ПРОЕКТ БЮДЖЕТА ФОНДА СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РФ СОСТАВЛЯЕТ

Президент РФ подписал Закон о бюджете ФСС на 2022 г. и плановый период 2023-2024 гг. Определены объемы планируемых доходов и расходов. Например, общий объем доходов Фонда в 2022 г. составит 988,2 млрд руб. Расходы — 944,1 млрд руб. Бюджет будет профицитным.

Предусмотрены межбюджетные трансферты из федерального бюджета на компенсацию выпадающих доходов в связи с применением пониженных тарифов страховых взносов на ОСС на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством для отдельных категорий плательщиков.

Определены объемы трансфертов для оказания отдельным категориям граждан государственной социальной помощи по оплате санаторно-курортного лечения и проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно.

Остатки средств фонда по состоянию на 1 января 2022 г. будут направлены в т. ч. на выплаты по сформированным в 2021 г. обязательствам перед работодателями, осуществившими трудоустройство безработных граждан, а также на частичную компенсацию затрат работодателя на выплату зарплаты работникам из числа трудоустроенных граждан, относящихся к категории молодежи в возрасте до 30 лет.

Федеральный закон от 6 декабря 2021 г. N 393-ФЗ «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов»

Вступает в силу с 1 января 2022 г.

Текст Федерального закона опубликован на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru) 6 декабря 2021 г. N 0001202112060036, в «Российской газете» от 10 декабря 2021 г. N 281 (без Приложений), в Собрании законодательства Российской Федерации от 13 декабря 2021 г. N 50 (часть III) ст. 8400

История рассмотрения и принятия Федерального закона

Структура доходов и расходов Фонда социального страхования рф

Бюджет Фонда и
отчет о его исполнении утверждаются
федеральным законом, а бюджеты региональных
и центральных отраслевых отделений
Фонда и отчеты об их исполнении после
рассмотрения правлением Фонда утверждаются
председателем Фонда.

В бюджет Фонда
социального страхования подлежат
зачислению следующие доходы:

— единый социальный
налог – по ставке, установленной НК РФ
в части, зачисляемой в Фонд социального
страхования РФ

— доходы, распределяемые
органами Федерального казначейства
между бюджетами бюджетной системы РФ,
поступающие от уплаты следующих налогов,
предусмотренных специальными налоговыми
режимами: налога, взимаемого в связи с
применением упрощенной системы
налогообложения, — по нормативу 5%; налога,
взимаемого в виде стоимости патента в
связи с применением упрощенной системы
налогообложения, — по нормативу 5%;
минимального налога, взимаемого в связи
с применением упрощенной системы
налогообложения, — по нормативу 20%;
единого налога на вмененный доход для
отдельных видов деятельности – по
нормативу 5%; единого сельскохозяйственного
налога – по нормативу 6,4%;

— страховые взносы
на обязательное социальное страхование
от несчастных случаев на производстве
и профессиональных заболеваний;

— недоимки, пени,
штрафы по взносам в Фонд социального
страхования РФ;

— доходы от размещения
временно свободных средств Фонда
социального страхования РФ;

— штрафы, санкции,
суммы, поступающие в результате возмещения
ущерба;

— межбюджетные
трансферты из федерального бюджета,
передаваемые фонду социального
страхования РФ;

— прочие поступления.

Расходы бюджета
Фонда социального страхования
осуществляются исключительно на цели,
определенные законодательством РФ,
включая законодательство о конкретных
видах обязательного социального
страхования (пенсионного, социального,
медицинского), в соответствии с бюджетами
указанных фондов, утвержденными
федеральными законами субъектов РФ

Анализ изменения структуры доходов и структуры расходов фонда социального страхования рф

Проект бюджета
Фонда социального страхования Российской
Федерации сформирован по доходам: в
2008 год в сумме 305,7 млрд. рублей, или 116,5%
к уровню 2007 года; в 2009 году- 346,47 млрд.
рублей, или 113,3% к уровню 2008 года; в 2010
году – 389,96 млрд. рублей или 112,6% к уровню
2009 года.

