ЗАММИНИСТРА ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ РФ ЕЛЕНА МУХТИЯРОВА

ЗАММИНИСТРА ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ РФ ЕЛЕНА МУХТИЯРОВА Минтруд


ЗАММИНИСТРА ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ РФ ЕЛЕНА МУХТИЯРОВА

Министерство или ведомство:
Министерство труда и социальной защиты

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 17 июля 2023 года; проверки требуют 4 правки.

Не следует путать с Рострудом — Федеральной службой по труду и занятости.

Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации (Минтруд России) — федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере демографии, труда, качества и уровня жизни и доходов, оплаты труда, пенсионного обеспечения, включая негосударственное пенсионное обеспечение, социального страхования, условий и охраны труда, социальной защиты, социального обслуживания и социального обеспечения, а также по управлению государственным имуществом и оказанию государственных услуг в установленной сфере деятельности.

Родился 15 августа 1980 года в Куйбышеве.

В 2002 году окончил
Самарскую государственную экономическую академию по специальности
«Экономическая теория», в 2011 году окончил магистратуру в Российской академии
народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ по специальности
«Административное и финансовое право».

2001–2005 годы – работа
на различных должностях в департаменте управления финансами Администрации
Самарской области.

2005–2007 годы – начальник
отдела министерства управления финансами Самарской области.

2007–2012 годы – руководитель
департамента исполнения областного бюджета и отчётности министерства управления
финансами Самарской области.

2012–2014 годы – начальник
Управления совершенствования функциональной деятельности Федерального казначейства.

2014–2017 годы – министр
финансов, министр экономики и финансов Московской области.

2017–2020 годы – заместитель
Министра финансов Российской Федерации.

21 января 2020 года Указом
Президента назначен Министром труда и социальной защиты Российской Федерации.

Женат, трое детей.

МОСКВА, 19 июня. / ТАСС/. Работника, который не прошел обязательную вакцинацию, можно отстранить от работы. Об этом сообщил журналистам в субботу министр труда и социальной защиты РФ Антон Котяков.

«Если в регионе действует постановление санитарного врача об обязательности вакцинаций для отдельных категорий работников, то непривитого сотрудника можно отстранить», — сказал он

По его словам, отстранение действует на тот период, на который вводится обязательная вакцинация.

«Решение о проведении профилактических прививок по эпидемическим показаниям принимают главные санитарные врачи субъектов. То есть такое решение принимается на уровне регионов. Если решение об обязательности вакцинации по эпидемическим показателям принято, то для работников, которые поименованы в соответствующем документе, вакцинация становится обязательной», — подчеркнул Котяков.

Также глава Минтруда отметил, что если объективных причин для невакцинации у работника нет, то на период эпидемии работник может быть отстранен от исполнения обязанностей без сохранения заработной платы.

Ранее главный санитарный врач Москвы обязал провести вакцинацию 60% работающих горожан. Речь идет о сотрудниках предприятий, работающих в сферах торговли, услуг, общественного питания, ЖКХ, транспорта, образования, здравоохранения, соцзащиты, а также салонов красоты, фитнес-клубов, театров, кинотеатров, концертных залов.

Российский Экономист. Заместитель министра труда и социальной защиты Российской Федерации. Действительный Государственный советник России третьего класса. Ранее занимала пост Министра экономики и финансов Московской области. Являлась директором Департамента финансов и организации бюджетного процесса Министерства науки и высшего образования России.

Елена Мухтиярова родилась 25 сентября 1980 года в городе Артем, Приморский край. После школы, в 2002 году завершила курс обучения в Московском университете потребительской кооперации по специальности «Бухгалтерский учет и аудит», «Экономист». Получив диплом устроилась главным бухгалтером в коммерческой организации.

В период с 2005 по 2008 год работала главным специалистом, консультантом, заместителем начальника, начальником отдела методического обеспечения кассового исполнения бюджетов Управления совершенствования функциональной деятельности Федерального казначейства.

С 2008 года на протяжении трех лет занимала должность начальника отдела методологии исполнения бюджетов по расходам Департамента бюджетной политики и методологии Министерства финансов Российской Федерации.

