ПЛАН СОПРОВОЖДЕНИЯ СЕМЬИ В СОЦИАЛЬНО ОПАСНОМ ПОЛОЖЕНИИ

Куратор ИПК Иванова Н. Н.

«Детский сад №4» с. Объячево

План мероприятий по реабилитации семьи _____________________________________ на 2017 – 2018 учебный год

Обеспечить условия для целенаправленной воспитательной работы по профилактике и предупреждению безнадзорности и правонарушений среди воспитанников ДОУ.

. Создание условий реабилитации семей, находящихся в социально опасном положении принятие мер по их воспитанию и получению ими дошкольного образования;

. Оказание действенной и незамедлительной психолого-медико—педагогической помощи семье;

Создание условий  педагогического воздействия на  родителей, недобросовестно исполняющих свои родительские обязанности по воспитанию детей, принятие к ним мер общественного воздействия и оказания им помощи в обучении и воспитании детей.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №12 с углубленным изучением отдельных предметов»

План психолого-педагогического сопровождения проблемной  семьи на 2017-2018 учебный год. Диагностическая деятельность № Мероприятия Сроки Ответственные 1.

Личные контакты с мамой – приглашение в школу, общение по телефону.  В течение года  Педагог — психолог

Диагностика отношения мамы к детям, Анкета о детях. Тест «Взаимоотношения в семье» октябрь Педагог — психолог

3. Индивидуальные консультации мамы, сына 2 «б» класс, дочери, 4 «в» класс, «Взаимопонимание». В течение учебного года Педагог — психолог 4.  Беседа с мамой и детьми по совершенствованию коммуникативных навыков «Пойми меня правильно».  ноябрь  Педагог — психолог 5.  Беседа с мамой по воспитанию волевых качеств ребенка, определение стратегии воспитания в семье. октябрь  Педагог — психолог 6.

Упражнения для расслабления, спокойного отдыха с учащимися. В течение учебного года Педагог — психолог

Охранно- защитная деятельность № п/п Мероприятия Сроки  7.  Ведение дневника наблюдений и фиксировать работу с семьей  В течение учебного года  Педагог-психолог, социальный педагог, классный руководитель 8.

Профилактическая работа с мамой, Консультирование по вопросам: -положительное отношение к ребёнку, искренность в общении с ним; — важность режима дня для детей Втечение  учебного года  Педагог – психолог, классный руководитель, медицинский работник

9. Беседы по правовому воспитанию Беседа о законах РФ об ответственности родителей за воспитание ребёнка.  «Воспитывать – обязанность родителей ».  В течение учебного года  Инспектор по ДН Учебно – методическое. № п/п Содержание Сроки  10.

Консультации с мамой о необходимости контроля учебной успеваемости сына. Работа по предупреждению неуспеваемости (дополнительные занятия). В течение учебного года  Классный руководитель

11. Посещение семьи  на дому с целью обследования жилищно- бытовых, материальных условий проживания . В течение учебного года Кл.рук., социальный педагог Организационно – воспитательное, профилактическое № п/п Содержание Сроки  12.  Вовлекать учащихся в организацию школьных и классных мероприятий.  В течение учебного года Классный руководитель

Привлекать маму к участию в культурно – массовой и спортивной работе, участию в конкурсах, отмечать успехи. В течение учебного года Классный руководитель

Для сына организовать систему поощрений за прилежное поведение (бумажные медальки). В течении учебного года Педагог -психолог 14.

Консультации с мамой, об организации и контроле за проведением свободного времени с родителями во внеурочное и каникулярное время.  В течение учебного года Классный руководитель

С  учащимся 2 «Б» класса проводить упражнения и занятия на повышение уровня учебно – познавательной мотивации. В течение учебного года  Педагог — психолог 15.  Тренинги взаимодействия мамы с детьми, направленные на коррекцию детско – родительских отношений: «Плечом к плечу». В течение учебного года  Педагог — психолог

Педагог – психолог : Социальный педагог: Классные руководители учащихся : Медицинский работник :

Консультация для родителей  на тему:

«Педагогическое сопровождение семей, находящихся в социально-опасном  положении в условиях ФГОС ДО».

