- Негосударственный пенсионный фонд и его функции
- История и развитие НПФ в России
- Получение и инвестирование средств
- Закрытие фонда и управление средствами
- Отличия между НПФ и государственной пенсионной системой
- Работа с НПФ
- Изменения в законодательстве
- Регулирование НПФ
- Гарантированность обеспечения
- Стабильность и управление рисками
- Система досрочного негосударственного пенсионного обеспечения
- Плюсы и минусы перевода пенсии в НПФ
- Плюсы:
- Минусы:
- Как защищены накопления в НПФ
- Переход в новый НПФ
- Как выбрать НПФ
- Негосударственные пенсионные фонды: важные аспекты
- Включение в систему гарантирования
- Актуальный рейтинг НПФ
- Рейтинг НПФ по доходности
- Рейтинг НПФ по надежности
- Как перейти в НПФ
- Получение накоплений из НПФ
- Наследование накоплений
- Алгоритм получения пенсионных сбережений наследодателя:
Негосударственный пенсионный фонд и его функции
Негосударственный пенсионный фонд (НПФ) — это частные инвестиционные организации, которые собирают средства от населения для накопления на пенсии. Граждане направляют свои деньги в негосударственные пенсионные фонды, которые потом инвестируют эти средства с целью получения дохода. Полученный доход используется для выплаты пенсий гражданам.
История и развитие НПФ в России
Первые негосударственные пенсионные фонды появились в России в начале 1990-х годов. Количество таких фондов быстро росло, но при этом существовали проблемы с контролем со стороны государства и юридической базой.
Получение и инвестирование средств
Негосударственные пенсионные фонды принимают деньги граждан и инвестируют их в различные активы, такие как ценные бумаги, банковские депозиты и недвижимость. Средства, полученные от инвестиций, используются для выплаты пенсий.
Закрытие фонда и управление средствами
При закрытии негосударственного пенсионного фонда накопленные средства переводятся на счет другой действующей организации. Управление накопленными средствами осуществляется только после выхода на пенсию гражданина.
Отличия между НПФ и государственной пенсионной системой
НПФ и Социальный фонд России выполняют схожие функции по сбору и инвестированию средств на пенсии. Основное различие заключается в том, что граждане могут выбрать, в какой фонд направить свои накопления.
Работа с НПФ
НПФ осуществляют негосударственное пенсионное обеспечение и обязательное пенсионное страхование. Для этого они должны иметь лицензию на проведение такой деятельности. Граждане заключают договор с одним НПФ для накопления и инвестирования средств на пенсию.
Изменения в законодательстве
Существующий Федеральный закон о негосударственных пенсионных фондах постоянно дорабатывается и дополняется с учетом изменяющейся ситуации на рынке.
Регулирование НПФ
НПФ подчиняются специальным требованиям и стандартам, утвержденным законодательством. Они должны следить за тем, чтобы инвестициями соблюдались все необходимые правила и нормы.
Гарантированность обеспечения
НПФ должны иметь свои резервы на случай финансовых потрясений, чтобы обеспечить стабильность выплат пенсий в будущем.
Стабильность и управление рисками
НПФ должны рационально распределять инвестиции и управлять рисками, чтобы обеспечить наилучший доход для граждан и стабильность работы фонда.
Система досрочного негосударственного пенсионного обеспечения
Система досрочного негосударственного пенсионного обеспечения (ДНПО) основывается на корпоративной пенсионной программе работника и работодателя по договору между ними.
По достижении пенсионного возраста все заработанные денежные средства фонд выплачивает в виде пенсии. Для ее получения лицо обращается в НПФ с заявлением. Неполученные ко дню смерти накопления получают правопреемники.
Плюсы и минусы перевода пенсии в НПФ
Плюсы:
- возможность копить средства на пенсию с 18 лет за счет собственных средств путем добровольных отчислений;
- делать отчисления в пользу себя, детей или других лиц;
- стимулирование работников к большим достижениям через корпоративную пенсионную программу;
- возможность назначать и изменять правопреемников;
- защищенность денежных средств;
- конкуренция на рынке негосударственного обеспечения.
