Представителями работников в социальном партнерстве являются лица, имеющие право выступать от имени трудового коллектива в силу предоставленных им на это полномочий. Рассмотрим, кто может быть таким представителем и на каком основании.
Подготовлена редакция документа с изменениями, не вступившими в силу
Путеводитель по кадровым вопросам. Вопросы применения ст. 29 ТК РФ
Представителями работников в социальном партнерстве являются: профессиональные союзы и их объединения, иные профсоюзные организации, предусмотренные уставами общероссийских, межрегиональных профсоюзов, или иные представители, избираемые работниками в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.
(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Интересы работников при проведении коллективных переговоров, заключении или изменении коллективного договора, осуществлении контроля за его выполнением, а также при реализации права на участие в управлении организацией, рассмотрении трудовых споров работников с работодателем представляют первичная профсоюзная организация или иные представители, избираемые работниками.
Интересы работников при проведении коллективных переговоров, заключении или изменении соглашений, разрешении коллективных трудовых споров по поводу заключения или изменения соглашений, осуществлении контроля за их выполнением, а также при формировании и осуществлении деятельности комиссий по регулированию социально-трудовых отношений представляют соответствующие профсоюзы, их территориальные организации, объединения профессиональных союзов и объединения территориальных организаций профессиональных союзов.
Интересы работодателя при проведении коллективных переговоров, заключении или изменении коллективного договора, а также при рассмотрении и разрешении коллективных трудовых споров работников с работодателем представляют руководитель организации, работодатель — индивидуальный предприниматель (лично) или уполномоченные ими лица в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, учредительными документами юридического лица (организации) и локальными нормативными актами.
При проведении коллективных переговоров, заключении или изменении соглашений, разрешении коллективных трудовых споров по поводу их заключения или изменения, а также при формировании и осуществлении деятельности комиссий по регулированию социально-трудовых отношений интересы работодателей представляют соответствующие объединения работодателей. В случае отсутствия на федеральном, межрегиональном, региональном или территориальном уровне социального партнерства отраслевого (межотраслевого) объединения работодателей его полномочия может осуществлять соответственно общероссийское, межрегиональное, региональное, территориальное объединение работодателей при условии, что состав членов такого объединения отвечает требованиям, установленным федеральным законом для соответствующего отраслевого (межотраслевого) объединения работодателей.
Часть третья утратила силу.
Часть четвертая утратила силу.
Сторонами
социального партнерства являются
работники и работодатели в лице
уполномоченных в установленном порядке
представителей.
ОГВ
и ОМС являются сторонами социального
партнерства в случаях, когда они выступают
в качестве работодателей, а также в
других случаях, предусмотренных трудовым
законодательством. Например, статья 34
ТК РФ соответствующие органы представителей
власти в социальном партнерстве могут
представлять интерес работодателя-учреждения
финансируемого из соответствующего
бюджета (в данном случае орган будет
являться представителем стороны
социального партнерства).
По
общему правилу сторонами СП являются
работники и работодатели в лице
уполномоченных в установленном порядке
представителей.
Представителями
работника могут быть 2 категории субъектов
трудового права:
—
профессиональные союзы и их объединения,
иные профсоюзные организации
предусмотренные уставами общероссийских
и межрегиональных профсоюзов.
В
статье 30 КРФ посвященной праву на
объединения профсоюзы стояли отдельно,
они признаны выполнять роль особых
регуляторов и являются неизменным
элементом гражданского общества.
—
Иные избираемые представители работников.
В
случае, когда работники данного
работодателя не объединены в какие либо
первичные профсоюзы или ни одна из
имеющихся профсоюзных организаций не
объединяет более половины работников
данного работодателя и не уполномочена
в установленном порядке представлять
интересы всех работников в социальном
партнерстве на локальном уровне, на
общем собрании (конференции работников)
из числа работников может быть избран
иной представитель (представительный
орган) тайным голосованием. Наличие
такого представителя не может являться
препятствием для осуществления
профсоюзными организациями своих
функций.
Иными
представителями работников могут быть:
•
Представительные
органы (Совет трудового коллектива,
совет персонала)
•
Конкретные
выборные представители коллектива
работников
Иных
представителей работников необходимо
приравнивать в правах с представительным
органом.