Мухтиярова в 2014 году перешла на пост заместителя министра финансов Московской области. В 2017 году назначена Первым заместителем министра экономики и финансов области. Присвоен чин Государственный советник второго класса.

С июня 2018 года являлась директором Департамента финансов и организации бюджетного процесса Министерства науки и высшего образования Российской Федерации.

Мухтиярова Елена Вячеславовна 5 февраля 2019 года назначена на должность Министра экономики и финансов Московской области.

На заседании Московской областной Думы 28 октября 2019 года, в рамках часа правительства депутаты заслушали доклад Елены Мухтияровой о реализации национальных проектов в регионе. В ходе выступления министр экономики и финансов Подмосковья рассказала, что они ставят конкретные задачи, которые должны быть решены до 2024 года. На нацпроекты выделено 119,5 миллиардов рублей из бюджета области и 15,8 миллиардов рублей из федерального.

Елена Мухтиярова 21 февраля 2020 года распоряжением председателя Правительства России Михаила Мишустина назначена заместителем министра труда и социальной защиты РФ.

Почетная грамота Министерства экономики и финансов Московской области
Благодарность министра финансов РФ, министра культуры РФ
Ведомственные награды МЧС

Семья Елены Мухтияровой

Не замужем. Воспитывает двоих детей.

Период нерабочих дней в пандемию ударил как по доходам семей с детьми, так и по рынку труда в целом, заставив россиян перейти на удаленный режим работы. В интервью ТАСС министр труда и социальной защиты России Антон Котяков рассказал о том, останется ли и в будущем дистанционный формат работы, вырастет ли минимальный размер оплаты труда, что делать тем, кто потерял работу из-за пандемии, а также о том, как изменится механизм назначения выплат и установления инвалидности в дальнейшем.

Антон Олегович, в связи с пандемией большое количество работников были переведены на дистанционный формат работы. После окончания режима нерабочих дней часть людей осталась работать удаленно. Какова доля работающих удаленно сегодня? Насколько это эффективно?

— Пиковое значение достигало 11% от количества трудоустроенных граждан — это порядка 5,5 млн человек. Сейчас доля тех, кто работает удаленно, составляет менее 9% — почти 4,6 млн человек. Мы прогнозируем, что дистанционная занятость будет востребованной и в постпандемический период. Ведь многие граждане поняли, что это достаточно удобно с точки зрения организации труда и минимизации издержек.

Как будет регулироваться удаленная занятость?

— Совместно с нашими коллегами из партии «Единая Россия» подготовлен законопроект о внесении изменений в Трудовой кодекс. Он предполагает закрепление трех видов занятости: дистанционная удаленная, временная дистанционная удаленная и комбинированная дистанционная удаленная работа. Это позволит легализовать сложившиеся формы взаимоотношений работодателя и работника, определить порядок оформления документов и правила компенсации расходов работника, например, на личное оборудование при работе из дома.

Дистанционная занятость постепенно будет играть более существенную роль в трудовых отношениях. Удаленка открывает новые возможности для отдельных категорий граждан, например для людей с ограниченными возможностями здоровья. Для того чтобы этот формат получил еще более широкое распространение, нам необходимо доработать технологическую платформу и законодательство, чтобы все кадровые вопросы можно было решать удаленно — посредством электронного кадрового документооборота.

Сейчас Минтруд проводит эксперимент по электронному кадровому делопроизводству, в который заявились уже порядка 70 организаций. Среди них есть и очень крупные организации с несколькими тысячами сотрудников, которые четко осознают, что за электронным кадровым документооборотом будущее. В основе электронного кадрового документооборота будет лежать государственный портал «Работа в России», но компании могут использовать и собственные IT-системы.

В связи с пандемией максимальное пособие по безработице было увеличено до размера МРОТ. По оценкам Минтруда, насколько в этом году вырастет МРОТ?

— Минимальный размер оплаты труда конституционно уже сейчас привязан к прожиточному минимуму. Поэтому МРОТ не может быть ниже, чем прожиточный минимум трудоспособного населения.

В свою очередь прожиточный минимум формируется на основании стоимости потребительской корзины по итогам второго квартала года, предшествующего очередному финансовому. М РОТ на 2021 год будет определен по итогам расчета прожиточного минимума за второй квартал 2020 года. Когда будет подсчитана стоимость потребительской корзины за второй квартал, будет четкое понимание, какой МРОТ будет установлен на 2021 год. Естественно, он вырастет.