Минусы:
- вероятность банкротства или отзыва лицензии у фонда;
- необходимость проведения мероприятий по возврату средств;
- отсутствие гарантии доходности из-за экономических рисков.
Как защищены накопления в НПФ
Сбережения негосударственных фондов застрахованы. В случае банкротства фонда или отзыва лицензии участники получают гарантийное возмещение. НПФ обязан уведомить участника о переводе накоплений в СФР.
Переход в новый НПФ
Чтобы перейти в новый НПФ, необходимо написать дополнительное заявление, которое отправляется в СФР.
Как выбрать НПФ
При выборе НПФ следует обращать внимание на надежность, стабильность, репутацию и доходность фонда. Проверьте наличие обязательной лицензии у компании.
Эксперты КонсультантПлюс подготовили инструкции о переводе накоплений из одного НПФ в другой. Следуйте этим инструкциям бесплатно.
Негосударственные пенсионные фонды: важные аспекты
Включение в систему гарантирования
Важно знать, что Негосударственный пенсионный фонд (НПФ) входит в систему гарантирования прав застрахованных лиц. Это обеспечивает возможность получить сбережения в случае банкротства или лишения фонда лицензии.
Актуальный рейтинг НПФ
Оценка НПФ по различным показателям важна для определения надежности и стабильности фонда. Учтите такие критерии, как размер капитала, количество клиентов и объем средств под управлением, а также доходность за прошлые годы.
Рейтинг НПФ по доходности
Рассмотрим рейтинг НПФ по доходности за I квартал 2023 года согласно данным ресурса Investfunds.ru:
НПФ | Рейтинг по доходности |
---|---|
ГАЗФОНД пенсионные накопления (АО) | |
ВТБ Пенсионный фонд (АО) | |
МНПФ Большой (АО) | |
Негосударственный пенсионный фонд Доверие |
Рейтинг НПФ по надежности
Согласно рейтинговому агентству Эксперт РА, можно оценить надежность НПФ с учетом их рейтинга.
Как перейти в НПФ
Хотите перейти из Страховой фондов России в Негосударственный пенсионный фонд? Следуйте простому алгоритму:
- Подпишите договор об обязательном пенсионном страховании с выбранным фондом.
- Направьте заявление о переходе в НПФ до 1 декабря текущего года.
- Получите уведомление о принятом решении от СФР.
Получение накоплений из НПФ
Если вы хотите получить свои накопления из НПФ после выхода на пенсию, следуйте инструкциям:
- Подайте заявление в НПФ.
- Специалисты фонда запросят информацию в СФР о вашем праве на выплату.
- Выберите вид выплаты: единовременную, срочную или накопительную пенсию.
Помните, что по закону ожидаемый период выплаты составляет 264 месяца в 2023 году. Получение денег из НПФ возможно после достижения определенного возраста: 55 лет для женщин и 60 лет для мужчин.
Наследование накоплений
Важно знать, что накопления в НПФ могут быть унаследованы.
После смерти владельца накоплений в НПФ эти средства получают его правопреемники. Гражданин при жизни указывает таких лиц и порядок распределения долей в специальном заявлении.
Если он этого не сделал, то преемниками являются родственники двух очередей:
- Дети, супруг и родители.
- Братья, сестры, дедушки и бабушки.
Выплата средств в рамках одной очереди проводится в равных долях. Лица второй очереди получают деньги, если нет родственников предыдущей очереди.
Правопреемники наследуют сбережения, если наследодатель умер до назначения накопительной пенсии или срочной пенсионной выплаты.
В случае смерти после назначения срочной выплаты невыплаченный остаток накоплений получают наследники.
Если гражданину назначили единовременную выплату, но он не успел ее получить, то ее получают члены семьи, которые проживали с ним, или нетрудоспособные иждивенцы в течение 4 месяцев со дня смерти.