ППО
или иной представитель работников
представляет интересы работников при
проведении коллективных переговоров,
заключении или изменении коллективного
договора при осуществлении контроля
за его выполнением, при участии в
управлении организацией и рассмотрении
трудовых споров (ТС). Иные избираемые
представители могут действовать только
на локальном уровне.
Дополнительно
к разделу 2 ТК необходимо обращаться к
ФЗ от 27 ноября 2002 года об объединениях
работодателей.
На
локальном уровне интересы работодателя
при проведении коллективных переговоров
и заключении коллективного договора,
а также при рассмотрении коллективных
трудовых споров представляют:
—
Работодатель — индивидуальный
предприниматель (лично)
—
Уполномоченные ими лица в соответствии
с НПА, учредительными документами
юридического лица или локальными
нормативными актами
Начиная
с территориального уровня и заканчивая
федеральным уровнем социального
партнерства интересы работодателя
представляют соответствующие объединения
работодателей.
Объединения
работодателей – это некоммерческая
организация, объединяющая на добровольной
основе работодателей для представительства
интересов и защиты прав своих членов о
взаимоотношениях с профессиональными
союзами, органами государственной
власти и местного самоуправления.
В
отдельных случаях иными представителями
работодателей – государственных или
муниципальных учреждений могут быть
соответствующие федеральные органы
исполнительной власти. Региональные
органы исполнительной власти и органы
местного самоуправления (пример статья
34 ТК ФР). Причина: данные организации
финансируются за счет средств бюджетов
поэтому ОГВ и местного самоуправления
должны иметь возможность влиять на
процесс социального партнерства в части
принятия и исполнения обязательств
влекущих бюджетные расходы.
Соседние файлы в предмете Трудовое право
Добавить в «Нужное»
- Социальное партнерство в сфере труда
- Понятие социального партнерства
- Стороны социального партнерства
- Принципы социального партнерства
- Уровни социального партнерства
- Формы социального партнерства в сфере труда
- Представители работников
- Представители работодателей
- Органы социального партнерства
- Ответственность сторон социального партнерства
- Гарантии для представителей работников
- Как стать представителем работников?
- Стороны и органы, взаимодействующие в соцпартнерстве
- Понятие и значение социального партнерства в трудовом праве
- Участие государства в соцпартнерстве
- Ответственность представителей
- Принципы, уровни и формы социального партнерства
- Ответственность за неисполнение функций представителями
- Соцпартнерство — сотрудничество работников и работодателей
- Итоги
Социальное партнерство в сфере труда
В Трудовом кодексе социальному партнерству отведен целый раздел (раздел II ТК РФ). Однако мало кто знает, что же такое социальное партнерство в сфере труда. Об этом партнерстве мы расскажем в нашей консультации.
Понятие социального партнерства
Социальное партнерство в сфере труда – это система взаимоотношений между работниками (их представителями), работодателями (их представителями), органами государственной власти, органами местного самоуправления, которая направлена на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений (ст. 23 ТК РФ).
Стороны социального партнерства
Как становится уже понятно из определения социального партнерства, сторонами такого партнерства являются работники и работодатели в лице представителей, уполномоченных в установленном порядке.
Представителями работников в социальном партнерстве являются профсоюзы и их объединения, иные профсоюзные организации, предусмотренные уставами общероссийских, межрегиональных профсоюзов, или иные представители (ст. 29, 31 ТК РФ).
По общему правилу представителями работодателя могут выступать руководитель организации, ИП-работодатель, объединения работодателей (ст. 33 ТК РФ).
Более подробно о представителях работников и о представителях работодателей мы расскажем ниже.
Что же касается органов государственной власти и органов местного самоуправления, то они являются сторонами социального партнерства в случаях, когда они сами выступают в качестве работодателей, а также в иных случаях, предусмотренных законодательством (ст. 25 ТК РФ). Например, федеральным органам исполнительной власти дано право представлять работодателей — подведомственные указанным органам организации при проведении коллективных переговоров, заключении и изменении отраслевых/межотраслевых соглашений на федеральном уровне (Постановление Правительства РФ от 10.08.2005 N 500).
Принципы социального партнерства
К основным принципам социального партнерства относятся (ст. 24 ТК РФ):
Уровни социального партнерства
Трудовым кодексом установлено 6 уровней социального партнерства (ст. 26 ТК РФ):
Формы социального партнерства в сфере труда
Существуют следующие формы социального партнерства (ст. 27 ТК РФ):
Представители работников
Разобраться с тем, кто и когда является представителем работников, поможет наша таблица.