Рассматривает ли Минтруд продление максимального размера пособия по безработице в объеме МРОТ после августа?

— В период пандемии пособие стало своего рода социальной гарантией минимального дохода в период, когда найти новое место работы объективно непросто. Поэтому было принято два решения: первое — максимальный размер пособия по безработице был повышен до МРОТ — это 12 130 рублей, минимальный размер пособия по безработице — до 4,5 тыс. рублей. Изначально размеры пособий были 8 тыс. и 1,5 тыс. рублей соответственно.

Дополнительно к пособиям — доплата зарегистрированным безработным по 3 тыс. рублей на каждого ребенка до 18 лет. При этом пособия по безработице рассчитываются с учетом районных коэффициентов, то есть в отдельных регионах максимальный размер пособия выше 12 130 рублей. Все это в совокупности дает возможность обеспечить достаточно серьезную поддержку гражданам, оставшимся без работы.

Сейчас обсуждаются параметры пособия на 2021 год. Эти выплаты, с одной стороны, гарантия обеспечения минимальной потребительской корзины, а с другой стороны, должны быть стимулом для поиска работы. Поэтому сейчас обсуждаются дополнительные возможности дифференциации размеров пособий по безработице в зависимости от периода нахождения человека в статусе безработного.

Когда, по прогнозам Минтруда, замедлится рост числа безработных?

— Темпы роста численности безработных граждан уже существенно замедлились. Если в апреле Росстат зафиксировал рост безработицы на 1,1 процентного пункта, то в июне — уже на 0,1 процентного пункта. Сейчас уровень безработицы составляет 6,2% — это порядка 4,6 млн человек.

В центрах занятости зарегистрировано 3 млн 211 тыс. безработных граждан. Если в конце апреля — начале мая центры занятости регистрировали порядка 220 тыс. граждан в неделю, то в июле уже порядка 110 тыс. человек.

Когда начнется спад безработицы?

— Пиковое значение по численности безработных граждан будет достигнуто в третьем квартале — август-сентябрь. В четвертом квартале начнется стабилизация, численность безработных граждан будет снижаться за счет трудоустройства.

Планируется ли продление мер поддержки для граждан, потерявших работу, а также введение новых мер, поскольку число безработных за три месяца выросло более чем в три раза?

— Предусмотрена временная занятость для тех, кто находится на предприятиях под угрозой увольнения, и организация общественных работ для тех, кто остался без работы.

Совместно с Министерством просвещения мы сформировали программу по повышению квалификации тех, кто находится на бирже труда. Правительством выделено порядка 3 млрд рублей на переобучение. В проекте примут участие 110 тыс. граждан. Мы нацелены на синергию центров занятости и работодателей: работодатели предварительно оценят образовательные программы, которые будут представлены в центрах занятости.

При этом мы понимаем, что нам нужно будет дополнительно стимулировать работодателей на привлечение тех граждан, которые зарегистрированы в качестве безработных, а также более активно вовлекать граждан в формирование собственного дела, переходу к самозанятости.

Антон Олегович, вы затрагивали тему поддержки семей в пандемию. Сколько сейчас семей всего получили выплаты?

— В целом дополнительными выплатами по 5 тыс. рублей на детей до трех лет, единовременными выплатами по 10 тыс. рублей были охвачены семьи, воспитывающие свыше 27 млн детей. Право на подачу заявлений сохраняется до 1 октября. Заявления до сих пор поступают, число выплат еще растет, но в целом мы достигли почти 100% охвата.

В июне, на месяц раньше первоначально планируемого срока, стартовали с программой поддержки малообеспеченных семей, воспитывающих детей от трех до семи лет включительно. При этом начисление пособия осуществляется с 1 января 2020 года, поэтому многие граждане получили выплаты сразу за все первое полугодие. В среднем это 33 тыс. рублей по России. Пособия назначены на 2 млн 480 тыс. детей, родителям этих детей в общей сложности переведено почти 80,2 млрд рублей.

В целом в период пандемии на поддержку семей с детьми было направлено более 640 млрд рублей. Это беспрецедентный объем поддержки со стороны государства. В совокупности введенные меры, безусловно, помогли поддержать доходы семей с детьми.