Важнейшими
составными частями структуры доходной
части Фонда являются: доходы по
обязательному социальному страхованию
– в 2008 году – 217,4 млрд. рублей, или 125,8%
к уровню 2007 года, в 2009 году- 250,7 млрд.
рублей (в том числе средства федерального
бюджета на покрытие дефицита – 0,56 млрд.
рублей), или 115,3% к уровню 2008 года, в 2010
году – 288,4 млрд. рублей (в том числе
средства федерального бюджета на
покрытие дефицита – 6,29 млрд. рублей),
или 115,1% к уровню 2009 года; доходы по
обязательному социальному страхованию
от несчастных случаев на производстве
и профессиональных заболеваний – в
2008 году — 44,4 млрд. рублей или 99,3% к уровню
2007 года, в 2009 году – 51,24 млрд. рублей, или
115,3% к уровню 2008 года, в 2010 году — 55,8 млрд.
рублей или 108,9% к уровню 2009 года;
межбюджетные трансферты из федерального
бюджета — в 2008 году -27,2 млрд. рублей или
99,6% к уровню 2007 года, в 2009 году — 28,1 млрд.
рублей (с учетом средств на покрытие
дефицита бюджета Фонда в сумме 0,56 млрд.
рублей) или 103,2% к уровню 2008 года, в 2010
году — 34,98 млрд. рублей (с учетом средств
на покрытие дефицита бюджета Фонда в
сумме 9,29 млрд. рублей) или 124,6% к уровню
2009 года.

Представленный
проект бюджета Фонда сформирован с
текущим дефицитом по средствам на
обязательное социальное страхование
и по средствам на обязательное социальное
страхование от несчастных случаев на
производстве и профессиональных
заболеваний в 2008 и 2009 годах.

Расходы Фонда
предусмотрены – в 2008 году в сумме 323,9
млрд. рублей или 112,7% к уровню 2007 года, в
2009 году – 356,1 млрд. рублей, или 109,9% к
уровню 2008 года, в 2010 году в сумме 389,5
млрд. рублей или 109,4% к уровню 2009 года,
включая расходы по следующим видам: на
обязательное социальное страхование
– в 2008 году в сумме 232,2 млрд. рублей или
116,3% к уровню 2007 года, в 2009 году — 259,6 млрд.
рублей, или 111,8% к уровню 2008 года, в 2010
году — 288,4 млрд. рублей, или 111,1% к уровню
2009 года; на обязательное социальное
страхование от несчастных случаев на
производстве и профессиональных
заболеваний – в 2008 году в сумме 47,8 млрд.
рублей, или 110,9% к уровню 2007 года, в 2009
году – 51,9 млрд. рублей, или 108,6% к уровню
2008 года, в 2010 году – 55,3 млрд. рублей, или
106,6% к уровню 2009 года.

В проекте бюджета
Фонда предусмотрено увеличение
максимального размера пособия по
временной нетрудоспособности в 2008 году
с 16125 рублей до 17250 рублей с учетом
индексации на уровень инфляции (107,0%).
Следует отметить, что в 2009 и 2010 годах
такая индексация не предусматривается.

Будет увеличен
максимальный размер пособия по
беременности и родам с 16125 рублей до
23400 рублей, исходя из максимального
дохода в расчете на месяц, с которого
начисляется единый социальный налог
по максимальной ставке.

Предусматривается
увеличение максимальной суммы, из
которой исчисляется размер единовременной
выплаты в связи с несчастным случаем
на производстве и профессиональным
заболеванием в 2008 году до 50200 рублей, в
2009 году – 53500 рублей, в 2010 году — 56700
рублей. При этом максимальный размер
ежемесячной страховой выплаты в связи
с несчастным случаем на производстве
и профессиональным заболеванием
проиндексирован на уровень инфляции и
определен на 2008 год в размере 38500 рублей,
в 2009 году – 41000 рублей и в 2010 году – 43500
рублей.

Размер единовременного
пособия при рождении ребенка предусмотрен
из расчета 8000 рублей, при этом индексация
не предусмотрена. Для застрахованных
работников размер ежемесячного пособия
по уходу за ребенком до достижения им
возраста полутора лет составляет 40% их
среднего заработка. При этом минимальный
размер пособия устанавливается не ниже
размера, установленного для неработающих
(1500 рублей на первого ребенка, 3000 рублей
на второго и последующих детей),
максимальный размер не должен превышать
6000 рублей.

Проект бюджета
Фонда на 2008 год определяет прогнозируемый
дефицит бюджета в сумме 18,2 млрд. рублей,
что свидетельствует о финансовой
неустойчивости Фонда и является
аргументом необходимости реформирования
всей системы обязательного социального
страхования.

