И молодым, и пожилым людям с ограниченными возможностями здоровья за последнее время жить в России стало легче. Элементы доступной среды уже привычны в городском ландшафте, увеличилось количество реабилитационных центров, на новый уровень поднялись технические средства реабилитации. За счет чего был совершен качественный скачок в сфере социальной защиты населения, мы попросили рассказать директора Департамента по делам инвалидов Министерства труда и социальной защиты РФ Дмитрия Лигомина.
Дмитрий Витальевич, как вы оцениваете состояние доступной среды для инвалидов в России?
По-настоящему серьезная и системная работа в этой сфере началась в России лет 15 назад. В 2012 году Российская Федерация ратифицировала Конвенцию о правах инвалидов, в рамках которой были внесены изменения в 25 федеральных законов в сфере социальной защиты населения, культуры, транспорта, жилищных правоотношений, сформулированы новые задачи и ответственность органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Перед этим была проведена колоссальная работа: было проанализировано все российское законодательство на предмет того, насколько оно либо противоречит положениям Конвенции, либо до конца не раскрывает механизм реализации ее положений.
В итоге Государственная программа Российской Федерации «Доступная среда» стала важнейшим системным документом социальных изменений, причем изменилось само понятие «доступная среда». Оно стало восприниматься гораздо шире традиционного понимания как исключительно архитектурно-планировочных решений при строительстве или оборудовании социальных объектов. Теперь это системные решения межведомственного характера, которые включают как объекты материального мира, коммуникативного взаимодействия, так и информационную доступность, вопросы социализации, обучения и трудоустройства инвалидов, подготовки специалистов, формирования культурных базовых принципов в общественном сознании.
На сегодняшний день все массовое строительство жилых зданий и объектов, производство транспортных средств для перевозки населения ведется только с соблюдением правил доступности. В проектную документацию введен 10-й раздел, и теперь новая инфраструктура априори создается доступной для инвалидов. Что касается того, что ранее было введено в эксплуатацию без условий для инвалидов, в настоящее время подлежит адаптации. Однако страна у нас большая, регионы неравнозначны в плане своих финансовых возможностей, поэтому было принято решение, что на местах вместе с общественными организациями регионы будут отбирать приоритетные объекты для людей и, получая софинансирование из центра, будут их постепенно адаптировать. Процесс замены устаревшего на новое требует времени, невозможно одномоментно везде все перестроить на новых принципах, поэтому «доступная среда» наступает постепенно, но неумолимо.
А если объект невозможно переделать с учетом новых требований доступности?
Конечно, бывает и такое. Тогда создаются какие-то альтернативы. Например, если ты не можешь сделать доступным отделение банка, но можешь предложить дистанционный способ предоставления услуги или организовать выезд специалиста. В Москве сейчас открывается много станций метро, и все они построены с учетом требований «доступной среды», но перестроить старые станции не представляется возможным. Поэтому московский метрополитен идет впереди всех в плане внедрения услуги сопровождения маломобильных граждан на подведомственной территории. В разных отраслях головные учреждения – Центробанк, отраслевые министерства – дают свои рекомендации для того, чтобы найти подходящие технические решения практически по любым вопросам.
Какие города и регионы являются лидерами по созданию равных условий для инвалидов, а какие пока отстающие?
Я бы никого не называл отстающим. Везде процесс идет так, как он может идти в силу географического положения и промышленно-производственного развития. Что же касается некоего рейтинга субъектов, то по итогам мониторинга с учетом наличия значимых элементов для безбарьерного доступа в социальные учреждения (пандусов для колясочников, тактильных указателей), а также для перемещения между объектами инфраструктуры (тактильной плитки на дорогах, звуковых светофоров для инвалидов по слуху и зрению), наличия парковочных мест, а также функциональности имеющихся элементов безбарьерной среды (подъемников, лифтов) лидером является Москва.
Также следует отметить города Краснодарского края, и в первую очередь Сочи. Толчком для широкого внедрения элементов безбарьерной среды здесь стало проведение Паралимпиады. Много также сделано в Республике Татарстан, в том числе для обеспечения безбарьерной инфраструктуры при подготовке к Универсиаде.
Активно внедряются объекты доступной среды в Чеченской Республике, в Белгородской, Свердловской, Тюменской и Калининградской областях, в Санкт-Петербурге. В настоящее время Правительством Санкт-Петербурга проводится большая работа по улучшению доступности транспорта и объектов транспортной инфраструктуры.
