г. N 116

Изменения вступают в силу с 20 марта 2019 г.

Указ Президента РФ от 9 ноября 2018 г. N 641

Изменения вступают в силу с 1 января 2019 г.

Указ Президента РФ от 18 октября 2017 г. N 487

Изменения вступают в силу с 1 января 2018 г.

Особенности реализации демографической политики в современной России

Предпринимаемые государством меры в области демографической политики нельзя признать эффективными по ряду причин:

Таким образом, любая мера демографического характера должна реализовываться во взаимосвязи с иными инструментами, обеспечивающими социально-экономическое развитие территорий и благосостояния населения.

Демографическая политика Индии

По численности населения Индия занимает второе место в мире. Вторая половина XX века ознаменовалась демографическим взрывом, характеризующимся повышением коэффициентов рождаемости и снижением коэффициентов смертности.

В 1951 году в Индии была разработана и принята в рамках государственной политики национальная программа планирования семья. Согласно этой программе:

Демографический взрыв затрудняет решение социально-экономических задач:

Политика планирования деторождения включает ряд мер:

Осуществлению демографической политики препятствуют:

Ученые считают, что в XXI веке Индия станет самой многочисленной страной в мире.

Политика сдерживания рождаемости

В зависимости от сложившейся демографической ситуации целью демографической политики обычно является снижение или повышение таких показателей, как коэффициент рождаемости и коэффициент естественного прироста населения.

Так, в развивающихся странах, которые еще находятся на стадии так называемого демографического взрыва, основной целью демографической политики является снижение указанных коэффициентов. Уменьшению рождаемости способствуют популяризация и распространение контрацептивов, санитарное просвещение, консультирование по планированию семьи, пропаганда преимуществ малодетности, а также стимулирование малодетности различными экономическими и административными мерами.

В некоторых странах в качестве подобных мер не только допускается, но и всячески приветствуется добровольная стерилизация жителей.

Наиболее ярким примером реализации политики в области народонаселения служат развивающиеся азиатские страны, в которых ею охвачена подавляющая часть жителей. В главную очередь это страны с наибольшей численностью населения:

Довольно активная демографическая политика проводится в Латинской Америке, а также в некоторых странах в Северной Африке.

Однако в других частях развивающегося мира, а в особенности в исламских государствах, она еще не получила столь значительного распространения. Одним из свидетельств этого служит статистика применения контрацептивов. Так, согласно данным ООН, средний показатель применения средств контрацепции во всех развивающихся странах немного выше одной второй (количество использующих контрацептивы семей), а в наименее развитых — дна пятая.

Лидирует по данному показателю Китай (там он достигает почти 85%). Таиланд, Вьетнам и Шри-Ланка – 65—75%, Малайзия и Индия — 50—60%, большинство латиноамериканских стран — 50—75%.

«Цели демографической политики» 👇

На другом полюсе располагаются страны Западной и Центральной Африки, а также некоторые юго-западные азиатские страны, в которых доля семей, регулярно применяющих контрацептивы, составляет не более 10% от численности всего населения; среди жителей Афганистана это всего 2%, а Йемена — 7%.

Как одна из действенных демографических мер во многих развивающихся странах применяется законодательное повышение возраста вступления в брак. Так, в Китае он по закону составляет 22 года и 20 лет для мужчин и женщин соответственно, в Индии — 21 год для мужчин и 18 лет для женщин.

В действительности наблюдается еще большее, обусловленное другими причинами «старение» брака, прежде всего стремлением значительной части молодежи прежде всего к получению образования и к прохождению профессиональной подготовки, при частом совмещении ее с трудовой деятельностью. Если еще 1,5–2 десятилетия назад средний возраст невесты в развивающихся странах был 16—18 лет, то к началу нынешнего века он даже в Африке превысил 20 лет, в Азии и Латинской Америке повысился еще больше.

Пути решения демографических проблем в России

Как утверждают специалисты, преодоление демографических проблем возможно только в том случае, если подходы к ним будут изменены глубоким и коренным образом. Прежде всего, совершают призывы к повышению научной обоснованности всех мер, которые предпринимаются в рамках реализации демографической политики. Речь идет о предварительном проведении комплексного анализа проблем и их отдельных составляющих.

Демографическое развитие страны во многом зависит от того, насколько крепка экономическая основа жизнедеятельности населения. От государственных органов требуется принятие решений и совершение действий, направленных на постоянное увеличение уровня и качества жизни граждан, обеспечение современного и комфортного проживания. А это можно сделать в результате содействия созданию новых рабочих мест в стране, повышению уровня оплаты труда, строительству новых жилых домов и т.д.