Стоит отметить, что в социальном партнерстве первичные профсоюзные организации и их органы представляют на локальном уровне интересы работников конкретного работодателя, являющихся членами соответствующих профсоюзов (ст. 30 ТК РФ), а в некоторых случаях — интересы всех работников данного работодателя независимо от их членства в профсоюзах.
Работники, которые не являются членами профсоюза, вправе уполномочить орган первичной профсоюзной организации представлять их интересы во взаимоотношениях с работодателем по вопросам индивидуальных трудовых отношений и непосредственно связанных с ними отношений на условиях, которые установлены данной первичной профсоюзной организацией.
Если работники конкретного работодателя не объединены в какие-либо первичные профсоюзные организации или ни одна из имеющихся первичных профсоюзных организаций не объединяет более 50% работников данного работодателя и не уполномочена в установленном порядке представлять интересы всех работников в социальном партнерстве на локальном уровне, работники могут выбрать иного представителя (представительный орган) из числа работников путем тайного голосования, проведенного на общем собрании работников (ст. 31 ТК РФ). При этом наличие иного представителя не может являться препятствием для осуществления первичными профсоюзными организациями своих полномочий.
Важным моментом является то, что в обязанности работодателя входит создание условий, обеспечивающих деятельность представителей работников, в соответствии с трудовым законодательством, коллективным договором, соглашениями (ст. 32 ТК РФ).
Представители работодателей
Кто и в каких случаях может выступать представителем работодателя, покажем в таблице.
Представителями работодателей — организаций, в отношении которых функции и полномочия учредителя осуществляют федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ, иные госорганы, органы местного самоуправления, также являются соответствующие федеральные органы исполнительной власти, региональные органы исполнительной власти, иные госорганы, органы местного самоуправления (ст. 34 ТК РФ):
Органы социального партнерства
На всех уровнях социального партнерства на равноправной основе по решению сторон образуются комиссии из наделенных необходимыми полномочиями представителей сторон (ст. 35 ТК РФ). Такие комиссии нужны:
Так, на федеральном уровне образуется постоянно действующая Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений. Членами этой комиссии являются представители общероссийских объединений профсоюзов, общероссийских объединений работодателей, Правительства РФ.
В регионах могут образовываться трехсторонние комиссии, которые ведут деятельность в соответствии с законами субъектов РФ.
На территориальном уровне могут образовываться трехсторонние комиссии, деятельность которых осуществляется в соответствии с региональными законами, положениями об этих комиссиях, утверждаемыми представительными органами местного самоуправления.
На отраслевом/межотраслевом уровне могут образовываться отраслевые/межотраслевые комиссии. Такие комиссии, кстати, могут образовываться как на федеральном, так и на межрегиональном, региональном, территориальном уровнях социального партнерства.
На локальном уровне образуется комиссия для ведения коллективных переговоров, подготовки проекта коллективного договора и заключения коллективного договора.
В целях согласования интересов работников, работодателей и государства по вопросам регулирования социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений федеральные органы госвласти, региональные органы власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечивать в установленном порядке условия для участия соответствующих комиссий (профсоюзов и объединений работодателей, если на соответствующем уровне социального партнерства такие комиссии не образованы) в разработке обсуждении проектов законодательных и иных НПА, программ социально-экономического развития, других актов органов госвласти и органов местного самоуправления в сфере труда (ст. 35.1 ТК РФ).
Проекты трудовых законодательных актов, нормативных правовых и иных актов органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, а также документы и материалы, необходимые для их обсуждения, направляются органами власти, принимающими указанные акты, на рассмотрение в соответствующие комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
Решения комиссий или мнения их сторон (заключения соответствующих профсоюзов) по направленным им проектам в обязательном порядке рассматриваются федеральными органами государственной власти, органами госвласти субъектов РФ или органами местного самоуправления, принимающими указанные акты.
Ответственность сторон социального партнерства
Представители сторон, которые уклоняются от участия в коллективных переговорах по заключению, изменению коллективного договора/соглашения или которые неправомерно отказываются от подписания согласованного коллективного договора/соглашения, наказываются штрафом (ст. 54 ТК РФ, ст. 5.28, 5.30
Так, например, штраф за уклонение работодателя или его представителя от участия в переговорах о заключении, об изменении или о дополнении коллективного договора/соглашения составляет от 1000 до 3000 рублей.