По каким направлениям в министерстве идет мониторинг процессов доступности среды?
Мы можем проинформировать вас по всему срезу общественной жизни, не только по строительству и транспорту, но и по культуре, спорту, медицине. Например, в отношении доступности информационной сферы. У нас в стране разработан аппаратно-программный комплекс автоматической подготовки скрытых субтитров в реальном масштабе времени, который позволяет существенно модернизировать процесс субтитрирования. С 1 января 2020 года телеканалы предоставляют информацию в доступном для слабослышащих и глухих граждан формате в объеме не менее 5% эфирного времени в неделю.
Последовательно упрощается процедура получения инвалидности, повышается прозрачность, объективность и качество ее предоставления. За получением технических средств реабилитации ежегодно обращаются около 1,6 миллиона человек
Активно развиваются технологии сопровождения в системе реабилитации (ранняя помощь, сопровождаемое проживание инвалидов, сопровождение при содействии занятости инвалидов). С 1 сентября 2023 года вступят в силу изменения в федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», которые помогут людям с инвалидностью покинуть ПНИ (психоневрологический интернат. – Прим. ред.), трудоустроиться и социализироваться. Это сопровождаемое проживание людей с инвалидностью, а также сопровождаемое трудоустройство.
Я вам привел в качестве примера небольшой перечень дел, которыми мы занимаемся ежедневно. И, поверьте, этим список не ограничивается.
Да, впечатляет. А сами инвалиды удовлетворены достигнутыми результатами?
Мы очень ценим обратную связь и регулярно проводим соцопросы, чтобы замерять общественное мнение. Каждый год рейтинги доверия инвалидов к государству и его деятельности в социальной сфере неуклонно растут. Сейчас мы получаем стабильно порядка 80% положительных откликов, в то время как еще лет 10 назад таких было примерно 50%. Так что рост налицо.
Как обстоит дело с обеспечением населения ТСР? Не секрет, что за последний год произошли серьезные структурные изменения в области производства ТСР, некоторые иностранные производители прекратили сотрудничество с Россией. Как в этих условиях развивается наша промышленность, что удалось заместить отечественными товарами?
Ситуация сейчас стабилизировалась. С момента, когда механизм санкций заработал в полную силу и возникли логистические и сырьевые проблемы, нашим отечественным предпринимателям удалось перестроить логистические и производственные цепочки таким образом, чтобы вновь удовлетворить спрос в полном объеме. Это привело, конечно, к некоторому удорожанию. Мы оцениваем рост цен в целом по всей нашей номенклатуре примерно в 20%. Были у нас перебои с поставкой подгузников, пеленок, но в правительстве была создана комиссия по противодействию санкциям и своевременно введены упрощения некоторых правил, например регистрации медицинских изделий, чтобы оперативно заполнить возникший вакуум.
Так на рынке появился белорусский производитель, чья продукция поставляется до сих пор. Параллельно мы ввели альтернативные способы обеспечения, чтобы люди сами могли покупать: расширили действие электронных сертификатов на эту область продуктов, дали возможность приобретать товар в интернете. Если вдруг государство само не может обеспечить необходимую вещь, то, имея сертификат на руках, человек может купить ее самостоятельно. Касательно высокотехнологичных протезов, сейчас коллеги из Министерства промышленности, Сколково, Роскосмоса, работая совместно, оттестировали и засертифицировали высокофункциональные модули с внешним источником питания и управления. Эти протезы на 95% состоят из отечественных комплектующих, а те, что у нас не производятся, завозятся из дружественных стран.
Развитие внутреннего туризма – это веление времени. Однако для инвалидов существуют определенные трудности в перемещении на большие расстояния и последующем передвижении в месте прибытия. Как решаются эти вопросы
В Стратегии развития туризма в Российской Федерации на период до 2035 года определена необходимость реализации мер по созданию и развитию инфраструктуры и безбарьерной среды, совершенствованию системы навигации и ориентирования, информационных сервисов для туристов с ограниченными возможностями. Однако ситуация пока неравномерная. Ряд российских территорий предлагает для туристов с ограниченными возможностями здоровья комфортное пребывание и полноценные маршруты, другие, напротив, не могут обеспечить даже минимальные условия для путешествий, что обусловлено самыми различными факторами.