Составила   воспитатель: Челдаева И. С.

Информация о работе с семьями, находящимися в трудной жизненной ситуации

Во все времена существуют семьи, находящиеся в трудной жизненной ситуации. Причин тому множество: изменение социально-экономического положения населения, снижение материального уровня жизни, утрата нравственных и семейных устоев и т.д. На фоне этого разрушается психологический микросоциум семьи, изменяются отношения родителей к детям, ослабевает воспитательная функция. Зачастую семьи (особенно, в которых ситуация повторяется из поколения в поколение) оказываются психологически не готовы к самостоятельному решению своих проблем и нуждаются в услугах специализированных учреждений.

Многие семьи в силу тех или иных причин испытывают настоятельную необходимость в помощи и поддержке. Особо проблемная категория – семьи, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации. Федеральным законом от 15 ноября 1999 года №195 – ФЗ «Об основах социального обслуживания в РФ» дано четкое определение трудной жизненной ситуации: «трудная жизненная ситуация – ситуация, объективно нарушающая жизнедеятельность гражданина, которую он не может преодолеть самостоятельно». В Федеральном законе «Об основных гарантиях прав ребенка РФ» определена категория детей, находящихся в трудной жизненной ситуации:

– дети, оставшиеся без попечения родителей,

– дети-жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов, экологических и техногенных катастроф, стихийных бедствий,

– дети из семей беженцев и вынужденных переселенцев,

– дети, оказавшиеся в экстремальных условиях,

– дети-жертвы насилия,

– дети, находящиеся в специальных учебно-воспитательных учреждениях, – дети, проживающие в малоимущих семьях,

– дети с отклонениями в поведении,

– дети, жизнедеятельность которых объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть данные обстоятельства самостоятельно или с помощью семьи.

Семьи, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации обладают разным потенциалом решения проблем, возникших в семье. Одной группе семей достаточно указать на проблему и определить пути ее решения. Другая группа семей обладает скудными моральными, интеллектуальными и финансовыми ресурсами, необходимыми для выхода из ситуации. Таким семьям необходимо длительное психолого-социальное, социальное, юридическое сопровождение, контроль за ситуацией в семье. Работа с такими семьями затратна по времени, так как эта ситуация складывалась в течение не одного года.

Работа, проводившаяся с семьями, оказавшимися в трудной жизненной ситуации

Методы работы с семьей на I этапе:

На втором этапе работы, также как и на предыдущем этапе, проводятся индивидуальные и семейные консультации, осуществляется патронаж семей. Выясняются трудности, возникшие при реализации раннее поставленных целей, пути их устранения, возможно коррекция самой цели. Основной идеей этого этапа видится развитие у родителей уверенности (подведение к мысли, что можно быть разным, не бояться делать ошибок и простить себя за ранее сделанные), умений достижения цели, постановка ближайших целей, прописывание шагов их достижения, добавление ресурсов к достижению целей, работа с тем, что мешает достичь цели, поиск дополнительных ресурсов, согласно тех ролей, которые играет человек.

Методы работы с семьей на II этапе:

в работе с семьей направлен на принятие окружающего мира, изменение ограничивающих представлений, расширение модели мира, перспектива развития семьи (материальная, духовная, участники решают сами с чего начать), повышение ее социального статуса по месту жительства.

Методы работы с семьей на III этапе:

Конечным итогом работы программы считается снятие семьи  с учета как семьи, находящейся в СОП.

Описание методов работы с семьей

Знакомство с семьей происходит несколькими способами. Собирается весь анамнез семьи из всех источников, а очное — при встрече, важно понять, как свою проблему видит семья. В дальнейшем работа строится на образах и представлениях семьи. Зачастую не всегда этот образ может совпадать с реальностью. Для начала вместе с семьей формулируется проблема так, чтобы она была решаемой, выясняется та социальная ситуация, где эта проблема необходима. Каких изменений хочет достичь семья, верит ли семья в выход из ситуации или нет, в помощь, кого обвиняет в сложившейся ситуации. В ходе встречи происходит подведение к мысли, что ответственность за решение проблемы лежит на всей семье. Только в случае принятия такого вывода можно говорить о том, что станет свидетельством решения проблемы для семьи и переходить к составлению плана или договора о выходе из сложившейся ситуации.

