Рекомендации по ведению переговоров и заключению территориальных трехсторонних соглашений

Содержание
  1. Социальное партнёрство в России: успешное взаимодействие
  2. Роль социального партнерства
  3. Отраслевое соглашение и его значение
  4. Коллективно-договорная работа
  5. Важные показатели
  6. Включение обязательств работодателей в коллективные договоры
  7. Развитие социального партнерства
  8. Восстановление экономики
  9. Развитие автомобильной промышленности
  10. Социальное партнерство и охрана труда
  11. Переписанный раздел Трудового Кодекса
  12. Отраслевое соглашение на период 2023-2025 годы
  13. Развитие правозащитной работы
  14. Нормативно-правовые акты Красноярского края
  15. Социальное партнерство на территориальном уровне
  16. Комиссии по регулированию социально – трудовых отношений
  17. Стороны социального партнерства при заключении соглашения
  18. Представители работников при заключении соглашений
  19. Полномочия представителей работников:
  20. Представители работодателей при заключении соглашений
  21. Полномочия территориального объединения работодателей:
  22. Иные представители работодателей
  23. Участие органов социального партнерства в формировании и реализации государственной политики в сфере труда (ст. 35.1 ТК РФ)
  24. Содержание территориальных соглашений
  25. Действие территориального соглашения
  26. Рекомендации по ведению коллективных переговоров по заключению территориальных соглашений
  27. Совет молодых специалистов
  28. Социальное партнёрство
  29. Основные направления сотрудничества

Социальное партнёрство в России: успешное взаимодействие

Основной темой стало социальное партнёрство. Как отметил Председатель Андрей Александрович Фефелов, это неслучайно. 2023 год объявлен ФНПР Годом укрепления и развития социального партнерства. И более того, заседание проходит в период проведения Всероссийской акции профсоюзов в рамках Всемирного дня действий За достойный труд под лозунгом Социальное партнерство – гарантия достойного труда.

Роль социального партнерства

Председатель обратил внимание слушателей, что социальное партнерство – это идеология отношений между сторонами, система переговоров, документов, структурированная от уровня первичной профсоюзной организации до уровня отрасли и ФНПР (государства). Сегодня в отрасли выстроена и успешно реализуется многоуровневая отраслевая система социального партнерства. Многолетнее и продуктивное взаимодействие у Профсоюза сложилось с ОООР Союз машиностроителей России, Ассоциацией Объединение автопроизводителей России, Российской ассоциацией производителей специализированной техники и оборудования (Ассоциацией Росспецмаш), Союзом производителей подшипников (МРК Подшипник).

Отраслевое соглашение и его значение

Андрей Александрович отметил особую роль Отраслевого соглашения по машиностроительному комплексу как базового документа, устанавливающего общие принципы регулирования социально-трудовых отношений между работниками и работодателями в организациях отрасли. Стороны Отраслевого соглашения регулярно проводят заседания отраслевой комиссии, к работе привлечены представителей всех ведущих объединений работодателей отрасли.

Коллективно-договорная работа

Докладчик обозначил, что на всех уровнях Профсоюза проводится целенаправленная коллективно-договорная работа. Общей проблемой остается вопрос заключения коллективного договора в малочисленной организации, имеются проблемы с частой сменой собственника или руководителя предприятия, в организациях с уровнем профчленства менее 50%. Большинство колдоговоров заключены с максимальным использованием положений Отраслевого соглашения, прошли уведомительную регистрацию.

Важные показатели

Всего на начало текущего года коллективными договорами было охвачено более 215 тысяч работников предприятий АСМ РФ, в том числе 135 тысяч человек – члены Профсоюза (63%). Около 70% договоров устанавливают минимальную заработную плату в организации на уровне не ниже регионального прожиточного минимума трудоспособного населения, в 50% договоров установлен порядок индексации заработной платы в организации.

А. Фефелов поблагодарил членов Отраслевой комиссии от Профсоюза Королева Валерия Юрьевича (ППО АО АВТОВАЗ и Косых Олега Максимовича (Челябинская областная организация Профсоюза) за активную принципиальную позицию, как в переговорном процессе, так и в осуществлении контроля за реализацией Отраслевого соглашения.

Включение обязательств работодателей в коллективные договоры

Постоянно проводится работа по включению в коллективные договоры обязательств работодателей, предусматривающих более высокий уровень социально-трудовых преимуществ и гарантий, по сравнению с действующим законодательством.

Развитие социального партнерства

Одним из важнейших инструментов развития и укрепления социального партнерства является заключение региональных отраслевых соглашений. К сожалению, работа структурными подразделениями Профсоюза в этом направлении ведется недостаточно эффективно или вообще не ведется.

