- Что такое Конвенция об искоренении всех форм дискриминации в отношении женщин и почему её механизмы важны и помогают делать жизнь женщин и девочек справедливее и безопаснее
- Основные механизмы CEDAW:
- Позитивный опыт продвижение ценностей конвенции CEDAW в России
- Попытки ограничить доступ к защите прав
- Как обратиться в Комитет по ликвидации дискриминации в отношении женщин
- Какой должно быть сообщение:
- Почему это важно
- Почему права женщин выделены в отдельную категорию?
- Можно ли обращаться в Комитет по случаям насилия и негуманного обращения?
- Были ли успешные дела белорусок в Комитете?
- Дело Инги Абрамовой против Беларуси
- Выполняет ли Беларусь решения Комитета?
- Почему важно обращаться в Комитет?
- Подача жалобы
- Подача жалобы из-за границы
- "Мама, я экстремист". Какие ограничения накладываются на лиц, включенных в "Список экстремистов"
- "И теперь я бело-красно-белый террорист". Отвечаем на вопросы о "списке террористов"
- Гуманность, а не расизм
- Основные сведения
- Принцип равноправия
- Основные вехи
- #расизмуНЕТ
- Мероприятия
- Дополнительные ресурсы
- Давайте бороться с расизмом!
- Памятные даты по теме
- Зачем нужны международные дни?
- Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин
Что такое Конвенция об искоренении всех форм дискриминации в отношении женщин и почему её механизмы важны и помогают делать жизнь женщин и девочек справедливее и безопаснее
Все страны постсоветского пространства являются участницами Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин (CEDAW — Convention on the Elimination of all forms of Discrimination against Women), которая была принята Генеральной Ассамблеей ООН в 1979 году и вступила в силу два года спустя.
Конвенция CEDAW – не только декларация, но и конкретные меры
Конвенция – это рамочный международный договор, закрепляющий признанные государствами-членами международные нормы и стандарты. CEDAW – обязательный для исполнения всеми ратифицировавшими его государствами договор. При этом его понимание и применение со временем эволюционируют.
Так, в основном тексте Конвенции не упоминается понятие домашнего или семейно-бытового насилия — ведь когда принимался этот документ, оно рассматривалось как внутрисемейное дело. Но последующие исследования, проводившиеся государствами-участниками, показали, что это явление имеет широкий масштаб и серьёзно нарушает права женщин.
Многие общественные организации, в том числе и Amnesty International активно выступали за включение борьбы с домашним насилием в глобальную повестку. Со временем Комитетом по ликвидации дискриминации в отношении женщин – экспертным органом ООН из 23 выбранных от разных стран экспертов, контролирующим соблюдение норм Конвенции, — была принята Общая рекомендация №19 от 1992 года, посвящённая вопросам насилия в отношении женщин, признавшая домашнее насилие одной из форм дискриминации.
Основные механизмы CEDAW:
- Подготовка периодических отчетов от стран-участниц перед Комитетом
- Общие рекомендации
- Поощрение ратификации и принятия Конвенции всеми государствами
Позитивный опыт продвижение ценностей конвенции CEDAW в России
В 2000-е годы в политической повестке России работа с положениями и механизмами CEDAW занимали куда более значимое место. В 2003 году государственные чиновники отчитывались перед правительством о реализации принятого во исполнение Конвенции Национальноого плана действий по улучшению положения женщин в РФ и повышению их роли в обществе на 2001-2005 годы.
Проводились мероприятия, призванные улучшать положение женщин. Работала Межведомственная правительственная комиссия по вопросам положения женщин, которую возглавляла вице-премьер Галина Карелова, с энтузиазмом сотрудничавшая с ООН.
Позднее вопросы гендерного равенства вытеснили на периферию. Законопроект О государственных гарантиях равных прав и свобод и равных возможностей мужчин и женщин в РФ был принят в первом чтении в 2003 году, но последующие слушания так и не были назначены. Этим законопроектом власти продолжали прикрывать своё бездействие, презентуя национальные отчёты в CEDAW вплоть до 2014 года.
Попытки ограничить доступ к защите прав
Как уже упоминалось, осенью 2022 года Беларусь денонсировала факультативный протокол к Международному пакту о гражданских и политических правах. Это означает, что белорусам больше не дается право обращаться в Комитет ООН по правам человека для защиты своих прав.
Сейчас единственным международным органом, в который могут обратиться белоруски, является Комитет по ликвидации дискриминации в отношении женщин. Таким образом, государство пытается ограничить доступ к международной защите прав человека для своих граждан.
