Мы поможем в написании ваших работ!
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Забить и найти эксперта по ГОСУДАРСТВЕННОМУ И МУНИЦИПАЛЬНОМУ УПРАВЛЕНИЮ
Инна Смирнова
Эксперт по предмету «Государственное и муниципальное управление»
преподавательский стаж — 15 лет
Социальная защита населения на муниципальном уровне – это направление муниципальной политики и совокупность действий, средств и мер, направленных на обеспечение комплексного и всестороннего разрешения проблем, связанных с социальными рисками и способных привести к утрате населением и хозяйствующими субъектами их свобод и прав, а также законных интересов, социального благополучия и экономической независимости.
Социальная защита населения на муниципальном уровне призвана обеспечить оптимальность развития, приобретения и восстановления его законных прав и интересов.
Забить и найти эксперта по СОЦИОЛОГИИ
Евгения Май-Резникова
Эксперт по предмету «Социология»
Ныне в Российской федерации довольно сложное сэкономическое положение. Заработная плата намного ниже прожиточного минимума, маленькие пенсии и ничтожные социальные выплаты нуждающимся. Все это ухудшает положение всего общества. Люди вынуждены тратить большую часть денег на оплату своего жилья, тем самым экономя на еде и других нужных вещах, которые необходимы для общественной жизни. Особой проблемой является покупка нужных лекарств, на которые вечно не хватает денег, а ведь некоторые люди не могут без них существовать полноценно. Всвязи с этим образовались проблемы в развитии общества, обострилась экономическая ситуация. Люди пытаются достучаться до высших органов, чтобы показать в каком жизненном положении они находятся. Но к сожалению, все это остается незамеченным.
Социальная защита населения должна прежде всего понимать проблемы, существующие в обществе и не закрывать глаза на просьбы бедных стариков, которые были обмануты неоднократно, но все же надеятся на какую-либо защиту и поддержку со стороны государства.
приуроченной к 80-летию со дня рождения профессора В. С. Мартемьянова. М.: Юрист, 2012.
Толстыженко К. В. студент 5го курса Ураев Р. Р., к.с.н.
ФГБОУВПО Башкирский ГАУ Россиия, г. Уфа
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
На данный момент актуальным является вопрос совершенствования системы социальной защиты населения, как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов Российской Федерации. Решение вопросов, связанных с улучшением системы социальной защиты населения, является приоритетным, так как одной из основных задач государства является повышение уровня и качества жизни населения.
В свою очередь, определение Международной Организации Труда
Система социальной защиты включает в себя специальные элементы: социальные гарантии, социальное страхование и социальную поддержку.
Социальные гарантии — предоставление социальных благ и услуг гражданам без учета трудового вклада и проверки нуждаемости на основе принципа распределения по потребностям имеющихся общественных ресурсов этих благ.
Социальное страхование — установленная, контролируемая и гарантированная государством система обеспечения, поддержки престарелых, нетрудоспособных за счет государственного страхового фонда, а также коллективных и частных страховых фондов.
Перспективы совершенствования системы социальной защиты населения определены в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года. Предусматривается достижение следующих результатов:
— повышение зависимости размера трудовых пенсий от заработной платы, повышение размера пенсий с учетом развития добровольных накопительных пенсионных сбережений до уровня, обеспечивающего достойную жизнь пенсионеров;
— создание эффективной адресной системы поддержки лиц, относящихся к категории бедных, и предоставления социальных услуг для пожилых людей, инвалидов и детей;
— обеспечение высокой профессиональной и территориальной
мобильности трудовых ресурсов, формирование профессиональной культуры, ценностных ориентиров в сфере труда и предпринимательской деятельности;
— сокращение дифференциации уровня и качества жизни на территории России с помощью мер социальной и региональной политики;
Основной идеей модернизации социальной защиты населения является обеспечение населения качественными услугами социального обеспечения в соответствии с действующим законодательством, а также внедрение инновационных технологий в систему управления социальной защитой населения для упрощения выполнения некоторых функций, повышения эффективности деятельности управленческой системы.
Совершенствование системы социальной защиты населения должно существенно менять методику решения определенных задач. Внедрение новых методов и технологий позволяет оптимизировать работу органов социальной защиты и свести к минимуму напряжение в обществе. Модернизация должна охватывать население, и прежде всего, социально уязвимые слои населения.
Таким образом, необходима дальнейшая модернизация системы социальной защиты населения, основной целью которой должно выступать повышение уровня и качества жизни всего населения.