  • Хочу отметить, что Центральный комитет зачастую получает информацию о деятельности, проводимой структурными подразделениями Профсоюза, посредством социальных сетей.

А. Фефелов подчеркнул, что ЦК должен получать эту важную информацию напрямую, на регулярной основе с целью обмена опытом работы.

Восстановление экономики

Председатель уделил внимание ситуации в отрасли в целом. По его словам, несмотря на текущие вызовы, отрасль при поддержке государства набирает обороты. Активное участие государства, разработка эффективных мер поддержки и стимулирование развития несырьевых секторов экономики постепенно способствуют восстановлению и экономическому росту страны.

  • Можно констатировать, что по большинству важнейших макроэкономических индикаторов российская экономика восстановилась после санкционного шока 2022 г. Рост выпуска наблюдается во всех секторах экономики (кроме добычи нефти и газа) и носит фронтальный характер.

Развитие автомобильной промышленности

Основной задачей, которая стоит перед российскими автопроизводителями, — сделать автомобильную промышленность более независимой от импорта за счет увеличения доли отечественных комплектующих. Правительство РФ предпринимает ряд мер, направленных на укрепление отечественного автопрома, включая налоговые льготы и предоставление промышленных субсидий.

Предприятия отрасли продолжают испытывать финансовые и производственные трудности, адаптируясь под экономические санкции и ограничения. В то же время перестраивание структуры затрат не стало ограничением для социальной защищенности работников отрасли.

Социальное партнерство и охрана труда

В рамках социального партнерства решаются вопросы и охраны труда. Причем решаются на всех уровнях нашего взаимодействия с социальными партнерами.

Переписанный раздел Трудового Кодекса

Результатом взаимодействия и длительных дискуссий в составе профсоюзной стороны ФНПР с профильными федеральными ведомствами и РСПП, при участии депутатов Государственной Думы, стал фактически заново переписанный X раздел Трудового Кодекса, посвященный вопросам охраны труда.

В новой редакции появились очень важные новеллы, повышающие уровень защищенности работников. Например, появились единые нормы по обеспечению средствами индивидуальной защиты, обязательные к исполнению работодателем, а не носящие рекомендательный характер, как это было в прежней редакции. Стал обязательным профсоюзный контроль и участие представителей профсоюзов в работе комитетов и комиссий по охране труда.

Отраслевое соглашение на период 2023-2025 годы

Благодаря коллективным переговорам в Отраслевом соглашении на период 2023-2025 годы удалось сохранить достигнутый объем гарантий, льгот и компенсаций работникам в части безопасных условий их труда. Работодатели выдвигали многочисленные предложения о сокращении экономической нагрузки на предприятия, но удалось сохранить существующие гарантии.

Развитие правозащитной работы

Профсоюз уделяет особое внимание развитию и совершенствованию правозащитной работы, повышению эффективности системы правовой защиты членов Профсоюза.

Требуется системный и программный подход. Вектор правозащитной работы необходимо смещать в сторону профилактики нарушений трудового законодательства, добровольного устранения работодателями выявленных нарушений, повышение защищенности работников через усиление социально-партнерского диалога.

## Социальный диалог и кадровое обеспечение

Важным направлением социального диалога является кадровое обеспечение отрасли. Без подготовки квалифицированных специалистов, соответствующих современным запросам рынка труда, невозможно ни эффективное и быстрое освоение новых технологий, ни кардинальное повышение производительности труда, ни создание конкурентоспособной продукции. 

Профсоюз занял активную позицию в этом вопросе и находится в постоянном диалоге с работодателями, способствуя развитию кадрового потенциала предприятий АСМ РФ через институт социального партнерства. На многих заводах наставничество становится неотъемлемой частью корпоративной культуры. В его основе – взаимодействие, ценностно-ориентированная мотивация, взаимный интерес.

## Конкурс За подготовку нового поколения профессионалов отрасли

С целью привлечения внимания к проблемам кадрового обеспечения отрасли, изучения лучших практик наставничества в отношении молодых работников, повышение статуса наставника в текущем году был задуман и проведен отраслевой конкурс За подготовку нового поколения профессионалов отрасли.

## Отраслевые конкурсы

Докладчик отметил, что в этом отчетном периоде мы возобновили в отрасли проведение отраслевых конкурсов:
- в 2021 году – совместно с Ассоциацией ОАР – Лидер автомобилестроения в системе социального партнерства,
- в 2022 году – совместно с Ассоциацией Росспецмаш – За высокую социальную эффективность и развитие социального партнерства в сельхозмашиностроении России.

## Завершение отчетного периода

Мы вступаем в 2024 год, который завершает отчетный период 2020-2024 годов. Целью каждой структурной организации является проведение анализа достижений и продолжение развития через систему социального партнерства защиты прав и интересов всех членов Профсоюза.