Как обратиться в Комитет по ликвидации дискриминации в отношении женщин
Чтобы обратиться в Комитет, белоруской женщине необходимо собрать все доказательства нарушения ее прав, написать индивидуальное сообщение на английском или французском языке и отправить его в Секретариат Комитета.
Какой должно быть сообщение:
- Оно должно содержать информацию о нарушениях прав женщины со ссылками на соответствующие статьи Конвенции.
- В сообщении необходимо описать все имеющиеся факты нарушения прав и приложить копии всех доступных доказательств.
- Важно также указать, какие шаги женщина уже предпринимала на национальном уровне для защиты своих прав.
- Кроме того, женщина может запросить конфиденциальность своей личности, если считает, что разглашение ее имени может повлечь за собой негативные последствия для нее самой или для ее близких.
Почему это важно
Обращение в Комитет по ликвидации дискриминации в отношении женщин – это шанс получить международную защиту своих прав в случае, если национальная система правосудия не работает или не способна обеспечить защиту. Важно, чтобы женщины знали о такой возможности и не боялись использовать ее для защиты своих прав и интересов.
Конвенция гарантирует право всех женщин не подвергаться дискриминации и закрепляет обязательства государств-участников, направленные на обеспечение правового и практического осуществления этого права. Согласно статье 1 Конвенции, понятие дискриминация в отношении женщин означает любое различие, исключение или ограничение по признаку пола, которое направлено на ослабление или сводит на нет признание, пользование или осуществление женщинами, независимо от их семейного положения, на основе равноправия мужчин и женщин, прав человека и основных свобод в политической, экономической, социальной, культурной, гражданской или любой другой области.
Кроме того, Беларусь, как государство-участник, обязана предоставлять доклады об осуществлении положений Конвенции, а именно о законодательных, судебных, административных или других мерах, принятых государством-участником для выполнения положений Конвенции, и о прогрессе (статья 18 Конвенции). Последний – 9-й – доклад представлен Беларусью 5 апреля 2023 года.
Почему права женщин выделены в отдельную категорию?
В преамбуле к Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин поясняется, что, несмотря на принятие целого ряда договоров, женщины по-прежнему не имеют равных с мужчинами прав.
Практически во всех обществах и сферах деятельности женщины подвергаются дискриминации как с юридической, так и практической точек зрения. Такая ситуация обусловлена и усугубляется наличием дискриминации в семье, в обществе и на рабочем месте. Хотя причины и последствия этого могут быть различными в разных странах, дискриминация в отношении женщин является широко распространенным явлением. Сохранению этого явления способствует наличие устоявшихся стереотипов, а также традиционных культурных и религиозных обычаев и представлений, принижающих роль женщин.
Можно ли обращаться в Комитет по случаям насилия и негуманного обращения?
Да. Одной из форм дискриминации считается гендерное насилие, то есть насилие, совершаемое над женщиной в силу того, что она женщина, или насилие, оказывающее на женщин несоответствующее воздействие. Женщина вправе обратиться в Комитет в случаях:
- Физического, сексуального или психологического насилия
- Домашнего насилия
- Полового домогательства и насильственного давления
- Принуждения к замужеству
- Урезания прав на свободу передвижения или выбора работы
- Любой другой формы насилия
Важно! Этот перечень не является исчерпывающим.
В 1993 году ООН была принята Декларация об искоренении насилия в отношении женщин, где насилие в отношении женщин определено так:
любой акт насилия, совершенный на основании полового признака, который причиняет или может причинить физический, половой или психологический ущерб или страдания женщинам, а также угрозы совершения таких актов, принуждение или произвольное лишение свободы, будь то в общественной или личной жизни.
Были ли успешные дела белорусок в Комитете?
Дело Инги Абрамовой против Беларуси
Да, громким является дело Инги Абрамовой против Беларуси (CEDAW/C/49/D/23/2009). Комитет признал, что автору сообщения причинен моральный ущерб и вред в результате оскорбительного и унижающего человеческое достоинство обращения, сексуальных домогательств и негативных последствий для здоровья во время содержания под стражей (п. 7.8 Мнения КЛДЖ).
Выполняет ли Беларусь решения Комитета?
Мнение Комитета носит рекомендательный характер, то есть оно не обладает обязательной юридической силой. Конвенция не содержит ответственности государства-участника за неисполнение мнений Комитета.