Также штраф грозит лицам, виновным в непредоставлении информации, необходимой для ведения коллективных переговоров и осуществления контроля за соблюдением коллективного договора. В этом случае штраф тоже составляет от 1000 до 3000 руб. (ст. 5.29
Кроме того, штрафу подвергаются представители работников или представители работодателя, которые виновны в нарушении или невыполнении обязательств, предусмотренных коллективным договором/соглашением (ст. 55 ТК РФ). За это нарушение штраф составляет от 3000 до 5000 руб. (ст. 5.31
Гарантии для представителей работников
За работодателем законодательно закреплена обязанность создавать условия, обеспечивающие для представителей работников в социальном партнерстве возможность их полноценной работы (ст. 32 ТК РФ).
Профсоюзный орган должен быть бесплатно обеспечен (ст. 377 ТК РФ):
Для работников, уполномоченных представлять трудовой коллектив, предусмотрены следующие права (ст. 39 ТК РФ), допускающие возможность:
Об установленных законодательством видах дисциплинарной ответственности и о тех нарушениях, за которые возможно увольнение, подробнее читайте в статье «Дисциплинарная ответственность работника и ее виды».
Как стать представителем работников?
Коллектив (или коллективы) работников может быть представлен в одном из следующих вариантов:
В случае представления интересов работников профсоюзной организацией в работе комиссии, как правило, участвует руководитель этого профсоюза. При ведении коллективных переговоров, споров, при разработке коллективного договора профсоюз обязан быть представителем всего коллектива работников, даже если не все из них являются его членами, в следующих случаях (ст. 37 ТК РФ):
Когда необходимо представить группу трудовых коллективов, в число лиц, представляющих их от имени профсоюзов, включают пропорциональное число делегатов от каждой из профсоюзных организаций либо делегируют представительские полномочия самой многочисленной из этих организаций. Представители, избранные от нескольких коллективов, до начала функционирования основного рабочего органа социального партнерства обсуждают вопросы, намеченные к рассмотрению в процессе его работы, формируют общую позицию по ним и во время работы комиссии действуют как единый орган.
На уровнях социального партнерства выше локального (отраслевом, межотраслевом, территориальном, региональном, федеральном) интересы работников, как правило, представляют профсоюзные объединения соответствующего уровня.
Избрание непрофсоюзного выборного органа происходит на общем собрании членов трудового коллектива (или коллективов) в ситуациях, когда:
Стороны и органы, взаимодействующие в соцпартнерстве
Стороны социального партнерства — это в первую очередь работники и работодатели (ст. 25 ТК РФ). В качестве работодателей или третьей стороны отношений могут выступать госорганы. Когда они являются третьей стороной, возможность их участия в соцпартнерстве должна прямо предусматриваться в ТК РФ или законах соответствующего уровня. Ими могут быть:
О результатах участия государства в работе 3-сторонних комиссий подробнее читайте в статье «Положение о стимулирующих выплатах с критериями эффективности».
Каждая из сторон выдвигает для взаимодействия во всех необходимых процедурах своих представителей, наделенных соответствующими полномочиями. Эти полномочия могут возникать в силу:
Каждый представитель должен иметь возможность документально подтвердить свои полномочия.
Из представителей сторон образуются главные органы соцпартнерства: комиссии соответствующего уровня (от федерального до локального), которые и осуществляют основные процедуры взаимодействия сторон. Чаще всего их работа завершается выработкой текста какого-либо документа. При наличии разногласий по нему об этом составляется соответствующий протокол, и дальнейшее урегулирование несогласованных вопросов ведется через последовательность особых процедур (гл. 61 ТК РФ):
Комиссии создаются из равного количества представителей каждой стороны и могут быть постоянно действующими.
Обычный работодатель в целях соцпартнерства чаще всего представлен:
Вместе с тем возможно представление интересов работодателя:
Допускается также частичная передача полномочий, когда представитель, назначенный руководителем, участвует в разработке документа, а окончательное решение по этому документу принимает сам руководитель.
