Технические средства реабилитации (ТСР) — это общее название средств для облегчения повседневной жизни людей с инвалидностью и другими ограничениями жизнедеятельности.
Настоящие Правила определяют порядок обеспечения:
Обеспечение инвалидов техническими средствами осуществляется:
Обеспечение инвалидов и ветеранов соответственно техническими средствами и изделиями осуществляется путем:
Заявление о предоставлении технического средства (изделия) подается инвалидом (ветераном) либо лицом, представляющим его интересы, в исполнительный орган Фонда социального страхования Российской Федерации по месту жительства (далее — уполномоченный орган) с представлением паспорта инвалида (ветерана) и программы реабилитации (заключения).
Уполномоченный орган рассматривает заявление, указанное в пункте 4 настоящих Правил, в 15-дневный срок с даты его поступления и в письменной форме уведомляет инвалида (ветерана) о постановке на учет по обеспечению техническим средством (изделием). Одновременно с уведомлением уполномоченный орган:
Формы уведомления, направления, специального талона и именного направления утверждаются Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.
Техническое средство (изделие), предоставленное инвалиду (ветерану) в соответствии с настоящими Правилами, передается ему бесплатно в безвозмездное пользование и не подлежит отчуждению в пользу третьих лиц, в том числе продаже или дарению.
В случае если предусмотренное программой реабилитации (заключением) техническое средство (изделие) не может быть предоставлено инвалиду (ветерану) или если он самостоятельно приобрел указанное техническое средство за счет собственных средств, инвалиду (ветерану) выплачивается компенсация в размере стоимости технического средства (изделия), которое должно быть предоставлено инвалиду (ветерану) в соответствии с программой реабилитации (заключением).
Решение о выплате компенсации принимается уполномоченным органом на основании поданного инвалидом (ветераном) либо лицом, представляющим его интересы, заявления о возмещении расходов по приобретению технического средства (изделия), а также программы реабилитации (заключения) и документов, подтверждающих эти расходы.
Отказ инвалида (ветерана) либо лица, представляющего его интересы, от обеспечения техническим средством (изделием) не дает права на получение компенсации в размере стоимости такого технического средства (изделия).
Ремонт технического средства (изделия) осуществляется бесплатно на основании заявления, поданного инвалидом (ветераном) либо лицом, представляющим его интересы, в уполномоченный орган, и заключения медико-технической экспертизы. Порядок осуществления уполномоченным органом медико-технической экспертизы и форма заключения медико-технической экспертизы определяются Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации. Если инвалид (ветеран) произвел ремонт технического средства (изделия) за счет собственных средств, ему выплачивается компенсация. Решение о выплате компенсации принимается уполномоченным органом на основании поданного инвалидом (ветераном) либо лицом, представляющим его интересы, заявления о возмещении расходов по ремонту технического средства (изделия), заключения медико-технической экспертизы, а также документов, подтверждающих эти расходы.
Сроки пользования техническими средствами (изделиями) до их замены устанавливаются Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.
Замена технического средства (изделия) осуществляется по решению уполномоченного органа на основании поданного инвалидом (ветераном) либо лицом, представляющим его интересы, заявления:
Выданные инвалидам (ветеранам) технические средства (изделия) сдаче не подлежат.
При необходимости проезда инвалида (ветерана) к месту нахождения организации, в которую выдано направление, и обратно, в том числе двумя и более видами транспорта, уполномоченный орган выдает ему, а также лицу, сопровождающему инвалида (ветерана), если необходимость сопровождения установлена программой реабилитации (заключением), специальный талон и (или) именное направление на каждый вид транспорта.
Специальный талон (именное направление) содержит данные, необходимые для оформления соответствующих проездных документов (билетов). Специальный талон (именное направление) выдается инвалиду (ветерану, сопровождающему лицу) не более чем на 4 поездки к месту нахождения организации, в которую выдано направление, и на 4 поездки в обратном направлении.
При проезде инвалида (ветерана, сопровождающего лица) за счет собственных средств к месту нахождения организации, в которую выдано направление, и обратно ему выплачивается компенсация расходов на оплату проезда, подтвержденных проездными документами, при наличии выданного указанной организацией письменного подтверждения необходимости поездки в случае, если использовались виды транспорта, указанные в пункте 13 настоящих Правил, но не более чем за 4 поездки к месту нахождения организации и за 4 поездки в обратном направлении.