## Нормативно-правовая база социального партнерства

## Социальное партнерство в сфере труда

Социальное партнерство – система взаимоотношений между работниками, работодателями, органами государственной власти и местного самоуправления, направленная на обеспечение согласования интересов.

### Международно-правовые акты
Международно-правовые акты по социальному партнерству и коллективным переговорам, ратифицированные Россией.

### Российское законодательство

1. Конституция РФ – провозглашает свободу объединений и право на создание профсоюзов.
  1. Трудовой кодекс РФ от 30.12.2001 г. с изменениями и дополнениями (Раздел II – посвящён социальному партнёрству).

  2. ФЗ «О профсоюзах, их правах и гарантиях деятельности» № 10-ФЗ от 12.01.1996 г. с изменениями и дополнениями (предусматривает право профсоюзов представлять работников в социальном партнёрстве, включая право на ведение коллективных переговоров, участие в разработке проекта КД и т.д.).

  3. ФЗ «Об объединениях работодателей» №156-ФЗ от 27.11.2002 г. с изменениями и дополнениями (закрепляет право работодателей на объединение в целях представительства своих интересов и защиты прав своих членов во взаимоотношениях с профсоюзами и их объединениями (в сфере социально – трудовых отношений).

  4. Кодекс РФ об административных правонарушениях (ст.ст. 5.28 – 5.31**:** ответственность за нарушение законодательства о КД и соглашениях предусматривает штрафные санкции).

Нормативно-правовые акты Красноярского края

  1. Закон Красноярского края «О социальном партнёрстве» № 12-5724 от 31.03.2011 г. с изменениями и дополнениями.

  2. Распоряжение Губернатора Красноярского края от 15.12.2009 г. № 522-рг с изменениями и дополнениями «О составе краевой трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений».

  3. Распоряжение Правительства Красноярского края от 16 марта 2016 г. N 198-Р «Об утверждении перечня органов исполнительной власти Красноярского края, уполномоченных в качестве представителя работодателей соответствующей отрасли – организаций, в отношении которых функции и полномочия учредителя осуществляют органы исполнительной власти Красноярского края» (с изменениями и дополнениями) – наделяет полномочиями отраслевые министерства на заключение отраслевых соглашений по вопросам социально-трудовых отношений.

  4. Постановление Правительства Красноярского края от 12 марта 2013 г. N 85-П “О внесении изменения в постановление Правительства Красноярского края от 27.08.2008 N 55-п “Об утверждении Положения о министерстве экономики и регионального развития Красноярского края, установлении предельной численности государственных гражданских служащих и иных работников министерства экономики и регионального развития Красноярского края” (с изменениями и дополнениями) – осуществляет уведомительную регистрацию краевого трехстороннего соглашения по регулированию социально-трудовых отношений, краевых отраслевых и краевых межотраслевых соглашений, иных соглашений по регулированию социально-трудовых отношений, заключаемых на уровне края.

  5. Соглашение по регулированию социально-трудовых отношений между Правительством Красноярского края, Красноярским краевым союзом организаций профсоюзов «Федерация профсоюзов Красноярского края» и краевыми объединениями работодателей.

Социальное партнерство на территориальном уровне

Развитие муниципального образования зависит от взаимодействия трех основных субъектов: органов местного самоуправления, представителей бизнеса и общественности.

Для бизнеса участие в социальном партнерстве формирует статус и авторитет надежной организации и социально ответственного работодателя, расширяет возможность управления рисками, предоставляет преимущества привлечения, мотивации и закрепления работников в организациях.

Для профсоюзов это возможность совместно с социальными партнерами участвовать в решении важных социально-экономических проблем, затрагивающих интересы трудящихся.

Органы местного самоуправления являются координирующим звеном между сторонами социального партнёрства и в пределах своих полномочий решают вопросы развития соответствующей территории, обеспечения потребностей населения в социально-культурных, коммунальных, бытовых и других жизненно важных услугах.

В целом интересы всех трёх субъектов совпадают и направлены на устойчивое развитие территории.

Сторонами социального партнерства являются работники и работодатели в лице уполномоченных в установленном порядке представителей.

Органы государственной власти и органы местного самоуправления являются сторонами социального партнерства в случаях, когда они выступают в качестве работодателей, а также в других случаях, предусмотренных трудовым законодательством.

Комиссии по регулированию социально – трудовых отношений

Для обеспечения регулирования социально-трудовых отношений, ведения коллективных переговоров и подготовки проектов коллективных договоров, соглашений, заключения коллективных договоров, соглашений, а также для организации контроля их исполнения на всех уровнях на равноправной основе по решению сторон образуются комиссии из наделенных необходимыми полномочиями представителей сторон.