Согласно статье 2 Конвенции, государства-участники обязуются осуждать дискриминацию в отношении женщин и принимать все соответствующие меры для ликвидации дискриминации. Поэтому, если государство обязалось проводить политику ликвидации дискриминации в отношении женщин, то оно добровольно должно исполнить все рекомендации, принятые Комитетом.
Почему важно обращаться в Комитет?
Государство, ратифицировав Конвенцию и факультативный протокол, взяло на себя обязательство по ликвидации всех видов дискриминации в отношении женщин. Соответственно, не исполняя мнение Комитета, государство-участник нарушает взятые на себя международные обязательства.
Мнение Комитета, как доказательство, зафиксирует нарушение прав женщин и неисполнение взятых на себя международно-правовых обязательств.
Подача жалобы
Жалобу можно подать на русском языке путём заполнения утвержденной формы. В ней необходимо указать данные заявителя, факты по делу в хронологическом порядке, включая описание средств правовой защиты, использованных на внутреннем уровне, и принятых решений национальными властями, а также нарушенные права из договора.
Срок подачи жалобы в Комитет не ограничен.
Подача жалобы из-за границы
Да, местонахождение не имеет значения. Однако, перед обращением в Комитет, необходимо исчерпать все средства национальной правовой защиты. Важно не пропустить сроки обжалования, закрепленные национальным законодательством. Подать жалобу можно на русском языке.
По мнению Комитета, не являются доступными средствами национальной правовой защиты те средства, применение которых неоправданно затягивается или вряд ли принесет искомый результат.
"Мама, я экстремист". Какие ограничения накладываются на лиц, включенных в "Список экстремистов"
"Весна" объясняет, какие ограничения влечет статус "экстремиста", и отвечает на другие актуальные вопросы по этой теме.
"И теперь я бело-красно-белый террорист". Отвечаем на вопросы о "списке террористов"
"Вясна" объясняет, кого включают в "список террористов", какие ограничения влечет статус "террориста" и отвечает на другие актуальные вопросы по этой теме.
Статья 1 Конвенции определяет понятие дискриминации в отношении женщин как «любое различие, исключение или ограничение по признаку пола, которое направлено на ослабление или сводит на нет признание, пользование или осуществление женщинами, независимо от их семейного положения, на основе равноправия мужчин и женщин, прав человека и основных свобод в политической, экономической, социальной, культурной, гражданской или любой другой области».
Отдельно общая рекомендация №19 дает определение гендерному насилию как отдельному виду дискриминации в отношении женщин. Согласно рекомендации, это «насилие, совершаемое над женщиной в силу того, что она — женщина, или насилие, которое оказывает на женщин несоразмерное воздействие». «Оно включает в себя действия, причиняющие физический, психический или сексуальный вред или страдания, угрозы таких действий, принуждение и другие виды лишения свободы. Гендерное насилие может нарушать конкретные положения Конвенции, независимо от того, упоминается ли в этих положениях насилие в прямой форме». В своей общей рекомендации №35 КЛДЖ еще раз задекларировал такое толкование.
Таким образом, дискриминацией в отношении женщин может быть не только прямая дискриминация (например, прямой запрет на работу по определенной профессии в силу наличия в законодательстве списка специальностей и областей профессиональной деятельности, к которым женщины лишены доступа), но и косвенная (например, условия содержания в СИЗО, которые являются одинаковыми для мужчин и женщин, и в результате не учитывают специфические потребности женщин). Дискриминация в отношении женщин может иметь и интерсекциональной характер (например, по отношению к женщинам с инвалидностью или женщинам-мигранткам).
Для определения дискриминации необходимо сравнить одну группу (предположительно дискриминируемую) и другую недискриминируемую группу (в нашем случае – женщин и мужчин).
Далее надо выяснить, было ли различное отношение к женщинам и мужчинам в одинаковых обстоятельствах.
Если отношение было различным, то нужно выяснить, были ли у этого объективные причины. Если таких причин не было, то в данной ситуации имеет место дискриминация.