6. Усиление социальной защиты и уменьшение уязвимости в условиях глобализации в мире. Доклад Генерального секретаря ООН Экономический и социальный Совет. Февраль 2001. С.4.
- Особенности и пути совершенствования управления системой социальной защиты населения
- Сущность и назначение системы социальной защиты населения
- Особенности управления системой социальной защиты населения
- Направления совершенствования управления системой социальной защиты населения
- Направления совершенствования социальной защиты населения на муниципальном уровне
- Пути совершенствования социальной защиты населения
- Недостатки системы социальной защиты населения в современном мире
- Комплексные центры социального обслуживания граждан как направление совершенствования социальной защиты на уровне муниципальных образований
- Виды социальной защиты населения на муниципальном уровне
Особенности и пути совершенствования управления системой социальной защиты населения
Система социальной защиты населения – это совокупность нормативно-правовых актов и мероприятий, органов власти и хозяйствующих субъектов, реализующих меры социальной защиты граждан.
Сущность и назначение системы социальной защиты населения
Система социальной защиты населения представляет собой определенную совокупность мер, реализуемых государственной властью с целью обеспечения и защиты конституционных прав граждан и минимальных гарантий независимо от таких показателей как пол, возраст, национальность.
В Российской Федерации в качестве объектов социальной защиты можно обозначить:
Социальная защита населения реализуется в следующих формах:
Система социальной защиты включает в себя следующие элементы:
«Особенности и пути совершенствования управления системой социальной защиты населения» 👇
Особенности управления системой социальной защиты населения
Система социальной защиты населения выступает в качестве мощного социального инструмента, оказывающего сдерживающее влияние на развитие социальных конфликтов и рисков. Эффективность функционирования системы социальной защиты населения напрямую зависит от того, как осуществляется управление этой сферой и объема финансовых ресурсов, выделяемых государством и обществом.
Управление системой социальной защиты населения можно разделить на следующие виды:
Основной особенностью управления социальной защиты населения в Российской Федерации является многоуровневость этой системы, финансирование которой обеспечивается преимущественно из федерального бюджета. Как следствие, федеральные органы власти определяют общую политику социальной защиты населения, в рамках которой действуют региональные и местные органы власти.
Направления совершенствования управления системой социальной защиты населения
В качестве основного направления совершенствования управления системой социальной защиты населения в Российской Федерации можно обозначить необходимость финансового обеспечения самостоятельности уровней власти, способных принимать решения по организации социальной защиты населения. В настоящее время система социальной защиты преимущественно координируется на федеральном уровне, который обеспечивает выделение средств на финансирование мероприятий социальной защиты.
Действия региональных и муниципальных властей в сфере социальной защиты населения носит ограниченный характер в первую очередь, за счет ограниченности финансовых ресурсов и жестких рамок федеральной социальной политики.
Не понимаешь, как писать работу?
Дата последнего обновления статьи: 09.07.2023
Автор(ы):
Виктория Андреевна Останкова
Автор(ы):
Инна Смирнова
Автор(ы):
Евгения Май-Резникова
Автор(ы):
Валентина Николаевна Норина
Автор(ы):
Екатерина Билёва
Поможем с рефератомза 48 часов!
Напиши нам 👇
1. Патрик Ленсиони «Пять искушений руководителя: притчи о лидерстве».-М.: Диалектика. 2005. — 87с.
3. Чернышева Л. И. Психология и этика делового общения: учебник для студентов вузов /Под ред. Л. И Чернышевой. — М.: ЮНИТА-ДАНА, 2012.412 с.
4. Игебаева Ф. А. Эффективность деятельности менеджера — в стиле управления. В сборнике: Современное научное знание: теория, методология, практика. Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции в 3-х частях. О ОО «Новаленсо». 2016. — С. 55 -57.
5. Галимова Г. Н., Игебаева Ф. А. Стили руководства //Уральский регион Республики Башкортостан: человек, природа, общество: Материалы региональной научно-практической конференции. — Сибай: Изд-во ГУП РБ «СГТ», 2010. — С.59. — 62.
6. Игебаева Ф. А. К вопросу об эффективности управленческих стилей. NovaInfo. Ru. 2016. Т. 3. № 41. С. 255-259.
7. Игебаева Ф. А. О преимуществах и недостатках управленческих стилей. В сборнике: RESONANCES SCIENCE Proceedings of articles the international scientific conference. Editors prof. V.I. Pishhik, N. G. Poteshkina, Ju. A. Medvedev. 2016. С. 305-310.