Особенность метода — максимальная приближенность к месту жительства, анализ ситуации на месте; отслеживание сроков выполнения мероприятий по выводу семьи из кризиса; контроль изменений, происходящих в семье.

Экспресс-диагностика детско-родительских отношений в семьях, находящихся в трудной жизненной ситуации подразумевает комплексную диагностику, направленную на исследование межличностных отношений в системе «родитель-ребенок» с учетом таких особенностей семейного воспитания как отношение родителей к ребенку и жизни в семье, родительские установки и реакции, нарушения воспитательного процесса в семье, причины отклонений в семейном воспитании, типы воспитания, уровень родительской компетентности. Диагностика проводится на первом и третьем этапе. В первом случае для определения целей и задач в работе по детско-родительским отношениям, и на последнем этапе она несет функцию контроля за изменением состояния детско-родительских отношений.

Метод совместного планирования работы с семьей — это системный метод социально-психологической работы с семьей, который опирается на использование ресурсов и потребностей семьи. Особенность этого метода в минимализации вмешательства специалистов в принятии решений, относящихся к выходу семьи из кризисной ситуации или разрешения проблемы. Семья сама формулирует цели работы, определяет сроки. При этом обхватываются все сферы жизни семьи. Специалисты действуют как организаторы и проводники — подключают к работе с семьей другие субъекты, поддерживают связь с сотрудниками организаций, участвующих в реабилитации семьи. Важно при этом, чтобы семья сама принимала участие в определении целей и ожидаемых результатов, планировании достижения их. На первых этапах ставятся

цели, обеспечивающие физиологические потребности, безопасность (сделать ремонт, постирать одежду, засадить огород и т.д.). На последующих этапах – цели связаны с самоактуализацией семьи (уважение со стороны односельчан, нормальное функционирование детей в социуме). Составляется письменный «договор» с семьей, в котором специалисты идут от потребностей семьи и подводят ее к принятию ответственности на себя за конечный результат при его подписании. Также договор позволяет отследить пошаговую работу специалистов учреждений системы профилактики и промежуточные результаты этого взаимодействия. Такой качественно новый подход в работе с семьей меняет отношение специалистов к работе и семьи к своим проблемам. Исходя из внутренних потребностей и ресурсов семьи, она сама начинает работать на свою реабилитацию и улучшение качества жизни.

Система психологических занятий с элементами тренинга с родителями определена этапами реализации программы: 1 этап – ресурсы внутренние семьи, их поиск семьи, оптимизация и активизация, 2 этап – уверенность, достижение цели, укрепление внутренних ресурсов семьи. Я – как родитель, я – как личность, я – как член общества, 3 этап – принятие мира, изменение ограничивающих представлений, расширение модели мира, дополнение ролей.

Тренинговые занятия являются малознакомой формой работы для родителей. Но она становится наиболее выигрышной в том плане, что не навязывает какие-то догмы и правила в воспитании детей и изменении своего образа жизни, а участники приходят к этому сами. Пусть не сразу, а постепенно, но это их вывод и их решение, что гораздо важнее и результативнее. Ценно то, что опыт, полученный в ходе занятия, участники обсуждают со своими соседями  и обсуждение в кругу показывает на схожесть проблем, которые есть и в других семьях, а значит найти решение и заметить решаемость проблемы легче. Упражнения и задания подбираются с учетом уровня образования участников, их ближайшими целями развития и реабилитации.

Также ведется работа специалистов с семьями (патронаж). Специалисты сопровождают их, поддерживают, обеспечивают по мере необходимости консультациями узких специалистов, ненавязчивое наблюдение со стороны спором на позитивные изменения и цели на будущее, дополнительная поддержка внутренних ресурсов, дополнение новыми возможностями, совместное подведение итогов и отметка в совместном договоре выполняемости обозначенных пунктов, добавление по согласованию следующих, соответствующих ближайшим целям развития и реабилитации семьи, стимулирование активности самих членов семьи и их окружения по изменению сложившейся ситуации, максимальная мобилизация ресурсов самой семьи и ее окружения. Важным моментом в работе специалистов с семьей является обобщение опыта и выход специалистов из семьи, так чтобы не возникло зависимости у членов семьи и потребности в постоянном участии специалистов.