На территориальном уровне могут образовываться трехсторонние комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, деятельность которых осуществляется в соответствии с законом Красноярского края «О социальном партнерстве», положениями об этих комиссиях, утвержденных представительными органами местного самоуправления (ст.35 ТК РФ).

Территориальная комиссия по регулированию социально-трудовых отношений является постоянно действующим органом системы социального партнерства на территориальном уровне. Комиссия образуется на принципах добровольности, самостоятельности и независимости сторон, их паритетности и равноправия.

Территориальные трехсторонние комиссии могут рассматривать следующие вопросы, например:

  • развитие системы социального партнерства на территориальном уровне, заключение отраслевых соглашений и коллективных договоров, повышение их роли в регулировании социально-трудовых отношений;

  • реализация на территории муниципального образования приоритетных национальных проектов Российской Федерации и Красноярского края;

  • содействие развитию социально ответственного бизнеса;

  • содействие в создании первичных профсоюзных организаций;

  • оплата труда, погашение задолженности по заработной плате работникам всех форм собственности;

  • совершенствование досудебных институтов и механизмов защиты трудовых прав работников и принятие необходимых мер по предотвращению трудовых споров и другие.

Стороны социального партнерства при заключении соглашения

Представители работников при заключении соглашений

Интересы работников при проведении коллективных переговоров, заключении или изменении соглашений, разрешении коллективных трудовых споров по поводу заключения или изменения соглашений, осуществления контроля за их выполнением, а также при формировании и осуществлении деятельности комиссии по регулированию социально-трудовых отношений представляют соответствующие профсоюзы, их территориальные организации, объединения профессиональных союзов и объединения территориальных организаций профессиональных союзов (ст. 29 ТК РФ).

Представителями работников в социальном партнерстве на территориальном уровне выступают координационные советы организаций профсоюзов в муниципальном образовании, представляющие интересы работников в данной территории.

Координационный совет организаций профсоюзов городского округа и (или) муниципального района (округа) является общественным объединением первичных, районных (городских) и иных организаций общероссийских, межрегиональных профсоюзов, входящих в Федерацию профсоюзов Красноярского края (далее – ФПКК).

Создан для представительства интересов ФПКК и координации деятельности профсоюзных организаций по представительству и защите социально-трудовых, профессиональных, гражданских и иных прав и интересов членов профсоюзов на территории городского округа и (или) муниципального района (округа), а также для осуществления взаимодействия с органами местного самоуправления и работодателями (объединениями работодателей), заключения с ними соглашений и договоров.

Полномочия представителей работников:

  • представляют интересы работников при формировании и осуществлении деятельности территориальной трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений;

  • разрабатывают и представляют в трехстороннюю комиссию предложения для включения в планы работы, проекты решений трехсторонней комиссии, в территориальное трехстороннее соглашение;

  • участвуют в реализации решений трехсторонней комиссии по вопросам, отнесенным к компетенции профсоюзов, территориальных соглашений по социально-трудовым вопросам в рамках принятых на себя обязательств;

  • взаимодействуют с органами местного самоуправления, территориальными объединениями работодателей, выборными органами первичных профсоюзных организаций, по организации и проведению муниципальных конкурсов профессионального мастерства, на присвоение организациям звания высокой социальной эффективности, на лучший коллективный договор и других конкурсов, а также участию в аналогичных конкурсах, проводимых на региональном и федеральном уровнях;

  • участвуют в подготовке предложений для включения в планы социально-экономического развития муниципального образования; в планы мероприятий муниципального образования по охране труда организаций, функционирующих в границах муниципального образования; в муниципальные целевые программы, разрабатываемые социальными партнерами по различным направлениям развития социально-трудовой сферы;

  • участвуют в разработке и обсуждении проектов нормативных правовых актов, программ социально-экономического развития, других актов органов местного самоуправления в сфере труда;

  • взаимодействуют с работниками и работодателями по вопросам расширения сферы регулирования социально-трудовых отношений на основе проведения разъяснительной работы в трудовых коллективах о необходимости создания первичной профсоюзной организации и объединения работников в профсоюз, разработки и заключения коллективного договора;

  • участвуют в работе комиссий по выявлению работодателей, применяющих «серые» схемы выплаты заработной платы, принятию мер по легализации выплаты всей заработной платы каждому работнику;

  • участвуют в работе других комиссий, созданных администрацией муниципального образования, по рассмотрению вопросов касающихся социально-трудовых отношений (охране труда, занятости, распределению путевок в детские оздоровительные лагеря и других);

  • участвуют в организации обеспечения мер, направленных на снижение социальной напряженности при ее возникновении в трудовых коллективах, предотвращение и урегулирование коллективных трудовых споров;

  • участвуют в организации и проведении семинаров-совещаний по социально-трудовым вопросам, проводимым социальными партнерами на территориальном уровне.