Когда формируется орган, работающий на более высоких уровнях, предполагающих представление интересов группы работодателей, они для этих целей объединяются в соответствующие некоммерческие организации. Такие объединения могут быть (ст. 4 закона «Об объединениях работодателей» от 27.11.2002 № 156-ФЗ):
Эти объединения являются законодательно независимыми в своих действиях и не подвержены вмешательству в их деятельность органов государственной власти (ст. 6 закона «Об объединениях работодателей» от 27.11.2002 № 156-ФЗ).
Допускается отсутствие прямого участия работодателя в объединении, но с возможностью делегирования права представления его интересов этим объединением.
Подписанные объединением работодателей соглашения, связанные с соцпартнерством, обязательны к исполнению для (ст. 48 ТК РФ):
В постоянно действующих 3-сторонних комиссиях по регулированию социально-трудовых отношений, созданных на федеральном уровне, работодателей могут представлять только их объединения (ст. 35 ТК РФ).
Информация о срочном трудовом договоре есть в статьях:
Понятие и значение социального партнерства в трудовом праве
Трудовое право основано на непосредственном взаимодействии 2 сторон: работника и работодателя. Однако осуществление такого взаимодействия предполагается в сфере более широкой, чем просто договорные отношения. Согласно ст. 23 ТК РФ оно базируется на взаимном сотрудничестве участников, направленном на согласование их интересов в области главного предмета их основных взаимоотношений, с возможностью привлечения к ним при необходимости третьей стороны (госорганов).
Определяющие задачи взаимного сотрудничества, называемого социальным партнерством, сводятся:
Осуществляется это путем:
Взаимодействие в сфере соцпартнерства, как и любые иные значимые взаимоотношения, регулируется законодательно, и этому вопросу посвящен особый раздел ТК РФ (раздел II).
В статье В. А. Сафонова приведены рассуждения о перспективе развития социального партнерства. Оформите пробный онлайн-доступ к КонсультантПлюс и переходите в статью.
Участие государства в соцпартнерстве
Государству в соцпартнерстве отводятся достаточно важные роли, обязывающие его:
Первая из этих ролей заключается в разработке законодательной основы, необходимой:
При этом государство далеко не всегда непосредственно задействовано во взаимоотношениях между работниками и работодателями. Его участие в соглашениях, финансируемых за счет бюджета, является обязательным, а во всех остальных случаях 2 основные стороны соцпартнерства могут сами решить, нужно ли такое привлечение (ст. 45 ТК РФ).
Вторая роль позволяет, ориентируясь на реальные интересы общества, принимать важные законодательные решения на всех существующих уровнях. Государство в этом качестве является третьей независимой стороной переговоров, в задачи которой входит:
Законодательство обязывает работодателя к созданию условий для возможности осуществления деятельности в рамках соцпартнерства для представителей работников (ст. 32 ТК РФ). В отношении профсоюзного органа существует обязанность бесплатного обеспечения его (ст. 377 ТК РФ):
Работники, уполномоченные к участию в переговорах от имени коллектива, имеют право на (ст. 39 ТК РФ):
О существующих видах ответственности за дисциплинарные проступки и о тех нарушениях, которые относятся к грубым, подробнее читайте в материале «Дисциплинарная ответственность работника и ее виды».
Что такое материальная отвественность работников, читайте здесь.
Образец положения о материальной ответсвенности работников вы найдете в статье.
Ответственность представителей
Законодательство (гл. 9 ТК РФ) устанавливает для обеих сторон ответственность за неисполнение своих обязанностей, связанных с представительством в социальном партнерстве в виде штрафа:
Конкретные размеры штрафов за данные нарушения определены в ст. 5.28–5.31 КоАП РФ и относятся только к работодателю.
Принципы, уровни и формы социального партнерства
Партнерство предполагает, прежде всего, наличие полномочий и равных прав у сторон и базируется на их взаимных:
Государство должно содействовать поддержке и развитию демократических основ соцпартнерства (ст. 24 ТК РФ).
В зависимости от состава участников и значимости вопроса выработанные решения (принятые по ним документы) могут возникать на различных уровнях (ст. 26 ТК РФ): от федерального (законодательного, отраслевого, межотраслевого) до локального (действительного в пределах одной организации). Федеральный, региональный и территориальный уровни социального партнерства предполагают создание таких документов, как законы или соглашения соответствующего уровня и охвата заинтересованных сторон. Локальный акт — это коллективный договор.
