- Закон о борьбе с нелегальным производством алкоголя в России
- Изменения
- Теги
- Другие документы
- Детали изменений
- Цель закона
- Заключение
- Введение новой процедуры
- Повышение прозрачности и независимости
- Дополнительные права участников дела
- Заключение
- Как работают эксперты в антимонопольном процессе
- Дополнения к Закону
- Изменения в законодательстве
- Иные значимые изменения
- О чем подумать, что сделать
- Помощь консультанта
- Аффилированные лица в соответствии с антимонопольным законодательством
- Судебная практика
- Нормативные акты
Закон о борьбе с нелегальным производством алкоголя в России
Президент РФ подписал Федеральный закон от 11 марта 2024 года № 46-ФЗ, направленный на борьбу с нелегальным производством алкогольной продукции в России.
Документ вступает в силу с 1 сентября 2024 года, за исключением некоторых положений.
Изменения
Теги
2024, акцизы, алкогольная продукция, лицензирование, поддержка бизнеса, права потребителей, СРО, торговля, юрлица, Госдума, Владимир Путин
Другие документы
В России вводятся антимонопольные ограничения для цифровых платформ — маркетплейсов и агрегаторов. Закон принят для пресечения злоупотреблений доминирующим положением со стороны владельцев платформ.
Изменения позволят выявлять антирыночные действия и картельные соглашения крупных маркетплейсов и агрегаторов.
Детали изменений
Запрещается монополистическая деятельность лиц, использующих программы для заключения сделок в интернете.
Документ устанавливает, что компании должны согласовывать сделки на цифровом рынке свыше 7 млрд рублей с ФАС.
Цель закона
Защита прав добросовестных участников рынка, предотвращение монополии и злоупотреблений со стороны субъектов.
Стремление обеспечить благоприятные условия для молодых стартапов и развитие здоровой конкуренции.
Заключение
Закон направлен на регулирование цифровых рынков, предотвращение и пресечение их монополизации, а также усиление контроля за деятельностью цифровых гигантов. Вступит в силу с 1 сентября 2023 года.
Отметим, что по сравнению с изначальной версией законопроекта, определение сетевого эффекта в финальной версии Закона было изменено и дополнено понятием цифровая платформа.
Таким образом под сетевым эффектом теперь понимается свойство товарного рынка (товарных рынков), при котором потребительская ценность программы (совокупности программ) для электронных вычислительных машин в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети Интернет, обеспечивающей совершение сделок между продавцами и покупателями определенных товаров (цифровая платформа), изменяется в зависимости от изменения количества таких продавцов и покупателей.
Законом, по сравнению с первоначальной редакцией законопроекта, уточняется, что новое регулирование затронет товарные рынки, на которых совершаются сделки с использованием цифровых платформ, в связи с чем, предусматривается обязанность для антимонопольного органа устанавливать наличие сетевых эффектов и давать оценку возможности хозяйствующего субъекта, владеющего цифровой платформой и обеспечивающего посредством ее использования совершение сделок между иными лицами, выступающими продавцами и покупателями определенных товаров, оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на таком товарном рынке, на котором совершение сделок осуществляется посредством использования цифровой платформы.
### Комментарий
Полагаем, что теперь стоит ожидать соответствующих изменений в акты антимонопольного органа, в частности, в Приказ ФАС России от 28.04.2010 № 220, определяющий порядок анализа состояния конкуренции на товарном рынке.
### Предупреждение монополистической деятельности цифровых платформ
Вместе с тем в финальной версии Закона предусмотрено право хозяйствующего субъекта представить доказательства того, что его действия (бездействия) могут быть признаны допустимыми в соответствии с требованиями ч. 1 ст. 13 Закона о защите конкуренции (п. 2 ст. 10.1).
Основной вопрос, по нашему мнению, заключается в том, как на практике будет оцениваться решающее влияние на общие условия обращения товара на товарном рынке. Полагаем, что более детальные разъяснения на этот счет в скором времени можно будет увидеть в актах антимонопольного органа, в том числе в Приказе ФАС России от 28.04.2010 № 220, а также в правоприменительной практике антимонопольного органа.
### Установление порогового критерия при контроле за экономической концентрацией
Согласно действующей редакции Закона о защите конкуренции, условием для необходимости согласования с антимонопольным органом сделки M&A являются балансовая стоимость активов группы лиц и(или) выручка.
Вместе с тем, с учетом нынешних экономических реалий, традиционные критерии, основанные на сумме выручки участников сделок или действий экономической концентрации и величине их активов, могут не отражать реального влияния на экономические условия сделки, совершаемой в рамках экономической концентрации.