Пример 1. Список тяжелых работ и работ с вредными и (или) опасными условиями труда, на которых запрещается привлечение к труду женщин, был значительно сокращен в 2022, однако до сих пор существуют профессии, на которые женщины не могут устроиться. Комментируя сокращение списка, представитель Министерства труда и социальной защиты отметил, что «работы, связанные с получением и применением химических веществ, полностью исключить из Списка нельзя, поскольку их концентрация в воздухе порой превышает установленные гигиенические нормативы, оказывая негативное влияние на репродуктивную способность». Данная фраза подтверждает стереотипное представление государства о роли женщины как прежде всего матери: запрет на доступ к определенным профессиям применяется ко всем женщинам, без какого-либо учета их возраста, способности и желания рожать детей. То есть в данном примере права женщины на трудоустройство ограничены без каких-либо объективных и обоснованных причин, и в связи с этим можно говорить о дискриминации.
Если отношение к женщинам и мужчинам в конкретной ситуации одинаковое, то нужно выяснить, не ставит ли оно женщин в худшее положение по сравнению с мужчинами.
Пример 2. В ИВС могут быть одинаково плохие условия как для мужчин, так и для женщин (переполненность камер, отсутствие душа и прогулок, отсутствие средств гигиены), но при этом невозможность принять душ или получить гигиенические средства в нужном количестве ставит женщину во время менструации в худшее положение по сравнению с мужчиной.
Иные статьи Конвенции уточняют положения статьи 2 и устанавливают обязательства государств в конкретных сферах, например, в области образования (статья 10) или в области занятости (статья 11).
Чтобы понимать, каким образом КЛДЖ толкует то или иное право женщин, необходимо ознакомиться с содержанием Общих рекомендаций, издаваемых Комитетом. К примеру, общая рекомендация № 28 разъясняет сферу применения и значение статьи 2 Конвенции и указывает на обязанности государств не допускать дискриминации в отношении женщин в результате действий или бездействия, а также активно реагировать на факты дискриминации вне зависимости от того, исходят ли они от государства или частных субъектов (пункт 10).
Что использовать помимо Конвенции Для подготовки позиции можно обращаться к практике и иных договорных органов ООН, в особенности – Комитета по правам человека (далее – КПЧ). При обжаловании дискриминации можно использовать практику КПЧ по статьям 3 и 26 Международного пакта о гражданских и политических правах. Согласно статье 3 Пакта государства обязуются обеспечить равное для мужчин и женщин право пользования всеми гражданскими и политическими правами. Исходя из статьи 26 Пакта все люди равны перед законом и имеют право без всякой дискриминации на равную защиту закона. Дискриминация должна быть запрещена законом, и закон должен гарантировать всем лицам равную и эффективную защиту против дискриминации по какому бы то ни было признаку, включая пол. При необходимости практику КПЧ можно использовать для аргументации сообщений в КЛДЖ и по другим вопросам.
При подготовке позиции можно обращаться и к специальным процедурам ООН, в том числе аргументировать свои доводы информацией из докладов Специальной докладчицы по вопросу о положении в области прав человека в Беларуси, Специальной докладчицы по вопросу о насилии в отношении женщин и девочек, его причинах и последствиях, Рабочей группы по вопросу о дискриминации в отношении женщин и девочек и т.д.
Полезной могут быть и конвенции международных организаций. Например, Международная Организация Труда еще в 1951 приняла Конвенцию о равном вознаграждении мужчин и женщин за труд равной ценности, в соответствии с которой каждое государство-член организации поощряет и обеспечивает применение в отношении всех трудящихся принципа равного вознаграждение мужчин и женщин за труд равной ценности.
Несмотря на то, что Беларусь не является членом Совета Европы, для сообщения в КЛДЖ можно использовать в качестве международных стандартов и практику Европейского суда по правам человека. Так, статья 14 Европейской Конвенции по правам человека запрещает дискриминацию по признаку пола при осуществлении прав и свобод, закрепленных Конвенцией. Также могут быть полезны и иные документы, принимаемые в рамках Совета Европы, например, Конвенция Совета Европы о предотвращении и борьбе с насилием в отношении женщин и домашним насилием.
Подготовка позиции шаг 3: беларусский контекст Являясь государством-участником Конвенции, Беларусь взяла на себя обязательство предоставлять для рассмотрения Комитетом доклад о мерах, принятых для выполнения положений Конвенции (согласно ст. 18 Конвенции). Информация о докладах и рекомендациях для государств содержится находится в открытом доступе. На данный момент можно ознакомиться с Заключительными замечаниями по восьмому периодическому докладу Беларуси в 2016 году, посмотреть, какие рекомендации были даны Беларуси, и оценить, насколько эти рекомендации были исполнены. Заключительные замечания по периодическим докладам государства помогает понять «логику» КЛДЖ в установлении фактов дискриминации, а рекомендации от Комитета государству можно использовать при подготовке сообщения в КЛДЖ. Например, можно подчеркнуть, что конкретное нарушение Конвенции стало возможным ввиду неисполнения Беларусью рекомендаций, содержащихся в заключительных замечаниях.