8. Назаров Т. З. Социальная самоидентификация как условие интеграционных процессов в среде представителей малого бизнеса // Вопросы гуманитарных наук. 2005. № 1
. с. 348-350.
9. Давлетгаряева Р. Г. Универсальная этика и кризис современной цивилизации. В сборнике: Особенности развития агропромышленного комплекса на современном этапе материалы Всероссийской научно-практической конференции в рамках XXI Международной специализированной выставки. 2011. С. 182-183.
Синицина Е. В., к.э.н.
кафедра «Прикладной инновационной экономики» Орловский государственный университет им. И.С. Тургенева ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ Аннотация: в статье анализируются основные процессы функционирования и развития учреждений системы социальной защиты
населения в России, выявляются проблемы и пути их решения.
Ключевые слова: система социальной защиты населения, планирование, организация, координация, контроль, уровень социальной защищенности, эффективность учреждений социальной защиты.
Abstract: the article analyzes the main processes of functioning and development of institutions of social protection of the population in Russia, identifies the problems and their solutions.
Key words: system of social protection, planning, organization, coordination, control, level of social protection, the effectiveness of social protection institutions.
Право граждан Российской Федерации на социальную защиту закреплено в Конституции РФ от 12.12.93г., которая провозгласила, что Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (ст. 7). Однако, выбор конкретных мероприятий и способов их осуществления в целях социальной защиты граждан в значительной степени зависит от решения региональных властей. К сожалению, в большинстве регионов руководство социальных учреждений не спешит брать на себя инициативу по расширению мер социальной помощи и поддержки, по повышению эффективности их предоставления. В результате, как по объективным причинам (связанным с недостатком необходимых ресурсов), так и по субъективным причинам (связанным с отсутствием инициативы и самостоятельности) уровень социальной защищенности населения остается низким.
Для выявления основных направлений совершенствования системы социальной защиты населения, на наш взгляд, целесообразно проанализировать реализацию основных процессов управления в учреждениях социальной защиты. Начнем с процесса планирования. В сфере социальной защиты населения должно осуществляться планирование основных направлений деятельности на долгосрочной, среднесрочной и краткосрочный периоды, определение приоритетов и распределение бюджетных средств. При планировании следует учитывать необходимость, как минимум, сохранения достигнутого уровня социальной защищенности населения, а как максимум его повышения, а также достижение выбранных целей и осуществление поставленных задач в соответствии с расставленными приоритетами наиболее эффективными способомами.
Планирование должно носить постоянный характер, предусматривать разработку тактических и стратегических планов и программ. В программах должны найти отражение основные цели и направления деятельности в сфере социальной защиты населения, мероприятия по достижению поставленных целей, определение способов контроля и ответственности за исполнение намеченных действий. Для того, чтобы планирование стало инструментом повышения эффективности функционирования системы социальной защиты населения, следует особое внимание уделять
максимальной конкретизации целей, которые должны быть достигнуты учреждениями социальной защиты в результате их деятельности, разработке показателей социальной защищенности населения, особую роль здесь будут играть государственные минимальные социальные стандарты. Кроме того, в программах должны указываться показатели, по которым будет проводиться оценка деятельности учреждений социальной защиты населения и их значения, которые должны быть достигнуты в результате. Целесообразно также сравнить значения данных показателей базового периода (за предыдущие годы), текущего периода и прогнозируемые показатели на будущий период. К данным целевым показателям деятельности следует отнести различные показатели социального здоровья населения, уровня социальной защищенности населения, а также ряд показателей уровня и качества жизни. Кроме того, важную роль играет разработка календарных планов выполнения мероприятий и планов расходов на мероприятия в течение года.