Счетная палата
Российской Федерации полагает
целесообразным обратить внимание на
необходимость рассмотрения и решения
в ближайшей перспективе следующих
вопросов: принятия мер по разработке
федерального закона, определяющего
статус Фонда с учетом современного
состояния системы социального страхования
и перспектив ее развития; возможности
изменения налогового законодательства
в части освобождения от обложения
налогом на доходы физических лиц пособий
по временной нетрудоспособности;
принятия, в целях законодательного
обеспечения прав граждан в области
санаторно-курортного лечения,
соответствующего федерального закона.

В
составе трансфертов, перечисляемых
бюджету Фонда социального страхования
Российской Федерации запланированы
ассигнования на: выплаты пособий по
уходу за ребенком до достижения им
возраста полутора лет гражданам, не
подлежащим обязательному социальному
страхованию, и гражданам, подвергшимся
воздействию радиации вследствие
радиационных аварий и ядерных испытаний
в 2008 году — 18,2 млрд. рублей, в 2009 году —
17,9 млрд. рублей, в 2010 году — 10,4 млрд.
рублей; обеспечение инвалидов техническими
средствами реабилитации,
включая изготовление и ремонт
протезно-ортопедических изделий в 2008
году — 9,0 млрд. рублей (140% к уровню 2007
года), в 2009 году — 9,7 млрд. рублей (107,7% к
предыдущему году), в 2010 году — 10,4 млрд.
рублей (107,8% к предыдущему году).

См. Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов, утв. Минфином России.

Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации

С 1 января 2023 г. в соответствии с Федеральным законом от 14 июля 2022 г. N 236-ФЗ «О Фонде пенсионного и социального страхования Российской Федерации» создан Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации путем реорганизации государственного учреждения — Пенсионного фонда Российской Федерации — с одновременным присоединением к нему Фонда социального страхования Российской Федерации.

Бюджет СФР на очередной финансовый год и плановый период сформирован раздельно по каждому виду обязательного социального страхования и социального обеспечения.

Доходы бюджета СФР сформированы исходя из установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации нормативов распределения доходов от уплаченных страховых взносов исходя из единого тарифа страховых взносов на обязательное пенсионное страхование (норматив установлен на уровне 72,8%), на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (норматив установлен на уровне 8,9%), на обязательное медицинское страхование, установленного в размере 30% в пределах установленной величины базы для исчисления страховых взносов, 15,1% — свыше установленной предельной величины базы для исчисления страховых взносов.

С 1 января 2023 г. установлен единый размер предельной величины базы для исчисления страховых взносов для обязательного пенсионного страхования, обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в отношении каждого физического лица.

Доходы по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний рассчитаны исходя из среднего по видам экономической деятельности страхового тарифа в размере 0,5% к суммам выплат и иных вознаграждений, которые начислены в пользу застрахованных в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров.

Для отдельных категорий плательщиков, определенных законодательством, применены пониженные тарифы страховых взносов с учетом установленных сроков их действия. Соответствующие выпадающие доходы бюджета СФР от применения указанных пониженных тарифов страховых взносов компенсируются за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета.

При формировании доходной части бюджета учтен «мораторий» на 2023 — 2025 гг. на направление страховых взносов на финансирование накопительной пенсии.

Также учтены доходы бюджета СФР от поступления межбюджетных трансфертов из бюджетов субъектов РФ в связи с введением с 1 апреля 2022 г. ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 8 до 17 лет, установленной Указом Президента Российской Федерации от 31 марта 2022 г. N 175, и с 1 января 2023 г. универсального пособия гражданам, имеющим детей, и беременным женщинам в рамках исполнения поручения Президента Российской Федерации от 2 мая 2021 г. N Пр-753, предоставляемых на условии софинансирования.

Расходы в части обязательного пенсионного страхования сформированы с учетом следующих особенностей:

— учтено повышение пенсионного возраста, ежегодная корректировка и индексация страховых пенсий и фиксированной выплаты к страховой пенсии, а также пенсий по государственному пенсионному обеспечению с учетом предусмотренных законодательством параметров;

— расчет бюджетных ассигнований на осуществление отдельных полномочий, переданных СФР в виде выплат, пособий и компенсаций, осуществлен исходя из прогнозных показателей численности получателей, средних размеров соответствующих выплат и иных индикаторов в зависимости от характера мер государственной защиты (поддержки).

