1. Понятие и стороны
социального партнерства.
2. Система, формы
и принципы социального партнерства
4. Коллективный
договор и соглашение.
5 Ответственность
сторон социального партнерства.
Соглашения в сфере социального партнерства
Отраслевые соглашения по смежным и иным ОКВЭД в Российской Федерации, заключенные на федеральном уровне социального партнерства
В соответствии с трудовым законодательством регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений может осуществляться путем заключения, изменения, дополнения работниками и работодателями коллективных договоров, соглашений, трудовых договоров.
Трудовой кодекс Российской Федерации дает точное определение понятию «соглашение» — это правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения и устанавливающий общие принципы регулирования связанных с ними экономических отношений, заключаемый между полномочными представителями работников и работодателей на федеральном, межрегиональном, региональном, отраслевом (межотраслевом) и территориальном уровнях социального партнерства. При этом предметом регулирования отраслевого соглашения являются: общие условия оплаты труда, гарантии, компенсации и льготы работникам отрасли.
В случае заключения того или иного отраслевого соглашения работодатели могут столкнуться с риском (неопределенностью), заложенным в ч.6 ст. 48 Трудового кодекса Российской Федерации. Данная статья ТК РФ содержит потенциально коллизионную норму о распространении на работников и работодателей положений сразу несколько соглашений: генерального соглашения, отраслевых (федерального уровня) и территориальных. Данная норма основана на общем принципе построения системы источников трудового права — принципе неухудшения положения работника.
В такой ситуации работодатели обязаны выявлять и реализовать положения соглашений, наиболее благоприятные для работников.
Для исключения риска распространения на работодателей в сфере охраны окружающей среды отраслевых соглашений в сфере природопользования (разработки недр, нефтегазового комплекса или иных сферах, которые соответствуют деятельности отдельных производственных подразделений организации и/или зафиксированы в кодах ОКВЭД организации, предлагаем работодателям в сфере охраны окружающей среды самостоятельно оценить имеющиеся риски и учитывать взаимодействие социальных партнеров в смежных (и иных) видах экономической деятельности по разработке/заключению отраслевых соглашений, внесению в них изменений и дополнений.
Для облегчения поиска информации о заключенных отраслевых соглашениях ООР ООС РУСРЕЦИКЛИНГ осуществило отбор и анализ соответствующей информации и предлагает к рассмотрению следующую таблицу. О ОР ООС РУСРЕЦИКЛИНГ планирует актуализировать имеющуюся информацию по мере поступлению, но не реже одного раза в полгода.
Правовое регулирование социального партнерства
Различные вопросы, относящиеся к сфере социального партнерства, регулируются большим числом международных актов, основное значение среди них принадлежит, безусловно, актам МОТ.
Основными актами МОТ в этой области являются Устав МОТ, Декларация МОТ об основополагающих принципах и правах в сфере труда 1998 г., Конвенции МОТ № 87 «О свободе ассоциации и защите права на организацию» 1948 г., № 98 «О применении принципов права на организацию и на ведение коллективных переговоров» 1949 г., № 135 «О защите прав представителей работников на предприятии и предоставляемых им возможностях» 1971 г., № 154 «О содействии коллективным переговорам» 1981 г., Рекомендации МОТ № 91 «О коллективных договорах» 1951 г., № 92 «О добровольном примирении и арбитраже» 1951 г., № 94 «О консультациях и сотрудничестве между предпринимателями и трудящимися на уровне предприятия» 1952 г., № 113 «О консультациях и сотрудничестве между государственными властями и организациями предпринимателей и трудящихся в отраслевом и в национальном масштабе» 1960 г., № 143 «О защите прав представителей трудящихся на предприятии и предоставляемых им возможностях» 1971 г., № 152 «О процедуре трехсторонних консультаций для содействия применению международных трудовых норм и о национальных мероприятиях, касающихся деятельности Международной организации труда» 1976 г., № 163 «О коллективных переговорах» 1981 г., № 129 «О связях между администрацией и работниками на предприятии» 1967 г.
Трудовой кодекс РФ является первым актом российского законодательства, объединившим в себе ранее отдельные и разрозненные нормативные положения, относящиеся к социальному партнерству.