Подключение к решению проблем семьи органов самоуправления, которые помогают решить вопросы трудоустройства, обеспечения семьи жильем, материальной помощи, оздоровления детей в летний период.

проводятся по личным запросам семьи или определяется их необходимость из совместного планирования. Консультации могут носить различный характер – например, психолого-педагогический, юридический и т.д. Консультации проводят те специалисты, которые компетентны в этой области.

Включение семей в сферы культурной жизни: выставки, клубные вечера, спортивные мероприятия, конкурсы, семейные гостиные, акции. Содействие включенности родителей в жизнедеятельность своего ребенка поможет укреплению детско-родительских отношений. И на этом работа с семьей не заканчивается. Продолжается патронаж специалистами органов самоуправления после вывода семьи из трудной жизненной ситуации .

Методы и способы отслеживания результата

Совместный план работы с семьей

— Консультация социального педагога;

— Материальное обеспечение ребенка;

— Трудоустройство родителей;

— Создание жилищно-бытовых условий для проживания ребенка в семье.

В рамках ФГОС ведущей целью является создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком детства ,всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, формирование предпосылок к учебной деятельности. Обеспечение безопасности дошкольника. Важнейшим условием является конструктивное взаимодействие с семьей.

Забота о здоровье, эмоциональное и психическое благополучие является главной задачей поддержки семей в рамках ФГОС.

Программа ФГОС подчеркивает ценность семьи как уникального института воспитания и необходимость развития ответственных и плодотворных отношений с семьями воспитанниками, способность разрешать различные типы социально-педагогических ситуаций, связанных с воспитанием ребенка. Выстроить партнерские  отношения с воспитателями.

Основные задачи взаимодействия с семьей:

-изучение отношения педагогов и родителей к различным вопросам воспитания, обучения, развития  в детском саду и семье;

-знакомство педагогов и родителей с лучшим опытом воспитания, а также с трудностями , возникающие в семейном и общественном воспитании дошкольников;

-обоюдное информирование о актуальных  задачах воспитания и обучения детей и о возможностях детского сада и семьи в решении данных задач;

-создание условий для  развития конструктивного взаимодействия  педагогов и родителей с детьми;

-привлечение семей к участию в различных мероприятиях;

Формы работы с родителями:

-метод доверительны отношений(Язык фото, выбери дистанцию и т. д.);

-развитие детско-взрослых отношений, обоюдное информирование;

-образование взрослых(он-лайн конференции, родительские собрания, родительские и педагогические чтения);

-пособия для развития детей дома.

Государственное  бюджетное дошкольное образовательное  учреждение

Центр развития ребенка детский сад №23

Красносельского района  Санкт-Петербурга

Консультация для педагогов на тему:

«Психолого-педагогическое сопровождение семей, находящихся в социально-опасном  положении в условиях ФГОС ДО».

На втором этапе работы, также как и на предыдущем этапе, проводятся индивидуальные и семейные консультации, осуществляется патронаж семей. Выясняются трудности, возникшие при реализации раннее поставленных целей, пути их устранения, возможно коррекция самой цели. Основной идеей этого этапа видится развитие у родителей уверенности (подведение к мысли, что можно быть разным, не бояться делать ошибок и простить себя за ранее сделанные), умений достижения цели, постановка ближайших целей, прописывание шагов их достижения, добавление ресурсов к достижению целей, работа с тем, что мешает достичь цели, поиск дополнительных ресурсов, согласно тех ролей, которые играет человек.

Конечным итогом работы программы считается снятие семьи  с учета как семьи, находящейся в СОП.