Далее обратимся к процессу организации, который включает в себя две составляющие: организационное проектирование и организацию процесса работы. Организационное проектирование — деление организации на блоки, соответствующие важнейшим направлениям деятельности по реализации целей организации. Этот процесс предполагает установление полномочий различных должностей, определение должностных отношений конкретных лиц в организации. Организация процесса работы включает в себя обеспечение нормального функционирования и взаимодействия различных подразделений предприятия для достижения запланированных целей. Основные проблемы низкой эффективности осуществления социальной защиты граждан, по нашему мнению, связаны с тем, что недостаточно внимания уделяется реализации функции организации. Речь идет о низкой организации взаимодействия соответствующих учреждений с населением: процесса подачи заявлений гражданами, скорости их рассмотрения, информирования населения об их правах в сфере социальной защиты и т.п. В целях улучшения организации взаимодействия учреждений социальной защиты с населением целесообразно использовать принцип «одного окна», который, кстати, широко используется за рубежом. В соответствии с данным принципом человеку достаточно написать заявление и заполнить анкету, охарактеризовав свое положение. В дальнейшем специалисты учреждения соцзащиты проанализируют степень нуждаемости данного индивида и определят комплекс мер, направленных на повышение его уровня и качества жизни. Достоинством данного подхода является также то, что обратившемуся за помощью человеку нет необходимости разносить большое количество справок в различные кабинеты, от граждан требуется минимальное количество документов. Кроме того хорошая организация работы с населением начинается с дизайна приёмного помещения. Одно дело, когда человек заходит в просторное помещение, где работает несколько окон, принимающих заявления, существует электронная очередь,
зал ожидания с электронным табло, высвечивающим порядок приема граждан. Другое дело, когда человек попадает в лабиринт коридоров и кабинетов, причём, как правило, при отсутствии соответствующих схем расположения. Таким образом, человеку просто непонятно как найти нужный кабинет, а ведь таких кабинетов обычно бывает несколько. Поэтому инвалиды, пожилые люди вынуждены тратить целый день только для того, чтобы собрать информацию о помощи и пособиях, не говоря уже об их оформлении. Отдельного внимания заслуживает организация приёма граждан с помощью электронной очереди. Внедрение современных технологий позволяет фиксировать:
• количество обратившихся за помощью граждан,
• среднее время ожидания гражданами консультации специалиста,
• среднее время самой консультации,
• основные проблемы, с которыми обращаются граждане.
Далее следуют процессы координации и контроля. Процесс координации позволяет устанавливать взаимодействие между подсистемами организации, обеспечить единство и согласованность всех стадий процесса управления (планирование, организация, мотивации и контроля), а также действие руководителей. В сфере социальной защиты населения большое значение имеет координация деятельности различных отделов и служб, создание единых баз данных, использование современной техники и технологий. Процесс контроля — это процесс, обеспечивающий достижение целей организации. Существуют три аспекта управленческого контроля. Первый аспект — установление стандартов — это точное определение цели, которая должна быть достигнута в определенное время. Оно основывается на планах, разработанных в процессе планирования. Второй аспект — это измерение того, которое было в действительности достигнуто в определенный период, и сравнения достигнутого с ожидаемыми результатами. Если эти обе фазы выполнены правильно, то руководство организации не только знает о том, что в организации существует проблема, ему известен и источник этой проблемы. О данных аспектах контроля в сфере социальной защиты населения речь уже шла выше. Третий аспект — характеризует коррекцию серьезных отклонений от начального плана. Одно из возможных действий — пересмотр целей для того, чтобы они стали реальнее и отвечали ситуации. Одна из важнейших особенностей контроля, состоит в том, что контроль должен быть всеобъемлющим. В связи с этим контроль в сфере социальной защиты населения должен включать контроль и надзор за соблюдением государственных социальных стандартов, контроль правомерности предоставления социальной помощи и поддержки, контроль соответствия реальных и заявленных объемов бюджетных компенсаций за предоставленные населению льготные услуги, мониторинг ключевых показателей эффективности региональной системы социальной защиты
Таким образом, комплексный подход предусматривает совершенствование всех процессов управления в учреждениях в сфере социальной защиты населения, внедрение современных методов и способов труда, техники и технологии. Такой подход обеспечит повышение эффективности и результативности функционирования системы социальной защиты населения, улучшит имидж учреждений социальной сферы и снизит степень недовольства граждан процессом взаимодействия с данными структурами.
Синичкин Д. В. начальник операционного отдела Управление Федерального казначейства по Республике Мордовия
Россия, г. Саранск ОРГАНИЗАЦИЯ ИСПОЛНЕНИЯ БЮДЖЕТОВ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ВНЕБЮДЖЕТНЫХ ФОНДОВ
В статье предлагаются пути совершенствования процесса кассового обслуживания исполнения бюджетов государственных внебюджетных фондов органами Федерального казначейства.
Ключевые слова: государственные внебюджетные фонды, органы Федерального казначейства, исполнение бюджета.
Sinichkin Denis Vladimirovich head of operational department, Federal Treasury Department for the Republic of Mordovia, Russia, Saransk ORGANIZATION OF EXECUTION OF BUDGETS OF STATE EXTRA-BUDGETARY FUNDS
The paper proposes to improve a cash service process of execution of budgets of state extra-budgetary funds by organs of the Federal Treasury.