В настоящее время ТК РФ содержит часть II, включающую единственный разд. I I «Социальное партнерство в сфере труда», который, в свою очередь, включает 9 глав, регулирующих отдельные вопросы социального партнерства. Кроме того, в части V ТК РФ находится гл. 61 «Рассмотрение и разрешение коллективных трудовых споров».
Вопросы социального партнерства довольно активно регулируются на уровне субъектов РФ: во многих из них принимаются законы о социальном партнерстве, деятельности сторон социального партнерства, а также регламентируются вопросы регистрации коллективных договоров. Так, например, действуют Закон г. Москвы от 11 ноября 2009 г. № 4 «О социальном партнерстве в городе Москве»; Законы Московской области от 31 марта 1999 г.
№ 15/99-03 «О социальном партнерстве в Московской области», от 26 апреля 2000 г. № 26/2000-03 «О деятельности объединений работодателей в сфере социального партнерства в Московской области».
Социальное партнерство, включающее право на участие работников, работодателей, их объединений в договорном регулировании трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений, признается в ст. 2 ТК РФ одним из принципов правового регулирования трудовых отношений.
Социальное партнерство в сфере труда – система взаимоотношений между работниками (представителями работников), работодателями (представителями работодателей), органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленная на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений (ст. 23 ТК РФ).
Это определение позволяет выделить следующие его признаки:
Это определение является недостаточно полным и точным. Оно не отражает всего спектра вопросов, которые являются предметом обсуждения в рамках социального партнерства, исходя из определения форм социального партнерства, предусмотренных в ТК РФ и иных нормативных актах. Кроме того, в рамках отношений социального партнерства согласовываются вопросы, касающиеся интересов не только работников и работодателей, но и других социальных групп.
Можно говорить о существовании системы социального партнерства и ее правовом регулировании. В ТК РФ понятие системы социального партнерства отсутствует, однако в законах субъектов РФ приводятся различные определения. Согласно ст. 4 Закона Ленинградской области от 22 сентября 1998 г. № 34-оз «О социальном партнерстве в Ленинградской области», в котором приводится наиболее полное определение, под системой социального партнерства понимается совокупность следующих элементов: субъектов, объекта (предмета), органов, правовых актов, форм, уровней и механизма реализации социального партнерства.
Все элементы системы социального партнерства тесно связаны между собой, что будет очевидно при дальнейшем их рассмотрении.
Лекция № 3 Социальное партнерство
Социальное партнерство: понятие, цель, формы и принципы
Социальное партнерство рассматривается исследователями в качестве:
— метода трудового права;
— принципа трудового права;
— способа разрешения трудовых споров;
— средства и формы взаимодействия;
— инструмента регулирования социально-трудовых отношений;
— формы организации взаимодействия работодателей, работников и государства;
— процедуры разграничения, согласования и обеспечения законных интересов в сфере социально-трудовых отношений.
Такое многообразие подходов к определению социального партнерства по мнению С. Ю. Чучи объясняется не только новизной явления, малой проработанностью темы в трудах исследователей, но и междисциплинарным характером данного феномена, изучением которого занимаются юристы, социологи, экономисты, психологи.
1) согласование между партнерами на высшем (национальном) уровне распределения доходов и социально-экономической политики в целом, включая разработку основных критериев и показателей социальной справедливости мер по защите интересов субъектов трудовых отношений;
2) переговорный характер коллективно-договорного процесса и урегулирования возникающих между сторонами противоречий и разногласий;
3) наличие механизмов и институтов, используемых для согласования интересов социальных партнеров на различных уровнях;
4) участие наемных работников в управлении предприятием;
5) снижение уровня и смягчение остроты социальных конфликтов посредством разнообразных методов примирения сторон.
В СССР идеи социального партнерства получили развитие в к. 80-х гг. 20 века:
— Указ Президента РСФСР от 15.11.1991 г. « О социальном партнерстве и разрешении трудовых споров (конфликтов)» (не действует);
— Закон РФ от 11.03. 1992 г. « О коллективных договорах и соглашениях»;
— ФЗ от 01.05. 1999 г. « О Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений».
Сегодня ст. 23 ТК РФ впервые дает легальное определение социального партнерства. Оно включает все виды взаимодействия между работниками (их представителями), работодателями (их представителями) и органами государственной власти или органами местного самоуправления, в т.ч. и неформальные, не носящие правового характера.