Представители работодателей при заключении соглашений

При проведении коллективных переговоров, заключении или изменении соглашений, разрешении коллективных трудовых споров по поводу их заключения или изменения, а также при формировании и осуществлении деятельности комиссии по регулированию социально-трудовых отношений интересы работодателей представляют соответствующие объединения работодателей.

Объединение работодателей – некоммерческая организация, объединяющая на добровольной основе работодателей для представительства интересов и защиты прав своих членов во взаимоотношениях с профсоюзами, органами государственной власти и органами местного самоуправления (ст.33 ТК РФ).

Территориальное объединение работодателей городского округа и (или) муниципального района (округа) может создаваться как юридическое лицо с регистрацией в органах юстиции либо как представительство краевого союза работодателей в муниципальном образовании.

Объединения работодателей, созданные на общественных началах и не прошедшие государственную регистрацию в установленном законом порядке, не легитимны и не полномочны принимать на себя обязательства по вопросам социального партнерства, а в случае их невыполнения – ответственность таких объединений декларативна.

Полномочия территориального объединения работодателей:

  • представляют интересы работодателей, входящих в состав объединения и осуществляющих деятельность в границах муниципального образования, в территориальной трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, участвуют в работе данной комиссии;

  • вносят предложения, касающиеся развития бизнеса, в территориальное трехстороннее соглашение по регулированию социально-трудовых отношений;

  • участвуют в реализации решений, принятых территориальной трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений; заключенных сторонами данной комиссии соглашений (в пределах принятых на себя обязательств) по социально-трудовым вопросам;

  • взаимодействуют с органами местного самоуправления и координационным советом организаций профсоюзов по вопросам развития бизнеса, разработки и реализации территориальных программ социально-экономического развития муниципального образования, муниципальных целевых программ по различным направлениям социально-трудовой сферы;

  • оказывают содействие работодателям по вопросам разработки и заключения в организации коллективного договора, соглашения по охране труда;

  • взаимодействуют с работодателями по разработке и реализации обязательств территориального трехстороннего соглашения по регулированию социально-трудовых отношений;

  • разрабатывают мероприятия по недопущению работодателями «серых» схем выплаты заработной платы;

  • принимают участие в региональных и федеральных конкурсах на присвоение работодателям звания высокой социальной эффективности, «Лучший по профессии» и других;

  • проводят работу по привлечению в территориальное объединение новых членов, в том числе вновь образуемых организаций.

Иные представители работодателей

Представителями работодателей – федеральных государственных учреждений, государственных учреждений субъектов РФ, муниципальных учреждений и других организаций, финансируемых из соответствующих бюджетов, при проведении коллективных переговоров, заключении или изменении соглашений, разрешении коллективных трудовых споров по поводу заключения или изменения соглашений, осуществлении контроля за выполнением соглашений, формировании комиссий по регулированию социально-трудовых отношений и осуществлении их деятельности также являются соответствующие федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ, иные государственные органы, органы местного самоуправления (ст. 34 ТК РФ).

Органы местного самоуправления являются стороной социального партнерства на территориальном уровне, если они выступают в качестве представителя работодателей – муниципальных учреждений и других организаций, финансируемых из местных бюджетов, а также в других случаях, предусмотренных трудовым законодательством.

Органы государственной власти и органы местного самоуправления участвуют в подготовке проектов и заключении соглашений различного уровня. Их участие в системе социального партнерства объясняется необходимостью учитывать интересы общества в целом, координировать развитие коллективно-договорного регулирования трудовых отношений. Они выступают как третий независимый участник консультаций или переговоров, оказывающий содействие сторонам трудовых отношений в поиске взаимоприемлемых решений, представляющий и защищающий интересы общества в целом, учитывающий мнения сторон при определении государственной политики, принятии управленческих и правовых решений.

Участие органов социального партнерства в формировании и реализации государственной политики в сфере труда (ст. 35.1 ТК РФ)

Проекты законодательных актов, нормативных правовых актов и иных актов органов исполнительной власти и органов местного самоуправления в сфере труда, а также документы и материалы, необходимые для их обсуждения, направляются на рассмотрение в соответствующие комиссии по регулированию социально-трудовых отношений соответствующим профсоюзам (объединениям профсоюзов) и объединениям работодателей федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ или органами местного самоуправления, принимающими указанные акты.