Если таких лиц нет, то вся сумма включается в состав наследства на общих основаниях.
Алгоритм получения пенсионных сбережений наследодателя:
Узнать место нахождения пенсионных средств: в СФР или конкретном НПФ. Эта информация содержится в СФР. Также негосударственный фонд направляет гражданину, которого указал умерший в договоре или заявлении, специальное уведомление о прекращении договора в связи со смертью лица и правах преемника на получение накоплений.
Обратиться в СФР или НПФ с заявлением о выплате накоплений до истечения шести месяцев со дня смерти гражданина. В нем указывается способ получения денег: через почтовое отделение или на банковский счет. К заявлению приложите: паспорт, документы, свидетельствующие о родственных отношениях, свидетельство о смерти застрахованного, документ из СФР с указанием СНИЛС умершего.
Получить расписку-уведомление о регистрации заявления по истечении 5 рабочих дней со дня подачи документа.
Дождаться решения по итогам рассмотрения заявления.
Получить деньги выбранным способом.
В случае аннулирования лицензии у НПФ правопреемник обращается за получением средств в СФР в течение 6 месяцев с даты аннулирования лицензии.
Пенсио́нное обеспе́чение в Росси́и — совокупность действующих в Российской Федерации (РФ) правовых, экономических и организационных институтов и норм, имеющих целью предоставление гражданам материальной поддержки в виде пенсии.
Социальная пенсия для мужчин — с 65 лет, для женщин — с 60 (продолжительность жизни мужчин в РФ меньше 70 лет).
Впервые пенсионное обеспечение появилось в России еще в древние времена: князья и воеводы обеспечивали членов своих дружин в случае ранений и в старости.
Вплоть до XIX века пенсионное обеспечение носило избирательный характер и затрагивало прежде всего воинское сословие. Обязательным условием получения пенсии была безукоризненная служба.
В 1820-х годах был принят Устав о пенсиях и единовременных пособиях государственным служащим (военным и гражданским), а внутри министерства финансов был создан централизованный пенсионный фонд для выплат пенсий и пособий.
Право на пенсионное обеспечение в Российской империи давала государственная служба. Право на получение пенсий и единовременных пособий распространялось на каждого, кто беспорочно прослужил определённое число лет в военной, придворной или гражданской службе. Казённые пенсии и пособия давались за «долговременную и беспорочную службу», а также «из внимания к особому усердию в исполнении должностей» и к утрате трудоспособности на службе.
В советское время формально сами работники ничего не отчисляли в пенсионную систему: взносы в пенсионную систему шли из общественных фондов потребления, которые наполнялись из государственного бюджета и отчислений предприятий (от 4 до 12 % от фонда оплаты труда в зависимости от конкретной отрасли).
Реальный размер пенсии (1990 = 100) Отношение средней пенсии к прожиточному минимуму пенсионера Коэффициент замещения Реальный размер пенсии (1990 = 100) Отношение средней пенсии к прожиточному минимуму пенсионера Коэффициент замещения
Численность занятых, млн. человек 75,3 73,8 72,1 70,9 68,5 66,4 66,0 64,7 63,8 65,4
Численность пенсионеров, млн. человек 32,8 34,0 35,3 36,1 36,6 37,1 37,8 38,2 38,4 38,4
Отношение числа занятых к числу пенсионеров 2,292 2,168 2,044 1,964 1,870 1,791 1,745 1,694 1,661 1,702
Валовый внутренний продукт, млрд руб. 73315 79660 86837 124953 178497 234889
ИПЦ в среднем за год, % к пред. году 105,5 104,6 104,8 104,3 103,2 102,4
Реальная заработная плата, % к пред. году 104,0 103,8 104,2 103,3 103,4 103,2
Номинальная начисленная среднемесячная заработная плата, руб. 33333 36191 39522 56821 82322 109180