Для проезда к месту нахождения организации, в которую выдано направление, инвалид (ветеран, сопровождающее лицо) вправе воспользоваться следующими видами транспорта:
Выплата компенсации инвалиду (ветерану, сопровождающему лицу) в случаях, предусмотренных пунктами 7, 8 и 12 настоящих Правил, осуществляется уполномоченным органом в месячный срок с даты принятия соответствующего решения путем почтового перевода или перечисления средств на лицевой банковский счет получателя компенсации (по его желанию).
Расходы на проживание инвалида (ветерана, сопровождающего лица) в случае изготовления технического средства (изделия) в амбулаторных условиях оплачиваются организацией, в которую выдано направление, с дальнейшим их возмещением уполномоченным органом.
Оплата указанных расходов производится за фактическое число дней проживания, но не более чем за 7 дней в одну поездку, в размере, предусмотренном для оплаты командировочных расходов лицам, направляемым в служебные командировки в пределах Российской Федерации.
По решению уполномоченного органа при проживании инвалида (ветерана, сопровождающего лица) в районе, отдаленном от организации, в которую выдано направление, оплата расходов может производиться за фактическое число дней проживания, но не более чем за 14 дней, при условии изготовления технического средства (изделия) в течение одной поездки.
Финансирование предусмотренных настоящими Правилами расходов осуществляется за счет бюджетных ассигнований бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых являются межбюджетные трансферты, полученные из федерального бюджета на предоставление инвалидам технических средств и услуг, ветеранам — изделий, а в отношении инвалидов из числа лиц, осужденных к лишению свободы и отбывающих наказание в исправительных учреждениях, — за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных на обеспечение выполнения функций исправительных учреждений и органов, исполняющих наказания.
Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемую государственную программу Российской Федерации «Социальная поддержка граждан».
2. Министерству труда и социальной защиты Российской Федерации:
разместить государственную программу Российской Федерации «Социальная поддержка граждан», утвержденную настоящим постановлением, на своем официальном сайте, а также на портале государственных программ Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в 2-недельный срок со дня официального опубликования настоящего постановления;
принять меры по реализации мероприятий указанной государственной программы Российской Федерации.
3. Признать утратившим силу распоряжение Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2012 г. № 2553-р (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, № 53, ст. 8054).
- Государственная программа Российской Федерации»Социальная поддержка граждан»(утв. постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. № 296)
- Общая характеристика участия субъектов Российской Федерации в реализации Программы
- Сведенияо показателях (индикаторах) государственной программы Российской Федерации «Социальная поддержка граждан»
- Сведенияо показателях (индикаторах) государственной программы Российской Федерации «Социальная поддержка граждан» по субъектам Российской Федерации
- Переченьосновных мероприятий государственной программы Российской Федерации «Социальная поддержка граждан»
- Сведенияоб основных мерах правового регулирования в сфере реализации государственной программы Российской Федерации «Социальная поддержка граждан»
- Ресурсное обеспечение реализации государственной программы Российской Федерации «Социальная поддержка граждан» за счет средств федерального бюджета
Государственная программа Российской Федерации»Социальная поддержка граждан»(утв. постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. № 296)
Приоритеты государственной политики в сфере реализации государственной программы Российской Федерации «Социальная поддержка граждан» (далее — Программа) определены исходя из Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р, Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. № 537 «О стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года», Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 9 октября 2007 г. № 1351 «Об утверждении Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года», Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики», Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 606 «О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации».
В Программе учтены положения Стратегии развития отрасли информационных технологий в Российской Федерации на 2014 — 2020 годы и на перспективу до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 1 ноября 2013 г. № 2036-р.
В состав основных мероприятий Программы входят мероприятия, направленные на доведение уровня оплаты труда социальных работников в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» к 2018 году до 100 процентов средней заработной платы по субъекту Российской Федерации. Реализация субъектами Российской Федерации указанных мероприятий в рамках региональных планов-графиков («дорожных карт») будет способствовать увеличению производительности труда.
К приоритетным направлениям социальной политики Российской Федерации, определенным указанными правовыми актами, отнесены в том числе:
повышение благосостояния граждан и снижение бедности;
модернизация и развитие сектора социальных услуг;
обеспечение доступности социальных услуг высокого качества для всех нуждающихся граждан пожилого возраста и инвалидов путем дальнейшего развития сети организаций различных организационно-правовых форм и форм собственности, предоставляющих социальные услуги;
развитие сектора негосударственных некоммерческих организаций в сфере оказания социальных услуг, в том числе создание механизма привлечения их на конкурсной основе к выполнению государственного заказа по оказанию социальных услуг, создание прозрачной и конкурентной системы государственной поддержки негосударственных некоммерческих организаций, оказывающих социальные услуги населению, развитие взаимодействия государства, населения, бизнеса и структур гражданского общества, в том числе с применением механизмов государственно-частного партнерства.