С начала пандемии Минтруд начал вводить проактивные форматы предоставления услуг. Насколько эффективны оказались механизмы?

— Еще до начала пандемии была поставлена цель предоставлять сертификат на материнский капитал в беззаявительном режиме. И с 15 апреля после регистрации ребенка в органах ЗАГС в личный кабинет матери на Госуслугах приходит сертификат на материнский капитал. Принцип проактивности стараемся применять во всех вновь вводимых мерах социальной поддержки и по возможности упрощаем процедуры предоставления ранее введенных мер.

В период пандемии упрощенный порядок начали использовать и при выдаче больничных листов. Изначально была поставлена задача в кратчайшие сроки выдать больничные листы тем гражданам, которые прилетали из-за рубежа и должны были оставаться две недели на карантине. Благодаря синхронизации данных ПФР и ФСС, удалось запустить механизм, при котором гражданам достаточно было сформировать заявление на сайте ФСС, чтобы получить соответствующую выплату.

Следующая категория больничных касалась граждан 65+, и здесь работа организована уже на основе взаимодействия с работодателями. Гражданину не требовалось даже заполнять заявление на получение больничного листа. Предприятия, на которых работали граждане 65 лет и старше, передавали сведения в ФСС. Фонд связывался с медорганизациями для открытия больничного листа и производил по нему выплаты, в том числе авансовые. Было сформировано более 3 млн больничных листов для порядка 800 тыс. самых уязвимых перед коронавирусом граждан.

Как формат предоставления выплат, больничных будет развиваться в дальнейшем?

— Такой проактивный подход получил название «социальное казначейство». Это технологическое и нормативное решение, которое позволяет определять потребность гражданина в мерах поддержки, информировать его об этом и предоставлять поддержку без истребования каких-либо документов, по одному лишь электронному заявлению — согласию на получение помощи.

Откуда Минтруд будет собирать данные, необходимые для создания социального казначейства?

— Для каждой жизненной ситуации — свой набор сведений. Данные могут запрашиваться и у Федеральной налоговой службы, если речь идет о доходах гражданина. Уже сейчас эти сведения мы получаем для назначения пособий на детей от трех до семи лет. Нужны сведения и от органов ЗАГС — для выдачи сертификата на материнский капитал и предоставления других мер поддержки семьям с детьми. Потребуются сведения и от медорганизаций, если речь об установлении инвалидности, — по такому принципу работа ведется в рамках временного порядка.

Во время самоизоляции Минтруд ввел упрощенный порядок установления инвалидности. Как был сформирован этот механизм?

— Перед нами стояла задача обеспечить возможность самоизоляции для граждан с ограниченными возможностями здоровья. Поэтому мы изменили порядок прохождения медико-социальной экспертизы (МСЭ). Сейчас все граждане, у которых до 1 октября заканчивается срок ранее установленной инвалидности, получают автоматическую пролонгацию на полгода. Для тех, кто проходил медико-социальную экспертизу впервые, МСЭ устанавливает инвалидность только на основе медицинских документов. Более того, МСЭ самостоятельно направляет данные в Пенсионный фонд для назначения пенсий по инвалидности и в Фонд социального страхования для обеспечения программы реабилитации. Упрощенным порядком воспользовались уже свыше 615 тыс. человек.

Упростили и процедуру предоставления расходных материалов для граждан с инвалидностью. Проанализировали практику и приняли решение такие средства, как абсорбирующее белье, подгузники, выдавать без дополнительных заявлений. Отказались от дополнительных экспертиз сложных технических средств перед их заменой. Эти пусть даже небольшие шаги очень важны, чтобы упростить быт граждан с ограниченными возможностями и их семей.

Рассматривает ли Минтруд возможность продления механизма после 1 октября, чтобы гражданам и впредь не приходилось лично проходить медико-социальную экспертизу?

— Да. Целевая модель прохождения медико-социальной экспертизы именно такая. За основу будет взят временный порядок с небольшими корректировками. Основной принцип — минимизация личного участия — будет сохранен, но есть отдельные вопросы, которые перед запуском на постоянной основе нуждаются в доработке.