Например, в Санкт-Петербурге разработано девять доступных туристских маршрутов для инвалидов и маломобильных групп населения, два из них – для детей. На официальном туристском портале Санкт-Петербурга разработана и запущена в эксплуатацию версия для слабовидящих. В разделах портала «События» и в подразделах «Куда пойти», «Моя поездка» с помощью фильтров можно отсортировать объекты по критериям практически для всех категорий лиц с ограниченными возможностями здоровья. Ежегодно в Единый календарь событий Санкт-Петербурга включаются мероприятия, доступные для людей с ограниченными возможностями.
Собственные инклюзивные программы развивают и общественные пространства, такие как, например, знаменитая площадка ВДНХ в Москве. На всей территории комплекса предоставлен бесплатный транспорт для маломобильных посетителей, проводятся специализированные экскурсии, детские спектакли с сурдопереводом, предусмотрен бесплатный прокат кресел-колясок, есть модели для тактильного изучения.
Также для данной категории людей отели Москвы предлагают специальные номера. Они больше по площади, в них нет лишних порогов и есть оборудование, помогающее переместиться с кресла на кровать. Такие номера предусмотрены в отелях международных сетей («Новотель» или «Парк Инн») и крупных гостиницах («Метрополь»).
Следует отметить условия, которые созданы для инвалидов на популярнейших пляжах Черного моря, простирающихся от Сочи до Крыма: в Краснодарском крае – «Ривьера» (Сочи), «Кристалл» (Анапа), «Малая Бухта» (Анапа), в Крыму – Массандровский пляж (Ялта), «Парк Победы» (Севастополь). Главное достоинство этих пляжей – свободный доступ для людей с инвалидностью: оборудованные спуски в воду, удобные настилы, навесы и лежаки, специальные кабинки для переодевания и туалеты, а на некоторых есть и коляски для спуска в воду.
Автономная некоммерческая организация «Белая трость» разработала туры с яхтингом преимущественно на морские курорты. Инвалиды с нарушением зрения могут участвовать в этих турах.
Специализированная туристическая компания «Интегра-тур» предоставляет услуги в сфере туризма людям с ограниченными физическими возможностями. Индивидуальное построение маршрута тура позволяет выстроить маршрут так, что, например, человек на коляске не столкнется с недоступными объектами, не будет ограничен в перемещении, а будет встречен на месте прибытия, поселен в специализированном, комфортном номере отеля и сопровожден на различные мероприятия и экскурсионные программы.
Одновременно туристическая индустрия должна предусматривать услуги для разных категорий инвалидов. В настоящее время процент отелей со специальной разметкой для слабовидящих и меню со шрифтом Брайля крайне мал. Хотя начали практиковать аудиоменю
Еще одна проблема в том, что не все страховые компании готовы покрывать хронические заболевания, в связи с чем для туристов-инвалидов нужны специальные продукты в страховании. Туры для людей с инвалидностью выстраиваются по другой логистике и предполагают индивидуальную работу с человеком при организации транспортировки. Туристические операторы уже сейчас планируют обучение агентств. Туристические агентства должны иметь методический инструментарий для обслуживания лиц с инвалидностью, учитывать их особые потребности на всех этапах путешествия, в том числе и в аэропорту, где им нужны специальные сервисы.
Ясно, что вы досконально изучаете проблемы и знаете, как решить все возникающие вопросы. Хотим выразить вам благодарность от лица редакции и наших читателей за огромный объем нужной и полезной работы, которую вы ведете. Разрешите задать вам последний вопрос. Что бы вы назвали самым главным достижением эпохи?
В настоящее время поменялось само значение термина «инвалидность». В СССР инвалидность означала нетрудоспособность, врачебно-медицинские экспертизы оценивали человека с точки зрения может он работать или нет, сейчас же мы оцениваем уровень ограничений человека и какая помощь для их компенсации ему требуется. Это уже социально ориентированная модель взаимоотношений по линии «человек – государство». И стоит еще раз обратить внимание на то, что поддержка инвалидов не носит компанейский характер, а задумана системно и комплексно. Сегодня все нацпроекты либо содержат специальные мероприятия, которые направлены на инвалидов, либо так или иначе учитывают специфику этой категории населения.
Текст: Андрей Кокарев.