Целями Программы являются:
создание условий для роста благосостояния граждан — получателей мер социальной поддержки;
повышение доступности социального обслуживания населения.
Для достижения целей Программы предстоит обеспечить решение следующих задач:
выполнение обязательств государства по социальной поддержке граждан;
обеспечение потребности граждан старшего возраста, инвалидов, включая детей-инвалидов, семей и детей в социальном обслуживании;
создание благоприятных условий для жизнедеятельности семьи, функционирования института семьи, рождения детей;
повышение роли сектора негосударственных некоммерческих организаций в предоставлении социальных услуг.
Общие требования к государственной политике субъектов Российской Федерации в сфере реализации Программы отражены в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р, Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 9 октября 2007 г. №1351 «Об утверждении Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года», Указе Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики», Указе Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 606 «О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации», Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 — 2017 годы, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 г. № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 — 2017 годы», постановлении Правительства Российской Федерации от 23 августа 2011 г. № 713 «О предоставлении поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям».
В соответствии со статьей 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации с 1 января 2014 г. региональные программы, направленные на достижение целей Программы, могут реализовываться исключительно в форме государственных программ субъекта Российской Федерации или подпрограмм государственных программ субъекта Российской Федерации.
Программный подход к решению задач с позиции достижения целевых показателей доказал свою эффективность на практике и позволил оценить социально-экономические последствия реализации мер по социальной поддержке граждан и эффективность расходования финансовых средств.
В настоящее время в большинстве субъектов Российской Федерации приняты аналогичные государственные программы.
Координация и взаимодействие с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в ходе реализации Программы будут обеспечиваться путем:
научно-методического обеспечения органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по вопросам, относящимся к сфере действия Программы;
согласования в ходе бюджетного процесса объемов мер социальной поддержки граждан в форме субсидий и субвенций из федерального бюджета;
взаимного обмена информацией, в том числе нормативной, статистической по вопросам, относящимся к сфере действия Программы;
организации и проведения всероссийских и региональных конференций, совещаний, семинаров;
консультаций специалистов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по вопросам, относящимся к сфере действия Программы;
проведения семинаров и курсов повышения квалификации по вопросам, относящимся к сфере действия Программы;
размещения информации о ходе реализации Программы на официальном сайте Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и в аналитической информационной системе обеспечения открытости деятельности федеральных органов исполнительной власти, реализуемой в рамках государственных программ Российской Федерации и размещенной в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (www.programs.gov.ru).
Общая характеристика участия субъектов Российской Федерации в реализации Программы
Органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации разработаны и самостоятельно реализуются за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных бюджетов региональные программы, направленные на обеспечение социальной поддержки отдельных категорий граждан (молодежь, семьи с детьми, дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации, пожилые люди, инвалиды и другие).
При решении задачи по повышению уровня и качества жизни граждан — получателей мер социальной поддержки субъектами Российской Федерации в рамках региональных программ реализуются мероприятия по следующим направлениям:
организация обеспечения социальных выплат отдельным категориям граждан;
развитие системы оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта;
разработка и реализация комплекса мер, направленных на переход к установлению социальной нормы потребления коммунальных ресурсов, а также компенсационных мер для отдельных категорий граждан;
совершенствование законодательства в области социальной поддержки отдельных категорий граждан.
Субъектами Российской Федерации в рамках региональных программ предусматривается проведение переориентации деятельности системы органов социальной защиты населения субъектов Российской Федерации и муниципальных образований преимущественно на предоставление помощи семьям, находящимся за чертой бедности.
В период реализации Программы в субъектах Российской Федерации будут разрабатываться и внедряться информационные технологии и эффективные методики адресной социальной помощи и содействия бедным семьям, зарекомендовавшие себя в российской и международной практике.
В региональных планах-графиках («дорожных картах») предусмотрены мероприятия по доведению уровня оплаты труда социальных работников в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» к 2018 году до 100 процентов средней заработной платы по субъекту Российской Федерации.