Keywords: state extra-budgetary funds, the organs of the Federal Treasury, budget execution.
С 1 января 2014 года государственные внебюджетные фонды (далее -ГВФБ) перешли на кассовое обслуживание исполнения бюджетов, а территориальные фонды обязательного медицинского страхования с 1 октября 2013. Но, в то же время, операции по организации исполнения бюджетов государственных внебюджетных фондов Федеральное казначейство (далее — ФК) не осуществляет. Исполнение бюджета подразумевает своевременное получение всех запланированных бюджетных доходов и своевременное проведение всех запланированных по бюджету расходов.
Очевидно, что в исполнении бюджета важная роль принадлежит таким
Направления совершенствования социальной защиты населения на муниципальном уровне
Меры совершенствования социальной защиты населения на муниципальном уровне можно разделить на некоторые группы:
Совершенствование социальной защиты населения на муниципальном уровне должно быть основано на понимании индивидуальности каждой сложной ситуации, чиновник должен видеть в обращающемся к нему гражданине личность, нуждающуюся в помощи и уважении.
Пути совершенствования социальной защиты населения
За последние годы ситуация в сфере социального обслуживания населения претерпела значительные изменения. Взамен действовавшей ранее системы социального обеспечения создана принципиально новая система социальной защиты населения, включающая в себя учреждения социальной защиты семьи и детей, территориальные центры социального обслуживания населения, отделения социальной помощи на дому и службы срочной социальной помощи. Вводятся в действие новые стационарные учреждения для престарелых и инвалидов. Учреждения социального обслуживания оказывают помощь не только пожилым людям, инвалидам, семье и детям, но и активно работают над решением проблем детской безнадзорности, социальной помощи лицам без определенного места жительства.
Вместе с тем остаются недостаточными материально-техническая база и финансирование отрасли, имеющиеся возможности не обеспечивают потребности населения, нуждающегося в социальном обслуживании. До настоящего времени не приняты стандарты социального обслуживания населения, не внедрен порядок лицензирования этой деятельности.
В основу модернизации системы социальной защиты граждан должны быть положены следующие принципы.
Принцип государственной ответственности — постоянная деятельность по созданию условий для надежной социальной защиты населения соответственно происходящим в обществе изменениям; по улучшению их социального положения путем достаточного материально-технического, кадрового и организационного обеспечения соответствующих институциональных структур; выполнение обязательств по предупреждению бедности и лишений, связанных с вынужденной миграцией, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера.
Принцип равенства всех граждан — равное право на защиту и помощь в трудных жизненных ситуациях, независимо от социального положения, национальности, места жительства, политических и религиозных убеждений экономического вклада, на принятие решений относительно своей жизнедеятельности, предоставление равных возможностей самореализации в трудовой сфере и общественной деятельности.
Принцип соединения правового и этического регулирования — соблюдение прав человека, норм законодательства, эффективное использование правовых механизмов реализации политических решений в отношении всех граждан в сочетании с обеспечением условий для справедливого обращения с нуждающимся.
Принцип социального участия — стимулирование деятельности нуждающихся категорий граждан по самообеспечению, получению дополнительных благ за счет затрат собственных усилий, а также содействие им в повышении собственными силами качества жизни, достижении экономической независимости, добровольном проявлении инициативы и активности, интеллектуальном развитии и творчестве в течение всей жизни.
Принцип социального партнерства — взаимодействие государства и граждан в осуществлении мероприятий, имеющих целью достижение благосостояние и социального благополучия нуждающихся категорий людей, постоянное сотрудничество с общественными объединениями, религиозными, благотворительными организациями и другими социальными партнерами, занятыми предоставлением помощи и услуг.
Принцип преемственности мер государственной социальной политики в отношении нуждающихся категорий граждан — сохранение достигнутых социальных гарантий поддержки населения и поступательное развитие деятельности в их интересах.
Принцип социальной эффективности — позитивные результаты мер, направленных на повышение благосостояния и социального благополучия населения, на поддержание их высокого социального статуса, укрепление социальных связей и удовлетворение культурных запросов.