Пока была возможность, беларусы, в том числе женщины, обращались в основном в Комитет по правам человека, в то время как механизм Комитета по ликвидации дискриминации в отношении женщин практически не использовался. На данный момент КЛДЖ рассмотрел три дела против Беларуси, в одном из них признал нарушения со стороны государства: в сообщении № 23/2009 «Инга Абрамова против Беларуси» были установлены дискриминационные условия содержания женщин в ИВС по сравнению с мужчинами.
Денонсация Факультативного протокола к Международному пакту о гражданских и политических правах закрыла дорогу в Комитет по правам человека для индивидуальных сообщений беларусов. Несмотря на это, для беларусок все еще остается доступным механизм подачи сообщений в КЛДЖ в случаях, если имеет место дискриминация, как прямая, так и косвенная: Беларусь ратифицировала и признает Конвенцию о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, а потому имеет обязательства по исполнению норм Конвенции и мнений Комитета.
Профессиональным долгом адвоката является использование всех доступных правовых методов защиты прав своих клиентов. В случае, если защита таких прав на национальном уровне во всех доступных инстанциях не принесла желаемого результата, обращение в КЛДЖ является следующим логичным правовым инструментом, направленным на восстановление справедливости для жертвы нарушений.
Для подготовки индивидуальных сообщений по нарушенным правам может использоваться широкий круг открытых источников, начиная от документов самого Комитета, где толкуется содержание отдельных прав, продолжая докладами, отчетами, практикой ЕСПЧ. Список не является исчерпывающим, и заявители вправе использовать и ссылаться на релевантные международные стандарты и международно-правовые акты, помогающие обосновать дискриминационный характер нарушения прав.
Хотя в практике КЛДЖ числится небольшое количество вынесенных мнений по сообщениям из Беларуси, ожидается, что этот механизм станет более востребованным в свете отсутствия возможности обращаться в КПЧ.
Мероприятие в рамках Постоянного форума лиц африканского происхождения, май 2023 года.
Гуманность, а не расизм
Тема Международного дня 2024 года — Десятилетие признания, справедливости и развития: Проведение Международного десятилетия лиц африканского происхождения.
Расовая дискриминация и наследие рабства и колониализма продолжают разрушать жизни и ограничивать возможности, не позволяя миллиардам людей пользоваться всеми правами и свободами человека.
Тема этого года связана с Международным десятилетием лиц африканского происхождения, которое продлится с 2015 по 2024 год. Провозглашая это Десятилетие, международное сообщество признает, что лица африканского происхождения представляют собой отдельную группу, права человека которой необходимо поощрять и защищать.
Около 200 миллионов человек, причисляющих себя к лицам африканского происхождения, живут в Америке. Еще миллионы живут в других частях света, за пределами африканского континента.
Основные сведения
Международный день борьбы за ликвидацию расовой дискриминации отмечается ежегодно 21 марта. В этот день в 1960 году полиция открыла огонь и убила 69 человек в ходе проводившейся в Шарпевиле, Южная Африка, мирной демонстрации протеста против законов режима апартеида об обязательной паспортизации африканцев в ЮАР. Провозглашая этот День в 1966 году, Генеральная Ассамблея призвала международное сообщество удвоить его усилия в целях ликвидации всех форм расовой дискриминации в резолюции 2142 (XXI).
В рамках программы первого Десятилетия действий по борьбе против расизма и расовой дискриминации в 1979 году Генеральная Ассамблея призвала все государства отмечать неделю солидарности с народами, борющимися против расизма и расовой дискриминации, ежегодно, начиная с 21 марта (резолюция 34/24).
В настоящее время первостепенное значение имеет всеобщее присоединение к Международной конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации, принятой Генеральной Ассамблеей 21 декабря 1965 года, и ее полное и эффективное осуществление для искоренения зла расизма и расовой дискриминации.
Потомки жертв трансатлантической работорговли наряду с вновь прибывшими мигрантами из стран Африки составляют беднейшие и самые маргинализированные слои населения. Исследования государственных и международных организаций показали, что лица африканского происхождения по-прежнему ограничены в доступе к качественному образованию, жилью, услугам здравоохранения и социального обеспечения. Кроме того, лица африканского происхождения могут подвергаться множественным, отягощенным или пересекающимся формам дискриминации на почве других критериев. К таким критериям могут относиться пол, язык, религия, политические или личные убеждения, социальный класс, собственность, инвалидность, происхождение и т.д.