При этом субъекты Российской Федерации самостоятельно определяют динамику роста оплаты труда социальных работников в соответствии с Программой поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012 — 2018 годы, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2012 г. № 2190-р, исходя из бюджетных возможностей и достигнутого к 2012 году соотношения размера заработной платы социальных работников и средней заработной платы по субъекту Российской Федерации, обеспечивая при этом достижение целевого показателя (100 процентов) к 2018 году.
Во всех субъектах Российской Федерации будут реализованы мероприятия региональных программ по повышению качества жизни пожилых людей, в которых нашли отражение меры, охватывающие все стороны их жизнедеятельности, направленные на активизацию участия в жизни общества, сохранение и развитие интеллектуального потенциала, в том числе обучение пенсионеров компьютерной грамотности, поддержание здоровья, расширение коммуникационных связей, организация культурного досуга и отдыха. На реализацию региональных мероприятий субъектами планируется направить более 1 трлн. рублей.
В рамках решения задачи повышения уровня, качества и безопасности социального обслуживания населения перспективными схемами размещения стационарных учреждений социального обслуживания на период до 2020 года субъектов Российской Федерации запланированы мероприятия, предусматривающие строительство, модернизацию, реконструкцию зданий, а также перепрофилирование учреждений социального обслуживания.
В целях внедрения рыночных механизмов в систему социального обслуживания населения субъектами Российской Федерации будут разработаны и внедрены в практику работы социальных служб стандарты социальных услуг, регистры получателей социальных услуг, реестры их поставщиков.
В рамках решения задачи по созданию благоприятных условий для жизнедеятельности семьи, укреплению института семьи субъектами Российской Федерации запланированы мероприятия по следующим направлениям:
совершенствование нормативной правовой базы в части выплаты государственных пособий семьям с детьми, предоставления дополнительных мер государственной поддержки семьям, имеющим детей;
организация выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, и предоставления материнского (семейного) капитала;
предоставление нуждающимся в поддержке семьям ежемесячной денежной выплаты, назначаемой в случае рождения после 31 декабря 2012 г. третьего ребенка или последующих детей до достижения ребенком возраста 3 лет;
заключение и сопровождение социальных контрактов при оказании государственной социальной помощи малоимущим гражданам с целью повышения доходов нуждающихся семей с детьми;
обеспечение подготовки и сопровождение замещающих семей, в том числе создание в каждом субъекте Российской Федерации служб профилактики социального сиротства и содействия семейному устройству детей-сирот;
организация деятельности, связанной с перевозкой несовершеннолетних, самовольно ушедших из семей, детских домов, школ-интернатов, специальных учебно-воспитательных и иных детских учреждений;
организация отдыха и оздоровления детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации;
развитие системы учреждений, оказывающих консультативную и психологическую поддержку семьям;
разработка и реализация комплекса мер по оказанию поддержки детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации;
оказание поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям, а также повышение квалификации работников таких организаций.
В целях увеличения объема и повышения качества социальных услуг, оказываемых гражданам, посредством обеспечения условий для эффективной деятельности и развития социально ориентированных некоммерческих организаций, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации разработаны и самостоятельно реализуются за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации программы поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций.