Принцип единства политики в отношении граждан нуждающихся в государственной поддержке на федеральном, региональном и местном уровне — обеспечение предоставления пожилым людям установленных на федеральном уровне минимальных социальных гарантий и льгот, дополняемых и развиваемых на уровне субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
Развитие социальной защиты населения должно происходить путем концентрации усилий на последовательной реализации мер по усилению и расширению системы социального обслуживания населения, обеспечивающей гарантированный государством уровень социальной защиты. Для решения поставленных задач по развитию социальной защиты населения необходимо:
— улучшение порядка взаимодействия социальной политики между федеральными органами исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов, органами местного самоуправления, предприятиями и организациями различных форм собственности;
— повышение ответственности всех органов власти за ее реализацию;
— развитие негосударственного сектора в социальной защите населения;
— совершенствование кадровой политики в системе социальной защиты населения, включая повышение социальной защищенности социальных работников;
— использование международного опыта для адаптации системы социальной защиты населения к реалиям рыночной экономики;
— организация лицензирования деятельности негосударственных структур, физических лиц и государственных служб, занимающихся оказанием социальных услуг населению;
— обеспечение максимальной реализации принятых федеральных и областных программ социальной защиты населения, а также повышение минимального размера оплаты труда, максимальное приближение его к величине прожиточного минимума трудоспособного человека.
Важным направлением реформирования оказания социальной поддержки населения является изменение принципов социальной защиты различных категорий нуждающихся:
В сфере развития социальной защиты и реабилитации инвалидов.
В настоящее время остро стоит проблема инвалидизации населения и этой проблеме нужно уделить достаточно внимания. Акцент должен быть сделан на комплексную реабилитацию инвалидов, позволяющую преодолеть ограничения их жизнедеятельности и обеспечить участие в жизни общества, уделив особое внимание реабилитации детей-инвалидов, способных стать его полноправными членами. Кроме того, необходимо смещение акцента от политики стационарного обслуживания инвалидов в сторону их независимого проживания и оказания помощи на дому.
Реабилитация инвалидов является эффективной мерой их социальной защиты, она экономически рентабельна, так как оплата данных мероприятий более выгодна государству, чем расходы на выплату пенсий по инвалидности, поэтому целесообразно создание центров профессиональной реабилитации инвалидов, функционирующих (при сохранении значительной доли государственного финансирования) на основе самоокупаемости и самофинансирования; первоочередная безвозмездная передача инвалидным ассоциациям имущества закрывающихся нерентабельных госпредприятий.
В сфере развития социальной защиты семьи, женщин и детей.
В целом по многим показателям условия жизнедеятельности семьи, женщин и детей остаются неблагоприятными, что создает угрозу для физического и духовного здоровья населения в области и предопределяет необходимость целенаправленных усилий по преодолению этой ситуации. Поэтому основными направлениями развития социального обслуживания семей с детьми, женщин и детей должны стать:
— обеспечение необходимых условий для повышения качеств жизни семей (увеличение дотаций на детей, контроль за ценами на товары первой необходимости, усиление контроля за медицинскими учреждениями);
— создание благоприятных условий для полного и равноправного участия женщин в политической, экономической, социальной и культурной жизни;
— обеспечение прав детей на их полноценное физическое, интеллектуальное, нравственное и социальное развитие (развитие детских клубов, спортивных секций, кружков, проведение организации экскурсий в другие города).
Решение поставленных задач требует принятия ряда существенных мер по совершенствованию механизмов реализации социальной политики в интересах семьи, женщин и детей, в том числе, в области поддержки семьи:
— государственное стимулирование малого, в том числе семейного предпринимательства;
— развитие сети специализированных учреждений социального обслуживания семей, детей и подростков, расширение перечня оказываемых ими услуг, в том числе консультативных, психотерапевтических, по выходу из кризисных ситуаций, социально-психологической адаптации к новым условиям.
В целях улучшения положения детей хотелось бы внести предложения следующего порядка:
— обеспечение дополнительных гарантий в социальной реабилитации и адаптации детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, в том числе детей-сирот, детей-инвалидов;
— расширение государственной поддержки и развития новых форм семейного воспитания детей, лишившихся родительского попечения (попечительские семьи, фостерные (приемные) семьи);
— создание эффективной системы профилактики безнадзорности, наркомании и правонарушений несовершеннолетних, социальной защиты детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, включая социально дезадаптированных детей и детей с ограниченными возможностями.
— срок реабилитации ребенка в учреждении должен быть обоснован его индивидуальными проблемами.
— на новый уровень должна быть поставлена работа по организации оздоровительного отдыха детей, нуждающихся в особой заботе государства. Необходимо продолжить практику создания лагерей дневного пребывания при центрах социального обслуживания, обеспечив условия для полноценного отдыха и реабилитации детей. Особое внимание должно быть уделено их трудовому воспитанию, приобщению к общественно полезному труду.