Введение новой процедуры
Данное изменение закона представляет собой введение новой процедуры в отношении назначения экспертов для проведения экспертизы в рамках дел о нарушении антимонопольного законодательства. Теперь заявители и участники дел о нарушении имеют право предлагать кандидатуры экспертов и экспертных организаций. Это обеспечивает более широкие возможности для заинтересованных сторон и обеспечивает более объективное проведение экспертизы.
Повышение прозрачности и независимости
Исключение положений о согласовании кандидатур экспертов дает возможность повысить прозрачность процесса назначения экспертов. Теперь антимонопольный орган принимает финальное решение о назначении эксперта, что способствует обеспечению независимости экспертной деятельности и повышению доверия к решениям, принимаемым в рамках дел о нарушении антимонопольного законодательства.
Дополнительные права участников дела
Участники дела о нарушении антимонопольного законодательства теперь имеют право заявить об отводе эксперта, если у них возникли сомнения в его беспристрастности. Это обеспечивает дополнительные гарантии объективности проведения экспертизы и защиты интересов участников дела.
Заключение
Итак, внесенные изменения в законодательство о контроле сделок экономической концентрации позволяют повысить прозрачность, независимость и объективность процесса назначения экспертов для проведения экспертизы в рамках дел о нарушении антимонопольного законодательства. Это способствует более эффективной работе антимонопольного органа и защите конкуренции на рынке.
Как работают эксперты в антимонопольном процессе
Согласно тексту Закона, эксперт с письменного разрешения антимонопольного органа вправе знакомиться с материалами, связанными с рассмотрением ходатайства о даче согласия на осуществление сделки. При рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства, эксперт может знакомиться с материалами дела о нарушении антимонопольного законодательства с разрешения комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства. Эксперт имеет право ознакомиться с материалами, включающими коммерческую тайну, после предоставления письменного обязательства о неразглашении такой информации.
Такие материалы передаются эксперту на основании акта приема-передачи, подписанного работником антимонопольного органа и экспертом.
Дополнения к Закону
Полагаем, что норму стоило бы дополнить положением о предварительном согласии обладателя информации, составляющей коммерческую тайну, на предоставление доступа к материалам эксперту. Это поможет усилить механизм защиты конфиденциальной информации. Стоит также ввести ответственность для экспертов за неразглашение коммерческой тайны, чтобы сделать процесс более аналогичным арбитражному процессу.
Изменения в законодательстве
В первоначальной версии законопроекта предполагалось ведение реестра экспертов антимонопольным органом. Однако данное положение было исключено из финальной версии закона. Считаем, что это логичный шаг, чтобы избежать дискриминации и ограничений прав экспертов.
Иные значимые изменения
В законе появился новый институт — заключение об обстоятельствах ходатайства. При предварительном выводе об ограничении конкуренции, антимонопольный орган высылает заключение об обстоятельствах ходатайства заявителям. Это заключение оформляется в письменном виде и позволяет заявителям внести пояснения и возражения до принятия окончательного решения.
Мы считаем, что это нововведение улучшит процесс согласования сделок в антимонопольном органе, позволяя участникам сделки ознакомиться с предварительными выводами органа и повлиять на принятое решение.
Напомним, что ст. 11 в действующей редакции Закона о защите конкуренции установлен запрет на ограничивающие конкуренцию соглашения, в том числе картели на торгах, при этом в силу ч. 7 указанной статьи данный запрет не распространяется на соглашения между хоз. субъектами, входящими в одну группу лиц, если в отношении одного хоз. субъекта установлен контроль другим хоз. субъектом в той же группе лиц или если такие хоз. субъекты находятся под контролем одного лица.
Закон предусматривает положения, согласно которым действия хозяйствующего субъектов по повышению, снижению или поддержанию цен на торгах, не будут подпадать под действия нормы об иммунитете, основанном на критерии контроля одного лица над другим или контроля двух и более лиц третьим лицом.
С одной стороны, понятна цель антимонопольного органа при разработке указанных норм — борьба с картелями, заключаемыми на торгах. С другой же стороны, вызывает некие сомнения дифференцированный подход избранной правовой конструкции нововведений, при которой в рамках нормы, определяющей порядок применения картельных иммунитетов, сужается круг ситуаций, на которые такие иммунитеты будут распространяться.
О чем подумать, что сделать
Полагаем, что принятие Закона в целом призвано способствовать совершенствованию механизмов, направленных на защиту прав и интересов добросовестных участников таких рынков от возможных проявлений монополистической деятельности со стороны цифровых гигантов.