Сфера реализации Программы отнесена к предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Реализация Программы будет оцениваться посредством достижения следующих целевых показателей и индикаторов:
численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума в процентах от общей численности населения. Данный показатель позволяет количественно оценить конечные общественно значимые результаты реализации Программы с позиции обеспечения роста материального благосостояния населения, снижения уровня бедности посредством предоставления мер социальной поддержки, направленных на обеспечение доходов граждан. Показатель ежеквартально рассчитывается на основе данных Федеральной службы государственной статистики о распределении населения по величине среднедушевых денежных доходов путем их соизмерения с величиной прожиточного минимума. Прогнозируемое снижение данного показателя будет обеспечиваться за счет реализации в рамках Программы мероприятий, обеспечивающих последовательное расширение, в том числе в рамках совершенствования законодательства, адресного подхода, основанного на оценке нуждаемости, как при предоставлении мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, так и при организации социального обслуживания населения;
доля граждан, получивших социальные услуги в учреждениях социального обслуживания населения, в общем числе граждан, обратившихся за получением социальных услуг в учреждения социального обслуживания населения. Показатель позволяет характеризовать и оценивать результаты реализации субъектами Российской Федерации мероприятий по удовлетворению потребностей населения в социальных услугах, предоставляемых пожилым гражданам, инвалидам, детям-инвалидам, семьям с детьми, лицам без определенного места жительства и занятий. Рост данного показателя по годам реализации Программы будет обеспечиваться за счет совершенствования на федеральном и региональном уровнях законодательства, регулирующего отношения в области социального обслуживания населения, развития материальной базы учреждений социального обслуживания населения, привлечения к социальному обслуживанию населения бизнеса в рамках государственно-частного партнерства, социально ориентированных некоммерческих организаций, благотворителей и добровольцев, проведения мероприятий по профилактике социального неблагополучия населения, обеспечивающих сокращение числа граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, а также внедрения новых, ресурсосберегающих технологий социального обслуживания населения, в том числе надомного социального обслуживания, социального сопровождения и пр.;
удельный вес зданий стационарных учреждений социального обслуживания граждан пожилого возраста, инвалидов (взрослых и детей), лиц без определенного места жительства и занятий, требующих реконструкции, зданий, находящихся в аварийном состоянии, ветхих зданий от общего количества зданий стационарных учреждений социального обслуживания граждан пожилого возраста, инвалидов (взрослых и детей), лиц без определенного места жительства и занятий. Показатель характеризует состояние материальной базы учреждений социального обслуживания населения в отчетном году, ее пригодность для постоянного проживания и предоставления качественных и безопасных социальных услуг гражданам. Снижение показателя в динамике отражает результаты реализации мероприятий, направленных на укрепление материальной базы учреждений социального обслуживания населения. Снижение значений данного показателя за период реализации Программы будет обеспечиваться, главным образом, за счет мероприятий, реализуемых в субъектах Российской Федерации в рамках региональных программ, направленных на повышение качества жизни пожилых людей, перспективных схем размещения стационарных учреждений социального обслуживания на период до 2020 года, финансируемых за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации;
соотношение средней заработной платы социальных работников, включая социальных работников медицинских и образовательных организаций, со средней заработной платой в регионе. Показатель отражает уровень достижения в отчетном году цели, определенной Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики», предусматривающей повышение к 2018 году средней заработной платы социальных работников, включая социальных работников медицинских и образовательных организаций, до 100 процентов средней заработной платы в соответствующем регионе.
Предлагаемая система показателей позволяет в интегрированном виде на основе данных официальной статистической отчетности оценивать в динамике результаты реализации комплекса мероприятий, направленных на повышение качества жизни граждан — получателей мер социальной поддержки.
Сведения о показателях (индикаторах) Программы приведены в приложении № 1.
Сведения о показателях (индикаторах) Программы по субъектам Российской Федерации приведены в приложении № 2.
Перечень основных мероприятий Программы приведен в приложении № 3.
Сведения об основных мерах правового регулирования в сфере реализации Программы приведены в приложении № 4.
Ресурсное обеспечение реализации Программы за счет средств федерального бюджета приведено в приложении № 5.
Приложение № 1к государственной программеРоссийской Федерации»Социальная поддержка граждан»
Сведенияо показателях (индикаторах) государственной программы Российской Федерации «Социальная поддержка граждан»
*Прогнозные значения показателя до 2020 года будут представлены на основании результатов федерального статистического наблюдения за 2013 год.
** Предварительные данные по состоянию на 4 апреля 2014 г.
Приложение № 2к государственной программеРоссийской Федерации»Социальная поддержка граждан»
Сведенияо показателях (индикаторах) государственной программы Российской Федерации «Социальная поддержка граждан» по субъектам Российской Федерации
Приложение № 3к государственной программеРоссийской Федерации»Социальная поддержка граждан»
Переченьосновных мероприятий государственной программы Российской Федерации «Социальная поддержка граждан»
Приложение № 4к государственной программеРоссийской Федерации»Социальная поддержка граждан»
Сведенияоб основных мерах правового регулирования в сфере реализации государственной программы Российской Федерации «Социальная поддержка граждан»
Приложение № 5к государственной программеРоссийской Федерации»Социальная поддержка граждан»
Ресурсное обеспечение реализации государственной программы Российской Федерации «Социальная поддержка граждан» за счет средств федерального бюджета
Утверждена новая редакция госпрограммы Российской Федерации «Социальная поддержка граждан».
Основные цели и задачи госпрограммы остались прежними.
В рамках развития мер социальной поддержки отдельных категорий граждан основной упор сделан на адресность предоставления помощи и расширение практики использования социального контракта.