Знакомство с семьей происходит несколькими способами. Собирается весь анамнез семьи из всех источников, а очное — при встрече, важно понять, как свою проблему видит семья. В дальнейшем работа строится на образах и представлениях семьи. Зачастую не всегда этот образ может совпадать с реальностью. Для начала вместе с семьей формулируется проблема так, чтобы она была решаемой, выясняется та социальная ситуация, где эта проблема необходима. Каких изменений хочет достичь семья, верит ли семья в выход из ситуации или нет, в помощь, кого обвиняет в сложившейся ситуации. В ходе встречи происходит подведение к мысли, что ответственность за решение проблемы лежит на всей семье. Только в случае принятия такого вывода можно говорить о том, что станет свидетельством решения проблемы для семьи и переходить к составлению плана или договора о выходе из сложившейся ситуации.

Экспресс-диагностика детско-родительских отношений в семьях, находящихся в трудной жизненной ситуации подразумевает комплексную диагностику, направленную на исследование межличностных отношений в системе «родитель-ребенок» с учетом таких особенностей семейного воспитания как отношение родителей к ребенку и жизни в семье, родительские установки и реакции, нарушения воспитательного процесса в семье, причины отклонений в семейном воспитании, типы воспитания, уровень родительской компетентности. Диагностика проводится на первом и третьем этапе. В первом случае для определения целей и задач в работе по детско-родительским отношениям, и на последнем этапе она несет функцию контроля за изменением состояния детско-родительских отношений.

Метод совместного планирования работы с семьей — это системный метод социально-психологической работы с семьей, который опирается на использование ресурсов и потребностей семьи. Особенность этого метода в минимализации вмешательства специалистов в принятии решений, относящихся к выходу семьи из кризисной ситуации или разрешения проблемы. Семья сама формулирует цели работы, определяет сроки. При этом обхватываются все сферы жизни семьи. Специалисты действуют как организаторы и проводники — подключают к работе с семьей другие субъекты, поддерживают связь с сотрудниками организаций, участвующих в реабилитации семьи. Важно при этом, чтобы семья сама принимала участие в определении целей и ожидаемых результатов, планировании достижения их. На первых этапах ставятся

Система психологических занятий с элементами тренинга с родителями определена этапами реализации программы: 1 этап – ресурсы внутренние семьи, их поиск семьи, оптимизация и активизация, 2 этап – уверенность, достижение цели, укрепление внутренних ресурсов семьи. Я – как родитель, я – как личность, я – как член общества, 3 этап – принятие мира, изменение ограничивающих представлений, расширение модели мира, дополнение ролей.

Также ведется  работа специалистов с семьями (патронаж). Специалисты сопровождают их, поддерживают, обеспечивают по мере необходимости консультациями узких специалистов, ненавязчивое наблюдение со стороны спором на позитивные изменения и цели на будущее, дополнительная поддержка внутренних ресурсов, дополнение новыми возможностями, совместное подведение итогов и отметка в совместном договоре выполняемости обозначенных пунктов, добавление по согласованию следующих, соответствующих ближайшим целям развития и реабилитации семьи, стимулирование активности самих членов семьи и их окружения по изменению сложившейся ситуации, максимальная мобилизация ресурсов самой семьи и ее окружения. Важным моментом в работе специалистов с семьей является обобщение опыта и выход специалистов из семьи, так чтобы не возникло зависимости у членов семьи и потребности в постоянном участии специалистов.

Подключение к решению проблем семьи органов самоуправления, которые помогают решить вопросы трудоустройства, обеспечения семьи жильем, материальной помощи, оздоровления детей в летний период.

по     профилактике  и  коррекции  семейного

неблагополучия в условиях социально- реабилитационного центра.

Социальный педагог ОГКУСО СРЦН

«Планета детства» в г. Барыше

Срок реализации: 1 год

Программа по профилактике и коррекции семейного неблагополучия  в условиях социально реабилитационного центра

поиск новых подходов в работе неблагополучной семьей, оптимальных форм и методов психолого-педагогического воздействия для коррекции и оздоровления детско-родительских отношений.