Международное десятилетие лиц африканского происхождения, провозглашенное резолюцией 68/237 Генеральной Ассамблеи ООН, проходит с 2015 по 2024 год. Его цель — предоставить твердую основу для воссоединения ООН, стран-участниц, гражданского общества и других заинтересованных сторон с лицами африканского происхождения, а также принять эффективные меры для реализации программы мероприятий в духе признания, справедливости и развития.
Принцип равноправия
В своей резолюции A/RES/74/137 Генеральная Ассамблея заявила о том, что все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах и обладают потенциалом для того, чтобы конструктивно содействовать развитию и благосостоянию своих обществ, и что любая доктрина расового превосходства является научно несостоятельной, морально предосудительной, социально несправедливой и опасной и должна быть отвергнута вместе с теориями, пытающимися установить наличие отдельных человеческих рас.
Основные вехи
Дурбанская декларация и Программа действий подтвердили тот факт, что лица африканского происхождения были жертвами рабства, работорговли и колониального режима, а сейчас являются жертвами последствий этих чудовищных явлений. Эти документы, в которых излагается программа международного сообщества по борьбе с расизмом, были приняты консенсусом в 2001 году на Всемирной конференции Организации Объединенных Наций по борьбе против расизма, расовой дискриминации, ксенофобии и связанной с ними нетерпимости, состоявшейся в Дурбане, Южная Африка. Они являются новаторской и практической повесткой дня в деле борьбы с расизмом и расовой дискриминацией.
22 сентября 2011 года Генеральная Ассамблея Организации Объединенных Наций провела в Нью-Йорке однодневное заседание высокого уровня, посвященное 10-й годовщине принятия Дурбанской декларации и Программы действий.
Десятая годовщина послужила поводом для укрепления политической решимости бороться с расизмом и расовой дискриминацией. Отмеченное в 2011 году, — в год проведения Международного года лиц африканского происхождения, — это событие напомнило обо всех жертвах, перечисленных в Дурбанской декларации и Программе действий, а также открыло новые возможности, для того чтобы сосредоточить внимание на том, каким образом предотвращать расизм и расовую дискриминацию во всех их проявлениях и бороться с ними.
В своей резолюции 68/237 от 23 декабря 2013 года Генеральная Ассамблея провозгласила период, начинающийся 1 января 2015 года и заканчивающийся 31 декабря 2024 года, Международным десятилетием лиц африканского происхождения, посвятив его теме «Лица африканского происхождения: признание, справедливость и развитие».
#расизмуНЕТ
Повышение информированности и обеспечение поддержки глобальных мер по борьбе с расизмом, дискриминацией, ксенофобией и другими видами нетерпимости.
Мероприятия
21 марта 2024 года 10.00 Зал Генеральной Ассамблеи, Нью-Йорк
На мероприятии по случаю Дня выступят Генеральный секретарь ООН Антониу Гутерриш, помощник Генерального секретаря по правам человека г-жа Илзе Бранд Кехрис, председатель Комитета по ликвидации расовой дискриминации г-жа Верене Альберта Шеперд и другие.
Дополнительные ресурсы
Давайте бороться с расизмом!
Расизм, ксенофобия и нетерпимость являются проблемами всех обществ. Каждый из нас содействует либо насаждению, либо искоренению расовых предрассудков и нетерпимого отношения. Выступайте в защиту прав человека, участвуйте в кампаниях #fightracism и #Standup4humanrights.
Памятные даты по теме
Зачем нужны международные дни?
Международные дни являются поводом для просвещения широкой общественности по вопросам, вызывающим озабоченность, для мобилизации политической воли и ресурсов для решения глобальных проблем, а также для прославления и укрепления достижений человечества. Существование международных дней предшествовало учреждению Организации, но ООН восприняла их как мощный инструмент повышения информированности о тех или иных вопросах. Узнать о днях можно здесь.
Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин
Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин: Руководство для парламентариев
Отказ от ответственности:
Это не публикация УВКБ ООН. УВКБ ООН не несет ответственности за его содержание и не обязательно одобряет его. Любые высказанные мнения принадлежат исключительно автору или издателю и не обязательно отражают точку зрения УВКБ ООН, Организации Объединенных Наций или ее государств-членов.