В путеводителе по кадровым вопросам от КонсультантПлюс детально раскрыт порядок оформления коллективного договора. Если у вас нет доступа к правовой системе, получите пробный онлайн-доступ бесплатно.
Разнообразны также и формы взаимодействия, в выборе которых стороны достаточно свободны, и ни одна из этих форм не является для сторон обязательной. Это могут быть:
Основой процесса являются переговоры. Участие в них с каждой из сторон может принимать как единственный участник, так и их коллектив (группа работодателей или представителей работников). Право инициировать процесс по своей инициативе есть у обеих сторон (ст. 36 ТК РФ).
Интересы работников в соцпартнерстве представляют:
От имени профсоюза обычно выступает руководитель соответствующего профсоюзного органа, уполномоченный на это его действующими учредительными или организационно-распорядительными документами.
В зависимости от уровня, на котором осуществляется соцпартнерство, участие в нем принимает и профсоюзный орган соответствующего масштаба:
Объединенные (общероссийские, региональные, отраслевые, межотраслевые) органы создаются путем включения в них пропорционального количества представителей каждого профсоюза или делегированием полномочий наиболее представительному из них. Предполагается, что участвующие в переговорах представители нескольких коллективов работников предварительно вырабатывают единую позицию по вопросам, в отношении которых ведутся коллективные переговоры, и фактически представлены единым органом.
Первичная профсоюзная организация может являться представителем не только работников, являющихся ее членами, даже без специального предоставления ей соответствующих полномочий. Т К РФ (ст. 37) обязывает к такому представительству в вопросах ведения коллективных переговоров, споров, при разработке коллективного договора, когда:
Трудовой арбитраж —
Непрофсоюзный выборный орган, избираемый на общем собрании членов трудового коллектива, формируется в случаях:
Порядок составления трудового договора приведен в статье «Порядок заключения трудового договора (нюансы)».
Ответственность за неисполнение функций представителями
ТК РФ предусматривает административную ответственность для представителей обеих сторон, участвующих в соцпартнерстве (ст. 54, 55 ТК РФ). Однако в текстах соответствующих пунктов КоАП РФ речь идет только о представителях работодателя, которому в нижеперечисленных случаях грозит либо предупреждение, либо штраф, который может составить:
Таким образом, фактически к ответственности за уклонение от участия в соцпартнерстве может быть привлечен только работодатель.
Как организовать самоконтроль соблюдения трудового законодательства, рассказали эксперты КонсультантПлюс с ссылками на рекомендации Минтруда. Оформите пробный доступ к системе и переходите в Готовое решение. Это бесплатно.
Соцпартнерство — сотрудничество работников и работодателей
Социальное партнерство в трудовой сфере — это основанное на добровольном равноправном сотрудничестве взаимодействие коллектива (или коллективов) работников и их работодателя (или группы работодателей).
На низшем (локальном) уровне оно соответствует взаимоотношениям одного коллектива и одного работодателя. На более высоких уровнях (отраслевом, межотраслевом, территориальном, региональном, федеральном) стороны представлены группами трудовых коллективов и группами работодателей, и очень высокой для них оказывается возможность привлечения к сотрудничеству 3-й стороны — государственного органа.
О том, как государственные органы участвуют в работе 3-сторонней комиссии, читайте в материале «Положение о стимулирующих выплатах с критериями эффективности».
Каким бы ни был уровень взаимодействия, стороны участвуют в нем не в полном своем составе, а формируют для этой цели рабочий орган (комиссию), состоящий из равного количества представителей каждой из сторон. Порядки выдвижения (назначения) представителей от трудового коллектива и от работодателя принципиально различаются. Общим для них является наличие обязанности иметь документально подтвержденные полномочия.
Итоги
Соцпартнерство — важная составляющая взаимодействия работников и работодателей, являющихся основными сторонами этого процесса, позволяющая расширить границы их взаимного участия в деятельности, осуществляемой работодателями. В определенных ситуациях соцпартнерство приобретает особое значение для уровня государственного управления, и тогда государство становится третьим участником переговоров, осуществляемых в рамках соцпартнерства.
Коллектив работников участвует в социальном партнерстве через своего представителя, который может быть либо выдвинут профсоюзным органом, либо избран на общем собрании членов трудового коллектива. Представители имеют право на ряд гарантий, связанных с порученными им функциями, и несут ответственность за их неисполнение.