Кроме того, принятие Закона, имеет своей целью обеспечение большей эффективности мер антимонопольного контроля за всеми участниками рынка, например, в ходе осуществления антимонопольным органом контроля за экономической концентрацией, а также при назначении экспертизы.
Вместе с тем эффективность обозначенных нововведений сможет показать лишь их дальнейшее применение антимонопольным органом на практике.
Рекомендуем ознакомиться с Законом и учитывать его положения при осуществлении своей профессиональной деятельности.
Помощь консультанта
Специалисты компании «Пепеляев Групп» обладают значительным опытом правового сопровождения клиентов в сфере антимонопольного регулирования.
Наши специалисты в режиме непрерывного мониторинга отслеживают изменения в антимонопольном законодательстве и готовы оперативно проконсультировать по всем правовым аспектам, возникающим в связи с принятием новых норм.
к ограничению, недопущению или устранению конкуренции»
Аффилированные лица в соответствии с антимонопольным законодательством
Подборка наиболее важных документов по запросу Аффилированные лица в соответствии с антимонопольным законодательством (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
"Законодательство о банкротстве: преемственность и новации: монография"(Абдуллаева П.Р., Бандурина Н.В., Воронина Ю.М. и др.)(отв. ред. С.А. Карелина, И.В. Фролов)("Юстицинформ", 2023)Позднее правовые положения указанных категорий нашли свое закрепление и развитие в антимонопольном законодательстве при характеристике аффилированных лиц (в Законе РСФСР от 22.03.1991 N 948-1 "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" ) и установлении нормативных критериев "группы лиц" (в рамках Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее — Закон о защите конкуренции). Однако признание аффилированным лицом на основании критерия "группа лиц" является одним из сложных в правоприменительной практике, так как связано с фактическим определением и необходимостью доказывания действия в едином экономическом интересе всех лиц, входящих в одну группу на основаниях, предусмотренных ч. 1 ст. 9 Закона о защите конкуренции.
Нормативные акты
В законодательстве о рекламе хотят ввести понятие "преимущественное положение в сфере распространения наружной рекламы". Под ним будет пониматься доля в этой сфере более 35%. Лицо, занимающее такое положение, не сможет участвовать в торгах. Соответствующий законопроект1 внесен в Госдуму.
Указанная 35%-ная доля будет распространяться на территорию муниципального района, муниципального округа или городского округа, территорию городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя. Исключением станут случаи, когда на указанных территориях установлено не более десяти рекламных конструкций. Она рассчитывается на основе общей площади рекламных полей, на которые конкретным лицом получено разрешение. Кроме того, если к участию в торгах допущен один участник, то аукцион или конкурс признают несостоявшимся.
"По данным профессионального объединения и экспертов в сфере рекламы, начиная с 2013 года в сфере наружной рекламы отмечается скрытая монополизация, концентрация прав на установку рекламных конструкций на отдельных территориях в руках нескольких участников рынка. При этом предпосылки для монополизации создаются, в том числе, должностными лицами органов местного самоуправления на местах", – указывается в пояснительной записке.
Кроме того, законопроектом предлагается придерживаться понимания аффилированных лиц, которое дано в ст. 4 Закона РСФСР от 22 марта 1991 г. № 948-I "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках". Таким образом, аффилированными лицами компании будут являться: член его совета директоров (наблюдательного совета) или иного коллегиального органа управления, член его коллегиального исполнительного органа, а также лицо, осуществляющее полномочия его единоличного исполнительного органа и другие лица, указанные в данной статье. Такое понимание аффилированных лиц предлагается использовать в Федеральном законе от 13 марта 2006 г. № 38-ФЗ "О рекламе".
В случае принятия закон вступит в силу с 1 сентября 2024 года.
Обратим внимание, что в Госдуму также внесен еще один законопроект2, содержащий предложения по изменению законодательства о рекламе. Он предусматривает возможность продления в 2024 году договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на земельных участках и недвижимом имуществе, которые находятся в собственности государства.
Кроме того, напомним, что некоторые рекламные слоганы могут довести до суда. Так, в рекламе нельзя использовать бранные слова, религиозные символы, непристойные и оскорбительные образы, сравнения, выражения и др.
1 С текстом законопроекта № 563448-8 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования антимонопольного регулирования" и материалами к нему можно ознакомиться на официальном сайте Госдумы. 2 С текстом законопроекта № 559479-8 "О внесении изменений в статью 40 Федерального закона "О рекламе" и Федеральный закон "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и материалами к нему можно ознакомиться на на официальном сайте Госдумы.