Решения соответствующих комиссий по регулированию социально – трудовых отношений или мнения их сторон, заключения соответствующих профсоюзов (объединений профсоюзов) и объединений работодателей по направленным им проектам законодательных актов, нормативных правовых актов и иных актов органов исполнительной власти и органов местного самоуправления подлежат обязательному рассмотрению федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ или органами местного самоуправления, принимающими указанные акты.

Содержание территориальных соглашений

Содержание и структура соглашения определяются по договоренности между представителями сторон, которые свободны в выборе круга вопросов для обсуждения и включения в соглашение.

В территориальном трехстороннем соглашении устанавливаются общие условия труда, гарантии, компенсации и льготы работникам на территории соответствующего муниципального образования.

Соглашением в рамках муниципального образования могут быть установлены, например:

  • порядок индексации заработной платы (за исключением государственных и муниципальных органов) (ст. 134 ТК РФ);

  • выплаты при выполнении работ в условиях, отклоняющихся от нормальных (ст. 49 ТК РФ);

  • возможность начисления заработной платы в период отстранения работников по медицинским показаниям (ст. 73 ТК РФ) и некоторые другие;

  • гарантии, компенсации и льготы работникам;

  • подготовка и дополнительное профессиональное образование работников, в том числе в целях модернизации производства;

  • вопросы охраны труда;

  • другие вопросы, определенные сторонами.

Территориальным или отраслевым соглашениями могут устанавливаться критерии массового увольнения.

В разделе «Экономическая политика» можно отразить обязательства сторон, направленные на комплексное развитие муниципального образования, например: участие в разработке программ по развитию жилищно-коммунального хозяйства, содействие в привлечении инвестиций, координации деятельности предприятий города (района), и другие.

В сфере охраны окружающей среды – предусмотреть контроль за соблюдением действующего экологического законодательства; организацию мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа (муниципального района); организацию сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов; организацию основных мероприятий по охране окружающей среды и природопользованию; оказание содействия гражданам, общественным объединениям в реализации их прав в области охраны окружающей среды.

В сфере транспорта – содействие в осуществлении деятельности организаций транспорта, дорожного хозяйства; повышение эффективности работы подведомственных организаций; участие в организации транспортного обслуживания населения автомобильным транспортом; участие в решении вопросов организации перевозки грузов; обеспечение организации взаимодействия в сфере безопасности дорожного движения на территории городского округа (муниципального района) и другие.

В сфере дорожного хозяйства можно обозначить следующие направления: обеспечение качественного и своевременного выполнения обязательств по благоустройству и дорожному хозяйству; осуществление мероприятий по капитальному ремонту и содержанию городских, муниципальных автодорог и другие.

Действие территориального соглашения

Соглашение действует в отношении:

  • всех работодателей, являющихся членами объединения работодателей, заключившего соглашение, а также являющихся членами объединений работодателей, иных некоммерческих организаций, входящих в объединение работодателей, заключивших соглашение;

  • работодателей, не являющихся членами объединения работодателей, заключившего соглашение, которые уполномочили указанное объединение от их имени участвовать в коллективных переговорах и заключать соглашение либо присоединились к соглашению после его заключения;

  • органов государственной власти и органов местного самоуправления в пределах, взятых ими на себя обязательств.

В отношении работодателей – органов местного самоуправления, муниципальных учреждений, муниципальных унитарных предприятий соглашение действует также в случае, если оно заключено от их имени уполномоченным органом местного самоуправления (статья 34ТК РФ).

Соглашение действует в отношении всех работников, состоящих в трудовых отношениях с указанными работодателями.

Согласно закону Красноярского края от 22.12.2022г. N 4-1431 “О внесении изменений в Закон края “О социальном партнерстве” (подписан Губернатором Красноярского края 26.12.2022г.) с 01.01.2025 года в Красноярском крае вступает иной порядок распространения регионального соглашения на работодателей. Так, если работодатели, не участвовавшие в заключении соглашения, в течение 45 календарных дней со дня официального опубликования предложения о присоединении к соглашению, не представили в уполномоченный орган мотивированный письменный отказ от присоединения к нему, то такое соглашение считается распространенным на этих работодателей со дня официального опубликования данного предложения.

В случае отказа работодателя от присоединения к соглашению к отказу должен быть приложен протокол консультаций работодателя с выборным органом первичной профсоюзной организации, объединяющей работников данного работодателя, либо с иными представителями работников данного работодателя, избираемыми работниками в случаях, предусмотренных действующим законодательством.

Уполномоченный орган имеет право пригласить представителей данного работодателя и представителей выборного органа первичной профсоюзной организации, объединяющей работников данного работодателя, либо иных представителей работников данного работодателя, а также представителей сторон соглашения для проведения консультаций по вопросу присоединения к нему.