Социальное партнерство в сфере труда (далее — социальное партнерство) — система взаимоотношений между работниками (представителями работников), работодателями (представителями работодателей), органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленная на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений.
Цель социального партнерства:
согласование интересов работников и работодателей, т.е. принятие решений, которые в равной степени учитывают необходимость обеспечения эффективной деятельности организаций и создания системы гарантий трудовых прав работников.
Социальное партнерство включает в себя:
Взаимодействие между сторонами трудовых отношений может проявляться в различных формах:
— ведение коллективных переговоров по подготовке проектов коллективных договоров, соглашений и заключению коллективных договоров, соглашений;
— взаимных консультаций (переговоров) по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений, обеспечения гарантий трудовых прав работников и совершенствования трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
— участия работников, их представителей в управлении организацией;
— участия представителей работников и работодателей в разрешении трудовых споров (ст. 27 ТК РФ).
Но кроме форм социального партнерства, закрепленных в ст. 27 ТК РФ, на практике возможны также следующие:
— создание коордиционных комитетов по занятости;
— совместное участие в управлении внебюджетными фондами и др.
Основные принципы социального партнерства закреплены в ст. 24 ТК РФ:
— равноправие сторон (равные права по участию в коллективных переговорах, в обсуждении вопросов, касающихся труда и социального развития)
— уважение и учет интересов сторон;
— заинтересованность сторон в участии в договорных отношениях;
— содействие государства в укреплении и развитии социального партнерства на демократической основе (проявляется в закреплении на законодательном уровне основных правил взаимодействия сторон; предоставлении гарантий лицам, участвующим в коллективных переговорах; установлении ответственности за уклонение от участия в коллективных переговорах, нарушении или невыполнении коллективного договора, соглашения);
— соблюдение сторонами и их представителями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
— полномочность представителей сторон (полномочия предоставляются представителю стороны учредительными документами, решением общего собрания (конференции) и т. п. Они должны быть надлежащим образом оформлены.);
— свобода выбора при обсуждении вопросов, входящих в сферу труда;
— добровольность принятия сторонами на себя обязательств;
— реальность обязательств, принимаемых на себя сторонами (нельзя включать в договорные акты положения, которые не могут быть выполнены с учетом финансово-экономических возможностей работодателя, других обстоятельств);
— обязательность выполнения коллективных договоров, соглашений (обеспечивается возможностью вступления в коллективный спор, объявить забастовку);
— контроль за выполнением принятых коллективных договоров, соглашений;
— ответственность сторон, их представителей за невыполнение по их вине коллективных договоров, соглашений.
Вопросы для контроля:
1. Вставьте пропущенное слово:
Цель социального партнерства – ______________ интересов работников и работодателей.
2. Отметьте верные ответы:
Одним из принципов социального партнерства является
А) равноправие сторон;
Б) обсуждение только тех вопросов, которые определены ТК РФ;
В) обязательность выполнения коллективных договоров;
Г) отсутствие ответственности сторон, их представителей за невыполнение по их вине коллективных договоров, соглашений.
В соответствии со ст. 23 Трудового кодекса социальное партнерство в сфере труда — это система взаимоотношений между работниками (представителями работников), работодателями (представителями работодателей), органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленная на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений.
Система социального партнерства включает в себя несколько уровней:
■ Федеральный уровень, устанавливающий основы регулирования отношений в сфере труда в РФ;
■ Региональный уровень, устанавливающий основы регулирования отношений в сфере труда в субъекте РФ;
■ Отраслевой уровень, устанавливающий основы регулирования отношений в сфере труда в отрасли;
■ Территориальный уровень, устанавливающий основы регулирования отношений в сфере труда в муниципальном образовании;
Уровень организации, устанавливающий конкретные взаимные обязательства в сфере труда между работниками и работодателем.
Социальное партнерство в сфере труда осуществляется в следующих формах:
■ Коллективных переговоров по подготовке проектов коллективных договоров, соглашений и их заключению;
■ Взаимных консультаций по вопросам регулирования трудовых отношений;
■ Участия работников в управлении организацией;
■ Участия представителей работников и работодателей в досудебном разрешении трудовых споров.