оказывать своевременную психолого – педагогическую и медико – социальную  помощь,   особо нуждающимся  воспитанникам  и их семьям;

—  корректировать сложившиеся внутрисемейные стереотипы взаимоотношений и поведения у членов семьи, находящейся в трудной жизненной ситуации;

—  осуществление   информационной   и посреднической помощи семье «группы риска»;

— содействовать формированию у членов семьи   социально- коммуникативных  навыков;

углубить педагогические знания родителей;

— вовлекать родителей в воспитательный процесс социально- реабилитационного  центра ;

— преодолевать неблагополучия в детско-родительских  отношениях,  физического и психологического насилия в семьях, конфликтов, уклонения родителей от обязанностей по воспитанию детей;

— привлечь родителей- волонтеров и детей к   работе с неблагополучными семьями;

— создать условия для облегчения  материального  положения семьи;

— совершенствовать организацию   межведомственного взаимодействия по существующей проблеме;

— раннее выявление неблагополучных семей;

— оказание эффективной социально-педагогической помощи семье, направленной на успешную социализацию ребенка из неблагополучной семьи;

— установить отношения партнерства и сотрудничества с семьей;

— содействие личностному и социальному развитию родителей;

— содействие родителям в лечении от алкогольной зависимости и трудоустройстве;

— содействовать в формировании правовой культуры родителей;

— снижение количества неблагополучных семей;

—  разработка и внедрение рекомендаций специалистам, родителям- волонтерам   в работе с неблагополучными семьями и с детьми из неблагополучных семей.

Неблагополучная семья – это не только семья, материальная жизнь которой далека от нормальной, но и та семья, которая утратила веру в возможность изменения своей жизни в лучшую сторону и продолжает направленно идти к полному краху. Безверие в собственные силы и отсутствие помощи со стороны увеличивают уверенность в невозможности жить по-другому, формируют соответствующий образ жизни, который усваивают и дети.  Мы говорим о детях из неблагополучных семей, т.е. о детях, семьях, о том, что случается с ребенком, если он окажется в неблагополучной семье.

А что такое неблагополучная семья? Односложно ответить невозможно. Ведь все в мире относительно — и благополучие и неблагополучие по отношению к ребенку. Но ведь дети все разные: одни более выносливые, другие нет, одни ранимые, но все реагирующие, а другим все трын- трава, ничем их не проймёшь.

К сожалению, в настоящее время все большее число детей оказывается в положении острого социального неблагополучия. Плохая экология, рост социальной агрессии, экономические проблемы, распространение наркотиков, нестабильность семьи, родительская и педагогическая некомпетентность – эти и многие другие факторы становятся внешними ограничителями процесса развития ребенка.

Невыполнение семьей части своих функций не всегда является признаком неблагополучия. В психологической, социологической, педагогической литературе существует достаточно много определений, понятий, названий неблагополучной семьи: проблемная, асоциальная, семья «группы риска», семья социального риска, социально-незащищенная семья и т. д. В законодательных актах и постановлениях существует только одно определение неблагополучной семьи. Это семья, оказавшаяся в трудной жизненной ситуации и нуждающаяся в государственной помощи и поддержке. Таким образом, сегодня в науке и практике довольно остро стоит вопрос разработки критериев и определения неблагополучной семьи.

Под неблагополучной семьей мы понимаем семью, в которой ребенок испытывает неблагополучие (от слова «благо»), где отсутствует благо для ребенка. При этом вид семьи (проблемная, неблагополучная и др.) не имеет значения. Это может быть семья, в которой или оба родителя, или один родитель, и экономически состоятельная семья, и экономически несостоятельная, и т. д. Главной характеристикой неблагополучной семьи является отсутствие любви к ребенку, заботы о нем, удовлетворения его нужд, защиты его прав и законных интересов.

– это семьи, функционирование которых нарушено из-за педагогической несостоятельности родителей. Как правило, это конфликтные семьи с дисгармоничным стилем семейного воспитания (авторитарные, гипо- или гиперопекающие).

— это семьи, переживающие внешний или внутренний кризис (изменение состава семьи, взросление детей, развод, болезнь, смерть кого-либо из членов семьи, утрата работы, жилья, документов, средств к существованию и т. д.).

— признаком этих семей является наличие таких проблем как алкоголизм, пренебрежение нуждами детей. При этом, однако, детско-родительские отношения полностью не разорваны (например, дети пытаются скрывать пьянство родителей, берут на себя ответственность за обеспечение семьи, уход за младшими детьми, продолжают учиться в школе).