Предусмотрены меры по совершенствованию системы поддержки социально уязвимых семей с детьми и детей, повышению уровня социального обслуживания детей-инвалидов.
Пересмотрены сроки полного решения проблемы беспризорности. Это планируется сделать к 2020 г. (ранее — к 2015 г.).
Объем финансирования госпрограммы из федерального бюджета увеличен с 8,3 трлн руб. до почти 9,5 трлн руб.
Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:
Среди важнейших социальных проблем, стоящих перед государством в настоящее время, одной из основных является реабилитация и социальная защита инвалидов, которые позволили бы им стать полноправными членами общества в равной степени со здоровыми людьми, принимать активное участие в общественной жизни, во всем ее многообразии.
Реабилитация инвалида — процесс и система медицинских, психологических, педагогических, социально-экономических мероприятий, направленных на устранение или возможно полную компенсацию ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма. Целью реабилитации является восстановление социального статуса инвалида, достижение им материальной независимости и его социальная адаптация. Обеспечение техническими средствами реабилитации является частью реализации реабилитационных мероприятий.
Основным механизмом осуществления всех реабилитационных мероприятий, установленных государством, является индивидуальная программа реабилитации инвалида.
Индивидуальная программа реабилитации инвалида (ИПР) — разработанный комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма; восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности.
Индивидуальная программа реабилитации инвалида является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.
В настоящее время вопросы обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации отражены во многих разделах Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями, установленными Федеральным законом от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ).
К техническим средствам реабилитации инвалидов (ТСР) относятся устройства (статья 11.1 Федерального закона), содержащие технические решения, в том числе специальные, используемые для компенсации или устранения стойких ограничений жизнедеятельности инвалида. К видам технических средств реабилитации относятся: специальные средства для передвижения и самообслуживания, специальные средства для ухода, специальные средства для ориентирования (включая собак-проводников с комплектом снаряжения), общения и обмена информацией, специальные средства для обучения, образования (включая литературу для слепых) и занятий трудовой деятельностью, протезные изделия (включая протезно-ортопедические изделия, ортопедическую обувь и специальную одежду, глазные протезы и слуховые аппараты), специальное тренажерное и спортивное оборудование, спортивный инвентарь.
Согласно рассматриваемой статье решение об обеспечении инвалидов техническими средствами реабилитации принимается при установлении медицинских показаний и противопоказаний. Медицинские показания и противопоказания устанавливаются на основе оценки стойких расстройств функций организма, обусловленных заболеваниями, последствиями травм и дефектами. По медицинским показаниям устанавливается необходимость предоставления инвалиду технических средств реабилитации, которые обеспечивают компенсацию или устранение стойких ограничений жизнедеятельности инвалида.
Перечень технических средств реабилитации и показаний для обеспечения ими инвалидов, а также порядок обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации определяются Правительством Российской Федерации.
Во исполнение статьи 10 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» Правительством Российской Федерации было издано распоряжение от 30 декабря 2005 г. N 2347-р «Об утверждении Федерального перечня реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду». Этот перечень состоит из 3-х разделов: реабилитационные мероприятия, технические средства реабилитации, услуги.
Раздел «Реабилитационные мероприятия» включает:
Для обеспечения качества, надежности, безопасности предоставляемых инвалидам и ветеранам технических средств реабилитации и протезно-ортопедических изделий в Российской Федерации приняты государственные стандарты.
Некоторые из них посвящены общим вопросам. Так, ГОСТ Р 51079-2007 (ИСО 9999-2002) «Технические средства реабилитации людей с ограничениями жизнедеятельности. Классификация» содержит реестр и классификацию технических средств реабилитации.
ГОСТ Р 51632-2000 «Технические средства реабилитации людей с ограничениями жизнедеятельности. Общие технические требования и методы испытания» (принят и введен в действие Постановлением Госстандарта России от 21.07.2001 г. № 196-ст) содержит технические требования, которые в общем случае применимы ко всем классам технических средств реабилитации, классифицированным в ГОСТ 51079-97. Для ТСР конкретных групп или типов требования могут быть дополнены или конкретизированы в нормативных документах на конкретные группы или типы ТСР. Настоящий стандарт разработан на основе Международного Европейского стандарта ЕН 12182:1998 «Технические средства реабилитации людей с ограничениями жизнедеятельности. Общие требования и методы испытания». В настоящем стандарте отмечено, что технические средства реабилитации инвалидов должны отвечать требованиям настоящего стандарта, а также требованиям государственных стандартов на группы, виды и отдельные типы ТСР.