Рекомендации по ведению коллективных переговоров по заключению территориальных соглашений

Для начала работы по ведению переговоров по подготовке и заключению территориальных трехсторонних соглашений по регулированию социально-трудовых отношений необходимо:

1. Формирование сторон социального партнерства:

Сторона профсоюзов. В муниципальном образовании стороной профсоюзов является координационный совет организаций профсоюзов;

Сторона работодателей. На территориальном уровне должно быть создано объединение работодателей (предпринимателей), устав (или заменяющий устав учредительный документ) которого предусматривает осуществление деятельности на территориальном уровне.

Сторона органа местного самоуправления. На территориальном уровне стороной органа местного самоуправления выступает администрация города или района соответствующего муниципального образования.

(Основание: Ст.5 Закона Красноярского края «О социальном партнерстве»)

После формирования сторон социального партнерства создается из полномочных представителей сторон территориальная трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений.

2. Создание территориальной трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

  • территориальная трехсторонняя комиссия является органом социального партнерства на территории муниципального образования;

  • территориальная трехсторонняя комиссия формируется из полномочных представителей сторон социального партнерства на равноправной основе: органов местного самоуправления, объединений профсоюзов и территориальных объединений работодателей;

  • предметом регулирования отношений сторон социального партнерства на территориальном уровне являются социально-трудовые отношения, а также общие условия труда, гарантии трудовых прав и льготы работникам на территории муниципального образования;

  • положение о территориальной трехсторонней комиссии, её состав утверждаются представительным органом местного самоуправления.

3. Переговоры по разработке территориального соглашения

  • сторона социального партнерства (например, ей может выступить координационный совет организаций профсоюзов) направляет в письменном виде двум другим сторонам предложение о начале коллективных переговоров по разработке территориального трехстороннего соглашения**;**

  • представители сторон, получившие предложение о начале коллективных переговоров**, обязаны вступить в переговоры в течение 7 календарных дней** со дня получения указанного предложения, направив инициатору ответ;

  • органом местного самоуправления издается распоряжение о проведении коллективных переговоров по разработке и заключению территориального трехстороннего соглашения.

4. Разработка проекта соглашения и заключение соглашения

  • проект соглашения разрабатывается в ходе коллективных переговоров;

  • порядок, сроки разработки проекта соглашения, время и место проведения заседаний комиссий определяются комиссией, фиксируются в протоколе заседаний комиссии;

  • комиссия имеет право уведомить работодателей, не являющихся членами объединения работодателей, ведущего коллективные переговоры по разработке проекта соглашения и заключению соглашения, о начале коллективных переговоров, а также предложить им формы возможного участия в коллективных переговорах;

  • содержание и структура соглашения определяются по договоренности между представителями сторон (за основу можно взять краевое трехстороннее соглашение по регулированию социально-трудовых отношений либо Макет территориального соглашения, разработанный Федерацией профсоюзов Красноярского края);

  • заключение или изменение соглашений, требующих бюджетного финансирования, осуществляется сторонами до подготовки проекта соответствующего бюджета на финансовый год, относящийся к сроку действия соглашения;

  • соглашение подписывается представителями сторон.

(Основание: Ст.20 Закона Красноярского края «О социальном партнерстве»)


СибНИА уделяет значительное внимание развитию социального партнерства и социальной инфраструктуры в интересах сотрудников института.

Формы социального партнерства:

  • Переговоры по подготовке и заключению Коллективных договоров и соглашений;

  • Контроль за выполнением Коллективных договоров и соглашений;

  • Участие в разрешении трудовых споров;

  • Взаимные консультации по вопросам регулирования трудовых отношений и т. д.

В соответствии с требованиями трудового законодательства мнение представителей сотрудников института учитывается при принятии локальных актов по основным вопросам регулирования трудовых отношений, связанным с оплатой труда, предоставлением гарантий и компенсаций, охраной труда и пр. Основой социального партнерства СибНИА является Коллективный договор.

В Коллективный договор включены взаимные обязательства сотрудников и работодателей по вопросам:

  • Занятость, переобучение, условия высвобождения сотрудников;

  • Рабочее время и время отдыха, включая вопросы предоставления и продолжительности отпусков;

  • Формы, системы и размеры оплаты труда;

  • Улучшение условий и охраны труда сотрудников;

  • Оздоровление и отдых сотрудников;

  • Выплата пособий, компенсаций и др.

Сотрудники института поощряются государственными, ведомственными и региональными наградами, а также корпоративными поощрениями за выдающиеся достижения в профессиональной деятельности в области производства, науки и технологий.

Программа направлена на сохранение и укрепление здоровья сотрудников и профилактику заболеваний. Ежегодно в сентябре формируется список сотрудников института, желающих пройти санаторно-курортное лечение, который утверждается комиссией на основании специальных критериев.