Благодаря этим изменениям у граждан появится больше возможностей для создания семей, рождению детей, ведения здорового образа жизни. Также пропадут стимулы для того, чтобы уехать из Российской Федерации на постоянное проживание в другую страну. В то же время будет повышаться привлекательность нашего государства как места жительства для людей с более высоким образовательным и профессиональным уровнями, чем у тех, кто сейчас стремится к нам.

Особое внимание при реализации демографической политики необходимо уделить контролю за ходом выполнения принятых решений. Повышение его эффективности требует системности и регулярности, поскольку важно не только принять правильное управленческое решение, но и правильно его воплотить в жизнь. В частности, в решении этой задачи может поспособствовать система государственного мониторинга демографического развития страны.

Демографические проблемы современной России

По мнению экспертов Российская Федерация сейчас находится в состоянии демографического кризиса. Он имеет затяжной характер – начался с распада СССР в 1991 г., когда резко снизились реальные доходы населения и коренным образом менялся привычный уклад общественной жизни. Вследствие этого, с одной стороны, увеличилась смертность населения (на фоне ухудшения здоровья людей, распространения преступности и увеличения числа самоубийств), а с другой стороны, снизилась рождаемость в обществе (молодые люди не могли обеспечить материальное содержание еще одного человека).

Кроме того, резко изменился характер миграционных потоков. Так, увеличилось число людей, которые уезжали из России в США и страны Западной Европы. Преимущественно эти люди были представителями состоятельной части общества, интеллигенции. Поэтому это явление получило названия «утечка мозгов» и «бегство капитала».

Однако увеличилось число людей, которые приезжали в Россию из стран Закавказья и Средней Азии на заработки (так называемые, гастарбайтеры). Их наплыв, несоблюдение ими действующих законов и культурных ценностей вызывали рост социальной напряженности, что зачастую выплёскивалось в действиях негативного характера.

Перечисленные выше проблемы представляют собой реальные угрозы национальной безопасности России. Поэтому их решение является одной из главных задач органов государственной власти в нашей стране. Данные проблемы решаются в результате разработки и реализации демографической политики государства.

Значение демографической политики в современной России

Демографическая политика сегодня выступает важнейшим направлением публичного управления всякого общества. Так, например, не вызывает сомнения, взаимосвязь количества и качества трудовых ресурсов и экономического развития определенной территории.

При этом важно подчеркнуть, что властное воздействие на демографические процессы в стране нельзя охарактеризовать как однонаправленное: от демографической ситуации во многом зависит уровень социально-экономического развития, а в свою очередь политическая, социальная и экономическая обстановка определяет и демографические процессы.

Российское государство на всем протяжении своего исторического развития занимала огромную территорию, однако размер территории не является гарантом демографической стабильности. Демографическая ситуация в стране с 1990-х гг. характеризуется такими негативными тенденциями, как рост смертности и сокращение рождаемости. С 1992 г., что зафиксировано в действующей Концепции демографической политики, размер показателя смертности населения превысил рождаемость. Указанное привело к ежегодно фиксируемому сокращению российского населения. Только в 2009 г. в демографической ситуации наметились положительные сдвиги – население начало расти. Эта тенденция сохраняется: в период с 2009 г. по 2018 г. население России увеличилось почти на пять миллионов человек.

«Демографическая политика в современной России: основные направления и особенности реализации» 👇

При этом прогнозы Организации объединенных наций менее утешительны. Ежегодно в своих докладах международная организация отмечает, что в России демографический кризис не преодолен: показатель рождаемости российского населения также низок, как в развитых государствах, в то время как показатель смертности российского населения совпадает с показателем смертности населения в развивающихся странах.

Очевидно, что без разработки и реализации эффективных инструментов демографической политики названные негативные демографические тенденции не могут быть преодолены. Кроме того, инструменты демографической политики должны применяться во взаимосвязи с экономическими и социальными мероприятиями.

Характеристика демографической политики России на современном этапе

Демографическая политика государства представляет собой совокупность специальных мер воздействия государства на развитие народонаселения, воспроизводства населения, его миграцию, образовательный, научно-технический уровень.

«Демографическая политика в России: проблемы и пути их решения» 👇

В настоящее время функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере демографии в Российской Федерации выполняет Министерство труда и социальной защиты. Его непосредственная деятельность связано с реализацией национального проекта «Демография», рассчитанного на период с 2019 по 2024 годы.

Данный национальный проект влияет на достижение такой национальной цели развития, как сохранение населения, здоровье и благополучие людей, и на решение связанных с этой целью задач по обеспечению устойчивого роста численности населения и увеличению до 70% доли граждан, которые занимаются физической культурой и спортом на систематической основе.