Прожиточный минимум пенсионера, руб. 6354 6646 6965 8771 11158 13367
Численность самозанятых работников, млн чел. 2,68 2,68 2,68 2,68 2,68 2,68
Сценарий 1 («средний»)
Фонд заработной платы, млрд руб. 18017 19464 21122 29633 42009 54944
Численность наемных работников, млн чел. 45,04 44,82 44,54 43,46 42,53 41,94
Суммарная численность плательщиков, млн чел. 47,72 47,50 47,22 46,14 45,21 44,62
Сценарий 2 («высокий»)
Фонд заработной платы, млрд руб. 18026 19483 21156 29781 42420 55783
Численность наемных работников, млн чел. 45,06 44,86 44,61 43,68 42,94 42,58
Суммарная численность плательщиков, млн чел. 47,74 47,54 47,29 46,36 45,62 45,26
Сценарий 3 («низкий»)
Фонд заработной платы, млрд руб. 18008 19444 21086 29477 41571 54045
Численность наемных работников, млн чел. 45,02 44,77 44,46 43,23 42,08 41,25
Суммарная численность плательщиков, млн чел. 47,70 47,45 47,14 45,91 44,76 43,93
Сценарий 4 («с нулевой миграцией»)
Фонд заработной платы, млрд руб. 17994 19421 21054 29412 41452 53889
Численность наемных работников, млн чел. 44,99 44,72 44,39 43,14 41,96 41,13
Суммарная численность плательщиков, млн чел. 47,67 47,40 47,07 45,82 44,64 43,81
Сценарий 1 (повышение пенсионного возраста)
Фонд заработной платы, млрд руб. 18017 19566 21346 30629 45162 61478
Численность наемных работников, млн чел. 45,04 45,05 45,01 44,92 45,72 46,92
Численность самозанятых работников, млн чел. 2,68 2,69 2,71 2,76 2,87 2,98
Суммарная численность плательщиков, млн чел. 47,72 47,75 47,72 47,68 48,58 49,90
В пенсионной системе Российской Федерации на федеральном уровне существует два типа пенсий, которые различаются по источнику их финансового обеспечения:
Первый и основной тип — это страховые пенсии, которые получает большинство пенсионеров в России. Право на такую пенсию возникает вследствие уплаты в течение определённого периода времени страховых взносов в систему обязательного пенсионного страхования. Основным источником выплаты этих пенсий являются средства, формируемые за счёт указанных страховых взносов. Установление страховых пенсий производится в соответствии с Федеральным законом «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 N 400-ФЗ.
Ко второму типу относятся пенсии по государственному пенсионному обеспечению, которые выплачиваются за счёт средств федерального бюджета. Эти пенсии находятся вне системы обязательного пенсионного страхования. Право на эти пенсии возникает не в связи с тем, что в период работы или другой деятельности за соответствующего гражданина отчислялись обязательные пенсионные страховые взносы (единый социальный налог (взнос)), а в силу других обстоятельств, определённых в Федеральном законе от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».
Российские пенсионеры, достигшие возраста 80 лет, получили с 2019 года право на надбавку к пенсии по старости в размере 5 334 рублей (размер фиксированной выплаты в 2018 году составлял 4892 рубля).
1 января 2020 года страховые пенсии были проиндексированы на 6,6%. В 2020 году, по словам вице-премьера России Татьяны Голиковой, средний размер пенсий составит 15 000 рублей, а средний размер страховых пенсий по старости для неработающих пенсионеров – 16 400 тысячи рублей.
В конце сентября 2022 года глава Минтруда Антон Котяков сообщил о повышении с 1 января 2023 года пенсий по старости для неработающих россиян на 4,8%, что увеличит их средний размер до 21 864 рублей.
Поскольку с 1 июня страховые и социальные пенсии были проиндексированы по указу президента на 10%, суммарное повышение страховых пенсий составит более 15,28% за 2022 год, что выше прогнозируемого уровня инфляции в 12,4%.
Страховая пенсия — ежемесячная денежная выплата лицам, достигшим пенсионного возраста.