— это семьи, полностью утратившие семейные ценности, характеризующиеся алкоголизмом, наркоманией, жестоким обращением с детьми, не занимающиеся воспитанием и обучением детей, не обеспечивающие необходимых безопасных условий жизни. Дети в такой семье, как правило, не учатся, являются жертвами насилия, уходят из дома.

—  в этих семьях наблюдается крайняя степень семейной       дисфункции.  Они характеризуются противоправным, антиобщественным поведением, несоблюдением моральных, нравственных норм в отношении наименее защищенных членов семьи, нарушением экономических прав ближних. Это семьи, ведущие паразитический образ жизни, зачастую за счет принуждения детей к воровству, попрошайничеству и проституции.

Основные направления работы с семьей.

1. Изучение причин семейного неблагополучия, отношения в семье к ребенку.

2. Психолого-педагогическое просвещение родителей по вопросам семейного воспитания, знакомство с положительным опытом воспитания детей.

3. Оказание практической помощи и психологической поддержки семье.

Этапы взаимодействия с семьей.

Работа с семьей проводится поэтапно. Ее эффективность зависит от степени установления контакта и доверительных отношений с родителями.       Разделение семей по причинам неблагополучия относительно, так как одна причина неразрывно связана с другой. Например, в семье, где злоупотребляют алкоголем, почти всегда наблюдаются конфликтные отношения между родителями и детьми, кроме того, такие семьи, как правило, имеют нестабильное финансовое положение, являются малообеспеченными.

Логично сделать вывод: причин семейного неблагополучия может быть несколько, и они взаимосвязаны между собой. Однако одна из них играет ведущую роль, другая — второстепенную. А выбор форм и методов воздействия на семью зависит от ведущей причины семейного неблагополучия.

Работа с неблагополучной семьей проводиться по следующим этапам:

Установление контакта, налаживание доверительных отношений с родителями, положительных основ для дальнейшего сотрудничества.

— беседа, установление сроков следующей встречи (приглашаются родители в социально- реабилитационный центр);

— посещение на дому, знакомство с родителями, родственниками, ближайшим

социальным   окружением  семьи.

Целями диагностики являются:

— раннее выявление неблагополучных семей с целью реализации комплекса мер оказания социально-психологической помощи детям, подросткам и семьям;

-координация усилий всех органов, работающих с семьями социального риска;

-ознакомление семей с правовыми нормами.

С целью укрепления контактов внутри семьи привлекаются три поколения (бабушка, дедушка – мама, папа – ребёнок, подросток). Если родители идут на контакт с психологом и социальным педагогом, можно переходить ко 2-му

этапу взаимодействия с семьей. Если контакт не установлен, то воздействие семье   могут оказывать органы полиции, КПДН и ЗП, Управление Министерства   здравоохранения  и  социального развития по Барышскому району, Управление образования- отдел опеки и попечительства МО «Барышский район».

2-й этап. Изучение семьи.

1) Социально-педагогическая и психологическая диагностика семьи. Изучение микроклимата в семье, стилей воспитания. Уточнение информации о родителях, их социальном статусе, о других ближайших родственниках несовершеннолетнего. Материальное обеспечение и жилищно-бытовые условия. Изучение взаимоотношений между взрослыми в семье. Знание и применение методов и приемов воспитательного воздействия.

2) Диагностика причин семейного неблагополучия.

-посещения на дому, акты обследования жилищно-бытовых условий, консультации, беседы, анкетирование, анализ информации о семье из документации, опрос;

-использование методов психологической диагностики (тесты, проективные методики и т.д.).

3-й этап. Обработка результатов социально-педагогической и психологической диагностики. Подведение итогов. Установление ведущей причины семейного неблагополучия

4-й этап. Выбор форм и методов работы в зависимости от ведущей причины неблагополучия и путей их реализации.

2) Конфликтная семья, требующая коррекции внутрисемейных отношений.