В части обязательного социального страхования расходы сформированы с учетом параметров, установленных действующим законодательством об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и об обязательном социальном страховании от несчастных случаев и профессиональных заболеваний.

Размеры пособий застрахованным лицам, имеющим детей, установленные в фиксированном размере, определены с учетом их ежегодной индексации с 1 февраля на индекс потребительских цен предыдущего года.

При расчете расходов на финансовое обеспечение единовременных и ежемесячных страховых выплат по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний сумма, из которой исчисляется их размер, предусмотрена с учетом ее ежегодной индексации с 1 февраля на индекс потребительских цен предыдущего года.

ФОНД ПЕНСИОННОГО И СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Департамент организации обеспечения страховых выплат информирует, что согласно Плану мероприятий («Дорожная карта») по переходу страхователей на беззаявительное (проактивное) взаимодействие с Фондом планируется отключение «Шлюз приема документов» в срок не позднее 31.12.2023, за исключением:

— реестров с признаком перерасчет
— реестров с признаком «Проживание на территории по 20-ФЗ».

Примечание:
Если вы используете подключение к базе данных, установленной на удаленный сервер, то сначала нужно установить новую версию МЧД на этот сервер с учетом условий выше.

Сервис ЭЛН и СЭДО поддерживает работу с двумя действующими сертификатами ФСС

Электронные доверенности (МЧД)

1. Утвердить основные характеристики бюджета Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации (далее — Фонд) на 2023 год:

1) прогнозируемый общий объем доходов бюджета Фонда в сумме 13 711 223 371,4 тыс. рублей, в том числе в части, не связанной с формированием средств для финансирования накопительной пенсии, в сумме 13 629 662 742,9 тыс. рублей, из них доходы по обязательному пенсионному страхованию в сумме 9 047 884 598,7 тыс. рублей, по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в сумме 929 865 681,4 тыс. рублей и по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в сумме 185 761 726,4 тыс. рублей. Прогнозируемый объем межбюджетных трансфертов, получаемых из федерального бюджета в сумме 5 076 182 463,6 тыс. рублей, из бюджетов субъектов Российской Федерации в сумме 203 331 601,0 тыс. рублей и из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования в сумме 15 166 132,0 тыс. рублей;

2) общий объем расходов бюджета Фонда в сумме 13 541 342 671,3 тыс. рублей, в том числе в части, не связанной с формированием средств для финансирования накопительной пенсии, в сумме 13 494 759 910,8 тыс. рублей, из них объем расходов по обязательному пенсионному страхованию в сумме 9 060 669 736,3 тыс. рублей, по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в сумме 838 157 398,7 тыс. рублей и по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в сумме 129 712 075,1 тыс. рублей;

3) объем профицита бюджета Фонда в сумме 169 880 700,1 тыс. рублей, в том числе объем профицита бюджета Фонда в части, связанной с формированием средств для финансирования накопительной пенсии, в сумме 34 977 868,0 тыс. рублей и объем профицита бюджета Фонда в части, не связанной с формированием средств для финансирования накопительной пенсии, в сумме 134 902 832,1 тыс. рублей, из них объем дефицита бюджета Фонда по обязательному пенсионному страхованию в сумме 12 785 137,6 тыс. рублей, объем дефицита бюджета Фонда в части переданных полномочий в сумме 69 964,3 тыс. рублей, объем профицита бюджета Фонда в части обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в сумме 91 708 282,7 тыс. рублей и объем профицита бюджета Фонда в части обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в сумме 56 049 651,3 тыс. рублей.

2. Утвердить основные характеристики бюджета Фонда на плановый период 2024 и 2025 годов:

1) прогнозируемый общий объем доходов бюджета Фонда на 2024 год в сумме 14 495 337 846,5 тыс. рублей и на 2025 год в сумме 15 422 128 889,3 тыс. рублей, в том числе в части, не связанной с формированием средств для финансирования накопительной пенсии, на 2024 год в сумме 14 413 000 247,0 тыс. рублей и на 2025 год в сумме 15 336 342 961,7 тыс. рублей, из них доходы по обязательному пенсионному страхованию на 2024 год в сумме 9 397 907 808,7 тыс. рублей и на 2025 год в сумме 10 028 226 664,6 тыс. рублей, по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на 2024 год в сумме 1 006 295 472,1 тыс. рублей и на 2025 год в сумме 1 081 227 474,9 тыс. рублей и по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2024 год в сумме 203 448 537,3 тыс. рублей и на 2025 год в сумме 221 796 143,2 тыс. рублей. Прогнозируемый объем межбюджетных трансфертов, получаемых из федерального бюджета на 2024 год в сумме 5 133 617 432,5 тыс. рублей и на 2025 год в сумме 5 362 496 266,2 тыс. рублей, из бюджетов субъектов Российской Федерации на 2024 год в сумме 256 844 006,4 тыс. рублей и на 2025 год в сумме 279 603 521,4 тыс. рублей и из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2024 год в сумме 15 316 055,0 тыс. рублей и на 2025 год в сумме 15 148 515,0 тыс. рублей;

2) общий объем расходов бюджета Фонда на 2024 год в сумме 14 303 900 523,9 тыс. рублей и на 2025 год в сумме 14 975 185 085,8 тыс. рублей, в том числе в части, не связанной с формированием средств для финансирования накопительной пенсии, на 2024 год в сумме 14 255 097 276,0 тыс. рублей и на 2025 год в сумме 14 924 468 623,2 тыс. рублей, из них объем расходов по обязательному пенсионному страхованию на 2024 год в сумме 9 335 621 455,7 тыс. рублей и на 2025 год в сумме 9 693 957 686,1 тыс. рублей, по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на 2024 год в сумме 973 847 603,3 тыс. рублей и на 2025 год в сумме 1 075 111 717,0 тыс. рублей и по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2024 год в сумме 140 279 788,1 тыс. рублей и на 2025 год в сумме 150 306 541,1 тыс. рублей;

3) объем профицита бюджета Фонда на 2024 год в сумме 191 437 322,6 тыс. рублей, в том числе объем профицита бюджета Фонда в части, связанной с формированием средств для финансирования накопительной пенсии, в сумме 33 534 351,6 тыс. рублей и объем профицита бюджета Фонда в части, не связанной с формированием средств для финансирования накопительной пенсии, в сумме 157 902 971,0 тыс. рублей, из них объем профицита бюджета Фонда в части обязательного пенсионного страхования в сумме 62 286 353,0 тыс. рублей, объем профицита бюджета Фонда в части обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в сумме 32 447 868,8 тыс. рублей и объем профицита бюджета Фонда в части обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в сумме 63 168 749,2 тыс. рублей, и объем профицита бюджета Фонда на 2025 год в сумме 446 943 803,5 тыс. рублей, в том числе объем профицита бюджета Фонда в части, связанной с формированием средств для финансирования накопительной пенсии, в сумме 35 069 465,0 тыс. рублей и объем профицита бюджета Фонда в части, не связанной с формированием средств для финансирования накопительной пенсии, в сумме 411 874 338,5 тыс. рублей, из них объем профицита бюджета Фонда в части обязательного пенсионного страхования в сумме 334 268 978,5 тыс. рублей, объем профицита бюджета Фонда в части обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в сумме 6 115 757,9 тыс. рублей и объем профицита бюджета Фонда в части обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в сумме 71 489 602,1 тыс. рублей.

В
бюджет
ФСС России подлежат зачислению следующие
виды
доходов:

■ страховые
взносы на обязательное социальное
страхование
от
несчастных случаев на производстве и
профессиональных заболеваний,

■ недоимки,
пени и штрафы по взносам в ФСС России,

■ доходы
от размещения временно свободных средств

ФСС
России,

■ штрафы,
санкции, суммы, поступающие в результате
возмещения ущерба,

■ межбюджетные
трансферты из федерального бюджета,
передаваемые ФСС России,

Расходы
бюджета
ФСС России непосредственно зависят от
структуры системы социального страхования,
которая включает в себя следующие
элементы:

социальное
страхование на случай нетрудоспособности
в результате общего заболевания,
материнства и смерти; социальное
страхование
от несчастных случаев на производстве
и профессиональных заболеваний;
социальное обеспечение отдельных
категорий граждан. Основной объем
расходов этого фонда составляют выплаты
различного рода пособий и страховые
выплаты по видам социального страхования
(около 90%). За счет средств фонда возмещаются
(полностью или частично) расходы
работников, детей и определенных
социальных групп населе­ния,
санаторно-курортное лечение и реабилитацию,
содержатся детско-юношеские спортивные
школы, осуществляются затраты на
управление и материально-техническое
обеспечение деятельности фонда.