Финансирование выплаты трудовой пенсии происходит за счет страховых взносов, вносимых работодателями. Тариф страхового взноса состоит из солидарной и индивидуальной части. На счетах застрахованных лиц отражается только индивидуальная часть тарифа, а солидарная часть используется для выплаты фиксированной выплаты к пенсии.
База (годовая заработная плата до уплаты налогов) Тариф страхового взноса Страховая пенсия для лиц 1966 г.р. и старше Страховая пенсия для лиц 1967 г.р. и моложе Накопительная пенсия 1967 г.р. и моложе
В пределах предельной базы (876 тыс. руб.) 22 % 22 %, из них 6 % — солидарная часть тарифа, 16 % — индивидуальная часть тарифа 22 %, из них 6 % — солидарная часть тарифа, 16 % — индивидуальная часть тарифа 0 %
Свыше предельной базы 10 % 10 % — солидарная часть тарифа 10 % — солидарная часть тарифа 0 %
Страховая пенсия по старости — это ежемесячная денежная выплата в целях компенсации застрахованным лицам заработной платы и иных выплат и вознаграждений, утраченных ими в связи с наступлением нетрудоспособности вследствие старости при достижении установленного законом возраста.
По 2018 год, право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие 55 лет. Затем, в период 2019—2028 годов, пенсионный возраст будет постепенно повышен до 65 лет у мужчин и 60 у женщин. Предусмотрены нарастающие от года к году требования по стажу и индивидуальному пенсионному коэффициенту. В 2017 году минимальный страховой стаж должен был составлять 8 лет; с каждым годом он увеличивается на один год, пока не достигнет 15 лет (в 2018 году — 9, в 2019 году — 10 и т. д.).
Примечательно, что средняя продолжительность жизни, у мужчин составляет 65,1 года, 76,3 года — у женщин.
СТРАХОВАЯ ПЕНСИЯ = СУММА ВАШИХ ПЕНСИОННЫХ БАЛЛОВ * СТОИМОСТЬ ПЕНСИОННОГО БАЛЛА в году назначения пенсии + ФИКСИРОВАННАЯ ВЫПЛАТА
СП = ИПК * СИПК + (ФВ * КвФВ), где:
В 2019 году = 87,24 руб. Ежегодно индексируется государством.
На 1 января 2019 года = 5334,19 руб. Ежегодно индексируется государством.
Таким образом, расчет страховой пенсии в 2019 году осуществляется по формуле:
СП = ИПК * 87,24 + (5334,19 * КвФВ)
Размер страховой пенсии по потере трудоспособности рассчитывается так же, как и по старости. Отличие составляет размер фиксированной выплаты. Сумму пенсионных выплат можно определить следующим образом: СП = ИПК х СПК + ФВ, где:
П = ПК / (Т x К) / КН + Б, где
П — размер трудовой пенсии по случаю потери кормильца;
ПК — сумма расчетного пенсионного капитала умершего кормильца, учтенного по состоянию на день его смерти;
Т — количество месяцев ожидаемого периода выплаты пенсии по старости (228 месяцев в 2013 году);
К — отношение нормативной продолжительности страхового стажа кормильца (в месяцах) по состоянию на день его смерти к 180 месяцам. Нормативная продолжительность страхового стажа до достижения умершим кормильцем возраста 19 лет составляет 12 месяцев и увеличивается на 4 месяца за каждый полный год возраста начиная с 19 лет, но не более чем до 180 месяцев;
КН — количество нетрудоспособных членов семьи умершего кормильца, являющихся получателями указанной пенсии, установленной в связи со смертью этого кормильца по состоянию на день, с которого назначается трудовая пенсия по случаю потери кормильца соответствующему нетрудоспособному члену семьи;
Б — фиксированный базовый размер трудовой пенсии по случаю потери кормильца, который составляет 1 281 руб. в месяц.
Право на получение государственной пенсии за выслугу лет имеют:
Федеральные государственные гражданские служащие при наличии стажа государственной гражданской службы не менее 25 лет и увольнении с федеральной государственной гражданской службы до приобретения права на страховую пенсию по старости (инвалидности) имеют право на пенсию за выслугу лет, если непосредственно перед увольнением они замещали должности федеральной государственной гражданской службы не менее 7 лет.
