Публично правовой статус государственной службы текст научной статьи по специальности право

ПУБЛИЧНО-ПРАВОВОЙ СТАТУС ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ

В настоящее время в Российской Федерации сложились конституционные основы государственной службы как механизма государственного управления страной. Этот механизм категорически отличается от административной системы управления, которая существовала и действовала ранее. Государственную службу понимают, как определённый вид профессиональной деятельности, который должен отличаться от деятельности трудовой, политической и общественной. Она является специфическим особым институтом в рамках государственного управления.

Ключевые слова

  • государственная служба
  • органы власти
  • государство
  • гражданский служащий
  • публично-правовой статус

СТАТУС ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ

Государственные служащие действуют на основе законов и представляют собой договоры между сторонами. Отношения административной службы регулируются публичным правом, которые не могут быть равноправными. В таких отношениях существует строгая регламентация и субординация. Граждане находятся с одной стороны отношений, а Российская Федерация и ее органы власти — с другой.

ОГРАНИЧЕНИЯ И ОБЯЗАННОСТИ

Когда гражданин становится государственным служащим, он добровольно ограничивает свои права и свободы, заключая служебный контракт. Такие отношения не ограничиваются исполнением обязанностей, а распространяются на все время, на двадцать четыре часа. Государственные служащие могут проводить свободное время или заниматься подработкой только по запросу. Эти отношения влекут за собой ограничение прав и свобод, являются неравноправными и касаются многих аспектов государственной службы.

Государственная служба в России

Государственная служба, как вид профессиональной деятельности, предполагает обеспечение органов государственной власти. Это предполагает приближение к политике, но при этом государственная служба никак не относится к политической деятельности. Отличие между государственным служащим и политиком заключается в том, что политик, как правило, избирается или назначается как представитель политической партии, тогда как государственный служащий назначается на должность в соответствии с определенными квалификационными требованиями.

Главное отличие между ними заключается в том, что политик не обязательно является профессионалом, в то время как государственный служащий обладает специальным образованием и опытом. Государственный служащий никогда не избирается, а нанимается на условиях бессрочного контракта, чтобы выполнить конкретные обязанности на конкурсной основе.

Роль государственной службы в России

Государственная служба обеспечивает работу органов власти в России, таких как президент, Государственная Дума, Совет Федерации и Правительство. Основной задачей государственной службы является обеспечение действий закона, исполнения закона и применения закона в деятельности государственных структур.

Различие между правоприменением и соблюдением права заключается в том, что все граждане обязаны соблюдать законы, но только государственные служащие могут применять право на практике, принимая управленческие решения на основании законов.

Правовой статус государственного служащего

Каждый государственный служащий имеет определенный правовой статус, который определяется нормативными актами России.

Основные аспекты этого статуса включают:

  • Основные права и обязанности
  • Ограничения и запреты
  • Требования к служебному поведению
  • Порядок урегулирования конфликта интересов
  • Представление сведений о доходах и имуществе

Особенности статуса различных категорий государственных служащих зависят от:

  • Назначенных обязанностей
  • Полномочий
  • Специфических особенностей деятельности структур

Государственная служба играет важную роль в обеспечении работы государственных органов в России, гарантируя соблюдение законности и прав граждан.

Российская система государственной службы

Таким образом, Институт государственной службы в Российской Федерации имеет определённые специфические черты. Главной отличительной чертой государственной службы как публично-правового института можно считать её подзаконный характер, то есть, государственная служба подчиняется закону, но не создаёт его.

При этом, интересно отметить, что важным принципом демократического общества в современной России можно считать равный доступ граждан к государственной службе. Если человек соответствует профессиональным требованиям к конкретной должности и если он не подпадает под определённые ограничения, то может претендовать на должность государственного служащего вне зависимости от национальности, вероисповедания, пола, возраста и от других факторов, но как правило, это осуществляется на конкурсной основе, то есть он должен доказать, что лучше других претендентов.

Особенности государственной службы в России

Ещё одной отличительной чертой государственной службы можно назвать её открытость, доступность общественному контролю, по-другому её можно назвать публичной.

Исследуя публично-правовой статус государственной службы, можно отметить, что законодательство идёт по пути смягчения ограничений, которые связаны с получением дополнительных расходов вне своего основного места службы. Развитие законодательства в этом направлении происходит в рамках противодействия коррупции. Но при этом данная антикоррупционная политика усилила контроль над финансовым положением государственного служащего.

Гражданскому служащему в соответствии со ст. 17 Федерального закона № 79-ФЗ от 27 июля 2004 г. О государственной гражданской службе запрещается:

  1. Участвовать на платной основе в деятельности органа управления коммерческой организацией, за исключением случаев, установленных федеральным законом;
  2. Замещать должность гражданской службы в случае избрания или назначения на государственную должность; избрания на выборную должность в органе местного самоуправления;
  3. Осуществлять предпринимательскую деятельность;
  4. Приобретать в случаях ценные бумаги, по которым может быть получен доход;
  5. Получать в связи с исполнением должностных обязанностей вознаграждения от физических и юридических лиц;
  6. Выезжать в связи с исполнением должностных обязанностей за пределы территории РФ за счёт средств физических и юридических лиц, за исключением служебных командировок;
  7. Использовать в целях, не связанных с исполнением должностных обязанностей, государственное имущество, а также передавать их другим лицам;
  8. Принимать без письменного разрешения награды, почётные звания иностранных государств, международных организаций, а также политических партий, если в его должностные обязанности входит взаимодействие с этими организациями;

Государственные служащие и служебный контракт

С государственными служащими заключается служебный контракт, а не трудовой договор. Это связано с тем, что законом установлены ограничения и обязательства при прохождении государственной службы РФ.

Так, государственный служащий не может её продолжать, если имеет непогашенную судимость или гражданство другого государства.

Пересмотр законодательной позиции

Таким образом, можно сделать вывод о пересмотре законодателем позиции о необходимости запрета на оплачиваемую деятельность с оставлением разрешения на занятие педагогической, научной и иной творческой деятельностью.

Для сотрудников правоохранительных службы, а также военнослужащих подобные ограничения всё же остались. Занятие гражданскими служащими другой оплачиваемой деятельностью стало носить уведомительный характер, но усилился контроль за доходами служащих.

Ограничения и контроль

Для всех государственных служащих введено ограничение на замещение в течение двух лет должности, а также выполнение работы на условиях гражданско-правового договора в организациях, если отдельные функции государственного управления данными организациями непосредственно входят в его должностные обязанности.


Журнал: ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 7 • 2023

Оцените статью
Минтруд России