Учитывая
вышесказанное, расходы бюджета ФСС
России можно сгруппировать их по
функциональному признаку:

■ выплата
пособий и расходы по социальному
страхованию на случай нетрудоспособности
в результате общего заболевания,
материнства и смерти;

■ пособий
по временной нетрудоспособности в
результате общего заболевания или ухода
за больным членом семьи,

■ пособий
по беременности и родам,

■ пособий
при постановке на учет при ранних сроках
бере­менности,

■ пособий
при рождении ребенка,

■ пособий
по уходу за ребенком до 1,5
лет,

■ пособий
на погребение,

■ расходы
на санаторно-курортное лечение работников
и чле­нов их семей;

2) Выплата пособий и расходы по социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных за­болеваний

■ пособий
по временной нетрудоспособности в
результате производственной травмы
или профессионального заболе­вания,

■ оплата
санитарно-курортного лечения,
дополнительного ухода, расходов,
связанных с социальной и профессиональ­ной
реабилитацией;

3) Расходы на социальное обеспечение (преимущественно за счет межбюджетных трансфертов)

■ оплата
льгот при выплате пособий и
санитарно-курортного лечения лиц,
пострадавших в результате радиационных
ка­тастроф, и ветеранов Великой
Отечественной войны,

■ содержание
детских и юношеских спортивных школ,

■ расходы
на родовспоможение;

■ расходы
на управление и материальное обеспечение
деятельности фонда;

5) Прочие расходы.

Пособия
по временной нетрудоспособности в
результате общего заболевания или ухода
за больным членом семьи
составляют наибольший удельный вес в
расходах ФСС России — около 56%.
Их
размер зависит от среднемесячной
заработной платы за предшествующие
периоды и причин заболевания и трудового
стажа. Пособия выплачиваются на
основании
больничных листов.

Из
ФСС России выплачивается
ряд пособий по беременности и родам и
на детей (их
доля — около 16%),
включающих:
пособия
no
беременности
и родам (их размер устанавливается в
зависимости от ежемесячной заработной
платы застрахованного лица за прошедший
период,
срока
отпуска по беременности и родам);
единовременные пособия
женщинам,
вставшим на учет в медицинских учреждениях
на раннем сроке беременности, единовременные
пособия при рождении ребенка
и
ежемесячные пособия по уходу за ребенком
до
полутора лет, расходы
на родовспоможение.
Для
получения такой помощи женщины должны
получить целевые сертификаты.

Пособия
на погребение незначительны
по своему удельному весу в общих расходах
фонда (до 1%)
и
представляют собой разовые выплаты,
устанавливаемые законодательно в
абсолютной сумме (с 1
января
2009
г.
они увеличены с 1
тыс.
руб. до 4
тыс.
руб.).

Пособия
и расходы по социальному страхованию
от несчастных случаев на производстве
и профессиональных заболеваний составляют
примерно 18%
общего
объема расходов ФСС России. Названные
пособия и расходы финансируются
преимущественно за счет страховых
взносов и направлены на компенсацию
потерь заработной платы и других доходов
по причине временной или постоянной
нетрудоспособности в результате
производственной травмы, профессионального
заболевания и потери кормильца,
произошедшего по вине работодателя, а
также на проведение медицинских и
профилактических мероприятий по снижению
уровня профессиональных заболеваний
и производственного травматизма.

К
такого
рода пособиям относятся: пособия по
временной нетрудоспособности, размер
которых
не зависит от трудового стажа и
предполагает полное возмещение
потерянного дохода (заработной платы);
единовременные месячные пособия
(страховые выплаты), которые дифференцируются
в
зависимости
от степени утраты трудоспособности
(временная или постоянная утрата, степень
травматизма и т.д.). Ежемесячные страховые
выплаты,
а
также расходы на медицинскую, социальную
и профессиональную реабилитацию занимают
наиболее значимое место в составе
расходов
по
профессиональному социальному страхованию
— 13 и 2,5% соответственно.