В сфере социальной защиты граждан пожилого возраста.
Одним из основных направлений в системе социального обслуживания и социальная помощь гражданам пожилого возраста.
Для более эффективной реализации социальной политики в отношении граждан пожилого возраста необходимо введение новых дифференцированных подходов к социальной защите и обслуживанию граждан старшего поколения в зависимости от их индивидуальных потребностей и материальной обеспеченности. Приоритетным направлением должно стать социальное обслуживание в нестационарных учреждениях, предполагающее дальнейшее развитие сети учреждений различных видов (центры комплексного социального обслуживания, специализированные отделения социальной помощи на дому).
Комплексность при организации надежной социальной защиты пожилых людей в непростых современных условиях требует нового социального партнерства с участием государственных и негосударственных структур, общественности, семьи и самих пожилых граждан. Такой подход является наиболее перспективным, так как позволяет видеть и решать проблемы пожилого населения России в их широком диапазоне.
На основе вышесказанного целесообразно следующее:
— формирование комплексных выездных бригад для социального обслуживания пенсионеров и инвалидов, проживающих в отдаленных населенных пунктах во всех сельских центрах, такие бригады существуют, но их очень мало;
— организацию мастерских, подсобных хозяйств и других форм предпринимательской деятельности для привлечения дополнительных внебюджетных средств и обеспечение работой пожилых людей и инвалидов;
— рекламу и пропаганду, направленные на формирование благоприятного образа старости и положительного общественного мнения по проблемам пожилого возраста и инвалидов;
— изучение возможностей формирования приемных семей для пожилых людей, а также детей, оставшихся без родителей.
В целом изменения должны идти, прежде всего, а в направлении изменения взаимодействия органов государственного и муниципального управления с некоммерческими и общественными организациями, развитием такой формы социального партнерства как социальный заказ, использование опыта зарубежных стран в плане развития социального партнерства.
Данные предложения и рекомендации помогут решить многие проблемы незащищенных слоев населения, положение которых плачевно.
Социальная защита населения охватывает широкий комплекс мероприятий по государственной и общественной поддержке населения, в том числе и меры, относящиеся к социальному обеспечению, понимаемому как деятельность государства по материальному обеспечению граждан в старости, при нетрудоспособности, в связи с рождением и воспитанием детей, медицинскому обслуживанию и лечению.
Социальная политика государства представляет собой комплекс мер, направленных на обеспечение условий для удовлетворения потребностей, повышение общего уровня благосостояния населения и создание эффективной системы социальных гарантий.
Задачи социальной политики: стабилизация жизненного уровня населения и недопущение массовой бедности, сдерживание роста безработицы и материальная поддержка безработных, поддержание стабильного уровня реальных доходов населения путем приведения антиинфляционных мер и индексации доходов, развитие отраслей социальной сферы (образование, здравоохранение, ЖКХ, культура и искусство).
Формами социальной защиты являются: 1) система социального страхования; 2) система пенсионного обеспечения; 3) система выплаты пособий и компенсаций; 4) система социального обслуживания пожилых граждан, инвалидов, семей с детьми и безработных граждан.
На современном этапе в социальной защите населения Российской Федерации выделяется четыре приоритетных направления, которые базируются на соответствующих нормативно-правовых актах. Во-первых, это социальная защита детей, детства и отрочества, во-вторых, это социальная защита трудоспособного населения, в-третьих, это социальная защита нетрудоспособных граждан, в-четвертых, это социальная защита семьи. Однако, каждый субъект Российской Федерации, основываясь не только на социально-экономической обстановке в стране, но и на собственных социально-экономических проблемах, строит свою систему социальной защиты населения, оказывая большее или меньшее предпочтение той или иной категории граждан, нуждающихся в помощи, своеобразными являются и нормативно-правовые и финансовые основы организации социальной защиты населения, обусловленные спецификой того или иного региона или муниципального образования.
Проанализировав деятельность государства в сфере социальной защиты населения на территории России можно отметить следующие проблемы:
— нехватка денежных средствв сфере социальной защиты населения;
— предоставляются гарантия в размере меньше чем прожиточный минимум.
Соответственно можно рекомендовать возможные варианты их решения:
— привлечение предприятий всех форм собственности к финансированию деятельности органов социальной защиты путем предоставления льгот в налогообложении;
— разрешение деятельности органов социальной защиты путем введения новых услуг, в которых нуждаются малоимущие.