Достижение обозначенной цели должно быть обеспечено реализацией следующих федеральных проектов, которые входят в состав национального проекта «Демография»:

Особенности демографической политики стран второго типа

У большинства стран второго типа демографическая политика ориентирована на сокращение естественного прироста населения. Как правило, это страны с активно развивающиеся в экономическом отношении и с большой численностью населения.

Китай и Индия – лучший пример стран второго типа, в которых реализуются программы демографической политики.

Реализация демографической политики сталкивается с финансово-экономическими и морально-этическими трудностями, в частности, право женщины на прерывание беременности.

Многие страны Юго-Западной Азии отвергают любые меры по планированию деторождения. Страны Тропической Африки отличают особые трудности для проведения демографической политики. Основной и естественный регулятор численности населения в этих странах – ранняя смертность от инфекционных заболеваний.

Политика стимулирования рождаемости

В ряде азиатских, африканских и латиноамериканских малых по численности населения государств целью демографической политики является увеличение естественного прироста населения.

Эта же цель преследуется правительствами большинства экономически развитых стран, вступивших в период демографического спада. Здесь все усилия направлены на то, чтобы повысить коэффициенты рождаемости и естественного прироста.

Особенности половозрастной структуры населения Индии

Как уже упоминалось выше, для Индии характерен второй тип воспроизводства населения. Это означает, что высокая рождаемость сочетается со снижающейся смертностью. В составе населения немного преобладают мужчины. В связи с этим половозрастная диаграмма для Индии будет иметь вид пирамиды с очень широким основанием, резко сужающуюся к вершине. Доля детей в половозрастной структуре населения Индии очень большая и достигает $42%$. А на возрастную группу пожилых людей приходится всего $6%$. Страна имеет избыток трудовых ресурсов. Но они характеризуются низким уровнем квалификации.

Этническая структура населения

По национальному составу населения Индия является самой многонациональной страной мира. На ее территории проживают представители более $159$ национальностей и народностей. К самым многочисленным из них принадлежат хиндустанцы и бенгальцы. В труднодоступных районах Гималаев насчитывается более $400$ племен.

Формирование наций еще продолжается. Ведь для успешного формирования этой этнической общности необходимо единое хозяйство и определенный уровень экономического развития. А в экономике и общественном строе индии еще сохраняется много пережитков феодального общества.

Ученые считают, что именно на территории Индии возник древнейший на Земле язык – санскрит. Ныне на территрии Индии два государственных языка: хинди и английский.

Кроме этнической структуры, в индийском обществе присутствует и кастовое разделение населения. Кастовые предрассудки сохранились с античных времен и очень усложняют этническую и национальную политику государства.

«Население Индии, размещение по территории страны» 👇

Демографическая политика Китая

В настоящее время Китай – самая многонаселенная страна в мире.

С 1980-х гг. жесткими административными и экономическими мерами проводится демографическая политика, направленная на стабилизацию и ограничение численности населения. В Конституции Китая отражено положение о плановом деторождении, создан специальный Государственный комитет, занимающийся вопросами планового рождения детей в стране.

Для регулирования демографической ситуации в стране реализуются следующие меры и мероприятия:

«Демографическая политика Китая и Индии» 👇

Снижение рождаемости происходило в результате ряда социально-экономических и некоторых других факторов:

Осуществление демографической политики привело не только к положительным, но и к отрицательным результатам:

С 2002 года определенным категориям граждан (всего 13) разрешили иметь второго ребенка.

Размещение населения

Благодаря особенностям природных условий Индия давным-давно освоена человеком. Потому территория Индии очень густо заселена. Средний показатель плотности населения по стране составляет около $327 чел./км^2$. Максимальной величины этот показатель достигает на территории Индо-Гангской низменности (до $500 чел./км^2$). наименее освоены и заселены горные районы Гималаев ($2-4 чел./км^2$).

Более $60%$ экономически активного населения занята в сельском хозяйстве. А в промышленности (в том числе и в кустарном производстве) задействовано менее $20%$ экономически активного населения. Как следствие – в Индии низкий уровень урбанизации. Он достигает лишь $27%$. Но ее темпы в последние годы резко возросли. Правда, прибывающие в город люди не обеспечиваются работой и достойными условиями жизни. Это явление, характерное для многих развивающихся стран, получило название «ложная урбанизация».

Несмотря на это, в Индии насчитывается $12$ городов-миллионеров. Из них $5$ – мультимиллионеры. Это такие города, как:

Почти $¾$ населения Индии проживает в селах. В стране преобладают большие села с населением от $500 $до нескольких тысяч жителей.

Оцените статью
Минтруд России