Расходы
на санаторно-курортное лечение
осуществляются как расходы социального
страхования работников, членов их семей
и работ­ой в связи с профессиональной
реабилитацией, так и по линии социального
обеспечения лиц, пострадавших в результате
радиационных катастроф, и ветеранов
Великой Отечественной войны. В последние
годы
существенно
сокращены расходы на санаторно-курортное
лечение
работников,
не связанное с профессиональной
реабилитацией, но увеличиваются расходы
на оздоровление детей (7,5% общих расходов
) и оплату путевок участникам Великой
Отечественной войны. Смещение расходов
на санаторно-курортное обслуживание
работников п членов их семей осуществляется
по решению комиссии, создаваемой на
предприятии. Работникам могут выдаваться
на льготных условиях
путевки
в санатории, профилактории, оздоровительные
лагеря, в том числе на детей.

Расходы
на содержание детских и юношеских
спортивных школ
минимальны и не набирают даже 1% всех
расходов фонда. Этому важ­ному
направлению
оздоровления подрастающего поколения
уделяется, к сожалению, очень мало
внимания.

Расходы
на содержание аппарата управления,
материально-техническое
обеспечение
деятельности ФСС России и прочие его
расходы
низки
по своему содержанию с аналогичными
расходами ПФР и составляют не более 2%.

Управление
средствами социального страхования
осуществляется совместно с органами
управления фондом и предприятий. Выплата
пособий и оплата путевок производятся
непосредственно на пред­приятии
за
счет страховых взносов. Работодатели
перечисляют
в ФСС России страховые взносы только в
сумме, оставшейся после выплаты пособий
и оплаты путевок. Если средств, начисленных
в виде страховых взносов, оказывается
недостаточно для вы­платы
пособий,
то предприятие имеет право на получение
субсидии из ФСС России. Таким образом
реализуется принцип децентрализованного
управления финансовыми потоками фонда,
обеспечивающий эффективность и
экономность использования этих
внебюджетных средств.

Финансовая
деятельность ФСС России осуществляется
в соответствии с ежегодно утверждаемым
Государственной Думой бюджетом.

Соседние файлы в папке Лекции

Планируется, что на выплаты пенсий будет направлено более 9,5 трлн руб., а на поддержку семей с детьми – более 1,9 трлн руб. Минтруд России подчеркивает1, что Социальный фонд России будет обеспечивать все те меры поддержки и страховые выплаты, которые сейчас администрируют ПФР и ФСС. Напомним, Социальный фонд России был создан на базе этих внебюджетных фондов и приступит к работе с 1 января 2023 года (Федеральный закон от 14 июля 2022 г. № 236-ФЗ).

В целом объем расходов Социального фонда России в будущем году составит свыше 13,5 трлн руб. » Это выплата пенсий, пособий по временной нетрудоспособности и в связи с материнством, ежемесячных денежных выплат, универсального пособия и других мер поддержки семей с детьми. Помимо прямых денежных выплат гражданам Социальный фонд будет обеспечивать граждан с инвалидностью средствами технической реабилитации, финансировать программу субсидирования найма, пилотные проекты в сфере комплексной реабилитации и социальные программы», – рассказал Министр труда и социальной защиты РФ Антон Котяков.

Чиновник подчеркнул, что при формировании бюджета фонда не был использован принцип перекрестного финансирования. Иными словами, средства от одного вида страхования не используются для покрытия расходов по другому виду страхования.

Что касается доходов Социального фонда России, то в 2023 году их общий размер составит по прогнозу 13,7 трлн руб. Из них 7,3 трлн руб. – это поступления от пенсионных взносов. Еще 856 млрд руб. – от взносов на социальное страхование по временной нетрудоспособности и 182 млрд руб. – от взносов на страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Из федерального бюджета в бюджет Социального фонда России будет направлено порядка 5 трлн руб.

Проект бюджета Социального фонда России доступен для общественного обсуждения, которое продлится до 29 сентября2.

Добавим, что на текущий год расходы ПФР запланированы в размере 10,2 трлн руб., расходы ФСС – в размере 944,1 млрд руб. ( Федеральный закон от 6 декабря 2021 г. № 391-ФЗ «О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов», Федеральный закон от 6 декабря 2021 г. № 393-ФЗ «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов»).

1 С информацией можно ознакомиться на официальном сайте Минтруда России (https://mintrud.gov.ru/social/social/1276).

2 С текстом законопроекта «О бюджете Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов» и материалами к нему можно ознакомиться на федеральном портале проектов нормативных правовых актов (ID: 04/13/09-22/00131702).

Оцените статью
Минтруд России