Пенсия за выслугу лет устанавливается к страховой пенсии по старости (инвалидности), назначенной в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», и выплачивается одновременно с ней.
Пенсия за выслугу лет устанавливается Законом РФ 4468-1
Увеличение требуемой продолжительности стажа федеральных государственных гражданских служащих при определении права на пенсию за выслугу лет и исчислении её размера, не распространяются на следующих лиц:
По состоянию на апрель 2017 года размер социальной пенсии по старости составляет 5034,25 рубля в месяц, размер социальной пенсии на апрель 2017 года по инвалидности для детей-инвалидов, инвалидов I группы и инвалидов с детства I и II группы — 12082,06 рубля в месяц.
Федеральный закон о выплате пенсий регламентирует также и порядок расчета выплат.
Страховое обеспечение определяется по следующей формуле:
Отчисления = (величина баллов * цена одного ИПК) + фиксированная часть страховой пенсии
Размер фиксированной выплаты пенсии зависит от следующих факторов:
Расчет государственной выплаты сложнее и зависит от вида перечислений и категории получателя. Она представляет собой процент от денежного довольствия служащего с применением различных повышающий и понижающих коэффициентов или процент от социальной выплаты для чернобыльцев, блокадных ленинградцев и т.д.
Всем неработающим пенсионерам, у которых общая сумма материального обеспечения не достигает величины прожиточного минимума пенсионера (ПМП) в регионе его проживания, устанавливается федеральная или региональная социальная доплата к пенсии до величины ПМП, установленного в регионе проживания пенсионера.
Федеральная социальная доплата выплачивается учреждениями ПФР и устанавливается в случае, если общая сумма денежных выплат неработающему пенсионеру не достигает величины прожиточного минимума пенсионера, установленного в регионе проживания, которая, в свою очередь, не достигает величины прожиточного минимума пенсионера в целом по Российской Федерации.
Региональная социальная доплата выплачивается органами социальной защиты региона в случае, если прожиточный минимум пенсионера в субъекте РФ выше, чем аналогичный показатель по Российской Федерации, а общая сумма денежных выплат неработающему пенсионеру ниже регионального ПМП.
При подсчете общей суммы материального обеспечения неработающего пенсионера учитываются суммы следующих денежных выплат:
Кроме того, при подсчете общей суммы материального обеспечения пенсионера учитываются денежные эквиваленты предоставляемых ему мер социальной поддержки по оплате пользования телефоном, жилых помещений и коммунальных услуг, проезда на всех видах пассажирского транспорта, а также денежные компенсации расходов по оплате этих услуг.
В большинстве субъектов Российской Федерации прожиточный минимум пенсионера в 2017 году составлял от 7500 до 8500 рублей в месяц. Заметно выше этой величины прожиточный минимум был в Москве (11 561 руб.), а также в некоторых северных и восточных регионах: в частности, в Ненецком автономном округе (17 092 руб.), в Магаданской области (15 460 руб.), на Чукотке (19 000 руб.). Таблица по всем субъектам РФ приведена ниже.