Совет молодых специалистов

Совет молодых специалистов действует в целях объединения молодых специалистов института в возрасте до 35 лет включительно, содействия их скорейшей адаптации в коллективе, обеспечения профессионального роста, выявления и максимально эффективной реализации их творческого потенциала.

СибНИА традиционно разрабатывает и реализует программы по увеличению физической активности и укреплению здоровья своих сотрудников. На территории института функционирует спортивный зал, где проводятся занятия секций по футболу, волейболу, альпинизму и скалолазанию.

Сотрудники института имеют право на получение материальной помощи в связи с рождением ребенка, бракосочетанием сотрудника. Членам семьи умершего сотрудника или пенсионера института предусмотрены расходы на оплату ритуальных услуг, а также выплаты в случае смерти близких родственников сотрудников.

Сотрудники института имеют право на пользование скидками и специальными предложениями от партнеров СибНИА.

Программа направлена на организацию досуга и оздоровление детей сотрудников института в летний период.

Социальное партнёрство

В целях поступательного развития системы профессионального образования иповышения качества трудовых ресурсов, обеспечения учреждений и кампаний Восточного Подмосковья специалистами по профилям подготовки, реализуемым в ГГТУ для решения задач по проведению согласованной политики вобласти трудоустройства и профессионального становления молодых специалистов, Государственное образовательное учреждение высшего образования Московской области Государственный гуманитарно-технологический университет в лице ректора Юсуповой Н.Г. заключил соглашения о социальном партнерстве с нижеследующими организациями и учреждениями:

ЗАО «Эколаб»

ООО «МИШЛЕН Русская Компания по производству шин»

ООО «ЛиАЗ»

ГНУ ВНИИВВиМ ветеринарной вирусологии и микробиологии Россельхозакадемии

ОАО "Научно-производственное предприятие "Респиратор"

ООО "Компьютерный мир"

Российская общественная организация "Преподаватели-практики французского языка» (РОО ППФЯ)

ГБОУ Салтыковский детский дом

ГБОУ Орехово-Зуевский детский дом Московской области

Управление образования администрации Орехово-Зуевского городского округа Московской области

Управление образования администрации городского округа Электросталь Московской области

Основные направления сотрудничества

В результате подписанных соглашений стороны принимают на себя обязательство в рамках своей компетенции содействовать:

— проведению государственной политики в области развития системы качественного профессионального образования, подготовки и переподготовки квалифицированных кадров, востребованных на рынке труда;

— выработке и представлению в установленном порядке в уполномоченные органы государственной власти и местного самоуправления инициатив, направленных на создание максимально благоприятных условий для осуществления заявленной деятельности;

— созданию и развитию элементов инновационной инфраструктуры;

— проведению согласованной кадровой политики, учитывая образовательные составляющие;

— развитию активной самостоятельной профессиональной деятельности, как молодых, так и опытных специалистов в сфере производства и образования.

Сотрудничество и партнерство осуществляются путем:

— участия в изучении потребности рынка труда в специалистах сферы образования, разработке прогнозов подготовки специалистов определенного профиля;

— содействия деятельности по переподготовке и повышению квалификации работников;

— содействия развитию научного и методического творчества студентов, молодых специалистов и опытных работников;

— содействия созданию системы стимулирования притока в сферу образования молодых специалистов и инновационных технологий.

Порядок двухстороннего взаимодействия предполагает:

— оказание взаимной информационно-аналитической поддержки в рамках подписанных соглашений;

— координацию планов и программ по отдельным направлениям деятельности, поддержание взаимодействия партнеров;

— участие своих представителей в составе координационных, совещательных и экспертных органов, формируемых партнерами;

— обмен информацией, представляющей взаимный интерес и необходимой для выполнения условий партнерского соглашения, создания совместных информационных ресурсов;

— проведение взаимных консультаций по вопросам, входящим в их компетенцию, совместных рабочих встреч и тематических семинаров, круглых столов в целях выработки предложений по проблемам, представляющим взаимный интерес;

— создание совместных рабочих групп для выполнения заявленных задач.

Основными механизмами реализации социального партнёрства являются:

— совершенствование содержания образования и организации образовательного процесса, контроля качества образования, материально-техническое обеспечение образовательного процесса.

— заключение и реализация договоров с работодателями о проведении производственной (профессиональной) практики студентов.

— привлечение специалистов, работающих на предприятиях, к преподаванию в Институте.

— привлечение представителей организации в работу Государственной аттестационной комиссии на профильных факультетах.

— заключение партнерами договоров на выполнение работ и оказание услуг.

Оцените статью
Минтруд России