Органами социального партнерства являются комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, которые создаются на равноправной основе по решению сторон из их представителей, наделенных необходимыми полномочиями. На федеральном уровне образуется постоянно действующая трехсторонняя комиссия из представителей общероссийских объединений работников, работодателей и Правительства РФ. Трехсторонние комиссии могут образовываться на региональном и территориальном уровнях. Отраслевые комиссии могут создаваться как на федеральном уровне, так и на уровне субъекта федерации. На уровне организации образуется двухсторонняя комиссия из представителей работников и работодателя.
Представителями работников в социальном партнерстве являются, в первую очередь, профессиональные союзы и их объединения. На уровне организации, если в ней отсутствует профсоюзная организация, или она объединяет менее половины работников, работники на общем собрании (конференции) могут поручить представление своих интересов указанной профсоюзной организации либо иному представителю. Представителями работодателя в социальном партнерстве является руководитель организации или уполномоченные им лица, объединения работодателей — некоммерческие организации, объединяющие на добровольной основе работодателей для представительства интересов и защиты прав своих членов во взаимоотношениях с профсоюзами, органами государственной власти и местного самоуправления
. Представители работников и работодателей участвуют в коллективных переговорах по подготовке, заключению и изменению коллективного договора, соглашения. Право на инициативу по проведению таких переговоров имеют обе стороны. Они свободны в выборе вопросов регулирования социально-трудовых отношений. Однако при этом должны соблюдаться следующие принципы:
1. Равноправие сторон;
2. Уважение и учет интересов сторон;
3. Заинтересованность сторон в участии в договорных отношениях;
4. Содействие государства в укреплении и развитии социального партнерства на демократической основе;
5. Соблюдение сторонами законов и иных нормативных правовых актов;
6. Полномочность представителей сторон;
7. Свобода выбора при обсуждении вопросов, входящих в сферу труда;
8. Добровольность принятия сторонами на себя обязательств;
9. Реальность обязательств;
10. Обязательность выполнения коллективных договоров, соглашений;
11. Контроль за выполнением коллективных договоров и соглашений;
12. Ответственность сторон за невыполнение по их вине коллективных договоров и соглашений.
Коллективный договор — правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения в организации (филиале, представительстве, ином обособленном структурном подразделении) и заключаемый работниками и работодателем в лице их представителей. Содержание и структура коллективного договора определяются сторонами. В него включаются взаимные обязательства сторон по таким вопросам, как: формы, системы и размеры оплаты труда; выплата пособий и компенсаций; механизм регулирования оплаты труда с учетом роста цен и т.п.; занятость работников, условия их высвобождения, переобучения; рабочее время и время отдыха; улучшение условий и охраны труда; соблюдение интересов работников при приватизации; охрана здоровья работников и экологическая безопасность; льготы работникам, совмещающим работу с обучением; отдых работников и членов их семей; контроль за выполнением колдоговора; отказ работников от забастовок при выполнении его условий и т.п.
Коллективный договор заключается на срок до трех лет и может быть продлен на срок до трех лет. Действие колдоговора распространяется на всех работников организации
Соглашение — это правовой акт, устанавливающий общие принципы регулирования социально-трудовых и связанных с ними экономических отношений. Виды соглашений:
1. Генеральное — устанавливает общие принципы регулирования социально-трудовых отношений на федеральном уровне;
2. Региональное — устанавливает принципы регулирования социально-трудовых отношений в субъекте РФ;
3. Отраслевое — определяет общие условия оплаты труда, трудовые гарантии и льготы работникам отрасли;
4. Территориальное — устанавливает общие условия труда, трудовые гарантии и льготы работникам на уровне муниципального образования.
Соглашения заключаются на срок не более трех лет и могут быть продлены на срок не более трех лет. Действие соглашения распространяется на работников и работодателей, которые уполномочили своих представителей на его заключение, на органы государственной власти и местного самоуправления (в пределах взятых ими на себя обязательств), а также на работников и работодателей, присоединившихся к соглашению после его заключения. Если работодатели в течение 30 дней со дня опубликования предложения о присоединении к соглашению не представили в федеральный орган исполнительной власти по труду свой мотивированный отказ, то соглашение считается распространенным на этих работодателей.