сейчас органы МСЭ контактируют с медицинскими организациями в «аналоговом формате». Даже в рамках временного порядка пакет документов передается на бумаге. Целевая модель — полностью автоматизировать взаимоотношения между МСЭ и медицинской организацией, этот переход запланирован на конец 2021 года. Исключение, когда медико-социальная экспертиза будет проводиться при личном участии гражданина, — проведение сложных исследований, которые можно осуществить только на оборудовании медико-социальной экспертизы. Но и здесь мы развиваем программы выездных освидетельствований, чтобы гражданину не приходилось самому приходить в бюро, если нужно личное освидетельствование.

В 2021 году до 30% экспертиз будет проведено заочно даже до перехода на электронный документооборот между медучреждениями и МСЭ. Этот целевой показатель достижим, это видно по пандемическому периоду.

При этом по мере развития механизма социального казначейства мы будем проактивно информировать граждан с инвалидностью о доступных мерах поддержки как на федеральном, так и на региональном и муниципальном уровнях.

До 1996 года существовали:

В 1996 году Министерство социальной защиты населения РФ и Министерство труда РФ были объединены в Министерство труда и социального развития РФ, региональные службы также были объединены.

В 2004 году Министерство труда и социального развития РФ было объединено с Министерством здравоохранения РФ в Министерство здравоохранения и социального развития РФ.

Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации было вновь разделено на Министерство здравоохранения Российской Федерации и Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации указом президента Российской Федерации от 21 мая 2012 года № 636.

Заместители министра труда и социальной защиты РФ

Родился 15 августа 1980 года в городе Куйбышев (ныне город Самара).

С августа 2001 по август 2005 года работал в департаменте управления финансами администрации Самарской области, пройдя путь от ведущего специалиста до консультанта.

В 1997 году окончил самарскую школу-лицей № 135 авиационного профиля. В 2002 году с отличием окончил Самарскую государственную экономическую академию, по специальности «Экономическая теория», специализация «Теория и организация рынка ценных бумаг».

В 2005 году окончил аспирантуру, защитил кандидатскую диссертацию на тему «Рынок российских субфедеральных долговых ценных бумаг: становление и развитие», ему была присуждена учёная степень кандидата экономических наук.

С августа 2005 года по июль 2007 года работал начальником отдела Министерства управления финансами Самарской области, после чего был назначен руководителем департамента исполнения областного бюджета и отчётности Министерства управления финансами Самарской области, в должности которого проработал до апреля 2012 года.

В 2011 году окончил магистратуру в Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ по специальности «административное и финансовое право».

С апреля 2012 года по март 2014 года работал в Федеральном казначействе в должности начальника управления совершенствования функциональной деятельности.

В марте 2014 года перешёл на работу в Правительство Московской области. До января 2017 года он занимал пост министра финансов Московской области, после чего возглавил объединённое министерство экономики и финансов Московской области.

C мая 2017 года по январь 2020 года работал заместителем министра финансов Российской Федерации.

Участник третьего набора программы развития кадрового управленческого резерва Высшей школы государственного управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при президенте РФ (2019).

Действительный государственный советник Российской Федерации 3-го класса. Государственный советник Самарской области 1 класса.

Биография

Родилась 25 сентября 1980 года в городе Артем (Приморский край). Окончила Московский университет потребительской кооперации по специальности «бухгалтерский учет и аудит», «экономист» (2002).

После выпуска работала некоторое время главным бухгалтером в коммерческой организации. В период с 2005 по 2008 годы была главным специалистом, консультантом, заместителем начальника, начальником отдела методического обеспечения кассового исполнения бюджетов управления совершенствования функциональной деятельности Федерального казначейства.

В 2008-2011 годах занимала должность начальника отдела методологии исполнения бюджетов по расходам департамента бюджетной политики и методологии Министерства финансов России.

В 2014-2018 годах была замминистра финансов Московской области, затем первым замминистра экономики и финансов региона. С июня 2018 года — директор департамента финансов и организации бюджетного процесса Министерства науки и высшего образования России. С 5 февраля 2019 года — министр экономики и финансов Московской области.

21 февраля 2020 года была назначена заместителем министра труда и социальной защиты.

Государственный советник 2 класса.

Оцените статью
Минтруд России