3) Семья, где родители часто болеют, страдают хроническими заболеваниями. В такой семье ребенок испытывает недостаток в общении с родителями, которые нуждаются в помощи и поддержке со стороны педагогов, общественности, социума.

4) Малообеспеченная семья: индивидуальные беседы, консультации, посещения на дому.

5) Воспитание детей ближайшими родственниками (бабушка, дедушка, дядя, тётя). Приемлемы следующие формы и методы работы: индивидуальные беседы, консультации, как с педагогом- психологом, так и с другими специалистами, посещения на дому, тренинги, психологические игры, планирование совместной деятельности.

5-й этап. Наблюдение за семьей. Отслеживание динамики развития детско-родительских отношений. Изучение психологического микроклимата в семье.

6-й этап. Подведение итогов психолого-педагогического взаимодействия с неблагополучной семьёй.

1. Изучение новинок методической литературы по вопросам коррекционной работы с неблагополучной семьёй.

2. Выявление, изучение и распространение наиболее ценного опыта работы по взаимодействию с семьёй.

3. Подготовка программно-методического обеспечения для осуществления работы по сопровождению семьи: памятки, рекомендации, выработка алгоритмов деятельности.

Также в работе с неблагополучными семьями можно использовать такие  как: метод «поиска ресурсов», метод «выстраивания будущего», «прошлых воспоминаний», семейное консультирование. Основные вопросы, на   которые   надо  ориентировать  родителей  следующие: «Что будет с Вашей семьёй через год? А через пять лет?», «Что в Вас самих может помочь Вам изменить жизнь к лучшему?», «Кто из Вашего ближайшего окружения может изменить Вашу жизнь к лучшему?», «Как наладить быт детей и поддерживать положительный микроклимат в семье?».

Индивидуальная программа профилактики семейного

Алгоритм реализации программы:

Первый этап – октябрь 2014г.) анализ   семей  социального неблагополучия, непосредственное планирование, согласование планов, сведение их в единый комплексный план с учётом обстановки и рекомендаций.

Второй этап – (октябрь 2014г. – ноябрь 2015г.) координация действий, осуществление запланированных мероприятий, разработка системы контроля за их реализацией.

Третий этап –  (декабрь 2015г.) анализ и подведение итогов работы.

Заместитель директора по реабилитационной работе- Глазова Елена Евгеньевна

социально- реабилитационного центра «Планета детства» – Лазарева Елена Ивановна

социально- реабилитационного центра «Планета детства» – Чумаченко Ирина Владимировна

— Рыженкова Татьяна Геннадьевна

Комиссия по делам несовершеннолетних МО «Барышский район»- специалисты Князькина Наталья Викторовна, Свиязова Нина Валентиновна

Инспектор ПДН МО МВД России «Барышский»-  Кузнецова Анастасия Николаевна

Управление Министерства здравоохранения и социального развития по — специалисты Нигматулина Наталья Викторовна, Шипунова Юлия Анатольевна

Начальник отдела опеки и попечительства МО «Барышский район» — Кривобок Любовь Викторовна

Родители —  волонтеры — Катулева Ирина Валерьевна, Данилина Светлана Константиновна.

Система программных мероприятий.

В ходе реализации программы планируется развитие сетевого взаимодействия учреждений, специалистов, занимающихся решением проблем семьи и детей.

Система программных мероприятий направлена на достижение целей и решение задач, заявленных в программе. Мероприятия разработаны с учетом индивидуальных особенностей неблагополучных семей.

Для достижения программных целей планируется выполнение основных мероприятий:

— организация профилактической работы с семьями по недопущению ситуации, приводящей к лишению родителей родительских прав;

-организация работы с родителями, лишенными родительских прав, по восстановлению семьи (оказание помощи в трудоустройстве, в решении жилищных вопросов, в лечении от алкогольной зависимости и пр.);

-организация родительских лекториев;

-организация     мероприятий   с участием родителей;

-участие в спортивно-  развлекательных и интеллектуальных мероприятиях центра, экскурсиях;

— организация летней занятости и  оздоровления   детей,  из  неблагополучных семей;

родителей- волонтеров к организации работы с неблагополучными семьями.

План реализации программы

Оцените статью
Минтруд России