За уклонение сторон от участия в коллективных переговорах, непредоставление необходимой информации, а также за нарушение или невыполнение коллективного договора, соглашения установлена ответственность в виде штрафа.
Социальное партнерство в сфере труда
После изучения настоящей главы студент должен:
Понятие и принципы социального партнерства
Институт социального партнерства начал формироваться еще в конце XIX в. на базе идеи о сотрудничестве работников и работодателей в целях преодоления антагонизма между трудом и капиталом. Необходимость постоянного социального диалога, выяснения и согласования интересов трудящихся и предпринимателей обусловили появление коллективных субъектов трудового права, осуществляющих представительские функции в процессе ведения переговоров, консультаций и согласования позиций сторон. Понадобилось около 100 лет, чтобы в России эта общепризнанная идея воплотилась в законодательные установки. Одним из катализаторов развития законодательства о социальном партнерстве стали массовые забастовки, прокатившиеся по стране в конце 80-х гг. прошлого столетия, ярко продемонстрировавшие объективную необходимость в четком правовом регулировании общественных отношений по разрешению коллективных трудовых споров и формированию нового механизма социального партнерства, основанного на постоянном сотрудничестве профсоюзов, работодателей и государства. В связи с этим в начале 1990-х гг. были приняты необходимые нормативные акты: Указ Президента РСФСР от 15 ноября 1991 г. № 212 «О социальном партнерстве и разрешении трудовых споров (конфликтов)» и Закон РФ от 11 марта 1992 г. № 2490-1 «О коллективных договорах и соглашениях» (ныне оба нормативных акта утратили силу).
И только с принятием 30 декабря 2001 г. Т К РФ окончательно был сформирован институт социального партнерства. Идея социального партнерства заложена в провозглашенных в ст. 1 ТК РФ задачах трудового законодательства («создание необходимых условий для оптимального согласования интересов сторон трудовых отношений, интересов государства»), а также сформулирована в ст. 2 ТК РФ в качестве принципа трудового права («социальное партнерство, включая право на участие работников, работодателей, их объединений в договорном регулировании трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений»). И впервые в кодифицированном акте нормы о социальном партнерстве систематизированы и обособлены в отдельном разд. I I, который так и называется «Социальное партнерство в сфере труда». В нем нашли отражение все элементы социального партнерства: понятие (ст. 23 ТК РФ), основные принципы (ст. 24 ТК РФ), стороны (ст. 25 ТК РФ), уровни (ст. 26 ТК РФ), формы (ст. 27 ТК РФ).
Социальное партнерство в сфере труда – система взаимоотношений между работниками (представителями работников), работодателями (представителями работодателей), органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленная на обеспечение согласования интересов работников и работодателей но вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений (ст. 23 ТК РФ).
Целями социального партнерства являются: обеспечение согласования интересов работника и работодателя по вопросам регулирования отношений в сфере труда; предотвращение социальных конфликтов, недопущение их крайнего проявления – забастовок; сохранение социального мира в обществе.
В основе социального партнерства лежит право сторон социально-трудовых отношений на объединение и создание организаций, представляющих и защищающих их интересы во взаимоотношениях с социальными партнерами и государством.
Сторонами социального партнерства согласно ст. 25 ТК РФ являются работники и работодатели в лице уполномоченных представителей. Органы государственной власти и органы местного самоуправления могут выступать в качестве стороны социального партнерства по общему правилу в случаях, когда они выступают работодателями, либо в случаях, предусмотренных законодательством. Например, в соответствии с п. 1 постановления Правительства РФ от 10 августа 2005 г. № 500 «О наделении федеральных органов исполнительной власти правом представления работодателей при проведении коллективных переговоров, заключении и изменении отраслевых (межотраслевых) соглашений на федеральном уровне» федеральные органы исполнительной власти имеют право представлять работодателей – подведомственные указанным органам организации при проведении коллективных переговоров, заключении и изменении отраслевых (межотраслевых) соглашений на федеральном уровне. Участвуя в отношениях по социальному партнерству, они не принимают на себя обязательств, а лишь выполняют роль посредника между работниками и работодателями.
Полномочность представителей сторон – необходимое условие нормального функционирования механизма социального партнерства. Представители сторон наделяются полномочиями в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, учредительными документами организации, индивидуального предпринимателя или по специальному разрешению соответствующей стороны.