Прожиточный минимум пенсионера (таблица)
Наименование субъекта РФ Величина прожиточного минимума пенсионера в субъекте РФ (установленная или предполагаемая) Нормативный правовой акт в соответствии с которым установлена эта величина прожиточного минимума СД
В целом по РФ 8540 Закон от 19.12.2016 № 415-ФЗ
Центральный федеральный округ
Белгородская область 8016 Закон от 31.10.2016 № 103 ФСД
Брянская область 8095 Закон от 03.10.2016 № 83-З ФСД
Владимирская область 8377 Закон от 28.10.2016 № 119-ОЗ ФСД
Воронежская область 8390 Закон от 24.10.2016 № 116-ОЗ ФСД
Ивановская область 7977 Закон от 31.10.2016 № 90-ОЗ ФСД
Калужская область 8337 Закон от 07.11.2016 № 117-ОЗ ФСД
Костромская область 8450 Закон 26.10.2016 № 155-6-ЗКО ФСД
Курская область 7460 Закон от 21.10.2016 № 69-ЗКО ФСД
Липецкая область 8540 Закон от 09.11.2016 № 9-ОЗ ФСД
Орловская область 8434 Закон от 07.11.2016 № 2033-ОЗ ФСД
Рязанская область 8456 Закон от 11.10.2016 № 66-ОЗ ФСД
Смоленская область 8510 Закон от 28.10.2016 № 102-3 ФСД
Тамбовская область 7468 Закон от 31.10.2016 № 5-З ФСД
Тверская область 8540 Закон от 28.10.2016 № 70-ЗО ФСД
Тульская область 8487 Закон от 27.10.2016 № 77-ЗТО ФСД
Ярославская область 8163 Закон от 31.10.2016 № 65-3 ФСД
Москва 11 561 Закон от 28.09.2016 № 29 РСД
Московская область 9161 Закон от 31.10.2016 № 126/2016-03 РСД
Северо-Западный федеральный округ
Республика Карелия 8540 Закон от 01.11.2016 № 2057-ЗРК ФСД
Республика Коми 9821 Закон от 27.10.2016 № 98-РЗ РСД
Архангельская область 10 816 Закон от 28.10.2016 № 483-29-ОЗ РСД
Ненецкий а.о. 17 092 Закон от 03.10.2016 № 244-оз РСД
Вологодская область 8540 Закон от 20.10.2016 № 3993-ОЗ ФСД
Калининградская область 8540 Закон от 30.11.2016 № 17 ФСД
г. Санкт-Петербург 8540 Закон от 13.12.2016 № 699—113 ФСД
Ленинградская область 8503 Закон от 15.11.2016 № 85-оз ФСД
Мурманская область 12 090 Закон от 31.10.2016 № 2043-01-ЗМО РСД
Новгородская область 8483 Закон от 31.10.2016 № 11-ОЗ ФСД
Псковская область 8540 Закон от 08.11.2016 № 1687-ОЗ ФСД
Северо-Кавказский федеральный округ
Республика Дагестан 8374 Закон от 31.10.2016 № 56 ФСД
Республика Ингушетия 8400 Закон от 28.10.2016 № 37-РЗ ФСД
Кабардино-Балкарская Республика 8500 Закон от 30.09.2016 № 45-РЗ ФСД
Карачаево-Черкесская Республика 8410 Закон от 27.09.2016 № 57-РЗ ФСД
Республика Северная Осетия-Алания 8410 Закон от 18.10.2016 № 51-РЗ ФСД
Чеченская Республика 8535 Закон от 30.12.2016 № 50-РЗ ФСД
Ставропольский край 7975 Закон от 28.10.2016 № 85-кз ФСД
Южный федеральный округ
Республика Адыгея 8138 Закон от 27.10.2016 № 3 ФСД
Республика Калмыкия 7 667 Закон от 16.09.2016 № 194-V-З ФСД
Краснодарский край 8478 Закон от 17.11.2016 № 3492-КЗ ФСД
Астраханская область 7665 Закон от 24.10.2016 № 63/2016-ОЗ ФСД
Волгоградская область 8535 Закон от 28.10.2016 № 102-ОД ФСД
Ростовская область 8488 Закон от 20.10.2016 № 646-ЗС ФСД
Республика Крым 8410 Закон от 26.10.2016 № 291-ЗРК/2016 ФСД