В стандартах на однородные группы ТСР, а также в исходных документах на разработку или (и) в технических условиях на ТСР конкретных типов (видов, моделей) должны быть установлены требования к характеристикам ТСР, включающие требования назначения, характеризующие свойства ТСР, в том числе показатели и параметры, обеспечивающие реабилитационный эффект; нормируемые показатели надежности; виды воздействующих факторов, в том числе виды климатического исполнения и их номинальные значения в зависимости от условий эксплуатации ТСР, при которых ТСР должны сохранять свои параметры назначения и надежности; требования радиоэлектронной защиты, требования эргономики и др.
Указанные требования должны быть контролепригодными, что должно обеспечиваться приведением методов контроля (испытаний) соответствующих требований или ссылками на соответствующие стандарты.
ГОСТ Р 15.111-97 (принят и введен в действие Постановлением Госстандарта России от 16.09.1997 г. № 306) регламентирует систему разработки технических средств реабилитации инвалидов и постановки продукции на производство.
Имеется также большое количество государственных стандартов, регламентирующих методы испытаний протезов и их узлов, кресел-колясок, ходунков, костылей и др.
Технические средства реабилитации являются важнейшим компонентом системы медико-социальной реабилитации инвалидов. Их значение особенно возрастает на этапе приспособления к сложным условиям окружающей среды при выраженных ограничениях жизнедеятельности.
К техническим средствам реабилитации, облегчающим труд и быт инвалидов, относятся устройства, инструменты, оборудование или технические системы, которые благодаря специальным свойствам облегчают компенсацию или устранение ограничений способностей к бытовой, общественной и профессиональной деятельности инвалидов, вызванных нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма. Технические средства реабилитации выполняют различные функции: улучшение мобильности и устойчивости, разгрузку больного органа или сустава, фиксацию, улучшение опорности, нормализацию весовых нагрузок, облегчение движений и самообслуживания, сохранение удобного положения и др.
Специальные свойства технических средств реабилитации определяются наличием в их конструкции технических решений, обеспечивающих учет специфических потребностей инвалидов. Использование инвалидом соответствующих технических средств и связанных с ними реабилитационных технологий способствует максимальной реализации реабилитационного потенциала инвалида.
Основополагающей позицией обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации должна быть их медико-функциональная и социальная адекватность. В зависимости от характера анатомического дефекта, органических изменений, функциональных расстройств технические средства реабилитации должны обеспечивать компенсацию или устранение стойких ограничений жизнедеятельности инвалидов. В то же время они должны способствовать реализации социального предназначения реабилитации, восстановления способности к самообслуживанию, передвижению, получению образования, трудовой деятельности, социальной адекватности.
Понятие функциональной достаточности технического средства зависит от конкретных задач, решаемых с его помощью: улучшение мобильности в квартире, на улице, самостоятельное обслуживание, участие в производственном процессе и т.д.
Функциональная достаточность технического средства определяется его конструктивными и техническими возможностями, т.е. наиболее многофункциональные технические средства реабилитации максимально компенсируют ограничения жизнедеятельности человека.
При определении функциональной достаточности технического средства реабилитации необходимо учитывать социальные факторы жизнедеятельности и среды обитания. Так, кресла-коляски, предоставляемые инвалиду в городской и сельской местности, должны отличаться по ряду параметров (устойчивость, преодоление препятствий и пр.).
Под социальными критериями следует понимать определенные условия (совокупность условий), которые должны приниматься во внимание (в дополнение к установленным медицинским показаниям) при назначении инвалидам конкретных технических средств реабилитации в целях повышения эффективности восстановления способностей инвалидов к самообслуживанию, самостоятельному передвижению, ориентированию, общению, обучению и трудовой деятельности.
Необходимо учитывать следующие основные социальные критерии:
Осуществление реабилитационных мероприятий с применением средств реабилитации, учитывающее все вышеперечисленные социальные критерии, поможет создать реальные условия для более полного обеспечения инвалидов всеми необходимыми техническими средствами реабилитации , облегчающими их труд и быт.
Сроки пользования техническими средствами реабилитации, протезами и протезно-ортопедическими изделиями до их замены, нормативы обеспечения утверждены Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 14 марта 2008 г. № 282 (№ 321 от 07.05.2007 г. с изменениями).