Представителями работников в социальном партнерстве согласно ч. 1 ст. 29 ТК РФ являются: профессиональные союзы и их объединения, иные профсоюзные организации, предусмотренные уставами общероссийских, межрегиональных профсоюзов, иные представители, избираемые работниками в случаях, предусмотренных ТК РФ. Работники, не являющиеся членами профсоюза, могут предоставить полномочия по представительству их интересов действующему в организации профсоюзному органу, приняв и документально оформив соответствующее решение на общем собрании (конференции) работников.
Трудовой кодекс РФ вслед за Законом о профсоюзах допускает возможность создания на локальном уровне нескольких первичных профсоюзных организаций. Это порождает проблему представительства в условиях плюрализма профсоюзного движения.
Представителями работодателей на локальном уровне социального партнерства выступают руководитель организации или непосредственно сам работодатель – индивидуальный предприниматель, а также иные уполномоченные надлежащим образом лица. На всех иных уровнях социального партнерства – от федерального до территориального – представительство осуществляют соответствующие объединения работодателей (ст. 33 ТК РФ).
Для ведения социального диалога субъекты социального партнерства создают трехсторонние комиссии по регулированию социально-трудовых отношений – территориальные, отраслевые, межотраслевые, региональные (ст. 35 ТК РФ). На федеральном уровне образуется постоянно действующая Российская трехсторонняя комиссия по регулирования социально-трудовых отношений, статус которой определяется Федеральным законом «О Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений». Комиссии, создаваемые на разных уровнях социального партнерства, действуют автономно, не соподчиняясь друг другу.
Субъектный состав социального партнерства основывается на идее трипартизма, отсюда и трехсторонний характер соглашений. Однако по договоренности сторон, участвующих в коллективных переговорах, соглашения могут быть и двусторонними (ч. 2 ст. 45 ТК РФ). Как правило, это характерно для межотраслевого, отраслевого и территориального уровней социального партнерства.
Принципы социального партнерства – это основные идеи, исходные положения, выражающие сущность института социального партнерства. Принципы можно классифицировать на международно-правовые, провозглашенные в актах ООН, Совета Европы, МОТ (например, в Декларации об основополагающих принципах и правах в сфере труда 1998 г., Конвенциях МОТ от 9 июля 1948 г. № 87 «О свободе ассоциации и защите право на организации» и от 1 июля 1949 г. № 98 «О праве на организацию и ведение коллективных переговоров»), и национальные, закрепленные в ст. 24 ТК РФ. Отчасти они пересекаются, но имеются и некоторые различия в международно-правовом и российском подходе к формулировкам общих начал, определяющих направление развития института социального партнерства.
Так, анализ международно-правовых актов дает основание для выделения следующих принципов социального партнерства:
Основными принципами социального партнерства по российскому законодательству (ст. 24 ТК РФ) являются:
Таким образом, перечни совпадают лишь частично, российское законодательство воспринимает основные международные принципы в сфере социального партнерства, дополняя их с учетом национальных особенностей. Например, исходя из конституционной идеи, что Россия – социальное государство, предусмотрено содействие государства в укреплении и развитии социального партнерства на демократической основе.
Понятие и стороны социального партнерства
Социальное
партнерство в сфере труда — это система
взаимоотношений между работниками,
работодателями, органами государственной
власти, органами местного самоуправления,
направленная на обеспечение согласования
интересов работников и работодателей
по вопросам регулирования трудовых
отношений и иных непосредственно
связанных с ними отношений(ст23 ТК)
Стороны
социального партнёрства
— это работники и работодатели в лице
уполномоченных в установленном порядке
представителей.
Органы государственной
власти и органы местного самоуправления
являются сторонами социального
партнерства в случаях, когда они выступают
в качестве работодателей, а также в
других случаях, предусмотренных трудовым
законодательством. Так ч.3 ст. 45 ТК
предусматривает, что соответствующие
органы исполнительной власти и органы
местного самоуправления являются
стороной соглашения, предусматривающего
полное или частичное финансирование
из соответствующих бюджетов.
Стороны социального
партнерства вступают в социально-партнерские
отношения через своих представителей
(ст.ст. 29-34 ТК).