В целом изменения должны идти, прежде всего, в направлении изменения взаимодействия органов государственного и муниципального управления с некоммерческими и общественными организациями, развитием такой формы социального партнерства как социальный заказ, использование опыта зарубежных стран в плане развития социального партнерства.
Все вышеперечисленное свидетельствует о том, что бескомплексное, включающее в себя государственный, региональный, местный уровни и коммерческий сектор программы социальной защиты населения во всех ее проявлениях, ее реальная реализация никогда не достигнет пропагандируемых целей по улучшению социальной защиты населения.
Недостатки системы социальной защиты населения в современном мире
Существующая система социальной защиты имеет множество недостатков, главные из которых мы сейчас рассмотрим.
Прежде всего это недоработанные законы, которые хоть и были приняты, но по какой-либо причине являются не действительными. Во-вторых, это несправедливое участие в сфере страхования, которое напрямую влияет на социальные выплаты. И в заключение, непрозрачность учета, так как отслеживание процессов в выплачивании пособий затрудняется из-за того, что отсутствует специальная база данных.
При сохранении современной системы инедостатки в ней могут сказаться отрицательно на показателях деятельности и снижения возможности для решения задачи социальной защиты населения.
При совершенствовании социальной системы главной целью является установление упорядоченных и устойчивых связей между всеми уровнями и учреждениями социальной инфраструктуры, которые обеспечивают ее функционирование.
Всем известно, что негативная социальная сторона в сфере защиты населения не устраняется за короткий срок, а для того, чтобы ее усовершенствовать нужна долгая и упорная работа. Для того, чтобы было возможно улучшить социальную защиту требуется ееуклонно вести специальную политику, которая будет направлена на помощь гражданам.
«Пути совершенствования социальной защиты населения» 👇
Комплексные центры социального обслуживания граждан как направление совершенствования социальной защиты на уровне муниципальных образований
Комплексный центр социального обслуживания граждан призван обеспечить организацию процесса социальной защиты населения муниципальных образований.
Под комплексным центром социального обслуживания граждан понимают многопрофильные учреждения, оказывающие гражданам муниципального образования услуги социокультурного, социально-педагогического, социально-правового, социально-психологического, социально-экономического, социально-медицинского, социально-бытового характера.
Функционирование данных центров осуществляется в соответствии с тремя функциональными направлениями:
Указанные центры призваны решать следующие задачи:
Структура таких центров должна включать надомные отделения социального обслуживания, надомные отделения специализированного социально-медицинского обслуживания, отделения социального обслуживания срочного характера, отделения социальной помощи детям и семьям.
В отношении такой категории населения как пожилые люди и инвалиды наиболее приемлемой формой социальной защиты является организация надомного обслуживания, позволяющего обеспечить решение проблем этих граждан, не способных к полному самообслуживанию и нуждающихся в посторонней помощи.
Такие центры имеют возможность, помимо бесплатных услуг гражданам, оказывать и услуги на платной основе.
Отделения социального обслуживания промышленного характера призвано оказывать помощь населению муниципального образования в получении разовых услуг, к примеру, оформления документов, психологической помощи, вещевой помощи, услуг проката, консультативной помощи и прочего.
Прежде всего пути совершенствования социальной защиты населения должны содержать в основе несколько общих принципов и проводиться по таким направлениям, как:
Придерживаясь данным принципам можно будет усовершенствовать систему защиты населения и увеличить ее эффективность на различных уровнях.
Данные усовершенствования способны выявить необходимость в изменениях, касающихся социальной защиты населения, а также создания прежде всего высокоэффективной и ориентированной на ожидания общества системы социальной защиты, которая в свою очередь должна обеспечивать комплексное и что не менее важно разностороннее содействие каждому гражданину.
Виды социальной защиты населения на муниципальном уровне
Социальная защита населения на муниципальном уровне подразумевает предоставление следующих видов поддержки:
В основе социальной защиты на муниципальном уровне находится принцип необходимости обращения граждан за получением помощи. От лица граждан могут выступать их опекуны, попечители, иные законные представители, органы государственного управления, органы муниципального управления, общественные объединения. Гражданин, нуждающийся в мерах социальной защиты, должен обратиться в соответствующий орган муниципального управления, полномочия которого подразумевают принятие решения по обращениям граждан относительно запрашиваемых услуг социального характера.
Потребителями мер социальной защиты могут выступать:
«Совершенствование социальной защиты населения на примере муниципального образования» 👇