г. Севастополь 8532 Закон от 14.12.2016 № 303-ЗС ФСД
Приволжский федеральный округ
Республика Башкортостан 8015 Закон от 27.10.2016 № 409-3 ФСД
Республика Марий Эл 7967 Закон от 05.10.2016 № 31-З ФСД
Республика Мордовия 7879 Закон от 27.10.2016 № 83-З ФСД
Республика Татарстан 8232 Закон от 29.09.2016 № 68-ЗРТ ФСД
Удмуртская Республика 8502 Закон от 31.10.2016 № 69-РЗ ФСД
Чувашская Республика 7720 Закон от 20.10.2016 № 55 ФСД
Кировская область 8474 Закон от 12.10.2016 № 3-ЗО ФСД
Нижегородская область 8082 Закон от 30.08.2016 № 119-З ФСД
Оренбургская область 7786 Закон от 27.10.2016 № 36/14-VI-ОЗ ФСД
Пензенская область 7835 Закон от 10.10.2016 № 2969-ЗПО ФСД
Пермский край 8473 Закон от 08.11.2016 № 13-ПК ФСД
Самарская область 8173 Закон от 31.10.2016 № 109-ГД ФСД
Саратовская область 7700 Закон от 27.10.2016 № 134-ЗСО ФСД
Ульяновская область 8271 Закон от 27.09.2016 № 141-ЗО ФСД
Уральский федеральный округ
Курганская область 8500 Закон от 25.10.2016 № 75 ФСД
Свердловская область 8540 Закон от 19.12.2016 № 154-ОЗ ФСД
Тюменская область 8540 Закон от 08.11.2016 № 98 ФСД
Челябинская область 8523 Закон от 28.10.2016 № 433-ЗО ФСД
Ханты-Мансийский а.о.-Югре 11 258 Закон от 07.09.2016 № 70-оз РСД
Ямало-Ненецкий а.о. 13 425 Закон от 31.10.2016 № 81-ЗАО РСД
Сибирский федеральный округ
Республика Алтай 8453 Закон от 25.11.2016 № 77-РЗ ФСД
Республика Бурятия 8540 Закон от 06.10.2016 № 2016-V ФСД
Республика Тыва 8540 Закон от 01.11.2016 № 224-ЗРТ ФСД
Республика Хакасия 8519 Закон от 12.12.2016 № 90-ЗРХ ФСД
Алтайский край 8363 Закон от 03.11.2016 № 69-ЗС ФСД
Красноярский край 8540 Закон от 24.11.2016 № 2-100 ФСД
Иркутская область 8536 Закон от 12.12.2016 № 103-ОЗ ФСД
Кемеровская область 8208 Закон от 28.09.2016 № 66-ОЗ ФСД
Новосибирская область 8538 Закон от 28.11.2016 № 118-ОЗ ФСД
Омская область 8217 Закон от 31.10.2016 № 1909-ОЗ ФСД
Томская область 8497 Закон от 03.11.2016 № 115-ОЗ ФСД
Забайкальский край 8540 Закон от 13.12.2016 № 1419-ЗЗК ФСД
Дальневосточный федеральный округ
Республика Саха (Якутия) 13 807 Закон от 26.10.2016 № 1027-V РСД
Приморский край 8967 Закон от 02.11.2016 № 4-К3 РСД
Хабаровский край 10 895 Закон от 26.10.2016 № 206 РСД
Амурская область 8540 Закон от 28.10.2016 № 3-ОЗ ФСД
Камчатский край 16 400 Закон от 19.09.2016 № 836 РСД
Магаданская область 15 460 Закон от 29.07.2016 № 2062-ОЗ РСД
Сахалинская область 12 151 Закон от 11.11.2016 № 90-ЗО РСД
Еврейская авт.обл. 8906 Закон от 19.10.2016 № 6-ОЗ РСД
Чукотский а.о. 19 000 Закон от 31.10.2016 № 97-ОЗ РСД
Некоторые внешние ссылки в этой статье ведут на сайты, занесённые в спам-лист Эти сайты могут нарушать авторские права, быть признаны неавторитетными источниками или по другим причинам быть запрещены в Википедии. Редакторам следует заменить такие ссылки ссылками на соответствующие правилам сайты или библиографическими ссылками на печатные источники либо удалить их (возможно, вместе с подтверждаемым ими содержимым). bankiros.ru