На локальном уровне
в конкретной организации представителями
работников могут быть:
первичная профсоюзная
организация и её органы;
иные представители
работников, избранные на общем собрании
(конференции) работников и наделенные
соответствующими полномочиями.
Первичная профсоюзная
организация и её органы являются
первоочередным представителем работников
(ст.30 ТК). Иное их представительство
допускается лишь в случаях, если в
организации нет профсоюза либо профсоюзная
организация не объединяет более половины
работников и не уполномочена работниками
представлять их интересы в социальном
партнерстве на локальном уровне
(ст. ТК.31ТК),
Интересы работодателя
на локальном уровне представляют
руководитель организации, работодатель
— индивидуальный предприниматель (лично)
или уполномоченные ими лица. Интересы
работников на всех других уровнях
социального партнерства представляют
соответствующие профсоюзы, а интересы
работодателей представляют объединения
работодателей.
Стороны социального
партнерства вступают в социально-партнерские
отношения через своих представителей,
действующих на основе законодательства
о представителях работников и
работодателей, в частности, на основании
ст. 29-34 ТК.
На локальном уровне
(на уровне работодателя — юридического
лица, физического лица — индивидуального
предпринимателя) представителями
работников могут быть:первичная
профсоюзная организация;
Ст. 30 ТК наделяет
профсоюзы правом основного представителя
работников и допускает иное представительство
работников лишь тогда (ст. 31ТК), когда в
организации нет профсоюза либо профсоюзная
организация объединяет не более половины
работников и не уполномочена работниками
представлять их интересы в социальном
партнерстве на локальном уровне. Интересы
работодателя на локальном уровне
представляют руководитель организации,
работодатель — индивидуальный
предприниматель (лично) или уполномоченные
ими лица. Интересы работников на всех
других уровнях социального партнерства
представляют соответствующие профсоюзы.
Интересы
работодателей представляют объединения
работодателей. Они в соответствии с
федеральным законом от 27 ноября 2002 г.
«Об объединениях работодателей»57
могут создаваться по территориальному,
региональному, отраслевому, межотраслевому,
территориально-отраслевому признакам
на основании решения учредителей, в
числе которых могут быть не менее двух
работодателей или двух объединений
работодателей. Их цель — представительство
законных интересов и защита прав своих
членов в сфере социально-трудовых
отношений и связанных с ними экономических
отношений во взаимоотношениях с
профессиональными союзами и их
объединениями, органами государственной
власти, органами местного самоуправления.
В частности, они вправе формировать и
согласовывать в рамках своего объединения
и с другими объединениями работодателей
общую позицию по вопросам социально –
трудовых отношений, выступать с
инициативой проведения коллективных
переговоров по подготовке, заключению
и изменению социально-партнерских
соглашений; наделять своих представителей
полномочиями на ведение коллективных
переговоров по подготовке, заключению
и изменению соглашений, участвовать в
формировании и деятельности соответствующих
комиссий по регулированию социально-трудовых
отношений, примирительных комиссиях,
трудовом арбитраже по разрешению
коллективных трудовых споров.(ст.13
В
то же время объединение работодателей,
в частности, обязано:
вести
в порядке, установленном федеральными
законами, коллективные переговоры,
заключать на согласованных условиях
соглашения с профсоюзами и их объединениями;
выполнять заключенные соглашения в
части, касающейся обязанностей объединения
работодателей; предоставлять профсоюзам
и их объединениям, органам исполнительной
власти, органам местного самоуправления
имеющуюся у объединения работодателей
информацию по социально-трудовым
вопросам, необходимую для ведения
коллективных переговоров в целях
подготовки, заключения и изменения
соглашений, (ст.14). Представителями
работодателей – организаций, финансируемых
из бюджетов всех, уровней являются
соответствующие органы исполнительной
власти и местного самоуправления (ст.34
ТК).
Непосредственное
участие представителей работников и
работодателей в социальном партнерстве
осуществляется через органы социального
партнерства. Это комиссии по регулированию
социально-трудовых отношений, которые
создаются на паритетной основе для
регулирования этих отношений, ведения
коллективных переговоров, подготовки
проектов коллективных договоров и
соглашений и контроля за их исполнением.
Они создаются на всех уровнях социального
партнёрства в составе наделенных
необходимыми полномочиями представителей
его сторон (ст.35 ТК).